АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ
- Авторы: Разин А.Д.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 2 (2017)
- Страницы: 230-235
- Раздел: Архитектура и строительные науки
- URL: https://journals.rudn.ru/engineering-researches/article/view/16697
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8143-2017-18-2-230-235
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются требования по обеспечению антитеррористической безопас-ности дипломатических зданий различных типов, по строительному объему и функциональ-ному назначению. Определены архитектурно-планировочные принципы по обеспечению антитеррористической безопасности. Проанализирован архитектурно-планировочный опыт в соответствии с нормативными документами по обеспечению антитеррористической безопас-ности. Предложены общие планировочные решения по обеспечению антитеррористической защищенности дипломатических зданий.
Полный текст
В соответствии с законом Российской Федерации все здания и сооружения должны иметь предусмотренные проектными решениями средства, обеспечивающие антитеррористическую защищенность [1]. Дипломатические здания принадлежат к такой категории объектов, которые регулярно подвергаются террористическим нападениям. В результате террористических актов дипломатическим зданиям и сооружениям, персоналу наносится материальный ущерб различной степени тяжести и в исключительных случаях погибают работники дипломатических представительств. В соответствии со Сводом правил по обеспечению террористической защищенности необходимо разработать систему мероприятий, направленных, во-первых, на предотвращение несанкционированного доступа на дипломатический объект физических лиц, транспорта, грузов и, во вторых, на обнаружение устройств и материалов, способных привести к взрывам или использоваться, как оружие. Анализ информации о террористических нападениях на дипломатические здания Российской Федерации в различных регионах мира, дипломатические представительства других стран показал, что в среднем в год происходит минимально 5 террористических нападений, в результате которых дипломатическому персоналу, зданиям, имуществу наносится значительный материальный ущерб. Террористические нападения на дипломатические здания происходят в странах Азии, Африки, Америки и в некоторых странах Европы. Необходимо отметить, что все террористические нападения следует разделять на две неравнозначные категории. Первая категория - это нападения персонально на дипломатических сотрудников различного ранга, вторая категория - это нападение на дипломатические помещения, здания, группу зданий. Вторая категория нападений по количественным показателям значительно превышает первую. Приведенная классификация вписывается в классическую схему индивидуального и массового террора, которая наблюдается в периоды дестабилизации политических систем и военной эскалации. В условиях нарастания именно военной эскалации в современной концепции войны четвертого поколения (W-4) именно террору отводится главная роль для достижения целей господства одних государств или группы государств над другими государствами. По данной концепции ведения войны вообще не предполагается ведения широкомасштабных боевых действий войсковыми соединениями. Война между государствами официально не объявляется, более того дипломатические отношения между государством - агрессором и государством - жертвой не прерываются. Следовательно, дипломатические сотрудники могут находиться во враждебной стране вполне официально [2]. Именно в этом случае начинается нарастание террористической опасности нападения на дипломатические здания под различенными предлогами. На втором этапе происходит переход от угроз к нападениям. Необходимо отметить, что все меры по обеспечению террористической защищенности направлены на определенное замедление разворачивающейся агрессии, а возможно и предотвращение дальнейшей военной эскалации в рамках концепции войны четвертого поколения. Дипломатические отношения, как правило, сдерживают развитие военной эскалации, так как носят симметричный характер и предполагают наличие равноправных дипломатических представительств у двух государств. Подвергая опасности дипломатический персонал аккредитованного государства, аккредитующее государство тем самым увеличивает опасность террористической угрозы на собственных дипломатов, их имущество, здания и сооружения представительств. Законодательство всех стран имеет собственные законы, обеспечивающие антитеррористическую защищенность. В Российской Федерации обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений нормируется наряду с ФЗ РФ специальным СП. В соответствии с данным СП безопасность объектов должна обеспечиваться по двум направлениям: во-первых, по предотвращению несанкционированного допуска на дипломатический объект неизвестных лиц и, во-вторых, по обнаружению взрывных устройств, оружия и боеприпасов для проведения террористических актов против дипломатического объекта. Дипломатические объекты включают в себя дипломатические помещения, здания, сооружения, территорию, на которой находятся дипломатические объекты и дипломатический персонал. В соответствии с принципом экстерриториальности все дипломатические объекты размещаются на огражденной и строго охраняемой территории. Таким образом, режим допуска на дипломатический объект строго контролируется в соответствии с дипломатическим статусом. Кроме того дипломатический статус относит все дипломатические объекты к первому классу (класс 1) в зависимости от вида и размера ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в результате реализации террористических угроз. По определению класса 1 (высокая значимость) ущерб в результате реализации террористических угроз приобретает федеральный или межрегиональный масштаб. Очевидно, что ущерб в результате реализации террористических угроз в отношении дипломатического объекта приобретает международный масштаб и может привести к усилению военных угроз или военной эскалации. Для усиления контроля по несанкционированным проникновениям на территорию дипломатического объекта необходимо использовать следующие средства и системы: систему контроля и управления доступом на объект (СКУД), систему охранного освещения (СОО), систему охранную телевизионную (СОТ), систему охранной и тревожной сигнализации (СОТС), систему экстренной связи и систему контрольно-пропускных пунктов (КПП). Для обнаружения взрывчатых веществ и оружия необходимо использовать следующие средства: газоанализатор паров взрывчатых веществ (ГАПВВ), стационарный металлообнаружитель (МО), ручной металлоискатель (МИ), рентгенотелевизионную установку (РТУ), средства визуального досмотра (СрВД), досмотровый радиометрический комплекс (ДРК). С точки зрения разработки архитектурно-планировочных решений дипломатических объектов названные средства и системы влияют на объемно-планировочные характеристики, увеличивая либо внутренние площади некоторых специальных помещений, либо объемы инженерных сетей и проводных коллекторов. Увеличение внутренних площадей для размещения аппаратуры, оборудования и сотрудников требуется в первую очередь в КПП и в консульском корпусе. Возможно устройство дополнительных КПП и досмотровых помещений. Архитектурно-планировочный анализ обеспечения антитеррористической защищенности дипломатического объекта предлагается проводить на основе планировочной схемы генерального плана дипломатического объекта среднего размера (рисунок). На планировочной схеме тонкими линиями обозначен огражденный периметр дипломатического объекта. Дипломатический объект состоит из 2-х зданий, помещенных внутри периметра. Здание 1 объединяет в себе служебно-представительские функции и имеет внутренний дворик. Здание 2 сочетает в себе жилые и обслуживающие функции. Кроме того, на границе территории дипломатического объекта находится консульство. Как правило, консульство размешается таким образом, чтобы был возможен вход в здание посетителей непосредственно с внешней стороны территории представительства. Данное размещение консульства характерно для дипломатических комплексов посольства. Возможно размещение консульства на отдельной территории [3]. На внешней границе комплекса размещается небольшое отдельно стоящее здание контрольно-пропускного пункта (КПП 1). КПП 2 и КПП 3 размещаются внутри консульского здания. Стрелками обозначены входы и выходы в здания и на КПП 1, 2, 3 соответственно. В здании 1 устроены два внутренних КПП, обозначенные небольшими прямоугольниками. Эти КПП предназначены для контроля над входом и выходом в представительскую зону и из представительской зоны в служебную. L max и L min обозначают максимальное и минимальное расстояния от внешнего ограждения до зданий дипломатического объекта. Изучение проектных материалов и практических рекомендаций показал, что для защищенности зданий дипломатических комплексов от террористических угроз требуется в среднем расстояние 30 м, таким образом, L max и L min может варьироваться от 45 до 15 м. Так как, дипломатический комплекс может состоять из нескольких зданий (см. рисунок), следует L max 45- 30 м устанавливать до служебного корпуса, который самый важный в дипломатическом объекте [3; 4]. Рисунок. Планировочная схема для разработки генерального плана дипломатического объекта по обеспечению антитеррористической защищенности В результате проведенного анализа нормативных документов [1] и в соответствии с представленной схемой (см. рисунок) предлагается следующие рекомендации по размещению средств и систем по обеспечению антитеррористической защищенности дипломатических объектов (таблица). Таблица Рекомендуемых средств и систем по обеспечению антитеррористической защищенности дипломатических объектов Средства и системы Место размещения Планировочные характеристики СКУД КПП, КПП-1, КПП-2, здание 1 Увеличение общей площади на 10% СОО Внешний периметр ограждения, КПП, здание 1, здание 2, территория объекта Не требует дополнительных площадей СОТ Внешний периметр ограждения, КПП, здание 1, здание 2, территория объекта Не требует дополнительных площадей ГАПВВ КПП, КПП-1, здание 1, здание 2 Не требует дополнительных площадей МО КПП, КПП-1 Увеличение общей площади КПП на 10% РТУ КПП, КПП-1 Увеличение общей площади КПП на 10% СрВД КПП, КПП-1, КПП-2, здание 1, здание 2 Не требует дополнительных площадей ДРК КПП, КПП-1 Не требует дополнительных площадей Из таблицы следует, что увеличение планировочных площадей дипломатических объектов для размещения средств и систем по обеспечению антитеррористической защищенности следует предусматривать не более чем на 20% от планировочных площадей всех функциональных зон дипломатических объектов. Причем увеличение площадей может быть за счет технических помещений, не предусматривающих постоянное пребывание персонала, т.е. без оконных проемов и высотой 1,8-2,2 м.
Об авторах
Андрей Дионисович Разин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: andreyrazin@mail.ru
кандидат технических наук, доцент департамента «Архитектуры и строительства» инженерной академии Российского университета дружбы народов. Сфера научных интересов: архитектура жилых и общественных зданий, градостроительство
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117193Список литературы
- СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования. С. 1-6.
- Борхсениус А.В. Информационная война: проблема теоретической интерпретации // Вестник РУДН. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2016. № 1. С. 79-89.
- Разин А.Д. Обеспечение безопасности дипломатических комплексов архитектурно-планировочными средствами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Инженерные исследования». 2015. № 2. С. 70-75.
- Разин А.Д. Защита архитектурных объектов дипломатического назначения от неблагоприятных внешних воздействий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Инженерные исследования». 2016. № 1. С. 152-156.