Модернизация инвестиционной политики Мали в контексте совершенствования стратегии устойчивого развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С 2012 г. Республика Мали сталкивается с многочисленными проблемами в области безопасности, вызванными сепаратистским восстанием, возглавляемым Национальным движением за освобождение Азавада и многими негосударственными вооруженными группировками. Это привело к потере контроля со стороны властей в нескольких областях, где было нарушено предоставление государственных услуг и действие программ развития. База экономики - сельскохозяйственный сектор - пострадал, с одной стороны, из-за физических разрушений инфраструктуры и задержки в строительстве новых объектов из-за ограниченных финансовых возможностей и возможностей внедрения, а с другой - из-за ограниченного доступа домашних хозяйств к сельскохозяйственным ресурсам и современным методам орошения, что препятствовало развитию сельского хозяйства, расширению посевных площадей. Разрушительные последствия коснулись и других сфер страны. В результате по-прежнему остро стоит потребность в гуманитарной помощи, особенно в северной части страны, а отсутствие продовольственной безопасности из-за конфликта и зависимости от погодных условий остается серьезной проблемой. Таким образом, программы денежных переводов от основных международных доноров являются одним из основных источников функционирования экономики и общества Мали. Однако такая зависимость в конце концов мало идет на пользу стране в контексте долгосрочного и устойчивого развития. Это подтверждается возникшими в последние годы трудностями в связи с наложенными международными санкциями. Вместе с тем страна имеет достаточно привлекательный инвестиционный потенциал, но иностранные инвестиции преследуют в большинстве случаев сугубо частные интересы инвесторов, игнорируя вопрос социальной ответственности бизнеса и не способствуя восстановлению социальной и экологической сфер Мали. Исследование посвящено проблеме устойчивого развития страны и возможности использования инструментов инвестиционной политики для реализации задач политики в этой области. С этой целью проанализированы формирование и состояние политики устойчивого развития Мали; дана оценка динамики основных показателей, отражающих стороны устойчивого развития; проведен обзор мирового опыта внедрения концепции «зеленых» инвестиций, имевших положительные экологические и социальные эффекты. Сделаны выводы о необходимости пересмотра и модернизации политики привлечения инвестиций в экономику Мали, что даст дополнительные возможности в части всестороннего развития и повышения уровня самостоятельности.

Полный текст

Введение После фазы кризиса, усугубленной проблемами безопасности, в 2015 г. было подписано Алжирское мирное соглашение, которое ознаменовало для Мали новую эру под знаком стабильности и прогресса. До периода пандемии COVID-19 Мали заняла 9-е место в рейтинге Doing Business 2015, - рост, который свидетельствует о хорошей тенденции в этой стране к ремиссии после различного вида катастроф, которые ее потрясли. Положительные значения базовых показателей экономики свидетельствовали о возвращении доверия инвесторов. Однако последствия новых кризисных явлений последних лет ослабили налаженный процесс. В настоящее время в условиях, когда внутренняя безопасность стоит на повестке дня, как никогда ранее, страна пытается оживить свою экономику, внедряя ведущие меры по поддержке ключевых секторов, таких как сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, с целью улучшения условий жизни населения и восстановления экономики и повышая доверие финансовых партнеров для стимулирования национальной экономики. Одновременно правительством страны декларируется принятие концепции устойчивого развития, однако не определена роль привлекаемых инвестиций в ее реализации. Цель исследования - проанализировать состояние политики устойчивого развития Мали и оценить возможность ее реализации с помощью инвестиционной политики на основе обзора мирового опыта. Для этого нами поставлены следующие задачи: дать характеристику политики и установок устойчивого развития, принятых Правительством страны; проанализировать индикаторы достижения целей устойчивого развития и дать количественную характеристику его уровня на сегодняшний день и в динамике; оценить, как решения в области инвестиционной политики могут повлиять на сферы устойчивого развития. Методы исследования В нашем исследовании использовались традиционные общенаучные методы синтеза и анализа, а также исторический и сравнительный анализ. Для получения количественных оценок применялись методы математико-статического инструментария и экономической статистики: метод коэффициентов, анализ временных рядов. Для визуализации результатов использовались табличный и графический методы. Результаты Развитие политики Мали в области устойчивого развития Следует отметить, что внедрение концепции устойчивого развития исторически происходило не одновременно, с охватом всех его сфер - экологической, социальной и эконмической, а последовательно, по мере возникновения критического обострения проблем в отдельных сферах. Рассмотрим данный процесс поэтапно в хронологическом порядке. Включение концепции устойчивого развития в национальную политику Мали было вызвано озабоченностью по поводу хрупкости и нестабильности окружающей среды, подверженной сильным климатическим опасностям, порождающим повсеместное отсутствие продовольственной безопасности. Толчком к этому стал острый кризис во время сильной засухи 1972-1973 гг., задолго до появления концепции устойчивого развития на международном уровне. Кризисная ситуация выходила за пределы Мали: она имела уровень всего региона Сахель. В 1970-е гг. экологические проблемы для данной территории стали приоритетными из-за засух, уязвимости сельских обществ перед климатическими опасностями, а также из-за очевидных проблем эрозии почв, которые ограничивают продуктивный потенциал земель. Проблема продовольственной безопасности населения Сахеля становится центром международного внимания и многочисленных инициатив со стороны сообщества развитых стран. Климатические кризисы порождают новые формы международного сотрудничества, где взаимодействуют как государственный, так и частный секторы (Bagayoko, BaBoukary, Sidibé, 2021; Bosc, Dabat, Maitre D’Hotel, 2009). Следует отметить, что возникшие движения вследствие необходимости объединения коллективных действий положительно повлияли на дальнейшие демократические преобразования и межстрановые взаимодействия в 1990-е гг. благодаря значительной поддержке со стороны местных инициатив. В этот период Инициативой Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO - Food and Agriculture Organization of United Nations) создается Межгосударственный комитет по борьбе с засухой в Сахеле (CILSS - Le Comité Permanent Inter-Etats de Lutte contre la Sécheresse dans le Sahel)[7], действия которого будут направлены на борьбу с опустыниванием и будут существенно поддержаны некоторыми донорами - развитыми странами (особенно Германией). Данная организация изначально объединяла девять стран, в том числе Мали. В последующие годы политика Мали в области экологии и продовольственной безопасности продолжает развиваться. Решение проблем стало рассматриваться непосредственно на уровне производственных систем с целью повышения контроля над водными ресурсами и почвами в сезон дождей. Также принимались косвенные меры за счет развития диверсифицированной торговой деятельности, которая может осуществляться в сухой сезон, что позволяет использовать рынок для снижения уровня продовольственной безопасности. Принимаемые усилия касались не только северных районов страны, которые считаются более уязвимыми к климатическим опасностям, но и южных, где с момента обретения независимости основное внимание уделялось выращиванию хлопка, что требует всесторонней поддержки производственного потенциала. Окружающая среда становится обязательным объектом государственного управления в Мали, что обозначено в Конституции страны 1992 г.; в 1995 г. утвержден Закон «Об управлении природными ресурсами» (Loi de Gestion de Ressources Naturelles). Следующий этап внедрения концепции устойчивого развития Мали - разработка политики в социальной сфере. 1990-е гг. ознаменовались появлением темы борьбы с бедностью, которая вошла в политический дискурс в связи с принятием «Вашингтонского консенсуса» как парадигмы развития страны. Действия по борьбе с бедностью станут обязательным этапом малийской политики как условие предоставления финансирования международными организациями. Соответственно направления политики определялись в соответствии с целями развития, сформулированными в Декларации тысячелетия. Однако обеспечение продовольственной безопасности, которое было одним из политических приоритетов во время засухи 1970-х гг., остается основой государственной политики (Bosc, Dabat, Maitre D’Hotel, 2009). Развитие политики Мали в области экономической устойчивости связано, в первую очередь, с хлопковой отраслью, которая обеспечивает практически треть населения страны. Политические инициативы, в свою очередь, были обусловлены возникновением хлопкового кризиса на границе XX и XXI вв., который был вызван рядом разнообразных факторов: климатические угрозы, ограничения со стороны внешнего рынка, внутренние проблемы отрасли, в том числе забастовки и противостояния в ходе процессов приватизации. В контексте хлопкового кризиса созданы проекты по финансированию органического и справедливого для всех участников производства хлопка. Данный кризис инициировал разработку ряда проектов и законодательных документов комплексного характера, направленных на урегулирование как экологических и социальных проблем, так и проблемы экономической рентабельности: Проект Экономического и социального развития (Projet pour le Développement Economique et Social); Закон «О сельскохозяйственной ориентации» (Loi d’Orientation Agricole); отраслевые Рекомендации по развитию сельских районов (Consultation Sectorielle de Développement Rural) и др. Таким образом, политика устойчивого развития в Мали берет начало с разработки мер в области экологической компоненты (планы по борьбе с опустыниванием на 1975-1980 гг., законы об управлении природными ресурсами на 1985-1995 гг.) и социальные стратегические установки сокращения масштабов нищеты с 2000-х гг.). Стремясь к публичности и легитимности на международной арене, с 2002 г. страна подписала почти тридцать международных конвенций, касающихся целей устойчивого развития; появилось множество текстов и политических выступлений должностных лиц, в которых используется термин «устойчивое развитие», в том числе в его экологическом аспекте. Несмотря на то что Мали ратифицировала основные международные конвенции, касающиеся устойчивого развития, стране не удается реализовать согласованность его целей в достаточной мере. Концепция устойчивого развития, отраженная в официальных документах страны, уделяет больше внимания экономическим и социальным аспектам развития, в основном за счет борьбы с бедностью, которая всегда являлась приоритетом для основных доноров и условием предоставления грантов. Хотя интеграция между тремя измерениями устойчивого развития начинает проявляться в политических документах, этого нельзя сказать о принятых мерах, которые по-прежнему остаются сильно разрозненными. Обзор особенностей политики устойчивого развития Мали периода до 2012 г. позволяет констатировать, что она была предметом сегментированного подхода, который не учитывал неразрывность трех столпов, лежащих в основе устойчивого развития. Эту ситуацию подтверждает тот факт, что административные структуры, отвечающие за реализацию целей, функционируют довольно разрозненно. Отсюда множество разнообразных официальных документов и административных структур, отвечающих за различные аспекты устойчивости. Трудности, связанные с разработкой комплексной политики устойчивого развития, учитывающей три компонента, или с координацией действий, направленных на согласование сегментированной политики, в том числе заключаются в финансовой зависимости правительства от доноров (Шарова, 2020). Переломным этапом в формировании политики устойчивого развития стали последствия катастрофических событий 2012 г., разрушительные для внешней и внутренней стабильности Мали. Страна была потрясена кризисом в области безопасности и институциональной структуры, начавшимся в январе 2012 г. после вооруженного конфликта, совершенного террористами в северных регионах, и государственного переворота 22 марта 2012 г. Впервые с момента обретения независимости территориальная целостность Мали оказалась под угрозой, что поставило под сомнение внутреннюю способность решение бесчисленных проблем, в первую очередь обеспечение физической безопасности населения. 15 мая 2013 г. при поддержке Франции и Европейского союза в Брюсселе проходит конференция «Вместе за возрождение Мали», где новым правительством страны перед международным сообществом и донорами были представлены стратегические планы возрождения на основе концепции устойчивого развития. Базовый документ, представленный на конференции, - План устойчивого Возрождения Мали (Plan pour la Relance Durable du Mali) на 2013-2014 гг., отражал эти намерения уже в форме единой системы. Следующим шагом по формированию политики устойчивого развития стали разработка и утверждение документа «Стратегический каркас экономического возрождения и устойчивого развития» (Cadre stratégique pour la Relance économique et le Développement durable) на 2016-2018 гг., согласованного с системой принятых международным сообществом в сентябре 2015 г. Целей устойчивого развития (ЦУР). Это основа для разработки, реализации и мониторинга различных политик и стратегий развития как на национальном, так и отраслевом уровне. Одновременно документ составлен таким образом, чтобы согласовать положения основных стратегических положений, содержащихся в стратегических планах по отдельным сферам управления страной, таких как: «Национальное перспективное исследование (ENP) Мали на 2025», «Приоритеты плана устойчивого восстановления Мали (2013-2014 гг.)», «Программа действий правительства на 2013-2018», «Программа ускоренного развития северных регионов». Такая систематизация и обобщение реализуются путем выделения пяти основных направлений, каждому из которых соответствует перечень управленческих задач. В качестве критериев достижения обозначены статистические показатели, отражающие состояние разных сфер экономики и общества страны (табл. 1). В общей сложности достижение устойчивого развития выражено 38 задачами и 74 количественными критериями, представляющими собой систему показателей. В качестве примера в табл. 1 выборочно представлены данные задачи и основные критерии со своими исходными точками - значениями начала периода планирования на 2015 г. Как видим, в качестве отдельных стратегических направлений выделены только экономический и социальный аспекты устойчивого развития. Экологическая составляющая выступает только как часть экономической. Если пронализировать состав 78 показателей, примеры которых выборочно продемонстрированы в табл. 1, обращает на себя внимание большое количество абсолютных величин, которые не обладают достаточной информативностью при использовании для целей мониторинга достижения поставленных задач в контексте развития страны как экономической системы. Так, показатель № 20 «Вклад животноводства в ВВП» в млрд франков КФА не выражает видение роли данной отрасли в сельском хозяйстве и в структуре экономики в целом. То же самое можно сказать об информационном недостатке показателя № 33 «Поступления от отрасли туризма в млрд франков КФА» и ему подобных. На сегодняшний день вышепредставленная система задач политики устойчивого развития Мали претерпела некоторые корректировки. Таблица 1 / Table 1 Систематизация задач политики устойчивого управления Мали / Systematizing Mali’s sustainable governance policy objectives № п/п Стратегическое направление / Strategic direction laziness Выборочные задачи / Selective tasks Выборочные критерии / Selective criteria Original value 2015 А 1 2 3 4 1 Мир и безопасность / Peace and security 1. Принимать эффективные и оперативные меры в интересах мира и национального примирения / Take effective and prompt measures in the interests of peace and national reconciliation 3. Число внутренне перемещенных лиц / Number of internally displaced persons 49 883 2. Способствовать сбалансированному развитию всех регионов Мали путем реализации этапа быстрого восстановления конкретной стратегии развития северных регионов Мали / Promote the balanced development of all regions of Mali through the implementation of the rapid recovery phase of the specific development strategy for the northern regions of Mali 4. Сумма выплат из Фонда устойчивого развития, млрд франков КФА / Amount of payments from the Sustainable Development Fund, billion CFA francs - (план - 100) 3. Обеспечение внутренней безопасности на всей территории / Ensuring internal security throughout the territory 5. Количество зарегистрированных преступлений и правонарушений / Number of registered crimes and offenses 2359 2 Макроэкономическая стабильность / Macroeconomic stability 6. Повышение согласованности макроэкономического анализа и совершенствование системы управления государственными финансами / Increasing the consistency of macroeconomic analysis and improving the public financial management system 6. Рост ВВП, % / GDP growth, % 6 8. Инфляция, % / Inflation, % 0,9 10. Изменения в просроченной задолженности по внутренним и внешним платежам, млрд франков КФА / Changes in arrears of domestic and external payments, billions of CFA francs -15,8 7. Консолидация и поддержка развития финансового сектора и микрофинансирования / Consolidation and support for the development of the financial sector and microfinance 18. Банковская ставка, % / Bank rate, % 14,57 Продолжение табл. 1 / Continuation of Table 1 А 1 2 3 4 3 Инклюзивный и устойчивый рост экономики/ Inclusive and sustainable economic growth 9. Оптимизировать потенциал развития животноводства / Optimize livestock development potential 20. Вклад животноводства в ВВП (млрд франков КФА) / Contribution of livestock to GDP (billion CFA francs) 512,4 12. Продвигать зеленую экономику посредством устойчивого управления природными ресурсами и эффективной борьбы с глобальным потеплением / Promote a green economy through sustainable management of natural resources and effectively combating global warming 23. Площадь лесонасаждений, га / Forest area, ha 38809 13. Развивать возобновляемые источники энергии и расширять доступ к электричеству с меньшими затратами для сельского и городского населения / Develop renewable energy sources and increase access to electricity at lower costs for rural and urban populations 25. Процент доступности электроэнергии, национальный уровень, % / Percentage of electricity availability, national level, % 36 17. Развивать частный сектор и промышленность, в частности, за счет агропромышленного комплекса / Develop the private sector and industry, in particular through the agro-industrial complex 30. Продолжительность процедуры создания предприятия, в днях / Duration of the procedure for creating an enterprise, in days 8,5 19. Укрепление секторов туризма и ремесел / Strengthening the tourism and crafts sectors 33. Поступления от отрасли туризма (млрд франков КФА) / Receipts from the tourism industry (billion CFA francs) 894 4 Социальное развитие и доступ к базовым социальным услугам / Social development and access to basic social services 21. Улучшение образования на всех уровнях и повышение грамотности / Improving education at all levels and increasing literacy 35. Общий коэффициент охвата начальным образованием на первом этапе базового образования, % / Gross enrollment ratio in primary education at the first stage of basic education, % 68,1 36. Индекс соотношения девочек и мальчиков / Girls to boys ratio index 0,85 27. Содействие гендерному равенству, расширению прав и возможностей женщин и развитию детей и семьи / Promoting gender equality, women’s empowerment and child and family development 49. Процент грамотности женщин / Female literacy rate 22,2 Окончание таблицы 1 / End of Table 1 А 1 2 3 4 28. Расширять социальную защиту и развивать социальную экономику и экономику солидарности / Expand social protection and develop the social and solidarity economy 52. Процент населения, охваченного учреждениями социального обеспечения / Percentage of population covered by social security institutions 19,61 5 Институциональное развитие и управление / Institutional Development and Governance 33. Разработка статистики как инструмента поддержки принятия решений / Development of statistics as a decision support tool 58. Доля министерских департаментов, учитывающих показатели эффективности в процессах принятия решений, % / Proportion of ministerial departments that take performance indicators into account in decisionmaking processes, % 80 34. Модернизировать институты и обеспечить большую представленность женщин в них / Modernize institutions and ensure greater representation of women in them 61. Уровень удовлетворенности пользователей государственными услугами, % / Level of user satisfaction with government services, % 40 37. Стимулировать динамику развития территорий, основанную на оптимальном сочетании территориального планирования и децентрализации / Stimulate the dynamics of territorial development based on the optimal combination of territorial planning and Decentralization 71. Уровень охвата регистрацией рождений (в органах записи актов гражданского состояния) / уровень регистрации рождений, % / Birth registration coverage rate (In civil registry offices) / birth registration rate, % 87 38. Стремиться к дипломатии влияния и содействовать африканской интеграции и международному сотрудничеству в интересах развития Мали / Pursue diplomacy of influence and promote African integration and international cooperation for the development of Mali 74. Число малийских граждан, ежегодно привлекаемых к работе в субрегиональных и международных организациях / Number of Malian citizens employed annually in subregional and international organizations 9 Источник: составлено автором на основе Cadre stratégique pour la Relance économique et le Développement durable. URL: https://www.maliapd.org/wp-content/uploads/2018/09/RAPPORT-2016-DE-MISE-EN-OEUVRE-DU-CREDD-DES-ODDET-DE-LA-SCAP-VERSION-FINALE.pdf (accessed: 20.04.2023). Source: developed by the author on the basis of Cadre stratégique pour la Relance économique et le Développement durable. Retrieved April 20, 2023, from https://www.maliapd.org/wp-content/uploads/2018/09/RAPPORT-2016-DE-MISE-EN-OEUVREDU-CREDD-DES-ODD-ET-DE-LA-SCAP-VERSION-FINALE.pdf Рассмотрим особенности современных положений политики Мали в области устойчивого развития, разработанные Министерством экономики и финансов совместно с Организацией Объединенных Наций. В документе «Стратегический каркас экономического возрождения и устойчивого развития на 2019-2023 гг.»[8] представлена общая формулировка видения новой Национальной стратегии как «хорошо управляемый Мали, где восстанавливается гармоничная совместная жизнь различных слоев общества, укрепляется мир и коллективная и индивидуальная безопасность обеспечивается в единстве, сплоченности и разнообразии, где процесс создания богатства является инклюзивным и экологически безопасным, а человеческий капитал ценится в интересах, в частности, молодежи и женщин». Его общая цель состоит в том, чтобы способствовать инклюзивному и устойчивому развитию в интересах сокращения масштабов нищеты и неравенства в объединенной и спокойной Мали, опираясь на потенциал и возможности противодействия для достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР) к 2030 г. Также новая стратегия учитывает установки континентальной Повестки дня на период до 2063 г.[9], разработанной на основе концепции Африканского Союза, принятой в январе 2015 г. на 24-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств Африканского союза в Аддис-Абебе, Эфиопии. Лозунг данного документа: «Интегрированная, процветающая и мирная Африка, управляемая собственными гражданами и представляющая собой динамичную силу на мировой арене». Для достижения этих целей 2019-2023 гг. сформулированы задачи по 5 стратегическим направлениям, представленным в табл. 2. Можно констатировать, что структурирование направлений в сегодняшней стратегии устойчивого развития Мали скорректировано в сторону большего соответствия порядку изложения ЦУР[10]. В том числе экологическая составляющая выделена как отдельное приоритетное направление. Для оценки изменений и тенденций в области устойчивого основных сфер экономики и общества Мали проанализируем динамику основных показателей, их характеризующих. Первой приоритетной целью развития страны является снижение уровня бедности. На графике рис. 1 представлены фактические данные по данному показателю в сравнении с плановыми, декларируемыми в стратегии устойчивого развития. Таблица 2 Стратегические направления для достижения целей устойчивого развития Мали на 2019-2023 гг. Стратегическое направление Общее содержание Укрепление демократии и совершенствование управления Укрепление малийской демократии, улучшение административного, экономического и финансового управления и укрепление партнерства в интересах устойчивого развития, усиление децентрализации, укрепление верховенства закона и содействие социальному диалогу Восстановление мира, безопасности и укрепление совместной жизни Борьба с терроризмом и насильственным экстремизмом, восстановление мира и обеспечение безопасности людей и имущества Инклюзивный рост и структурные преобразования экономики Создание условий, благоприятствующих диверсификации экономики и сильному и инклюзивному росту, продвижение устойчивого, современного и конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора, развитие промышленности, интегрированной в экономику, конкурентоспособной и создающей рабочие места, продвижение культурных ценностей и инфраструктуры, способствующих созданию богатства, развитие и повышение эффективности секторов производственной поддержки, развитие партнерства и стратегии финансирования развития Защита окружающей среды и повышение устойчивости к изменению климата Обеспечение здоровой окружающей среды и повышение устойчивости к изменению климата Развитие человеческого капитала Улучшение состояния здоровья и благополучия малийского населения с целью ускорения демографического перехода; обеспечение прав граждан на качественное образование и профессиональную подготовку с помощью инклюзивной, более подходящей, последовательной и функциональной системы образования; обеспечение всеобщего доступа к безопасной питьевой воде, гигиене и санитарным услугам к 2030 г.; создание условий для реализации прав и возможностей женщин, детей и семьи; управление ростом населения и миграцией, чтобы они способствовали сокращению масштабов нищеты и устойчивому развитию страны; регулирование урбанизации, чтобы сделать ее движущей силой экономического роста и развития; содействие социальной защите для предотвращения уязвимости и социальной изоляции; расширение деятельности по развитию сельских районов и сельских районов; развитие физкультуры и спорта в Мали Источник: составлено автором на основе Cadre stratégique pour la Relance économique et le Développement durable 2019-2023. URL: https://climate-laws.org/document/cadre-strategique-pour-la-relance-economique-et-le-developpementdurable-credd-2019-2023_53e3 (accessed: 20.04.2023). Table 2 Strategic directions for achieving the Sustainable Development Goals of Mali for 2019-2023 Strategic branches Общее содержание Strengthening democracy and improving governance Strengthening Malian democracy, improving administrative, economic and financial governance and strengthening partnership for sustainable development, strengthening decentralization, strengthening the rule of law and promoting social dialogue Restoring peace, security and strengthening life together Fighting terrorism and violent extremism, restoring peace and ensuring the safety of people and property Inclusive growth and structural transformation of the economy Creating conditions conducive to economic diversification and strong and inclusive growth, promoting a sustainable, modern and competitive agricultural sector, developing an industry integrated into the economy, competitive and creating jobs, promoting cultural values and infrastructure that contribute to wealth creation, developing and improving the efficiency of production support sectors, developing partnerships and development financing strategies Protecting the environment and increasing resilience to climate change Ensuring a healthy environment and increasing resilience to climate change Human capital development Improving the health and well-being of the Malian population in order to accelerate the demographic transition; ensuring the rights of citizens to quality education and vocational training through an inclusive, more appropriate, consistent and functional education system; ensuring universal access to safe drinking water, hygiene and sanitation by 2030; creating conditions for the realization of women’s rights and opportunities, children and families; managing population growth and migration so that they contribute to poverty reduction and sustainable development of the country; regulating urbanization to make it a driving force for economic growth and development; promoting social protection to prevent vulnerability and social exclusion; expanding rural and rural development activities; developing physical education and sports in Mali Source: developed by the author on the basis of Cadre stratégique pour la Relance économique et le Développement durable 2019-2023. Retrieved April 20, 2023, from https://climate-laws.org/document/cadre-strategique-pour-la-relanceeconomique-et-le-developpement-durable-credd-2019-2023_53e3 Рис. 1. Динамика уровня бедности в Мали в 2013-2023 гг., % от общей численности населения Источник: составлено автором по данным World Bank. Development indicators. URL: https://databank. worldbank.org/source/population-estimates-and-projections#. (дата 20.04.2023). Figure. 1 Dynamics of the poverty level in Mali in 2013-2023, % of the total population Source: constructed by the authors using World Bank. Development indicators. Retrieved April 20, 2023, from https://databank.worldbank.org/source/population-estimates-and-projections# Очевидно, что планируемые с 2019 г. уровни были обоснованы наблюдавшимся в предыдущие четыре года трендом на снижение. Более того, фактические значения 2019 и 2020 гг. даже превзошли планируемые в положительную сторону: 42,3 % против планируемых 44,3 % и 41,9 % против 42,3 % соответственно. Однако в 2021 г. произошло резкое ухудшение и процент бедного населения увеличился до 44,6 %, тренд нарушился, что, безусловно, вызвано многими имеющимися проблемами, в том числе последствиями COVID-кризиса. Рассмотрим динамику основного индикатора экономической составляющей устойчивого развития - прирост валового внутреннего продукта (ВВП) страны. На рисунке отображена его фактическая динамика в сопоставлении с планируемой динамикой двух вариантов плана - базового, основанного на трендах последних пяти лет, и оптимистичного, основанного на позитивных предпосылках, включая продолжение стратегии по развитию агропастбищного потенциала, укрепление программы инвестиций в базовую инфраструктуру, развитие частного сектора посредством государственно-частного партнерства, инвестиции в человеческие ресурсы, выделение 15 % государственного бюджета на развитие сельского хозяйства. Как видим, последствия COVID-кризиса, санкции и другие негативные факторы оказали кардинальное влияние на динамику результата национальной экономики. В результате темп прироста ВВП за весь период кризиса пандемии (2019-2022 гг.) составил + 1,8 % (рассчитан как произведение цепных темпов роста). Рис. 2. Ежегодный темп прироста ВВП Мали в 2013-2023 гг Источник: составлено автором по данным World Bank. Development indicators. URL: https://databank. worldbank.org/source/population-estimates-and-projections#. (accessed: 20.04.2023). Figure 2. Annual growth rate of Mali’s GDP in 2013-2023 Source: constructed by the authors using World Bank. Development indicators. Retrieved April 20, 2023, from https://databank.worldbank.org/source/population-estimates-and-projections# Рис. 3. Динамика выбросов углерода (СО2) в 2013-2021 гг., кг на душу населения Источник: составлено авторами по данным World Bank. Figure. 3. Dynamics of carbon (CO2) emissions, 2013-2021, kg per capita Source: constructed by the authors using The World Bank Data Base. Оценка динамики индикаторов экологической составляющей затрудняется скудностью имеющихся данных официальной статистики. Рассмотрим один из базовых показателей, отражающий одну из основных целей международного сообщества - декарбонизацию экономики (Wang, Mikulčić, Duić, 2022; Kalyagina, Pyzhikova, 2009; Karpushova, Takhumova, Israilova, 2021). На рис. 3 представлена динамика показателя выбросов углерода (СО2). График на рис. 3 также отражает резкую смену тенденции показателя после 2019 г., аналогично спаду ВВП. Таким образом, снижение объемов экологического вреда вряд ли можно назвать тенденцией к устойчивому развитию, так как в данном случае отсутствует сбалансированность с экономической составляющей и отрицательная динамика вызвана спадом экономики в целом. Обсуждение Исследование проблемы достижения целей устойчивого развития Мали показало, что, несмотря на повышение качества методической стороны разработки политики в области устойчивого развития, реализация ее критериев на сегодняшний день сталкивается с трудностями. Проблема эффективной реализации политики устойчивого развития усугубляется военными кризисами, последствиями пандемии и внешними санкциями со стороны международного сообщества. По мнению ряда исследователей развивающихся стран, для налаживания ситуации, политика должна строиться на стратегических основах партнерства с донорами, уделяющими особое внимание экономическим и социальным аспектам процессов развития, таким как стратегические задачи борьбы с бедностью, добавляя экологический аспект к руководящим принципам, содержащимся в этих задачах, и, таким образом, достигая устойчивости (Гнатюк, 2019; Яковлев, 2019; Кормишкина, Кормишкин, 2022). Но на наш взгляд, данный подход уже на протяжении многих лет не подтверждает своей эффективности. Политика устойчивого развития страны должна использовать такой сектор, как инвестиционная деятельность, регулируя условия и организационные порядки для инвесторов таким образом, чтобы их деятельность способствовала целям устойчивого развития. Роли инвестиций в достижении целей устойчивого развития посвящено немало работ, опубликованных как от отдельных исследователей, так и от общественных организаций и государственных органов (Антипов, Васильев, 2020; Гончарова, Стоянова, 2021; Цареградская, 2022; Berkane, Guechi, 2021). При грамотно выстроенной политике инвестиции позволяют решать социальные и экологические проблемы, в частности обеспечивая условия для создания или привлечения технологий, направленных на природоохранный эффект и экономию ресурсов (Шугуров, 2019; Беспалый, 2022). Что касается вопроса отдачи и эффективности инвестиций, то в настоящее время наблюдается трансформация взглядов участников экономической деятельности на влияние ответственного инвестирования на финансовые показатели. Действительно, растущее число исследований, как академических, так и практических, показывает, что инвестиционный подход, включающий экологические, социальные и управленческие критерии (ESG), обеспечивает эффективность в соответствии с традиционными инвестициями. При этом также важно, чтобы инвестирование было связано с новыми технологиями, что обеспечит эффект инновационного развития (Grossman, 1991; Esso, 2010; Hirooka, 2007). Экологические инвестиции и развитие их концепции все больше и больше привлекают внимание как в научной, так и в прикладной сфере. С позиции экономической теории их роль можно объяснить следующим образом. С одной стороны, они реализуют воспроизводственную функцию, обеспечивая расширенное воспроизводство на территориях размещения инфраструктурных объектов за счет экологического и ассимиляционного потенциала. При этом одновременно экологические инвестиции направлены на обеспечение природоохранных и восстановительных мероприятий, использование и развитие сберегающих и малоотходных технологий (Гончарова, 2021; Смирнов, Лукьянов, 2021; Боркова, 2020; Magalhães, 2021; Zhang, Li, 2022). На наш взгляд, правительству Мали следует принять во внимание вопрос внедрения концепции устойчивого развития также и в инвестиционную и бюджетную политику относительно зарубежных, государственных, частных инвестиций. Как показывает опыт развитых стран, некоторые виды «зеленых» инвестиций способны обеспечить значительный мультипликативный эффект для ВВП даже по сравнению с традиционными мерами стимулирования. Так, опыт, накопленный в рамках планов экологического стимулирования, введенных в действие в США, Европе и Южной Корее после финансового кризиса 2008 г., свидетельствует об экономической эффективности мер, которые были тогда применены. В Соединенных Штатах, таким образом, возобновляемые источники энергии позволили создать более 26 тыс. рабочих мест. Разработанный в Южной Корее в 2009 г. «Новый зеленый курс» внес значительный вклад в создание 276 тыс. новых рабочих мест в том же году. В Европе Франция осуществила многочисленные инвестиции в повышение тепловой эффективности зданий, электрическую инфраструктуру, транспорт, солнечную энергию и т.д., экономические последствия которых также считаются положительными. В Германии инвестиции в транспортный сектор позволили ВВП вырасти на 0,6 % в 2009 г. Кроме того, оценки показывают, что в Европе отдача от зеленых инвестиций была значительно выше для мер, скоординированных на уровне сообщества, чем для мер, осуществляемых только на национальном уровне[11]. Отсюда вытекает важность плана стимулирования такого подхода на уровне международных сообществ и союзов, в которые входит Мали. Использование зеленых инвестиций для оживления бизнеса в настоящее время является консенсусом среди многих экономистов. Проведенный по заказу Министерства экологии, устойчивого развития и энергетики Франции опрос мировой общественности выявил солидарность в отношении возможностей секторов экономики обеспечивать особенно высокую рентабельность инвестиций в форме государственных расходов, а также в исследования и разработки в области экологизации. Перенимая и постепенно внедряя опыт подобных практик, правительство Мали могло бы добиться расширения деятельности, основанной на такого рода инвестициях, что позволило бы сбалансировать экономическую эффективность при достижении экологических целей, одновременно увеличивая стоимость ВВП и уровень занятости страны. Заключение Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить, что модернизация подходов к инвестиционной политике является одним из основных необходимых шагов для развития экономической, социальной, а также экологической сферы Мали. Это касается как привлечения иностранных инвестиций, так и государственного инвестирования. Реализация данного направления будет способствовать постепенному и многостороннему укреплению общества и экономики страны, а также обретению большей самостоятельности относительно международных доноров. Однако при этом усилия и меры регулирования инвестиционных процессов и отношений должны носить комплексный характер для достижения сбалансированности всех поставленных целей устойчивого развития. Относительно формирования политики устойчивого развития Мали мы наблюдаем относительный прогресс, однако имеется ряд проблем, затрудняющих оценку результатов и их мониторинг. В частности, требует совершенствования система показателей, отражающих достижение отдельных целей, для повышения ее информативности и аналитических возможностей. Другая проблема - неразвитость статистического учета указанных в стратегических документах показателей и, как следствие, невозможность анализа их тенденций. При этом развитие государственной статистики также входит в качестве целевого ориентира в современную стратегию устойчивого развития Мали.
×

Об авторах

Мама Дембеле

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mams0757@yahoo.fr
аспирант кафедры международных экономических отношений, экономический факультет Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Антипов В.А., Васильев Н.Д. Зеленые инвестиции в контексте устойчивого развития // StudNet. 2020. Т. 3, № 5. С. 432-437.
  2. Беспалый С.В. Устойчивые инвестиции и их влияние на венчурный капитал // Grand Altai Research & Education. 2022. № 2 (18). С. 3-12.
  3. Боркова Е.А. Политика стимулирования зеленого инвестирования как направление регулирования рынка зеленого финансирования // Управленческое консультирование. 2020. № 5 (137). С. 68-76. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-68-76
  4. Гнатюк С.Н. Инвестиции как фактор устойчивого развития сельского хозяйства Беларуси // Проблемы экономики: cборник научных трудов. 2019. № 2 (29). С. 21-30.
  5. Гончарова А.Р., Стоянова И.А. Экологические инвестиции: роль и значение в устойчивом развитии крупных инфраструктурных объектов // Финансовые рынки и банки. 2021. № 1. С. 30-32.
  6. Ерлыгина Е.Г., Васильева А.Д. Инвестиции в агропромышленный комплекс как фактор устойчивого развития государства // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 10. С. 253-257. https://doi.org/10.33619/2414-2948/59/25
  7. Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д. Экологическое инвестирование - мощная «опора» для поступательного и устойчивого роста постпандемической экономики России // Национальная безопасность / nota bene. 2022. № 3. С. 28-44. https://doi.org/10.7256/24540668.2022.3.38346
  8. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Глобальные прямые иностранные инвестиции: структурные изменения в условиях текущего кризиса // Экономика региона. 2021. Т. 17, № 3. С. 1014-1026. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-21
  9. Цареградская Ю.К. «Зеленые» инвестиции в контексте устойчивого развития: особенности правового регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 8 (96). С. 116-123. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.96.8.116-123
  10. Шарова А.Ю. Инвестиции в электроэнергетику Африки и их роль в преодолении энергетической отсталости континента // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13, № 6. С. 181-197. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-6-10
  11. Шугуров М.В. Инвестиционные аспекты международной передачи технологий в интересах устойчивого развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-3 (57). С. 188-197. https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11421
  12. Яковлев И.А. Формирование «зеленого» сегмента национального финансового рынка: опыт стран со значительной долей сырьевой экономики // Экономика и управление. 2019. № 9 (167). С. 13-22. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-9-13-22
  13. Bagayoko N., BaBoukary S., Sidibé K. Gestion des ressources naturelles et configuration des relations de pouvoir dans le centre du Mali: entre ruptures et continuité // African Security. 2021. URL: http://www.africansecuritynetwork.org/assn/gestion-des-ressources-naturellesdans-le-centre-du-mali/ (accessed: 20.04.2023).
  14. Berkane I., Guechi M. Contribution du financement vert dans la transformation de l’économie vers un modèle de développement durable // Journal of economics studiesand researches in renewables energies. 2021. Vol. 8 (2). P. 614-638.
  15. Grossman G., Helpman E. Innovation and Growth in the Global Economy. Cambrige: MA: Massachusetts Institute of Technology Press, 1991. 359 p.
  16. Hirooka M., Watanabe C. Innovation Dynamism and Economic Growth. A Nonlinear Perspective // Journal of Evolutionary Economics. 2007. No. 17. P. 649-652.
  17. Kalyagina L.V., Pyzhikova N.I. Factors of sustainable development of the agro-economic system // Vestnik SibSAU. Aerospace tehnologies and control systems. 2009. No. 5 (26). P. 149-154.
  18. Karpushova S.E., Takhumova O.V., Israilova Z.R. Priorities of Sustainable Development of the Territory: Ecology, Human Development, Economic Security // Research for Development. 2021. P. 23-33. https://doi.org/10.1007/978-3-030-70194-9_3
  19. Magalhães N. Désinvestir le paradigme des investissements verts // Natures Sciences Sociétés. 2021. No. 29 (4). P. 439-449.
  20. Maitre D’Hotel E., Bosc P.M., Dabat M.H. Quelles politiques de développement durable au Mali et à Madagascar? // Working Paper MOISA. 2009. Vol. 2. 32 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/24108824_Quelles_politiques_de_developpement_durable_au_Mali_et_a_Madagascar (accessed: 20.04.2023).
  21. Solow R.M. A Contribution to the theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1956, Vol. 70, no. 1. P. 65-94.
  22. Wang X., Mikulčić H., Duić N., Baleta J. Sustainable development in period of climate crisis // Journal of environmental management. 2022. Vol. 303, no. 4. P. 114271. https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2021.114271

© Дембеле М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах