Развитие женского образования в Китае на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С момента образования нового Китая в 1949 г. правительство КНР уделяет приоритетное внимание обучению женской части населения страны. Это условие является одним из необходимых не только для того, чтобы положить конец гендерной дискриминации в сфере образования, но и потому, что образование было провозглашено основой гармоничного и процветающего Китая и женское население играет немаловажную роль в социально-экономическом развитии страны. За последнее десятилетие удалось достичь немалых успехов в образовании, преодолеть исторически сложившиеся преграды, мешающие обучению девочек и женщин. Показатели охвата образованием на всех ступенях обучения значительно выросли. Девушки все более активно осваивают концепцию непрерывного обучения в течение всей жизни, что позволяет им повысить свой уровень знаний и конкурировать на равных с противоположным полом во многих профессиях. Однако на этом пути предстоит решить еще немало вопросов, работать в направлении предоставления равного доступа к образованию среди взрослого населения и в наименее развитых регионах страны, обеспечивать равные возможности для трудоустройства. Важной задачей для китайских властей остается выявление недостатков в существующей системе образования и улучшение качества обучения для обеспечения равноправия и комплексного развития населения.

Полный текст

Введение Система образования является важной частью большой системы современного общества, это не только способ реализации, но и важное средство получения социальных ресурсов и повышения социального статуса. Многие тратят значительную часть времени и финансовых средств на дополнительное образование, чтобы превратить свои образовательные преимущества в более ощутимые блага. По этой причине важность образования называют «образовательным капиталом», который можно обменивать на экономический, социальный и культурный капитал. В этой связи успехи девушек и женщин в образовании могут быть преобразованы в экономические, социальные и культурные преимущества государства. Материалы и методы При написании работы автор руководствовался общими методологическими принципами диалектики, широко использовались комплексный и системные подходы, а также методы анализа причинно-следственных связей, сравнительного и статистического анализа. Современное реформирование женского образования КНР все еще относится к числу малоизученных отечественным и зарубежным востоковедением тем. В работе проведено изучение и анализ имеющихся китайских материалов, экономических публикаций китайских и зарубежных исследователей по вопросам женского образования, нормативно-законодательных актов, программ и отчетов Китайской Народной Республики по проблемам развития и модернизации женского образования. Развитие женского образования в XX - начале XXI в. Развитие школьного образования в Китае началось около 2500 лет назад, когда известный китайский философ Конфуций принял на обучение около 3000 учеников, считая, что «образование должно предоставляться всем без дискриминации». Однако в это число не входили девушки, фактически они были лишены права на образование до конца имперского правления в 1911 г. (Куприянова, 2013). Современная школьная система западного типа была введена в Китае в начале XX в., и девочкам со временем разрешили посещать занятия в специально предназначенных для них учреждениях. Но высокая плата за обучение и традиционная гендерная дискриминация не позволяли большинству девочек получить формальное школьное образование. Когда в 1949 г. была основана Китайская Народная Республика, 90 % девочек и женщин в возрасте старше 15 лет были неграмотными. Общенациональная кампания по искоренению неграмотности, начатая в 1950-х гг., поощрение обязательного образования в последующие годы и многочисленные государственные и неправительственные проекты по оказанию помощи девочкам в получении образования изменили ситуацию (Ли Ланьцин, 2007). В целях реализации основной национальной политики «равенства между мужчинами и женщинами» Китайская Народная Республика с самого начала своего существования активно содействовала развитию базового образования, что привело к значительному увеличению числа учащихся среди девушек и стало важной гарантией их прав на образование. С введением политики «одна семья - один ребенок» эта тенденция стала еще более ярко выраженной. Исследования показали, что раньше в семьях с несколькими детьми девочки имели меньше лет образования. С появлением нового поколения «маленьких императоров» образовательное неравенство между мальчиками и девочками стремительно снижается (Бергстен, 2007). Правительство уделяет приоритетное внимание образованию девочек не только потому, что оно намерено положить конец гендерной дискриминации в сфере образования, но и потому, что образование было провозглашено основой гармоничного и процветающего Китая. Чтобы обеспечить девочкам равный доступ к образованию, центральное правительство приняло множество законов и постановлений, включая гарантии предоставления обязательного девятилетнего образования для девочек. Существуют положения, обеспечивающие беспрерывное обучение девочек в школе, были реализованы специальные меры поддержки, чтобы помочь девочкам из бедных семей посещать занятия. Увеличивая инвестиции в образование, правительство также приняло меры для поощрения социальных учреждений к продвижению женского образования. Среди негосударственных программ наиболее успешными оказались крупномасштабные проекты «Надежда» и «Весенние почки». Оба были запущены в 1989 г., причем первый помог миллионам детей из бедных семей, в основном девочкам, вернуться в школу, а второй оказал поддержку в получении девочками среднего образования (Гулева, 2015). За последние три десятилетия проект «Весенние почки» с инвестициями правительств разных уровней, учреждений и частных лиц помог построить более 1800 школ, спонсировал обучение 3,7 млн девочек из бедных семей для завершения программы обязательного девятилетнего обучения. Развитие образования в 2010-2022 гг. В конце 2021 г. Национальное бюро статистики опубликовало отчет о статистическом мониторинге «Плана развития китайских женщин (2011-2020)» (далее - План). Результаты проведенного исследования показывают, что за последние десять лет основные цели Плана были достигнуты в установленные сроки, повысился социальный статус женщин, достигнуты новые успехи в продвижении гендерного равенства и всестороннего развития женщин. После того как Китай в 2000 г. вошел в число стран с высокой продолжительностью жизни, данный показатель на протяжении последних 20 лет продолжал расти. Ожидаемая продолжительность жизни на душу населения среди женщин увеличилась с 77,37 года в 2010 г. до 80,88 года в 2020 г. По результатам расчетов ООН «Мировые демографические перспективы», к 2020 г. Китай должен был бы занять среди стран 62-е место из 184 принимаемых в исследовании стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на душу населения среди женщин, это на 4 года выше среднего уровня в мире. Власти предпринимают активные меры для гарантии равного доступа девочек к дошкольному обучению. С момента реализации Плана Китай реализовал несколько программ в области дошкольного образования, увеличил государственные вложения и гарантировал права и интересы девочек на равное получение дошкольного образования. В 2020 г. дошкольное обучение по всей стране прошли 22,7 млн девочек, что на 9,1 млн или 68 % больше, чем в 2010 г.[74] Доля девочек в общей численности получающих дошкольное образование детей составляет 47,2 %, то есть на 1,7 процентных пункта выше, чем в 2010 г. (рис. 1). В 2020 г. охват дошкольным образованием по всей стране составил уже 85,2 %, что значительно превысило цель «достичь 70 %», указанную в Плане. Рис. 1. Динамика роста численности девочек в дошкольном образовании (2010-2020 гг.) Источник: Отчет о развитии образования в Китае 2020. Издательство «Кэсюэ вэньсянь чубаньшэ». Пекин, 2021 [中国教育发展报告 (2020). 社会科学文献出版社]. Figure 1. Dynamics of the growth of the number of girls in preschool education (2010-2020) Source: Report on the development of education in China 2020. Kexue Wenxian Chubanshe Publishing House. Beijing, 2021. С 2015 г. на протяжении 6 лет подряд показатель зачисления в школу достигает 99,9 % такой же, как и у мальчиков. В 2020 г. общий охват обязательным девятилетним образованием составил 95,2 %, что на 4,1 процентных пункта выше, по сравнению с 2010 г., таким образом, цель «достичь 95 %» в Плане была достигнута[75]. Таблица 1 / Table 1 Доля девочек и девушек на разных ступенях обучения в 2021 г. Proportion of girls and young women at different levels of education 2021 Ступени обучения Доля девочек и девушек Дошкольное образование / Preschool education 47,2 Начальная школа / Elementary school 46,7 Средняя школа 1 ступени / High school 1 steps 46,4 Профессиональная средняя школа / Professional Secondary School 45,9 Средняя школа 2 ступени / High school 2 steps 50,4 Профессиональный вуз / Professional University 47,5 Вуз (бакалавриат) / University (Bachelor’s degree) 53,7 Магистратура / Magistracy 52,5 Аспирантура / Postgraduate study 41,9 Источник: Статистический бюллетень развития национального образования за 2021 г. = 2021年全国教育事业发展统计公报 // Moe.gov.cn. - URL: https://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/202209/t20220914_660850. html (дата обращения: 19.04.2023). Source: Statistical bulletin of the development of national education for 2021. Retrieved April 19, 2023, from https://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/202209/t20220914_660850.html Уровень охвата девятилетним обязательным образованием составил 95,2 % (72,85 млн), что на 4,1 процентных пункта выше по сравнению с 2010 г. Доля девочек, получающих обязательное образование, составляет сегодня 46,6 %[76]. Существуют различия в соотношении полов учащихся начальных и средних школ в разных провинциях и городах. Хотя численность мальчиков, обучающихся в начальных и средних школах начальной ступени во всех областях и городах страны, превышает численность девочек, в средней школе высшей ступени ситуация изменилась в обратную сторону, и доля девочек, обучающихся в средней школе, превышает долю мальчиков. За время реализации Плана удалось гарантировать равный доступ девочек к образованию средней ступени. Уровень популяризации школьного образования в Китае постоянно растет. В 2020 г. показатель зачисления в старшие классы средней школы достиг 91,2 %, что на 8,7 процентных пункта больше по сравнению с 2010 г. В 2020 г. в средних школах обучалось 19,5 млн девочек, что составляло 46,9 % от общего числа учащихся. Цифры растут и по провинциям (рис. 2). Рис. 2. Охват школьным образованием в провинциях Китая в 2021 г., % Источник: Программа развития женщин Китая (2011-2020). Финальный статистический отчет [《中国妇女发展纲要 2011-2020年 》终期统计监测报告] // Gov.cn. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-12/21/ content_5663667.htm (дата обращения: 19.04.2023). Figure 2. School enrollment in the provinces of China, 2021, % Source: China Women’s Development Program (2011-2020). Final statistical report. По результатам седьмой Всекитайской переписи населения в 2020 г. среднее количество лет обучения населения в возрасте 15 лет и старше по стране составило 9,91 года, из них 10,22 года у мужчин и 9,59 года у женщин[77]. Национальный уровень неграмотности составляет 2,67 %, из них женщины составляют 4,10 %, что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 2010 г. Таблица 2 / Table 2 Численность и доля девочек, переходящих из одного класса в последующий Number and proportion of girls progressing from one grade to the next Год / Year Ступень обучения / level of education Общая численность учащихся, млн / Total number of students, million Численность учащихся (жен.), млн / Number of students (Women), million Доля от общего числа, % / Share of the total, % Поступление в вуз 2018 / Admission to the university 4,2 2,4 58 2018 12 класс / 12 grade 7,9 4,03 50,8 2017 11 класс / 11 grade 7,9 4,02 50,7 2016 10 класс / 10 grade 8 4,07 46,8 2015 9 класс / 9 grade 14,2 6,6 46,5 2014 8 класс / 8 grade 14,6 6,8 46,5 2013 7 класс / 7 grade 14,9 6,9 46,2 2012 6 класс / 6 grade 15,5 7,1 46,17 2011 5 класс / 5 grade 16,6 7,6 46,17 2010 4 класс / 4 grade 16,7 7,7 46,17 2009 3 класс / 3 grade 16,9 7,81 46,17 2008 2 класс / 2 grade 17 7,87 46,17 2007 1 класс / 1 grade 17,6 8,1 46,11 Источник: Лю Цзян, 2020. Из данных табл. 2 следует, что менее половины учащихся, поступивших в начальную школу в 2007 г., смогли завершить 12 лет начального и среднего образования и менее четверти из них смогли поступить в бакалавриат. Однако вместе с тем доля девушек увеличилась с 46,11 % от общего числа на момент учебы в 1-м классе до 58,02 % при поступлении на I курс университета (Лю Цзян, 2020). Процент девушек постепенно рос, примечателен тот факт, что резкие скачки происходили в 2015 и 2018 гг., когда учащиеся сдавали, соотвественно, вступительные экзамены в старшие классы средней школы и экзамен гаокао по окончании обучения в школе. Возможным объяснением может быть тот факт, что девочки обычно превосходят мальчиков по результатам экзаменов, и далее либо мальчики решают бросить школу и начать поиск работы, либо уходят в другие типы школ (например, профессиональные). По ряду исследований, посвященных интеллектуальному развитию детей, пришли к выводу, что успеваемость мальчиков в начальной и средней школах и даже в университете ниже, чем у девочек. В начальной и средней школе, за исключением нескольких предметов, таких как, например, математика, где успеваемость мальчиков и девочек в целом не сильно отличается, по большинству предметов, таких как китайский и английский языки и т.д., ученицы показывают лучшие результаты, чем их одноклассники. После поступления в вуз эта закономерность практически не меняется: среди студентов, чья успеваемость входит в число 25 % лучших учащихся, девушки составляют большую долю[78]. Обучение в вузах Расширение приема в университеты в 1999 г. привело к значительному расширению доступа девушек к высшему образованию, и хотя разрыв с молодыми людьми все еще сохраняется, в 2009 г. число студенток высших учебных заведений в Китае впервые превысило число студентов, достигнув 50,48 %, и этот показатель продолжает расти. С момента начала реализации Плана высшее образование в Китае развивалось быстрыми темпами, и возможностей для женщин в получении высшего образования продолжали становилось все больше; бедным и нетрудоспособным студенткам предоставлялись различные виды финансирования, что фактически гарантировало равный доступ женщин к высшему образованию (Ду Сюэюань, 2011). Среди первокурсников, ежегодно поступающих в профессиональные учебные заведения, доля девушек имела тенденцию к снижению - с 50,43 % в 2002 г. до 44,24 % в 2017 г. С 2002 по 2008 г. доля увеличивалась в среднем на 3 % в год, но затем снова наступил 3-летний период спада. За последние 7 лет он показал устойчивую и умеренную тенденцию роста, сохраняясь на уровне около 55 %. Численность первокурсниц, принятых на программы бакалавриата, в основном сохраняет тенденцию к устойчивому росту: с 42,17 % в 2002 г. рост до 58,02 % в 2020 г. В бакалавриате и в профессиональных колледжах за последние 17 лет наблюдалось значительное увеличение набора учащихся, из которых набор студентов бакалавриата увеличился на 165,85 %, а набор в колледжи - на 128,09 %. В 2020 г. общий показатель приема в высшие учебные заведения составил 54,4 %, что на 27,9 процентных пункта выше, чем в 2010 г. Число девушек-магистрантов достигло 1,59 млн, это 50,9 % от общей численности, и на 3,1 процентных пункта выше, чем в 2010 г. Численность студенток по общим программам бакалавриата и программам бакалавриата для взрослых соответственно составила 16,7 млн и 4,5 млн, то есть 51,0 и 58,0 % в долевом отношении, и на 0,1 и 4,9 процентных пункта выше, чем в 2010 г. В гуманитарных университетах, входящих в программу «985», численность студенток довольно велика. В научно-технических же университетах из программы «985» девушек уже значительно меньше. В 2021 г. они составляли лишь 30 % первокурсников бакалавриата Университета Цинхуа и Шанхайского университета Цзяотун, в то время как в Народном университете и Пекинском педагогическом университете, напротив, первокурсниц было значительно больше (рис. 3). Рис. 3. Доля студенток в бакалавриате в университетах, входящих в «Программу 985» Источник: Отчет о трудоустройстве выпускников за 2021 г. [2021年高招调查报告] // Daxue.cn. URL: https://www.daxue.cn/gzbg/2021/content.html (дата обращения: 19.04.2023). Figure 3. Proportion of female undergraduate students at universities in the 985 Programme Source: Graduate Employment Report for 2021. Retrieved April 19, 2023, from https://www.daxue.cn/ gzbg/2021/content.html В академической сфере женщин-ученых также значительно меньше, особенно это касается областей науки и техники. Хотя среди учащихся средних школ и студентов высших учебных заведений девушек численно больше, однако ситуация меняется в магистратуре и аспирантуре, где их численность равна или ниже, чем у мужчин. Гендерное разделение в различных дисциплинах полностью не устранено, например, доля мальчиков в инженерных дисциплинах продолжает устойчиво расти. Девушек, продолжающих свое научное направление в аспирантуре, сейчас чуть более 42 %. Некоторые отказываются от учебы в аспирантуре ради создания семьи, поэтому доля молодых людей, получающих научную степень, все-таки выше. Трудоустройство девушек Женщины составляют более 43 % всей рабочей силы Китая (2020 г.), что приносит 41 % от всего ВВП. Сегодня девушки и женщины трудятся в самых различных отраслях народной экономики, включая образование и науку, политику, торговлю и др. (Чжэн Цзилень, 2003). Более 20 млн женщин сегодня являются специалистами в научно-технических областях. На протяжении прошедших 10 лет политика занятости и политика поддержки предпринимательства постепенно совершенствовались, каналы трудоустройства женщин расширялись, что привело к росту численности работающих женщин. Так, в 2020 г. в городах работало 67,79 млн женщин, что на 19,17 млн (39,5 %) больше, чем в 2010 г. Работающие женщины составляли 43,5 % всех работающих по найму. Женщины занимают все более важное положение в корпоративном управлении. В 2020 г. доля женщин среди руководителей составила 34,9 %, что на 2,2 процентных пункта выше, чем в 2010 г.[79] Обнародованные в 2012 г. «Особые положения об охране труда работающих женщин» способствовали постоянному улучшению условий труда работающих женщин и эффективной защите их законных прав и интересов. В 2020 г. доля предприятий, реализующих «Особые положения…», по всей стране достигло 71,3 %, что на 16,4 процентных пункта больше, чем в 2010 г. В период с 2010 по 2020 г. социально-экономическое развитие Китая ускорилось, и вместе с ним постепенно расширялось участие женщин в бизнес- управлении. В 2020 г. доля женщин среди руководителей составит 34,9 и 38,2 % соответственно, что соотвественно на 2,2 и 3,0 процентных пункта выше, чем в 2010 г. Доля женщин-представителей на съездах работников предприятий превысило одну треть. С момента реализации Плана женщины стали более активно участвовать в общественном управлении на низовом уровне, увеличилась доля женщин среди членов районных и сельских комитетов. Доля женщин в составе членов районных комитетов сохраняется примерно на уровне половины и составляет 52,1 %, что на 2,5 процентных пункта больше, чем в 2010 г. Доля женщин среди членов сельских комитетов выросла на 2,8 процентных пункта по сравнению с 2010 г., составив 24,2 %. Проблемы в развитии отрасли В целом Китай за последнее десятилетие добился огромных успехов в улучшении доступа к образованию среди девушек и женщин, однако до сих пор существует немало сложностей в развитии и распространении женского образования. Около 2,7 % населения, то есть 37 млн человек, по-прежнему не умеют читать (в 2010 г. показатель составлял 4,1 %)[80]. Образовательные возможности сельских девушек все еще значительно ниже, чем у их городских сверстниц. Из-за того, что в предыдущие десятилетия сельские семьи часто не могли позволить себе отправить всех своих детей в школу, это неравенство оставило значительный след: сегодня три четверти неграмотных людей в Китае составляют женщины. Непропорционально большое число людей также являются инвалидами из числа меньшинств и живут в отдаленных горных районах страны. Для миллионов таких женщин отсутствие образования имело последствия на всю жизнь. Они исключены почти из всех профессий. Основные повседневные задачи - от покупки билета на поезд до работы со смартфоном - чрезвычайно сложны. Они часто полностью зависят от своих семей и близких, что делает их уязвимыми. В городах Китая центры обучения взрослых предлагают жителям возможность научиться грамотности в зрелом возрасте. Однако такие заведения редко существуют в сельской местности. Перегруженные работой местные власти сосредоточили свои ресурсы на обеспечении того, чтобы все дети получали именно начальное образование - цель, которую в настоящее время выполнило подавляющее большинство, - однако неграмотные представители предыдущих поколений остались неохваченными. Заключение За последние десять лет основные положения Плана были реализованы в установленные сроки, достигнуты новые успехи в продвижении гендерного равенства, всестороннего развития женщин, а также их безопасности и благополучия. Проблема социальных дисбалансов по-прежнему актуальна, однако власти предпринимают активные меры для защиты прав и интересов женщин во всех областях общественной жизни. Важной задачей остается выявление недостатков в существующей системе образования и улучшение качества образования для обеспечения равноправия и комплексного развития населения. Образование должно развиваться в направлении качественного обучения, учета способностей учащихся и предоставления обоим полам достаточных возможностей для развития. В новом документе под названием «План развития китайских женщин (2021-2030 гг.)» отмечается важная цель «поощрения осведомленности женщин о непрерывном обучении и постоянного повышения уровня образования женщин на протяжении всей жизни», что и станет ключевым направлением работы в этой области на ближайшие несколько лет[81][82].
×

Об авторах

Мария Александровна Гулева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: guleva.m@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9226-6011

кандидат экономических наук, доцент факультета журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Бергстен Ф. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007. С. 97-100.
  2. Гулева М.А. Экономические проблемы современной системы образования в КНР. М., 2015. С.127-131.
  3. Ду Сюэюань. Социальные взгляды на женщин и высшее образование китайских женщин. Пекин: Народное издательство, 2011. С. 30-35 [杜学元 社会女性观与中国女子高等教育. 人民出版社, 2011.]
  4. Куприянова Ю.А. Первые студентки Поднебесной: женское образование в Китае в 1910-20-е гг. // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность: cборник статей участников XIII Московской научной конференции. М.: РУДН, 2013. С. 118-132.
  5. Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда. Пекин: Издательство преподавания и исследования иностранных языков, 2007. С. 388-400.
  6. Лю Цзян. Преимущество женщин в образовании в Китае недооценено? = 刘江 中国的女性教育优势被低估了吗 2020 // CNKI. URL: https://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotalZGQL202009017.htm (дата обращения: 19.04.2023).
  7. Чжэн Цзилень. Проблема образования и трудоустройства женщин в Китае // Россия и АТР. 2003. № 4. С. 77-82.

© Гулева М.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах