НБР И АБИИ КАК КАТАЛИЗАТОРЫ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена деятельности недавно созданных многосторонних банков развития (МБР) - Нового банка развития БРИКС (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) - по мобилизации частных инвестиций в инфраструктуру. В отличие от других МБР указанные банки специализируются исключительно на проектах в области устойчивой инфраструктуры и в настоящее время продолжают создание механизмов привлечения частных инвестиций. Эти факторы, а также важная роль России в обоих банках (РФ является третьим по величине акционером АБИИ и одним из пяти равноправных - НБР) обуславливают актуальность изучения используемых НБР и АБИИ механизмов мобилизации средств частного сектора и выработки рекомендаций по их дальнейшему расширению и развитию. Для достижения этой цели в данной статье представлен анализ документов НБР и АБИИ, регламентирующих их взаимодействие с частным сектором и мобилизацию его ресурсов, а также сравнение качественных и количественных характеристик практической стороны этого взаимодействия. На основе проведенного анализа автором сформулированы рекомендации по совершенствованию и расширению списка используемых механизмов. В частности, АБИИ по примеру НБР следует как можно скорее начать практику привлечения капитала на финансовых рынках стран-членов. НБР необходимо обеспечить скорейшее начало функционирования Фонда подготовки проектов, а аналогичный фонд АБИИ должен сосредоточиться на привлечении средств частных инвесторов для финансирования своей деятельности. Целесообразным для НБР представляется четкое формулирование стратегии в отношении финансирования кредитов без суверенных гарантий. Кроме того, обоим банкам следует расширять используемый набор инструментов мобилизации частных инвестиций, включая предоставление гарантий, экспертную работу непосредственно со странами-заемщиками, а также обмен опытом между собой и участие в совместных проектах.

Об авторах

Андрей Владимирович Шелепов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: shelepov-av@ranepa.ru

научный сотрудник Центра исследований международных институтов (ЦИМИ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Список литературы

  1. Комплексный подход Группы Всемирного банка к мобилизации ресурсов частного сектора в странах - членах МАР // Всемирный банк. 2017. URL: http://ida.worldbank.org/sites/ default/files/pdfs/ida-private-sector-2017-rus.pdf. (дата обращения: 10.08.2018)
  2. Шелепов А.В. Новые и «традиционные» многосторонние банки развития: результаты и перспективы сотрудничества // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 127-147. doi: 10.17323/1996-7845-2017-01-127
  3. Asia infrastructure financing. Deutsche Bank. 2016. URL: https://www.dbresearch.com/PROD/ RPS_EN-PROD/Asia_infrastructure_financing/RPS_EN_DOC_VIEW.calias?rwnode= PROD0000000000435629&ProdCollection=PROD0000000000452069 (accessed 10.08.2018)
  4. Bhattacharyay B.N. Estimating Demand for Infrastructure in Energy, Transport, Telecommunications, Water and Sanitation in Asia and the Pacific: 2010-2020. ADBI Working Paper Series, 248. 2010. URL: https://openaccess.adb.org/handle/11540/3836 (accessed 10.08.2018)
  5. Bruck N. The Role of Development Banks in the Twenty-First Century // Journal of Emerging Markets. 1998. N 3. P. 61-90. URL: http://www.adfiap.org/wp-content/uploads/2009/10/the-role-ofdevelopment-banks-in-the-twenty-first-century.pdf (accessed 10.08.2018)
  6. Ehlers T. Understanding the challenges for infrastructure finance. BIS working paper N 454. Bank for International Settlements. 2014. URL: http://www.bis.org/publ/work454.pdf (accessed 10.08.2018)
  7. Faure R. et al. Multilateral development banks: a short guide. Overseas Development Institute. 2015. URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/10650.pdf/ (accessed 10.08.2018)
  8. From billions to trillions: transforming development finance. Post-2015 financing for development: multilateral development finance. Multilateral development banks. 2015. URL: http://siteresources.worldbank.org/DEVCOMMINT/Documentation/23659446/DC20150002(E)FinancingforDevelopment.pdf (accessed 10.08.2018)
  9. Griffith-Jones S. A BRICS Development Bank: A dream come true? UNCTAD Discussion Paper No. 215. 2014. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/tdb_efd1_bp_GP2_en.pdf (accessed 10.08.2018)
  10. Griffith-Jones S. What Can the Asian Infrastructure Investment Bank Learn from Other Development Banks? IDS Policy Briefing no. 113. 2016. URL: https://opendocs.ids.ac.uk/opendocs/ bitstream/handle/123456789/11170/PB113_AGID545_AIIB_Online.pdf;sequence=1 (accessed 10.08.2018)
  11. Humphrey C. Challenges and Opportunities for Multilateral Development Banks in Twenty-first Century Infrastructure Finance. Group of 24 Special Paper Series on Infrastructure Finance and Development. 2014. URL: https://www.g24.org/wp-content/uploads/2016/05/MARGGKWP08.pdf (accessed 10.08.2018)
  12. Humphrey C. Six proposals to strengthen the finances of multilateral development banks. ODI Working Paper 509. 2017. URL: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/ 11451.pdf (accessed 10.08.2018)
  13. Infrastructure to 2030. Vol. 2. Mapping policy for electricity, water and transport. OECD. 2007. URL: https://www.oecd.org/futures/infrastructureto2030/40953164.pdf (accessed 10.08.2018)
  14. Insight: Blended finance in the national planning process. Deloitte. 2017. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/About-Deloitte/gx-blendedfinance-in-national-planning-process.pdf (accessed 10.08.2018)
  15. Kamal R., Gallagher K.P. China goes global with development banks. Bretton Woods Project. 2016. URL: https://www.brettonwoodsproject.org/wp-content/uploads/2016/04/At-Issue-China-goesglobal-with-development-banks.pdf (accessed 10.08.2018)
  16. Mobilization of private finance by multilateral development banks. 2016 Joint Report. Multilateral development banks. 2017. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/860721492635844277/ pdf/114433-REVISED-11p-MDB-Joint-Report-Mobilization-Jul-21.pdf (accessed 10.08.2018)
  17. Montes M. Five Points on the Addis Ababa Action Agenda. South Centre Policy Brief no. 24. 2016
  18. Southeast Asia at the crossroads: Three paths to prosperity. McKinsey Global Institute. 2014. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Featured%20Insights/Asia%20Pacific/Three% 20paths%20to%20sustained%20economic%20growth%20in%20Southeast%20Asia/Southeast_ Asia_at_the_crossroads_Three_paths_to_prosperity_Full%20report.ashx (accessed 10.08.2018)
  19. The Role of Development Banks in Promoting Growth and Sustainable Development in the South. UNCTAD. 2016. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/gdsecidc2016d1_en.pdf (accessed 10.08.2018)
  20. Trade and Development Report, 2015: Making the international financial architecture work for development. UNCTAD. 2015. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2015_en.pdf (accessed 10.08.2018)

© Шелепов А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах