Внешняя торговля Грузии: роль экспорта туристических услуг
- Авторы: Шиолашвили Г.1, Дюжева Н.В.2
-
Учреждения:
- Университет Святого Андрея Первозванного Патриархата Грузии
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 4 (2021)
- Страницы: 716-738
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/30103
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-4-716-738
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются динамика, структура и характер внешней торговли услугами Грузии за последние четверть века, анализируются особенности экспорта туристических услуг страны, его количественные и качественные показатели, а также значение туристической отрасли и экспорта туристических услуг для экономики Грузии. Делается вывод о том, что именно экспорт туристических услуг сглаживает отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Грузии и дает ей валютные поступления от внешней торговли. В экспорте туристических услуг доказана практически полная зависимость Грузии от стран постсоветского пространства, в частности Российской Федерации. Проанализирована действующая среднесрочная туристическая стратегия Грузии, предложены рекомендации по развитию туристической отрасли страны и наращиванию экспорта туристических услуг (например, формирование стилистической и событийной специализации регионов, развитие инфраструктуры дешевого автомобильного туризма).
Ключевые слова
Полный текст
Введение Внешняя торговля является основной формой международных экономических отношений практически всех стран мира, а экспорт рассматривается как важнейший источник поступления валютных доходов. В международной торговле все больше возрастает роль торговли услугами, которая уже составляет 1/3 часть от стоимостного объема торговли товарами, а темпы ее роста в 1,5 раза превышают темпы роста торговли товарами. Даже эти показатели в силу несовершенства статистического учета считаются недооцененными минимум на 40 %, а потенциал развития мировой торговли услугами очень высок. Наибольшее значение внешняя торговля услугами имеет для развитых стран мира, на них приходится более 70 % мирового экспорта услуг, практически все развитые страны имеют положительное сальдо торгового баланса по услугам. Для ряда малых открытых экономик, в том числе Грузии, внешняя торговля услугами также является критически важной составляющей социально-экономического развития. Такие показатели открытости (и зависимости) Грузии во внешней торговле, как внешнеторговая квота, экспортная квота, импортная квота, составляют 119, 53, 66 %; по торговле товарами - 75, 24, 51 %; по торговле услугами - 44, 29, 15 %, соответственно (2019 г.). При этом, если во внешней торговле товарами с середины 1990-х гг. у Грузии хронически отрицательное торговое сальдо, то в торговле услугами - всегда положительное, и растущее. Основу экспорта услуг (71 %) и основной вклад в рост положительного сальдо баланса в торговле услугами дают путешествия, или туристические услуги. Все это делает актуальной задачу более пристального исследования внешней торговли услугами Грузии и роли в ней сектора туризма. Обзор литературы За несколько десятилетий постсоветского существования Грузии накоплен достаточный объем научной литературы по анализу социально-экономического развития страны (Андронова, Катамадзе, 2018), особенностей внешней торговли страны и ее участия в интеграционных объединениях (Шиолашвили, 2020; Dyuzheva, Shiolashvili, 2021), развития туристического сектора и его значения для экономики Грузии (Деточенко, 2019) и ее регионов (Шарабидзе, 2019), государственной политики по развитию туризма (Шарабидзе, 2018; Стус, 2020), иностранных инвестиций в индустрию туризма (Кривицкий, 2013). Массив информации содержат также статистические базы данных и аналитические публикации Национальной туристической администрации Грузии, Национального статистического офиса Грузии, Всемирной туристической организации, ЮНКТАД, ООН, национальные нормативно-правовые акты, стратегии и программы развития сферы туризма в Грузии. Между тем из открытых официальных источников практически невозможно получить данные о распределении экспорта и импорт услуг Грузии в разрезе по странам - торговым партнерам и, одновременно, видам услуг, а в научных публикациях анализ внешней торговли услугами Грузии встречается крайне редко. В силу доступности информации единственной реализуемой задачей в исследовании внешней торговли услугами Грузии является его детализация по статье путешествия. Методы и подходы Для анализа внешней торговли услугами Грузии используется классификация услуг по платежному балансу страны в соответствии с шестым изданием Руководства МВФ по платежному балансу. Статистические данные собирались и обрабатывались на всех уровнях детализации видов услуг (до четырех цифр классификационного кода). Для анализа внешней торговли услугами по статье путешествия использовался подход Всемирной туристической организации (ВТО), которая выделяет такие категории въездного туризма, как: 1) прибытия (international traveler trips); 2) посещения (туристические) (international visitor trips); 3) прибытия, не относящиеся к посещениям (не туристические) (other trips - non-tourist); 4) посещения, разделенные на туристов (tourist trips) и экскурсантов (same day trips). Для анализа отрасли туризма и ее влияния на экономику страны использовались показатели, также разработанные и применяемые ВТО. Национальная туристическая администрация Грузии полностью придерживается методологии ВТО. Внешняя торговля услугами Грузии Во внешней торговле Грузии услуги занимают более 37 % совокупного внешнеторгового оборота. Доля услуг значительно возрастает, если рассматривается только экспорт - около 55 % в совокупном экспорте страны. В импорте Грузии доля услуг составляет 23 %, импорт товаров - 77 %. За последние 25 лет Грузия ни разу не имела положительного сальдо по торговле товарами - в 2019 г. импорт был больше экспорта национальных товаров в 2,1 раза. Во внешней торговле услугами с конца 1990-х гг. сальдо всегда было положительным, с 2009 г. экспорт с каждым годом все более превышал импорт - в 2019 г. разница составила 1,9 раза (рис. 1). С 2009 г. по 2019 г. экспорт услуг увеличился в 3,5 раза и составил 4,586 млрд долл., а импорт услуг вырос в 2 раза, до 2,418 млрд долл. В этот же период среднегодовые темпы роста экспорта услуг составили 12,9 %, импорта - 6,9 %, рост положительного сальдо в среднем составлял 20 % в год. В 2020 г. объемы внешней торговли услугами Грузии сильно просели - экспорт услуг сократился в 2,9 раза до 1,586 млрд долл., импорт услуг - в 1,7 раза до 1,456 млрд долл., сальдо осталось положительным, но уменьшилось в 16,7 раза до 130 млн долл. Все показатели имели существенные отрицательные темпы роста за год: экспорт услуг (-65,4 %), импорт (-39,8 %), сальдо (-94 %). Очевидной причиной этого является нездоровая эпидемиологическая ситуация в мире из-за распространения COVID-19 и введение карантинных ограничительных мер, что фактически блокировало туристические потоки и свело к минимуму международную торговлю туристическими услугами. Сокращение обмена другими видами услуг в мире связано с падением объемов международной торговли товарами, сильным снижением деловой активности, убытками бизнеса и падением доходов населения, сокращением спроса и другими факторами. Однако для других видов услуг падение было не настолько разрушительным, как для путешествий. Современная структура торговли услугами Грузии объясняет такое катастрофическое падение. Рис. 1. Внешняя торговля услугами Грузии с 1997 по 2020 г., млн долл. Источник: составлено авторами по статистической базе данных ООН. URL: comtrade.un.org Balance of trade in services, mln US doll. Import, mln US doll. Export, mln US doll. Figure 1. Foreign trade in commercial services of Georgia in period from 1997 to 2020, mln US doll. Source: developed by the authors on the base of UN Data. Retrieved from comtrade.un.org В экспорте услуг Грузии доля путешествий в 2019 г. составила 71,2 %, за 15 лет доля выросла в 2,4 раза, стоимостной объем - в 26 раз, со 125,7 млн долл. в 2002 г. до 3,269 млрд долл. в 2019 г. В этом объеме экспорта путешествий персональные поездки составили 72,7 % (2,377 млрд долл.), бизнес-поездки - 27,3 % (0,892 млрд долл.), по сравнению с уровнем 2002 г. наблюдался рост в 45,9 и в 12,1 раза, соответственно. Второй по значению статьей в экспорте услуг Грузии были транспортные услуги - почти 22 % в 2019 г., или 1,007 млрд долл. (рост в 5 раз от уровня 2002 г.), в которых на морские перевозки приходилось 13 %, авиаперевозки - 31 %, перевозки другими видами транспорта (преимущественно, автомобильным) - 56 %. Наиболее значительными были авиаперевозки пассажиров - 22 %, и грузоперевозки автомобильным транспортом - 45 %. Несмотря на рост стоимостных объемов экспорта транспортных услуг в 2,5 раза по сравнению с 2002 г., их доля в структуре экспорта услуг сократилась в 2,2 раза. На остальные виды услуг приходится только 6,8 % экспорта: 2,5 % - компьютерные и информационные услуги (наблюдается резкий рост количества майнинговых «шахт» в Грузии); почти 2 % - правительственные услуги, 1,1 % - деловые услуги (табл. 1). В импорте услуг Грузии первое место занимают транспортные услуги - в 2019 г. 52,8 % или 1,277 млрд долл. (по стоимости рост в 12 раз по сравнению с 2000 г.), при этом около 25 % от совокупного импорта услуг страны приходится на морской фрахт, 21,7 % на авиаперевозки пассажиров, 12,9 % на перевозки пассажиров и 34,3 % на грузоперевозки другими видами транспорта. Путешествия составляют 27,2 % импорта услуг, в их составе деловые поездки занимают около 66 % (до 60 % от деловых поездок - расходы сезонных и пограничных работников, ввиду большого числа временных эмигрантов из Грузии), персональные путешествия - 34 % (60 % из которых - расходы на поездки, связанные с образованием). Доля остальных видов услуг в импорте услуг Грузии была в 2019 г. чуть более 20 %, их составляют страхование - почти 5 %, деловые услуги - 5,5 %, компьютерные и информационные услуги -3,5 %, государственные услуги - 2,7 % и платежи за интеллектуальную собственность - 1,7 % (табл. 2). Рис. 2. Внешняя торговля услугами Грузии по разделу путешествия с 2000 по 2019 г., млн долл. Источник: составлено авторами на основе www.comtrade.un.org Balance of trade in services, mln US doll. Import, mln US doll. Export, mln US doll. Figure 2. Foreign trade in travel of Georgia in period from 2000 to 2019, mln US doll. Source: developed by the authors on the base of UN Data. Retrieved from comtrade.un.org Важно также учитывать, что положительное сальдо в 2019 г. у Грузии складывается только по статьям: путешествия (2,612 млрд долл., ежегодно положительное с 2003 г.), личные услуги и услуги в области культуры и отдыха (582 тыс долл., ежегодно положительное с 2000 г.), компьютерные и информационные услуги (28,705 млн долл., в плюсе с 2016 г.), государственные услуги (26,411 млн долл., в плюсе с 2000 г. за исключением 2002, 2003, 2010 и 2014 гг.). Наибольшее отрицательное сальдо наблюдается по статье транспортные услуги (-269,721 млн долл., ежегодно отрицательное с 2015 г., за это время отрицательное сальдо увеличилось в 36 раз), страхование (-105,238 млн долл., в минусе ежегодно с 1990-х гг.). По статьям деловые услуги (-81,937 млн долл.) и платежи за интеллектуальную собственность (-39,725 млн долл.) в большинстве лет с 1990-х гг. сальдо отрицательное, как и в торговле строительными услугами и финансовыми услугами. По услугам связи сальдо стало отрицательным только в последние 3 года (с 2018 г.). Таким образом, практически полностью именно за счет экспорта путешествий Грузия имеет валютные поступления в экономику страны от внешней торговли услугами (рис. 2), именно экспорт путешествий преимущественно уменьшает отрицательное сальдо внешнеторгового баланса страны (совокупно по торговле товарами и услугами). И именно с сектором туризма связывают основные перспективы экономического роста и социально-экономического развития Грузии. Особенности экспорта туристических услуг Грузии Экспорт туристических услуг в Грузию до недавнего времени показывал рост не только по стоимости, но и в натуральных показателях. За 9 лет (с 2011 по 2019 г.) число международных прибытий выросло в 3 раза и составило 9,358 млн чел. Основное количество прибытий приходится на международные посещения (80-87 %), из них 57-68 % - туристы, 33-43 % - экскурсанты (табл. 3), за 2011-2019 гг. численность международных посетителей увеличилась в 2,9 раза, туристов - в 2,7 раза (до 5,081 млн чел.), экскурсантов - в 3 раза (до 2,645 млн чел.). В 2020 г. цифры резко упали: международные прибытия сократились на 81,3 %, международные посещения - на 80,4 %, число туристов на 78,6 %, экскурсантов - на 83,9 %. Статистика за первый квартал 2021 г. говорит о том, что роста показателей не ожидается, в лучшем случае 2021 г. ненамного превысит 2020 г. Более 86 % международных посещений Грузии в 2019 г. приходилось на Европу, в основном приезжали туристы и экскурсанты из Центральной и Восточной Европы - 64,6 % и из Восточной Европы и Средиземноморья - 17,7 % (табл. 4). При этом более 59 % составляли посетители из стран СНГ, более 39 % - из стран ЕАЭС, из стран ГУАМ - более 22 %. Международные туристы и экскурсанты из стран постсоветского пространства были и остаются для Грузии основными посетителями - в совокупности на них приходилось 62,1 % посещений страны в 2019 г. Международные посещения из стран ЕС составили 5,8 %, их доля растет (табл. 5), основные страны - Польша и Германия (по 1,1 % каждая). Наблюдается тенденция к росту доли международных посещений из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна (основные страны: Иран - 1,8 %, Индия - 0,7 %, Китай - 0,6 %, Филиппины - 0,3 %, Южная Корея - 0,2 %), Ближнего Востока (основные страны: Саудовская Аравия - 1 %, Кувейт - 0,3 %, Иордания - 0,2 %). Доля Америк (0,6 %) практически полностью состоит из посетителей из США (0,6 %). На топ-10 стран в последние 10 лет приходилось 87,5-94,5 % международных посещений (табл. 5). Очевидна сильная зависимость экспорта туристических услуг Грузии от Турции, Азербайджана, Армении и России, доля четырех стран составляла 71,5-79,6 %[40]. Примечательно, что в составе международных посетителей доля туристов наибольшая у Израиля (87-99 %), Украины (87-91 %), Ирана (96-97 %) и России (73-77 %), из Азербайджана и Армении приезжает больше экскурсантов (более 50 %), из Турции - ненамного больше туристов (54-55 %). От 1/5 до 1/4 части туристов в Грузию пребывает из России, в 2019 г. их число составило почти 1,1 млн чел. (табл. 6). Таблица 3 Въездной туризм в Грузии в 2011-2020 гг. 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Международные прибытия, тыс. чел., из них: 1747 9358 8680 7903 6720 63 060 5889 5735 4741 3116 - международные посещения (туристические прибытия), % 86,62 82,56 82,99 82,04 80,25 83,35 84,98 86,39 86,60 87,04 - прочие прибытия (не туристические), % 13,38 17,44 17,01 17,96 19,75 16,65 15,02 13,61 13,40 12,96 Международные посещения (туристические прибытия), тыс. чел., из них: 1513 7726 7203 6483 5393 5256 5004 4955 4106 2712 - туристы, % 71,83 65,76 66,04 62,77 61,14 57,30 58,73 58,22 59,91 67,59 - экскурсанты, % 28,17 34,24 33,96 37,23 38,86 42,70 41,27 41,78 40,09 32,41 Источник: составлено авторами по данным Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/statistics/ Table 3 Inflow tourism in Georgia in 2011-2020 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 International traveler trips, thousands of people, of which: 1747 9358 8680 7903 6720 63 060 5889 5735 4741 3116 - international visitor trips, % 86.62 82.56 82.99 82.04 80.25 83.35 84.98 86.39 86.60 87.04 - other trips (nontourist), % 13.38 17.44 17.01 17.96 19.75 16.65 15.02 13.61 13.40 12.96 International visitor trips, thousands of people, of which: 1513 7726 7203 6483 5393 5256 5004 4955 4106 2712 - tourist trips, % 71.83 65.76 66.04 62.77 61.14 57.30 58.73 58.22 59.91 67.59 - same day trips, % 28.17 34.24 33.96 37.23 38.86 42.70 41.27 41.78 40.09 32.41 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Statistics. Retrieved from https://gnta.ge/statistics/ Таблица 4 Региональное распределение международных посещений (туристических прибытий) Грузии в 2011-2020 гг., % 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Европа 85,70 86,27 84,51 83,93 86,07 88,80 87,76 86,19 84,75 80,88 Центральная и Восточная Европа 59,06 64,57 63,67 63,80 63,57 64,75 61,82 57,03 51,43 56,03 Северная Европа 0,63 0,90 0,76 0,65 0,56 0,56 0,53 0,52 0,54 0,65 Южная Европа 0,77 0,93 0,84 0,77 0,77 0,78 0,74 0,71 0,75 0,98 Западная Европа 1,33 2,22 1,79 1,37 1,26 1,21 1,17 1,10 1,13 1,44 Восточная Европа и Европейско-Средиземноморский регион 23,90 17,65 17,46 17,33 19,92 21,50 23,50 26,83 30,89 21,77 Северная, Центральная, Южная Америка и Карибский бассейн 0,64 0,80 0,77 0,66 0,63 0,59 0,55 0,49 0,62 0,78 Восточная Азия и Тихоокеанский бассейн 3,04 4,37 6,17 6,13 3,79 1,18 1,23 1,97 2,71 2,87 Северо-Восточная Азия 0,44 0,97 0,75 0,48 0,38 0,31 0,27 0,28 0,33 0,33 Океания 0,06 0,13 0,10 0,08 0,06 0,06 0,06 0,05 0,05 0,05 Южная Азия 1,83 2,70 4,91 5,18 3,00 0,61 0,75 1,47 2,15 2,22 Юго-Восточная Азия 0,72 0,57 0,42 0,38 0,35 0,20 0,15 0,17 0,18 0,27 Ближний Восток 1,12 2,02 1,75 2,03 1,32 0,88 0,68 1,14 0,34 0,17 Африка 0,14 0,12 0,12 0,13 0,12 0,08 0,05 0,04 0,05 0,05 Прочие 9,36 6,42 6,69 7,14 8,07 8,48 9,72 10,17 11,54 15,26 Источник: составлено авторами по данным Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/statistics/ Table 4 Share or the regions in international visitor trips to Georgia in 2011-2020, % 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Europe 85.70 86.27 84.51 83.93 86.07 88.80 87.76 86.19 84.75 80.88 Central and Eastern Europe 59.06 64.57 63.67 63.80 63.57 64.75 61.82 57.03 51.43 56.03 Northern Europe 0.63 0.90 0.76 0.65 0.56 0.56 0.53 0.52 0.54 0.65 Southern Europe 0.77 0.93 0.84 0.77 0.77 0.78 0.74 0.71 0.75 0.98 Western Europe 1.33 2.22 1.79 1.37 1.26 1.21 1.17 1.10 1.13 1.44 Eastern Europe and the Euro-Mediterranean region 23.90 17.65 17.46 17.33 19.92 21.50 23.50 26.83 30.89 21.77 Northern, Central, Southern America and the Caribbean 0.64 0.80 0.77 0.66 0.63 0.59 0.55 0.49 0.62 0.78 Eastern Asia and the Pacific 3.04 4.37 6.17 6.13 3.79 1.18 1.23 1.97 2.71 2.87 Nothern and Eastern Asia 0.44 0.97 0.75 0.48 0.38 0.31 0.27 0.28 0.33 0.33 Oceania 0.06 0.13 0.10 0.08 0.06 0.06 0.06 0.05 0.05 0.05 Southern Asia 1.83 2.70 4.91 5.18 3.00 0.61 0.75 1.47 2.15 2.22 Southern and Eastern Asia 0.72 0.57 0.42 0.38 0.35 0.20 0.15 0.17 0.18 0.27 Middle East 1.12 2.02 1.75 2.03 1.32 0.88 0.68 1.14 0.34 0.17 Africa 0.14 0.12 0.12 0.13 0.12 0.08 0.05 0.04 0.05 0.05 Other 9.36 6.42 6.69 7.14 8.07 8.48 9.72 10.17 11.54 15.26 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Statistics. Retrieved from https://gnta.ge/statistics/ Таблица 5 Распределение международных посещений Грузии по интеграционным объединениям и странам в 2011-2020 гг., % 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 ЕАЭС 33,11 39,09 38,86 38,81 38,55 38,32 35,16 34,06 28,76 29,72 СНГ 53,92 59,22 58,89 59,25 58,82 60,59 57,39 53,24 48,45 52,63 ГУАМ с учетом Грузии (нерезидентов) 31,70 28,86 28,95 29,86 30,85 32,94 34,43 31,47 32,68 39,88 ГУАМ без учета Грузии (нерезидентов) 22,43 22,53 22,34 22,82 22,89 24,55 24,79 21,40 21,24 24,72 ЕС 4,30 5,79 4,94 4,02 3,97 3,76 3,73 3,32 3,23 3,91 Топ-10 стран 89,23 87,44 89,18 90,25 91,69 93,25 94,15 94,07 94,51 93,50 Турция 22,17 14,97 15,25 15,54 18,33 20,44 22,71 26,08 30,20 20,92 Азербайджан 19,50 19,76 19,78 20,08 19,95 22,00 22,05 18,98 19,47 22,65 Армения 17,24 17,67 17,62 19,86 21,37 22,67 21,30 21,19 18,25 20,73 Россия 13,79 19,05 19,50 17,51 15,75 14,52 13,01 12,24 9,99 8,12 Грузия (нерезиденты) 9,27 6,33 6,61 7,04 7,96 8,40 9,63 10,07 11,44 15,16 Украина 2,80 2,69 2,46 2,62 2,81 2,42 2,64 2,33 1,68 1,98 Израиль 1,70 2,65 2,18 1,77 1,58 1,05 0,77 0,74 0,68 0,83 Иран 1,13 1,84 4,04 4,36 2,41 0,42 0,68 1,37 2,02 2,08 Казахстан 0,91 1,34 0,82 0,73 0,76 0,59 0,47 0,35 0,30 0,60 Польша 0,71 1,14 0,93 0,75 0,77 0,75 0,89 0,70 0,47 0,41 Прочие страны 10,77 12,56 10,82 9,75 8,31 6,75 5,85 5,93 5,49 6,50 Источник: составлено авторами по данным Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/statistics/ Table 5 Share of the integration blocks and some countries in international visitor trips to Georgia in 2011-2020, % 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Eurasian Economic Union 33.11 39.09 38.86 38.81 38.55 38.32 35.16 34.06 28.76 29.72 CIS 53.92 59.22 58.89 59.25 58.82 60.59 57.39 53.24 48.45 52.63 GUAM with Georgia (non-residents) 31.70 28.86 28.95 29.86 30.85 32.94 34.43 31.47 32.68 39.88 GUAM without Georgia (non-residents) 22.43 22.53 22.34 22.82 22.89 24.55 24.79 21.40 21.24 24.72 European Union 4.30 5.79 4.94 4.02 3.97 3.76 3.73 3.32 3.23 3.91 Top-10 countries 89.23 87.44 89.18 90.25 91.69 93.25 94.15 94.07 94.51 93.50 Turkey 22.17 14.97 15.25 15.54 18.33 20.44 22.71 26.08 30.20 20.92 Azerbaijan 19.50 19.76 19.78 20.08 19.95 22.00 22.05 18.98 19.47 22.65 Armenia 17.24 17.67 17.62 19.86 21.37 22.67 21.30 21.19 18.25 20.73 Russia 13.79 19.05 19.50 17.51 15.75 14.52 13.01 12.24 9.99 8.12 Georgia (non-residents) 9.27 6.33 6.61 7.04 7.96 8.40 9.63 10.07 11.44 15.16 Ukraine 2.80 2.69 2.46 2.62 2.81 2.42 2.64 2.33 1.68 1.98 Israel 1.70 2.65 2.18 1.77 1.58 1.05 0.77 0.74 0.68 0.83 Iran 1.13 1.84 4.04 4.36 2.41 0.42 0.68 1.37 2.02 2.08 Kazakhstan 0.91 1.34 0.82 0.73 0.76 0.59 0.47 0.35 0.30 0.60 Poland 0.71 1.14 0.93 0.75 0.77 0.75 0.89 0.70 0.47 0.41 Other countries 10.77 12.56 10.82 9.75 8.31 6.75 5.85 5.93 5.49 6.50 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Statistics. Retrieved from https://gnta.ge/statistics/ Таблица 6 Международные туристы в Грузию по основным странам в 2017-2019 гг. 2019 2018 2017 2019 2018 2017 Распределение международных посещений на туристов (Т) и экскурсантов (Э), % Численность международных туристов и доля стран в общем количестве международных туристов в Грузию Т Э Т Э Т Э Чел. % Чел. % Чел. % Азербайджан 49,21 50,79 48,98 51,02 46,77 53,23 751 215 14,79 697 782 14,67 608 682 14,96 Россия 73,21 26,79 77,16 22,84 72,72 27,28 1 077 395 21,21 1 083 874 22,79 825 437 20,28 Армения 41,72 58,28 40,24 59,76 36,24 63,76 569 437 11,21 510 542 10,73 466 449 11,46 Турция 55,09 44,91 53,65 46,35 54,40 45,60 637 100 12,54 589 340 12,39 547 983 13,47 Украина 91,11 8,89 89,33 10,67 86,77 13,23 189 210 3,72 158 160 3,32 147 389 3,62 Израиль 98,69 1,31 87,41 12,59 98,08 1,92 202 370 3,98 154 764 3,25 112 827 2,77 Иран 96,64 3,36 96,45 3,55 96,92 3,08 137 223 2,70 280 735 5,90 273 842 6,73 Источник: составлено авторами по данным Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/statistics/ Table 6 International tourists to Georgia by main countries in 2017-2019 2019 2018 2017 2019 2018 2017 Distribution of international visitor trips on tourist trips (T) and same day trips (SD), % Number of international tourist trips and share of countries in the total international tourist trips to Georgia Т SD Т SD Т SD People % People % People % Azerbaidjan 49.21 50.79 48.98 51.02 46.77 53.23 751 215 14.79 697 782 14.67 608 682 14.96 Russia 73.21 26.79 77.16 22.84 72.72 27.28 1 077 395 21.21 1 083 874 22.79 825 437 20.28 Armenia 41.72 58.28 40.24 59.76 36.24 63.76 569 437 11.21 510 542 10.73 466 449 11.46 Turkey 55.09 44.91 53.65 46.35 54.40 45.60 637 100 12.54 589 340 12.39 547 983 13.47 Ukraine 91.11 8.89 89.33 10.67 86.77 13.23 189 210 3.72 158 160 3.32 147 389 3.62 Israel 98.69 1.31 87.41 12.59 98.08 1.92 202 370 3.98 154 764 3.25 112 827 2.77 Iran 96.64 3.36 96.45 3.55 96.92 3.08 137 223 2.70 280 735 5.90 273 842 6.73 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Statistics. Retrieved from https://gnta.ge/statistics/ При этом продолжительность пребывания посетителей из России в 1,4-1,6 раза превышает средний показатель по международным посещениям Грузии из всех стран мира, и в 2,5-4 раза - продолжительность пребывания из Армении, Азербайджана и Турции (табл. 7). Средние расходы международных посетителей из России (на одно посещение) в 2,7-3,5 раза выше, чем у посетителей из Азербайджана, в 2,2-3 раза выше, чем у посетителей из Армении, в 1,1-1,4 раза выше, чем средний показатель по всем странам мира. Несмотря на то, что посетители из развитых стран (Германии, Великобритании, Израиля, США и ряда других) в среднем тратят в 1,6-1,7 раза больше, чем посетители из России, их численность не так значительна в общем объеме международных посетителей, и международных туристов в Грузию. Даже грубый расчет (11 471 558 чел. посетителей из России в 2019 г. умножить на средние расходы в 410 долл./чел.) дает нам цифру, показывающую, что на поступления от туристов и экскурсантов из РФ приходится не менее 19 % всего стоимостного объема экспорта услуг Грузии по статье путешествия, и более 25 % стоимостного объема экспорта персональных путешествий (код 2.2. по EBOPS). Таблица 7 Продолжительность пребывания в Грузии и средние расходы на одного человека по основным странам в 2015-2019 гг. 2019 2018 2017 2016 2015 2019 2018 2017 2016 2015 2019 2018 2017 2016 2015 Средняя продолжительность пребывания (на одно международное посещение), дней Средние расходы (на одно международное посещение) Долл. США Грузинские лари Россия 5,9 6,3 6,1 5,8 5,3 477 511 364 387 422 1282 1326 984 941 721 Азербайджан 1,8 2,5 2,4 1,9 2,7 147 148 135 143 246 396 385 365 347 421 Турция 1,7 1,8 1,8 2,1 2,1 345 356 355 431 674 928 923 959 1047 1152 Армения 1,5 1,6 1,7 1,3 1,3 219 208 171 153 302 589 540 461 371 517 В целом по всем странам 4,1 4,2 4,3 3,9 3,4 410 424 329 334 451 1102 1099 889 812 772 Источник: составлено авторами по данным Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/statistics/ Table 7 Length of stay in Georgia and average expenditures per one international visitor by main countries in 2015-2019 2019 2018 2017 2016 2015 2019 2018 2017 2016 2015 2019 2018 2017 2016 2015 Average length of stay of one visitor, days Average expenditures per one international visitor US doll. Georgian lari Russia 5.9 6.3 6.1 5.8 5.3 477 511 364 387 422 1282 1326 984 941 721 Azerbaijan 1.8 2.5 2.4 1.9 2.7 147 148 135 143 246 396 385 365 347 421 Turkey 1.7 1.8 1.8 2.1 2.1 345 356 355 431 674 928 923 959 1047 1152 Armenia 1.5 1.6 1.7 1.3 1.3 219 208 171 153 302 589 540 461 371 517 All countries 4.1 4.2 4.3 3.9 3.4 410 424 329 334 451 1102 1099 889 812 772 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Statistics. Retrieved from https://gnta.ge/statistics/ Приток международных посетителей в Грузию из России, Беларуси, Украины связан, безусловно, с общностью исторического и культурного пути развития, отсутствием языковых барьеров, единством православной веры. Также на приток международных посетителей из стран СНГ, Турции, Ирана оказывает влияние соседствующее положение, деловые и экономические интересы посетителей, относительно низкая стоимость посещения Грузии, определенная одинаковость в невысоких требованиях к стандартам средств размещения и туристического сервиса. Большое значение имеет показатель возвратности международных посетителей, свидетельствующий о степени их удовлетворенности туристическим сервисом в принимающей стране, а также об их деловой (предпринимательской) активности. В Грузии доля возвратных посетителей составляет 74-76 %, доля первых посещений страны - 24-26 %, при этом международные посещения из Азербайджана и Армении - это на 95-99 % возвратные визиты, из России и Турции - на 71-76 %. Более 43 % международных посетителей прибывают в Грузию для отдыха, досуга и рекреации, причем их доля растет (с 37 % в 2013 г.). Популярными целями у туристов являются гастрономические впечатления (грузинская кухня и вино), пляжный отдых на Черном море, посещение религиозных, исторических и культурных достопримечательностей, посещение национальных парков и других природных объектов. Сокращается доля международных посещений с целью посещения друзей и родственников - до 19 % (с 26 % в 2013 г.), наблюдается рост количества международных посещений с профессиональными и бизнес-целями - до 11 % (с 4 % в 2013 г.), доля транзита не меняется и составляет 16-18 % (рис. 3). Важнейшим фактором, влияющим на приток международных туристов и экскурсантов в страну, является наличие относительно развитого и недорогого транспортного сообщения. В Грузию 74-77 % международных посетителей пребывают автомобильным транспортом, 22-25 % - авиатранспортом, около 1 % - железнодорожным транспортом, и только полпроцента - морским. Посещение друзей и родственников - 19 % Профессиональная и бизнес - 11 % Отдых, досуг, рекреация - 43 % Транзит - 16 % Прочее - 2 % Шоппинг - 7 % Здоровье и медицинская помощь - 2 % Рис. 3. Цели международных посещений Грузии в 2019 г. Источник: составлено авторами на основе годового отчета за 2019 г. Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/ Visiting friends, relatives - 19% Business or professional - 11% Holiday, leisure, recreation - 43% Transit - 16% Other - 2% Shopping - 7% Health and medical care - 2% Figure 3. Main purposes of international visitors to Georgia in 2019 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Report 2019. Retrieved from https://gnta.ge/ Примечательно, что в распределении международных посещений по средствам размещения только 48 % приходится на организованную, специализированную инфраструктуру - гостиницы, гостевые дома и хостелы, и практически столько же - 49 % - на неорганизованный частный сектор - частные дома, квартиры, апартаменты и комнаты в аренду, а также частные дома друзей и родственников (рис. 4). Это обусловлено относительно низкой платежеспособностью большинства международных посетителей, недостаточностью развития туристической инфраструктуры Грузии, а также невысоким уровнем доходов самого населения страны, в том числе в крупнейших городах. Частные дома друзей и родственников - 23 % Арендованные комнаты, апартаменты - 18 % Гостевые дома, хостелы - 14 % Частные дома, апартаменты - 9 % Гостиницы - 34 % Прочие - 1 % Кэмпинги трейлерных парков - 1 % Рис. 4. Распределение международных посещений Грузии по средствам размещения в 2019 г. Источник: составлено авторами на основе годового отчета за 2019 г. Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/ Private home of a friend, relative - 23% Rented room, apartment - 18% Guesthouse, hostel - 14% Private home, apartment - 9% Hotels - 34% Other - 1% Campsite or traveler park - 1% Figure 4. Distribution of international visitor trips to Georgia by types of accommodation in 2019 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Report 2019. Retrieved from https://gnta.ge/ Наибольшее количество международных посещений (около 85 %) приходится на два региона Грузии - Тбилиси - 54,6 % и Аджарскую Автономную Республику - 30,2 %, далее следуют Квемо-Картли - 17,0 % и Мцхета-Мтианети - 16,9 %, остальные регионы привлекают намного меньшее число международных посетителей: Самцхе-Джавахетия - 6,6 %, Кахетия - 6,5 %, Имеретия - 4,9 %, Шида-Картли - 3,1 %, Самегрело - Верхняя Сванетия - 2,8 %, Гурия - 1,3 %, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия - 0,2 %. Суммарно указанные доли регионов превышают 100 %, поскольку за один визит международный посетитель может посетить не один, а сразу несколько регионов страны. Если посмотреть распределение международных посещений только с целью отдыха, досуга и рекреации, то доли регионов несколько меняются - еще больше усиливается роль Тбилиси - 55,9 %, Аджарской Автономной Республики - 54,3 % и Мцхета-Мтианети - 23,6 %, далее доли распределяются следующим образом: Кахетия, Самцхе-Джавахетия, Имеретия - по 8-10 % каждый регион, Самегрело - Верхняя Сванетия, Шида-Картли - по 4,5-5 %, Гурия, Квемо-Картли - по 2,7 %, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия - 0,2 %. Четыре самых посещаемых с целью отдыха, досуга и рекреации места в Грузии - Тбилиси - 55,9 %, Батуми - 51,8 %, Мцхета - 13,5 % и Казбеги - 12,1 %, далее следуют Кутаиси - 7,8 %, Сигнаги - 7,7 %, Боржоми - 6 % и Гудаури - 6,3 %. Сектор туризма играет важнейшею роль как для отдельных регионов страны, так и для экономики Грузии в целом. Доля туристической отрасли в ВВП страны по данным Национального статистического офиса Грузии составляла от 6 до 8,4 % в 2010-2020 гг., по оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) прямой вклад путешествий и туризма в ВВП Грузии еще выше - в 2019 г. он составил 9,3 %, а к 2028 г. ожидается рост показателя до 10,5 %. Основной вклад в общую добавленную стоимость, производимую в секторе туризма, вносят (в среднем в год за последние 5 лет): наземный и водный транспорт - 38-39 %, средства размещения - 35 %, организации общественного питания - 21 %, турагентства и туроператоры - 3-4 %, воздушный транспорт - 3-4 % (табл. 8). Таблица 8 Вклад сектора туризма в экономическое развитие Грузии в 2010-2020 гг., млн лари 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 Общая добавленная стоимость в секторе туризма, в том числе: 2548 3630 3016 2597 1968 1956 1737 1660 1683 1579 1370 - наземный и водный транспорт 1087 1099 987 977 798 823 854 831 964 1002 891 - воздушный транспорт 114 154 109 74 33 36 31 39 25 44 61 - размещения 774 1560 1185 861 594 606 430 396 333 249 176 - услуги по питанию и напиткам 547 664 615 576 460 417 371 349 331 260 208 - деятельность турагентств, туроператоров 26 154 120 110 82 74 50 45 28 25 34 - ВВП в базовых ценах 43 266 43 138 38 779 35 348 31 556 30 197 27 661 25 538 24 252 22 622 19 286 Доля туризма в ВВП, % 5,9 8,4 7,8 7,3 6,2 6,5 6,3 6,5 6,9 7,0 7,1 Источник: составлено авторами по данным Национальной туристической администрации Грузии. URL: https://gnta.ge/statistics/ Table 8 The role of tourism sector in the economic development of Georgia in 2010-2020, mln lari 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 Gross value added of tourism industries, of which: 2548 3630 3016 2597 1968 1956 1737 1660 1683 1579 1370 - water and land transport 1087 1099 987 977 798 823 854 831 964 1002 891 - air transport 114 154 109 74 33 36 31 39 25 44 61 - Accommodation 774 1560 1185 861 594 606 430 396 333 249 176 - food and beverage service activities 547 664 615 576 460 417 371 349 331 260 208 - travel agencies, tour operator reservation services and related activities 26 154 120 110 82 74 50 45 28 25 34 - GDP in basic prices 43 266 43 138 38 779 35 348 31 556 30 197 27 661 25 538 24 252 22 622 19 286 Share of tourism in GDP, % 5.9 8.4 7.8 7.3 6.2 6.5 6.3 6.5 6.9 7.0 7.1 Source: developed by the authors on the base of Georgian National Tourism Administration’ Statistics. Retrieved from https://gnta.ge/statistics/ С учетом значения индустрии туризма и экспорта путешествий для страны, уже с середины 1990-х гг. Грузия в качестве приоритетной задачи ставит развитие туристической отрасли. Так, были приняты Законы о туризме 1995 и 1997 гг., неоднократно предпринимались попытки реализации разработанных на государственном уровне стратегий развития туристической отрасли. В 2016 г. Грузия утвердила новую «Национальную стратегию развития туризма до 2025 года». Документ разрабатывался в течение года совместно со Всемирным банком и международной консалтинговой компанией Solimar International, с проведением широких консультаций с туроператорами, транспортными компаниями, инвесторами, ответственными за охраняемые территории и памятники культурного наследия структурами, центральными и местными органами власти. Стратегия состоит из двух частей: в первой анализируются потенциал отрасли и основные факторы, препятствующие ее развитию и притоку инвестиций; во второй представлены рекомендации и план действий по реализации Стратегии с определением сроков выполнения, целевых показателей[41], круга ответственных правительственных институтов. По существу, Стратегия направлена на развитие туристической инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, трансформацию туристических активов Грузии в туристические продукты, диверсификацию стран притока с ориентацией на более платежеспособных туристов с самым высоким уровнем потенциальных расходов из стран Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. По словам регионального директора Всемирного банка по Южному Кавказу Мерси Тембон «Стратегия предназначена для формирования «дорожной карты» по повышению ценности, рентабельности и устойчивости туристической индустрии Грузии»[42]. Для достижения запланированных целей Стратегией предусмотрены достаточно типичные для развития туристической сферы действия, которые условно можно разделить на несколько групп: 1) совершенствование выработки решений по развитию туризма (улучшение сбора и анализа данных, мониторинг, оценка возможностей, взаимодействие государства, неправительственных организаций, частного сектора, профессиональных и бизнес сообществ, гибкость и адаптивность стратегии развития); 2) стимулирование притока иностранных[43] и национальных инвестиций (совершенствование законодательной базы, улучшение бизнес-среды); 3) продвижение туристических продуктов Грузии на зарубежных рынках (проведение рекламных, маркетинговых, информационных компаний, охват большего количества стран); 4) повышение качества и конкурентоспособности туристических услуг (обеспечение сохранности и защита объектов природного и культурного наследия Грузии, их популяризация и использование для получения уникальных и аутентичных туристических продуктов). Помимо традиционных для Грузии пляжного и горнолыжного туризма правительство страны в ближайшие годы намерено поощрять развитие культурно-исторического, рекреационно-оздоровительного туризма и спа-центров, приключенческого (пешие маршруты, лыжный, морской, речной спорт), сельскохозяйственного и делового (MICE[44]) туризма[45]. Будущие перспективы развития туризма в Грузии очень высоки - страна обладает уникальной культурой, традициями, историей, разнообразием природных зон и ландшафтов. Уникальное географическое положение делает Грузию срединной точкой Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии. А динамика и характер роста туристической отрасли и экспорта путешествий за последнее десятилетие свидетельствуют об успешности реализации туристического потенциала страны. Заключение Несмотря на то, что принятая в Грузии среднесрочная стратегия развития туризма 2015 г. является более прагматичной, чем аналогичная стратегия 2008 г., предусматривает конкретные цели и конкретные практические действия для их достижения, на наш взгляд, целесообразно ее дополнить программами туристического развития каждого региона Грузии, а также программами развития каждого вида туризма. По нашему убеждению, государственные и региональные органы власти должны: 1) обеспечить развитие базовой инженерной и транспортной инфраструктуры, туристической инфраструктуры мест общего пользования; 2) разработать комплексное и четкое видение туристической специализации той или иной местности; 3) в соответствии со специализацией установить единые «стандарты застройки» местности туристическими объектами, в том числе для создания стилистического образа отдаленных от крупнейших городов территорий; 4) разработать систему связанных туристических мероприятий (фестивалей, ярмарок, праздничных мероприятий и т.д.) в различных регионах страны и периодичность их проведения; 5) сформировать связанную инфраструктуру для дешевого автомобильного туризма по всей территории страны; 6) усовершенствовать законодательную базу туристической деятельности, в частности на срок окупаемости проектов предоставлять налоговые и таможенные льготы для инвесторов, осуществляющих строительство инфраструктурных и других туристических объектов, в привязке к созданию дополнительных рабочих мест с более высоким, чем в среднем по региону, уровнем заработной платы и к социальной и бюджетной эффективности проектов, при этом приоритетно льготы должны предоставляться для граждан Грузии и грузинских компаний; 7) финансировать развитие туризма, в том числе с помощью заемных средств, привлеченных на мировых финансовых рынках и от международных и региональных финансовых организаций. В развитии туристической отрасли и экспорта туристических услуг у Грузии, как у малой экономики с достаточной узкой специализацией и концентрацией внешней торговли на ограниченном количестве зарубежных рынков, экономические интересы должны превалировать над политическими. В конечном счете целью государственной туристической политики должно быть развитие регионов, рост государственных доходов, повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения Грузии.
Об авторах
Гиорги Шиолашвили
Университет Святого Андрея Первозванного Патриархата Грузии
Автор, ответственный за переписку.
Email: ge2gia@gmail.com
координатор по вопросам сотрудничества с зарубежными вузами и программам обмена студентами
Грузия, 0179, Тбилиси, пр-кт Ильи Чавчавадзе, д. 53АНаталия Валерьевна Дюжева
Российский университет дружбы народов
Email: dioujeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7976-4297
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений
Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Андронова И.В., Катамадзе А. Трансформация экономической политики Грузии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2018. Т. 26. № 2. С. 212-223. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2018-26-2-212-223
- Деточенко Л.В. Особенности развития туризма в Грузии как отрасли, способствующей экономическому росту страны // Вестник Удмуртского университета. Серия: Биология. Науки о Земле. 2019. Т. 29. Вып. 2. С. 279-289
- Кривицкий В.О. Геоэкономические интересы Российской Федерации в Республике Грузия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2013. № 2. С. 76-81
- Стус О.В. Применение опыта налогообложения в Грузии для развития сферы туризма Кыргызстана // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. Т. 6-2 (45). C. 230-234. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10733
- Шарабидзе Н.Р. Изучение перспективы развития этнотуризма в регионах Грузии // European Science. 2019. № 4 (46). С. 20-22
- Шарабидзе Н.Р. Роль государства в развитии туризма в регионах Грузии // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 1 (37). С. 31-34
- Шиолашвили Г. Внешняя торговля Грузии в условиях развития интеграционных процессов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 2. С. 367-384. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-2-367-384
- Dyuzheva N.V., Shiolashvili G. Impact of the Free Trade Agreement on the foreign trade of Georgia with GUAM countries // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems / ed. by E.G. Popkova, B.S. Sergi. Cham: Springer, 2021. Vol. 198. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_216