Роль автотранспорта в обеспечении международной торговли стран ЕАЭС

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Регионализация и цифровизация являются значимыми факторами развития международного транспорта, в том числе автомобильного. Либерализация взаимной торговли, создание единой таможенной территории и постепенное устранение нетарифных барьеров внутри интеграционных объединений в целом привели к повышению скорости международного товародвижения. На сегодняшний день ЕАЭС - наиболее продвинутый интеграционный проект на постсоветском пространстве. Транспорт как направление евразийской интеграции занимает особое место в интеграционном процессе ввиду пространственных характеристик объединения и его транзитного потенциала. Ожидается, что единое транспортное пространство (ЕТП) без изъятий и ограничений будет создано к 2025 г. Торговые связи стран - участниц ЕАЭС обеспечиваются всеми видами транспорта (в частности трубопроводным, однако данное исследование фокусируется только на магистральных видах транспорта). В страновом разрезе наибольшую роль в транспортном обеспечении внешней торговли автомобильный транспорт играет в Кыргызской Республике, наименьшую - в Российской Федерации, где более задействованы другие виды транспорта - главным образом морской и железнодорожный. При этом на российский и казахстанский сегменты приходится более 95 % грузоперевозок стран ЕАЭС, осуществляемых автомобильным транспортом, что и определило актуальность темы исследования. Представлена роль автотранспорта в обеспечении международных перевозок грузов стран ЕАЭС. Результаты исследования, направленного на определение роли автотранспорта в обеспечении международных перевозок грузов стран ЕАЭС, были получены путем эмпирического анализа отрасли автотранспортных перевозок. Анализ определил ключевые особенности развития данного сегмента в странах ЕАЭС. В свою очередь, оценка места автомобильного вида транспорта в обеспечении внешней торговли стран ЕАЭС проведена на основе двух количественных показателей работы транспорта как отрасли - объема грузоперевозок и грузооборота.

Полный текст

Введение Торговые связи стран - участниц ЕАЭС обеспечиваются всеми видами транспорта (в том числе трубопроводным, однако данное исследование фокусируется только на магистральных видах транспорта). В страновом разрезе наибольшую роль в транспортном обеспечении внешней торговли автомобильный транспорт играет в Кыргызской Республике, наименьшее - в Российской Федерации, где более задействованы другие виды транспорта - главным образом морской и железнодорожный. При этом на российский и казахстанский сегменты приходится более 95 % грузоперевозок стран ЕАЭС, осуществляемых автомобильным транспортом. Парк автотранспортных средств стран ЕАЭС насчитывает около 7,4 млн грузовых автомобилей. Наибольшее количество грузовых транспортных средств (ТС) зарегистрировано в Российской Федерации (86,5 % от общего числа грузовых автомобилей в странах ЕАЭС) (Пак Е.В., 2023). При этом число грузовых ТС, непосредственно задействованных в международных перевозках, составляет около 111 тыс. ед., в том числе 60 тыс. ед. в России, 19 тыс. ед. в Беларуси, 16,2 тыс. ед. в Казахстане и 5 тыс. ед. в Кыргызстане. Вместе с тем имеющийся парк характеризуется низкой экологичностью, а также высокой степенью морального и технического устаревания. Так, в парке стран ЕАЭС преобладают грузовые автомобили, соответствующие экологическим нормам Евро-0 и Евро-1 (около 28 %) (Pak, Abramov, 2022). Наилучшие позиции по экологичности эксплуатируемых ТС занимают Республика Беларусь и Республика Казахстан. В Российской Федерации большинство используемых грузовых ТС относятся к экологическому стандарту Евро-0 или Евро-1 (68,6 %). Анализ парка автотранспортных средств стран ЕАЭС по срокам нахождения в эксплуатации показывает на прогрессирующее старение подвижного состава, значительная часть автомобилей находится на пределе выработки ресурса и требует обновления. В составе парка грузовых автомобилей сохраняется большая доля автомобилей, имеющих возраст старше 20 лет (около 63 % в Армении, 60 % в Казахстане) (Ефименко Д.Б. и др., 2023). Велика доля автомобилей старше 10 лет: более 90 % в Армении и Кыргызстане, 72,5 % в Казахстане и 61,3 % в России. В свою очередь, средний возраст российского грузового парка автомобилей составляет 17,7 лет, и 53 % парка старше 15 лет. Объемы собственного производства грузовых автомобилей недостаточны для обновления парка транспортных средств стран ЕАЭС (Малышев, 2022). Кроме того, автомобили, производимые в ЕАЭС, не в полной мере отвечают экологическим требованиям, предъявляемым для осуществления международных перевозок, например, в страны ЕС (Некрасов, Синицына, 2022). Вследствие этого обновление парка транспортных средств ЕАЭС производится также за счет импорта, главным образом из стран дальнего зарубежья. Что касается ТС, используемых для международных перевозок, то обновление их парка происходит преимущественно за счет приобретения техники высокого экологического класса (преимущественно Евро-5) сроком эксплуатации до 7 лет. Роль автотранспорта в обеспечении международной торговли стран ЕАЭС Организационно-экономический анализ отрасли автотранспортных перевозок выявил ключевые особенности развития данного сегмента в странах ЕАЭС. В свою очередь, оценка роли и места автомобильного вида транспорта в обеспечении внешней торговли стран ЕАЭС проведена на основе двух количественных показателей работы транспорта как отрасли - объема грузоперевозок и грузооборота. Автомобильный транспорт традиционно занимает ведущую роль в динамике и структуре грузоперевозок стран ЕАЭС (рис. 1). Рис. 1. Объемы грузоперевозок автомобильным видом транспорта в странах ЕАЭС в 2010-2021 гг., млн т Источник: составлено авторами по данным национальных статистических органов стран ЕАЭС. Figure 1. Volumes of cargo transportation by road mode of transport in the EAEU countries in 2010-2021, million tons Source: compiled by the authors on the basis of national statistical authorities of EАEU countries. На сегодняшний день в целом отмечается общая тенденция к увеличению физических объемов грузоперевозок: в Кыргызской Республике за 2021 г. объем перевозок грузов автомобильным транспортом вырос на 3,9 %, в Республике Казахстан - на 40,8 %, в Российской Федерации - на 5,0 %, в Республике Армения - на 2,2 %, тогда как в Республике Беларусь, напротив, уменьшился на 1,6 % (Чупин и др., 2022). В 2021 г. наибольший удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок характерен для Кыргызской Республики (98,9 %), наименьший - для Республики Беларусь (54,1 %) (рис. 2). ЕАЭС/EAEU Республика Беларусь/Republic of Belarus Российская Федерация/Russian Federation Республика Армения/Republic of Armenia Республика Казахстан/The Republic of Kazakhstan Кыргызская Республика/Republic of Kyrgyzstan 0 20 40 60 80 100 120 Рис. 2. Удельный вес перевозок грузов автомобильным транспортом в общем объеме перевозок грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) в странах ЕАЭС в 2021 г., % Источник: рассчитано и составлено авторами по данным национальных статистических органов стран ЕАЭС. Figure 2. Share of cargo transportation by road transport in the total volume of cargo transportation by all modes of transport (excluding pipelines) in the EAEU countries in 2021, % Source: calculated and compiled by the authors on the basis of national statistical authorities of EAEU countries. В Кыргызской Республике, Республике Казахстан и Российской Федерации наблюдается рост доли автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок, в Республике Беларусь - динамика остается достаточно стабильной. В свою очередь, в Республике Армения наблюдается снижение его удельного веса. В Республике Армения основной объем перевозок обеспечивается автомобильным транспортом, причем его доля в общем объеме транспортной работы страны показывает рост, а именно с 66,7 % в 2010 г. до 79,6 % в 2021 г. (рис. 3). Как видно из диаграмм (см. рис. 3), рост объема грузоперевозок Армении в 2010-2017 гг. обусловлен исключительно развитием автомобильного транспорта. Республика Беларусь характеризуется наименьшим показателем среди стран - участниц ЕАЭС по удельному весу автомобильного транспорта в объеме перевозок грузов (54,1 %). В стране развит железнодорожный транспорт: на него приходится 46,4 % объема перевозок грузов, при этом большая часть грузов, перевозимых по железной дороге, следуют в международном сообщении (77 %). В отличие от железнодорожного транспорта на автомобильном транспорте грузоперевозки осуществляются преимущественно во внутреннем сообщении - на них приходится около 92 % в объеме перевозок автомобильным транспортом (Тесленко, Конюхова, 2021). Крайне незначительна доля в перевозках водного и воздушного транспорта страны - менее 1 %. 30 24,5 25 23,7 16,2 9,7 9,7 12,1 6,2 4,9 6,8 7,3 5,4 6,9 3,5 3,1 3,3 2,8 3,1 2,5 2,6 2,6 2,9 3,2 3,3 3,1 20 15 10 5 0 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Автомобильный вид транспорта/Automotive mode of transport Остальные виды транспорта/Other modes of transport Рис. 3. Объем перевозок грузов в Республике Армения по видам транспорта (без учета трубопроводного) в 2010-2021 гг., млн т Источник: составлено авторами по данным Национального статистического комитета Армении. Figure 3. Cargo transportation in the Republic of Armenia by modes of transport (excluding pipelines) in 2010-2021, million tons Source: compiled by the authors based on data from the National Statistical Committee of Armenia. Рис. 4. Объем перевозок грузов в Республике Беларусь по видам транспорта (без учета трубопроводного) в 2010-2021 гг., млн т Источник: составлено авторами по данным Национального статистического комитета Беларуси. Figure 4. Volume of cargo transportation in the Republic of Belarus by modes of transport (excluding pipeline) in 2010-2021, million tons Source: compiled by the authors according to the National Statistical Committee of Belarus. В Республике Беларусь в 2014-2016 гг. происходило падение объемов перевозок автомобильным транспортом (на 15,5 % за 3 года). В 2017 г. наметилось оживление как хозяйственной деятельности, так и объемов перевозок автомобильным транспортом (+2,5 %) (Чупин, Медведев, Мизинцева, 2017). Уже в 2021 г. рост объемов перевозок автомобильным транспортом составил 154,8 млн т. (рис. 4). В перевозках грузов лидирует Минская область, на территории которой располагается большинство транспортно-логистических центров страны. Кроме того, наибольшие объемы перевозок осуществляются в г. Минске, Гродненской, Брестской областях. Роль отдельных видов транспорта в грузовых перевозках Казахстана в 2010-2021 гг. (без учета трубопроводного) представлена на рис. 5. При этом вклад транспорта в ВВП республики в среднем составляет 6,9 %. Рис. 5. Объем грузовых перевозок Республики Казахстан по видам транспорта (без учета трубопроводного) в 2010-2021 гг., млн т Источник: составлено авторами по данным Национального статистического комитета Казахстана. Figure 5. Volume of freight transportation of the Republic of Kazakhstan by modes of transport (excluding pipelines) in 2010-2021, million tons Source: compiled by the authors according to the National Statistical Committee of Kazakhstan. По объемам перевозимых грузов первое место занимает автомобильный транспорт (учтены, например, технологические перевозки - от цеха до склада внутри производственного цикла или от распределительного центра до потребителя), далее следуют железнодорожный и воздушный виды. Среди стран - членов ЕАЭС у Кыргызстана выявлена наибольшая доля автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок (рис. 6). Наибольший объем перевозок осуществляется в Чуйской области, г. Бишкеке, Ошской и Джалал-Абадской областях. 98,0 97,0 96,0 95,0 94,0 93,0 92,0 91,0 90,0 89,0 88,0 Рис. 6. Доля перевозок грузов автомобильным транспортом Кыргызской Республики в 2010-2021 гг., % Источник: составлено авторами по данным Национального статистического комитета Кыргызстана. Figure 6. Share of cargo transportation by road in the Kyrgyz Republic in 2010-2021, % Source: compiled by the authors according to the National Statistical Committee of Kyrgyzstan. Транспорт и автомобильный вид транспорта, в частности, играет важную роль в экономике Российской Федерации (Степнов, Ковальчук, 2021). Например, вклад транспорта (категория «транспорт и связь») в ВВП страны в 2021 г. составил 5,4 %. Роль отдельных видов транспорта в грузовых перевозках России в 2010-2021 гг. представлена на рис. 7. Рис. 7. Объем грузоперевозок Российской Федерации по видам транспорта (без учета трубопроводного) в 2010-2021 гг., млн т Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. Figure 7. Volume of cargo transportation of the Russian Federation by types of transport (excluding pipeline) in 2010-2021, million tons Source: compiled by the authors according to data from the Federal State Statistics Service. В 2021 г. всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного) России перевезено 6,5 млрд т различных грузов, из которых 79,5 % приходится на автомобильный транспорт, 18,6 % доставлено по железной дороге. По состоянию на 1 января 2023 г. в России в сфере автомобильного транспорта подлежит контролю и надзору 197 тыс. хозяйствующих субъектов России, из них свыше 9,8 тыс. имеют удостоверения допуска к осуществлению международных автоперевозок, около 44,3 тыс. осуществляют деятельность на основании соответствующих уведомлений. Важной особенностью грузовых перевозок автомобильным транспортом является принадлежность транспорта, в том числе большегрузного, физическим лицам, работающим в сфере неформальной экономики. В разрезе по регионам страны объемы грузоперевозок распределены неравномерно. Так, по данным Министерства транспорта РФ, около 80 % объемов перевозок приходится на следующие регионы: Центральный Федеральный округ (20,2 %), Уральский Федеральный округ (20 %), Приволжский Федеральный округ (16,3 %), Сибирский Федеральный округ (16 %) Северо-Западный Федеральный округ (7,5 %). Вторым количественным показателем работы транспорта как отрасли ЕАЭС служит грузооборот. Удельный вес автомобильного транспорта в грузообороте объединения значительно ниже (13,3 % в 2021 г.), поскольку автомобильным транспортом преимущественно осуществляются перевозки небольших партий груза на близкие расстояния. При этом имеются и страновые различия (рис. 8). ЕАЭС/EAEU13,3 Российская Федерация/Republic of Belarus 39,9 Республика Беларусь/Republic of Belarus Республика Казахстан/The Republic of Kazakhstan Республика Армения/Republic of Armenia57,9 Кыргызская Республика/Republic of Kyrgyzstan58,3 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 Рис. 8. Удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме грузооборота всеми видами транспорта (без трубопроводного) в странах ЕАЭС в 2021 г., % Источник: рассчитано и составлено авторами по данным национальных статистических органов стран ЕАЭС. Figure 8. The share of road transport in the total volume of freight turnover by all modes of transport (excluding pipelines) in the EAEU countries in 2021, % Source: calculated and compiled by the authors according to national statistical authorities of EEU countries. Как видно из данных рис. 8, наибольшая доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота стран ЕАЭС выявлена в Кыргызской Республике (58,3 %), а наименьшая - в Российской Федерации (9,4 %). В Республике Армения вклад автомобильного транспорта в грузооборот страны в 2021 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 0,9 п.п. и составил 57,9 %. Выявлено, что удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме грузооборота Армении является одним из наиболее высоких в ЕАЭС (вторым после Армении). Автомобильный транспорт в стране за рассматриваемый период развивался наиболее быстрыми темпами, например, в 2021 г. обогнав железнодорожный по доле в национальном грузообороте (Сандана, Саая, Евтюков, 2021). В Республике Беларусь доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) имеет тенденцию к росту: в 2010-2021 гг. рост составил 13,6 п.п. с 16,0 % в 2010 г. до 29,6 % в 2021 г. Крайне малое значение в грузообороте страны играет воздушный транспорт. При этом рост грузооборота на автомобильном транспорте в 2010-2021 гг. был обусловлен как увеличением расстояния перевозок, так и повышением грузоподъемности используемых транспортных средств. В Республике Казахстан доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота составляет 34 %, тогда как наибольший вклад обеспечивает железная дорога (65 %). Роль воздушного транспорта в грузовых перевозках незначительна. Доля автомобильного транспорта в 2021 г. в структуре грузооборота страны несколько снизилась по сравнению с 2020 г. (на 1,7 п.п.), но в целом в исследуемый период наблюдается планомерный рост: с 27 % в 2010 г. до 34 % в 2021 г. В свою очередь, в 2010-2021 гг. темпы прироста грузооборота автомобильного вида транспорта опережают соответствующие значения железнодорожного (почти в 2 раза). В Кыргызстане грузооборот всех видов транспорта (без учета трубопроводного) в 2021 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 300 млн т-км. Доля автомобильного транспорта в национальном грузообороте в 2021 г. несколько снизилась по сравнению с 2019 г. (на 0,4 п.п.). В целом же за исследуемый период наблюдалось снижение соответствующего показателя: с 61,9 % в 2010 г. до 58,3 % в 2021 г. В Российской Федерации низкое значение доли автомобильного транспорта в совокупном грузообороте объясняется обширной территорией и преимущественно сырьевой направленностью экономики, что привело к опережающему развитию железных дорог. Так, на железнодорожный транспорт приходится около 86,8 % грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта. Грузооборот России (всеми видами транспорта без учета трубопроводного) в 2021 г. составил 3042,4 млрд т-км и в целом продемонстрировал положительную динамику. Рост грузооборота автомобильного транспорта в Российской Федерации составил в 2011 г. 112 %, что ниже, чем по другим видам транспорта. Таким образом, автомобильный транспорт имеет значимое влияние на динамику социально-экономических показателей стран ЕАЭС, в том числе взаимной торговли и торговли с третьими странами. При этом интеграционные процессы в ЕАЭС в целом способствовали росту вклада автомобильного транспорта в показатели работы транспорта как отрасли - грузооборота и объема грузоперевозок.
×

Об авторах

Александр Леонидович Чупин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: Chupin-al@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-0804-8039

старший преподаватель кафедры таможенного дела

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Ефименко Д.Б., Холопов К.В., Вражнова М.Н., Голубчик А.М. Содержание и направления развития логистики международного товародвижения // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2023. № 1 (72). С. 61-68
  2. Малышев М.И. Особенности процесса инновационных цифровых технологий в логистике // Цифровая трансформация транспорта: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции РУТ. М., 2022. С. 247-253
  3. Некрасов А.Г., Синицына А.С. Проблемы устойчивости интеллектуальных транспортно-логистических систем // В сборнике: Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Труды 7-й Международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 156-159
  4. Пак Е.В. Фактор санкций в логистике внешней торговли России: теория и практика // Вестник транспорта. 2023. № 2. С. 11-13
  5. Сандана Н.Т., Саая К.С., Евтюков С.А. Метод оценки конкурентоспособности научных задач при исследовании систем мониторинга дорожных машин в современных условиях // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. № 3. С. 145-151
  6. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Трансформация управления в экосистемной экономике // Друкеровский вестник. 2021. № 1. С. 5-18
  7. Тесленко И.Б., Конюхова В.Е. Цифровизация транспортной и логистической систем в странах ЕАЭС (на примере Белоруссии) // Наука Красноярья. 2021. № 10 (5-2). С. 235-240
  8. Чупин А.Л., Макар С.В., Фоменко Н.М., Никифорова Н.А., Орусова О.В. Анализ современного научно-методического аппарата развития информационной инфраструктуры единого транспортного пространства на территории ЕАЭС // Вопросы истории. 2022. № 3-1. С. 233-240
  9. Чупин А.Л., Медведев Ю.В., Мизинцева М.Ф. Информационно-логистические системы в современных транспортных технологиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-1 (89). С. 703-705
  10. Pak E.V., Abramov E.I. Greener Transport for North America // Industry 4.0. Fighting Climate Change in the Economy of the Future. Cham: Palgrave Macmillan, 2022. P. 293-306. https://doi.org/10.1007/978-3-030-79496-5_27

© Чупин А.Л., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах