Подходы к оценке функционирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза
- Авторы: Швец Н.Н.1, Мельник Д.А.2
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Евразийская экономическая комиссия
- Выпуск: Том 32, № 4 (2024): ТРЕНДЫ, СТРАТЕГИИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
- Страницы: 744-762
- Раздел: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/42963
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2024-32-4-744-762
- EDN: https://elibrary.ru/MHQYKS
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сформированная система принятых нормативных правовых актов по общему электроэнергетическому рынку Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приближает его начало работы и возможность участников из разных государств - членов ЕАЭС продавать и покупать электроэнергию. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 20 декабря 2019 г. № 31 предусмотрено принятие порядка мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС в срок до 1 января 2026 г. При этом подходы проведения анализа работы и эффективности указанного рынка еще не определены. Цель исследования заключается в определении подходов к оценке функционирования общего электроэнергетического рынка и соответствующих показателей. Основываясь на национальных подходах государств - членов ЕАЭС к оценке энергетической безопасности, предложены подходы для проведения мониторинга функционирования будущего общего рынка электроэнергии и соответствующие показатели, сформированные по группам исходя из их влияния на энергетическую самостоятельность, надежность поставок, энергетическую эффективность конечного потребления топливно-энергетических ресурсов и экономическую устойчивость, энергетическую безопасность и эффективность торговли электроэнергией с целью ее развития в рамках ЕАЭС. Также в исследовании составлен системный алгоритм мониторинга соблюдения показателей работы общего электроэнергетического рынка с учетом обеспечения энергетической безопасности и экономической устойчивости стран «евразийской пятерки». Результаты алгоритма мониторинга могут быть полезны для развития качественных и эффективных механизмов общего электроэнергетического рынка ЕАЭС в ходе его функционирования. Предложения, формируемые на основе получаемых результатов по итогам мониторинга, помогут сформировать сбалансированный и регулируемый общий электроэнергетический рынок ЕАЭС.
Полный текст
Сформированная система принятых нормативных правовых актов Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) по общему электроэнергетическому рынку обеспечивает участникам из разных государств - членов ЕАЭС возможность продавать и покупать электроэнергию. План мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 20 декабря 2019 г. № 311, предусматривает в т.ч. установление соответствующим документом порядка мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС после начала поставок по договорам купли-продажи электроэнергии - до 1 января 2028 г. Цель исследования - определение подходов к оценке функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и предложении соответствующих показателей мониторинга. Электроэнергетическая отрасль, являясь базовой и системообразующей в экономике любого государства, неразрывно связана с обеспечением национальной и энергетической безопасности и социально-экономическим развитием. Одним из главных факторов повышения энергетической безопасности на евразийском пространстве является создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. 1 Решение Высшего совета ЕАЭС от 20.12.2019 № 31 «О плане мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза». Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342926/ (дата обращения: 12.04.2024) В этой связи представляется целесообразным провести анализ существующих международных и национальных подходов к оценке энергетической безопасности государств - членов ЕАЭС, а также рассмотреть опыт мониторинга работы существующего европейского единого электроэнергетического рынка. Эффективность функционирования и совершенствование механизмов общего электроэнергетического рынка обусловливают его качественный анализ и мониторинг определенных показателей, на основе которых хозяйствующие субъекты смогут формировать свою рыночную политику без допущения угроз энергетической безопасности и нарушения экономической устойчивости на евразийском пространстве. Таким образом, цель мониторинга - развитие сбалансированного, взаимовыгодного, регулируемого общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Обзор литературы Методические подходы к оценке энергетической безопасности рассматривались в различных работах (Аргинбаева, 2018; Ефимов и др., 2023), в систематизированном виде они были определены в работе (Хлопов, 2024). Исследования (Швец, Филиппова, 2018; Филиппова, 2019; Швец, Филиппова, Басов, Ужанов, 2020; Shvets, Philippova, Kolesnik, 2020) посвящены интеграции межгосударственных электроэнергетических рынков и оценки эффективности объединения электроэнергетических рынков стран ЕАЭС. Несмотря на разнообразие отчетов различных зарубежных энергетических институтов, посвященных оценке энергетической безопасности стран мира, согласованная методика определения достаточного уровня энергетической безопасности отсутствует, как и адекватный сравнительный анализ определенных показателей энергобезопасности или развития электроэнергетики стран. Например, Торговая палата США в отчете «Международный индекс рисков по энергетической безопасности» рассматривает среди других стран мира единственного представителя ЕАЭС - Российскую Федерацию, которая заняла 12 место в рейтинге 25 стран (1-e место - Норвегия, 2-e - США, 3-e - Великобритания, 4-e - Мексика, 5-e - Дания)2. Методика расчета рисков изложена не полностью. В соответствии со сформулированным Мировым энергетическим советом определением энергетическая устойчивость основывается на трех элементах: энергетической безопасности, энергетическом равновесии и экологической устойчивости. Баланс указанных компонентов образует Трилемму, что обеспечивает благосостояние и конкурентоспособность отдельных стран. Согласно «Индексу Мировой энергетической Трилеммы - 2019»3, такими странами яв- 2 International index of energy security risk. Global energy institute U.S. chamber of commerce, 2018. 88 p. Режим доступа: https://www.global-energyinstitute.org/sites/default/files/2019-10/ Final2018Index. pdf#page=1&zoom= auto,-99,798 (дата обращения: 05.11.2023). 3 World Energy Trilemma Index // World Energy Council : офиц. сайт. URL: https://www. worldenergy.org/publications/entry/world-energy-trilemma-index-2020 (дата обращения: 20.07.2024). ляются: Швейцария, Швеция, Дания, Великобритания, Финляндия. Из рассмотренных 119 стран Россия занимает 42 место, Казахстан - 59, Армения - 60. Отмечается, что Российская Федерация имеет большой потенциал для развития возобновляемых источников электроэнергии. Ежегодный отчет Всемирного экономического форума «Индекс глобальной конкурентоспособности» 2021 г. содержит в т.ч. такие показатели4, как регулирование в области энергоэффективности, регулирование в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), доступ к электрической энергии и качество электроэнергетических поставок. Данные по государствам - членам ЕАЭС приведены в табл. 1, Республика Беларусь в отчете не рассмотрена. Показатели государств - членов ЕАЭС по отдельным параметрам в сфере электроэнергетики Таблица 1 Параметры Страны Республика Армения Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация Страналидер Регулирование в области энергоэффективности 65 57 77 44 Италия Регулирование в области ВИЭ 39 44 93 45 Германия Доступ к электрической энергии 2 2 68 2 - Качество электроэнергетических поставок 71 19 115 61 - Источник: разработано Н.Н. Швецом, Д.А. Мельник на основе данных Отчета о глобальной конкурентоспособности - 20214. Table 1 The Global Competitiveness Index Rankings, selected indicators related to the electricity Parameters Countries Republic of Armenia Republic of Kazakhstan Kyrgyz Republic Russian Federation Best Perfomer Energy efficiency regulation 65 57 77 44 Italy Renewable energy regulation 39 44 93 45 Germany Electricity access 2 2 68 2 - Electricity supply quality 71 19 115 61 - Source: compiled by N.N. Shvets, D.A. Melnik based on the Global Competitiveness Report4 4 Global Competitiveness Index. 2019. 666 p // World Economic Forum : офиц. интернетресурс. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobal Competitiveness Report2019. pdfPremiers advance responsible energy development (дата обращения: 20.10.2023). Рейтинг ведения бизнеса Doing Business, публикуемый Всемирным Банком и посвященный оценке условий ведения бизнеса в разных странах мира, включает в т.ч. показатель «Подключение к системам электроснабжения», по которому оцениваются процедуры, время и затраты, связанные с подключением к электросетям, а также надежность поставок и прозрачность тарифа. Соответствующие показатели приведены в табл. 2 в разрезе государств - членов ЕАЭС. Таблица 2 Показатели государств - членов ЕАЭС в Doing Business-2022 по параметру «Подключение к системе электроснабжения» Страна Ранг страны по параметру «подключение к системе электро-снабжения» Количество процедур Срок технологического присоединения, дни Стоимость технологического присоединения, % от среднедушевого национального дохода за год Надежность поставок и прозрачность тарифа (0-8) Республика Армения 30 2 72 67,6 6 Республика Беларусь 20 3 105 84,4 8 Республика Казахстан 67 6 71 35,9 8 Кыргызская Республика 143 7 111 683,9 4 Российская Федерация 7 2 38 4,7 8 Объединенные Арабские Эмираты 1 2 7 0,0 8 Источник: составлено Н.Н. Швецом, Д.А. Мельник на основе данных Doing Business - 20225 Country Table of Ease of doing business rank - 2022, getting electricity Table 2 Country Getting electricity (rank) The number of procedures Time, days Cost, % of income per capita Reliability of supply and transparency of tariffs index (0-8) Republic of Armenia 30 2 72 67.6 6 Republic of Belarus 20 3 105 84.4 8 Republic of Kazakhstan 67 6 71 35.9 8 Kyrgyz Republic 143 7 111 683.9 4 Russian Federation 7 2 38 4.7 8 The United Arab Emirates 1 2 7 0.0 8 Source: compiled by N.N. Shvets, D.A. Melnik based on Doing Business database. 5 Официальный сайт World Bank. Doing Business-2019. URL: https://www.doingbusiness. org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf (дата обращения: 09.02.2024). Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о различных требованиях в государствах - членах ЕАЭС к субъектам хозяйствования в части технологического присоединения к электроснабжению, что в итоге влияет на затраты компаний на стадии инвестирования при вводе новых объектов. В целях улучшения показателей для государств - членов ЕАЭС необходимо разработать единую методологию технологического присоединения к электрическим сетям, учитывая успешный опыт стран, занимающих лидирующие позиции. В рамках функционирования общего электроэнергетического рынка представляется целесообразным вести мониторинг соответствующих показателей, отражающих доступность инфраструктурных услуг для различных типов потребителей электроэнергии. Сравнительный анализ методик оценки уровня энергетической безопасности, ее индикаторов, применяемых государствами - членами ЕАЭС на национальном уровне, был проведен в работе (Зорина, Шершунович, 2019). Авторы отметили, что в Российской Федерации отсутствует одобренная на государственном уровне единая методика оценки энергетической безопасности, не существуют единые подходы к оценке энергобезопасности и конкретные методики расчета ее индикаторов и в Республике Казахстан. Что касается Республики Армения, то в исследовании А. Маркорова указано, что Концепция обеспечения энергетической безопасности, утвержденная в 2013 г., не вполне соответствует текущим вызовам энергетического развития как в регионе, так и на внутреннем рынке Армении (Маркаров, Давтян, 2020). В Республике Беларусь состояние защищенности энергетического сектора разделено по направлениям энергетической безопасности, изложенным в Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь6. Согласно концепции мониторинг энергетической безопасности осуществляется Национальной академией наук Республики Беларусь совместно с ответственными за достижение соответствующих показателей министерствами на основании 11 индикаторов, сгруппированных по направлениям: энергетическая самостоятельность, диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов, надежность поставок, резервирование, переработка и распределение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), энергетическая эффективность конечного потребления ТЭР и экономическая устойчивость топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»7 установлены следующие показатели решения задач электроэнергетики: 6 Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1084 «Об утверждении Концепции энергетической безопасности». Режим доступа: http://base.spinform. ru/index.fwx (дата обращения: 12.04.2024) 7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/ (дата обращения: 12.04.2024) y индекс средней продолжительности отключений по системе (SAIDI); y индекс средней частоты отключений по системе (SAIFI); y снижение экономически обоснованных затрат на производство 1 кВт∙ч электрической энергии на территориях децентрализованного электроснабжения; y уровень потерь электрической энергии в электрических сетях; y снижение удельного расхода воды на мощность МВт (при аналогичных условиях водности); y удельный расход топлива на отпуск электрической энергии. В целом стоит отметить, что в научных кругах дискуссии об оценке энергетической безопасности ЕАЭС ведутся активно. Например, в 2017 г. в ходе заседания научно-экспертного совета ЕАЭС В.Л. Лихачев предложил переход на разработку сводных энергетических балансов как инструмент оценки, мониторинга и перспектив развития энергетики Союза (Лихачев, 2017), а в работе (Филиппова, 2019) разработан научно-методический аппарат оценки эффективности объединения электроэнергетических рынков стран ЕАЭС. Поскольку на начальной стадии формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС при выборе его модели был в т.ч. использован опыт Европейского союза (ЕС), целесообразно обратить внимание на исследования, посвященные эффективности существующего дизайна европейского единого электроэнергетического рынка. В работе (Pollitt, 2019) отмечено, что национальные системы и политика в сфере электроэнергетики явно изменились в соответствии с требованиями единого рынка электроэнергии ЕС. Еврокомиссия проводит различные сопоставительные исследования и формирует доклады о состоянии рынка, в которых основное внимание уделяется реализации принятых правил. При этом указано на нехватку серьезного анализа последствий создания единого рынка электроэнергии в сравнении с тем, что могло бы произойти в его отсутствие. Анализ рынка в части организационного процесса сосредоточен на следующем: y степень транспарентности, которую демонстрирует регулятор; y количество вовлеченных заинтересованных сторон; y эффективность процедур принятия решения по вопросам организации рынка и качество применяемых методов. Считается, что более действенные меры регулятора, когда они прозрачны и своевременны, обеспечивают надлежащий уровень участия заинтересованных сторон. Однако результаты такой политики сложно измерить. Экономическое воздействие функционирования единого рынка электроэнергии на национальные рассматривается в рамках цен, затрат, доходности капитала и доходов от продажи топлива, качество услуг, влияние на окружающую среду и на инновации. Показатели резюмируются следующим образом: доступность, безопасность поставок и окружающая среда («энергетическая трилемма») и динамическая эффективность. Кроме того, в перечень стратегических направлений развития в области энергетики Еврокомиссия включила «увеличение пропускной способности национальной сети электроснабжения» с ее нынешнего среднего уровня в 8 % от пиковой мощности до 15 % к 2030 г. (имея целевой показатель в 10 % к 2020 г.)8. В результате, например, в Северном море произошло значительное увеличение пропускной способности, что способствует интеграции и расширению оптовых рынков. Felling and Weber рассматривают реконфигурацию ценовых зон в Центральной и Западной Европе в качестве возможного среднесрочного решения проблемы увеличения перегруженности электросетей. В своей работе они пытаются определить возможные новые конфигурации ценовых зон, применяя алгоритм иерархического кластера, который группирует местные предельные и узловые цены в зависимости от спроса и предложения. Результаты исследования показали, что границы ценовых зон не совпадают с национальными границами и колебания цен в пределах ценовых зон можно уменьшить путем изменения их топологии (Felling, Weber, 2018). Winkler и Altmann рассматривают применение дизайна европейского единого электроэнергетического рынка к существующей его структуре и к рынку, энергетический баланс которого основан исключительно на ВИЭ, отмечая, что принятые правила способствуют появлению инвестиционных стимулов и возмещению финансовых затрат при переходе на возобновляемые источники генерации электроэнергии (Winkler, Altmann, 2012). Также в работе (Linares, Collado, Galindo, 2024) подчеркивается, что, несмотря на рост цен на электроэнергию за 2022-2024 гг., европейский единый электроэнергетический рынок функционировал эффективно, передавая ценовые сигналы потребителям и производителям и отражая производственные издержки и нехватку ресурсов (газа). И по мере роста в энергобалансе доли ВИЭ газ перестанет быть определяющей составляющей в цене на электроэнергию. Silva-Rodriguez и др. изучили краткосрочные изменения в модели рынка электроэнергии и оценили их пригодность для улучшения рыночных показателей. Они пришли к выводу о том, что для всеобъемлющего решения проблем, стоящих перед существующей моделью, различные элементы предлагаемых решений должны быть объединены в единое целое в рамках обеспечения будущей устойчивой рыночной структуры (Silva-Rodriguez et al., 2022). В исследовании (Hampton, Foley, 2022) делается вывод о том, что инструменты моделирования также, как правило, разделены или обособлены, при этом основное внимание уделяется планированию энергетических систем, моделированию рынка электроэнергии, моделированию энергетических систем и анализу энергопотребления. Авторы высказали мысль о том, что необходима надежная интеграция инструментов моделирования для проектирования будущих розничных рынков электроэнергии. Таким образом, анализ научной литературы выявил наличие широкого спектра исследований, посвященных изменениям в сфере электроэнергетики, 8 Communication from the commission to the European parliament and the council: European energy security strategy. 28.05.14, Brussels, 2014. p. 10. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52014DC0330 (дата обращения: 12.04.2024) возникающим вследствие интеграции электроэнергетических рынков. Согласно (Honkapuro, 2023), трансформация затрагивает следующие области: y конфигурация зон торгов; y рыночное взаимодействие (механизмы торговли); y механизм формирования цен на электроэнергию («узловое» или зональное ценообразование); y внутридневной рынок; y балансирующий рынок; y механизм оплаты мощности; y система клиринга на рынке; y хеджирование рисков и др. Европейское Агентство по сотрудничеству с энергетическими регуляторами определяет следующие направления, необходимые для совершенствования функционирования единого рынка электроэнергии9: y расширение рыночной интеграции - обеспечение не менее 70 % межгосударственной передачи электроэнергии; y стимулирование перехода к эффективным долгосрочным контрактам; y повышение гибкости энергетической системы (сокращение барьеров торговли, развитие конкурентоспособных ценовых сигналов); y защита потребителей от чрезмерной волатильности цен; y устранение нерыночных барьеров и политических препятствий; y подготовка к будущим высоким ценам на энергоносители «в мирное время» (устранение коренных причин (цена на газ)). Методы и подходы Основу методологии исследования составляют анализ и синтез результатов обзора научных работ российских и зарубежных авторов, а также информационно-статистических материалов международных организаций. Кроме того, в целях разработки системы показателей оценки функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС применены следующие методы научного познания: конкретизация, дедукция и индукция, системный подход и логический подход, позволяющий определить показатели и сформировать их по соответствующим группам. Результаты исследования По результатам анализа существующих международных оценок уровней энергетической безопасности государств - членов ЕАЭС, их национальных показателей развития электроэнергетики (Мельник, Шенец, 2022), согласован- 9 ACER. ACER`s Final Assessment of the EU Wholesale Electricity Market Design. 2022. 78 p. : офиц. интернет-ресурс. URL: https://euagenda.eu/publications/acer-s-final-assessment-of-the-euwholesale-electricity-market-design (дата обращения: 12.04.2024). ных правил функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, устанавливающих механизмы определения пропускной способности межгосударственных сечений, торговли, доступа к услугам субъектов естественных монополий на общем рынке (Файн, 2019; Андронова, Абашидзе, 2024) представляется возможным предложить систему показателей оценки функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (табл. 3). Исходя из их влияния на энергетическую самостоятельность и безопасность, энергоэффективность, надежность поставок и торговлю в рамках функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, указанные показатели были распределены по соответствующим группам. Система показателей оценки функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС Таблица 3 Группа Показатели 1. Энергетическая самостоятельность Отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР, % Объемы взаимной торговли электрической энергии, млрд кВтч 2. Надежность поставок Количество отказов Регистратора в регистрации договоров Отклонения фактических сальдо-перетоков от плановых значений, млрд кВтч Среднее время восстановления электроснабжения, часы Динамика доступной пропускной способности по отношению к предыдущему году, МВт Количество раз и объем снижения объемов трансграничных поставок при суточном планировании (в сутки Х-1) 3. Энергетическая эффективность конечного потребления ТЭР и экономическая устойчивость ТЭК ЕАЭС Энергоемкость ВВП, % Снижение удельных расходов условного топлива на выработку электроэнергии, % (к году начала работы ОЭР ЕАЭС) 4. Энергетическая безопасность Уровень локализации производства основного оборудования и услуг по его техническому обслу живанию и ремонт у, % Износ основных фондов, % Ввод и вывод из эксплуатации генерирующего оборудования, Мвт 5. Торговля Динамика уровня цен на электрическую энергию внутри ЕАЭС, конвергенция Количество зарегистрированных договоров по видам торговли электроэнергией (СДД, СК, СВ) за год Изменение доли доступной пропускной способности межгосударственных (внутренних) сечений, в пределах которой осуществляется торговля по соответствующему способу (виду) торговли Количество участников, получивших допуск к торговле на ОЭР ЕАЭС Количество участников, чей допуск к торговле на ОЭР ЕАЭС был прекращен Количество неисполненных обязательств по оплате электрической энергии участниками Источник: разработано Н.Н. Швецом, Д.А. Мельник. The system of indicators to assess the common electricity market functioning Table 3 Groups Indicators 1. Energy independence The ratio of total production of primary energy to the gross energy consumption, % The volume of mutual electricity trade, billion k Wh 2. Reliability of supply The number of refusals of Registrar to registration of contracts Deviation of actual flow balances from planned values, billion k Wh Average recovery time, hours Dynamics of available capacity in relation to the previous year, MW Number of times and volume of decrease in cross-border deliveries during daily planning (dayahead) 3. Energy efficiency of final energy consumption and economic sustainability of the fuel and energy complex of the EEU GDP energy intensity, % Reducing the specific consumption of fuel equivalent, % (by the year of the common electricity market of EEU start) 4. Energy security Level of localization of production of major equipment and its maintenance and repair services, % Depreciation of fixed asset, % Inputting and decommissioning of generation equipment, MW 5. Trading Dynamics of the price level for electric energy within the EEU, convergence Number of registered contracts by type of electricity trade per year Change in the share of the available capacity of inter-state (internal) cross sections, within which trade is carried out by appropriate mode (s) The number of participants who received trade admission at the common electricity market of EEU Number of participants whose admission to trade at the common electricity market of EEU was terminated Number of outstanding liabilities for electricity payments by participants Source: compiled by N.N. Shvets, D.A. Melnik. Системный алгоритм мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС с использованием представленной системы показателей и с учетом обеспечения электроэнергетической безопасности (рис.) представляется целесообразным осуществлять ежегодно в Департаменте энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на основании данных, представленных от государств - членов ЕАЭС. Результаты мониторинга могут быть рассмотрены Консультативным комитетом по электроэнергетике ЕЭК, при необходимости - на совещании руководителей уполномоченных органов в сфере энергетики (Совет министров энергетики) и Коллегией ЕЭК. При нарушении допустимых значений, появлении негативной динамики изменения показателей, влияющих на функционирование и развитие общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, доклад о результатах мониторинга может быть представлен на заседании Совета ЕЭК (членами Совета являются вице-премьеры государств - членов ЕАЭС). Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС Устойчивое и надежное функционирование энергосистем государств - членов ЕАЭС Мониторинг общего электроэнергетического рынка ЕАЭС Соответствует Соблюдение пороговых значений показателей (недопущение негативной динамики) Не соответствует Рассмотрение доклада о мониторинге функционирования рынка Советом ЕЭК Идентификация угроз электроэнергетической безопасности и (или) выявление уязвимых сторон рынка, принятие решений поих устранению и по развитию рынка Системный алгоритм мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС с учетом обеспечения электроэнергетической безопасности Источник: разработано Н.Н. Швецом, Д.А. Мельник по результатам исследования. The common electricity market of the EEU Sustainable and reliable operation of power systems of the EEU Member States The EEU common electricity market monitoring Corresponds to Compliance with threshold values of indicators (avoidance of negative dynamics) Don`t correspond to Consideration of the report on the common electricity market monitoring by the EEC Council Identification of threats to electricity security and to the common electricity market, decision-making on their elimination and market development System algorithm for monitoring the functioning of the common electricity market of the EEU, taking into account the ensuring of electric power security Source: compiled by N.N. Shvets, D.A. Melnik. Порядок мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС включает следующие элементы: y систематизация требований к функционированию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; y систематизация факторов, влияющих на функционирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС; y выявление угроз электроэнергетической безопасности ЕАЭС и их классификация; y оценка степени опасности угроз; y военно-политический, технико-экономический и социальноэкономический анализ угроз; y прогноз ожидаемого ущерба от воздействия угроз; y подготовка выводов и предложений, направленных на предотвращение, локализацию и устранение угроз. Для проведения комплексной оценки функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС с учетом обеспечения электроэнергетической безопасности предлагается применять методологический подход, включающий: 1. выявление и анализ факторов, влияющих критически на работу энергосистем государств - членов ЕАЭС, в частности при межгосударственной передаче электрической энергии, а также на определение и распределение доступной пропускной способности для торговли на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС; 2. направление ежегодного запроса в уполномоченные органы государств-членов Союза в сфере энергетики с целью сбора определенных данных в соответствии с п. 1 данного подхода; 3. систематизацию предоставленных от сторон данных (показателей функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС), определение угроз электроэнергетической безопасности Союза и выявление слабых сторон общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (барьеров для торговли); 4. выявление тенденций и новых вызовов в обеспечении электроэнергетической безопасности ЕАЭС в условиях функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, в т.ч. при определении и распределении доступной пропускной способности для торговли на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС и организации работы торговых площадок в рамках централизованной торговли по срочным контрактам и на сутки вперед; 5. определение и обоснование необходимых мероприятий по совершенствованию работы общего электрического рынка ЕАЭС и повышению уровня электроэнергетической безопасности Союза; 6. систематизацию мероприятий по уровням исполнения и определение ответственных исполнителей; 7. разработку и обоснование методов и методик реализации указанных мероприятий; 8. экспертную оценку уровня электроэнергетической безопасности по результатам применения методологического подхода; 9. подготовку ежегодного доклада о результатах мониторинга выполнения мероприятий, направленных на развитие общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и повышение уровня электроэнергетической безопасности Союза. Заключение Таким образом, на основании результатов анализа существующих международных и национальных подходов к оценке энергетической безопасности государств - членов ЕАЭС предложены подходы для проведения мониторинга функционирования будущего общего рынка электроэнергии в рамках ЕАЭС. В системном виде представлены показатели мониторинга, распределенные по группам исходя из их влияния на энергетическую самостоятельность, надежность поставок, энергетическую эффективность конечного потребления топливно-энергетических ресурсов и экономическую устойчивость, энергетическую безопасность и эффективность торговли электроэнергией с целью ее развития в рамках ЕАЭС. Например, ежегодный мониторинг показателя «Изменение доли доступной пропускной способности межгосударственных (внутренних) сечений, в пределах которой осуществляется торговля по соответствующему способу (виду) торговли» позволит определить наиболее востребованный у участников рынка способ (вид) торговли и предусмотреть увеличение доли пропускной способности для торговли по такому способу (виду) для будущих поставок электроэнергии. Показатель «Отклонения фактических сальдо-перетоков от плановых значений, млрд кВтч» поможет выявить актуальные опасные сечения и обеспечит системного оператора информацией для управления режимом энергосистемы при возникновении аварийных ситуаций. На принципах максимально возможного учета интересов каждого государства - члена ЕАЭС составлен системный алгоритм мониторинга соблюдения показателей работы общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Результаты мониторинга необходимы для развития качественных и эффективных механизмов общего электроэнергетического рынка ЕАЭС в ходе его функционирования, выработки предложений по устранению ограничений и барьеров во взаимной торговле электрической энергией, содействия привлекательности рынка и увеличения объемов взаимовыгодных поставок. Таким образом, сбалансированный и регулируемый общий электроэнергетический рынок ЕАЭС позволит хозяйствующим субъектам более качественно формировать их рыночную политику, переходить на долгосрочные контракты, обеспечивая бесперебойные поставки электроэнергии в срок и по заранее сложившейся цене. Для производителей электроэнергии общий рынок - это новые зарубежные покупатели и возможность привлечения инвестиций, для государств - минимизация угроз энергетической безопасности и экономическая устойчивость на евразийском пространстве.Об авторах
Николай Николаевич Швец
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: nns56@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3914-922X
SPIN-код: 9898-9715
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой электроэнергетики Международного института энергетической политики и дипломатии
Российская Федерация, 119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76Дарья Александровна Мельник
Евразийская экономическая комиссия
Email: d.melnik@eecommission.org
ORCID iD: 0000-0003-1376-0933
SPIN-код: 8243-9438
кандидат экономических наук, советник отдела электроэнергетической и атомной политики Департамента энергетики
Российская Федерация, 119121, Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, стр. 1Список литературы
- Андронова И.В., Абашидзе А.Х. Европейская интеграция: все новое - хорошо забытое старое // Правова парадигма. 2024. Т. 23. № 1. С. 156-164. https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2024.1.21
- Аргинбаева Г.М. Управление энергетической безопасностью Казахстана: дис. … д-ра филос. по профилю: 6D051000. Астана, 2018. 194 с.
- Зорина Т.Г., Шершунович Е.С. Энергетическая безопасность Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2019.№ 7 (265). С. 4-13.
- Ефимов Д.Н., Крупенев Д.С., Михеев А.С., Подковальников С.В. Развитие системных энергетических исследований: вклад Н.И. Воропая // Электричество. 2023. № 3. С. 4-21. https://doi.org/10.24160/0013-5380-2023-3-4-21
- Лихачев В.Л. Энергетическая безопасность и направления ее обеспечения в ЕАЭС // Энергетическая политика. 2017. № 1. С. 47-55.
- Маркаров А., Давтян В. Энергетическая безопасность Республики Армения: новые вызовы и риски // Геоэкономика энергетики. 2020. № 3. С. 83-96. https://doi.org/10.48137/26870703_2020_11_3_83
- Мельник Д.А., Шенец Л.В. Энергетический переход и интеграция в сфере электроэнергетики на евразийском пространстве // Энергоэффективность. 2022. № 4. С. 2-3.
- Файн Б.И., Репетюк С.В. Исследование подходов к формированию общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2019. № 9. С. 85-89.
- Филиппова А.В. Использование международной интеграции в мировой электроэнергетике в Евразийском экономическом союзе: дис. … канд. экон. наук. М., 2019. С. 13-27.
- Хлопов О.А. Энергетическая безопасность в оценках международных индексов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2024. Т. 20. № 2. С. 390-404. https://doi.org/10.24891/ni.20.2.390
- Швец Н.Н., Филиппова А.В. Методический подход к оценке эффективности объединения электроэнергетических рынков стран Евразийского экономического союза // Аудит и финансовый анализ. 2018. № 1. С. 421-437. EDN USLGJG.
- Швец Н.Н., Филиппова А.В., Басов Е.В., Ужанов А.Е. Межгосударственные электроэнергетические объединения. М. : МГИМО-Университет, 2020. 233 с. EDN ZSXUQU
- Felling T., Weber C. Consistent and robust delimitation of price zones under uncertainty with an application to Central Western Europe // Energy Economics. 2018. Vol. 75. № С.Pp. 583-601. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2018.09.012
- Hampton H., Foley A. A review of current analytical methods, modelling tools and development frameworks applicable for future retail electricity market design // Energy. 2022. Vol. 260. 124861. https://doi.org/10.1016/J.ENERGY.2022.124861
- Honkapuro S., Janto J., Annala S. A systematic review of European electricity market design options // Energies. 2023. Vol. 16. № 9. 3704. https://doi.org/10.3390/en16093704
- Linares P., Collado N., Galindo J. The European electricity market reform: an assessment & next steps // EsadeEcPol - Center for Economic Policy. 2024. 16 p. http://doi.org/10.56269/20240115/PL
- Pollitt M.G. The European single market in electricity: An economic assessment // Review of industrial organization. 2019. Vol. 55. P. 63-87. https://doi.org/10.1007/s11151-019-09682-w
- Shvets N.N., Philippova A.V., Kolesnik G. Globalization of the power sector as factor for sustainable development and energy security // International Journal of Energy Economics and Policy. 2020. Vol. 10. № 1. P. 185-192.
- Silva-Rodriguez L., Sanjab A., Fumagalli E., Virag A., Gibescu M. Short term wholesale electricity market designs: A review of identified challenges and promising solutions // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2022. Vol. 160. № С. https://doi.org/10.1016/j.rser.2022.112228
- Winkler J., Altmann M. Market designs for a completely renewable power sector // Zeitschrift für Energiewirtschaft. 2012. Vol. 36. Pp. 77-92. https://doi.org/10.1007/s12398-012-0073-5
