Внешняя задолженность Беларуси в условиях пандемии и пути ее урегулирования
- Авторы: Грачева А.Д.1, Мирошина Е.А.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 29, № 3 (2021): Новые тренды, стратегии и структурные изменения в экономике стран с развивающимися рынками
- Страницы: 479-489
- Раздел: МИРОВОЙ РЫНОК КАПИТАЛА
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/27605
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-3-479-489
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проводится анализ изменений величины внешнего долга Беларуси в зависимости от различных факторов. Выяснено, что значительное воздействие на увеличение суммы внешней задолженности оказали последствия эпидемии COVID-19. Кроме того, в причинах роста внешнего долга Беларуси особый вес имеют политические протесты против правительства, последствием которых стало существенное снижение уровня доверия со стороны иностранных инвесторов, что повлекло за собой падение рубля. Рассмотрены роли зарубежных стран как основных кредиторов во внешнем долге Беларуси, в экономике Беларуси в целом, а также значение белорусской «дружбы» с Россией. В заключение проведена оценка структуры белорусской экономики и методов ее регулирования, представлены возможные пути урегулирования белорусского долга.
Полный текст
Введение Ежедневно люди сталкиваются с ограниченностью денежных средств на свои нужды, тогда они занимают деньги у друзей, знакомых или берут кредит. Точно такие же ситуации случаются с государством. Иногда оно находится в таком положении, что потребляет меньше, чем производит. В подобном случае появляется дефицит средств, и приходится занимать деньги у других государств. К счастью, другие государства обладают достаточным количеством денежных средств, чтобы предоставить внешние кредиты. Таким образом образуется возможность развить систему заимствования и кредитования на международном уровне, за чем следует и образование внешней задолженности. Основаниями формирования мнения о наступлении начала кризиса внешней задолженности, как правило, считается нарушение графика погашения кредитных задолженностей, которые были получены с помощью государственных каналов. Когда наступает такая ситуация, при которой одна или несколько стран заявляет, что не имеет возможности выплачивать свой внешний долг, начинаются финансовые кризисы. Из-за того, что в качестве кредитора выступает суверенный экономический агент (или правительство иностранного государства), получение от неплательщика погашения долга становится невозможным. Причинами этого является недоступность санкций, которые принято применять к обычным должникам, то есть физическим и юридическим лицам, а не государству. Наличие государственного банкротства пагубно влияет на баланс международного кредитного рынка, а также усложняет процедуры выдачи кредитов и предоставления заимствований. Проблема внешней задолженности была актуальной в прошлом и сохранит свою актуальность в настоящем и будущем. Развитие кризиса внешней задолженности оказывает негативное воздействие не только на государства-должники, но и на страны-кредиторы. В связи с этим поиск решения проблемы задолженности - задача совместных усилий стран-заемщиков, стран-кредиторов, а также коммерческих банков и международных финансовых организаций. Цель работы - проанализировать проблематику внешней задолженности и пути ее урегулирования на примере Беларуси. Методы исследования Методом исследования послужил контент-анализ открытых источников информации - данных с официальных сайтов Министерства финансов Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, различных экспертных сообществ и научных работ экономических экспертов. Для определения наиболее перспективных направлений и условий организации кооперации применен морфологический анализ. Результаты исследования В современном мире все чаще слышатся термины «внешний долг» и «международный кредит». И это не удивительно, ведь сейчас активно осуществляется процедура международного кредитования, то есть государства, испытывающие финансовые трудности, смело обращаются к своим соседям и союзникам за финансовой поддержкой. Участниками этих сделок могут выступать различные государства, международные объединения, ТНК и ТНБ[3]. Международный кредит ничем не отличается от обычного классического кредита. Ему так же свойственна возвратность, он обладает сроком выплаты и заключается на определенных условиях. Для большинства стран заимствование денежных средств является неотъемлемой частью ведения экономики. Но часто неспособность погасить задолженности перед другими государствами ведет к необходимости получения новых кредитов, целью которых является погашение ранее взятых (Гуляева, Уманская, 2016). Одной из стран, активно использующих внешние займы, является Беларусь (Ананьева, Наталуха, 2019). Внешняя задолженность Республики Беларусь на 1 февраля 2021 г. составила 59,7 млрд руб., при этом, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь), относительно января 2021 г. она увеличилась на 1,9 млрд руб. Беларусь по показателю задолженности находилась на 16 месте в рейтинге стран мира в 2020 г. (таблица). Для понимания специфики внешний задолженности Беларуси нужно детально изучить, с чего все начиналось. До прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году страна была в ужасном состоянии: уровень инфляции зашкаливал (около 1959,7% в 1994 г.), белорусский рубль активно падал, страна не справлялась с выполнением своих основных задач. Спасением для Беларуси стал российский дефолт, произошедший в 1998 г.[4] Благодаря ему Беларусь и Россия начали бартерную деятельность по поставке электроэнергии. Беларуси удалось стать нефтяным «магнатом», не имея собственной нефти, а продавая на внешние рынки полученное из России сырье. Начиная с 2007 г. можно наблюдать, как задолженность Беларуси набирала темпы параллельно развитию экономики страны (доходы всех секторов экономики составили 49,3 % ВВП за 10 месяцев, в январе - октябре этого же года произошел рост депозитов населения на целых 25,1 %), в это время весь мир переживал кризис, а национальная экономика ощутила существенный рост цен на энергоносители из России (Попкова, 2011). В тот момент Республика Беларусь начинает усиленно занимать средства у стран и международных объединений, а также выпускает государственные облигации. Происходит увеличение золотовалютных резервов за счет средств, взятых в кредит у международных сообществ и зарубежных стран. Бизнес и банки, в свою очередь, беря пример с правительства, тоже начинали интенсивно прибегать к международным кредитам. Рейтинг стран по внешнему долгу за II квартал 2020 года, млн долл. Страна ↑↓ II кв. 2018 г. III кв. 2018 г. IV кв. 2018 г. I кв. 2019 г. II кв. 2019 г. III кв. 2019 г. IV кв. 2019 г. I кв. 2020 г. II кв. 2020 г. Внешний долг к ВВП (номинальный), % Внешний долг на душу населения, долл. Сейшельские острова 4654 4617 4771 4749 4765 4808 4886 4969 5052 297,2 52625 Молдавия 7127 7326 7465 7376 7337 7315 7546 7581 7581 63,2 2827 Киргизия 8061 8097 8139 8290 8441 8340 8333 8182 8182 96,3 1281 Македония 9777 9678 8984 9256 9473 9370 9124 9169 9909 78,0 4766 Армения 10 585 10 843 10 914 11 074 11 465 11 666 12 341 11 985 12 548 91,6 4226 Сальвадор 16 864 17 014 16 661 16 582 17 047 17 921 17 410 17 429 18 223 67,5 2824 Грузия 17 461 17 282 17 812 17 822 18 233 17 900 18 627 18 327 18 762 106,0 5038 Исландия 21 928 21 190 19 598 19 159 19 745 19 108 19 165 18 388 19 105 78,9 53 515 Эстония 23 239 23 070 22 769 23 274 25 237 23 895 23 243 23 242 23 242 73,8 17541 Коста-Рика 28 443 28 708 29 089 29 293 28 973 29 155 30 655 29 206 30 655 49,4 6040 Иордания 29 120 29 784 31 312 31 704 32 237 32 548 32 329 32 420 32 420 72,7 3219 Литва 41 441 41 793 40 695 38 488 39 057 36 893 37 125 34 151 38 342 70,7 13 777 Латвия 41 836 42 359 41 150 41 030 40 346 39 342 40 075 38 067 40 810 119,7 21 255 Тунис 32 922 33 152 35 059 33 780 34 637 35 146 40 009 38 070 37 982 97,9 3223 Болгария 40 368 40 756 38 813 39 302 39 760 38 871 40 364 38 633 39 443 58,1 5674 Беларусь 39062 39 163 39 289 38 923 40 071 39 673 40 723 39 469 41 116 65,2 4339 Источник: составлено авторами на основе материалов сайта «Статистика стран мира: экономика, население, здравоохранение, спорт». URL : https://svspb.net/sverige/statistika-stran-mira.php (дата обращения : 21.03.2021). Rating of countries on external debt for the second quarter of 2020, mln doll. Country ↑↓ II qrt. 2018 III qrt. 2018 IV qrt. 2018 I qrt. 2019 II qrt. 2019 III qrt. 2019 IV qrt. 2019 I qrt. 2020 II qrt. 2020 External debt to GDP (nominal), % External debt per capita, USD Seychelles 4654 4617 4771 4749 4765 4808 4886 4969 5052 297.2 52625 Moldova 7127 7326 7465 7376 7337 7315 7546 7581 7581 63.2 2827 Kyrgyzstan 8061 8097 8139 8290 8441 8340 8333 8182 8182 96.3 1281 Macedonia 9777 9678 8984 9256 9473 9370 9124 9169 9909 78.0 4766 Armenia 10 585 10 843 10 914 11 074 11 465 11 666 12 341 11 985 12 548 91.6 4226 Salvador 16 864 17 014 16 661 16 582 17 047 17 921 17 410 17 429 18 223 67.5 2824 Georgia 17 461 17 282 17 812 17 822 18 233 17 900 18 627 18 327 18 762 106.0 5038 Iceland 21 928 21 190 19 598 19 159 19 745 19 108 19 165 18 388 19 105 78.9 53 515 Estonia 23 239 23 070 22 769 23 274 25 237 23 895 23 243 23 242 23 242 73.8 17541 Costa Rica 28 443 28 708 29 089 29 293 28 973 29 155 30 655 29 206 30 655 49.4 6040 Jordan 29 120 29 784 31 312 31 704 32 237 32 548 32 329 32 420 32 420 72.7 3219 Lithuania 41 441 41 793 40 695 38 488 39 057 36 893 37 125 34 151 38 342 70.7 13 777 Latvian 41 836 42 359 41 150 41 030 40 346 39 342 40 075 38 067 40 810 119.7 21 255 Tunisia 32 922 33 152 35 059 33 780 34 637 35 146 40 009 38 070 37 982 97.9 3223 Bulgaria 40 368 40 756 38 813 39 302 39 760 38 871 40 364 38 633 39 443 58.1 5674 Belarus 39062 39 163 39 289 38 923 40 071 39 673 40 723 39 469 41 116 65.2 4339 Source: compiled by the authors based on the materials of the website “Statistics of the Countries of the World: Economy, Population, Health, Sports”. Retrieved March 21, 2021, from https://svspb.net/sverige/statistika-stran-mira.php В то время как весь постсоветский мир в 2007 г. осуществлял переход к рыночной экономике, Беларусь не желала менять структуру экономики (в стране сохранялась плановая централизованная экономика), отказывалась от трансформации системы принятия решений, изменения технологии производства[5], она делала упор на увеличении золотовалютных резервов за счет средств, взятых в кредит у международных сообществ и европейских стран. В результате принятие займов без проведения глубоких структурных реформ привело в долговую ловушку. Этой ошибки можно было бы и избежать, если бы Беларусь приняла решение создать резервный фонд с помощью нефтяного экспорта (Попкова, 2011). На рис. 1 можно наблюдать рост задолженности Беларуси с 2000 по 2020 г. К марту 2021 г. можно наблюдать постоянное увеличение государственной задолженности Беларуси. Согласно прогнозам, сумма общих выплат по внешнему долгу в 2021 г. будет варьироваться в районе 4,2 млрд долл. США. Однако нельзя отрицать и возможность увеличения задолженности, особенно учитывая ситуацию во всем мире в течение последнего года. Правительство Беларуси оценивают рост государственного долга до 40-45 % ВВП в 2021 г., причем законодательство допускает до 45 % ВВП. Рис. 1. Рост задолженности Белоруссии Источник: cоставлено авторами на основе официального сайта Национального банка Республики Беларусь. URL : https://www.nbrb.by/publications/balpay (дата обращения : 21.03.2021). Источник: cоставлено авторами на основе официального сайта Национального банка Республики Беларусь. URL : https://www.nbrb.by/publications/balpay (дата обращения : 21.03.2021). Figure 1. Belarus' debt growth Source: compiled by the authors on the basis of the official website of the National Bank of the Republic of Belarus. Retrieved March 21, 2021, from https://www.nbrb.by/publications/balpay Значительным ударом по экономике Беларуси стали пандемия COVID-19 и массовые политические протесты в стране, связанные с выборами президента в 2020 г., также серьезное воздействие оказала проблема поставки российской нефти (Панюсько, 2020). Из этого следует, что увеличения задолженности избежать было невозможно. На рис. 2, видно, что основным кредитором страны является Россия. В августе 2020 г. Беларусь обратилась к России с просьбой рефинансировать государственный долг в размере 1 млрд долл. США, то есть почти ту же сумму, на которую выросла задолженность за полгода. Рис. 2. Кредиторы Беларуси Источник: cоставлено авторами на основе официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь. URL : https://minfin.gov.by/special/ru/public_debt/pressreleases/8074d74891f14642.html (дата обращения : 21.03.2021). Figure 2. Creditors of Belarus Source: compiled by the authors on the basis of the official website of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus. Retrieved March 21, 2021, from https://minfin.gov.by/special/ru/public_debt/pressreleases/8074d74891f14642.html Беларусь сумела к концу 2020 г. поставить свой собственный исторический рекорд по внешней задолженности, уже тогда составившей 18,151 млрд долл. США. Учитывая, что в 2021 г. будет осуществлен второй транш кредитования со стороны России в поддержку Беларуси, понесшей большие убытки из-за эпидемии и политических протестов, страна снова побьет рекорд задолженности. Доктор экономических наук, директор Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич считает: «Миллиард долларов - это не самая гигантская сумма для двусторонних отношений государств, однако сейчас она является для Беларуси стратегически важной»[6]. Стоит отметить, что наличие других союзников страны остается под вопросом, в большей степени это связано с ограничениями из-за протестных движений, да и в принципе любой инвестор понимает, что не стоит инвестировать свои средства в государство с нестабильной внутриполитической ситуацией. В связи с падением курса рубля доверие к государству потеряли не только другие страны и международные объединения, но и сами граждане Беларуси. Они начали снимать свои сбережения со вкладов и депозитов, а затем переводить рубли в доллары, что явилось одной из причин падения рубля. Следовательно, страну может ожидать невозможность рефинансирования внешнего долга, снижение интереса к республике со стороны иностранных инвесторов, что повлечет сокращение международных кредитов и уменьшение возможности размещать еврооблигации на внешнем рынке по рыночной ставке. Пока вся Европа наблюдала падение спроса на свою продукцию и в связи с этим сокращала производство, в Беларуси шел рост ВВП, так как для ее модели экономики не принято сокращать объем производства. Однако вся эта продукция накапливается и в будущем может привести к еще большим убыткам. Катерина Борнукова, директор Центра экономических исследований (BEROC), отметила, что рост всей экономики Беларуси в будущем будет замедляться, поскольку государство пытается помочь государственным предприятиям поддерживать уровень выпуска на высоте, а за этим следуют убытки. Для их устранения государство выделяет кредиты, что обостряет риск возникновения кризиса[7]. Говоря об упадке курса белорусской национальной валюты (в декабре 2020 г. девальвация белорусского рубля по доллару составила 22 %, по евро - 34 %), президент республики считает, что российский кредит станет отличной поддержкой белорусской экономики. На встрече с губернатором Новосибирской области в 2019 г. Лукашенко заявил, что сотрудничество с Беларусью необходимо и самой России. На рис. 3 можно увидеть долю участия России во внешней торговле Беларуси, что подтверждает высказывание о необходимости для России сотрудничества с Беларусью (Глазьев, 2020). Однако российская финансовая поддержка для Беларуси более чем необходима, об этом свидетельствуют тот факт, что за 10 лет поддержки Беларуси со стороны РФ страна получила 424,9 млн долл. США списания белорусских долгов. Нельзя забывать и про политическую составляющую «дружбы» России и Беларуси. Ситуацию в отношениях двух стран в настоящее время можно назвать сложной (Колода и др., 2019). Если «нефтяной конфликт» будет прогрессировать, разрыв экономических отношений неизбежен, обе страны понесут глобальные убытки, однако потери Беларуси будут существенно больше. Россия, понимая это, может в некотором роде манипулировать страной-союзником, например за счет увеличения цен на газ и нефть. Рис. 3. Доля России в белорусской внешней торговле в 2019 году Источник: составлено авторами на основе официального сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь. URL : https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/ (дата обращения : 21.03.2021). Figure 3. Russia’s share in Belarusian foreign trade in 2019 Source: compiled by the authors based on the official website. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Retrieved March 21, 2021, from https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/ Беларуси стоит понять, что хорошие отношения с Россией очень важны для ее экономики, однако только эти отношения не смогут спасти страну от роста внешней задолженности, поэтому ей следует встать на путь принятия более кардинальных решений по уменьшению суммы внешней задолженности. В современном мире международное сообщество пришло к мнению, что поиск решения проблемы внешней задолженности является одинаково важным как для стран-кредиторов и стран-заемщиков, так и для коммерческих банков и различных финансовых образований. Эта важность обусловливается риском сокращения импорта, который будет вызван ограничением возможности всех стран в увеличении темпа роста (Ананьева, Наталуха, 2019). Следствием этого может стать полное фиаско мировой торговли, что пагубно отразится на большинстве стран, которые не в состоянии обеспечить себя всеми необходимыми товарами (Попов, 2019). На протяжении длительного периода (2015-2020 гг.) в экономике Беларуси наблюдается колебание совокупных выплат в районе 3 млн долл., продолжение которых ожидается и в будущем. Как бы государство ни пыталось выбраться из уз долга, а постоянное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным все больше усугубляет положение, ведь почти весь государственный долг находится в валюте. Современная экономическая модель Беларуси, основанная на государственном регулировании экономики, «оттягивании» негативных социальных последствий, связанных с рыночными преобразованиями (Луцкая, 2019), отказ от использования процедуры банкротства в отношении предприятий государственной формы собственности, работающих в убыток, а также отказ от принудительного перевода финансово несостоятельных негосударственных предприятий в государственные демонстрирует необходимость ее трансформации, а также внесения дополнительного денежного капитала (в частности, это обуславливается невозможностью достижения высокого экономического роста и ее эффективности)[8]. Заключение В СМИ появилась информация, что в 2021 г. правительство Беларуси сохранит политику рефинансирования долга, что подразумевает получение новых кредитов для погашения ранее взятых. Стоит заметить, что в связи с крайне жестким белорусским графиком осуществления платежей по государственному займу данная мера регулирования долга в отношении масштабов экономики является вынужденной стратегией. Для проведения мер по улучшения ситуации задолженности Беларуси необходима модернизация экспортной политики на возврат долга, причем усовершенствованная политика должна сочетаться и с другими инструментами, применяемыми в политике задолженности, например, реструктуризацией задолженности и ее списанием[9]. Таким образом, найти лучшее решение позволит исключительно комплексный подход к решению проблемы задолженности.
Об авторах
Анна Дмитриевна Грачева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: ann.gracheva05.12@gmail.com
студентка, факультет экономики и бизнеса
Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49Елена Александровна Мирошина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Email: easila@yandex.ru
кандидат экономических наук, доцент, факультет международных экономических отношений
Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49Список литературы
- Ананьева М.В., Наталуха С.Н. Бюджетный дефицит и государственный долг : пути преодоления // Экономика и бизнес : теория и практика. 2019. № 7. С. 8-10. http://dx.doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11065
- Глазьев С.Ю. Белорусский выбор // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 3 (33). С. 11-25. http://dx.doi.org/10.22394/2073-2929-2020-3-11-25
- Гуляева О.С., Уманская В.Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения // Экономический вестник университета. 2016. № 29-1. С. 222-229.
- Колода С.А., Эпштейн В.А., Вильчинский А.С. Двусторонние отношения России и Белоруссии на современном этапе // Мир русскоговорящих стран. 2019. № 2 (2). С. 44-53. http://dx.doi.org/10.24411/2658-7866-2019-10005
- Луцкая Е.Е. Финансовая система Белоруссии: проблемы и перспективы развития // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2 : Экономика. 2019. № 3. С. 111-116.
- Панюсько А.С. Влияние пандемии COVID-19 на экономику Республики Беларусь и экономику развитых стран // Архивариус. 2020. № 4 (49). С. 55-56.
- Попкова А.С. Анализ валового внешнего долга Беларуси на основе данных платежного баланса страны // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D : Экономические и юридические науки. 2011. № 5. С. 9-17.
- Попов Н.Е. Механизмы урегулирования проблемной задолженности // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 161-164.