Специфика модели банковского регулирования и надзора в Ираке и ее трансформация под влиянием требований Базеля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Банки играют одну из ключевых ролей в мировой экономике. Эффективность функционирования банковской системы имеет большое экономическое значение. В связи с этим неоспоримо применение банковской системой правил и решений Базельского комитета, которые могут гарантировать, что банковская система сможет избежать рисков, которые могут привести к вступлению в кризис и серьезной непримиримости экономических агентов. Иракская банковская система должна выполнять решения Базельского комитета, как внутренние, так и внешние. В статье исследуется специфика модели банковского регулирования и надзора в Ираке и ее трансформация под влиянием данных требований. Возможность адаптации банковской системы в соответствии с требованиями реализации базельских решений с экономической и финансовой точки зрения, представленной мнениями экономистов и финансовых институтов внутри и за пределами этого органа, очень важны.

Полный текст

Введение Во многих странах компании управляют своими деньгами с помощью различных механизмов - они могут привлекать капитал, продавая акции населению, которые затем торгуются на фондовых биржах, покупать страховые полисы, защищающие от рисков, и выпускать облигации крупным инвесторам. Ирак зависит почти исключительно от банков - банковский кредит намного превосходит фондовый рынок, как основной внешний источник финансирования бизнеса, частные облигации не выпускаются, а страховой рынок очень мал. На долю банков приходится 75 % финансовых активов страны. Роль банков в современной экономике трудно переоценить. Благодаря реализации своих двух главных функций - перераспределению капитала и осуществлению расчетов - банки обеспечивают расширение рамок общественного производства, экономию затрат обращения, способствуют развитию научно-технического прогресса. Без таких институтов развитие экономики на современном этапе невозможно. В связи с этим Иракская модель также предполагает наличие такого рода структур. Вышеперечисленные функции возлагаются в ней на иракские банки. Но поскольку иракские банки в основном функционируют в развивающихся странах, их деятельность приобретает свою специфику. Во-первых, функцией иракских банков является мобилизация финансовых ресурсов. Это совпадает с аналогичной функцией западных банков, однако иракские банки, в отличие от западных, ведут свою деятельность, как правило, в странах с низким уровнем личного дохода, основная доля которого уходит на потребление, а на сбережения остается незначительная сумма денег. Поэтому при работе с клиентами иракские банки пользуются не только экономическими стимулами, но и социально-воспитательными, призывая человека к разумному хозяйственному поведению, стимулируя его делать сбережения и инвестиции. Особое внимание иракские банки, в отличие от западных, уделяют работе с мелкими клиентами, а не с крупными частными владельцами капитала, поскольку именно первый тип наиболее широко распространен в мусульманских странах. Во-вторых, иракские банки активно занимаются инвестиционной деятельностью, но, в отличие от западных коммерческих банков, значительно меньшую долю активов размещают в ценных бумагах. Это важное отличие, поскольку западные банки (особенно в условиях высокой инфляции и общей нестабильности) являются активными участниками фондового рынка. В результате часто наносится ущерб реальному сектору экономики. Для большинства коммерческих банков Запада характерны краткосрочные кредиты, поскольку они менее рискованны и более надежны. Однако иракские банки активно финансируют мелкие проекты, в то время как в западных странах банки занимаются финансированием крупных, высокоприбыльных проектов. Некоторые экономисты указывают, что в долевом финансировании (gswkvû hkpãpeg) кроются значительные преимущества. В западной экономике размер заемного процента, который в основном зависит от учетной ставки центрального банка, диктует условия для развития реального сектора. В иракской финансовой системе доход по вкладам зависит от результатов деятельности компаний, в которые банк вложил свои средства. Поэтому динамика развития реального сектора в этом случае способствует установлению благоприятной инвестиционной среды и эффективному распределению финансовых ресурсов в пользу наиболее прибыльных отраслей экономики. Третьей функцией иракских банков является предоставление подробной информации о своих клиентах, если она не относится к коммерческой тайне. При кредитовании своих клиентов эти банки берут часть риска на себя, соответственно, они должны особенно тщательно, даже более тщательно, чем западные банки, изучать деятельность заемщика. Собранная информация хранится в специальной базе данных. Обзор литературы Крайне важно определить специфику модели банковского регулирования и надзора в Ираке с началом действия правил Базеля III. Хотя многие признали острую необходимость эффективной правовой базы для регулирования банковской деятельности, до сих пор не существует единого набора нормативных рамок, регулирующих иракские финансовые услуги (Roslan, 2018; Jadah et al., 2016). Большинство юрисдикций Ирака в значительной степени полагаются на существующие традиционные банковские правила (Roslan, 2018). В экономической литературе встречается критика недостатков Соглашения Базель III, в котором не рассматриваются вопросы риска, характерные для особенностей иракского финансирования. Многие исследования показали, что влияние нормативно-правовой базы на деятельность банков варьируется в зависимости от специфики банка, макроэкономического и финансового развития (Erina, Lace, 2013). Одним из способов измерения финансового развития страны является изучение ее развития на фондовом рынке или банковской отрасли, поскольку это указывает на конкурентоспособность и эффективность финансового сектора. Развитие фондового рынка приводит к более конкурентной среде и оказывает незначительное давление на прибыльность банков (Ameur, Mhiri, 2013). Напротив, исследователь Алам (Alam, 2019) обнаружил, что акции и банковская отрасль дополняют друг друга, а это означает, что, для того чтобы банки могли повысить свою прибыльность, страна должна сосредоточиться на стимулировании развития и эффективности фондового рынка. Кроме того, структура собственности банков также играет важную роль в их деятельности. Есть исследования, в которых рассматривалась деятельность иракских банков с региональной точки зрения. Джадах с коллегами (Jadah et al., 2016) в своем исследовании иракских банков обнаружили, что на кредитный риск иракских банков существенно влияют качество управления, ликвидность, уровень риска активов и ВВП. В аналогичном контексте Амеур и Мхири (Ameur, Mhiru, 2013) обнаружили рост секторального финансирования иракских банков, который увеличивает подверженность кредитным рискам. Иззелдин с коллегами (Izzeldin et al., 2021) утверждает, что иракские банки, входящие в ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), более устойчивы, чем обычные банки, особенно в регионе Саудовской Аравии. Самарганди (Samargandi, 2014) отметил, что иракские банки имеют более высокую частоту банкротств, а за счет улучшения качества регулирования будут снижать коэффициент риска. Аналогичное мнение было поддержано исследованием Паппаса, Онгены, Иззельдина и Фуэртеса (Pappas et al., 2017), в котором отмечалось, что уровень риска иракского банка более подвержен региональным экономическим условиям. Благодаря иракским краткосрочным банковским продуктам конкуренция может быть усилена, что приведет к снижению стоимости финансовых продуктов, соответствующих шариату (Mejia, Aljabrin, Awad, Norat, Song, 2014), что может благоприятно повлиять на прибыльность иракских банков. Методы и подходы Для реализации целей настоящего исследования, с нашей точки зрения, было необходимо провести изучение специфики модели банковского регулирования и надзора в Ираке и ее трансформации под влиянием требований Базеля. Результаты В мировой практике существуют различные модели осуществления банковского регулирования и надзора. Очень важно, чтобы регулятивно-надзорные органы имели все необходимые полномочия для эффективного выполнения поставленных перед ними задач. Кроме того, эти полномочия должны быть предусмотрены на законодательном уровне. Одной из самых авторитетных международных организаций банковского надзора является Базельский комитет банковского регулирования и надзорной практики. Систему принципов банковского надзора можно представить следующим образом: 1. Организационные принципы, которые включают в себя принцип технологичности банковского надзора, принцип непрерывности, принцип независимости, принцип объективности, принцип открытости и доступности информации, принцип обоснованности. 2. Функциональные принципы, в которые входят принцип превентивности, принцип системности банковского надзора. 3. Общественно значимые принципы: принцип ответственности, принцип обеспечения сохранения банковской тайны, 4. Принципы Базельского комитета по банковскому надзору. Р. Колман справедливо отмечает (Kollmann et al., 2011), что цена плохого или неадекватного надзора в рыночной экономике крайне высока и на его эффективное осуществление следует направлять значительные средства, даже несмотря на то, что результат качественного надзора нельзя измерить количественно и поэтому он не является наглядным. Банковская система Ирака - одна из самых слабых банковских систем на Ближнем Востоке, она значительно уступает банковским системам развитых стран по используемым технологиям, разнообразию услуг, количеству клиентов и банковских услуг, предоставляемых клиентам, а также вкладу иракских банков в поддержку различных видов экономической деятельности (коммерческой / промышленной / сельскохозяйственной). Государственные банки отличаются от частных банков Ирака капиталом и количеством филиалов внутри страны, они по-прежнему ограничены предоставлением клиентам услуг высокого технологического уровня. Иракские банки - религиозные финансовые учреждения, которые полагаются на Иракские правила и стремятся к соблюдению интересов заинтересованных лиц, собирая средства и направляя их на общественные интересы (Al-Azzazi Shehab Ahmad, 2012). Банковский сектор в Ираке все еще невелик, его вклад в ВВП, ВНП не превышает (1,5 %), что свидетельствует о слабости его вклада в экономическое развитие Ирака. Также данный сектор страдает от структурных дисбалансов и диспропорций, которые тормозят его рост и тем самым уменьшают роль в восстановлении Ирака. Особенностями иракской банковской модели являются следующие: · Иракская банковская система состоит из 77 иракских и иностранных банков, распределенных следующим образом: 7 - правительственные банки, 24 - коммерческие региональные банки, 11 - исламские банки и 18 - финансовые компании, трансформировавшиеся в банк, 17 - иностранные коммерческие банки, 3 - другие создаваемые банки. · Доминирование государственных банков: 85-90 % депозитов - деньги правительства и его ведомств, 10-15 % депозитов - всех иракских частных банков. · Низкий кредитный коэффициент, предоставляемый заемщикам, который колеблется от 9-10 %, по сравнению в среднем с 55 % в прочих странах Ближнего Востока. · Наличие высокой ликвидности у банков (до 60 %), что отражает неспособность сектора инвестировать свои активы и депозиты в обслуживание национальной экономики, с одной стороны, а с другой - негативно влияет на прибыльность банков и растрачивает имеющиеся инвестиционные возможности. · Частные банки имеют более высокий коэффициент достаточности капитала, чем стандарт Базеля II (8 %), и превышают лимит ЦБ (12 %), что еще раз отражает неспособность сектора инвестировать свои активы. · Существует большой разрыв между процентными ставками по срочным депозитам и кредитам. Процентные ставки по срочным депозитам и сбережениям варьируются от 2 до 7 %, при этом процентная ставка по кредиту колеблется от 10 до 15 %, формируя маржу в размере 8 % или более между двумя ставками, что значительно превышает 5 %, преобладающие в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Нет никаких сомнений, что этот рост процентных ставок вредит объему выдаваемых кредитов, он является препятствием для заимствований на цели развития. · Существует небольшое количество банков, осуществляющих обслуживание населения. 900 филиалов расположены в центре провинций и Курдистане, а также в некоторых крупных городах. Поскольку население Ирака оценивалось в 37 млн человек, филиал обслуживает около 41 тыс. человек по сравнению с 4 тыс. человек в филиале Ливана. Из-за значительной роли, которую играют банки в Ираке, банковское регулирование имеет критически важное значение для экономики страны. Конституция Ирака определила банковское регулирование как сферу исключительной федеральной власти. В руководстве Департамента банковского надзора с названием «Регулирование ликвидности в банках» объясняется, как банки могут соблюдать требования Циркуляра № 33/2015 - «Положения о ликвидности в банках». В руководстве рассматриваются все качественные требования, содержащиеся в нормативных актах, и подчеркивается, что Центральный банк уделяет особое внимание проверке банков на местах и за их пределами. В банковской системе доминируют семь государственных банков (в частности Банк Рафидайн, Торговый банк Ирака (TBI) и банк Рашида). Частные банки, как правило, довольно малы, и многие из них были созданы относительно недавно. Семь из 36 частных банков имеют иностранное участие, а восемь работают в соответствии с исламскими принципами. Официальные данные значительно завышают активы банка «Рафидайн» и банка «Рашид», оценки показывают, что на государственные банки приходится 86 % банковских активов и 69 % кредитов. Операции банка «Рафидайн» и банка «Рашид» (двух крупных государственных банков с филиальной сетью по всей стране) неэффективны, и оба банка страдают от наследия прошлых убытков, а также от проведения квазифискальных операций. Реформа двух банков была значительно отложена по сравнению с тем, что было предусмотрено в Меморандуме о взаимопонимании (МОВ) 2006 г. Несколько комитетов работают, но пока достигнут незначительный прогресс, в том числе в технической области очистки двух балансовых отчетов банков. Частные банки испытывают значительное давление. Государственные банки выигрывают от восприятия фактической гарантии депозитов и от ограничений, налагаемых на операции частных банков. Правительственным учреждениям и государственным предприятиям не разрешается размещать депозиты в частных банках. Государственные предприятия также не могут получать кредиты от частных банков. Кроме того, платежи правительству (налоги и другие платежи) не могут быть осуществлены с помощью чека, выписанного в частном банке. Среди частных банков ведутся переговоры о создании самофинансируемого фонда гарантирования депозитов, но они находятся на ранней стадии. Практика ведения бизнеса частными банками улучшается. Некоторые из них предлагают полный ассортимент продукции, в том числе потребительские кредиты. Однако квалификация персонала зачастую слаба, спектр услуг, предоставляемых многими банками, все еще ограничен, а кредиты в основном являются краткосрочными, связанными с оптовой и розничной торговлей. Из-за их небольшого размера частные банки пока не могут финансировать крупные проекты, так как синдицирование не используется. Некоторые наблюдатели и должностные лица Центрального банка Ирака ставят под сомнение профессионализм частных банков и обеспокоены тем, что они пока не в состоянии эффективно поддерживать быстрый экономический рост в стране. Иностранные банки проявляют все больший интерес к ведению бизнеса в Ираке. Хотя первоначально некоторые иностранные банки в основном ориентированы на компании, занимающиеся бизнесом в нефтяной и смежных отраслях, со временем они должны помочь улучшить общий банковский климат и стимулировать развитие финансового сектора. Некоторые участники рынка и наблюдатели обеспокоены тем, что банки могут быть слабее, чем кажутся, поскольку стандарты бухгалтерского учета и аудита являются слабыми, а банковский надзор не во всех случаях полностью эффективен. Тем не менее большинство банков хорошо капитализированы, и при постоянном укреплении банковского надзора и финансовой инфраструктуры и выравнивании условий на банковском рынке большинство частных банков должны иметь возможность продолжать расти и совершенствоваться. То запланированное постепенное повышение минимальных требований к капиталу будет способствовать консолидации и дальнейшему укреплению частных банков. Государственным банкам также потребуется увеличить капитал, чтобы выровнять условия Базеля III. Слабая финансовая инфраструктура является явным препятствием для доступа к финансированию в Ираке. Необходимы действия во всех областях, включая реестр кредитов, систему обеспечения, судебные системы и навыки бухгалтерского учета и аудита. Иракская система банковских законов и нормативных актов обеспечивает работоспособную основу для осуществления банковского надзора при условии, что эти правила будут неукоснительно соблюдаться. Банки Ирака, которые подают заявку и утверждены для оценки в соответствии с требованиями Базеля III, уже не могут вернуться к нормативной базе ELAR и после утверждения должны соответствовать как LCR, так и NSFR. Второй частью нормативов банковской системы Ирака являются количественные требования. Центральный банк создаст целевую группу по ликвидности, чтобы обеспечить беспрепятственное внедрение LCR к дате его введения. Банки, желающие перейти на систему ликвидности Базель III, должны в письменной форме обратиться в Центральный банк за разрешением. Перед одобрением банки должны предоставить Центральному банку соответствующую проверку надлежащего управления, систем и средств контроля, чтобы продемонстрировать способность банка полностью соблюдать требования Базеля III в отношении ликвидности. Предполагается, что оптовое финансирование, обеспеченное предоставлением прав на актив в случае несостоятельности, будет относительно более стабильным. Важно отметить, что стабильность этого источника финансирования зависит от качества актива, переданного в залог. В табл. 1 показаны допущения о погашении, применяемые к оптовым депозитам, в зависимости от типа используемого обеспечения. Таблица 1 Обеспечение при наступлении срока оптового финансирования по требованию Базеля III в Ираке Залог, обеспечивающий наступающее оптовое финансирование Уровень кредитного риска, % Ликвидный актив 1-го уровня 0 Ликвидные активы уровня 2А 15 Операции с государственными органами, центральными банками, PSE, GRE, которые не обеспечены активами уровня 1 или уровня 2A (PSE и GRE, которые получают это лечение, должны иметь вес риска 20 % или ниже в соответствии со стандартизированным подходом Базеля II) 25 Активы уровня 2B 50 Все остальные виды залога 100 Источник: Центральный банк Ирака. URL: https://cbi.iq (дата обращения: 07.09.2021). Table 1 Provision for wholesale financing at the request of Basel III in Iraq at the beginning of the term Collateral that ensures the upcoming wholesale financing The level of credit risk, % Liquid asset of the 1st level 0 Level 2A liquid assets 15 Transactions with government agencies, central banks, PSE, GRE that are not backed by Tier 1 or Tier 2A assets (PSE and GRE who receive this treatment should have a risk weight of 20 % or lower according to the standardized Basel II approach) 25 Level 2B assets 50 All other types of collateral 100 Source: Central bank of Iraq. Retrieved September 7, 2021, from https://cbi.iq Банковское законодательство имеет важное значение для регулирования правил, ограничивающих риск банкротства или осуществления рискованной или незаконной практики. Иракская банковская система и проектное финансирование, к сожалению, не могут быть достаточным базисом для развития бизнеса по следующим причинам: · депозиты банков носят краткосрочный характер. Исследования Центрального банка подтверждают, что только 18 % депозитов являются срочными депозитами (от 6 месяцев до 1 года), а остальные 82 % являются текущими депозитами. Требуется конструктивное развитие программ долгосрочного кредитования, необходимого для развития бизнеса; · высокие процентные ставки, взимаемые банками, варьируются от 8 до 15 % по кредитам и средствам в динарах или долларах. Такой уровень процентных ставок не поощряет заимствование; · процесс кредитования требует гарантий недвижимости или основных средств для предоставления кредитов, что замедляет процесс заимствования. Большинство банков с банкоматами взимают плату со своих клиентов за повторное снятие средств или за определенную сумму снимаемых денег. Плата за выпуск любой карты колеблется в пределах 50-200 долл. США и требует нескольких недель для предоставления клиентам готовой пластиковой карты. У Ирака нет Фонда национального благосостояния. МВФ ожидает, что международные резервы сократятся более, чем вдвое, в 2020 году - с 68 до 33 млрд долл. США, а покрытие импорта снизится до опасных 4,7 месяца (1,6 месяца в 2021 году). Для восполнения этих огромных пробелов в финансировании потребуется резкое увеличение государственных заимствований, при этом общий долг по отношению к ВВП, как ожидается, почти удвоится (с 44 до 82 %). С учетом того, что рост ненефтяной части ВВП, как ожидается, снизится на 9 % в 2020 г. по сравнению с сокращением нефтяного ВВП на 2,3 %, ненефтяная сфера экономики получит незначительную поддержку. Это серьезно ставит под сомнение обязательства Ирака по сокращению добычи перед ОПЕК в 2020 г. и в последующий период. Экспериментальная оценка эффективности деятельности иракских банков была проведена с учетом доходности активов, которая направлена на измерение прибыльности банка. Такой подход был принят большинством исследователей, таких как Ameur и Mhiri (2013); Ferrouhi (2017); Haidary и Abbey (2018) в измерении эффективности банковской деятельности. Согласно недавней статье, автором которой является министр финансов Ирака Али Аллави, иракские банковские активы, находящиеся за рубежом, оцениваются в размере от 125 до 150 млрд долл. США и могут достигать 300 млрд долл. Министр Аллави (инженер-строитель по образованию Массачусетского технологического института, выпускник Гарвардской школы бизнеса и бывший сотрудник Принстонского университета до того, как он стал министром обороны в 2003-2004 гг. и министром финансов в 2005-2006 годах), утверждал, что большинство оффшорных активов, часть которых, возможно, была «незаконно приобретена», теперь, вероятно, находятся в региональных банковских системах и офшорных убежищах с географическим следом, отражающим географию диаспоры иракских беженцев. Своевременным является утверждение Аллави о том, что до 20 млрд долл. США этих депозитов, возможно, находились в банковской системе, а аналогичные суммы попали в Иорданию и Дубай (рис. 1). Это частично объясняет искусственно завышенное соотношение депозитов к ВВП для некоторых из этих банковских центров назначения, многие из которых принимают крупных и богатых иракских экспатриантов1. Рис. 1. Портфели депозитов (ежемесячный тренд, Центральный банк Ирака) в 2020 г. Figure 1. Deposit portfolios (monthly trend, Central Bank of Iraq), 2020 Источник: Центральный банк Ирака. URL: https://cbi.iq (дата обращения: 07.09.2021). Source: Central bank of Iraq. Retrieved September 7, 2021, from https://cbi.iq Несмотря на всю свою прошлую дисфункциональность, Ирак сохранил достаточно высокий уровень сбережений, близкий к 40 % (в среднем за 1999-2019 годы), значительно выше, чем аналогичные страны со средним уровнем дохода, и соответствует мировым аналогам. Долгосрочный уровень инвестиций (валовое накопление основного капитала за 1999-2019 гг.) является низким -14,3 %, по сравнению почти со всеми аналогичными показателями, однако предполагаемые темпы инвестиций должны будут существенно вырасти, чтобы финансировать и завершить столь необходимую реконструкцию инфраструктуры. Глубокая и хорошо функционирующая банковская система является идеальным каналом для такого посредничества между сбережениями и инвестициями. Это во многом объясняет, почему низкий уровень инвестиций является скорее симптомом бездействия банковского сектора, а не движущей силой. Наконец, несмотря на то, что мы ставим под сомнение эффективность постоянной привязки IQD к доллару США (можно утверждать, что она больше не является подходящим инструментом денежно-кредитной политики при попытке стимулировать рост кредитования), она, тем не менее, привела к очень низкой исторической инфляции в течение длительного периода. Мы полагаем, что консервативный восходящий сценарий, основанный только на более высоком объеме кредитов и процентных доходах, может создать по крайней мере 10 млрд долл. США стоимости собственного капитала для Иракского банковского сектора до 2030 г. Главной особенностью иракских финансов является отказ от того, на чем основана общепринятая и наиболее распространенная западная финансовая система от заемного процента. Согласно нормам иракской этики, праведно лишь то богатство, источником которого является собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот. При таком подходе прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий деловому предприятию. Таким образом, применение Иракской модели устраняет зависимость развития реального сектора экономики от интересов банковского капитала, основанных на ссудном проценте. Новые власти Иракского Курдистана рассматривают возможное развитие банковского сектора, как и в целом финансовой инфраструктуры в регионе, в качестве составного процесса усиление местного самоуправления. Однако следует отметить, что в условиях, когда экономика региона построена почти сплошь на трансфертах и перераспределении нефтедолларов, вряд можно ли ожидать создания в Иракском Курдистане подлинной структуры местного самоуправления. Поэтому региональная банковская система получит импульс лишь при развитии экономики региона в целом. Обсуждение и заключение Иракская система банковских законов и нормативных актов обеспечивает действенную основу для осуществления банковского надзора и модели при условии эффективной реализации и обеспечения соблюдения этих правил. Для дальнейшего приведения модели в соответствии с международными стандартами необходима полная экспертная оценка надзорной системы на основе Базельских принципов и методологий оценки. Ирак остается одной из самых недофинансированных стран на Ближнем Востоке. Тремя крупнейшими банками в Ираке являются Rafidain Bank, Rasheed Bank и Trade Bank of Iraq (TBI), на долю которых приходится примерно 85 % активов банковского сектора Ирака. Экономика Ирака по-прежнему базируется в основном на наличных деньгах, и многие банки действуют лишь как банкоматы. Rafidain Bank и Rasheed Bank предлагают стандартные банковские продукты, но в первую очередь обеспечивают выплаты пенсий и государственных зарплат отдельным иракцам. Кредит получить трудно и дорого. Ирак занимает 186-е место из 190 по легкости получения кредитов. Хотя объем кредитования частными банками растет, большинство частных банков осуществляют больше банковских переводов и других платных обменных услуг, чем операций кредитования. Предприятия в основном самофинансируются или кредитные сделки заключаются между отдельными лицами в частных кредитных структурах. Государственные банки в основном осуществляют финансовые переводы от правительства местным властям или частным лицам, а не кредиты бизнесу.
×

Об авторах

Яссер Гази Юнус Юнус

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yaserir@yandex.ru
аспирант кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Alam, N., Zainuddin, S.S.B., & Rizvi, S.A.R. (2019). Ramifications of varying banking regulations on performance of Islamic Banks. Borsa Istanbul Review, 19(1), 49-64. http://dx.doi.org/10.1016/j.bir.2018.05.005
  2. Al-Azazi Shehab Ahmad (2012). Management of Islamic banks. Al-Nafais Publishing house, First Edition, Amman.
  3. Ameur, I.G.B., & Mhiri, S.M. (2013). Explanatory factors of bank performance evidence from Tunisia. International Journal, 2(1), 1-11.
  4. Bitar, M., Hassan, M.K., & Saad, W. (2020). Culture and the capital-performance nexus in dual banking systems. Economic Modelling, 87, 34-58. http://dx.doi.org/10.1016/j.econmod.2019.07.003
  5. Ferrouhi, E.M. (2017). Determinants of bank performance in a developing country: Evidence from Morocco. Organizations and Markets in Emerging Economies, 8(15), 118-129. http://dx.doi.org/10.15388/omee.2017.8.1.14201
  6. Finger, M., Gavious, I., & Manos, R. (2018). Environmental risk management and financial performance in the banking industry: A cross-country comparison. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 52, 240-261. http://dx.doi.org/10.1016/j.intfin.2017.09.019
  7. Haidary, Q., & Abbey, B. (2018). Financial Performance of Commercial Banks in Afghanistan. International Journal of Economics and Financial Issues, 8(1), 242.
  8. Hayawi Nabil Abdul Rahman. (2015). Iraqi Banking Law. Beirut: AlAatek Publishing house.
  9. Izzeldin, M., Johnes, J., Ongena, S., Pappas, V., & Tsionas, M. (2021). Efficiency convergence in Islamic and conventional banks. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 70, 101-179. http://dx.doi.org/10.1016/j.intfin.2020.101279
  10. Jadah, H.M., Murugiah, L.A., & Adzis, A.B.A. (2016). The effect of board characteristics on Iraqi banks performance. International Journal of Academic Research in Accounting, Finance and Management Sciences, 6(4), 205-214. http://dx.doi.org/10.6007/IJARAFMS/v6-i4/2354
  11. Khalil, A.S. (2018). Measurement of social responsibility according to the standard ISO 26000. Case study in Rushed bank. Iraq journal of market research and consumer protection. 10(2), 77-92.
  12. Kollmann, R., Enders, Z., & Müller, G.J. (2011). Global banking and international business cycles. European economic review, 55(3), 407-426.
  13. Mejia, A.L., Aljabrin, S., Awad, R., Norat, M., & Song, I. (2014). Regulation and Supervision of Islamic Banks. IMF Working Papers, 14(219). http://dx.doi.org/10.5089/9781498361590.001
  14. Miah, M.D., & Sharmeen, K. (2015). Relationship between capital, risk and efficiency: A comparative study between Islamic and conventional banks of Bangladesh. International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management, 8(2), 203-221. http://dx.doi.org/10.1108/IMEFM-03-2014-0027
  15. Pappas, V., Ongena, S., Izzeldin, M., & Fuertes, A.M. (2017). A survival analysis of Islamic and conventional banks. Journal of Financial Services Research, 51(2), 221-256. http://dx.doi.org/10.1007/s10693-016-0239-0
  16. Pignatel, I., & Tchuigoua, H.T. (2020). Microfinance institutions and International Financial Reporting Standards: an exploratory analysis. Research in International Business and Finance, 54, 101-309. http://dx.doi.org/10.1016/j.ribaf.2020.101309
  17. Rashid, M., Abdeljawad, I., Ngalim, S.M., & Hassan, M.K. (2013). Customer-centric corporate social responsibility: A framework for Islamic banks on ethical efficiency. Management Research Review, 36(4), 359-378. http://dx.doi.org/10.1108/01409171311314978
  18. Roslan, F. (2018). The Role of Policy Instruments on the Pattern of Diffusion: the Case of Solar Photovoltaic in Asia Pacific. International Editorial and Advisory Board, 4(1), 186-192. http://dx.doi.org/10.26417/ejes.v4i1.p186-192
  19. Saied Abdul Salam Lefta. (2017). Management of Banks and privacy of banking. Third edition. Baghdad: Press Book publishing.
  20. Samargandi, N., Fidrmuc, J., & Ghosh, S. (2014). Financial development and economic growth in an oil-rich economy: The case of Saudi Arabia. Economic modelling, 43, 267-278.
  21. Sobarsyah, M., Soedarmono, W., Yudhi, W.S.A., Trinugroho, I., Warokka, A., & Pramono, S.E. (2020). Loan growth, capitalization, and credit risk in Islamic banking. International Economics, 163, 155-162. http://dx.doi.org/10.1016/j.inteco.2020.02.001
  22. Yin, H. (2021). The impact of competition and bank market regulation on banks’ cost efficiency. Journal of Multinational Financial Management, 61(1), 100677. http://dx.doi.org/10.1016/j.mulfin.2021.100677

© Юнус Я.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах