РАЗВИТИЕ БРИКС И СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья, в основу которой лег анализ довольно спорных толкований Буэнос-Айресского плана действий, нацелена на изучение в первом приближении итогов реализации программы развития БРИКС, прежде всего в области образования как примера сотрудничества по линии Юг-Юг. В методологическом плане автор опирался на теоретически подкрепленное кейс-исследование с использованием широкого круга примеров и пояснений. Аналитический обзор англоязычной академической литературы по проблематике образования в странах БРИКС в данном случае был объединен с анализом документальной базы по вопросам сотрудничества стран БРИКС в период с 2009 по 2017 г. Хотя основная международная и компаративистская образовательная литература, встроенная в (нео) реалистическую теорию международных отношений, по-прежнему ограничивается изучением примеров отдельных стран БРИКС, использование критического подхода, связанного с теорией контрзависимости в контексте сотрудничества Юг-Юг, позволяет обойти методологическую «близорукость» через выявление общих повесток, проектов, интеракций и потенциальных синергий, формируемых в рамках БРИКС в качестве аналитических инструментариев. На фоне формирования более явной и убедительной повестки дня БРИКС как примера сотрудничества Юг-Юг достигнутые результаты все же еще не позволяют с уверенностью и однозначно утверждать, что сотрудничество БРИКС в области образования создает контрструктуру неолиберальной глобальной системе образования. Тем не менее образовательный вектор сотрудничества БРИКС воспринимается автором как способствующий построению подобной структуры контрзависимости. В этой связи фокус внимания будущих эмпирических исследований должен быть нацелен на анализ результатов фактической реализации заявленной повестки дня.

Об авторах

Томас Мур

Университет Хабиба; Ноттингемский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: t.muhr2@gmail.com

доктор политических наук, доцент Университета Хабиба, Карачи, Пакистан; почетный доцент Центра международных исследований в области образования, Ноттингемский университет, Великобритания

Марио де Азеведо

Государственный университет Маринга

Email: mario.de.azevedo@uol.com.br

доктор философии, профессор Государственного университета Маринга, Бразилия

Список литературы

  1. Abdenur, A.E. (2014). Emerging Powers as Normative Agents: Brazil and China within the UN Development System. Third World Quarterly, 35(10), 1876-1893. doi: 10.1080/01436597.2014.971605.
  2. Altbach, P.G. & Bassett, R.M. (2014). Nix the BRICS - at least for Higher Education Scholarship. Change: The Magazine of Higher Learning, 46(5), 30-33. doi: 10.1080/00091383.2014.941768.
  3. Altbach, P.G., Reisberg, L., Yudkevich, M., Androushchak, G. & Kuzminov, Y. (Eds.). (2013). The Global Future of Higher Education & the Academic Profession: The BRICs and the United States. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
  4. Amin, S. (1980). Collective Self-reliance or National Liberation? In: Dialogue for a New Order. Ed. by K. Haq. New York: Pergamon, p. 153-169.
  5. Azevedo, M.L.N. (2015). Higher Education and International Organizations: Cold War, Commodification, and the Global Field of Power. In: Liberation Psychology in Brazil. Ed. by S. Tuleski. New York: Nova, p. 13-39.
  6. Birn, A.-E., Muntaner, C. & Afzal, Z. (2017). South-South Cooperation in Health: Bringing in Theory, Politics, History, and Social Justice. Cadernos de Saúde Pública, 33(2), 37-52. doi: 10.1590/0102-311X00194616.
  7. Buzan, B., Held, D. & McGrew, A. (1998). Realism vs Cosmopolitanism. Review of International Studies, 24 (3), 387-398.
  8. Caporaso, J.A. (1978). Dependence, Dependency, and Power in the Global System: A Structural and Behavioral Analysis. International Organization, 32(1), 13-43.
  9. Carnoy, M., Loyalka, P., Dobryakova, M., Dossani, R., Froumin, I., Kuhns, K., Tilak, J. & Wang, R. (2013). University Expansion in a Changing Global Economy: Triumph of the BRICs? Stanford: Stanford University Press.
  10. Chatin, M. & Gallarotti, G.M. (2016). The BRICS and Soft Power: An Introduction. Journal of Political Power, 9 (3), 335-352. doi: 10.1080/2158379X.2016.1232284.
  11. Cheng, I-H. & Chan, S-J. (Eds.). (2015). International Education Aid in Developing Asia: Policies and Practices. Dordrecht: Springer.
  12. Cooper, A.F. (2017). The BRICS’ New Development Bank: Shifting from Material Leverage to Innovative Capacity. Global Policy, 8 (3), 275-284. doi: 10.1111/1758-5899.12458
  13. David, S.A. & Motala, S. (2017). Can BRICS Build Ivory Towers of Excellence? Giving New Meaning to World-class Universities. Research in Comparative & International Education, 12(4), 512-528. doi: 10.1177/1745499917740652
  14. Dolowitz, D.P. & Marsh, D. (2000). Learning from Abroad: The Role of Policy Transfer in Contemporary Policy-making. Governance: An International Journal of Policy and Administration, 13(1), 5-23. doi: 10.1111/0952-1895.00121
  15. Erisman, M. (1991). Cuban Development Aid: South-South Diversification and Counterdependency Politics. In: Cuban Foreign Policy Confronts a New International Order. Ed. by M. Erisman and 1. Kirk. London: Lynne Rienner, p. 139-165
  16. Ernst, D. (1979). La Cooperación Técnica entre los Países en Desarrollo. Comercio Exterior, 29 (12), 1396-1403. URL: http://revistas.bancomext.gob.mx/rce/magazines/443/11/RCE11.pdf
  17. Esteves, P. & Assunção, M. (2014). South-South Cooperation and the International Development Battlefield: Between the OECD and the UN. Third World Quarterly, 35 (10), 1775-1790. doi: 10.1080/01436597.2014.971591
  18. Fairclough, N. (2003). Analysing Discourse. London: Routledge
  19. Gallarotti, G.M. (2016). Compound Soft Power: The BRICS and the Multilateralization of Soft Power. Journal of Political Power, 9 (3), 467-490. doi: 10.1080/2158379X.2016.1232292
  20. Gosovic, B. (2016). The Resurgence of South-South Cooperation. Third World Quarterly, 37 (4), 733-743. doi: 10.1080/01436597.2015.1127155
  21. Hesse-Biber, S.N. (2017). The Practice of Qualitative Research: Engaging Students in the Research Process. Los Angeles: Sage
  22. Hopewell, K. (2017). The BRICS - Merely a Fable? Emerging Power Alliances in Global Trade Governance. International Affairs, 93 (6), 1377-1396. doi: 10.1093/ia/iix192
  23. Jules, T.D. & Sá e Silva, M.M. (2008). How Different Disciplines have Approached South-South Cooperation and Transfer. Society for International Education Journal, 5 (1), 45-64
  24. King, K. (2013). China’s Aid and Soft Power in Africa. The Case of Education and Training. Woodbridge: James Currey
  25. Lalander, R. & Lembke, M. (2018). The Andean Catch-22: Ethnicity, Class and Resource Governance in Bolivia and Ecuador. Globalizations, 15 (5), 636-654. doi: 10.1080/14747731.2018.1453189
  26. Martín, R.D. (2016). En los Pliegues de la Historia: Cooperación Sur-Sur y Procesos de Integración en América Latina y el Caribe. Estudos Internacionais: Revista de Relações Internacionais, 4 (2), 57-77. doi: 10.5752/P.2317-773X.2016v4.n2.p57
  27. Mason, J. (2002). Qualitative Researching (2nd ed.). London: Sage
  28. Muhr, T. (2016). Beyond ‘BRICS’: Ten theses on South-South Cooperation in the 21st Century. Third World Quarterly, 37(4), 630-648. doi: 10.1080/01436597.2015.1108161
  29. Newman, E. & Zala, B. (2018). Rising Powers and Order Contestation: Disaggregating the Normative from the Representational. Third World Quarterly, 39 (5), 871-888. doi: 10.1080/01436597.2017.1392085
  30. Nowak, M. (2003). Introduction to the International Human Rights Regime. Leiden/Boston: Brill Academic Publishers
  31. Nye, J.S. (2010). Responding to my Critics and Concluding Thoughts. In: Soft Power and US Foreign Policy. Ed. by I. Parmar and M. Cox. London: Routledge, p. 215-227
  32. Oleksiyenko, A. & Yang, R. (2015). Nix the BRICs? Competitive and Collaborative Forces in the Ostensibly ‘Blocalized’ Higher Education Systems. Frontiers of Education in China, 10 (1), 1-6. doi: 10.1007/BF033
  33. Phạm, Quỳnh N. & Shilliam, R. (2016). Meanings of Bandung. Postcolonial Orders and Decolonial Visions. London: Rowman & Littlefield
  34. Report on South-South Cooperation in Ibero-America 2017. (2017). SEGIB (Ibero-American General Secretariat) Madrid: SEGIB
  35. Ristoff, D. (2016a). BRICS Rede de universidades. Personal digital communication, 17 September
  36. Ristoff, D. (2016b). International Cooperation in Higher Education: Trends and Challenges. InBRICS. BRICS Studies Centre Newsletter, 1, 10-18. URL: https://center-brics.urfu.ru/fileadmin/ user_upload/BRICS/br-br/InBRICS_ot_28_marta.pdf
  37. Robertson, S. & Dale, R. (2008). Researching Education in a Globalising Era: Beyond Methodological Nationalism, Methodological Statism, Methodological Educationism and Spatial Fetishism. In: The Production of Educational Knowledge in a Global Era. Ed. by J. Resnick. Rotterdam: Sense Publishers, p. 19-32
  38. Sá e Silva, M.M. (2009). South-South Cooperation: Past and Present. Conceptualization and Practice. In: South-South Cooperation in Education and Development. Ed. by L. Chisholm and G. Steiner-Khamsi. New York: Teachers College Press, p. 39-59
  39. Sachs, W. (2017). The Sustainable Development Goals and Laudatio Si’: Varieties of Post-Development? Third World Quarterly, 38 (12), 2537-2587. doi: 10.1080/01436597.2017.1350822
  40. Santos, B.d.S. (2002). Toward a New Legal Common Sense. London: Butterworths
  41. Schwartzman, S., Pinheiro, R. & Pillay, P. (2015). Higher Education in the BRICS Countries: Investigating the Pact between Higher Education and Society. Dordrecht: Springer
  42. Silva, J.G.d. (2018). Cooperación Sur-Sur y Triangular: El Papel de América Latina y el Caribe dentro del G-77 y China para Lograr la Primera Generación de un Mundo sin Hambre. Línea Sur, 13, 63-75
  43. Smagina, I. (2016). The First Forum of the BRICS Network University. BRICS Law Journal 3 (1), 144-151. doi: 10.21684/2412-2343-2016-3-1-144-151
  44. Steiner-Khamsi, G. (2007). International Knowledge Banks and the Production of Educational Crises. In: Knowledge and Policy: Research - Information - Intervention. EEJR Roundtable. Ed. by I. Gogolin, E. Keiner, G. Steiner-Khamsi, J. Ozga and L. Yates. European Educational Research Journal, 6 (3), p. 285-292
  45. Stuenkel, O. (2016). Do the BRICS Possess Soft Power? Journal of Political Power, 9 (3), 353-367. doi: 10.1080/2158379X.2016.1232285
  46. Tünnermann Bernheim, C. (2009). Central America: Quality Assurance and Accreditation. In: Higher Education in Latin America and the Caribbean 2008. Ed. by F.L. Segrera, C. Brock and J.D. Sobrinho. Caracas: UNESCO/IESALC, p. 49-68
  47. Yin, R.K. (2009). Case Study Research. Design and Methods (4th ed.). London: Sage

© Мур Т., Азеведо М.д., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах