Современные научные подходы к установлению и развитию международных торгово-экономических отношений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эволюция международной торговли и торговой политики прошла долгий путь от меркантилизма, теории абсолютных преимуществ А. Смита, относительных преимуществ Д. Рикардо. В настоящее время не подвергается сомнению, что страны выбирают различные модели исходя из объективных условий стоимости ресурсов, достигнутого уровня конкурентоспособности товаров и услуг и прочих факторов. Многократно доказано, что страны, следуя выводам Хекшера-Олина, экспортируют товары, для производства которых располагают избыточными ресурсами, и импортируют товары с дефицитными ресурсами. Однако в последние 30-40 лет появились новые теоретические концепции и взгляды, которые, на наш взгляд, способствуют пониманию факторов развития международных торгово-экономических отношений. Цель исследования - систематизировать и дополнить научную базу торгово-экономических отношений современными взглядами ученых, не всегда напрямую связанными с международной торговлей, но объясняющими отдельные ее аспекты и отражающими современные условия мировой экономики. Проводится обобщение современных теоретических подходов и концепций, дополняющих классические представления о развитии торгово-экономических отношений. Выделены две группы научных подходов: выполняющие функцию формирования каркаса системы торгово-экономических отношений и функцию «тонкой настройки». Показано, что в настоящее время особое место занимает институциональный подход. В частности, специальные двусторонние и многосторонние институты способны выступить мощным инструментом развития торгово-экономических связей, влияние которого в современной экономике нельзя недооценивать. Показано, что санкции наносят серьезный ущерб России, выдавливая из многосторонних институтов развития торгово-экономических связей. Но при этом усугубляются противоречия глобализации, способствуя дальнейшей фрагментации глобального мира. Исследование вносит вклад в объяснение построения устойчивой системы экономических отношений между странами с позиции современных научных теорий.

Полный текст

Введение Мировой опыт показывает, что развитие международных торгово-экономических отношений является основой роста национальной экономики стран за счет дополнительного спроса на ресурсы, конкурентоспособную продукцию, притока внешних инвестиций и выручки от экспорта. Для увеличения внешнего товарооборота страны необходимо формирование эффективной национальной системы, способствующей не только производству и выводу на рынки конкурентоспособной продукции, но и создание условий, факторов, институтов, способствующих укреплению торгово-экономических связей с зарубежными партнерами. За последние десятилетия мировая экономика неоднократно переживала шоки: финансовый кризис 2008-2009 гг., COVID-19, геополитический кризис 2022 г. В докладе Всемирной торговой организации за 2023 г. отмечена тенденция процесса фрагментации в условиях возросших опасений, связанных с геополитической напряженностью, растущим неравенством и изменениями климата, что приводит к ослаблению мировой торговли[61]. После COVID-19 в связи с разрывом глобальных цепочек усилились дискуссии об исчерпании идей глобализации. В 2022 г. волна санкций серьезно задела не только Россию, выступающую целевой страной по Хофбауэру (Hufbauer, 2009), но и многие другие страны, спровоцировав инфляцию в них. Возможно, мир стоит на пути переосмысления роли сотрудничества во имя общего процветания. Для повторной глобализации (в терминологии Всемирной торговой организации)[62] необходимо переосмысление научных теорий и концепций, объясняющих построение эффективных торгово- экономических отношений между странами. Целью исследования является развитие научных подходов к установлению и развитию международных торгово-экономических отношений на основе современных представлений и взглядов. Материалы и методы Для достижения поставленной цели приводится обзор современных научных подходов, теорий, концепций, в рамках которых можно найти объяснение тем или иным аспектам торгово-экономических отношений, выстраиваемых в многообразной и сложной глобальной среде. Представлено обобщение и дается обоснование авторской позиции на основе критического анализа фактов, кейсов, данных статистики. Ввиду особой значимости институционального подхода в развитии торгово-экономических отношений авторы посчитали необходимым глубже развить эту тему, предложив классификацию институтов развития международного торгово-экономического сотрудничества по признакам функциональности, виду оказываемых услуг, масштабу. В развитие темы представлена оценка современного состояния участия Российской Федерации в деятельности институтов развития на современном этапе. Материалами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теме, данные официальных сайтов организаций - институтов развития, послуживших полигоном данного исследования. Обобщение современных научных подходов к установлению и развитию международных торгово-экономических отношений Анализ работ, в которых изложены современные взгляды, теории, концепции, затрагивающие проблемы развития международной торговли, деятельности экономических субъектов, повышения конкурентоспособности на мировом рынке, глобализации, экономической безопасности в международном контексте, позволил провести обобщение современных научных подходов к развитию торгово-экономических отношений (табл. 1). Таблица 1 Современные научные подходы к развитию торгово-экономических отношений № Авторы Содержание, результат, факторы успеха мировой Научные подходы торговли Каркасная функция 1 Садовский В.Н. (Садовский, 1974) Клейнер Г.Б. (Клейнер, 2013) Системный подход Международная торговля представляет собой комплексную систему, состоящую из субъектов и обслуживающих торговлю элементов товарноденежных отношений национальных хозяйств на мировом рынке 2 Хмелева Г.А. (Хмелева, Чертопятов, 2021) Процессный подход Процессы доставки товаров от производителей к потребителям, глобальные цепочки создания стоимости, благоприятная инновационная среда для создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции Функция тонкой настройки 3 Портер М. (Портер, 2007) Теория конкурентоспособности Национальная конкурентоспособность определяет успешность мировой торговли Результат: в стране формируется комплексная архитектура факторов обеспечения международной конкурентоспособности 4 Хамел Г., Прахалад К.К. (Хамел, Прахалад, 2014) Теория интеллектуального лидерства Выйти и закрепиться на международном рынке позволяет интеллектуальное лидерство - долгосрочная конкурентоспособность компании. Результат: долгосрочная конкурентоспособность Факторы успеха: компетенции, соответствующие мировым требованиям 5 Валлерстайн И. (Валлерстайн, 2004) Бек У. (Бек, 2001) Делягин М.Г. (Делягин, 2003), Кондратьев В.Б. (Кондратьев 2018) Концепция глобализации, интернационализации, НТП Появление, затем усложнение и виртуализация глобальных цепочек создания стоимости, процессов политического и экономического сотрудничества. Возрастают противоречия между западным и восточным полюсами мира. Результат: появление электронной торговли, расширение применения санкций Факторы успеха: учет интересов участников внешнеэкономической деятельности, внедрение цифровых технологий, введение альтернативных способов международных платежей 6 Мур Дж. (Moore, 1996), Королев В.И (Королев, 2019). Брандербургер А., Нейлбафф Б. (Brandenburger, Nalebuff, 2021) Теория сотрудничества конкурентов Совместное созидание, компенсация слабых сторон за счет использования достижений других участников 7 Коуз Р. (Коуз, 1993), Веблен Т. (Веблен, 2007), Норт Д. (Норт, 2010), Хелпман Э. (Хелпман, 2011) Ходжсон Дж. (Ходжсон, 2003) Институциональный подход Современная мировая торговля опирается на систему институтов, формировавшихся столетиями. Международные институты (правила, союзы, наднациональные организации) формируют систему обмена товарами, ресурсами и оплаты за них. Институты формируют базис мирового рынка 8 Кругман П. (Krugman 1998) Затратный подход Международная торговля порождается экономией от масштаба 9 Гусаков Н.П., Андронова И.В. (Гусаков, Андронова, 2014) Концепция экономической безопасности Для обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать взаимосвязь экономической политики и геополитики ведущих держав мира 10 Цуркан М.В. (Цуркан, 2018) Проектный подход В 21 веке проекты как основная форма реализации международной внешнеэкономической политики страны Источник: составлено авторами. Table 1 Current scientific approaches to the development of trade and economic relations No Authors Scientific approaches Content, result, success factors of world trade Frame function 1 Sadovsky V.N.. (Sadovsky, 1974) Kleiner G.B. (Kleiner, 2013) Systems approach International trade is an integrated system consisting of entities that service the trade of elements of national production and monetary relations in the world market 2 Khmeleva G.A. (Khmeleva, Tchertopyatov, 2021) Process approach International trade is an integrated system consisting of entities that service the trade of elements of national production and monetary relations in the world market. Processes of goods delivery from producers to consumers, global value chains, favorable innovation environment for the creation of products that are competitive in the world market Fine tuning function 3 Porter M. (Porter, 2007) The theory of competitiveness The competitiveness of a country determines the success of world trade Result: a complex architecture of factors of ensuring international competitiveness is formed in the country 4 Hamel G., Prahalad K.K. (Hamel, Prahalad, 2014) Intellectual leadership theory Intellectual leadership allows to get out and gain a foothold in the international market - long-term competitiveness of the company Result: Long-term competitiveness Success factors: competences that meet world requirements 5 Wallerstein I. (Wallerstein, 2004) Beck U. (Beck, 2001) Delyagin M.G. (Delyagin, 2003), Kondratiev V.B. (Kondratiev 2018) The concept of globalization, internationalization, scientific and technical progress The emergence, then complexity and virtualization of global value chains, processes of political and economic cooperation. The contradictions between the western and eastern poles of the world are growing. Result: Introduction of e-commerce, increased application of sanctions Success factors: consideration of interests of participants of foreign economic activity, introduction of digital technologies, introduction of alternative ways of international payments 6 Moore J. (Moore, 1996), Korolev V.I. (Korolev, 2019), Branderburger A. and Nailbuff B. (Branderburger, Nailbuff, 2021) The co-opetition theory Co-creation, compensating for weaknesses by leveraging the achievements of others 7 Coase R. (Coase, 1993), Veblen T. (Veblen, 2007), North D. (North, 2010), Helpman E. (Helpman, 2011) Hodgson J. (Hodgson, 2003) The institutional approach Today’s world trade relies on a system of institutions built over centuries. International institutions (rules, unions, supranational organizations) form a system for the exchange of goods, resources and payment for them. Institutions form the basis of the world market 8 Krugman P. (Krugman, 1998) The cost approach International trade results from economies of scale 9 Gusakov N.P., Andronova I.V. (Gusakov, Andronova, 2014) The economic security concept In order to ensure economic security, the interrelationship between economic policy and the geopolitics of the world’s major powers must be taken into account 10 Tsurkan M.V. (Tsurkan, 2018) The project approach In the 21st century, projects are the main form of implementing a country’s international foreign economic policy Source: worked out by the authors. Системный подход основан на идее теории систем, в которой экономические отношения строятся на базе совокупности взаимодействующих между собой элементов. Основной спецификой системы международной торговли является участие субъектов, представителей разных стран с различными политическими, экономическими условиями, а также условиями вывода товаров и услуг на рынок, что в целом усложняет процессы налаживания торговых и политических связей и реализации торговой политики. Системный и процессный подходы несут в себе своего рода базисную функцию и позволяют сформировать общий каркас системы международной торговли. Все остальные теоретические подходы, теории и концепции служат, на наш взгляд, своего рода «тонкой настройкой» для того, чтобы извлечь максимальный эффект от взаимных международных торгово-экономических связей. В теории конкурентоспособности введено понятие национальной конкурентоспособности и выделены ключевые меры для ее поддержки: выявление и влияние государства в широком смысле на факторы конкурентоспособности, стимулирование условий спроса. Хотя принято считать, что факторы не создаются, а выявляются и используются, в теории конкурентоспособности М. Портер говорит именно о создании факторов, о факторах как условиях и о том, что они являются искусственными (Портер, 2007). Необходимо знание о ключевых факторах конкурентоспособности. Тогда государство может повлиять на то, чтобы эти факторы создать и последовательно развивать их положительное влияние на рост конкурентоспособности страны на мировом рынке. Так, в Китае именно целенаправленная политика и комплекс программ с конкретными мерами, нацеленность на создание продукта с потенциалом торговли на международном рынке позволили этой стране в короткие сроки достигнуть лидерских позиций в мировой торговле автомобилями. В 1-м квартале 2023 г. Китай поставил на мировой рынок 1,07 млн автомобилей, заняв первое место по экспорту и опередив Японию[63]. Нелишним будет упомянуть следующие факторы и условия: y дешевые, уникальные или высококачественные факторы, ресурсы (например, трудовые, уникальное сырье и прочее); y эффективное использование факторов (ресурсов); y создание искусственных факторов, способствующих росту конкурентоспособности (например, меры поддержки инноваторов, экспортеров, стимулирование спроса внутреннего для роста масштабов производства). Новым этапом в мировой торговле выступает развитие глобализации. В широком понимании глобализация определяется как всеобъемлющий процесс экономической, политической, культурной интеграции. Причем эта интеграция наблюдается уже длительное время, является постепенной, «означает уничтожение границ повседневной деятельности в разных сферах хозяйствования, информации, экологии, техники, культуре» (Бек, 2001). К началу 2000 гг. получила распространение модель мировой экономики, базирующаяся на следующих постулатах: y глобализация - основной фактор экономического роста и благосостояния; y технологии - источник прогресса и трансформации условий жизни, труда, экономики; y акционерный капитал является вкладом бизнеса в общее благосостояние. Благодаря современным средствам коммуникации деньги, товары, технологии с легкостью перемещаются через границы, словно стирая их. Новая глобальная реальность не признает границ, открывая новые возможности людям и компаниям. За период с 2005 по 2017 г. число ежегодно пересекающих границы лиц увеличилось наполовину и достигло 1,2 трлн человек (Кондратьев, 2018). Цифровые технологии, цифровизация вызвали к жизни новые способы торговли, такие как электронная коммерция. Цифровизация широко закрепилась в хозяйственной и повседневной жизни. В условиях глобализации, развития кооперационных связей для повышения устойчивости торгово-экономических связей многократно возрастает роль концепции экономической безопасности и учета потенциальных угроз со стороны влиятельных стран мира. Под ударом волны санкций 2014 г. Россия была вынуждена «резко, без подготовки, изменять политику страны» (Гусаков, 2014). Начиная с 2018 г. ученые стали отмечать тенденцию деглобализации. Ведущие международные организации (Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд), оказавшись под господствующим влиянием развитых стран, не справляются с задачей предоставления равных возможностей для свободной торговли. Зачастую принятые решения подвергаются критике, а сами наднациональные организации с большим количеством участников сталкиваются с проблемами недостаточной эффективности (низкая скорость принятия решений), недостаточной легитимности принимаемых решений (их принимают в узком кругу) и, наконец, соблюдения суверенитета ее членов (Goldin, 2013). Вопреки первоначальным ожиданиям глобализация не способствовала росту мировой торговли. Тенденции деглобализации впоследствии усилились в условиях COVID-2019, мировая экономика подверглась в определенной степени дефрагментации (Хмелева, 2021). Впоследствии российско- украинский и палестино-израильские конфликты способствовали дальнейшему расколу мирового сообщества. И в настоящее время можно с уверенностью констатировать переустройство мирового порядка в пользу азиатско-африканского блока группы развивающихся стран с участием России. Страны, чувствующие себя обиженными, объединяются в новые блоки. Говорить о разрушении идеи глобализации, на наш взгляд, преждевременно. Способность сотрудничать по-прежнему имеет решающее значение для экономического роста и процветания народов. Как убедительно показывает Иэн Голдин в своей книге «Разделенные нации», мировая политика зашла в тупик (Goldin, 2013). Правомочно выделить новую модель глобализированного мира, опирающуюся на многополярный фрагментированный рост с возрастающим значением стран Азии и Африки и снижением влияния мирового господства США и европейских стран. В поиске собственного пути развития развивающиеся страны, прежде всего страны БРИКС, уже сегодня стремятся найти альтернативные пути суверенного развития. Здесь важная роль отводится институтам развития, о которых будет изложено ниже. Важные выводы для развития международного торгово-экономического сотрудничества предоставляет теория интеллектуального лидерства Г. Хамела и К.К. Прахалада (Хамел, Прахалад, 2014). Согласно данной теории, компания должна целенаправленно развивать ключевые компетенции, фокусируясь на конкретных рынках, развивать новые компетенции и ставить стратегические цели выхода на новые рынки. Стратегическая архитектура дает понимание того, какое партнерство необходимо для привлечения недостающих технологий и компетенций. Такой подход позволяет обеспечить долгосрочную конкурентоспособность на мировом рынке. В конце ХХ в. все чаще ученые стали отмечать новый тренд, когда конкурирующие компании и создают друг для друга, и заполняют новые ниши на рынке, новые альянсы. Наиболее ярко такая тенденция проявилась именно на международном рынке (Королев, 2019). Мотивы максимизации прибыли заставляют компании икать пути снижения издержек. Один из способов заключается в создании партнерств с лидерами рынка с целью использования их достижений в бизнесе и нивелировании собственных узких мест. В наиболее развернутом виде позитивную роль сотрудничества конкурентов в своей теории представили А. Брандербургер и Б. Нейлбафф (Brandenburger, Nalebuff, 2021), выделив взаимосвязи двух видов деятельности. Сотрудничество позволяет создать ценность для рынка, но в конкуренции компания забирает свою часть рынка. Наряду с обычными категориями участников рынка - потребителей, поставщиков и конкурентов - создатели теории сотрудничества конкурентов выделяют «комплементоров» рыночных, участвующих в создании инновации. Используя приемы теории игр, авторы рассуждали так. Если потребитель будет больше ценить продукцию после вовлечения конкурента, то он становится комплементором. В противном случае - это чистый конкурент. Широко описан кейс «Майкрософт» и «Интел» по созданию совместных программ и процессов. Возможности использования стратегии дополнения как вытекающей из положений теории сотрудничества конкурентов описаны нами в работе (Хмелева, Курникова, Мекин, 2022). Положения теории сотрудничества конкурентов хорошо объясняют явление кобрендинга - объединение брендов из разных стран с целью увеличения доли рынка, увеличения скорости проникновения на новый незнакомый рынок, запоминаемости. Так, например, российский бренд «Твое» выпустил совместную коллекцию модной одежды с компанией CocaCola, что, конечно же, позволило молодой компании закрепиться на рынке молодежной одежды. Институциональный подход как теоретическая основа призван объяснять и формировать благоприятные условия для построения международных экономических отношений, осуществления мировой торговли. Для этого создаются институты (нормы, правила, обычаи, специальные структуры), формирующие наднациональные механизмы в системе глобального и регионального регулирования. В настоящее время уже очевидно, что без создания институтов развития невозможно решать задачи торгово-экономического развития. Более того, от эффективности институтов развития во многом зависит объем товарооборота. Институты развития способствуют повышению экспорта, скорости адаптации бизнеса в сложные геополитической ситуации. Предложим классификацию институтов развития торгово-экономического сотрудничества (табл. 2). Таблица 2 Классификация институтов развития международного торгово-экономического сотрудничества (МТЭС) Признак классификации Виды Содержание По функциональности Субъекты государства Государства, - устанавливающие правовые основы деятельности институтов развития МТЭС - заключающие межгосударственные соглашения с целью закрепления нормативно-правового поля деятельности институтов развития МТЭС Субъекты инфраструктуры Организации (инфраструктура), созданные для предоставления специализированных услуг финансового и нефинансового характера (информационно-консультационных, посреднических, предоставление кредитов, гарантий, субсидий, компенсаций и т.д.) По виду оказываемых услуг Финансовые Оказывают финансовую поддержку для продвижения товаров и услуг на зарубежные рынки: кредитование, гарантии, расчетно-кассовые операции, лизинг и т.д. Страховые Страхование коммерческих (предпринимательских), политических рисков Информационнообразовательные Подготовка аналитических исследований и обзоров, обучение и повышение квалификации по вопросам внешней торговли Экспертноаналитические Консультации по вопросам внешней торговли, услуги сопровождения и консалтинга на этапах внешнеэкономического проекта Транспортнологистическая и таможенная Организации, вовлеченные в процесс развития транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры По масштабу Национальные Институты развития, созданные в рамках одного государства Наднациональные Институты развития, созданные несколькими государствами с целью создания преференциальных условий на территории стран-участниц Источник: составлено авторами. Table 2 Classification of international trade and economic cooperation (ITEC) development institutions Classification feature Types Description Functionality State entities States that - establish the legal framework for the ITEC development institutions - conclude inter-state agreements to consolidate the legal and regulatory framework of the ITEC development institutions Infrastructure subjects Organizations (infrastructure) established to provide specialized services of a financial and non-financial nature (information-advisory, intermediary, credit, guarantee, subsidy, compensation, etc.) Type of service Finance Provide financial support for the promotion of goods and services to foreign markets: credit, guarantees, cash transactions, leasing, etc. Insurance Insurance of commercial (entrepreneurial), political risks Information and education Preparation of analytical studies and surveys, training and capacity-building on foreign trade issues Expertise Consultations on foreign trade issues, support and consulting services at the stages of a foreign economic project Transport, logistics and customs Organizations involved in transport, logistics and customs infrastructure development Scope National Single-state development institutions Supranational Development institutions established by several states to create preferential conditions in the territories of participating countries Source: worked out by the authors. Институты развития можно классифицировать по трем основным признакам: функциональность, вид оказываемых услуг, масштаб. В качестве институтов развития наряду с коммерческими и некоммерческими организациями выступает государство. Причем роль государства в создании благоприятных условий в развитии международного торгово-экономического сотрудничества особо велика, так как именно на уровне государств задается вектор дальнейшего развития (укрепление, ослабление) и его правила, законодательные нормы. Собственно, вся организация деятельности ООН, ВТО, Афросоюза, Европейского союза, ЕАЭС, ШОС опирается на схожие правила к созданию наднациональных систем регулирования в рамках институционального подхода. В развитии торговых связей целесообразно выделить два ключевых типа институтов развития: финансовые и нефинансовые. Оба типа тесно связаны между собой, так как нефинансовые институты для практической реализации мер развития должны быть подкреплены финансовой поддержкой. Многосторонние институты развития торгово-экономических связей: влияние санкций на участие России Международные институты в современной мировой политике представлены широким спектром объединений, выполняющих как информационно-коммуникативные, так и регулятивные функции (Прохоренко, 2022). На официальном сайте Министерства финансов России институты развития определяются как международные организации, призванные содействовать социально-экономическому развитию стран-участниц. Институты развития имеют для этого соответствующий мандат, у них закреплены цели, задачи и стратегии деятельности[64]. Практическая реализация деятельности институтов развития осуществляется посредством проектного подхода. Многосторонние институты развития осуществляют экспертную поддержку и финансирование проектов. Основные принципы финансирования проектов развития следующие: Дополнение (англ. - Additionality) - вклад многостороннего института развития должен обеспечивать приращение рыночного предложения, не замещать, но дополнять рыночное предложение. Привлечение (англ. - Crowding-in) - стимулирование привлечения ресурсов частного сектора и в конечном итоге стимулирование развития общего рынка. Коммерческая устойчивость (англ. - Commercial Sustainability) - благотворное влияние на устойчивость и жизнеспособность клиентов коммерческих организаций. Укрепление рынков (англ. - Reinforcing Markets) - эффективное устранение «провалов рынка», предотвращение вытеснения частного финансирования. Внедрение высоких стандартов (англ. - Promoting High Standards) - нацеленность на внедрение высоких стандартов. Как следует из официальных данных, Россия в настоящее время является участницей 15 институтов развития (табл. 3), хотя финансовые возможности использования этого ресурса существенно сократились. Таблица 3 Участие Российской Федерации в деятельности институтов развития на современном этапе Наименование института развития Механизмы Штабквартира Участие России (донор/ получатель) Состояние сотрудничества на 01.11.2023 Группа Всемирного банка Помощь для Международной ассоциации развития (МАР), финансирование трастовых фондов Вашингтон, США Получатель (1992-2014 гг.) Донор с 2004 г. Приостановлено Европейский банк реконструкции и развития Финансирование проектов Лондон, Великобритания Получатель с 1996 по 2014 г. Приостановлено Азиатский банк инфраструктурных инвестиций Финансирование проектов инфраструктуры Пекин, Китай Доля в уставном капитале 6,5 % Приостановлено Новый банк развития (БРИКС) Финансирование проектов Шанхай, Китай Доля в уставном капитале 18,98 % Транзакции с Россией приостановлены Евразийский банк развития (ЕБР) Финансирование проектов в рамках страновой стратегии ЕБР Алматы, Казахстан Доля в уставном капитале 44,8 % Действующее Черноморский банк торговли и развития Кредитование торговли, проектное финансирование, долевое участие в предприятиях Салоники, Греция Доля в уставном капитале 16,5 % Приостановлено Международный инвестиционный банк Поддержка малого и среднего предпринимательства Будапешт, Венгрия. Заявлено о переносе штаб-квартиры в Москву Более 50 % (оценочно) Действующее Международный банк экономического развития Поддержка экспортноимпортных компаний Москва, Россия 51,59 % (по состоянию на конец 2022 года) Действующее Межгосударственный банк Платежи в национальных валютах на пространстве СНГ и ЕАЭС Москва, Россия н/д Действующее РоссийскоКыргызский фонд развития Прямое кредитование, кредитование через банки-партнеры, техническое содействие Бишкек, Кыргызстан н/д Действующее Источник: составлено авторами по данным Минфина России и информации на сайтах банков и фондов: Институты развития с участием Российской Федерации // Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/international/development_institutions_participation_rf/# (дата обращения: 30.10.2023). Table 3 Participation of the Russian Federation in the activities of current development institutions Development institute Mechanisms Headquarters Participation of Russia (donor/recipient) Status of cooperation as of 01,11.2023 World Bank Group Assistance to the International Development Association (IDA), trust fund financing Washington, USA Recipient (1992-2014) Donor since 2004 On hold European Bank for Reconstruction and Development Project funding London, UK Recipient from 1996 to 2014 On hold Asian Infrastructure Investment Bank Infrastructure financing Beijing, China 6,5 per cent of the share capital On hold New Development Bank (BRICS) Project funding Shanghai, China 18,98 per cent of the share capital Russian transactions suspended Eurasian Development Bank (EDB) Project funding under the EDB country strategy Almaty, Kazakhstan 44,8 per cent of the share capital Active Black Sea Trade and Development Bank Trade credit, project finance, enterprise equity Thessaloniki, Greece 16,5 per cent of the share capital On hold International Investment Bank Support for small and medium-sized enterprises Budapest, Hungary More than 50 per cent of the share capital (estimated) Active International Bank for Economic Development Support for exportimport companies It was announced that the headquarters would be moved to Moscow 51,59 per cent of the share capital (end of 2022) Active Interstate bank Payments in national currencies in CIS and EAEU area Moscow, Russia No data Active Russian-Kyrgyz Development Fund Direct lending, lending through partner banks, technical assistance Moscow, Russia No data Active Source: compiled by the authors based on data from the Ministry of Finance of the Russian Federation. Development institutions with the participation of the Russian Federation. Retrieved October 30, 2023, from https://minfin.gov. ru/ru/perfomance/international/development_institutions_participation_rf/# С 1992 получила поддержку 77 проектов Всемирного банка, последний из которых датируется 2013 годом[65]. Вместе с тем Россия по линии Всемирного банка сама выступала активным участников процесса содействия международному развитию. Объем ежегодной российской официальной двусторонней и многосторонней помощи за период с 2004 г. увеличился более чем в 10 раз и достиг в 2017 г. 1188 млн долл. США[66]. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, основанный китайскими властями в 2016 г., оказывает финансовую поддержку проектов развития инфраструктуры (дороги, связь, аэропорты, жилье эконом класса и др.) и насчитывает в настоящее время более 80 стран-участниц. Хотя Россия входит в число крупнейших акционеров с долей 6,5 %, проектов нашей страны в портфеле банка не было. Основные инвестиции сосредоточены в Индии, Индонезии, Турции, Азербайджане, Египте и Китае[67]. Новый банк развития (НБР), созданный в 2015 г. как финансовый институт стран БРИКС. В выступлении на Третьем форуме международного сотрудничества «Один пояс и один путь» в Пекине 18 октября 2023 г. Президент НБР Дилма Руссефф отметила, что в условиях возрастающих рисков фрагментации и поляризации глобальной экономики перед НБР стоят масштабные задачи обеспечить достаточными ресурсами для «финансирования логистической инфраструктуры, социальных проектов, направленных на реализацию мер по борьбе с изменениями климата, инвестируя в экологически чистую энергию, водоснабжение и санитарию и предотвращая стихийные бедствия». Для этого планируется диверсификация валют для расчета, введение механизмов платежей в национальных валютах. Важнейшей задачей является расширение капитала за счет привлечения все большего числа развивающихся стран в качестве акционеров без выдвижения дополнительных условий, что служит важным фактором привлекательности БРИКС. НБР поддерживает проекты развития инфраструктуры и устойчивого развития. По состоянию на август 2023 г. за весь период деятельности НБР поддержано 98 проектов на общую сумму 32 млрд долл. Наибольшую долю в портфеле проектов составляли инвестиции в Китай (26 %) и Индию (24 %). Для России за период 2016-2021 гг. было поддержано 12 инфраструктурных проектов с долей в портфеле 15 % на сумму более 3 млрд долл. Все это значимые для российской экономик проекты, наиболее крупные из них включали обновление локомотивного парка АО «РЖД», обеспечение доступного жилья и городского развития АО «ДОМ.РФ», расширение сети сотовой связи и облачных сервисов ПАО «Мобильные телесистемы», развитие сети платных дорог в России, малых исторических городов и др. Несмотря на крепкие дружественные отношения со странами-участницами, Новый банк развития не готов на себя брать риски, связанные с Россией. Транзакции с нашей страной приостановлены, общая сумма непогашенной задолженности по состоянию на 31 марта 2023 г. составила эквивалент 1,8 млрд долл. США, что менее 6,7 % от активов НБР[68]. Данный долг номинирован в швейцарских франках, долларах США и евро. Как следует из данных НБР, банк уже заработал на них порядка 5,5 %[69]. Важной особенностью НБР является невозможность наложить вето со стороны участников, установление преференциального режима для членов в странах - участницах БРИКС. БРИКС представляет собой заслуживающий внимания феномен новой глобальной экономики. Страны-участницы объединили свои усилия не по географическому признаку, как это часто бывает в истории создания фрагментированных союзов, но их, судя по всему, привлекает именно идея суверенной экономической политики, возможности торговли товарами с использованием национальной валюты. Участие в БРИКС крупнейших развивающихся экономик мира: Китая, Индии, Бразилии, позиционирование независимой позиции БРИКС, перспектива расчетов в национальных валютах, несомненно, обуславливают особую привлекательность этого союза для новых членов как стратегию на перспективу. Время от времени становится известно о новых кандидатах на вступление в БРИКС. На 3 ноября 2023 г. порядка 25 новых стран обозначили свое желание вступить в БРИКС[70]. Евразийский банк развития был создан в 2006 г. как финансовый механизм содействия экономическому росту и укрепления торгово-экономического сотрудничества стран - частниц банка Российской Федерации и Казахстана. В настоящее время евразийский банк развития является эффективным инструментом поддержки развития стран ЕАЭС. Динамика инвестиций Евразийского банка с уставным капиталом 7 млрд долл. США впечатляет. За пять лет финансирование увеличилось в 2,5 раза и достигло в августе 2023 г. 13,7 млрд долл. Доля России в 2023 г. составляла 31,9 %, больше только у Казахстана - 46,4 %[71]. Заслуживает внимания опыт банка индивидуального странового подхода к финансированию. Так, для каждой страны разработана и реализуется индивидуальная стратегия, в которой закреплены наиболее актуальные для нее направления финансирования[72]. В 2023 г. Россия снизила свою долю участия в Евразийском банке развития с 66 до 44,8 %, перераспределив свою долю между остальными участниками банка. Как предполагается, это позволяет снизить санкционные риски для банка[73]. Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) создан в 1999 г. с целью поддержать торгово-экономическое сотрудничество стран Черноморского региона. Его учредителями выступили Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Румыния, Россия, Турция и Украина. Банк финансирует торговлю, предоставляет гарантии, обеспечивает участие в частных предприятиях. После обострения российско-украинского конфликта рейтинг банка был понижен[74]. Очевидно, что перспективы участия России в финансировании Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) являются мало реализуемыми по причине развивающегося российско-украинского конфликта. Международный инвестиционный банк (МИБ) образован в 1970 г., объявленный капитал составляет 2 мрдд евро. После начала специальной военной операции Республика Болгария, Чешская Республика, Словацкая Республика и Румыния заявили о выходе из состава акционеров МИБ. Венгрия также вышла из состава акционеров в апреле 2023 г. после включения банка властями США в санкционный список, начата процедура переноса штаб-квартиры банка из Будапешта в Москву[75]. Введенные против МИБ санкции делают невозможными международные финансовые расчеты. Международный банк экономического сотрудничества в 2023 г. остается действующей площадкой для реализации международных проектов, хотя география деятельности в связи с выходом членов банка из числа европейских стран существенно ограничена. По данным информационной справки банка на август 2023 г. совокупный объем инвестиций в страны - члены банка с 2018 г. составил 1,45 млрд евро. Ключевые проекты охватывали такие направления, как поддержка здравоохранения в России, поддержка импорта оборудования для солнечных электростанций, развития логистической инфраструктуры во Вьетнаме, содействие развитию химической отрасли в России, развитию транспортной инфраструктуры в Монголии, поддержка российских МСП в торговле с Китаем, содействие интеграции ЕАЭС[76]. Межгосударственный банк, созданный в январе 1993 г., является участником платежных систем стран - участниц банка: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан. Учредительные документы зарегистрированы ООН, что позволяет банку иметь наднациональный статус. В 2022 г. обязательства банка составили 47 млрд долл., собственные средства - 11,8 млрд долл. Приоритетным направлением деятельности Межгосударственного банка являются расчеты в национальных валютах[77]. Российско-Кыргызский фонд является ключевым инструментом интеграции Кыргызстана в ЕАЭС посредством поддержки двусторонних торгово-экономических отношений. На конец 2022 г. совокупный капитал составил 536 млн долл., объем кредитно-инвестиционного портфеля 211 млн долл. Через программы финансирования в экономику Республики Кыргызстан вложено 480 млн долл. США[78]. Деятельность фонда нацелена на модернизацию и обновление киргизской экономики посредством прямого кредитования организаций, зарегистрированных в Республике Кыргызстан, участия в капитале и софинансирования лизинга. Обсуждение В данной статье авторы систематизируют теоретическую базу исследования торгово-экономических отношений, дополняя выводами современных теорий и концепций, фокусируя внимание на функциях двух типов: каркасной и функции «тонкой настройки». Так, теория конкурентных преимуществ хорошо сочетается с теорией систем и процессным подходом. Для развития внешнеэкономической деятельности, особенно экспортной, критически важную роль имеет целостная система, обеспечивающая поддержку производителей на всех этапах вывода продукции на рынок. Процессный подход перекликается с теорией жизненного цикла и служит основанием для формирования необходимого комплекса бизнес-процессов по разработке и выводу товаров на зарубежные рынки. Способствует решению проблемы повышения экспорта теория сотрудничества конкурентов, поскольку позволяет расширить понимание границ рынка, еще раз подчеркивает значимость инновационной деятельности при создании конкурентоспособного продукта. Авторы считают, что предлагаемая классификация и дополнение научных подходов позволит углубить и систематизировать многообразие теорий и концепций, которые каждая в отдельности уже вносит важный вклад в объяснение принципов и закономерностей построения эффективной системы торгово-экономических отношений между странами. Заключение Обобщая исследование о научных подходах к развитию торгово-экономического сотрудничества, целесообразно сделать следующие выводы. Учитывая сложность и многоаспектность явления, теоретический базис торгово-экономического сотрудничества опирается на целый ряд научных подходов, теорий и концепций. Каркасную функцию выполняет системный и процессный подходы, задавая общий контур системы продвижения товаров и услуг на внешние рынки, наиболее полно используя конкурентные преимущества. В рамках указанных подходов определены ключевые взаимодействующие элементы и процессы между ними, формируя общий вид и наполнение системы международного торгово-экономического сотрудничества. Функцию тонкой настройки выполняют теория конкурентоспособности, теория интеллектуального лидерства, концепция глобализации, интернационализации, НТП, теория сотрудничества конкурентов, институциональный, затратный подходы и методология проектного управления. Разработка научно-методического обеспечения с учетом указанных подходов позволяет «настроить» систему международного торгово-экономического сотрудничества под конкретные условия внутренней и внешней среды (геополитической ситуации). В практическом плане в статье проведен анализ современного состояния участия Российской Федерации в деятельности институтов развития. Институты остаются ключевым системообразующим элементом торгово-экономического сотрудничества. Для России санкции существенно снизили уровень вовлеченности в международное сотрудничество и ограничили возможности привлечения внешнего финансирования от участия в финансовых институтах развития. Конечно, это не только накладывает определенные трудности для России, но и усугубляет противоречия глобализации, способствуя дальнейшей фрагментации глобального мира, поскольку появились новые кейсы для стран - потенциальных «нарушителей» правил, которые заставляют задуматься о том, как играть на опережение и обойти правила «недостаточно эффективной, недостаточно эффективной» международной организации, далеко не всегда соблюдающей суверенитет ее членов.
×

Об авторах

Галина Анатольевна Хмелева

Самарский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: galina.a.khmeleva@yandex.ru
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра изучения стран Азии, Африки и Латинской Америки Российская Федерация, 443090, Самара, ул. Советской Армии, д. 141

Мария Сергеевна Гусева

Самарский государственный экономический университет

Email: gusevams@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1910-8869

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения стран Азии, Африки и Латинской Америки

Российская Федерация, 443090, Самара, ул. Советской Армии, д. 141

Список литературы

  1. Бек У. Что такое глобализация?: монография: М., 2001. 281 с.
  2. Валлерстайн И. Мир, в который мы вступаем: 2000-2050 гг. // Синтез цивилизации и культуры. 2004. № 2.
  3. Веблен Т. Теория делового предприятия. М.: Дело, 2007. 288 с.
  4. Гусаков Н.П., Андронова И.В. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 45. С. 2-14
  5. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003
  6. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013. № 6. C. 4-28. https://doi.org/10.32609/0042-87362013-6-4-28
  7. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития: монография / предисловие академика В.Л. Макарова. Изд. дом «Научная библиотека», 2021. 746 с
  8. Кондратьев В.Б. Новый этап глобализации: особенности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 6. С. 5-17. https://doi.org/10.20542/01312227-2018-62-6-5-17
  9. Королев В.И. Предпосылки и проблемы сотрудничества фирм-конкурентов на внешнем рынке // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 69-79.
  10. Коуз Р. Фирма. Рынок. Право. М.: Дело, 1993. 108 с.
  11. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Издательский дом ГУ Высшая школа экономики, 2010. 256 с.
  12. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 453 с.
  13. Прохоренко И. Международные институты в современной мировой политике // Аналитические статьи. РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mezhdunarodnye-instituty-v-sovremennoy-mirovoy-politike/ (дата обращения: 30.10.2023)
  14. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с.
  15. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2014. 288 с.
  16. Хелпман Э. Загадка экономического роста. М.: Издательство Института Е.Т. Гайдара, 2011. 240 c.
  17. Хмелева Г.А. Феномен постковидного синдрома в мировой и российской экономике (на примере инноваций отраслей образования и медицинских услуг) // Экономические отношения. 2021. Т. 11. № 3. С. 603-618. https:10.18334/eo.11.3.112805
  18. Хмелева Г.А., Курникова М.В., Мекин М.А. Трансграничное взаимодействие приграничных регионов с позиции теории конкурентного сотрудничества // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 8. С. 2949-2962. https:10.18334/ce.16.8.115250
  19. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М.: Дело, 2003. 464 с.
  20. Цуркан М.В. Проектный подход как метод реализации Согласованной экономической политики между странами ЕАЭС // Гипотеза. 2018. № 3 (4). С. 147-157.
  21. Brandenburger A., Nalebuff B. The rules of co-opetition // Harvard Business Review. 2021. Vol. 99. № 1. P. 48-57.
  22. Goldin I. Divided Nations: Why global governance is failing, and what we can do about it. Oxford University Press, 2013. 200 p.
  23. Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. 3rd edition. Washington: DC. Peterson Institute for International Economics, 2009. 248 p
  24. Krugman P.R. Strategic Trade Policy and the New International Economics. MIT Press, 1998
  25. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996

© Хмелева Г.А., Гусева М.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах