Азербайджан в региональных интеграционных процессах: роль и перспективы взаимодействия с ЕАЭС

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются теоретические и практические аспекты участия Азербайджана в региональных интеграционных процессах. Представлен исторический экскурс становления международного сотрудничества Азербайджана со странами региона СНГ и ключевыми экономическими партнерами в мире. Анализируется экономическое взаимодействие Азербайджана со странами ЕАЭС и возможный потенциал его развития. На основе данных Государственного статистического комитета Республики Азербайджан рассчитаны ключевые показатели внешней торговли Азербайджана с региональными экономическими интеграционными группировками и предложена их иерархия. Обосновывается наличие значительного экономического и социально-гуманитарного потенциала притяжения Азербайджана в группировку ЕАЭС. Возможности интеграционного взаимодействия Азербайджана с ЕАЭС носят объективный характер и связаны в первую очередь с транспортно-географическим положением, а также производственными возможностями и взаимодействием товарных рынков. Пока интеграционный потенциал не реализуется в полной мере, но наблюдается явный тренд в сторону сближения Азербайджана со странами ЕАЭС. Ускорение и углубление использования интеграционного потенциала будет зависеть от многих факторов, но прежде всего факторов геополитического и социально-экономического порядка. Наиболее реалистичным вариантом интеграции Азербайджана в группировку ЕАЭС является сценарий предоставления стране статуса ассоциированного члена с последующей более глубокой степень экономической интеграции.

Полный текст

Этимология вопроса и обзор литературы Термин «экономическая интеграция» стал применяться в 1930-е гг. в работах европейских экономистов (происходит от латинского integratio - «восстановление», «восполнение целого»). Немецким ученым К. Шмидтом была выдвинута «теория больших пространств», в которой обосновывалось сокра щение роли национальных экономик в условиях создания больших геополитических пространств в начале XX в. (Харламова, 2002). Как правило, в современной научной литературе термины «международная экономическая интеграция» и «региональная экономическая интеграция» используются как синонимы, хотя определений «экономической интеграции» достаточно много. Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс объединения экономического потенциала двух и более стран за счет создания емкого внутреннего рынка путем устранения национальных экономических барьеров и гармонизации национальных законодательств в целях создания условий для экономического развития и повышения конкурентоспособности экономик стран на мировом рынке[46]. В научной литературе описаны классические этапы региональной экономической интеграции: 1) зона свободной торговли представляет собой пространство, в котором отменяются торговые ограничения между странами-участницами, но сохраняются национальные таможенные пошлины в отношении третьих стран, сохраняются таможенные границы и посты; 2) таможенный союз - это единое таможенное пространство, в котором устраняются взаимные торговые ограничения в отношении движения товаров, а также единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Также может устраняться контроль между странами - участницами группировки; 3) общий (единый) рынок представляет собой пространство со свободным перемещением товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, а также согласование экономической политики в странах-участницах; 4) экономический и валютный союз является общим рынком с единой социально-экономической, кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политиками. В некоторых случаях вводится единая валюта в странах-участницах; 5) политический союз представляет собой высшую форму интеграции, которая заключается в синхронизации экономических условий и политическом объединении стран. Б. Баласса называет их стадиями процесса региональной экономической интеграции (Balassa, 1961). В 1960-е гг. развивалась теория корпоративизма, которая показывала большую роль транснациональных корпораций как проводников инноваций в усилении интеграционных процессов в мировой экономике. В 1970-е гг. усилилась роль неокейнсианской экономической школы в исследовании региональной экономической интеграции. Сторонники данного направления науки отмечали, что для успешного продвижения интеграции необходимо вмешательство со стороны государства, а не только действие свободного рынка. Я. Тинберген считал, что экономическая интеграция ликвидирует препятствия, стимулирует развитие эффективных инструментов регулирования национальных экономик. Он также внес в науку понятия «позитивной» и «негативной» интеграции. К позитивной интеграции относились им формирования институциональных и законодательных инструментов, стимулирующих мобильность факторов производства и в конченом итоге эффективность интеграционных процессов. Экономическую интеграцию Я. Тинберген рассматривал как составную часть оптимальной общей экономической политики государств (Tinbergen, 1954). Теория структурализма рассматривала экономическую интеграцию с точки зрения социальных аспектов. В частности, с позиции сторонников данной теории интеграция способствует сокращению социально-экономического неравенства, устранению неравномерности экономического развития регионов и государств. Г. Мюрдаль рассматривал интеграцию как «реализацию старого идеала Запада: равенство шансов. Существенным элементом этого идеала является смягчение социальной жесткости, которая мешает индивидуумам свободно выбирать условия их труда и жизни» (Лист, 2005). Экономическая интеграция, хотя и предполагает более совершенный хозяйственный механизм, не сводится только к экономической сфере. Г. Мюрдаль отмечал значимость политического фактора при исследовании интеграционных процессов (Мюрдаль, 1958). Исследование А.В. Тимофеева доказывает, что глобализация внесла определенные коррективы в характер региональной экономической интеграции: 1) увеличение количества региональных торговых соглашений; 2) укрупнение региональных интеграционных объединений; 3) усложнение форм интеграции и последовательное движение к более продвинутым формам интеграции; 4) расширение межрегиональных соглашений в Азии и Америке; 5) выделение центров, вокруг которых формируются зоны преференциального экономического сотрудничества (Тимофеев, 2012). В условиях глобализации появилось несколько новых направлений исследования региональной экономической интеграции. В частности, Дж. Бгхвати рассматривает региональные торговые соглашения как препятствие для развития международной торговли (Bhagwati, 1991). С.А. Халид отмечает, что динамика интеграционных процессов часто отстает от заявленных целей, сталкиваясь с непредвиденными факторами различного происхождения (Khalid, 2015). О.Б. Касимов отмечает, что западные подходы порой подавляют интерес развивающихся государств к региональной экономической интеграции (Касимов, 2009). А.Н. Спартак считает, что развитие региональной экономической интеграции возможно лишь на основе международно-правового регулирования (Спартак, 2010). Л.В. Шкваря и Х.В. Тыркба уделяют внимание исследованию феномена ассоциативности в региональной интеграции, изучая мотивации и эволюцию ассоциированных членов в таких интеграционных объединениях, как АСЕАН и Евросоюз (Shkvarya, 2015). Р.И. Хасбулатов и Л.В. Шкваря подчеркивают растущую роль Китая в развитии региональной экономической интеграции, в том числе инициативу нового Шелкового пути («Один пояс - один путь») (Хасбулатов, 2022). Ученые Е.Д. Фролова и К.И. Кожевников фиксируют появ ление «ареалов глобальности», под которыми определяют группу государств с одинаковыми возможностями и задачами стабилизации экономического развития (например, арабские государства) (Фролова, 2022). Российский исследователь Ю.А. Голикова отмечает большую значимость производственной составляющей как движущего фактора экономической интеграции (Голикова, 2015). Несмотря на развитие постиндустриального сектора экономики, в современных условиях санкций роль производственного фактора значительно возросла. Товарные потоки на российский потребительский рынок обретают новые траектории, формируется новая логистика в товарных потоках. Таким образом, теории региональной экономической интеграции прошли эволюцию и в настоящее время не существует единой трактовки природы данного явления, но отмечается явный тренд в стороны трактовки многофакторности и многополярности данного явления. Методы и подходы В процессе углубленного изучения теоретических аспектов участия Азербайджанской Республики в региональных интеграционных процессах и определения влияния этого сотрудничества на национальную экономику республики были применены общенаучные методы (анализ, синтез и сравнение), а при разработке основных положений статьи: методы индукции и дедукции, экспертной оценки и статистического анализа. В качестве статистических источников информации использовались данные национальной экономической статистики Азербайджана и Статистического комитета СНГ. На основе данных Государственного статистического комитета Республики Азербайджан нами были расчитаны ключевые показатели внешней торговли Азербайджана с региональными экономическими интеграционными группировками и предложена их иерархия. Метод контент-анализа был использован при работе с материалами из СМИ, а также открытых источников в интернет-ресурсах. Эволюция интеграционных процессов в постсоветском пространстве Интеграционные процессы в постсоветском пространстве были инициированы 8 декабря 1991 г. руководителями Российской Федерации, Беларуси и Украины в формате Соглашения о создании СНГ. В конце 1991 г. к Соглашению об СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме Грузии и Балтийских государств. Однако в 1993 г. Грузия все-таки вошла в состав СНГ. Первоначально данное объединение скорее носило политический характер. Экономический смысл данная форма интеграции приобрела в 1994 г., когда было подписано Соглашение о зоне свободной торговли. Параллельно происходил процесс углубления двусторонних связей в СНГ, представляя собой более реальную форму экономической интеграции. В 1999 г. произошла активизация экономической интеграции зоны свободной торговли в виде попытки перехода к формату многосторонних отношений, которая увенчалась успехом только в 2011 г. Главы восьми государств (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины) подписали новый Договор о зоне свободной торговли, который фактически заменил двусторонние форматы. В принятой Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. был зафиксирован ряд целей: 1) формирование общего энергетического рынка, расширение торговли энергией; 2) развитие транспортных коридоров; 3) создание общего аграрного рынка; 4) либерализация рынка госзакупок. В данном контексте важно отметить, что политика Азербайджана стала постепенно в большей степени фокусироваться на взаимодействии с Турецкой Республикой. После того как было открыто газовое месторождение Шах-Дениз, Азербайджан превратился в одного из крупнейших экспортеров в регионе СНГ и Кавказа. По мнению И.В. Андроновой, интеграция в СНГ носит разноскоростной характер, а скорость и глубина интеграционных процессов зависят как от экономической близости стран, так и от политической воли (Андронова, 2012). В 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), главной идеей которого было создание зоны свободной торговли и формирование предпосылок для трансформации данного объединения в таможенный союз. В 2006 г. к группировке присоединился Узбекистан. Наблюдателями были Армения (2003 г.), Молдова (2002 г.) и Украина (2002 г.). Фактически интеграционная группировка предусматривала формирование единого свободного движения трудовых ресурсов, капитала, финансовых ресурсов, т. е. единого экономического пространства. Безусловно, ЕврАзЭС стало более продвинутой формой экономической интеграции в постсоветском пространстве. Управление осуществлялось через общие координационные структуры, такие как Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Комиссия таможенного союза и т.д. Были созданы Евразийский банк развития и антикризисный фонд. В 2007 г. был создан Таможенный союз, который стал функционировать с середины 2010 г. в составе Беларуси, Казахстана и России. Также был утвержден План действий по формированию Таможенного союза до 2010 г. и Договор о Комиссии Таможенного союза (первый наднациональный орган). И.В. Андронова отмечает, что ускоренная экономическая интеграция в постсоветском пространстве - это, прежде всего, результат политической воли интегрирующихся стран, а основной проблемой является несовпадение экономических интересов стран (Андронова, 2012). Деятельность Таможенного союза способствовала расширению экономических связей и сокращению затрат экономической деятельности государств-участников. Интеграционный эффект от создания Таможенного союза и ЕЭП за десять лет оценивался учеными в объ еме 700 млрд долл., а в расчете на каждую страну-участницу - 17-20 % ВВП[47]. Активная работа Таможенного союза способствовала переходу к новому этапу - в 2009 г. был утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) на 2010-2011 гг. В 2011 г. между Белоруссией, Казахстаном и Россией был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе на основе Декларации о евразийской экономической интеграции. Страны - члены ЕАЭС ставили целью укрепить свои экономики, развивать деловую активность, торговлю и конкуренцию, а также обеспечить их развитие и сближение. Позднее к ЕАЭС присоединились Армения и Кыргызстан. В 2022 г. суммарный ВВП ЕАЭС составил 2601 млрд долл., а объем внешней торговли товарами объединения с третьими странами в 2021 г. составил 988 млрд долл.[48] Главным достижением интеграционной группировки является глубокая интеграция экономик, а именно возможность свободного перемещения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов. Также в пределах региона проводится единая и согласованная политика в различных отраслях экономики. По мнению М.И. Кротова и В.И. Мунтияна, «создание ЕАЭС создало условия для геополитического выбора у стран СНГ». Также авторы отмечали «преимущества стран ЕАЭС обусловлены наличием потенциала и ресурсов, а также отсутствием перегрева экономики» (Кротов, 2015). Ключевыми целями региональной экономической интеграции в ЕАЭС являются: 1) увеличение объемов внешней торговли и расширение рынка сбыта различных видов продукции; 2) укрепление позиций государств - участников региональной группировки в международных экономических организациях; 3) формирование благоприятных условий для промышленной кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции; 4) получение выгод «экономики масштаба»; 5) формирование дружественной внешнеэкономической и внешнеполитической среды; 6) ликвидация барьеров для национальных производителей доступа к различным видам ресурсов (финансовым, трудовым, материальным) и новейшим технологиям; 7) усиление позиций государств - участниц ЕАЭС на мировых товарных рынках[49]. Странами-наблюдателями в ЕАЭС являются Молдавия, Узбекистан и Куба. Они сотрудничают с союзом, участвуют по приглашению в его заседаниях, но принимать решения вместе со странами-участницами не имеют права. Кроме того, страны ЕАЭС заключили соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией и Ираном[50]. Статус наблюдателя позволяет стране участвовать в работе Евразийской экономической комиссии с целью обсуждения проблем развития торгово-экономического взаимодействия, технического, таможенного, санитарного и фитосанитарного регулирования, других вопросов, отнесенных к сфере ведения Комиссии, а также содействовать диалогу и сотрудничеству в сферах, представляющих взаимный интерес для государства-наблюдателя и государств-членов. Очевидно, что стоило бы рассмотреть вопрос об участии Азербайджана в ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя. Возможен и второй вариант участия Азербайджана в ЕАЭС - расширенный договор Зоны свободной торговли. В июне 2022 г. Евразийский межправительственный совет принял решение, предусматривающее подготовку индикативных балансов по чувствительным товарам: пшеница, ячмень, кукуруза, семена подсолнечника, сахар, масло подсолнечное. Утверждение балансов позволяет обеспечить внутренние потребности государств - членов ЕАЭС в социально значимых товарах, стабилизировать цены на них, гарантировать межгосударственные поставки, сблизить меры регулирования экспорта. Интерес представляет работа агропромышленного блока Евразийской экономической комиссии по созданию общих рынков семян сельскохозяйственных растений и племенной продукции. Имеется значительный потенциал развития инвестиционного сотрудничества и кооперационных связей ЕАЭС с Азербайджаном. Инструментом реализации согласованной промышленной политики ЕАЭС выступают технологические платформы: ЕвразияБио, Евразийская светодиодная технологическая платформа, Космические и геоинформационные технологии - продукты глобальной конкурентоспособности, Фотоника, Евразийская суперкомпьютерная технологическая платформа, Технологии металлургии и новые материалы, Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых, Технологии экологического развития, Легкая промышленность, Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа, Евразийская биомедицинская технологическая платформа. Также существует евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации. Подключение Азербайджана к этим инструментам, главная цель которых развитие и диверсификация и инновационное развитие экономик стран - членов ЕАЭС, было бы очень правильно с точки зрения азербайджанских экономических интересов. ЕАЭС представляет собой платформу для совместной реализации проектов и выстраивания кооперационных цепочек. В настоящее время реализуется более 180 кооперационных проектов на общую сумму 302 млрд долл. Главы правительств стран ЕАЭС в октябре 2022 г. приняли решение о создании союзной системы финансовой поддержки кооперационных проектов. Причем в каждом проекте будут участвовать как минимум три государства из пяти. Такой подход позволяет гарантированно обеспечить доступ малых экономик к участию в разработке новых технологий. То есть государство-участник становится совладельцем высокотехнологичного продукта, а это принципиально для формирования технологического суверенитета государств-членов. В современных геополитических условиях, вызванных военными событиями и санкциями, эксперты отмечают некоторые сложности в развитии ЕАЭС. Например, ученые Института социально-политических исследований РАН отмечали в качестве негативных факторов интеграционных процессов в постсоветском пространстве геополитические конфликты и экономические кризисы[51]. Академик РАН С.Ю. Глазьев связывает сложности интеграции в ЕАЭС с трансформацией глобальной экономической системы под влиянием неопределенности и нестабильности, а также внешних угроз национальному суверенитету (Глазьев, 2020). Л.Б. Вардомский опредяет деструктивными факторами с точки зрения налаживания евразийского интеграционного процесса в 2009-2018 гг. «неустойчивую динамику глобальной экономики, сильные перепады цен на углеводороды, российско-украинский кризис, геополитический конфликт России и Запада, которые затрудняли взаимопонимание между партнерами, ограничивали интеграционные инициативы, тормозили принятие решений» (Вардомский, 2019). Эксперты Евразийского банка развития отмечали в докладе «Евразийская экономическая интеграция - 2020»: «Экономическое развитие стран ЕАЭС в 2019 г. происходило в сложных внешних условиях, в том числе замедления темпов роста мировой экономики по причине напряженности в мировой торговле, ослабления инвестиционного спроса и деловой активности. Неопределенность глобальных перспектив оказывала давление на стоимость сырьевых товаров. Слабый внешний спрос ограничивал экспортный потенциал стран ЕАЭС и являлся одним из факторов замедления экономического роста в регионе» (Ахунбаев, 2020). Эксперты Российского совета по международным делам отмечают: «После введения западных санкций в 2022 г. экономическая ситуация в ЕАЭС резко ухудшилось и восстановление не прогнозируется в краткосрочной перспективе»[52]. Таким образом, основной региональной экономической группировкой в пост советском пространстве является Евразийский экономический союз, который демонстрирует реальный интеграционный потенциал, выражающийся в формировании единых товарных рынков, рынка труда и капитала. В условиях санкций и геополитических трансформаций интеграционная группировка ЕАЭС продемонстрировала также адаптивность к новым внешним условиям. Азербайджан в современных региональных интеграционных процессах В настоящее время Азербайджан имеет внешнеторговые связи со 140 странами мира. Международная экономическая интеграция страны стала магистральным направлением ее развития в последние годы. В исследовании М.А.-Р. Рзаева выделяется пять типов сотрудничества Азербайджана в контексте экономической интеграции в мире (Рзаев, 2020). Однако в его исследовании не разделяются региональные экономические блоки и международные экономические организации (например, МВФ, Всемирный банк и другие). На основе данных Государственного статистического комитета Республики Азербайджан нами были рассчитаны ключевые показатели внешней торговли Азербайджана с региональными экономическими интеграционными группировками и предложена их иерархия. 1. Сотрудничество со странами - членами Организации экономического сотрудничества стран Черного моря (ОЧЭС) - началось с 1992 г. В состав организации входят страны, омываемые Черным морем (Россия, Болгария, Румыния, Турция, Украина и Грузия), а также сопредельные государства (Греция, Албания, Сербия, Молдова, Армения и Азербайджан). Экономическое сотрудничество Азербайджана в настоящее время сосредоточена в сферах сельского хозяйства, финансах, образовании, культуре, туризме, торговле, транспорте, энергетике и здравоохранении. На страны ОЧЭР приходится 38 % импорта и 20 % экспорта Азербайджана (табл. 1). 2. Cотрудничество со странами - членами Содружества Независимых Государств и Евразийским экономическим союзом. Азербайджан стал членом СНГ 24 сентября 1993 г. и подписал устав СНГ. Президент Азербайджана И.Г. Алиев выдвинул цель перехода страны на новый качественный уровень развития, отвечающий вызовам приближающегося века не только в региональном масштабе, но и в глобальных параметрах (Гулиев, 2022). В рамках СНГ в общей сложности подписано более 1,4 тыс. документов о сотрудничестве, из которых Азербайджан подписал 141 документ, в том числе 57 документов прошли внутригосударственную процедуру, а 12 документов было ратифицировано. Прежде всего, следует отметить, что Азербайджан подписал соглашение о свободной торговле со странами СНГ (Аббасова, 2020). На страны СНГ приходится 30 % импорта и 4 % экспорта Азербайджана, а на страны ЕАЭС - 24 и 3 % соответственно (табл.). Структура внешней торговли Азербайджана с основными региональными группировками в 2022 г., млн долл. Региональные экономические группировки или страны Объем импорта Объем экспорта Брутто внешней торговли Сальдо внешней торговли ОЧЭР 5 573,9 (38,3 %) 7 665,3 (20,1 %) 13 239,3 (25,1 %) 2 091,3 (8,9 %) СНГ 4 413,7 (30,4 %) 1 635,6 (4,3 %) 6 049,4 (11,5 %) -2 778,1 (0 %) ЕАЭС (включая Россию) 3 502,02 (24,1 %) 1 181,08 (3,1 %) 4 683,1 (8,9 %) -2 320,9 (0 %) Россия 2 734,7 (18,8 %) 975,4 (2,6 %) 3 710,2 (7,0 %) -1 759,3 (0 %) ЕС 2 322,9 (16,0 %) 24 105,8 (63,2 %) 26 428,7 (50,2 %) 21 782,9 (92,3 %) Турция 2 297,4 (15,8 %) 3 544,7 (9,3 %) 5 842,1 (11,1 %) 1 247,3 (5,3 %) ГУАМ 401,1 (2,8 %) 1 012,2 (2,7 %) 1 413,4 (2,7 %) 611,08 (2,6 %) США и Канада 492,3 (3,4 %) 90,9 (0,2 %) 583,2 (1,1 %) -401,3 (0 %) Всего 14 539,8 (100,0 %) 38 146,6 (100,0 %) 52 686,4 (100,0 %) 23 606,7 (100,0 %) Источник: составлено по данным: Государственный статистический комитет Республики Азербайджан. URL: https://stat.gov.az/source/trade/?lang=en&ysclid=lnr09gg2es968581199 (дата обращения: 15.11.2023). Azerbaijan’s foreign trade within major regional integration unions in 2022, mln doll. Regional economic integration unions or states Import Export Total turnover Foreign trade balance BSEC 5 573,9 (38,3 %) 7 665,3 (20,1 %) 13 239,3 (25,1 %) 2 091,3 (8,9 %) CIS 4 413,7 (30,4 %) 1 635,6 (4,3 %) 6 049,4 (11,5 %) -2 778,1 (0 %) EEU (including Russia) 3 502,02 (24,1 %) 1 181,08 (3,1 %) 4 683,1 (8,9 %) -2 320,9 (0 %) Russia 2 734,7 (18,8 %) 975,4 (2,6 %) 3 710,2 (7,0 %) -1 759,3 (0 %) EU 2 322,9 (16,0 %) 24 105,8 (63,2 %) 26 428,7 (50,2 %) 21 782,9 (92,3 %) Turkey 2 297,4 (15,8 %) 3 544,7 (9,3 %) 5 842,1 (11,1 %) 1 247,3 (5,3 %) GUAM 401,1 (2,8 %) 1 012,2 (2,7 %) 1 413,4 (2,7 %) 611,08 (2,6 %) USA and Canada 492,3 (3,4 %) 90,9 (0,2 %) 583,2 (1,1 %) -401,3 (0 %) Total 14 539,8 (100,0 %) 38 146,6 (100,0 %) 52 686,4 (100,0 %) 23 606,7 (100,0 %) Source: compiled on the basis of: State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Retrieved November 15, 2023, from https://stat.gov.az/source/trade/?lang=en&ysclid=lnr09gg2es968581199 Отношения Азербайджана с Российской Федерацией развиваются на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности 1997 г. По итогам 2019 г. объем азербайджанско-российского товарооборота составил 4,5 млрд долл. Азербайджан инвестировал в российскую экономику 1,2 млрд долл., а Россия в азербайджанскую - около 4,9 млрд долл.[53] Российская Федерация является благоприятным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции из Азербайджанской Респубики, которая в настоящее время сотрудничает с 70 российскими регионами (Нариманов, 2018). В Азербайджане функционируют порядка 700 совместных компаний, включая 300 - со стопроцентным российским капиталом, 400 - совместные предприятия (Исмаилова, 2019). На Российскую Федерацию приходится 19 % импорта и 2,6 % экспорта Азербайджана, а на страны ЕАЭС - 24 и 3 % соответственно (табл. 1). Отдельного внимания заслуживает экономическое сотрудничество Азербайджана с ЕАЭС. На политическом уровне на протяжении последних лет делались заявления о перспективах экономической интеграции Азербайджана в ЕАЭС. Например, в 2015 г. заместитель министра экономики Азербайджана С. Гасанова заявила о готовности Азербайджана вступить в экономические союзы, которые принесут выгоды стране. Также министр иностранных дел Азербайджана Э. Мамедьяров говорил о возможности вступления в ЕАЭС (Мамедов, 2018). В реальном проявлении торгово-экономическое сотрудничество Азербайджана с ЕАЭС основано на транзитно-транспортной специализации страны («транспортно-логистический узел»). По справедливому выражению А. Зубца, Азербайджан стал инфраструктурным центром в транспортном коридоре «Восток - Запад», соединяющем Центральную Азию через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию с портами в Черном море и странами Европы. А также коридор «Север - Юг» от Санкт-Петербурга до портов Ирана на побережье Персидского моря. Азербайджан является важным звеном в транспортно-логистических проектах Евразии. Каждая из стран ЕАЭС рассматривает торговые маршруты через Азербайджан как важный логистический коридор для вывоза товаров на мировые рынки, а также для импорта продукции из третьих стран. Транзитные перевозки Азербайджана со странами ЕАЭС (кроме Армении) значительно выросли в 2022 г.: перевозки между Российской Федерацией и Азербайджаном увеличилась на 174 %, с Казахстаном - в четыре раза. Транзитные перевозки по МКТ «Север-Юг» через азербайджанскую территорию выросли в 2022 г. на 90 %, а по Транскаспийскому международному транспортному маршруту выросли на 41 %, при этом за тот же год грузооборот транспорта Азербайджана со странами ЕАЭС составил: с Российской Федерацией - 5,4 трлн т/км, Казахстаном - 467 млрд т/км, Беларусью - 88,6 млрд т/км, Арменией - 5,3 млрд т/км, Кыргызстаном - 2,8 млрд т/км[54]. Сотрудничество Азербайджана со странами ЕАЭС имеет существенный интеграционный потенциал. На официальном уровне в Азербайджане неоднократно заявлялось, что идея единого евразийского экономического пространства отвечает экономическим интересам страны. Например, по мнению Чрезвычайного и полномочного посла Азербайджанской Республики в Российской Федерации П. Бюльбюль, основным барьером на пути экономической интеграции страны с ЕАЭС был Карабахский конфликт[55]. В свою очередь в 2021 г. Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Азербайджанской Республике М.Н. Бочарников заявил о заинтересованности российских компаний в инвестициях в экономику Карабаха. Вице-премьер Азербайджана Ш.А. Мустафаев заявил, что российские компании представили к рассмотрению правительством тринадцать пакетов предложений по участию в инвестиционных проектах в стране (Гулиев, 2022). Экономическое сотрудничество Азербайджана с ЕАЭС представляет собой перспективное направление. Стратегической целью развития экономики Азербайджана является развитие ненефтяного (сервисного) сектора экономики. Развитие сервисной экономики требует освоения новых рынков, а также заключение соглашений и вступление в интеграционные группировки. Первым шагом на пути интеграции Азербайджана в ЕАЭС могло бы быть предоставление стране статуса наблюдателя. Экономическое сотрудничество между Азербайджаном и странами ЕАЭС способствует не только эффективной реализации социально-экономических проектов, но и способствует развитию стран и Каспийского региона. В настоящее время сложились предпосылки для достижения более высоких показателей в сфере торговли, развития комплексов совместного инновационного производства в различных отраслях экономики, инфраструктурных проектов. В целом данный комплекс мер позволит национальным экономикам Азербайджана и стран ЕАЭС повысить конкурентоспособность и стать сильнее в условиях глобальной конкуренции. 3. Сотрудничество со странами Европейского Союза. С 1994 г. Азербайджан участвует в нескольких крупных европейских программах социально-экономической направленности в области науки, образования, развития, экономики. А непосредственно соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Азербайджаном и Евросоюзом было заключено в 1996 г. В 1999 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи. В 2004 г. Азербайджан был интегрирован в «Новую политику партнерства» Евросоюза. В 2006 г. был принят «План действия между Евросоюзом и Азербайджаном». С 2014 г. действует соглашение об упрощенном визовом режиме для граждан Азербайджана для поездок в страны Евросоюза. Интеграция Азербайджана с Евросоюзом в основном охватывает три вектора: международная безопасность, демократизация социальных институтов, экономическое сотрудничество[56]. На ЕС приходится половина внешней торговли Азербайджана. Присоединение Азербайджана к Обобщенной системе преференций ЕС, Норвегии, Швейцарии, США, Канады, Турции и Японии дало возможность азербайджанским товарам попасть на рынки развитых стран с пониженными пошлинами (Аббасова, 2020). На страны Европейского Союза приходится 16 % импорта и 63 % экспорта Азербайджана (см. табл. 1). 4. Cотрудничество с Организацией за демократию и экономическое развитие - странами ГУАМ (Грузия, Украина и Молдова) началось в 1997 г. Основными целями организациями стало углубление евроинтеграции для создания единого пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества. В настоящее время экономическое сотрудничество в ГУАМ концентрируется в области торговли и транспорта, научно-технической и гуманитарной сферах. В настоящее время ГУАМ является зоной свободной торговлей. На страны ГУАМ приходится 3 % импорта и 3 % экспорта Азербайджана (см. табл. 1). Исследование И.М. Велизаде показывает, что «самыми эффективными и продуктивными форматами экономического взаимодействия Азербайджана являются двусторонние и трехсторонние форматы. Среди наиболее успешных трехсторонних форматов отмечаются: Азербайджан - Грузия - Турция, Азербайджан - Иран - Турция, Азербайджан - Турция - Туркменистан, Азербайджан - Российская Федерация - Иран. Конечно, это не означает, что Баку полностью дистанцируется от участия в более крупных объединениях, как правило, это структуры без ярко выраженных наднациональных органов. К многосторонним региональным форматам можно отнести Совет сотрудничества тюркских государств, пятисторонний формат Каспийского сотрудничества, Организацию экономического сотрудничества»[57]. Например, многосторонний формат социально-экономического сотрудничества Азербайджан реализует в регионе Каспия. В 1992 г. Ираном было инициировано создание Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств. Было проведено несколько саммитов: в 2002 г. в Ашхабаде, в 2007 г. в Тегеране, в 2010 г. в Баку, в 2014 г. в Астрахани. Был подписан ряд договоров в сфере использования ресурсов Каспийского моря. Азербайджан фокусируется на развитии добрососедских отношений на региональном уровне, прежде всего с Ираном, Турцией и Российской Федерацией[58]. Пример двустороннего сотрудничества: Турция покупает в Азербайджане природный газ, а также инвестирует в проекты развития инфраструктуры (газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум («южный газовый коридор»), нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, железная дорога Карс - Тбилиси - Баку). Данные трубопроводы позволяют Азербайджану стоить экономические отношения не только с Турцией, но также с Израилем и рядом европейских стран. Азербайджан является крупным инвестором и главным торговым партнером Турции. Азербайджан является ключевым рынком для турецких компаний (Мусаев, 2013). Турция занимает второе место во внешней торговле Азербайджана (рис. 1, 2). Рис. 1. География экспорта Азербайджана в 2022 г., млн долл. Источник: составлено по данным: Государственный статистический комитет Республики Азербайджан. URL: https://stat.gov.az/source/trade/?lang=en&ysclid=lnr09gg2es968581199 (дата обращения: 15.11.2023). Figure 1. Geographical coverage of Azerbaijan’s exports in 2022, mln doll Source: State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Retrieved November 15, 2023, from https:// stat.gov.az/source/trade/?lang=en&ysclid=lnr09gg2es968581199 Россия / Russia 2 734,70 97,40 2 2 2 086,20 663,5 509,7 494,4 479,8 476,4 40,4 ,2 ,8 6 3 29 268 256, 222,8 Турция / Turkey Китай / China Германия / Germany Туркменистан / Turkmenistan Казахстан / Kazakhstan США / USA Иран / Iran Италия / Italy Япония / Japan Республика Корея / South Korea Великобритания / Great Britain Франция / France Индия / India 219,4 0 500 1000 1500 2000 2500 3000 Рис. 2. География импорта Азербайджана в 2022 г., млн долл. Источник: cоставлено по данным: Государственный статистический комитет Республики Азербайджан. URL: https://stat.gov.az/source/trade/?lang=en&ysclid=lnr09gg2es968581199 (accessed: 15.11.2023). Figure 2. Geographical coverage of Azerbaijan’s exports in 2022, mln doll Source: State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Retrieved November 15, 2023, from https:// stat.gov.az/source/trade/?lang=en&ysclid=lnr09gg2es968581199 Заключение Теории региональной экономической интеграции прошли эволюцию и в настоящее время не существует единой трактовки природы данного явления, но заметен явный тренд в сторону трактовки многофакторности и многополярности данного явления. В последние годы теории региональной интеграции в значительной степени приобрели новые аспекты в условиях изменившихся геополитических и экономических реалий. Основной региональной экономической группировкой в постсоветском пространстве является ЕАЭС, который демонстрирует реальный интеграционный потенциал, выражающийся в формировании единых товарных рынков, рынка труда и капитала. В евразийской интеграции участвует небольшое количество стран, но это ключевые «игроки» на постсоветском пространстве. Кроме того, в условиях санкций и геополитических трансформаций данная интеграционная группировка продемонстрировала также адаптивность к новым внешним условиям. Это доказывает жизнеспособность и «притягивающий потенциал» ЕАЭС для ее новых членов. Учитывая стратегию экономического развития и векторы внешней политики Азербайджана, можно утверждать, что имеется значительный экономический и социально-гуманитарный потенциал притяжения страны в группировку ЕАЭС. По сути, возможности интеграционного взаимодействия Азербайджана с ЕАЭС носят объективный характер и связаны в первую очередь с транспортно-географическим положением, а также производственными возможностями и взаимодействием товарных рынков. Пока интеграционный потенциал не реализуется в полной мере, но наблюдается явный тренд в сторону сближения Азербайджана со странами ЕАЭС. Ускорение и углубление использования интеграционного потенциала будет зависеть от многих факторов, но прежде всего факторов геополитического и социально-экономического порядка. Анализ ситуации показывает, что наиболее реалистичным вариантом интеграции Азербайджана в группировку ЕАЭС является сценарий предоставления стране статуса ассоциированного члена с последующей более глубокой степенью экономической интеграции.
×

Об авторах

Таир Тофикович Гусейнов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1142220648@rudn.ru
аспирант, кафедра международных экономических отношений, экономический факультет Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Аббасова Н.Г. Международные экономические связи Азербайджана и направления их совершенствования // Наука, техника и образования. 2020. № 1 (89). С. 76-80.
  2. Андронова И.В. Эволюция интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 5. С. 72-81.
  3. Ахунбаев А.М., Дауранов Т.Ш., Кузнецов А.С., Петросьян А.Р., Никитушкина Ю.В. Евразийская экономическая интеграция - 2020. М.: Центр интеграционных исследований Дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития. 2020. 80 с. С. 7.
  4. Вардомский Л.Б. Евразийская интеграция: некоторые итоги и возможные сценарии развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 4. С. 111.
  5. Глазьев С.Ю. О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 2. С. 11-22.
  6. Голикова Ю.А. Корпоративные образования в промышленности в условиях экономической интеграции (теория и методология): автореферат дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2015. 41 с.
  7. Гулиев М.Е. Евразийская экономическая перспектива: проблемы и решения // Проблемы современной экономики. 2022. № 1 (81). С. 33-35. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=7259
  8. Исмаилова Л.Г. Некоторые аспекты российско-азербайджанских торгово-экономических связей // Наука, техника и образование. 2019. № 1 (89). С. 66-70.
  9. Касимов О.Б. Теория и практика экономической интеграции в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. Т. 4. № 28. С. 57-59.
  10. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Евразийский экономический союз: история, особенности, перспективы // Управленческое консультирование. 2015. № 11. С. 33-47.
  11. Лист Ф. Национальная система политической экономики. М.: Европа, 2005. С. 85-95.
  12. Мамедов И.Б. Сотрудничество Азербайджана с ЕАЭС: возможности и ограничения // Проблемы современной экономики. 2018. № 4 (68). С. 13-14.
  13. Мусаев Дж.Г. Азербайджано-турецкое торгово-экономическое сотрудничество: современное состояние и перспективы развития // Экономика и управление. 2013. № 1 (87). С. 42-45. Мюрдаль Г.Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958. С. 57-67.
  14. Нариманов Н.А. Место Российской Федерации во внешнеторговых связях Азербайджанской Республики // Вестник науки и образования. 2018. № 4 (40). Т. 1. С. 53-57.
  15. Рзаев М.А.-Р. Международные интеграционные торговые связи Азербайджана // Наука, техника и образование. 2020. С. 57-63.
  16. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 7. С. 28-37.
  17. Тимофеев А.В. Теоретические аспекты и тенденции развития региональной экономической интеграции // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2012.
  18. Фролова Е.Д., Кожевников К.И. Пул арабских стран Западной Азии как «анклав глобальности» // Россия и Азия. 2022. № 4 (18). С. 35-44.
  19. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2002. С. 8.
  20. Хасбулатов Р.И. Международная и континентально-региональные интеграции: формы, типы, противоречия. М.: Изд-во РЭУ, 2019. 324 с.
  21. Balassa B. The Theory of Economic Integration. London, 1961. P. 12.
  22. Bhagwati J. The world trading system at risk. Princeton University and Harvester Wheatsheaf. 1991. P. 156.
  23. Byee M. Unions douaniers et donnees nationals // Economie appliquee. 1950. Vol. 3. P. 121-157.
  24. Khalid S.A. GCCs Economic Cooperation and Integration: Achievements and Hurdles. Mecca: Al Jazeera. Centre for Studies. 2015. URL: https://studies.aljazeera.net/en/dossiers/2015/03/20153316186783839.html
  25. List F. The National System of Political Economy. London, 1985.
  26. McCulloh J.R. A Dictionary of Commerce. London, 1832.
  27. Ricardo D. The Principles of Political Economy and Taxation. Cambridge, 1817.
  28. Shkvarya L.V., Tyrkba Kh.V. Overview of China-ASEAN economic relations // BRICS: Cooperation for development. Education. Science. Business. / Proceedings of the V International Scientific Conference. National Committee for BRICS Research; Peoples’ Friendship University of Russia. Moscow, June 4, 2015. Moscow: RUDN. 2016. p. 86-89.
  29. Shkvarya L.V., Yu H. Belt and Road Initiative and China’s Economic Challenges // Research in Economic Anthropology. 2022. No. 42. P. 93-101.
  30. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Oxford, 1776.
  31. Tinbergen I. International Economic Integration. Books (Jan Tinbergen). P. 95-187. Retrieved from http://hdl.handle.net/1765/15343
  32. Viner J. The Customs Union Issue. New York, 1950. P. 43-55.

© Гусейнов Т.Т., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах