Trade facilitation: понятие и актуальное значение для экономического развития России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На современном этапе функционирования многосторонней торговой системы возрастает потребность в поиске новых подходов к развитию и содействию торговли, отличных от снижения тарифных и нетарифных барьеров. Упрощение процедур торговли является сферой деятельности многих международных организаций и признано эффективным инструментом содействия экономическому развитию и наращиванию потенциала как на уровне отдельно взятого государства, так и в рамках интеграционных объединений и регионов, которые ввиду географической близости имеют тесные политико-экономические связи. Сферы, на которые направлены меры по упрощению процедур торговли, разнообразны и изменялись с течением времени. Это привело к тому, что понятие trade facilitation не имеет конкретной прикладной характеристики и общепринятых рамок реализации инициатив в рассматриваемой сфере, что несомненно заслуживает научного внимания. Рассмотрены подходы к интерпретации понятия trade facilitation в российской практике, проведен анализ его дефиниций, которые были сформулированы международными организациями в соответствии со сферой их деятельности и предложены представителями научного сообщества. Выявлены основные подходы к трактовке рассматриваемого понятия, что позволило определить суть и основные направления реализации мер по упрощению процедур торговли. Приведено обоснование экономической выгоды от реализации инициатив в указанной сфере как со стороны спроса, так и со стороны предложения в рамках международной торговли, систематизированы выгоды от реализации мер по упрощению процедур торговали для различных субъектов международной торговли. В заключение сформулирован авторский подход к трактованию понятия «упрощение процедур торговли» с учетом интересов Российской Федерации в данной сфере. Определены наиболее актуальные векторы имплементации мер по упрощению процедур торговли, которые отражают актуальные направления реализации экономической политики Российской Федерации, а также обеспечивают создание и поддержание благоприятной бизнес-среды для стимулирования развития внешнеэкономической деятельности и внешней торговли в частности.

Полный текст

Введение Понятие trade facilitation прочно закрепилось в сфере содействия международной торговле и экономического развития. Широкое распространение указанный термин получил в 60-х гг. XX в., когда либерализация международной торговли стала ключевым вопросом для делового сообщества, а разработка стандартов, рекомендаций и обобщение лучших мировых практик в фокусе деятельности международных организаций в рассматриваемой сфере получили мощный импульс к развитию. Необходимо отметить, что в отличие от либерализации, которая заключается в облегчении торговли за счет снижения барьеров, обусловленных применением на государственном уровне, а также в рамках интеграционных объединений механизмов тарифного и нетарифного регулирования, trade facilitation в контексте содействия международной торговле предполагает реализацию мер, повышающих вовлеченность государств в процесс международной торговли и нацеленных на устранение различных несогласованностей - узких мест. Значение рассматриваемого термина четко не определенно, несмотря на то что trade facilitation имеет довольно продолжительную историю развития и тесно связано с деятельность таких международных организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (ВТамО), Организация Объединенных Наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк (ВБ), а также ряда отраслевых организаций, например, Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), Международная морской организации (ИМО). К категории trade facilitation часто относят «любые меры, которые упрощают совершение торговых сделок, что приводит к сокращению временных и стоимостных издержек в торговом цикле» (UNCTAD, 2006), а в еще более широком понимании рассматривают как любые политические меры, предпринимаемые с целью сокращения издержек. Trade facilitation хоть и не является новой сферой в контексте международной торговли, но в свете пандемии COVID-19, по мнению некоторых исследователей (Sela et al., 2020; Ugaz, Sun, 2020), приобретает особую значимость. Современные тенденции формирования международных экономических отношений: распространение технологий электронной коммерции, инновационное применение новейших технологий (De, 2020), развитие цифровой инфраструктуры, а также обеспечение цифровой безопасности (Ismail, 2021) требуют поиска новых подходов и инструментов обеспечения экономической безопасности и устойчивого социально-экономического развития государств, что обуславливает актуальность изучения сущности упрощения процедур торговли, механизмов реализации мер в указанной сфере и потенциальных выгод от них. Обзор литературы Исследуемая проблематика получила широкое распространение в научных кругах, в особенности в работах иностранных экономистов. Андрю Грейнджер (Grainger, 2011), Мария Перссон (Persson, 2013) рассматривали концептуальные подходы к пониманию trade facilitation. В российском научном сообществе проблема отсутствия единого понимания рассматриваемого термина освещена недостаточно широко, однако упоминание о существовании указанной проблемы отражено в статьях Г.В. Баландиной (Баландина, 2015) и А.В. Торопыгина (Торопыгин, 2013). Вопрос создания правовой и институциональной инфраструктуры в рамках реализации инициатив по содействию торговле и необходимой для повышения эффективности процесса международного товарообмена детально освещен О. Морисси и Р.А. Лопесом (Morrissey, López, 2015) Следует отметить исследования Чахира Заки (Zaki, 2014), Альберто Португал-Переза и Джона Вилсона (Portugal-Perez, Wilson, 2012), в которых рассмотрены потенциальные выгоды от реализации мер по упрощению процедур торговли и подходы к их оценке. Информационной основой настоящего исследования также послужили материалы, публикуемые ВТО, ВТамО, а также организациями, входящими в структуру ООН. Различные аспекты деятельности международных организаций в рассматриваемой сфере описаны в работе Янна Дюваля (Duval, 2007). Методы и подходы Основным методом проведения исследования является контент-анализ открытых источников информации международных организаций и научных публикаций. В качестве дополнительных применены методы сравнения и синтеза. Результаты Прежде чем приступать к рассмотрению большого разнообразия дефиниций термина trade facilitation, необходимо обратить внимание на трудности перевода на русский язык столь популярного и уже давно используемого понятия. Отметим, что в английском языке существительное facilitation, согласно толкованию, приведенному в Кембриджском словаре[40], означает процесс, цель которого - сделать что-либо возможным или более простым. В российской практике можно встретить такие варианты интерпретации словосочетания trade facilitation, как содействие торговле, упрощение (процедур) торговли, облегчение торговли (данный вариант перевода по большей части употребляется в исследованиях, посвященных стандартам Всемирной таможенной организации[41], в частности SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade). Разнообразие перевода обусловлено смыслом, вкладываемым в рассматриваемое понятие исследователями либо специалистами в определенной сфере, и устоявшейся практикой применения терминологии. Например, в отличие от российской практики употребления понятия «облегчение торговли» в части применения стандартов SAFE ВТамО, употребление понятия «упрощение процедур торговли» со ссылкой на «процедуры», а более точно - на «процедуры международной торговли» имеет смысловое основание. Несмотря на то что правовыми актами указанный термин не закреплен, англо-русско-китайским глоссарием[42], разработанным под эгидой ООН, словосочетание «упрощение процедур торговли» рассматривается как наиболее корректный вариант перевода словосочетания trade facilitation на русский язык. Указанное базируется на процессном подходе, который основан на содействии в выстраивании эффективного взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках глобальной цепи поставок (ГЦП) товаров, структура которой описана в Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН № 18 «Меры по упрощению процедур международной торговли»[43] (рис. 1). Рис. 1. Упрощенная схема цепи поставки, описанная Рекомендацией ЕЭК ООН № 18 Figure 1. Simplified way of showing a supply chain, described by Recommendation UN/CEFACT No. 18[44] Отметим, что официальный перевод текста Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (далее - СУПТ), как непосредственно в названии, так и в тексте содержит понятие «упрощение процедур торговли». Указанное соглашение разработано ВТО на основе положений Генерального соглашения о тарифах и торговле (Mattoo et al., 2020), которое является основополагающим документом ВТО. С учетом сказанного, в качестве эквивалента термина trade facilitation в данной статье будет применяться словосочетание «упрощение процедур торговли» (УПТ). Необходимо обратить внимание, что понятие «торговля» в рамках УПТ подразумевает процесс совершения коммерческих операций как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Поскольку бизнес-среда в стране значительно влияет на ее участие в международной торговле, внутренняя и внешняя торговля для целей УПТ находятся в неразрывной связи. Отсутствие общепризнанной дефиниции рассматриваемого термина в рамках деятельности международных организаций и в научном сообществе обусловлено большим разнообразием направлений реализации мер по УПТ, а также тем, что актуальность тех или иных мер варьируется в зависимости от экономических и геополитических условий, что вносит коррективы в суть, вкладываемую в понятие УПТ. Анализ наиболее распространенных дефиниций УПТ позволил выявить основные векторы реализации инициатив в рассматриваемой сфере (табл. 1 и 2). Таблица 1 Упрощение процедур торговли в контексте деятельности международных организаций[45] Источник Дефиниция ВТО Упрощение и рационализация таможенных и других административных процедур, которые препятствуют, задерживают или увеличивают стоимость перемещения товаров через международные границы ЮНКТАД Создание прозрачной и предсказуемой среды для ведения трансграничной торговли на основе простых, стандартизированных таможенных процедур и практик, требований к документации, совершению грузовых и транзитных операции, а также регулирования сферы торговли и транспорта ОЭСР Упрощение и стандартизация процедур и связанных с ними информационных потоков, необходимых для трансграничного перемещения товаров от продавца к покупателю и осуществления платежей в обратном направлении ЕЭК ООН Комплексный и интегрированный подход для сокращения сложности и стоимости торговых операций и обеспечение того, чтобы все эти мероприятия могли быть осуществлены эффективным, прозрачным и предсказуемым образом на основе международно признанных норм, стандартов и передовых практик АТЭС Упрощение процедур торговли, как правило, относится к упрощению, гармонизации, использованию новых технологий и других мер для устранения процедурных и административных препятствий торговле Упрощение процедур торговли относится к упрощению и рационализации таможенных и других административных процедур, которые препятствуют, замедляют или увеличивают стоимость перемещения товаров через международные границы Европейская комиссия Упрощение процедур торговли можно определить как упрощение и гармонизацию процедур международной торговли, включая процедуры импорта и экспорта. Процедуры в этом контексте в основном касаются деятельности (практики и формальности), связанной со сбором, представлением, передачей и обработкой данных, необходимых для международной торговли МТП Повышение эффективности процессов, связанных с международной торговлей товарами СЕФАКТ ООН Упрощение, стандартизация, согласование и автоматизация процедур и всей соответствующей информации, требуемой для перемещения товаров от продавца к покупателю и для осуществления расчета; устранение препятствий бюрократического характера для облегчения трансграничного перемещения товаров. Такие препятствия могут включать в себя дублирование административных процедур и документов, низкую эффективность или нехватку кадров в таможенных службах, недостаточную прозрачность процедур на границе ВТамО Упразднение избыточных ограничений торговли, чего можно достичь, применяя современные методы и технологии, одновременно повышая качество контроля путем его согласования на международном уровне Источник: составлено автором на основе: ВТО. URL : http://gtad.wto.org/trta_subcategory.aspx?cat=33121 (дата обращения : 10.06.2021) ; ЮНКТАД. URL : https://unctad.org/system/files/official-document/dtltlb20101_en_0.pdf (дата обращения : 10.06.2021) ; Measuring the new economy : trade and investment dimensions (TD/TC/WP(2001)23/FINAL) / OECD. 2001. 24 p. ; ЕЭК ООН. URL : https://unece.org/DAM/cefact/publica/ece_trade_299.pdf (дата обращения : 10.06.2021) ; АТЭС. URL : https://apec.org/07_2ndTFAP_fnl.pdf (дата обращения : 10.06.2021) ; https://apec.org/Meeting-Papers/Sectoral-Ministerial-Meetings/Trade/2001_trade/annex_b (дата обращения : 10.06.2021) ; МТП. URL : https://cdn.iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2003/04/ICC-recommendations-for-a-WTO-agreement-on-trade-facilitation.pdf (дата обращения : 10.06.2021) ; Trade facilitation terms: an English-Russian-Chinese glossary. 3rd ed., revised. Geneva : United Nations Publications, 2019. 330 p. ; ВТамО. URL : http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/overview/customs-procedures-and-facilitation.aspx (дата обращения : 10.06.2021). Table 1 Trade facilitation in the context of the activities of international organizations[46] Source Definition WTO Simplification and rationalization of customs and other administrative procedures that hinder, delay or increase the cost of moving goods across international borders UNCTAD Create a transparent and predictable environment for cross-border trade based on simple, standardized customs procedures and practices, documentary requirements, cargo and transit operations, and trade and transport regulation OECD Simplification and standardization of procedures and related information flows necessary for the cross-border movement of goods from seller to buyer and making payments in the opposite direction UNECE A comprehensive and integrated approach to reduce the complexity and cost of trading and ensure that all these activities can be carried out in an efficient, transparent and predictable manner based on internationally recognized norms, standards and best practices APEC Trade facilitation generally refers to simplification, harmonization, the use of new technologies and other measures to remove procedural and administrative barriers to trade Trade facilitation refers to the simplification and rationalization of customs and other administrative procedures that impede, slow down, or increase the cost of moving goods across international borders European Comission Trade facilitation can be defined as the simplification and harmonization of international trade procedures, including import and export procedures. The procedures in this context mainly concern the activities (practices and formalities) related to the collection, presentation, transmission and processing of data required for international trade ITC Improving the efficiency of processes related to international trade in goods UN/CEFACT Simplification, standardization, harmonization and automation of procedures and all relevant information required for the movement of goods from seller to buyer and for settlement; elimination of bureaucratic obstacles to facilitate the cross-border movement of goods. Such obstacles may include duplication of administrative procedures and documents, low efficiency or shortage of personnel in customs services, and insufficient transparency of procedures at the border WCO Removal of excessive trade restrictions, what can be achieved by applying modern methods and technologies, while improving the quality of control by harmonizing it at the international level Source: compiled by the author on the basis: WTO. Retrieved June 10, 2021, from http://gtad.wto.org/trta_subcategory.aspx?cat=33121; UNCTAD. Retrieved June 10, 2021, from https://unctad.org/system/files/official-document/dtltlb20101_en_0.pdf; OECD. (2001). Measuring the new economy: Trade and investment dimensions (TD/TC/WP(2001)23/FINAL); UNECE. Retrieved June 10, 2021, from https://unece.org/DAM/cefact/publica/ece_trade_299.pdf; APEC. Retrieved June 10, 2021, from https://apec.org/07_2ndTFAP_fnl.pdf; https://apec.org/Meeting-Papers/Sectoral-Ministerial-Meetings/Trade/2001_trade/annex_b; ITC. Retrieved June 10, 2021, from https://cdn.iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2003/04/ICC-recommendations-for-a-WTO-agreement-on-trade-facilitation.pdf; UN/CEFACT. (2019). Trade facilitation terms: An English-Russian-Chinese glossary. 3rd ed., revised. Geneva: United Nations Publications; WCO. Retrieved June 10, 2021, from http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/overview/ customs-procedures-and-facilitation.aspx Международные организации в зависимости от их специализации, характеризуя суть УПТ, выделяют следующие направления деятельности: разработка и применение международных стандартов для гармонизации процессов, связанных трансграничным перемещением товаров и международной торговлей, с целью сокращения временных и стоимостных издержек; снижение административных формальностей; расширение практики применения информационных технологий, обеспечивающих процесс трансграничной торговли; упрощение осуществления платежей в связи с международной поставкой товаров; гармонизация процедур совершения импортно-экспортных формальностей, включая таможенную очистку, а также процедур, связанных с международной транспортировкой товаров. Таблица 2 Дефиниции термина «упрощение процедур торговли», получившие наибольшее распространение в научном сообществе Автор Дефиниция Я. Дюваль Упрощение процедур торговли включает повышение эффективности торговых процедур. Упрощение процедур торговли способствует повышению эффективности таможенных, транспортных и банковских, а также страховых услуг (услуг и обеспечивающей инфраструктуры). Упрощение процедур торговли не может быть ограничено только сферой «на границе» или таможенными формальностями, поскольку эти два направления являются составными частями других процессов (например, платежные, логистические операции), которые оказывают влияние на эффективность процесса торговли А. Грейнджер Упрощение процедур торговли рассматривает вопрос о том, как можно улучшить процедуры и меры контроля, регулирующие перемещение товаров через национальные границы, для снижения связанных с этим издержек и максимизации эффективности при сохранении целей регулирования, определенных законом М. Перссон Упрощение процедур торговли связано с облегчением перемещения товаров через границы для участников торговли посредством повышения эффективности обременительных процедур трансграничной торговли А. Португал- Перез, Дж. Вильсон Меры по упрощению процедур торговли могут осуществляться по двум направлениям: «жесткое» направление, связанное с материальной инфраструктурой, такой как дороги, порты, телекоммуникации, и «мягкое» направление, связанное с открытостью деятельности государственных органов для общественности, таможенным администрированием, деловой средой и другими институциональными аспектами, которые нематериальны Ч. Заки Упрощение процедур торговли включает в себя пять основных элементов: 1) упрощение торговых процедур и документов; 2) гармонизация торговой практики и правил; 3) более прозрачная информация и процедуры международных потоков; 4) использование новых технологий для содействия международной торговле; 5) более надежные подходы к осуществлению платежей при международной торговле Источник: cоставлено автором на основе: Duval, 2007; Grainger, 2011; Persson, 2013; Portugal-Perez, Wilson, 2012; Zaki, 2014. Table 2 The trade facilitation definitions that are most widely used in the scientific community Author Definition Y. Duval Trade facilitation includes improving the efficiency of trade procedures. Trade facilitation contributes to the efficiency of customs, transport and banking, as well as insurance services (services and supporting infrastructure). Trade facilitation cannot be limited to “at the border” or customs formalities only, since these two areas are integral parts of other processes (e.g. payment, logistics) that affect the efficiency of the trade process A. Grainger Trade facilitation looks at how the procedures and controls governing the movement of goods across national borders can be improved to reduce associated costs and maximize efficiency while maintaining the regulatory objectives defined by law M. Persson Trade facilitation refers to facilitating the movement of goods across borders for traders by making cumbersome cross-border trade procedures more efficient A. Portugal- Perez, J.S. Wilson Trade facilitation measures can be implemented in two directions: the “hard” direction associated with material infrastructure, such as roads, ports, telecommunications, and the “soft” direction associated with the openness of the activities of state bodies to the public, customs administration, business environment and other institutional aspects that are intangible C. Zaki Trade facilitation has five main elements: 1) simplification of trade procedures and documents; 2) harmonization of trading practices and regulations; 3) more transparent information and procedures for international flows; 4) the use of new technologies to facilitate international trade; 5) more reliable approaches to making payments in international trade Source: compiled by the author on the basis: Duval, 2007; Grainger, 2011; Persson, 2013; Portugal-Perez, Wilson, 2012; Zaki, 2014. Очевидно, что охват мер по УПТ варьируется в зависимости от целей функционирования и задач, решаемых в рамках деятельности международных организаций, однако характерной особенность является то, что в соответствии с дефинициями, сформулированными международными организациями, УПТ нацелено на реализацию мер, направленных на создание благоприятных условий для быстрого и низкозатратного трансграничного перемещения товаров. Необходимо отметить, что одним из сопутствующих эффектов будет являться развитие сферы услуг (финансовых, транспортно-логистических, складских), обеспечивающих процесс международной торговли товарами и их физическое трансграничное перемещение. Исследователи в сфере экономики уделяют вопросу УПТ большое внимание. Разнообразные трактовки понятия УПТ представлены в трудах ряда представителей зарубежного научного сообщества. Авторские определения понятия УПТ, получившие наибольшее распространение в научной литературе, представлены в табл. 2. «Вне границы» меры содействия внешнеэкономической деятельности, которые предполагают не только ускорение перемещения товаров через границы, но и снижение торговых издержек во всей цепи создания добавленной стоимости, в том числе создание благоприятных инвестиционных условий, упрощение международных финансовых расчетов и др. Рис 2. Суть мер по упрощению процедур торговли в контексте различных подходов к пониманию указанного понятия Figure 2. The essence of trade facilitation measures in context of different approaches to understanding this concept Увеличение потребительского излишка за счет УПТ δ0 p* 0 Q0 Q* C D S B A Количество, Q Цена, P Увеличение профицита производителей за счет УПТ Рис. 3. Описание эффектов от упрощения процедур торговли на основании модели «Айсберг»: D - внутренний спрос на иностранный товар; S - предложение иностранного товара; δ0 - величина торговых издержек при объеме импорта - Q0; - цена, уплачиваемая потребителями за иностранный товар; - цена, по которой иностранный производитель фактически продает товар; Q* - количество импортируемых товаров в условиях рыночного равновесия (принимая допущение, что необоснованные торговые издержки станут равны нулю) Источник: построено на основе Samuelson, 1954. Increase in consumer surplus due to TF δ0 p* 0 Q0 Q* C D S B A Quantity, Q Increase in supplier surplus due to TF Price, P Figure 3. Description of trade facilitation affects via «Iceberg» model: D - internal demand on foreign product; S - supply of foreign product; δ0 - value of trade costs for the volume of imports - Q0; - price paid by consumers for a foreign product; - supplier’s price of sell; Q* - quantity of imported products in market equilibrium conditions (assuming that unreasonable trading costs will be zero) Source: compiled based on Samuelson, 1954. Следует отметить, что в научных кругах УПТ рассматривается в качестве комплекса мер, которые нацелены на устранение различных бюрократических препон и правовых неопределенностей, а также барьеров и несогласованностей, затрудняющих трансграничное перемещение товаров. Анализ терминов, приведенных в табл. 2, позволяет выявить наличие двух подходов к определению исследуемого понятия: в узком и широком смысле, что ограничивается сферами «на границе» и «вне границы». Также авторы часто разграничивают сферы реализации преобразований, условно выделяя меры, направленные на развитие «мягкой» и «жесткой» инфраструктур (рис. 2). Проведенный анализа позволил установить, что в настоящее время УПТ может быть охарактеризовано как инструмент содействия международной торговле, который обеспечивает «бесшовность» процесса международного товарообмена в рамках ГЦП, за счет чего достигается максимизация эффективности функционирования глобальных цепей создания добавленной стоимости (ГЦС). Исследователи отмечают (LeBaron, 2021), что ГЦП обеспечивают распределение благ и факторов роста в глобальной экономике. Современные исследования особенно выделят сферу «на границе», рассматривая УПТ как устранение препятствий для перемещения товаров через границы (Kumari, Bharti, 2021). С экономической точки зрения УПТ нацелено на сокращение тех издержек, которые представляют собой невосполнимые потери и ложатся бременем на конечного покупателя товаров. Указанные потери описаны Полом Самуэльсоном (Samuelson, 1954) в виде модели «Айсберг» и могут быть оценены как в стоимостном, так и во временном выражении. Например, нивелирование ценового клина, обусловленного необоснованными торговыми издержками δ0 (рис. 3), повышают благосостояние иностранных производителей и национальных потребителей, о чем свидетельствуют трапеции ABP* и CBP*. С точки зрения распределения выгод от реализации мер по УПТ, как правило, выделяют три уровня субъектов[47] (Butterly, 2001; Walker, 2012): государства, участники ВЭД, конечные потребители товаров. Выгоды для государства обусловлены повышением эффективности контроля, проводимого государственными органами и более рациональным использованием ресурсов, повышением соблюдения законов со стороны участников ВЭД, стимулированием экономического развития, повышением привлекательности страны для прямых иностранных инвестиций. Выгоды для участников ВЭД заключатся в снижении финансовых издержек ведения ВЭД, ускорении выпуска товаров на таможенной границе и введения товаров в торговый оборот, установлении прозрачных правил и процедур ведения ВЭД, повышении общей конкурентоспособности. Выгоды для конечных потребителей характеризуются снижением стоимости товаров за счет сокращения торговых издержек, сокращением срока фактического появления товара на внутреннем рынке, что может отражаться как на качестве (скоропортящихся), так и на потребительской ценности (сезонных и высокотехнологичных) товаров. Заключение Реализация мер в сфере УПТ должна осуществляться на государственном уровне с учетом международных стандартов и практик. Например, позиция ВБ насчет УПТ такова: «это вопрос национальной экономической политики, который находится в центре внимания правительств»[48]. В рамках государственной политики УПТ является инструментом развития внешней торговли и эффективного встраивания национальных производителей в ГЦС. Этап ГЦП на границе является наиболее актуальным в настоящее время, о чем свидетельствует содержание соглашения СУПТ, которое было разработано ВТО на основе передовых международных практик с учетом актуальных потребностей государств-членов в сфере УПТ. Для России наиболее важными и первоочередными мерами являются возвышение координации взаимодействия государственных контролирующих органов на границе, создание эффективного механизма прослеживания товаров, включая интеграцию современных цифровых технологий, применяемых бизнес-сообществом и государственными органами, ускорение совершения процедур трансграничного перемещения товаров и обеспечение прозрачности совершения процедур и формальностей, необходимых для такого перемещения товаров, развитие сотрудничества между государственными органами, вовлеченными в процесс обеспечения международных цепей поставок товаров, а также между государственными контролирующими органами и бизнес-сообществом, повышение качества таможенного администрирования в целом (Ненадышина, 2021). С учетом вышеизложенного, предлагаем следующее определение понятие УПТ, которое отражает актуальный охват мер не только в рамках международной практики, но и для Российской Федерации в частности: «упрощение процедур торговли представляет собой инструмент развития внешней торговли государства, обеспечивающий содействие трансграничному перемещению товаров посредством координации взаимодействия государственных органов как с межведомственным, так и с бизнес-сообществом, внедрения современных инфраструктурных решений для ведения внешнеторговой деятельности, а также создания благоприятных правовых условий».

×

Об авторах

Татьяна Сергеевна Ненадышина

Всероссийская академия внешней торговли

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatiana.nenadyshina@gmail.com

аспирант кафедры международной торговли и внешней торговли РФ

Российская Федерация 119285, Москва, Воробьевское шоссе, д. 6А

Список литературы

  1. Antonini, C., Beck, C., & Larrinaga, C. (2020). Subpolitics and sustainability reporting boundaries. The case of working conditions in global supply chains. Accounting, Auditing & Accountability Journal, 33(7), 1535-1567
  2. Баландина Г.В. Содействие торговле или упрощение процедур // Торговая политика. 2015. № 1. C. 144-170
  3. De, P. (2020). Trade facilitation in times of pandemic: Practices from South and South West Asia. ARTNeT Working Paper Series, (198). Bangkok: Asia-Pacific Research and Training Network on Trade (ARTNeT).
  4. Duval, Y. (2007). Trade facilitation beyond the Doha round of negotiations. Working Paper Series, (50). Bangkok: Asia-Pacific Research and Training Network on Trade (ARTNeT).
  5. Grainger, A. (2011). Trade facilitation: A conceptual review. Journal of World Trade, 45(1), 36-62.
  6. Ismail, N.W. (2021). Digital trade facilitation and bilateral trade in selected Asian countries. Studies in Economics and Finance, 38(2), 257-271.
  7. Kumari, M., & Bharti, N. (2021) Linkages between trade facilitation and governance: Relevance for post-COVID-19 trade strategy. Millennial Asia, 12(1), 097639962097234. https://doi.org/10.1177/0976399620972346
  8. LeBaron, G. (2021). The role of supply chains in the global business of forced labour. Journal of Supply Chain Management, 57(2), 29-42.
  9. Mattoo, A., Rocha, N., & Ruta, M. (2020). Handbook of deep trade agreements. Washington, DC: World Bank.
  10. Morrissey, O., & López, K. (2015) Handbook on trade and development. Edward Elgar Publishing.
  11. Ненадышина Т.С. Определение приоритетных направлений упрощения процедур торговли в целях содействия встраиванию в глобальные цепи поставок и развития внешней торговли России // Международная торговля и торговая политика. 2021. Т. 7. № 2. C. 80-96.
  12. Persson, M. (2013). Trade facilitation and the extensive margin. The Journal of International Trade & Economic Development, 22(5), 658-693.
  13. Portugal-Perez, A., & Wilson, J.S. (2012). Export performance and trade facilitation reform: Hard and soft infrastructure. World Development, 40(7), 1295-1307.
  14. Samuelson, P. (1954). The transfer problem and transport costs: Analysis of effects of trade impediments. The Economic Journal, 254, 264-289.
  15. Sela, S., Yang, A., & Zawacki, M. (2020). Trade facilitation best practices implemented in response to the COVID-19 pandemic. Trade and COVID-19 guidance note. World Bank.
  16. Торопыгин А.В. Чтобы не быть «слабым звеном» упрощения процедур мировой торговли // Евразийская интеграция : экономика, право, политика. 2013. № 14. C. 206-219
  17. Ugaz, P., & Sun, S. (2020). Case study: China’s trade facilitation responses to the COVID-19 pandemic. Transport and Trade Facilitation Newsletter, Special COVID-19 Edition, Article No. 52. Retrieved March 1, 2021, from https://unctad.org/en/pages/newsdetails. aspx?OriginalVersionID=2328
  18. Zaki, C. (2014). An empirical assessment of the trade facilitation initiative: Econometric evidence and global economic effects. World Trade Review, 13(1), 103-130

© Ненадышина Т.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах