Миграционные процессы и управление ими в странах Южной Азии на примере Индии, Бангладеш и Пакистана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Южная Азия - субрегион мира, для которого характерна высокая миграционная подвижность населения. Количество эмигрантов из этого региона составляет более 43 млн чел., а иммигрантов - почти 14 млн чел. Большинство из них приходится на три крупнейших по численности населения страны субрегиона: Индию, Бангладеш и Пакистан. Целью исследования является изучение управления миграционными процессами в Южной Азии. Для этого были решены задачи: территориальный анализ направления миграционных процессов крупнейших государств Южной Азии; изучение особенностей нормативно-правовой базы в области миграционной политики региона; анализ подходов и методов управления миграционными процессами в Индии, Бангладеш и Пакистане. Изучены направления миграционных процессов посредством территориального анализа: в разрезе эмиграции и иммиграции. Составлены авторские картосхемы по актуальным миграционным данным. Проанализирована нормативно-правовая база, относящаяся к реализации миграционной политики в Индии, Бангладеш и Пакистане. Выявлены особенности подходов и методов, которые применяются в каждой из трех стран по отношению к регулированию миграционных процессов как внутри Южной Азии, так и за ее пределами. Можно отметить следующую территориальную специфику миграционных процессов в Южной Азии: субрегион является в большей степени донором международных мигрантов (более 43 млн чел.), чем реципиентом (почти 14 млн чел.); эмиграция растет стремительнее всего в Индии, при этом в Бангладеш и Пакистане она больше регулируется государством и используется как фактор социально-экономического развития; иммиграционные процессы протекают в Индии, Бангладеш и Пакистане совершенно по-разному. Для Индии характерна концентрация международных потоков, особенно из соседних стран, в то время как Бангладеш и Пакистан становятся новым домом для беженцев из Мьянмы и Афганистана соответственно. Миграционные процессы в странах Южной Азии характеризуются интенсивным и разнонаправленным характером. Большее количество эмигрантов приходится на другие субрегионы мира, в то время как иммиграционные процессы затрагивают ближайшие страны. Если говорить о внутрирегиональных миграционных процессах, то Индия является страной, которая принимает наибольшее количество иммигрантов из соседних южноазиатских государств. Миграционная политика является важной частью динамичного развития любого современного государства, на текущий момент Индия, Бангладеш и Пакистан прикладывают усилия для формализации и институционализации данного процесса.

Полный текст

Введение Южная Азия является одним из тех субрегионов мира, для которого характерна высокая миграционная подвижность населения как внутри субрегиона, так и за его пределами. В связи с этим необходимо изучать управление миграционными процессами и их территориальную специфику в трех крупнейших странах Южной Азии: Индии, Бангладеш и Пакистане. Целью исследования является изучение управления миграционными процессами в Южной Азии. Для этого были поставлены и последовательно решены задачи: 1) территориальный анализ направления миграционных процессов крупнейших государств Южной Азии; 2) изучение особенностей нормативно-правовой базы в области миграционной политики региона; 3) анализ подходов и методов управления миграционными процессами в Индии, Бангладеш и Пакистане. В ходе работы систематизируются ключевые понятия, подходы и методы изучения миграционных процессов. Выявляются причины формирования трансграничных перемещений граждан и последствия данных процессов. Анализируются механизмы внутренней и внешней миграционной политики Индии, Бангладеш и Пакистана. Методы исследования Исследования в области миграции находят отклик как среди российских, так и зарубежных исследователей в разных научных дисциплинах. В то же время в русскоязычной научной литературе наблюдается относительный дефицит страноведческих исследований, посвященных вопросам миграционной подвижности населения в Южной Азии. Миграционные процессы являются объектом изучения ряда дисциплин (Рязанцев, 2021). В данной работе они рассматриваются с позиций экономики, политологии и географии (Глухов, Иванова, 2020; Глухов, Иванова, 2022; Глухов, Иванова, 2023). Эмпирической базой исследования послужили открытые статистические данные и доклады Международной организации по миграции Организации Объединенных Наций[79]. В основу исследования положена информация о структуре миграционных процессов Индии, Бангладеш и Пакистана в абсолютных показателях. Были отобраны необходимые статистические данные по странам. Наиболее свежими являются показатели по эмиграции и иммиграции из отчета 2022 г.[80], т.е. за 1990-2020 гг. Были созданы картосхемы, отражающие специфику международных миграций. Определены факторы формирования миграционных процессов. При изучении миграционной политики мы опирались на открытые источники государственных учреждений Индии, Бангладеш и Пакистана. В Индии миграционной политикой занимаются Индийский центр по миграции Министерства иностранных дел[81] и Национальный институт трансформации Индии (NITI Aayog)[82]. Для изучения миграционной политики Бангладеш были использованы следующие источники: Министерство социального обеспечения экспатриантов и трудоустройства за рубежом[83], Министерство внутренних дел[84], Министерство иностранных дел[85], Министерство финансов[86], Министерство гражданской авиации и туризма[87]. В Пакистане миграционная политика реализуется такими ведомствами, как Министерство по делам зарубежных пакистанцев и развития человеческого капитала[88], Министерство иностранных дел[89] и Бюро эмиграции и трудоустройства за рубежом Пакистана[90]. Результаты исследования Миграционные процессы характеризуются двумя направлениями: эмиграцией и иммиграцией. Под первым подразумевается выезд из страны, а под вторым - въезд в страну (Фитуни, 2020). Оба этих процесса связаны со сменой места жительства вследствие тех или иных причин и как правило, имеют безвозвратный характер. Южная Азия характеризуется наличием разнонаправленных миграционных процессов, что способствует развитию региона как одного из крупнейших узлов транснациональных перемещений населения. В эти процессы вовлекаются не только жители Индии, Бангладеш и Пакистана, но и других государств региона, перемещающихся по миру через эту триаду стран[91]. Количество эмигрантов из Южной Азии в 2020 г. - 43 394 045 чел. За последние 30 лет оно выросло вдвое. Отметим, что в Индии, Пакистане и Бангладеш их количество росло ежегодно. После 2005 г. отмечались более высокие темпы увеличения количества эмигрантов из Индии, а в Пакистане и Бангладеш этот показатель был ниже (Saxena et al., 2020). На эти три страны приходилось 72,8 % эмигрантов из Южной Азии (рис. 1). С начала XXI в. в Индии увеличился миграционный отток. Страна является мировым лидером по количеству эмигрантов - 17 869 492 чел., а индийская диаспора насчитывает более 25 млн чел. Основным фактором индийской эмиграции является экономический, что связано с дефицитом рабочих мест и низкой оплатой труда (Sharma, 2011). Индийцы уезжают в страны Персидского залива, Европу, Северную Америку, Австралию и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Также Индия имеет исторические связи с Великобританией, что вносит вклад в эмиграционные потоки в бывшую метрополию и страны Содружества (рис. 2). Рис. 2. Эмиграция из Индии в 2020 г. Источник: составлено авторами по данным МОМ ООН: Union Nations International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (accessed: 01.04.2023). Figure 2. Emigration from India in 2020 Source: compiled by the authors based on IOM UN: Union Nations International Organization for Migration. Retrieved April 4, 2023, from https://www.iom.int Индийско-пакистанские миграционные процессы остаются существенными. Это связано со сложными взаимоотношениями между двумя странами и этноконфессиональной структурой приграничных территорий. Индийцы используют Пакистан как транзитную страну на пути в Европу, т.к. через него идет один из основных маршрутов из Азии в Европу (Глухов, Иванова, 2023). Эмиграция из Бангладеш ежегодно растет, при этом меняется структура выезжающих граждан (Basit et al., 2019). Наибольшее количество бангладешцев выезжает в Индию, однако их количество в Индии снижается (Егорова, 2016). Заметен значительный рост эмиграции в страны Персидского залива, Европы, Северной Америки и некоторые государства Юго-Восточной Азии (рис. 3). Выезд граждан Бангладеш в другие страны связан с его трудоизбыточным рынком труда. При этом эмигранты могут как переселяться в страну назначения, так и использовать транзитные маршруты (Назарова, 2000). Рис. 3. Эмиграция из Бангладеш в 2020 г. Источник: составлено авторами по данным МОМ ООН: Union Nations International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (accessed: 01.04.2023). Figure 3. Emigration from bangladesh in 2020 Source: compiled by the authors based on IOM UN. Union Nations International Organization for Migration. Retrieved April 4, 2023, from https://www.iom.int Власти Бангладеш называют эмиграцию одним из способов социально- экономического развития государства за счет поступления денежных переводов на родину. Пакистанская эмиграция характеризуется увеличением количества переселенцев и изменением ее направления. Количество пакистанских эмигрантов в Индии уменьшается, а в странах Персидского залива существенно возрастает[92]. Пакистанцы покидают родину по причинам, аналогичным для Индии и Бангладеш (Нестерчук, 2015). Государство уделяет внимание эмиграционной ситуации в стране через профильные министерства, налаживающие взаимодействие с пакистанцами вне родины (рис. 4). Начиная с 1990 г. наблюдается снижение иммиграции в Южную Азию (Володин, 2018). Пакистан в целом повторяет тенденции Южной Азии, для Индии характерно равномерное снижение количества иммигрантов, а для Бангладеш - небольшой рост иммигрантов (Глухов, Иванова, 2022). Индия лидирует по количеству иммигрантов, за ней следуют Пакистан и Бангладеш (Khadria, Kumar, 2015). Однако в 2010-е гг. происходит их выравнивание (рис. 5) Рис. 4. Эмиграция из Пакистана в 2020 г Источник: составлено авторами по данным МОМ ООН: Union Nations International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (accessed: 01.04.2023). Figure 4. Emigration from Pakistan in 2020 Source: compiled by the authors based on IOM UN: Union Nations International Organization for Migration. Retrieved April 4, 2023, from https://www.iom.int В настоящее время в Индию преобладают иммигранты из соседних стран: Бангладеш (2 488 471 чел.), Пакистана (833 314 чел.), Непала (733 734 чел.), ШриЛанки (184 780 чел.) и Китая (108 008 чел.). Общее количество иммигрантов в стране - 4 878 704 чел. Анализируя иммиграционную динамику за последние 30 лет, можем сделать выводы о том, что структура иммиграции изменяется несильно, однако интенсивность снижается (Горохов, Дмитриев, 2011). Следует отметить, что на иммигрантов из Бангладеш в начале 2020-х гг. приходится более половины (51 %). Это объясняется двумя причинами: либо трудовой миграцией в соседние с Бангладеш индийские штаты, либо транзитной миграцией через Индию в Европу и страны Персидского залива (рис. 6). Относительно привлекательности Индии для соседних азиатских стран можно выделить несколько аспектов: государство значительно превосходит своих соседей по экономическому потенциалу и политическому влиянию в мире, что делает ее лидером (Дмитриев, 2014). В Бангладеш количество иммигрантов составляет 2 115 408 чел. Наибольшее количество людей въезжает из азиатских стран: Мьянмы (907 426 чел.), Малайзии (199 618 чел.), Китая (159 619 чел.), Индонезии (149 901 чел.) и Лаоса (86 447 чел.). Необходимо подчеркнуть, что иммигранты из Мьянмы являются беженцами вследствие нестабильной политической обстановки в стране в последние десятилетия (рис. 7). Рис. 6. Иммиграция в Индию в 2020 г. Источник: составлено авторами по данным МОМ ООН: Union Nations International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (accessed: 01.04.2023). Figure 6. Immigration to India in 2020 Source: compiled by the authors based on IOM UN: Union Nations International Organization for Migration. Retrieved April 4, 2023, from https://www.iom.int В Пакистане на 2020 г. количество иммигрантов составляло 3 276 580 чел. Большинство из них - граждане двух стран-соседей: Афганистана (1 598 223 чел.) и Индии (1 597 134 чел.). Граждане Афганистана, мигрирующие в Пакистан, как правило, являются беженцами. Колебание количества афганских иммигрантов в Бангладеш в период 1990-2020 гг. обусловлено политической обстановкой в стране выхода. Индийцы же могут переселяться в Пакистан по этноконфессиональным причинам либо же использовать его в качестве транзитной страны на пути в Европу (рис. 8). Подводя итог, можно отметить следующую территориальную специфику миграционных процессов в Южной Азии: 1. Субрегион является в большей степени донором международных мигрантов (более 43 млн чел.), чем реципиентом (почти 14 млн чел.). 2. Эмиграция растет стремительнее всего в Индии, при этом в Бангладеш и Пакистане она больше регулируется государством и используется как фактор социально-экономического развития. 3. Иммиграционные процессы протекают в Индии, Бангладеш и Пакистане совершенно по-разному. Для Индии характерна концентрация международных потоков, особенно из соседних стран, в то время как Бангладеш и Пакистан становятся новым домом для беженцев из Мьянмы и Афганистана соответственно. Рис. 7. Иммиграция в Бангладеш в 2020 г. Источник: составлено авторами по данным МОМ ООН: Union Nations International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (accessed: 01.04.2023). Figure 7. Immigration to Bangladesh in 2020 Source: compiled by the authors based on IOM UN: Union Nations International Organization for Migration. Retrieved April 4, 2023, from https://www.iom.int Для управления миграционными процессами многие государства разрабатывают собственную миграционную политику, которая направлена на институционализацию данного процесса. В Индии, Бангладеш и Пакистане, несмотря на общее прошлое, сформировались разные подходы к этой сфере управления общественными процессами. Миграционная политика Индии в широком смысле имеет более чем столетнюю историю (Володин, 2021). В 1920 г. был принят первый документ в этой сфере - Закон о паспортах. Рис. 8. Иммиграция в Пакистан в 2020 г Источник: составлено авторами по данным МОМ ООН: Union Nations International Organization for Migration. URL: https://www.iom.int (accessed: 01.04.2023). Figure 8. Immigration to Pakistan in 2020 Source: compiled by the authors based on IOM UN: Union Nations International Organization for Migration. Retrieved April 1, 2023, from: https://www.iom.int Разработки по эмиграционной политике продолжились в 1922 г. - был принят Закон об эмиграции, регулирующий набор и эмиграцию низкоквалифицированных сельскохозяйственных рабочих, но его рамки были довольно размытыми, однако он запрещал эмиграцию неквалифицированных индийских рабочих в страны, не одобренные генерал-губернатором (Mazumdar и др., 2013). И только спустя десятилетия после обретения независимости Индии в 1983 г. был принят новый Закона об эмиграции, в котором были прояснены такие важные аспекты, как защита индийцев-эмигрантов, в первую очередь трудовая. Иммиграционная политика в государстве регулярно пополнялась и изменялась. В 1939 г. был принят Закон о регистрации иностранцев, в 1946 г. - Статус об иностранцах и далее в 1992 г. - Правила регистрации иностранцев. Все они дополняют друг друга и направлены на юридическое закрепление иммигрантов на территории Индии (Полежаева, 2022). Формирование общей миграционной политики - серьезный вызов для властей страны, поскольку нельзя однозначно ответить на вопрос поощрения или, наоборот, ограничения эмиграции из Индии и иммиграции в нее (Глухов, Иванова, 2020). Миграционная политика Индии также не может формироваться в отрыве от миграционной политики других стран (Кириченко, Шавлай, 2023). Данный вопрос находится в ведении таких государственных учреждений, как Индийский центр миграции Министерства иностранных дел и Национальный институт трансформации Индии (NITI Aayog). Миграционная политика в Бангладеш также имеет столетнюю историю. Первым законом, регулирующим миграцию и найм, был Закон об эмиграции 1922 г., который был заменен Постановлением об эмиграции 1982 г. Основными действующими законами о миграции в Бангладеш на сегодняшний день являются Политика трудоустройства за рубежом 2006 г., Закон о трудоустройстве за рубежом и мигрантах 2013 г. и Седьмой пятилетний план 2016 г. Политика трудоустройства за границей 2006 г. была разработана для того, чтобы работать над сокращением незаконных потоков и увеличением масштабов легальной миграции (Joseph и др., 2022). Основное внимание уделяется защите прав и безопасности работников во время пребывания за границей, а также социальной защите оставшихся семей. Однако, несмотря на то что политика действовала в течение многих лет, не было разработано никаких всеобъемлющих действий по ее реализации (Tausch, 2019). В результате она была пересмотрена и формализована в 2013 г., что привело к принятию Закона о трудоустройстве за границей и мигрантах, который заключается в правилах подачи заявки на получение лицензии на найм на международном рынке труда. В Седьмом пятилетнем плане, опубликованном в 2016 г., статус миграции был повышен до основной цели в рамках плана развития сферы услуг Бангладеш. Этот план содержит цели по дальнейшему повышению квалификации бангладешских мигрантов и диверсификации доступа к зарубежным рынкам труда (Barbora et al., 2008). Денежные переводы эмигрантов являются важным вкладом в ВВП Бангладеш и, следовательно, инструментом развития. Более того, они получают за границей знания и навыки, которые могут способствовать развитию Бангладеш в случае их возвращения в страну (Zafar, 1993). Таким образом, диаспора также все больше признается в качестве важной движущей силы и посредника в развитии. В Бангладеш есть пять министерств, которые занимаются вопросами международной миграции: Министерство социального обеспечения экспатриантов и трудоустройства за рубежом; Министерство внутренних дел; Министерство иностранных дел; Министерство финансов; Министерство гражданской авиации и туризма. Основы для институционального подхода в миграционной политике Пакистана были заложены в 1971 г., когда было создано Бюро эмиграции и трудоустройства за рубежом для содействия экспорту рабочей силы (Hasan, Raza, 2009). Однако за эти пять десятилетий произошли существенные изменения и с 2013 г. эта сфера находится в юрисдикции Министерства по делам зарубежных пакистанцев и развития человеческого капитала. Пакистан в целом придерживается проэмиграционной позиции. В 2017 г. была завершена разработка Национальной политики в области эмиграции и социального обеспечения для пакистанцев, живущих за границей, однако эта политика все еще не ратифицирована (Jones et al., 2006). Пакистан в значительной степени зависит от экспорта своей рабочей силы для денежных переводов и занятости, поэтому государство прикладывает усилия для повышения квалификации работников (Jain, 2005). Большинство этих рабочих сейчас - мужчины, занятые в основном в транспортной и строительной отраслях (Kock, Sun, 2011). Правительство Пакистана прилагает усилия для того, чтобы сделать пакистанскую диаспору стратегическим «партнером в развитии». Хотя транзитная миграция не является ключевой политической проблемой для Пакистана, часть мигрантов используют Пакистан в качестве транзитного государства (Snedden, 2016). Это в основном актуально с точки зрения нелегальной миграции, когда люди из Мьянмы, Бангладеш и Афганистана используют маршрут Пакистан - Иран - Турция, чтобы добраться до Европы. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы относительно специфики миграционной политики стран Южной Азии: 1. В Индии, Бангладеш и Пакистане выявлены различный подход к управлению миграционными процессами, различный уровень нормативно-правовой реализации и контроля. Однако в каждом государстве есть ведомства, к которым относится миграционное регулирование. 2. Индия находится на пути формулирования собственных целей относительно миграционной политики. Необходима координация государственных ведомств, а также, возможно, международных организаций в сфере миграции для выработки и закрепления всей нормативно-правовой базы. Государство обращает большее внимание на иммиграцию в страну, чем на эмиграцию из нее. 3. Бангладеш ставит эмиграцию своих граждан как фактор социально- экономического развития родины. В связи с этим государство поощряет выезд граждан за рубеж. Характерно преобладание трудовой эмиграции низкоквалифицированных кадров. Вопросам иммиграции уделяется небольшое внимание. 4. Пакистан имеет проэмиграционную позицию, однако, совершив несколько попыток, так и не имеет единой миграционной политики. Пакистанская диаспора рассматривается как важный стратегический партнер в развитии страны. Вопросам иммиграции внимание уделяется в меньшей степени, чем эмиграции, однако в Пакистане существует напряженность относительно этого, так как государство на протяжении последних десятилетий принимало беженцев из Афганистана, а также служит транзитным пунктов миграционных путей из Азии в Европу. Обсуждение Миграционные процессы должны быть в поле зрения государства. Управление ими создает условия для более устойчивого общественного развития. В Южной Азии вопрос относительно реализации миграционной политики стоит серьезно по нескольким причинам. Во-первых, колоссальное количество международных мигрантов. Во-вторых, миграционные процессы подвержены нестабильным политическим факторам, что может приводить к кризисам. В трех наиболее населенных странах Южной Азии миграционная ситуация и миграционная политика находятся в разном состоянии. Для Индии характерно преобладание эмиграции над иммиграцией. Однако государство является местом аккумуляции иммигрантов всего субрегиона, в связи с чем большее внимание уделяется въезду в страну, чем выезду из нее. Для Бангладеш характерно значительное преобладание эмиграции, а иммигрантами являются беженцы из стран-соседей. Миграционная политика реализуется с целью защиты эмигрантов в странах назначения, поощрения этих процессов с целью социально-экономического развития. Для Пакистана характерно преобладание эмиграции. При этом страна является местом скопления беженцев и пересечения транзитных сухопутных миграционных маршрутов. Управление миграционными процессами посредством политики изменчиво, носит проэмиграционный характер. Вызовом для государств Южной Азии является упорядочение мер, принимаемых в сфере миграционной политики. Это будет способствовать урегулированию обстановки в субрегионе. Заключение Подводя итог, отметим, что субрегион является сложным для изучения в силу исторических особенностей. Миграционные процессы в странах Южной Азии характеризуются интенсивным и разнонаправленным характером. Большее количество эмигрантов приходится на другие субрегионы мира, в то время как иммиграционные процессы затрагивают ближайшие страны. Если говорить о внутрирегиональных миграционных процессах, то Индия является страной, которая принимает наибольшее количество иммигрантов из соседних южноазиатских государств. Миграционная политика является важной частью динамичного развития любого современного государства, на текущий момент Индия, Бангладеш и Пакистан прикладывают усилия для формализации и институционализации данного процесса.
×

Об авторах

Ярослав Александрович Глухов

Институт Африки Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: yaroslav.glukhov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6356-2447

младший научный сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований

Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1

Мария Борисовна Иванова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: ivmary@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4775-2763

кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии, географический факультет

Российская Федерация, 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15

Список литературы

  1. Володин А.Г. Логика направляемого развития в постколониальной Индии // Вестник РАН. 2018. № 1. С. 79-87. https://doi.org/10.7868/S0869587318010103
  2. Володин А.Г. Экспорт прямых инвестиций и эмиграция: опыт современной Индии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 2. С. 28-47. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-2-2
  3. Глухов Я.А., Иванова М.Б. Миграционная подвижность населения Южной Азии: на примере Индии, Бангладеш, Пакистана и Афганистана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2023. Т. 31. № 1. С. 146-158. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-1-146-158
  4. Глухов Я.А., Иванова М.Б. Территориальная дифференциация социально-экономического развития Республики Индия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2022. Т. 30. № 1. С. 93-109. https://doi.org/10.22363/2313-23292022-30-1-93-109
  5. Глухов Я.А., Иванова М.Б. Типология штатов и союзных территорий Индии по уровню социально-экономического развития // Инновационная экономика. 2020. № 3. С. 185-199.
  6. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Население Индии растет рекордными темпами // Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 11-15.
  7. Дмитриев Р.В. Опорный каркас расселения и хозяйства современной Индии. М., 2014. С. 119-125.
  8. Егорова М.А. Проблема миграции в Юго-Восточной Азии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016. № 2. С. 16-72.
  9. Кириченко И.В., Шавлай Э.П. Индия: международное научно-техническое сотрудничество // Азия и Африка сегодня. 2023. № 2. C. 34-41.
  10. Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 116.
  11. Нестерчук О.А. Традиционные и инновационные политические технологии в информационно-психологическом противоборстве // PolitBook. 2015. № 2.
  12. Полежаева Н.А. Принципы корпоративного управления для государственных компаний и их соблюдение в Индии // Азия и Африка сегодня. 2022. № 5. C. 21-28.
  13. Рязанцев С.В. Миграционный кризис: понятие и критерии // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. 1(1). С. 7-16. https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.1.1
  14. Фитуни Л.Л. Коронавирус и «конец истории» // Ученые записки Института Африки РАН. 2020. № 2 (51). С. 5-13. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2020-51-2-5-13
  15. Barbora S., Thieme S., Siegmann K.A., Menon V., Gurung G. Migration Matters in South Asia: Commonalities and Critiques // Economic and Political Weekly. 2008. No. 43 (24). P. 57-65.
  16. Basit A., Bashar I., Siyech M.S., Mahmood S., Gunasingham A. SOUTH ASIA: Afghanistan, Bangladesh, India, Pakistan, Sri Lanka // Counter Terrorist Trends and Analyses. 2019. No. 11 (1). P. 33-64.
  17. Jain P.C. Indian Migration to the Gulf Countries: Past and Present. India Quarterly. 2005. No. 61 (2). P. 50-81.
  18. Jones S.G., Oliker O., Chalk P., Fair C.C., Lal R., Dobbins J. Pakistan. In Securing Tyrants or Fostering Reform? // U.S. Internal Security Assistance to Repressive and Transitioning Regimes. 2006. No. 1. P. 125-160.
  19. Joseph J., Henderson S., Withers M., Shivakoti R. Regulation through responsibilisation: Gendered exit policies and precarious migration from India and Sri Lanka // International Migration. 2022. No. 1. P. 115-124. https://doi.org/10.1111/imig.13074
  20. Khadria B., Kumar P. Immigrants and Immigration in India: A Fresh Approach // Economic and Political Weekly. 2015. Vol. 50, no. 8. P. 65-71.
  21. Kock U., Sun Y. Remittances in Pakistan: Why They Have Gone Up and Why They Are Not Coming Down // The Pakistan Development Review. 2011. Vol. 50, no. 3. P. 189-208.
  22. Mazumdar I., Neetha N., Agnihotri I. Migration and Gender in India // Economic and Political Weekly. 2013. Vol. 48, no. 10. P. 54-64.
  23. Saxena C., Bashar I., Basit A., Siyech M.S., Gunasingham A. South Asia: Afghanistan, Bangladesh, India, Pakistan, Sri Lanka // Counter Terrorist Trends and Analyses. 2020. No. 12 (1). P. 40-69.
  24. Sharma R. Gender and International Migration: The Profile of Female Migrants from India // Social Scientist. 2011. Vol. 39, no. 3/4. P. 37-63.
  25. Snedden C. Shifting Geo-politics in the Greater South Asia Region. Security Nexus. 2016. URL: https://dkiapcss.edu/nexus_articles/shifting-geo-politics-in-the-greater-south-asiaregion/ (accessed: 01.04.2023).
  26. Tausch A. Migration from the Muslim World to the West: Its Most Recent Trends and Effects // Jewish Political Studies Review. 2019. Vol. 30, no. 1-2. P. 65-225.
  27. Zafar S.A. Indo-Bangladesh Relations: Problems and Prospects // Pakistan Horizon. 1993. Vol. 46, no. 3/4. P. 89-103.

© Глухов Я.А., Иванова М.Б., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах