Восприятие России молодым поколением Японии
- Авторы: Жилина Л.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018): Великие державы: парадоксы восприятия
- Страницы: 49-65
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/18376
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-49-65
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе исследуется динамика изменения восприятия России молодым поколением Японии. Цель статьи - рассмотреть, какие представления и стереотипы сложились у японской молодежи в отношении России, проанализировать факторы, влияющие на восприятие молодыми японцами «дальнего соседа», и то, как эти представления изменились за пять лет. По мере усложнения отношений между Японией и Россией возрастает потребность в получении большего объема знаний для выстраивания взаимопонимания. Для более детального анализа в статье были использованы данные опросов, проведенных в университетах Японии в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях в начале XXI века - Россия и Япония». Как представляется, студенческая аудитория - наиболее перспективная для работы в плане формирования общественного мнения о зарубежных странах. Мы обращаемся к результатам, полученным в 2007 и 2012 гг., и используем эмпирические методы исследования, такие как опрос и анализ дискурса. Таким образом, мы предоставляем обзор результатов репрезентативных опросов и анализируем результаты исследований для того, чтобы сделать выводы о движущих факторах изменения общественного восприятия России молодыми японцами. Представленное исследование является иллюстративным объяснением того, что стереотипы долговечны - их довольно трудно изменить - и они могут передаваться из поколения в поколение. По результатам исследования автор пришел к следующему выводу: хотя в целом уровень восприятия России в студенческой среде не изменился, но, тем не менее, мы смогли увидеть некоторые количественные изменения. Результаты опросов показали, что определенная часть японских студентов придерживается довольно оптимистичного мнения о России. Однако были и свидетельства того, что по некоторым вопросам мнения японских студентов изменились, при этом иногда не в лучшую сторону.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Владимировна Жилина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Список литературы
- Жилина Л.В. Формирование общественного мнения о России и русских в Японии в начале XXI в. // Вестник Омского университета. 2009. № 3. C. 193—199.
- Холодковский К.Г. Некоторые вопросы развития массового политического сознания // Мировая экономика и международные отношения. 1979. № 6. С. 126—131.
- Castano E., Bonacossa A., Gries P. National Images as Integrated Schemas: Subliminal Primes of Image Attributes Shape Foreign Policy Preferences // Political Psychology. 2015. Vol. 37. N 3. P. 351—366. doi: 10.1111/pops.12259.
- Chugrov S.V. The Image of Russia in Japan and the Image of Japan in Russia: Working Paper 33/2017. Russian International Affairs Council (RIAC). Moscow: NPMP RIAC.
- Feklyunina V. National Images in International Relations: Putin’s Russia and the West. Thesis PhD in Politics. University of Glasgow, 2009.
- Herrmann R.K. & Fischerkeller M.P. Beyond the Enemy Image and Spiral Model: Cognitive-Strategic Research after the Cold War // International Organization. 1995. Vol. 49 (3). P. 415—450.
- Klapper J.T. The Effects of Mass Communication. NY: Free Press, 1960.
- Katz E. The Social Itinerary of Technical Change: Two Studies on the Diffusion of Innovation // Human Organization, 1961. Vol. 20. N 2. P. 70—82.
- Kunczik M. Images of Nations and International Public Relations. Mahweh. N.J.: Lawrence Erlbaum, 1997.
- Li X. & Chitty N. Reframing national image: A methodological framework // Сonflict & communication online. 2009. Vol. 8. N 2. P. 1—11.
- Scott W.A. Psychological and social correlates of international images // International Behavior. Ed. by H.C. Kelman. NY: Holt, Rinehart and Winston. 1966. P. 70—103.
- Sears D.O. & Freedman J. Selective Exposure to Information: A Critical Review // Public Opinion Quarterly. 1967. Vol. 31. P. 194—214.
- Tichenor P.J., Donohue G.A. & Olien C.N. Mass media flow and differential growth in knowledge // Public Opinion Quarterly. 1970. Vol. 34(2). P. 159—170.
- Whitehead S. Arab Portrayals in U.S. and British News Magazines: A Comparative Analysis. Paper presented at the Annual Meeting of the Association for Education in Journalism and Mass Communication. 1987.
- Yehuda A. The role of intergroup contact in change of prejudice and ethic relations // Towards the elimination of racism. Ed. by P.A. Katz. NY: Pergamon. 1976. P. 245—308.
- Youichi I. Socio-cultural backgrounds of Japanese interpersonal communication style // Civilisations. 1991. N 39. P. 101—128.
- Zhilina L.V. Representations of neighboring countries at the beginning of 21st century — Russia and Japan in students’ imaginations. Omsk: Omskblankizdat, 2008.
- Zhilina L. Public attitude and mutual perceptions: Japan and Russia // CEU Political Science Journal. 2015. Vol. 10. N 1—2. P. 1—30.