ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАТОРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В Г. САМАРЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы использования визуализаторов транспортных сетей при строительстве автомобильных дорог в г. Самаре. Приведены примеры различных способов визуализации при исследовании участков дорог в городских информационных сетях. Как показали исследования, информация о транспортных сетях может отображаться различными способами. Разработаны и межрайонные связи, которые представляют картограммы укрупненных потоков транспортных между районами.

Полный текст

ВедениеВся транспортная сеть в г. Самаре находится в узлах, ребрах и различных марш- рутах. При составлении карты участка дороги мы использовали различные визу- ализаторы для векторных данных, так как они необходимы для полной инфор- мации о рассматриваемом участке автомобильной дороги. Использовать визуа- лизаторы возможно при отображении транспортных сетей и их объектов на картах, при этом удобно использовать векторные данные.Цель исследованияЦель работы заключалась в составлении карты ключевого участка дороги в г. Самаре и обозначении структурных его свойств с подачей основной информа- ции о системе для легкого восприятия. Анализ системы и визуализация резуль- тата сделана в одном инструменте, методом исследования.Результаты исследованияСоставлена карта сетей проектируемого участка дороги в г. Самаре. Цвета ото- бражались по высоте. На карте каждая точка цветом отображалась, выбиралась в зависимости от высоты соответствующей точки, находящейся на поверхности. При сборе информации о данных формирования систем мониторинга автомо- бильных дорог использовались сведения, представленные в технических паспор- тах автомобильных дорог.91Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 4Обсуждение результатов исследованияВ городских информационных сетях способы визуализации для транспортных сетей специфические. На рисунке 1 представлен проектируемый участок дорожной уличной сети г. Самары [1]. Дуги транспортной сети отображаются линиями, стрел- ки на концах которых, показывают допустимые направления движения. Марш- руты общественного транспорта также нанесены со стрелками вдоль дороги.Рис. 1. Самара, фрагмент уличной дорожной сети с маршрутами транспорта [Samara, a fragment of the street the road network with routes of transport]На объекте строительства была представлена информация о транспортных сетях, которая отобразилась другими способами.1. Картограммы транспортных потоков (рис. 2). В этом случае дуги транспорт- ной сети отображаются одинаковым цветом, но имеют при этом разную толщи- ну, причем пропорциональную транспортному потоку, который находится на соответствующей дуге [2]. Можем рассматривать различные транспортные по- токи, под которыми, в частности, понимаем количество автомобилей, проезжа- ющих по дороге за определенное время (час, сутки), а также число пассажиров, провозимых по данной дуге.Совсем по-другому могут быть представлены межрайонные связи, которые отображают картограммы укрупненных транспортных потоков между районами. Например, между выбранным транспортным районам г. Самары посередине про- водим линию, толщина ее при этом должна делиться пропорционально величи- не транспортного потока, который обобщен по всем имеющимся дорогам между двумя районами (рис. 3).92Филатова А.В., Дормидонтова Т.В., Саморуков С.С. Использование визуализаторов транспортных...Рис. 2. Пример визуализации транспортных потоков [Example visualizations of traffic flows]Рис. 3. Пример визуализации межрайонных связей транспортных районов [An example visualization of inter-district transport links areas]93Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 4Далее проводим линию между серединой имеющихся транспортных районов, при этом толщина линии делится пропорционально величине обобщенного транс- портного потока по всем имеющимся дорогам между рассматриваемыми двумя районами (рис. 3). По нормам и правилам в ГИС поверхности представляются двумя способами: в виде регулярной/нерегулярной сети отсчетов, т.е. с помощью растровой или триангуляционной модели [3].Представлены следующие способы отображения на карте поверхностей.Цвета отображаются по высоте. На карте каждая точка цветом отображается, выбирается в зависимости от высоты соответствующей точки находящейся на поверхности (рис. 4, а).Отображение светотеневое. При этом способе цветом отображается точка так, чтобы создался эффект трехмерного изображения (выпуклого) (рис. 4, б).а бРис. 4. Отображение модели рельефа цветами по высотам (а) и светотенями (б) [Display elevation model colors on the heights (a) and light-and-shade (b)]Отображение изолиниями. Множество изолиний отображается на данной кар- те, по высоте они одинаковые и проводятся через различные высотные отметки с заданным шагом (рис. 5, а).Отображение изоконтурами. Определенную область на карте представляют изоконтуры, в них распределены высоты в определенном диапазоне. Изоконту- ры представляют смежные изолинии [4; 5]. Этот способ является компьютерным обобщением способа изолиний, который позволяет в определенных случаях на- глядно показать распределение высот на карте, которые раскрашивают в зависи- мости от высоты отдельных контуров (рис. 5, б).Изображение изоклинами. Линии в этом случае одинакового уклона на поверх- ности, которые строятся с определенным шагом. Уклон в данной точке поверх- ности измеряется как отклонение нормали к поверхности в этой точке от верти- кали, измеряется в градусах, однако наиболее часто он измеряется в процентах или промилле.В ГИС изоклины и изолинии, могут отображаться как отдельные линии (рис. 6, а) и в виде замкнутых контуров (рис. 6, б).94Филатова А.В., Дормидонтова Т.В., Саморуков С.С. Использование визуализаторов транспортных...а бРис. 5. Отображение модели рельефа изолиниями (а) и изоконтурами (б) [Display elevation model contour (а) and izokonturami (b)]а бРис. 6. Отображение модели рельефа изоклинами в виде линий (а) и контуров (б) [Display elevation model izoklinami as lines (a) and outlines (b)]Отображение векторами уклонов. Этот способ используется при работе в круп- ном масштабе, когда достаточно визуально определить направление и угол укло- на поверхности [6; 7]. Обычно в центре каждой ячейки поверхности ставится стрелка, которая направлена в сторону наклона поверхности, а ее длина показы- вает степень наклона: чем длиннее стрелка, тем больше уклон (рис. 7, а). Иногда вместо длины стрелки варьируется ее толщина: чем толще стрелка, тем больше уклон.а бРис. 7. Отображение модели рельефа векторами уклонов (а) и экспозициями склонов (б) [Display elevation model slope vectors (a) and exposures of the slopes (b)]95Вестник РУДН, серия Инженерные исследования, 2016, № 4Отображение экспозициями склонов. Данный способ позволяет визуально опре- делить, в какую сторону света наклонена поверхность. Обычно все стороны све- та делят на восемь частей секторами по 45° (север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток), а затем для каждой ячейки модели по- верхности определяют направление уклона поверхности и выбирают один из 8 цветов отображения ячейки (рис. 7, б).ЗаключениеНа определенном этапе сбора информации о данных формирования систем мониторинга автомобильных дорог г. Самары послужили сведения представлен- ных в технических паспортах автомобильных дорог. На сегодняшний день была сформирована модель системы мониторинга и создан программный продукт, который на первом же этапе осуществляется его внедрение, и апробировано в системе автомобильных дорог, определено направление по углублению и расши- рению системы мониторинга, которую создали на участке дороги. Это позволит качественно изменить систему управления информацией в дорожном хозяйстве.
×

Об авторах

Анастасия Викторовна Филатова

Архитектурно-строительный институт Самарский государственный технический университет

Email: nastyafilatova_7@mail.ru
ул. Молодогвардейская, д. 194, Самара, Россия, 443001

Татьяна Владимировна Дормидонтова

Архитектурно-строительный институт Самарский государственный технический университет

Email: adisc63@mail.ru
ул. Молодогвардейская, д. 194, Самара, Россия, 443001

Сергей Сергеевич Саморуков

Архитектурно-строительный институт Самарский государственный технический университет

Email: adisc63@mail.ru
ул. Молодогвардейская, д. 194, Самара, Россия, 443001

Список литературы

  1. Dormidontova T.V., Filatova A.V. Research of influence of quality of materials on a road marking of highways // Procedia Engineering, 2016. Т. 153. 933 с.
  2. Дормидонтова Т.В., Филатова А.В. Алгоритм корреляционно-регрессионного анализа в сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, В.П. Попова. Самара: Изд-во СамГАСУ. 131 с.
  3. Филатова А.В. Качество строительства автомобильных дорог в городе Самара // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. Самара: Издат-во СамГАСУ, 2015. 144 с.
  4. Бургонутдинов А.М., Дормидонтова Т.В., Погорельцева Ю.А., Толстиков А.Н., Филатова А.В., Юшков Б.С., Юшков В.С. Автомобильный транспорт и технический прогресс. Новосибирск, 2015. 26 с.
  5. Филатова А.В., Зайцев П.А. Понятие имиджа при подборе кадрового состава в организации при строительстве автодорог // Управление развитием территорий на основе развития преображающих инвестиций: сб. науч. статей Международной научно-технической конференции / под ред. В.В. Бондаренко, М.А. Таниной, И.А. Юрасова, В.А. Юдиной. 2015. 197 с.
  6. Филатова А.В., Зуев М.С. Причина образования колеи и их исследования // Пути улучшения качества автомобильных дорог: сб. статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Т.В. Дормидонтовой. Самара: Изд-во СамГАСУ, 2015. 202 с.
  7. Филатова А.В., Иванов И.С., Михайлов А.В., Мордяшов А.А. Мониторинг автомобильных дорог // Пути улучшения качества автомобильных дорог: сб. статей / под ред. М.И. Баль- занникова, К.С. Галицкова, Т.В. Дормидонтовой. Самара: Изд-во СамГАСУ, 2015. 206 с.

© Филатова А.В., Дормидонтова Т.В., Саморуков С.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах