Бизнес-модели присутствия компаний Big Pharma в России: взгляд с точки зрения фармацевтической цепочки создания стоимости
- Авторы: Волгина Н.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 30, № 1 (2022): НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ. ПОСТКОВИДНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ
- Страницы: 57-69
- Раздел: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/30657
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2022-30-1-57-69
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Крупные фармацевтические компании (которые принято называть Big Pharma) занимают ключевые позиции на мировом рынке. Они формируют тренды развития и трансформации мирового и национальных фармацевтических рынков, осуществляют крупнейшие инвестиции в НИОКР для создания новых оригинальных лекарственных средств, выступают в качестве лидеров в процессах создания трансграничных фармацевтических цепочек стоимости. В последние годы на российский фармацевтический рынок проникает все больше и больше крупных фармацевтических компаний. Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить бизнес-модели присутствия компаний Big Pharma в России с точки зрения их участия в том или звене фармацевтической цепочки создания стоимости, а также оценить возможные тренды трансформации их участия в будущем. На основе анализа собранной информации мы выделяем следующие бизнес-модели для крупных фармацевтических компаний: экспортная модель снабжения рынка; модель переноса звеньев НИОКР; модель производственной локализации на собственных предприятиях; модель контрактного производства; модель присутствия в звеньях оптовой дистрибуции и ритейла. Иностранные компании в своей деятельности на российском рынке могут использовать несколько моделей, и чем большее количество моделей используется, тем глубже компания вовлечена в российский рынок и интегрирована в фармацевтическую цепочку. Компании Sanofi, Abbott, AstraZeneca, Takeda вовлечены в собственное локализованное и контрактное производства, они также поставляют произведенную в России продукцию на экспорт. Именно они в наибольшей степени участвуют в фармацевтической цепочке создания стоимости на российском рынке. На трансформацию бизнес-моделей зарубежных фармацевтических компаний будут влиять два взаимосвязанных фактора: внешняя стратегия и географические приоритеты компаний Big Pharma и роль России в этой стратегии, которая, в свою очередь, определяется спецификой российского фармацевтического рынка.
Об авторах
Наталья Анатольевна Волгина
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: volgina_na@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-4160-5992
доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Buckley, P.J. (2008). Global factory: a new concept. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, 6(1), 135-154. (In Russ.)
- Bukhvalov, A.V., & Alekseeva, O.A. (2015). Strategies of international Companies in emerging markets: impact of globalization and experience of localization of production. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, 13(2), 149-170. (In Russ.)
- Capo, Fr., Brunetta, F., & Boccardelli, P. (2014). Innovative business models in the pharmaceutical industry: A case on exploiting value networks to stay competitive. International Journal of Engineering Business Management. Special Issue: Innovations in Pharmaceutical Industry. http://dx.doi.org/10.5772/59155
- Deloitte (2019). Government regulation: barriers or incentives for market development? Russian pharmaceutical market trends in 2019. Moscow: Deloitte CIS Research Centre. Retrieved November 28, 2021, from https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/life-sciences-health-care/russian-pharmaceutical-market-trends-2018-en.pdf
- DSM Group (February 2021). Russian Pharmaceutical Market 2020. Annual Report. (In Russ.) Retrieved November 28, 2021, from https://dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/
- Forbes (2021a). Rating “20 best pharmaceutical companies in Russia”. (In Russ.) Retrieved November 28, 2021, from https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/408079-20-luchshih-farmkompaniy-rossii-pervyy-reyting-forbes
- Forbes (2021b). Rating “200 largest private companies in Russia”. (In Russ.) Retrieved November 28, 2021, from https://www.forbes.ru/biznes/440795-200-krupnejsih-castnyh-kompanij-rossii-2021
- Forbes (2021c). Rating “50 largest foreign companies in Russia”. (In Russ.) Retrieved November 28, 2021, from https://www.forbes.ru/biznes/441733-50-krupnejsih-inostrannyh-kompanij-v-rossii-2021-rejting-forbes
- Kravchenko, N.A., & Yusupova, A.T. (2019). Russian pharmaceutical companies: Business models of market leaders. Voprosy ekonomiki, 8, 127-138. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.32609/0042-8736-2019-8-127-138
- NRA - National Rating Agency (July 2020). Russian pharmaceutical market - will the state help us? Analytical review. Retrieved November 28, 2021, from www.ra-national.ru/ru/node/63747/
- NRA - National Rating Agency (October 2021). Imports of pharmaceuticals: growth again. Analytical review. Retrieved November 28, 2021, from www.ra-national.ru/ru/node/64543/
- Pharma-2020. Strategy for the development of the pharmaceutical industry of the Russian Federation for the period up to 2020. (In Russ.) Retrieved November 28, 2021, from https://base.garant.ru/4189282/
- RBC (2021). Rating “The largest companies in Russia”. RosBusinessConsulting, (11-12), 34-48. (In Russ.)
- Tretyak, O.A., & Klimanov, D.E. (2016). A new approach to business model analysis. Rossiiskiy zhurnal menedzhmenta, 14(1), 115-130. (In Russ.)
- UNCTAD (2021). World Investment Report 2021. Investing in sustainable recovery. New York and Geneva: United Nations, 2020. Retrieved October 28, 2021, from https://unctad.org/webflyer/world-investment-report-2021
- Volgina, N.A. (2021). Pharmaceutical value chain: opportunities for outsourcing. RUDN Journal of Economics, 29(1), 150-163. (In Russ.)
- Volodin, Yu.V., & Podkovyrov, P.A. (2018). International market expansion: the case of German and Russian companies. Strategic Decisions & Risk Management, 4(109), 12-25.
- Yasinskaya, L.E. (2020). A comparative characteristic of business models of leading pharmaceutical manufacturers: aspects of investment activities. Remedium, (4-6), 71-78. (In Russ.)