ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ЗАЗОРОВ В ШАРНИРАХ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Контактные напряжения в шарнирах цепных передач необходимо знать для оценки их износостойкости, поскольку износ шарниров является наиболее распространенным видом повреждения цепных передач. Определен необходимый зазор между втулкой и валиком цепных передач. Зазор в значительной степени определяет характер распределения и величину контактных напряжений в шарнире, а следовательно, и износостойкость цепных передач. Разработана методика расчета максимальных контактных напряжений в шарнирах цепных передач. Показано, что с уменьшением зазора в шарнирах увеличивается угол контакта между валиком и втулкой и снижаются максимальные контактные напряжения. Однако для реальных углов контакта контактное напряжение сильно превышает допустимое среднее удельное давление, вызывая повышенный износ шарниров. Один из возможных путей решения данной задачи - использование в шарнирах переходных посадок, в которых зазоры и натяги сравнительно невелики. При запрессовке валиков во втулки за счет срезания микронеровностей с контактных поверхностей натяг в соединении практически исчезает. Приведены примеры определения зазоров и контактных напряжений в шарнирах цепных передач.

Полный текст

Введение Износ шарниров - наиболее распространенный вид повреждения цепей закрытых и полузакрытых передач станков, двигателей и оборудования общего машиностроения. Поэтому основной расчет цепных передач проводят по условию износостойкости шарниров цепи. Для расчета необходимо прежде всего знать контактные напряжения между втулками и валиками цепи. Однако определение напряжений в зонах контакта представляет собой достаточно сложную задачу. Поэтому расчет проводят по условному давлению в шарнирах цепи в предположении нулевого зазора между валиком и втулкой и равномерного распределения давления в шарнире. Кроме того, в ГОСТ 13568-97 на цепи приводные роликовые и в ГОСТ 588-81 на цепи тяговые пластинчатые, а также в литературе по этому вопросу отсутствуют данные о величине необходимого зазора в шарнирах цепи. Данный зазор в значительной степени определяет характер распределения и величину контактных напряжений в шарнире, а следовательно, и износостойкость цепных передач. Определение контактных напряжений Для шарниров цепи диаметр отверстия втулки dот = d + Sш, где d - диаметр валика; Sш - зазор в шарнире между втулкой и валиком. В шарнирах цепи зазоры между втулкой и валиком весьма малы. В связи с этим расчет можно свести к задаче о вдавливании кругового пальца в тело с круговой полостью, которое после приложения нагрузки касается пальца по сравнительно большому участку. Параметры сопряжения здесь можно определить на основе решения контактной задачи теории упругости о внутреннем сжатии двух цилиндрических тел, радиусы которых почти равны. Решение задачи о сжатии цилиндрических тел близких радиусов с учетом трения можно аппроксимировать той же задачей без трения, так как силы трения на поверхности контакта приводят к перераспределению эпюры контактного давления и смещению ее в сторону, противоположную повороту валика передачи. При этом угол смещения ρ центра дуги контакта с большой точностью равен arctg f, а половина угла контакта φ0 слабо зависит от коэффициента трения f [1; 2; 5; 6]. Для определения напряжений в шарнирах передачи, когда dвт/d > 1,5, где dвт - диаметр втулки, примем следующее распределение давления на поверхности контакта: p(j) = C ×cos⎛ pj ⎞ , ⎜⎝ 2j0 ⎟⎠ (1) где φ - угловая текущая координата. Тогда максимальное контактное напряжение в шарнире (при φ = 0) σmax = C. Величину C найдем из условия равновесия валика j0 ò -j0 2N p(j)coscos dj = п , d (2) где Nп = N/l - удельная контактная нагрузка (N - общая нагрузка на шарнир, l - длина втулки), т.е. j0 ò C × cos ⎛ pj ⎞ = 2N п . (3) -j0 ⎜⎝ 2j0 ⎟⎠ d Откуда C p cos j0j0 0 0,25p2 - j2 2N = п . d (4) При φ0 = 0,5π, т.е. при равенстве диаметров валика и отверстия втулки, в левой части выражения (4) возникает «неопределенность» вида 0/0. Для раскрытия неопределенности используем правило Лопиталя: lim ⎛ p cos j0j0 ⎞ = lim ⎡ (p cos j0j0 )¢ ⎤ = p . (5) j ®0,5p ⎜ 0,25 2 2 ⎟ j ®0,5p ⎢(0,25 2 2 ) ⎥ 2 0 ⎝ p - j0 ⎠ 0 ⎣ p - j0 ¢ ⎦ Тогда при φ0 = 0,5π s = C = 4 N п = 4 p, (6) max p d p где p = Nп/d - среднее удельное контактное давление в шарнире. Выражение (6) содержит множитель 4/π, учитывающий серпообразный характер распределения по окружности давлений, такой же, как при расчете соединений с натягом, воспринимающих изгибающий момент. Из выражения (4) C = 2N п d 0,25p2 - j2 0 . p cos j0j0 (7) Выразим максимальное контактное напряжение через среднее удельное давление в шарнире σmax = C = kp; k = 2 0,25p2 - j2 0 . p cos j0j0 (8) Расчет максимального контактного напряжения в шарнирах цепной передачи, выполненный по формуле (8), довольно хорошо согласуется с расчетом по существующей методике для подшипников скольжения. Для сравнения вычислим коэффициент k по формуле (8) и сравним его с аналогичным коэффициентом для подшипников скольжения, приведенным в работе [3]. Результаты расчетов приведены на рис. 1. Здесь верхняя линия соответствуют расчету по формуле (8), а нижняя - по данным работы [3]. Из рисунка 1 видно, что значение коэффициента k, определенное по формуле (8), несколько выше, особенно для малых полууглов контакта φ0. При больших полууглах φ0 расчеты практически совпадают. Максимальное расхождение не превышает 20%. Однако расчетные зависимости в [3] очень сложны, их результаты приводятся в виде таблицы. Полученная же формула проста и удобна для расчета. 20 Величина коэффициента k 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 5 15 30 45 60 80 Половина угла контакта, град Рис. 1. Зависимость коэффициента k от половины угла контакта φ0 [Fig. 1. Relationship of the coefficient k to the half contact angle φ0] Определение зазоров в шарнирах Для расчета контактного напряжения необходимо знать величину угла φ0. Угол φ0 является функцией коэффициента нагруженности β, который в данном случае (когда и валик и втулка выполнены из стали) может быть определен по формуле b= 2N п 1- n2 , (9) pecp E где εcp - средний радиальный зазор в шарнире; E и ν - модуль упругости и коэффициент Пуассона стали соответственно. Тогда средний относительный зазор ψcp в шарнире y cp = Scp d ecp = . r (10) Для максимальной нагрузки 4[ p]1- n2 y cp = pb E , (11) где [p] - допускаемое среднее удельное давление в шарнире. Допускаемое среднее удельное давление в шарнирах роликовых цепей [4] [ p ] [ p] = 0 , K э (12) где Kэ - коэффициент эксплуатации. Давление [p0] зависит от шага цепи и частоты вращения малой звездочки. Наибольшее значение [p0] = 35 МПа соответствует частоте вращения малой звездочки n < 50 мин-1. Минимальная величина коэффициента эксплуатации для смазываемых передач Kэ = 0,8. Тогда [p]max = 43,75 МПа. Как уже отмечалось, угол φ0 является функцией коэффициента нагруженности β, которая в [3] задается графически. С использованием этой зависимости выполнен расчет среднего относительного зазора ψcp для [p]max = 43,75 МПа и различных полууглов контакта φ0. Результаты расчета приведены на рис. 2. При φ0 > 45° требуемые зазоры в шарнире обеспечить технологически достаточно сложно, если учесть также, что при p < [p]max или даже при p < [p] относительные зазоры в шарнире уменьшаются. Поэтому будем в дальнейшем полагать, что φ0 £ 45°. Для этого диапазона можно предложить следующую зависимость, связывающую полуугол контакта φ0 со средним относительным зазором ψcp: 1,8×106 j 2,78 y cp ×105 = + 51,4. 0 (13) Для определения самого полуугла контакта φ0 при φ0 £ 45° можно предложить следующую зависимость: φ0 = 94β0,53. (14) При этом средний диаметральный зазор Scp = ψcpd. Для примера определим полуугол контакта φ0 и контактное напряжение для случая, когда p = 20 МПа, а Scp = 0,006d. В этом случае 4 × 20 1- 0,32 b= = 0,0184, p× 0,006 2,1×105 а φ0 = 94(0,0184)0,53 = 11,31°. ycp · 105 350 300 250 200 150 100 50 0 24 35 45 55 66 73 y0, ° Рис. 2. Зависимость среднего относительного зазора ψcp от половины угла контакта φ0 [Fig. 2. Relationship of the average relative gap ψcp to the half contact angle φ0] Максимальное контактное напряжение в шарнире 0,25p2 -(11,31p /180)2 smax = C = kp = 2 p cos(11,31°)(11,31p /180) 20 = 160 МПа. Оно сильно превышает допускаемое среднее удельное давление, вызывая повышенный износ шарниров. Эта тенденция сохраняется для всего диапазона углов φ0 £ 45°. Заключение Уменьшить контактное напряжение в шарнирах цепной передачи можно за счет увеличения полуугла контакта валика со втулкой φ0, т.е. увеличения коэффициента нагруженности β. Это достигается путем уменьшения среднего радиального зазора в шарнирах εcp. В этом случае для определения диапазона углов φ0 > 45° можно предложить следующую зависимость: φ0 = 63,46β0,198. (15) Для примера найдем средний относительный зазор в шарнирах для p = 20 МПа. При β = 2 (φ0 = 72,7°) y cp = 4 × 20 1- 0,32 = 0,00006. p× 2 2,1×105 Тогда для цепи ПР-63,5-354 с наибольшим шагом и диаметром валика d = 19,84 мм Scp = ψcpd = 0,00006 · 19,84 = 0,0012 мм (1,2 мкм). При β = 1 (φ0 = 65,8°) - ψcp = 0,00011, а Scp = 2,2 мкм. При β = 0,5 (φ0 = 55,4°) - ψcp = 0,00022, а Scp = 4,4 мкм. Таким образом, в данном случае необходимые зазоры в шарнирах очень малы и обеспечить их технологически достаточно сложно. Один из возможных путей приближения к решению данной задачи - использование в шарнирах переходных посадок, например, типа H7/m6 или H7/k6. В этих посадках вероятность получения зазора и натяга примерно одинакова. Зазоры и натяги сравнительно невелики. При запресовке валиков во втулки за счет срезания микронеровностей с контактных поверхностей натяг в соединении практически исчезает, так как он здесь примерно равен поправке на обмятие (срез) микронеровностей при сборке.

×

Об авторах

Юрий Вениаминович Белоусов

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: belou.80@mail.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры основ конструирования машин Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов: детали машин, технология машиностроения

Российская Федерация, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская 5/1

Станислав Викторович Страшнов

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Email: shtrafnoy@gmail.com

кандидат технических наук, старший преподаватель департамента архитектуры и строительства Инженерной академии, Российский университет дружбы народов. Область научных интересов: детали машин, технология машиностроения

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Белоусов Ю.В. Анализ условий надежного закрепления заготовок при токарной обработке на станках с ЧПУ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2017. Т. 19. № 1. С. 91-96.
  2. Белоусов Ю.В. Моделирование силового взаимодействия инструмента примеханической обработке резанием // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2016. № 4. С. 62-66.
  3. Когаев В.П., Дроздов Ю.Н. Прочность и износостойкость деталей машин: учеб. пособие для машиностр. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1991. 319 с.
  4. Андриенко Л.А., Байков Б.А., Захаров М.Н. и др. Детали машин: учебник для вузов / под ред. О.А. Ряховского. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. 465 с.
  5. Shambina S.L., Rekach F.V., Belousov Y.V. On new modification of some strength criteria for anisotropic materials // Key Engineering Materials. Vol. 724. 2016. P. 53-57. Smart Materials Technologies.
  6. Hoffman N.P., Stolz V. Ontransient growth of wear pattern properties // Wear. 2010. Vol. 268. № 7-8. P. 886-892.

© Белоусов Ю.В., Страшнов С.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах