Том 25, № 3 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/issue/view/1040
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-3
Весь выпуск
Статьи
РОССИЯ-ИНДИЯ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В статье проведен анализ состояния и перспектив торгового сотрудничества Российской Федерации и Республики Индия. Значительное взимание уделено динамике и структуре российско-индийской торговли товарами, поскольку на нее приходится более 85% от общего объема российско-индийской торговли товарами и услугами. Установлено, что, несмотря на привилегированную и стратегическую оценку Индии в качестве российского партнера, дипломатические и политические характеристики российско-индийского сотрудничества далеки от ее экономической реализации, о чем свидетельствуют показатели участия стран во внешней торговле каждой из них. Доля Индии во внешней торговле России колеблется на уровне 1-2%, доля России во внешней торговле Индии - на уровне 1-2,5%. Одной из ключевых особенностей внешнеторговой статистики России и Индии является разница в периодизации учета данных: в России статистика предоставляется за календарный год, в Индии - за финансовый. Выявлены особенности структуры российско-индийской торговли товарами: особенностью товарной структуры индийского экспорта в Россию выступает доминирование продукции высокотехнологичных и среднетехнологичных видов деятельности (фармацевтическая продукция, реакторы ядерные, котлы и др.); российский экспорт в Индию характеризуется доминированием в его структуре продукции добывающей промышленности (минеральная продукция, жемчуг природный и культивированный, драгоценные камни и металлы). Дается оценка перспектив российско-индийского торгового сотрудничества. Активизация переговорного процесса и возможное подписание договора о создании Зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индией может быть одним из решающих шагов в стремлении достичь запланированных показателей во взаимной торговле и инвестиционном сотрудничестве.
РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В данной статье предоставляется информация о снятых с Исламской Республики Иран (далее - ИРИ) санкциях, а также приводятся сведения об основных направлениях торговых отношений, развитие которых создадут экономические выгоды для Российской Федерации (далее - РФ) в рамках двусторонних экономических отношений. Предметом данной статьи является торгово-экономические отношения после снятия санкций с Исламской Республикой Иран. Цель данной статьи заключается в выявлении наиболее потенциально выгодных отраслей Ирана, где требуется расширение российского экономического присутствия. Результат данной статьи - сформированное автором предложение по расширению отдельных направлений торговых отношений между РФ и ИРИ с предоставлением статистических данных их развития с момента отмены санкций против Ирана. Результаты научного исследования могут применяться участниками внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в расширении своих торгово-экономических отношений
ФАКТОРЫ И ПОТЕНЦИАЛ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС
Аннотация
В настоящем исследовании предложен авторский подход к оценке потенциала приграничного сотрудничества регионов стран «большой тройки» с выделением экономических и неэкономических факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность взаимодействия приграничных регионов и, как следствие, успех экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России по широкому кругу направлений.
ОСНОВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Аннотация
В данный момент в исследованиях ученых не в полной мере изучены теоретико-методологические основы достижения полной и эффективной занятости, не систематизированы фундаментальные предпосылки формирования эффективной занятости для инклюзивного экономического роста национальных экономик. Актуальность исследования доказывают рассмотренные практические основы формирования занятости в разрезе стран посредством обоснованных экономических индикаторов: производительности труда, динамики ВВП. Цель исследования состоит в развитии теоретико-методологических основ эффективной занятости населения на основе генезиса фундаментальных предпосылок формирования эффективной занятости для инклюзивного экономического роста. Новизна этого исследования заключается в том, что фундаментальные предпосылки формирования эффективной занятости изучены и научно обоснованы. Автор приходит к выводу, что при формировании эффективной занятости важно учитывать согласованное развитие рынка труда и рынка образовательных услуг; взаимодействие уровня квалификации рабочей силы и эластичности спроса на трудовые ресурсы по уровню заработной платы; соотносительное взаимодействие производительности труда на рабочих местах, в домашнем хозяйстве и жизненного цикла человека; зависимость между степенью эластичности предложения женского труда и уровнем заработной платы, количеством детей в семье и их возрастом; сопряженность рабочей силы с целями фирмы, политику формирования уровня заработной платы, коэффициент трудового участия; институциональные правила на рынке труда, которые дополняют действие рыночных законов.
ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОФАКТОРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Аннотация
В статье анализируется проблема бедности в России в условиях многофакторного эконмического кризиса, продолжающегося с 2008 г. по настоящее время. Исследование призвано ответить на вопрос: насколько опасна проблема бедности для российской экономики сейчас, и с чем связано ее хроническое развитие. В статье коротко анализируются причины российской бедности в разрезе исторических этапов ее развития и выделяются новые этапы, анализ и оценка которых проводятся на основе официальной статистики. Кроме того, оценивается соотношение между уровнем прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, а также среднемесячными реальными заработными платами населения, и предлагаются пути решения выдвинутой проблемы.
НОВЫЕ ФОРМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ СЕТИ
Аннотация
В условиях интернационализации образования и растущей потребности в специалистах, отвечающих требованиям новой цифровой и инновационной экономики, роль университетов становится ключевой. В связи с этим появляются и развиваются новые формы взаимодействия организаций высшего образования на международном уровне - университетских сетей. В статье представлены результаты исследования и систематизации имеющейся информации по международным сетям университетов. Рассмотрены и проанализированы 33 международные сети университетов, в том числе 13 ассоциаций, 12 сетей, 8 консорциумов, отобранных по определенным требованиям: международный характер, функционирование не менее 2 лет, наличие соглашений о сотрудничестве между структурами сети, наличие более 4 структур. Проведен анализ сетей по различным критериям, представлены выводы об эффективности функционирования университетских сетей.
РАЗВИТИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН
Аннотация
Аравийские монархии Персидского залива активно начали развивать нефтехимическую индустрию в 1980-х гг. За четверть века им удалось стать региональным и глобальным центром производства нефтехимической продукции.Для Бахрейна развитие нефтехимической отрасли наряду с нефтепереработкой является приоритетным экономическим направлением. По сути экспортоориентированная деятельность системообразующей компании GPIC содействует не только росту ВВП королевства, но и укреплению позиций Бахрейна на международном рынке таких видов нефтехимического производства как аммиак, метанол и мочевина. Уровень управления, качество продукции, содействие охране окружающей среды GPIC вносит вклад в повышение конкурентоспособности бахрейнской экономики в целом.
ОЦЕНКА ВЕРОЯТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА АЭС ВО ВЬЕТНАМСКОЙ ПРОВИНЦИИ НИНЬТХУАН
Аннотация
Мировой опыт имеет примеры колоссального влияния строительства атомных электро-станций на социально-демографическое положение населения территорий строительства. В статье рассмотрены направления воздействия объекта атомной энергетики - АЭС на социально-демографическую ситуацию в регионе строительства. Оценены возможные эффекты строительства и ввода в эксплуатацию атомной станции Ниньтхуан-1 для демографической ситуации в районе расположения объекта, рынка труда и социальной инфраструктуры. Вероятная оценка воздействия атомной программы на социально-демографическую ситуацию в регионе была произведена по нескольким составляющим и на основе опыта уже эксплуатируемых АЭС в Китае, Украине, России и Белоруссии, были установлены основные тенденции и направление влияния. В районе возведения АЭС, прежде всего, изменяется география объектов административно-территориального деления: возникают города-спутники, возрастает урбанизация. Трансформируется структура населения: возрастная структура занятых на АЭС, как и городов-спутников, смещена в сторону молодых возрастов, что предполагает высокую рождаемость, низкую смертность и демографическую нагрузку «снизу», при отсутствии нагрузки «сверху». Наблюдается интенсификация миграции не только за счет прибывших для строительства и трудоустройства в процессе эксплуатации АЭС работников, но и за счет пере-селения населения из санитарно-защитной зоны. Изменения затрагивают и рынок труда: возникает спрос на высококвалифицированных узкоспециализированных работников, что обусловливает целевую профессиональную подготовку и повышает уровень образования на-селения региона. Кроме того, создаются рабочие места за счет услуг по обслуживанию работников объекта атомной энергетики, в том числе за счет возводимых объектов социальной инфраструктуры и предприятий общественного питания.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация
В статье показано, что в условиях глобальной нестабильности, с одной стороны, и необходимости обеспечения долгосрочного устойчивого развития, с другой, страны Персидского залива последовательно осуществляют процесс диверсификации национальных экономик. Автор приходит к выводу, что эти страны на протяжении ряда лет делают определенные шаги по диверсификации экономик и уже имеют определенные положительные результаты, проявляющиеся в формировании новых отраслей и развитии сферы услуг, что обеспечило им некоторую устойчивость в 2014-2015 гг. В то же время, автор приходит к выводу, что в регионе сохраняются и серьезные ограничения в этом процессе - как объективные (факторные), так и определенные недоработки в реализации стратегических программ. В то же время, по мнению автора, опыт стран Персидского залива в продвижении процесса экономической диверсификации может быть полезен другим государства со значительной сырьевой составляющей, в том числе - Российской Федерации.
ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕСТО И РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ ИРАНА
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли автомобилестроения в современной промышленности Ирана: анализируются особенности эволюции автомобильной отрасли в стране, на основании модели Леонтьева (затраты - выпуск) проводится количественная оценка значимости автомобилестроения для экономики, описываются основные тенденций развития автомобилестроения, а так же цели и политика государства в области развития автопрома на период до 2025 г. На основе выполненного раскрывается суть основные трудности развития современного автомобилестроения в Иране, а также предлагается пути их преодоления.
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Аннотация
В настоящее время корпоративная социальная ответственность (далее по тексту - КСО) представляет собой глубоко укоренившийся и сложившийся элемент экономической системы, а также институт гражданского общества. Рассматриваемые в статье модели КСО и практики социально-ответственного ведения бизнеса объясняют, на взгляд авторов, исторические и концептуальные особенности становления подходов к КСО в различных странах и позволяют выделить наиболее удачные и применимые технологии социального партнерства корпоративного сектора с государственным. На основе проведенного компаративного анализа американской, европейской и африканской моделей реализации методов корпоративной социальной ответственности представляется актуальным заключение о том, что в связке «государство-бизнес-общество» концепт «социальные инвестиции» выступает ключевым связующим эле-ментом и инновационным механизмом осуществления социально ответственных практик и выработки соответствующих стандартов поведения. В процессе исследования констатируется тот факт, что глобальные вызовы человечества, с которыми все чаще сталкиваются топ-менеджеры, имеют прямое отношение к стандартам КСО. Более того, сегодня корпорация понимается не столько с экономической точки зрения, сколько трактуется как политический субъект, имеющий особые функции и политические ресурсы, отражает систематизированное присутствие бизнеса во многих областях общественной жизни: в экономике, политике, социальной сфере, включая образование, науку, здравоохранение, защиту окружающей среды, - в этих сферах корпорации играют исключительные роли и перенимают часть ответственности у государства, имея особое общественно-политическое значение.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ
Аннотация
Одной из наиболее важных и актуальных проблем бизнеса является поиск оптимальных рекламных бюджетов и их распределения по рекламным инструментам. Данное исследование посвящено анализу рекламных бюджетов и их структуры на российском рынке. В работе сравниваются различные виды рекламодателей и даются рекомендации по использованию рекламных инструментов в России. На основании данных 500 компаний, работающих и рекламирующих свою продукцию на российском рынке, было проведено анализ-исследование, основными методами которого стали сравнение средних и корреляционный анализ. В работе найдены значимые различия в применении рекламных инструментов между рекламодателями из разных типов бизнеса и секторов экономики. Было найдено, что производители товаров и услуг больше используют телевизионную рекламу, нежели другие рекламные инструменты, а розничные сети используют наружную, радио- и интернет-рекламу для продвижения своей продукции. Компании, продающие товары повседневного спроса, применяют в основном телевизионную рекламу. Фирмы, продающие товары длительного пользования, вместо телевизионной рекламы используют наружную, интернет- и радиорекламу. Продавцы товаров роскоши рекламируются только в прессе, тогда как компании из сферы услуг активно используют радио-, наружную- и интернет-рекламу. Результаты исследования подтвердили вы-воды зарубежных исследователей о значимом влиянии типа бизнеса и сектора на распределение рекламного бюджета.