Промышленная политика Индии: роль человеческого капитала

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью исследования является изучение трансформации промышленной политики Индии и изменения роли человеческого капитала в ходе ее реализации и перехода на модель самообеспечивающегося экономического роста. Начиная с 1947 г. промышленная политика Индии претерпела несколько значительных ротаций, при этом ряд положений остаются актуальными и сегодня, одновременно затрагивая и усиливая роль человеческого капитала. Одна из ключевых проблем, рассматриваемых в работе, - очень высокая доля неорганизованного бизнеса, в котором задействовано, по разным оценкам, от 90 до 93 % общей численности рабочей силы, что влечет за собой как социальные, так и экономические проблемы. Методологическую базу исследования составляют традиционные методы, используемые в работах данного типа, а именно: методы ретроспективы, индукции, дедукции, сравнения. Промышленная политика, реализуемая в стране с 1948 г., и ее трансформация сопровождались неоднозначными результатами не только с точки зрения экономических показателей, но и социальных. Главным результатом индустриализации страны явился тот факт, что Индия столкнулась с демографическим взрывом и серьезным несоответствием между структурными изменениями в объеме производства и структурой занятости - в сельском хозяйстве до сих пор занята подавляющая доля населения страны, при этом доля сельскохозяйственного сектора в структуре ВВП составляет порядка 15 %. Одной из самых весомых проблем индийского рынка остается неформальная занятость. Несмотря на ряд разработанных и реализуемых программ по переходу работников из неформальной в формальную категорию занятых, значительных сдвигов так и не происходит.

Полный текст

Введение «Открытие» индийской экономики было фактически провозглашено первым ее премьер-министром Д. Неру с момента обретения страной независимости; одновременно это стало отправным моментом для более глубокой интеграции страны в мировое хозяйство, до 1947 г. интеграция страны происходила косвенно через метрополию. Модель экономического развития, разработанная и запущенная в стране с конца 1940-х гг., в экономической и научной общественности получила название государственного капитализма, призванная решить не только широкий набор проблем в области промышленного развития, но и затрагивающая социально-экономическую сферу. В основе экономических преобразований лежал инклюзивный подход и плановое начало, выраженное в Пятилетних Планах и программах развития, которые должны были быть ориентированы на решение конкретных проблем социального и экономического порядка, и не должны были бы повторяться из пятилетки в пятилетку. Одна из ключевых целей, заложенных в Пятилетние Планы, состояла в постепенном увеличении государственного сектора, расширении роли, веса и полномочий государства, и главным образом в отраслях индийской промышленности. Под государственный контроль были переданы отрасли индийской промышленности первой и второй категорий, была проведена национализация, создавались новые и модернизировались устаревшие виды производств. Параллельно с усилением государственного сектора в индийской экономике, делался упор на инклюзивность, то есть вовлеченность в структурные преобразования всех секторов индийской экономики и социальных слоев населения. Считается, что впервые инклюзивность, как всеохватывающий подход, был предложен индийским экономистом Махадев Говинд Ранаде, по мнению которого экономическое развитие страны находится в прямой зависимости от совокупности целого ряда факторов, которые зачастую игнорируются, что приводит к «порочному кругу» нерешенных проблем. «Более того, процесс развития экономики находится в тесной взаимосвязи между психологическими факторами и факторами, вытекающими из существования общественных институтов. Анализ и решение экономических проблем должным образом, как и экономическая политика, должны осуществляться с учетом особых условий страны и положения индийского народа. Только многостороннее и всестороннее развитие индийской экономики, по мнению Ранаде, а также, как и по мнению шведского ученого Г. Мюрдаля, может способствовать национальному благосостоянию страны. Ранаде также был одним из первых, кто задолго до разработки и реализации Пятилетних Планов предвидел экономическое развитие Индии, которое должно быть скоордини ровано именно в плане, и настаивал на активной деятельности государства». Отдельное внимание в своих работах Ранаде уделял качеству человеческого капитала и проблеме высокой численности населения в стране, результатом которой является непропорциональное развитие регионов (Коновалова, 2023; Гопалакришнан, 1965). Инклюзивность, как необходимая характеристика модели экономического развития Индии, должна была исходить не только из всеобъемлющего охвата экономики страны, но и из почти синхронного и поступательного развития ее секторов и слоев общества. Промышленная политика и ее последующие изменения опирались на модель пространственно-временного развития экономики Индии, одной из целей которой являлся поиск отраслей индийской промышленности, с выявлением и развитием их производственного и экспортного потенциала. Инклюзивный подход и пространственно-временная модель развития индийской экономики сохраняются и сегодня, при этом они значительным образом были дополнены целым набором экономических реформ начиная с 90-х гг. XX в. Цель исследования - выявление характерных особенностей промышленной политики Индии с учетом влияния на нее такого фактора производства, как человеческий капитал. Методы исследования Методологическую базу исследования составили методы сравнения и ретроспективы, использование которых показало, что пространственно-временное и инклюзивное развитие экономики с опорой на человеческий капитал и промышленный сектор Индии остаются главными драйверами экономического роста и развития страны. Промышленное развитие Индии с момента обретения страной независимости Отправной точкой к разработке теоретических подходов в области экономического развития развивающихся стран можно считать 60-е гг. XX в., когда была подписана «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», при этом попытки разработать и реализовать модели экономического развития предпринимались еще в 1930-е гг. Одним из теоретических подходов, нашедших практическую реализацию не только в отношении экономики Японии, но и Индии (с рядом дополнений), явилась парадигма «Летящих гусей» и модель «от импортозамещения к ориентации на экспорт» (Коновалова, 2017; Пестова, Сухарева, Солнцев, 2011). Параллельные проблемы, с которыми сталкивались страны, получающие независимость, это неэквивалентное участие в системе международных экономических отношений и международной торговле. В частности, это напрямую было связано с низким уровнем производительных сил и неконкурентоспособ ностью производимой странами продукции, а также теми социально-экономическими условиями, сложившимися в результате колониального прошлого страны, культурных и традиционных особенностей (Смирнов, 1975; Коновалова, 2017; Мюрдаль, 1972). После обретения страной независимости ведущей политической партией страны - Индийским национальным конгрессом - был взят курс на плановую экономику, разработку и реализацию Пятилетних Планов, индустриализацию, усиление государственного сектора и постепенную национализацию промышленности с поддерживающей ролью частного сектора. Смешанная модель индийской экономики, сформированная уже к 1947 г., характеризовалась сочетанием государственного капитализма и традиционного капиталистического предпринимательства. С момента учреждения Плановой комиссии под контроль государства передавались стратегические и важные отрасли индийской промышленности (первая и вторая категория/группа), в руках частного и государственно-частного сектора оставалась третья группа отраслей промышленности Индии (Григорьев, 1977). Однако, по мнению Е.А. Брагиной, ожидания индийского правительства в отношении эффекта и результативности предпринимаемых шагов были завышены и не были подкреплены ничем, поскольку у страны просто не было опыта самостоятельно разрабатывать и имплементировать экономическую политику. Более того, острой проблемой в процессе как разработки, так и реализации политики был очевидный дефицит кадров, а также значительное отставание сельского хозяйства от общего роста производительных сил и населения при его доминировании в структуре ВВП страны (Брагина, 1977; Рейснер, 1969). После обретения страной независимости основополагающие принципы развития и регулирования промышленного сектора были оформлены в Резолюции о промышленном развитии 1948 г. В Резолюции было определено монопольное право государственного сектора в области производства продукции широкого спектра стратегических видов экономической деятельности, а также ограничивалось участие частного сектора в них; были учреждены специализированные организации, предоставляющие заемные средства промышленным предприятиям: Промышленно-финансовая корпорация, Национальная корпорация промышленного развития (Кондратьев, 1963; Куценков, 1959). Новая резолюция о промышленном развитии, утвержденная в 1956 г., была ориентирована на еще большее усиление роли и участия государственного сектора в индийской промышленности, расширение полномочий и ответственности государства (Широков, Колонтаев, Егоров, Грановский, 1980; Кондратьев, 1963). Постепенная национализация и передача под государственный контроль предприятий промышленного сектора происходила сложно, при этом ряд видов экономической деятельности оставался закрепленным за частным сектором (черная металлургия, производство горношахтного оборудования, нефтяная промышленность, хлопчатобумажная промышленность, джутовая, пищевая и сахарная). Главным фактором, ос ложняющим переход предприятий от частного сектора к государству, являлась нехватка средств, дефицит квалифицированных административных и инженерно-технических кадров (Кондратьев, 1963). Первые успехи от проводимой в стране индустриализации индийская экономика увидела уже в течение первых 15 лет реализации трех Пятилетних Планов и программ развития, предпосылки для которых начали складываться задолго до 1947 г. и учреждения Плановой комиссии в 1950 г. (Егоров, 1967). Первые три Пятилетних Плана были сосредоточены на широкомасштабных государственных ассигнованиях в промышленный сектор страны, создании новых и модернизации уже функционирующих предприятий, особое внимание было уделено тяжелой промышленности и отраслям промышленности первого эшелона. Первые Пятилетние Планы не были свободны от недостатков, поскольку не носили инклюзивный характер и не могли охватить все сектора экономики Индии, устаревшее или недоиспользованное оборудование замедляло темпы и снижало эффективность индустриализации, трудности администрирования регионов страны затрудняли промышленное развитие на региональном уровне в совокупности с недоразвитой транспортной инфраструктурой (Егоров, 1967; Шарма, 1958; Lokanathan, 1935). Региональное развитие индийской промышленности было закреплено «Промышленным актом» 1951 г. Документ охватил более 30 отраслей индийской промышленности и предполагал пропорциональное размещение промышленных предприятий по территории страны для решения проблем диспропорционального развития территорий (Широков, Колонтаев, Егоров, Грановский, 1980). «В 50-х годах была разработана стратегия „самоподдерживающегося и самообеспечивающегося“ роста. В ее основу было положено освоение внутреннего рынка за счет его расширения и вытеснения импорта. Экспорт рассматривался как источник валюты для закупки отсутствующих элементов основного капитала» (Коновалова, 2017). Политика импортозамещения на первых порах носила достаточно избирательный характер. В ведении Таможенного управления, которое было учреждено в 1945 г., был передан сбор, мониторинг и анализ заявок промышленных предприятий о предоставлении таможенной защиты (Нараин, 1961). С 1960-х гг. начали предприниматься меры по усилению промышленного лицензирования, в рамках которых предприятиям промышленности требовалось получить разрешение и лицензию для создания, расширения деятельности или слияния предприятий. Предпринимаемые меры позволили расширить предпринимательскую базу мелкой и средней промышленности, а также кустарных производств, не подлежащих лицензированию (Маляров, 2010). Пересмотр модели импортозамещения к ориентации на экспорт сопровождался широкомасштабными государственными ассигнациями в предприятия промышленного сектора, главным образом ориентированного на экспорт (Коновалова, 2017). Окончательный переход к экспортоориентированной модели развития индийской экономики был провозглашен с началом экономических реформ 90-х гг. (Маляров, 2007; Маляров, 2010). Положение о промышленной политике, утвержденное в 1973 г., определило перечень высокоприоритетных отраслей индийской промышленности, в которые был разрешен допуск инвестиций со стороны крупных промышленных предприятий и иностранного бизнеса. В 1977и 1980 гг. Положение о промышленной политике было дополнено: усилия были сосредоточены на развитии мелких и средних производств, обновлении и модернизации промышленного оборудования, усилении конкуренции на внутреннем рынке1. Фактически промышленная политика, разработанная и запущенная в стране с 1948 г., легла в основу экономической модели развития Индии, которая в экономической и научной литературе получила название «модель государственного капитализма», то есть сочетание государственного планового начала, широкомасштабных государственных ассигнований, национализации, политики протекционизма и поддерживающей роли частного сектора. Самообеспечивающийся экономический рост происходил посредством усиления и увеличения роли и веса государственного сектора в индийской промышленности посредством импортозамещения, выкупа предприятий частного сектора, модернизации уже функционирующих и создания новых промышленных предприятий. Человеческий капитал Индии К моменту обретения страной независимости самым важным социальным явлением, с которым столкнулась страна, явился демографический взрыв (бум). Общее воздействие демографического взрыва на индийскую экономику сводилось к замедлению реализации и администрирования экономических преобразований. Были введены регулярные переписи населения, а также разработана первая среди развивающихся стран государственная демографическая политика (Коновалова, 2017). В течение XX в. численность населения Индии значительным образом менялась, что сопряжено с рядом факторов, среди которых получение независимости, «открытие» Индии и получение доступа на зарубежные рынки товаров, в том числе медикаментов, связанный с этом демографический взрыв и неравномерный переток сельского населения в город как результат проведения индустриализации; это стало причиной резкой перегрузки городской инфраструктуры и неготовности самой экономики предоставить рабочие места возросшему числу соискателей. В 1900 г. численность населения Индии оценочно составила 238 млн человек, в 1800 г., для сравнения, в Индии (включая Пакистан и Бангладеш) проживало около 200 млн человек, 1 Handbook of industrial policy and statistics 2008-2009. Ministry of commerce & industry. India. URL: https://eaindustry.nic.in/archive_data/archive/industrial_handbook_200809.pdf (accessed: 01.12.2023). и рост населения был ограничен последствиями колониального режима, голодом и эпидемиями; неуклонный рост последовал после обретения страной независимости. Темпы прироста населения выше 20 % наблюдались в период с 1961 по 1991 г., когда были получены первые результаты после проведения индустриализации страны. К 1961 г., по итогам переписи населения, численность населения страны составила 439,2 млн человек, к 1968 г., по оценкам Плановой Комиссии, она должна была составить уже 527 млн человек. К моменту активной реализации промышленной политики в 1960-х гг. доля сельского населения составляла порядка 80 %, преимущественно проживающих в 600 тыс. деревнях, большинство из которых численностью чуть более 500 человек. Более половины из указанных 439,2 млн человек - граждане в возрасте от 15 до 60 лет. В 1951 г. уровень грамотности в стране составлял около 18,3 %, к 2020 г. он увеличился до 75 %, при этом уровень грамотности среди мужчин все еще выше, чем среди женщин, что свидетельствует о проблеме гендерного неравенства и ограничений в области получения базового образования (к 2020 г. уровень грамотности среди мужчин составил около 85 %, среди женщин - 67 %). Основные сдвиги происходят на уровне начального школьного образования - именно в рамках начального школьного образования показатели по девочкам превосходят показатель по мальчикам. За период с 1951 по 1991 г. произошло серьезное изменение в структуре распределения рабочей силы Индии по секторам экономики, в частности: если в 1951 г. на первичный сектор экономики приходилось 72,1 %, на вторичный сектор экономики пришлось 10,7 % рабочей силы, третичный сектор экономики аккумулировал на себе 17,2 % рабочей силы; к 1961 г. распределение по секторам было представлено следующим образом: 71,8, 12,2, 16 %; за период с 1971 по 1991 г. доля рабочей силы, задействованной в первичном секторе, сократилась с 72,1 до 66,8 %, доля рабочей силы во вторичном секторе экономики практически не изменилась и колебалась в коридоре от 11,2 до 13,5 %; доля рабочей силы в третичном секторе экономики в 1971-1991 гг. увеличилась с 16,7 до 20,5 %. Относительное увеличение доли рабочей силы, задействованной в сельском хозяйстве (в данном случае это первичный сектор экономики), с 71,8 до 72,1 % за период с 1961 по 1971 г. произошло за счет роста числа домашних хозяйств и самозанятых, а также из-за сложностей трудоустроиться за пределами сектора сельского хозяйства. Структура занятости Индии носит дуалистический характер, в первую очередь из-за того, что наравне с организованным сектором на рынке труда превалирующее место занимает неорганизованный сектор. Согласно переписи населения Индии 1991 г., доля организованного сектора от общей численности рабочей силы составила лишь 9,4 % (как покажут данные, представленные ниже, в настоящее время ситуация на рынке труда сохраняет данную тенденцию). Перепись также показала, что основными характеристиками неорганизованного сектора являются неорганизованный и разбросанный характер рабочих мест, низкий уровень членства и работы профсоюзов, отсутствие оформленных и защищенных отношений между работниками и работодателями, низкий уровень оплаты труда, широко распространенная неполная или почасовая занятость, наемная работа при домашних хозяйствах. В разрезе по секторам большая часть работников неорганизованного сектора были заняты в сельском хозяйстве[1]. Сельское хозяйство и сегодня остается ключевым сектором, в котором занято большее число населения Индии: в 2019-2020 ф.г. численность занятых в сельском хозяйстве человек составила порядка 233,2 млн человек (из них 224,8 млн - сельские жители, 8,4 млн - городские), в промышленном секторе занято 121,2 млн человек (73,1 млн - сельские жители, 48 млн - городские), в секторе услуг - 157,5 млн человек (67,5 млн - сельские жители, 90 млн - городские); в относительном выражении на сельское хозяйство приходится 45,6 % всех занятых, на промышленность - 23,7 %, на сектор услуг - 30,8 % всех занятых. Порядка 60 % всех женщин, занятых в экономике, задействованы в сельскохозяйственных работах; 71 % всей рабочей силы страны относятся к сельским домохозяйствам и 29 % - к городским домохозяйствам. Распределение рабочей силы по видам экономической деятельности в 2019-2020 ф.г. представлено следующим образом: 1,43 млн человек занято в секторе добычи и разработки, 57,07 млн человек - в обрабатывающих производствах, 1,64 млн - в службах газоснабжения и электроснабжения, 1,48 млн - в службах водоснабжения, 59,53 млн - в секторе строительства[2]. Основы современной системы образования в Индии были заложены в XIX в.: в 1817 г. в Калькутте был основан Колледж Хинду (Hindu College), во многом на его открытие и методы образования повлиял Раджа Раммохун Рой, продвигающий европейские языки, стандарты и методы в обучении. В 1834 г. в Бомбее был открыт Институт Элфнистон (Elphinstone Institution), который должен был специализироваться на обучении граждан на высшие позиции в гражданской администрации. В 1857 г. Великобритания открыла в Индии три университета: в Бомбее, Калькутте, Мадрасе по образцу Лондонского университета, и, в первую очередь, это касалось экзаменационных органов и органов, выдающих ученые степени, преподавание проводилось на английском языке. В 1899 г. было учреждено Главное управление народного образования для консультирования центрального правительства по вопросам образования. Становление и развитие системы образования Индии происходило с учетом европейских стандартов, с 1904 г. в университетах начали появляться преподавательские кафедры. К моменту обретения страной независимости система образования Индии столкнулась с существенными проблемами, выраженными, прежде всего, в том, что только 12 % населения страны было грамотным, 8 % получили одну из форм образования. При этом только 7 % из общего объема ассигнований, выделяемых государством в рамках Первого Пятилетнего Плана, были определены на развитие системы образования. В период реализации Второго Пятилетнего Плана данный показатель был сокращен до 6 %[3]. По мнению М.Х. Хука, Пятилетние Планы очень нечетко определяли роль образования в экономических преобразованиях стран Южной и Юго-Восточной Азии, более того, образование даже не рассматривалось как одна из целей, образование рассматривалось как один из необходимых факторов в обеспечении экономического роста страны. Понимание пришло только в ходе преобразований и понимания, что отсталость экономики напрямую связана с уровнем квалификации и образования не только рабочих, но и административного персонала: за период с 1950-1951 гг. по 1960-1961 гг. число учащихся в начальной и средней школе увеличилось с 23 млн человек до 37 млн человек, при этом доля учащихся в возрастной группе от 6 до 17 лет увеличилась с 25 до 40 %. За это же десятилетие число поступивших в высшие учебные заведения увеличилось с 300 тыс. человек до 600 тыс. человек (здесь охватывается возрастная группа с 17 до 23 лет); число университетов увеличилось с 27 до 46, а число филиалов и входящих в их состав колледжей - с 542 до 1000, к 1970-1971 гг. число вузов составило уже 80, а число филиалов и колледжей - 2600[4]. Стремительный рост числа высших учебных заведений, а также школ, колледжей и филиалов вузов, в первую очередь, связан с новыми условиями, с которыми столкнулась страна после обретения независимости и осознания необходимости разработки и проведения экономических преобразований и индустриализации, кроме того, обнажилась проблема серьезных диспропорций в структуре населения, а также катастрофически низкие показатели охвата образованием граждан. Преобразования в области системы образования в Индии начались с 1948-1949 гг., когда была создана комиссия «Радхакришнана» по образованию в университетах, в 1953 г. была создана комиссия по университетским грантам, в 1964-1966 гг. - комиссия «Котари» по образованию. Комиссия 1948-1949 гг. была создана для мониторинга, анализа и выработки рекомендаций и практических решений в области образования. Финансирование института образования взяли на себя Центральное правительство и правительства Штатов, с их же согласия создавались университеты. В ведении комиссии также находились разработка и корректировка учебных стандартов и программ, объемы и цели финансирования вузов, определение условий труда профессорско-преподавательского состава. Цели высшего образования, определенные комиссией 1948-1949 гг., отражали необходимость соответствия системы высшего образования и его переориентации под нужды экономических преобразований и индустриализации страны[5]. Образование является одним из основополагающих конституционно гарантированных гражданских прав, в соответствии с которыми получение образования доступного и полного должно быть гарантировано всем детям в возрасте с 6 до 14 лет. Ключевую роль в системе образования Индии с точки зрения органа исполнительной власти играет Министерство развития человеческих ресурсов (The Ministry of Human Resource Development). Поскольку получение образования является приоритетом на пути улучшения качества и уровня жизни индийских граждан, 26 сентября 1985 г. было учреждено данное министерство. Сегодня министерство состоит из двух ключевых департаментов: Департамента грамотности и школьного образования и Департамента высшего образования. К 2020-2021 гг. число университетов, функционирующих в Индии, составило 1113, увеличившись с 2019-2022 гг. на 70 единиц; 657 из указанных 1113 университетов являются государственными публичными университетами (235 университетов центрального правительства и 422 университета под юрисдикцией штатов), 10 частных университетов (с внешним финансированием) и 446 частных (без внешнего финансирования), 17 женских университетов (в 2014-2015 гг. их число составляло 11), 16 открытых университетов и 112 университетов с программами двойных дипломов; 615 университетов общеобразовательного профиля, 188 - технических, 63 - сельскохозяйственного профиля, 71 - медицинский университет, 26 - юридических, 19 - санскритских университета, 8 - языковых, остальные 121 - университеты иных специализаций. Число колледжей по итогам 2020-2021 гг. составило 43 796 (в 2019-2020 гг. - 42 343), 21,4 % из них - государственные колледжи, 13,6 % - частные колледжи, 65 % - частные колледжи без внешнего финансирования, 10,5 % - женские колледжи и 0,2 % (или 72) - мужские колледжи. Порядка 43 % всех университетов и 61,4 % колледжей расположены в сельской местности. Наибольшее число университетов расположено в следующих штатах и союзных территориях: Уттар-Прадеш, Махараштра, Карнатака, Раджастхан, Тамил-Наду, МадхьяПрадеш, Андхра-Прадеш, Гуджарат, Телангана и Керала. Общий охват высшим образованием в 2020-2021 гг. (численность зачисленных) составил около 4,13 крор человек (1 крор - 10 млн единиц), по сравнению с 2019-2020 гг. - 3,85 крор человек; из 4,13 крор человек 51,3 % (2,12 крор) - мужчины, 48,7 % (2,01 крор) - женщины. Из 4,13 крор, зачисленных на программы высшего образования в 2020-2021 гг. студентов, 14,2 % - представи тели зарегистрированных каст и 5,8 % - представители зарегистрированных племен, 35,8 % - представители отсталых классов и 44,2 % - представители других сообществ. Примечательно, что на государственные университеты, доля которых в общем числе вузов составляет 59,1 %, приходится 73,1 % всех зачисленных по итогам 2020-2021 гг.; 33,5 % всех зачисленных поступили на программы «Искусство», 15,5 % - на программы «Научные специальности», 13,9 % - на программы «Торговля», 11,9 % - на программы «инженерно-технические науки». На программы уровня «Аспирантура» 20,56 % всех зачисленных поступило на направление «Социальные науки», 14,83 % - на направление «Естественные науки»; на уровне «доктора философии» самый высокий уровень зачисления наблюдается в области «Инженерии и технологий» (27,3 %), за которыми следуют естественные науки (23,4 %). Общее число зарубежных студентов из 163 стран, зачисленных на программы высшего образования, составило 48 035, из которых 28,26 % - граждане Непала, 8,49 % - Афганистана, 5,72 % - Бангладеш, 3,8 % - Бутана, 3,33 % - Судана, 5,12 % - граждане США, 2,9 % - Нигерии, 2,7 % - Танзании, 2,3 % - Йемена. Помимо показателей зачисления на программы высшего образования важную роль играют административный персонал и профессорско-преподавательский состав (ППС): общее число ППС составило 1,5 млн человек, из которых 57,1 % - мужчины и 42,9 % - женщины, по сравнению с 2019-2020 гг. численность ППС увеличилась на 47,9 тыс. человек (на 100 преподавателей мужского пола приходится 75 преподавателей женского пола); численность административного и вспомогательного персонала составила 1,395 млн человек, из которых 65,9 % - мужского пола и 34,1 % - женского[6]. В стране по состоянию на 2022 г. функционирует 1005 бирж, 76 из которых занимаются трудоустройством при университетах (в стране сегодня работает 1113 университета); 42 биржи труда обеспечивают трудоустройство лиц с ограниченными возможностями по здоровью, 14 бирж предназначены для специалистов и руководителей высшего звена, 5 бирж - исключительно для женщин. В 2022 г. на биржах труда было зарегистрировано 4 млн соискателей, из которых 15 млн человек - женщины и 25 млн человек мужчины; в региональном разрезе из новых зарегистрированных соискателей 510 тыс. человек - жители штата Керал, 490 тыс. человек - жители штата Махараштра, 480 тыс. человек - жители Тамил-Наду, 400 тыс. человек - Уттар-Прадеш; 3,6 млн человек имели образование; 710 тыс. человек - представители зарегистрированных каст, 240 тыс. - представители зарегистрированных племен. Численность рабочей силы в Индии составляет 434 млн человек (око ло 30 % населения), при этом число занятых в экономике страны составляет 406,4 млн человек, на постоянном учете на биржах труда состоит 45,7 млн человек, а численность безработных - 27,6 млн человек. Отдельной проблемой рынка труда Индии является наличие неформального организованного и неформального неорганизованного сектор[7]. По оценкам экспертов, доля неформального неорганизованного сектора от общей численности рабочей силы составляет от 90 до 93 %. «В экономической структуре Индии подавляющее большинство составляют мелкие и мельчайшие предприятия с занятостью менее 10 человек, которые, как правило, не попадают в официальную отчетность»[8] (Брагина, 1977). Данные за 2022 г., опубликованные Международной организацией труда (МОТ), не соответствуют сведениям, предоставляемым индийскими органами исполнительной власти: в частности, численность рабочей силы, по данным МОТ, составила 467,4 млн человек (в возрасте 15+ лет), в возрасте 15-64 лет - 450 млн человек[9]. Под «неорганизованным сектором» понимается предприятие, принадлежащее отдельным лицам и самозанятым работникам, а также занятым в производстве или продаже товаров, или предоставлением услуг, при этом число работников, при необходимости нанимаемых предприятием, не должно превышать 10 человек. Термин «неорганизованный работник» был определен Кодексом о социальной безопасности (2020 г.) - это работники домашних хозяйств, самозанятые или работники с оплатой труда, задействованные в неорганизованном секторе, а также в организованном секторе, на которых не распространяются «Закон о промышленных спорах» 1947 г. (Industrial Disputes Act), главы 3-7 Кодекса (а именно: Фонд обеспечения сотрудников, Государственная страховая корпо рация сотрудников, безвозмездные выплаты, пособие по беременности и родам, компенсация работникам). Работники, относящиеся к неорганизованному сектору, главным образом задействованы в таких работах, как: скатывание биди (азиатские сигареты), изготовление агарбатти (благовонные палочки), изготовление папада (азиатские хлебные лепешки), пошив, стирка и глажка одежды, уличная торговля, различные виды работ на полдня, выполнение погрузочных/разгрузочных работ, обжиг кирпича, работа в кожевенных и обувных мастерских, домашние работники/серванты/прислуга, работа рикшами, участие в черных и строительных работах и др. Работники неорганизованного сектора не защищены от цикличности и непостоянства занятости, отсутствия формальных и установленных отношений между работниками и работодателями, отсутствия неадекватной социальной защиты[10]. Согласно «Закону о промышленности (развитии и регулировании)» 1951 г., все производственные подразделения, в которых занято 10 и более работников, предприятия, а также предприятия, где проведено и используется электричество, а число работников составляет 20 и более, обязаны зарегистрироваться. Этот сегмент рынка труда называется «зарегистрированным» или «организованным». Термин «неформальный сектор» также используется для обозначения незарегистрированного сектора. За период с 1951 по 1995 г. численность населения страны, отнесенной к рабочей силе, увеличилась со 162 млн человек до 339,2 млн человек, численность занятых в экономике страны за тот же период увеличилась с 161,7 млн человек до 320,5 млн человек, численность, не занятых в экономике работников, за указанный период увеличилась с 0,34 млн человек до 18,7 млн человек, при этом уровень безработицы увеличился с 0,21 до 5,5 %. По данным «Economic Survey», опубликованным в 2021-2022 ф.г., в 2019-2020 ф.г. в формальном организованном секторе было задействовано 5,09 крор человек (50,9 млн человек), в формальном неорганизованном - 800 тыс. человек, в неформальном организованном секторе - 4,46 крор человек (44,6 млн человек), в неформальном неорганизованном секторе - 43,19 крор человек (431,9 млн человек), итого в формальном секторе заняты 58,9 млн человек, в неформальном - 476,4 млн человек. Анализ структуры занятости индийского населения показывает, что более 232,7 млн человек (данные 2019-2020 ф.г.) было занято в секторе сельского хозяйства, 1,5 млн человек - в добывающем секторе, 62,4 млн человек - в обрабатывающих производствах, 3,5 млн человек - в услугах водоснабжения, электроснабжения и т.д., 62,2 млн человек - в строительных услугах, 74,7 млн человек - в торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, 31,5 млн человек - в транспортных услугах, услугах по хранению и коммуникационных услугах, 67,1 млн человек - заняты в других видах эконо мической деятельности, всего в 2019-2020 ф.г. численность занятых в экономике страны составила более 535,3 млн человек (из которых более 88 %, или 476,4 млн человек, - заняты в неформальном секторе экономики), численность безработных - 28,1 млн человек, а численность рабочей силы - 563,4 млн человек[11]. В 2021 г. Министерством труда и занятости Индии был разработан и запущен портал «eShram», основной задачей которого является создание национальной базы данных неорганизованных работников. Это первая в истории Индии национальная база данных неорганизованных работников, включая трудовых мигрантов. По самым последним данным (ноябрь 2023 г.), на портале уже зарегистрировано 291,7 млн человек, 152 млн из них работают в секторе сельского хозяйства, 28,2 млн человек - заняты в домашних хозяйствах, 26,3 млн человек - в строительных услугах, 18,2 млн человек - в производстве одежды, 12,5 млн человек - в других видах экономической деятельности[12]; 52,89 % зарегистрированных - женщины, 47,11 % - мужчины; 60,87 % зарегистрированных приходится на работников в возрасте 16-40 лет, 22,84 % - в возрасте 40-50 лет; в разрезе по штатам больше всего зарегистрированных работников приходится на штат Уттар Прадеш (83,1 млн человек)[13]. Значительные корректировки в современное состояние рынка труда внесла пандемия COVID-19. В частности, если в июне 2019 г. уровень городской безработицы составлял 8,9 %, годом позднее в июне 2020 г. показатель составил уже 20,9 %, к сентябрю 2022 гг. - показатель сократился до 7,2 %. Несмотря на кризисные явления, с которыми столкнулась индийская экономика, государственные расходы в структуре ВВП остались на том же уровне и с 2015-2016 ф.г. по 2022-2023 ф.г. увеличились незначительно - с 2,8 до 2,9 % (увеличившись в абсолютном выражении с 391,8 тыс. кроров инд. рупий до 757,1 тыс. инд. рупий)[14]. Заключение Исследование показало, что, несмотря на индустриализацию, реализацию промышленных политик и программ развития, в том числе заключенных в Пятилетних Планах, программ развития образования и рынка труда, индийская экономика все еще остается несвободной от недостатков и нерешенных проблем, среди которых: диверсификация рынка труда на орга низованный и неорганизованный сектора, принципиальное и хроническое превалирование неорганизованного сектора, вытекающие из этого проблематичость мониторинга и анализа рына труда; сосредоточение большей части рабочей силы в секторе сельского хозяйства; численность рабочей силы к общей численности населения страны составляет чуть более 31 %, что, очевидно, является недостаточным в сравнении, например, с Китаем, где численность рабочей силы составляет более 50 % (более 700 млн человек против 439 млн человек в Индии). Учитывая стремление превращения страны в гобальный промышленный хаб, необходимым представляется пересмотр политики в области занятости, в том числе в неорганизованном секторе.
×

Об авторах

Юлия Александровна Коновалова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: konovalova_yua@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-8101-2462

кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Мария Федоровна Мизинцева

ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН

Email: mfmizin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1276-2753

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов

Российская Федерация, 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 47

Анна Андреевна Митюшкина

Российский университет дружбы народов

Email: 1032201244@rudn.ru
студентка IV курса Института мировой экономики и бизнеса Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Брагина Е.А. Развивающиеся страны: государственная политика и промышленность / Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. М.: Мысль, 1977. 261 с.
  2. Гопалакришнан П.К. Развитие экономической мысли в Индии. М.: Наука, 1965. 202 c.
  3. Григорьев А.С. Развитие экономической мысли в странах «третьего мира». Львов: Издательское объединение «Вища школа», 1977. 176 с.
  4. Егоров И.И. Финансирование планов экономического развития Индии. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1967. 215 c.
  5. Кондратьев В.А. Промышленность Индии. Основные тенденции развития после 1947 г. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1963. 246 c.
  6. Коновалова Ю.А. Россия-Индия: сотрудничество в XXI веке. М.: Экон-Информ, 2017. 251 c.
  7. Коновалова Ю.А., Гусаков Н.П., Федякина Л.Н. Промышленная политика Индии: драйвер экономического развития страны с 1947 г. до начала экономических реформ 90-х гг. Ч. 1 // Вестник Евразийской науки. 2023. Т. 15. № 4. URL: https://esj.today/PDF/18ECVN423.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  8. Куценков А.А. Индия. Экономика и внешняя торговля. М.: Внешторгиздат, 1959. 329 c.
  9. Маляров О.В. Экономическая реформа в Индии / Институт востоковедения РАН; Центр индийских исследований. М.: Институт востоковедения РАН, 2007. 75 c.
  10. Маляров О.В. Независимая Индия: эволюция социально-экономической модели и развитие экономики: [в 2 кн.] / Российская академия наук. Институт востоковедения. М.: Восточная литература, 2010. Кн. 1. 743 c.
  11. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира» / сокращенный перевод с английского; общая редакция Р.А. Ульяновского. М.: Прогресс, 1972. 767 c.
  12. Нараин Л. Экономика Индии / пер. с англ. Ю.В. Каменского [и др.]; под общ. ред. и с вступ. статьей А.И. Левковского. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. 607 c.
  13. Пестова А.А., Сухарева И.О., Солнцев О.Г. О стимулировании притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику с целью повышения «качества» экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2011. № 1. С. 136-154.
  14. Рейснер Л.И., Широков Г.К. Планирование в Индии / АН СССР. Институт востоковедения. М.: Наука, 1969. 278 с.
  15. Смирнов В.В. Роль внешних факторов в экономическом развитии стран «третьего мира». М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1975. 179 с.
  16. Шарма Тульси Рам. Размещение промышленности в Индии / пер. с англ. М.К. Федоренко. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958. 416 c.
  17. Широков Г.К., Колонтаев А.П., Егоров И.И., Грановский А.Е. Экономика Индии: Общая характеристика. М.: Наука, 1980. 271 c.
  18. Lokanathan P.S. Industrial Organisation in India. London school of economics and political science, 1935. P. 416.

© Коновалова Ю.А., Мизинцева М.Ф., Митюшкина А.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах