Концептуальные основы экономической безопасности регионального интеграционного объединения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема обеспечения экономической безопасности государства в современных геоэкономических реалиях становится все более значимым вопросом. Разрыв внешнеторговых связей, поиск надежных торговых партнеров, а также выстраивание новых логистических маршрутов создают вызовы для системы экономической безопасности не только Российской Федерации, но и всего Евразийского экономического союза. Несмотря на то, что первоосновой региональной интеграции могут быть политические интересы, именно положительные экономические эффекты являются залогом долгосрочного успешного развития экономической интеграции, способной противостоять возникающим угрозам. В исследовании на основе системного подхода предложена сущность понятия «экономическая безопасность регионального интеграционного объединения». В результате анализа теоретических подходов к пониманию экономической безопасности и международной экономической интеграции выделены особенности экономической безопасности международных интеграционных образований. Охарактеризован концептуальный аппарат - объект, субъект, интересы и угрозы, меры обеспечения и система оценки региональной экономической безопасности. Выявлено, что область экономических интересов регионального интеграционного объединения меньше, чем область экономических интересов государства, а область угроз регионального интеграционного объединения, наоборот, больше области угроз государства-члена, входящего в объединение. Доказано, что экономическая безопасность регионального интеграционного объединения - это динамическая характеристика состояния ключевых элементов экономических систем государств - членов регионального интеграционного объединения с точки зрения их способности противостоять возникающим внешним и внутренним угрозам и полноценно выполнять свои функции. При этом основой обеспечения экономической безопасности интеграционного объединения является формирование системы конвергенции отраслей промышленности государств со схожим уровнем социально-экономического развития в контексте применения мер наднационального регулирования в условиях включения в мирохозяйственные отношения.

Полный текст

Введение Задача понимания сущности экономической безопасности регионального интеграционного объединения в современных условиях геополитических изменений приобретает особую важность. С одной стороны, участие государств в процессах международной интеграции предоставляет достаточно много преимуществ в виде снижения барьеров во внешней торговле и объединения экономических интересов. С другой стороны, процессы интеграции подвергают государство определенным уязвимостям. Так, современные тенденции развития мировой торговли характеризуются неоднозначностью, повышением конфликтного потенциала отношений между государствами, наличием прецедентов торговых войн и санкционных ограничений. Перечисленные обстоятельства приводят к тому, что помимо классических преимуществ участия в международной торговле обнаруживаются и существенные недостатки для обеспечения экономической безопасности. В данной связи представляется целесообразным исследовать экономическую безопасность регионального интеграционного объединения и выявить основные элементы, составляющие ее концептуальный аппарат. Основными задачи исследования являются: y изучение теоретических подходов к сущности экономической безопасности государства и международной экономической интеграции; y выявление особенных характеристик экономической безопасности регионального интеграционного объединения; y определение основных составляющих элементов системы обеспечения внешнеторговой безопасности. Обзор литературы Первооснову исследования составляют труды, посвященные проблематике экономической безопасности государства и влияния глобализации на ее сущностное содержание. Так, концептуальное понимание национальной безопасности, предложенное А. Вольфресом и затем Д. Болдуином, заключается в выявлении целей безопасности всей нации и их отличии от национальных интересов (Wolfers’, 1952, Baldwin, 1997). При этом понимание экономической безопасности как части национальной безопасности было предложено Б. Бузаном, О. Уавером и Дж. Уальдом, которые выделяли пять составных частей национальной безопасности: военную, экологическую, экономическую, социальную и политическую (Buzan, Waever, Wilde 1998). Ш. Ронис подчеркивает ключевое значение экономической безопасности в существовании и развитии государства и ее значение наравне с военной безопасностью (Ronis, 2011). Следует отметить, что нередко при исследовании вопросов экономической безопасности зарубежными авторами встречается понятие «economic nationalism» (экономический национализм). Так, С. Прайк под экономическим национализмом понимает набор методов создания, поддержки и защиты национальных экономик в контексте мировых рынков (Pryke, 2012). Т. Накано разработал целую теорию экономического национализма, которая является комплексом протекционизма, промышленной политики и кейнсианства в целях становления экономически сильного государства (Nakano, 2004). Отечественными учеными также активно исследуется проблематика экономической безопасности государства. В. Сенчагов считает ключевым в вопросе обеспечения экономической безопасности государства состояние гарантированной защиты национальных интересов при воздействии неблагоприятных процессов. С. Глазьев в качестве экономической безопасности рассматривает самостоятельное обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны (Глазьев, 1997). В современной литературе встречается понятие «международная региональная безопасность», которое подразумевает безопасность государств, расположенных в отдельном регионе мира. Вместе с тем данное понятие используется в контексте обеспечения военной безопасности, но неприменимо к экономической безопасности регионального интеграционного объединения. Встречаются труды, связанные с исследованием особенностей сущности экономической безопасности во взаимосвязи с глобализационными процессами. Например, К. Глейзер рассматривает «дилемму безопасности», сущность которой заключается в том, что стремление государств к полной безопасности приводит к серьезным политическим конфликтам и разногласиям, несмотря на то, что их интересы могут совпадать (К. Глейзер, 1997). М. Кехлер в своей работе отмечает, что глобализация изменила традиционное понимание экономической безопасности как экономической уязвимости государства по отношению к другим государствам и привела к переосмыслению этого понятия в связи с возникновением рисков, связанных с трансграничными связями негосударственных субъектов и в целом с изменчивостью мировой экономической среды (Kahler, 2004). В. Иоан-Франк и М. Диамеску затрагивают вопросы глобализации и экономической безопасности, обозначая то обстоятельство, что глобализация (в том числе экономическая интеграция и, как следствие, отмена таможенных пошлин и ограничений на перемещение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы) увеличивает взаимозависимость между странами и помимо большой экономической выгоды одновременно увеличивает уязвимость государств (Ioan-Franc, Diamescu, 2010). С. Lee (2022) отмечает изменчивость концепции экономической безопасности государства в условиях международной экономической интеграции, обозначая необходимость сочетания экономических интересов и интересов безопасности стран АСЕАН (Lee, 2022). Вместе с тем задача развития теории экономической безопасности интеграционного объединения обусловлена необходимостью разработки системы мер, сформированной на основе использования потенциала региональной экономической интеграции, обеспечивающей нейтрализацию возникающих угроз экономической безопасности в контексте вовлеченности в глобальную систему международных отношений. Методы и подходы Основу методологии исследования составляют базовые методы научного познания - анализ, синтез, дедукция и индукция. В исследовании сущности экономической безопасности государства и международной экономической безопасности ведущим является системный подход. Для решения поставленных задач применены исторический и логический методы, посредством которых были выявлены факторы и условия, позволяющие определить особенности исследуемого предмета. Результаты исследования Проблематика обеспечения национальной безопасности на протяжении долгого времени рассматривалась лишь в рамках военных расходов и обороноспособности государства. Вместе с тем начиная с XIX в. экономисты стали обращаться к вопросу влияния экономического развития государства на обороноспособность страны. В настоящее время экономическая безопасность, наряду с государственной, информационной, экологической, транспортной и другими видами безопасности государства, рассматривается как составная часть национальной безопасности. В Российской Федерации согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» экономическая безопасность трактуется как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Однако, полагаем, что экономическую безопасность можно рассматривать как динамическую характеристику состояния ключевых элементов экономической системы (социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственные механизмы) с точки зрения их способности противостоять возникающим угрозам и полноценно выполнять свои функции в условиях интеграции государства в мировую хозяйственную систему. Следует отметить, что важнейшими элементами системы обеспечения экономической безопасности являются мониторинг ее угроз (экзогенного и эндогенного характера) и выработка механизмов по их нейтрализации (в большей мере превентивного характера). В целом обеспечение стабильного функционирования экономической системы является важнейшей задачей государства. Однако в условиях вовлеченности государства в мировую хозяйственную систему экономическая безопасность не может быть полностью обеспечена. Текущие обстоятельства подтверждают данный тезис. Наблюдаемый в течение последних 30 лет тренд мировой глобализации и усиления интеграционных процессов (по состоянию на 01 сентября 2022 г. в ВТО зарегистрировано 577 действующих уведомлений о функционировании региональных торговых соглашений1) создал систему взаимосвязанных 1 Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: http://rtais.wto.org/UI/ PublicMaintainRTAHome.aspx (дата обращения: 27.09.2022). международных отношений, обусловленных экономическими и политическими интересами государств. В нынешних условиях формирования нового мирового экономического порядка региональную экономическую интеграцию можно рассматривать в качестве инструмента защиты национальных экономических интересов в международных экономических отношениях. Несмотря на то, что первоосновой региональной интеграции могут быть политические интересы, именно положительные экономические эффекты являются залогом долгосрочного успешного развития экономической интеграции, способной противостоять перманентно возникающим угрозам. Вместе с тем задача развития теории экономической безопасности интеграционного объединения обусловлена необходимостью разработки системы мер, сформированной на основе использования потенциала региональной экономической интеграции, обеспечивающей нейтрализацию возникающих угроз экономической безопасности в контексте вовлеченности в глобальную систему международных отношений. По мнению представителей рыночно-институциональной школы, в основе интеграции лежит устранение дискриминации между их экономиками с целью создания единого хозяйствующего комплекса посредством государственного администрирования (Viner, 1950, Röpke, 1959, Meade, 1955, Balassa, 1961). То есть, согласно данной теории, основой успешного развития интеграции и ее экономической безопасности будет являться поэтапный процесс сближения хозяйствующих комплексов. Тем не менее, по мнению автора, сращивание отраслей экономик в единый комплекс в рамках региональной интеграции несет определенные риски для экономической безопасности государств, входящих в интеграционное объединение, и встает вопрос о балансе в сочетании собственных и наднациональных интересов. Представители неокейнсианской школы (изучали процесс развития экономической интеграции с целью поиска оптимального его варианта с точки зрения одновременного сохранения собственного суверенитета и проведения наднациональной политики (Ф. Модильяни, 1953, Сooper, 1968, П. Самуэльсон, 1972). Кроме того, отдельные ученые считают невозможным сам процесс интеграции без вмешательства государства и координации экономических мер. По их мнению, таким координатором должны выступать наднациональные органы регулирования (Tinbergen, 1954). Вместе с тем в данном случае необходимо определить границы наднациональных полномочий и вмешательства в национальные политики государств с целью обеспечения экономической безопасности. Некоторые ученые залогом успешного функционирования регионального интеграционного объединения считают наличие кооперационных связей и их качество. Так, Л. Фонтани и Дж. Сантони оценивают влияние глобальных цепочек создания стоимости в эффективности создания региональных торговых соглашений (которые, по мнению вышеуказанных авторов, в том числе являются залогом успешности функционирования торговых соглашений (Л. Фонтани и Дж. Сантони, 2021). В рамках исследования преимуществ и последствий региональной экономической интеграции отечественными учеными следует выделить подход, предлагаемый М. Максимовой и заключающийся в том, что международная экономическая интеграция - это «объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимного приспособления национальных хозяйств двух и более государств с однородной социально-экономической системой, оптимизации их экономических структур в соответствующих международных хозяйственных комплексах, приводящий в конечном счете к экономии времени, повышению общественной производительности труда» (Максимова, 1969). Ю. Шишков, исследуя сущность международной экономической интеграции, обозначал, что содержательная сторона интеграции состоит в «закономерностях межотраслевого и внутриотраслевого разделения труда, на процессах международного переплетения капитала и производства или еще шире - на взаимопроникновении и переплетении национальных воспроизводственных циклов в целом», а торгово-экономические отношения и иные волевые политические отношения являются производными (Шишков, 2001). Этот подход на практике не раз доказывал свою эффективность. Опыт развития Европейского союза, основанного, в первую очередь, благодаря объединению каменноугольной, железорудной и металлургической промышленности отдельных европейских стран, свидетельствует о том, что на практике первичной основой успешной экономической интеграции являются кооперационные связи, а не просто торгово-экономические отношения. Также Е. Авдокушин считает, что экономическая интеграция создает условия для ускорения интернационализации производства государств-участников, выравнивания их основных социально-экономических параметров. При этом он отмечает ее поступательный характер - от развития производительных сил до международного разделения труда, затем интернационализации производства и капитала и, наконец, экономической интеграции государств (Авдокушин, 2019). То есть залогом развития интеграции и обеспечения ее экономической безопасности считается однородность социально-экономических систем государств, и, следовательно, увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития, особенно на современном этапе развития международных экономических отношений, может привести к распаду и невозможности дальнейшего развития интеграционных объединений. Таким образом, основой обеспечения экономической безопасности интеграционного объединения можно считать формирование системы конвергенции отраслей промышленности государств со схожим уровнем социально-экономического развития на основе применения мер наднационального регулирования в условиях включения в мирохозяйственные отношения. Основываясь на анализе эволюции подходов к пониманию экономической безопасности в условиях включения государств в международную экономическую интеграцию, можно выявить ключевые концептуальные составляющие характеристики экономической безопасности государства и экономической безопасности регионального интеграционного объединения, которые представлены в табл. 1. Основные составляющие концептуальные характеристики Таблица 1 экономической безопасности государства и экономической безопасности регионального интеграционного объединения Основные элементы экономической безопасности государства Основные элементы экономической безопасности регионального интеграционного объединения Субъект - государство (органы государственной власти, национальные банки, институты гражданского общества) Субъект - государства-члены, наднациональные органы регулирования Объект - экономическая система государства Объект - совокупность экономических систем государств-членов Экономические интересы - интересы государства Экономические интересы - общие интересы государств-членов Угрозы для экономической безопасности государства Угрозы - совокупность угроз для экономической безопасности всех государств, входящих в региональную интеграцию Оценка обеспечения экономической безопасности государства, включающая показатели экономической безопасности и их пороговые значения Оценка обеспечения экономической безопасности регионального интеграционного объединения, включающая показатели экономической безопасности и их пороговые значения Меры обеспечения экономической безопасности государства - меры, реализуемые государством Меры обеспечения экономической безопасности интеграционного объединения - меры, реализуемые наднациональными органами, государствами-членами Источник: составлено автором. Table 1 The main elements of the economic security of the state The main elements of economic security of a regional integration association Subject - state (government authorities, national banks, civil society institutions) Subject - member states, supranational regulatory authorities Object - the economic system of the state Object - the totality of the economic systems of the Member States Economic interests are the interests of the state Economic interests are the common interests of the Member States Threats to the economic security of the state Threats - a set of threats to the economic security of all states included in regional integration Assessment of ensuring the economic security of the state, including indicators of economic security and their threshold values Assessment of ensuring the economic security of a regional integration association - including indicators of economic security and their threshold values Measures to ensure the economic security of the state - measures implemented by the state Measures to ensure the economic security of the integration association - measures implemented by supranational bodies, member states Source: Compiled by the authors. Так, особенными характеристиками составляющих элементов экономической безопасности интеграционного объединения являются: 1. субъект обеспечения экономической безопасности в региональном объединении всегда двойной и включает как национальные органы, так и наднациональные. То обстоятельство, что часть полномочий государственных органов переходит к наднациональным структурам, предполагает, что отдельные меры обеспечения экономической безопасности интеграционного объединения будут реализовываться на наднациональном, а часть мер на государственном уровне, следовательно, субъектом обеспечения экономической безопасности региональной интеграции являются два управляющих органа; 2. объект экономической безопасности интеграционного объединения гораздо шире объекта экономической безопасности государства, так как он включает в себя экономики всех государств-членов; 3. экономические интересы интеграционного объединения представляют собой пересекающуюся часть экономических интересов всех государств-членов, и, следовательно, чем больше государств-участников, тем меньше область совпадающих интересов (рис. 1); 4. угрозы экономической безопасности регионального объединения представляют собой совокупность угроз экономической безопасности государств всех стран. Уязвимости одного государства влияют на развитие интеграционного объединения и обеспечение его экономической безопасности. Однако в большей мере это относится к угрозам внешнего характера, чем к внутренним; 5. меры обеспечения экономической безопасности региональной интеграции реализуются на двух уровнях - наднациональном и государственном, ввиду разделения компетенций: меры регулирования внешнеторговой деятельности и смежных сфер регулирования обычно относятся к наднациональному регулированию, остальные сферы - к национальной компетенции. Представление особенностей экономической безопасности интеграционного объединения с использованием диаграмм Венна отражено на рис. 1. В рамках сочетания экономических интересов регионального экономического объединения и каждого государства-члена экономическая безопасность носит двойственный характер. С одной стороны, каждое государство - это объект регулирующего воздействия наднациональных органов регулирования на отдельные процессы, обеспечивающие экономическую безопасность (чаще всего сфера торгового, таможенного и технического регулирования). С другой стороны, суверенные и независимые государства-члены самостоятельны в выборе мер проведения собственной экономической политики (макроэкономической, промышленной, антимонопольной и др.). Представим соотношение экономических интересов государства и интеграционного объединения (см. рис. 1), где: А - множество экономических интересов государства-члена A; В - множество экономических интересов государства-члена В; С - множество экономических интересов государства-члена С; D - множество экономических интересов региональной интеграции; Единство интересов интеграционного объединения и государств-членов носит долгосрочный характер, отражает основные цели и задачи их экономической политики, обеспечивается институтами государственной власти и наднациональными органами. Уровень этого единства возрастает по мере углубления интеграции. чаще всего к основным целям и, соответственно, интересам функционирования регионального интеграционного объединения чаще всего относятся: 1. стабильное и поступательное улучшение уровня и качества жизни населения государств-членов; 2. развитие экономик государств-членов и обеспечение экономического прогресса; 3. модернизация и повышение конкурентоспособности экономик в глобальном мире. В соответствии с этой моделью до образования регионального интеграционного объединения экономическая безопасность каждого государства-члена обеспечивалась определенными мерами, которые принимались независимо от интересов других государств, т. е. каждое государство исходило только из собственных интересов. Хотя необходимо сделать оговорку, что отдельные меры государственного регулирования, принимаемые государствами, должны соответсвовать нормам международного права (например, правила Всемирной торговой организации). Угрозы экономической безопасности регионального интеграционного объединения А D С Рис. 1. Схема сочетания экономических интересов и угроз экономической безопасности регионального интеграционного объединения Источник: составлено автором. Threats to the economic security of a regional integration association А D С Figure 1. Scheme of combining economic interests and threats to the economic security of a regional integration association Source: Compiled by the authors. По мере увеличения степени интеграции государств-членов развиваются область общих интересов и количество совместных мер ее обеспечения. В некоторый период при определенном состоянии экономического развития государств-членов может возникнуть ситуация, при которой область экономических интересов будет полностью совпадать, это будет выглядеть как равенство интересов каждого государства-члена. Но ситуация, при которой бы совпадали экономические интересы каждого из государств-членов, маловероятна. Основная сложность в решении проблемы обеспечения безопасности в региональном масштабе связана с тем, что каждое государство исходит из своих национальных интересов, выбирает по тому или иному вопросу свою стратегию поведения, которая может существенно отличаться от политики других государств. Осуществление общих мер для обеспечения экономической безопасности в региональном масштабе возможно лишь для той области интересов, которая совпадает. Таким образом, экономическая безопасность регионального интеграционного объединения - это динамическая характеристика состояния ключевых элементов экономических систем государств-членов регионального интеграционного объединения с точки зрения их способности противостоять возникающим внешним и внутренним угрозам и полноценно выполнять свои функции. При этом основой обеспечения экономической безопасности интеграционного объединения является формирование системы конвергенции отраслей промышленности государств со схожим уровнем социально-экономического развития на основе применения мер наднационального регулирования в условиях включения в мирохозяйственные отношения. В целом система обеспечения экономической безопасности регионального интеграционного объединения должна включать следующие элементы: 1. концептуальные основы системы обеспечения экономической безопасности регионального интеграционного объединения; 2. архитектуру системы обеспечения экономической безопасности регионального интеграционного объединения, ее составляющие; 3. определение общих экономических интересов развития, выявленных на основе системного и всестороннего анализа стратегии и приоритетов развития государства, приоритетов структурной (промышленной) политики, характера и качества существующих внешнеторговых взаимодействий и т.д.; 4. методику оценки вызовов, рисков и угроз экономической безопасности регионального интеграционного объединения; 5. систему управления вызовами, рисками и угрозами экономической безопасности регионального интеграционного объединения; 6. методологию мониторинга состояния экономической безопасности регионального интеграционного объединения, включающую соответствующие показатели и критерии; 7. оценку современного состояния экономической безопасности регионального интеграционного объединения; 8. методологию прогнозирования состояния экономической безопасности регионального интеграционного объединения; 9. организационно-управленческое обеспечение современной системы экономической безопасности регионального интеграционного объединения. Заключение Таким образом, экономическая безопасность регионального интеграционного объединения характеризуется состоянием защищенности ключевых элементов экономических систем государств-членов от внешних и внутренних угроз, которое обеспечивается наднациональными органами и органами государственной власти в целях достижения общих экономических интересов государств-членов. При этом на состояние экономической безопасности регионального интеграционного объединения в большей мере воздействуют угрозы внешнего характера и, в данной связи, достижение состояния полного обеспечения безопасности в условиях участия в международных экономических отношений невозможно. При этом для разрешения противоречия между целью максимизации эффекта от участия в международных отношениях и одновременной необходимостью обеспечения безопасности требуется формирование научно обоснованной системы обеспечения региональной экономической безопасности. Указанная система должна являться составной основополагающей базой при определении направлений развития регионального интеграционного объединения. Формирование научного обоснования элементов предлагаемой системы представляет собой направление для дальнейших научных исследований.
×

Об авторах

Анна Юрьевна Пак

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: pak_ayu@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0003-1726-8591

доцент кафедры таможенного дела юридического института

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Инна Витальевна Андронова

Российский университет дружбы народов

Email: andronova-iv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7861-5414

заведующая кафедрой международных экономических отношений экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф., Сизов В.С. Глобализация и международная экономическая интеграция. М.: ИНФРА-М, 2019. 320 с
  2. Алле М. Экономика как наука // Наука для общества. РГГУ. 1995. 168 с
  3. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-6
  4. Максимова М. Экономическая интеграция: некоторые вопросы методологии // МЭиМО. 1969. № 5. С. 40-59
  5. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: III тысячелетие, 2011. 480 с.
  6. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки. АО «Финстатинформ», 1988. 621 с.
  7. Balassa B. The Theory of Economic Integration. London: G. Allen & Unwin Ltd., 1961. 328 p.
  8. Baldwin David A. The concept of security Review of International Studies // British International Studies Association. 1997. Vol. 23. P. 5-26.
  9. Buzan B., Waever O., Wilde J. Security. A New Framework for Analysis. London, Lynne Rienner Publishers Inc., 1998. 247 p.
  10. Cooper Richard N. The Economics of Interdependence: Economic Policy in the Atlantic Community. New York, Toronto, London, Sydney: McGraw-Hill for the Council on Foreign Relations, 1968. 296 p.
  11. Fontagné L., Santoni G. GVCs and the endogenous geography of RTAs // European Economic Review. 2021. Vol. 132. 103656. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2021.103656.
  12. Glaser C.L. The Security Dilemma Revisited // World Politics. 1997. Issue 50:1. P. 171-201.
  13. Ioan-Franc V., Diamescu M. Some Opinions on the Relation between Security Economy and Economic Security // Romanian Journal of Economics. 2010. Vol. 31(2(40)). P. 129-159.
  14. Kahler M. Economic security in an era of globalization: definition and provision // The Pacific Review. 2004. Vol. 17, no. 4. P. 485-502. https://doi.org/10.1080/0951274042000326032
  15. Kober S. The Fallacy of Economic Security. Cato Institute // Policy Analysis. 1995. 17 p.
  16. Lee S. ASEAN’s economic security and regional economic cooperation: Past, present, and future // Asian Journal of Comparative Politics. 2022. Vol. 7, no. 1. P. 10-28. https://doi.org/10.1177/20578911211032135
  17. Luciani G. The Economic Content of Security // Journal of Public Policy. 1988. Vol. 8. 151 p.
  18. Meade J.E. The Theory of Customs Unions // North-Holland Amsterdam, 1955. 121 p.
  19. Modigliani F., Neisser H. National Incomes and International Trade // University of Illinois Press. 1953. 396 р
  20. Nakano T. Theorising economic nationalism // Nations and Nationalism. 2004. Vol. 10. P. 211-229. https://doi.org/10.1111/j.1354-5078.2004.00164.x
  21. Pryke S. Economic Nationalism: Theory, History and Prospects // Global Policy. 2012. Vol. 3. P. 281-291. https://doi.org/10.1111/j.1758-5899.2011.00146.x
  22. Ronis Sh. Economic Security: Neglected Dimension of National Security? / Center for Strategic Conferencing Institute for National Strategic Studies by National Defense. University Press Washington, D.C., 2011. 130 p
  23. Röpke W. International Order and Economic Integration. Dordrecht, Holland: D. Reidel Publishing Company, 1959. 286 p
  24. Samuelson P. Maximum Principle in Analytical Economics // The American Economic Review. 1972, Vol. 62, no. 3. P. 249-262
  25. Tinbergen J. International Economic Integration. Amsterdam and Brussels, Elsevier, London, Cleaver-Hume Press. 1954. 191 p
  26. Viner J. The Customs Union Issue. New York: Carnegie Endowment for International Peace, 1950. viii, 221 р
  27. Wolfers’ A. National Security as an Ambiguous Symbol // Political Science Quarterly. 1952. Vol. 67. P. 483

© Пак А.Ю., Андронова И.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах