Влияние изменений экономических нагрузок на деятельность иностранных нефтегазовых компании в Венесуэле

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются новые законы в нефтегазовой сфере Венесуэлы, появившиеся в начале XXI века. Представлены налоговые режимы в данной сфере и виды налоговых и экономических нагрузок, которые применяются в отношении этих режимов; выделяются основные проблемные аспекты изменений в налоговом законодательстве и последствия для деятельности иностранных компаний и развития нефтегазовой сферы страны в результате таких изменений. Сделан вывод, что увеличение доходов государства не решит проблему привлечения инвестиций в нефтегазовую сферу страны, а только отпугнет крупные компании в будущем, в результате чего упадет добыча в стране, ее государственные доходы, а затем снизятся темпы экономического роста. В качестве альтернативного подхода к совершенствованию государственного регулирования и ведения нефтяного бизнеса представлены варианты улучшения данной ситуации посредством увеличения доли иностранных компаний в стратегических партнерствах; пересмотра налоговой системы в отношении нефтяных компаний; возможности осуществлять некоторые программы напрямую иностранными компаниями; новых схем распределения и рентабельности, которые помогут адаптироваться к нынешнему международному рынку углеводородов.

Полный текст

Введение Нефтедобывающая промышленность требует очень высоких инвестиций и очень передовых технологий. Страны Южной Америки не обладают такими технологиями и не располагают финансовыми ресурсами. Поэтому необходимо искать и адаптировать крупные ТНК для получения инвестиций и эффективного использования имеющихся ресурсов. В последние десятилетия XX века на территории Венесуэлы существовали благоприятные условия (минимальные требования, в том числе в налоговой сфере) для ведения бизнеса нефтяных ТНК и привлечения иностранного капитала (Rodríguez, 2006). В Венесуэле с 2001 года начался радикальный процесс пересмотра отношений с иностранными компаниями, способствующий усилению государственного контроля. Данный процесс начался на фоне стабильного роста цен на нефть. Кроме того, в 2006 году были внесены изменения в налоговое законодательство, что привело к увеличению налогового бремени для нефтяных партнеров. Прежде чем перейти к налогам, стоит обратить внимание, что деятельность нефтяной промышленности осуществляется по контрактам. Традиционно признанная классификация этих договоров заключается в следующем: 1) лицензионные соглашения (или так называемые контрактные системы роялти и налогообложения); 2) соглашения о совместном производстве; 3) контракты на услуги. Фундаментальное различие между различными типами контрактов основано на титуле об использовании и присвоении рисков. В первые годы владение ресурсами переходит от государства к операторским компаниям, а также все риски, связанные с разведкой и эксплуатацией, в последующем ресурсы становятся собственностью государства. Экономические издержки, связанные с такими контрактами, в свою очередь, варьируются от роялти и сборов за доступ к государственному ресурсу, до налогов на разведку и добычу, облигаций или премий за подписание контракта и, наконец, налогов на прибыль. Все эти экономические нагрузки разрабатываются различными странами с определенной последовательностью. Роялти, как правило, разрабатываются в качестве экономических компенсаций, требуемых государством, и оплачиваются нефтяными операторами по лицензионным и производственным контрактам за доступ к добыче углеводородных ресурсов. Размер роялти определяется на основе объема производства, но это может быть связано и с другими факторами, такими как цены или ценные бумаги (Brewer Carías, 2004). Суть роялти в следующем: они основаны на том, что страна является владельцем природного ресурса, и компания за это платит государству (они представляют собой долю государства в собственности ресурса). Роялти облагаются налогом на производственную стоимость, а не на прибыль (бывают исключения) и приносят доход правительствам с самого начала производства. Эта экономическая нагрузка имеет регрессивный характер. То есть, чем ниже рентабельность проекта, тем выше выплата роялти по отношению к прибыли. Таким образом, роялти влияет на уровень производства в краткосрочной перспективе. Собственные налоги на нефтяную деятельность - традиционные налоги и пошлины, установленные государствами непосредственно на деятельность, связанную с углеводородами, они включают налоги на добычу и экспорт. Налоги или пошлины на добычу состоят из фиксированных или переменных процентов, применяемых к извлеченным углеводородам, измеряемых по объему в устье скважины, с учетом согласованной цены или стоимости. Экспортные налоги или пошлины, со своей стороны, состоят из фиксированной или переменной ставки, применяемой к согласованной стоимости экспортируемых углеводородов (Rodríguez, 2006). Кроме того, в углеводородной деятельности нередко возникают экономические нагрузки, состоящие из премий и облигаций за подписание контрактов и производство на каком-то четком этапе проекта. Эти бонусы и премии, как правило, выплачиваются в денежной форме в момент определенного события, которое приводит к ним. Подписные облигации представляют собой единовременный денежный взнос, выплачиваемый оператором в момент, когда нефтяной контракт выдан или предоставлен; в то время как производственные облигации, которые также выплачиваются в денежной форме, применяются в связи с одним или несколькими событиями, происходящими в процессе разработки нефтяного проекта (определенная дата в рамках проекта; возникновение коммерческого открытия; начало производства или объем определенного уровня производства). Нефтяная деятельность в Венесуэле развивается в четырех режимах: собственное производство государственной нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA, операционные соглашения PDVSA с частными компаниями, стратегические ассоциации PDVSA с частными компаниями в области Ориноко и контракты с совместным риском (которые находятся только на стадии разведки). Собственное производство PDVSA является основным. Операционные соглашения и стратегические партнерские отношения начались в 1990-е годы. Обзор литературы Анализу нефтегазового рынка в Венесуэле посвящены работы П.П. Яковлева (Яковлев, 2019), особенности реформирования нефтегазового сектора в странах Южной Америки изучают Э. Охеда Кальюни и Э.А. Чадаева, И.А.З. Айдрус (Охеда Кальюни, Чадаева, 2018; Айдрус, 2017), нормативноправовую базу для привлечения внешних инвестиций в нефтегазовый сектор Венесуэлы рассматривает Э.А. Чадаева (Чадаева, 2020). Анализу правовой деятельности нефтяных ТНК в Венесуэле, налоговым режимам и анализу контрактов осуществления нефтяной деятельности посвящены, в основном, работы зарубежных авторов P. Rodríguez, F. Mo- naldi, M. Mortimore (Rodríguez, 2006; Monaldi, 2015; Mortimore, 2009). Анализ рентных отношений приобретает все большую популярность среди ученых-экономистов и политиков. Современные подходы к изъятию ренты и ее распределению исследовались учеными: Д.С. Львовым, Н.Н. Лукьянчиковым (Львов, 1999; Лукьянчиков, 2004), сравнительному анализу регулирования рентных отношений в различных странах и регионах, добывающих энергоресурсы, посвящены работы А.В. Виноградовой (Виноградова, 2011). Информационной базой для представленной научной работы стали публикации отечественных и зарубежных авторов в специализированных периодических изданиях. Основным из таких изданий является Iberoamerica (Институт Латинской Америки РАН) - единственный в России научный журнал на испанском языке, который анализирует современные проблемы экономики, внутренней и внешней политики, социологии и культуры стран Латинской Америки, Карибского бассейна и Иберийского полуострова. В различные периоды в научных работах авторов анализируются актуальные вопросы и проблемы нефтегазового сектора Южной Америки, в том числе привлечение внешних инвестиций, зарубежного опыта и оборудования, развитие отрасли: внешнеполитические отношения, международные и национальные правовые рамки, интеграционные процессы, падение цен на нефть. Методы и подходы Проводимое в рамках данной статьи исследование строится на анализе законов Венесуэлы в нефтегазовой сфере и последующем выявлении изменений развития нефтегазовой сферы страны в результате отсутствия пролонгации договоров и ухода иностранных компаний с ее территории. Проводится сравнительный анализ для выявления изменений в налоговых режимах, налогах и налоговых ставках в нефтегазовой отрасли страны по отношению к коммерческим компаниям (в том числе иностранных). Значительное внимание было уделено изменению конституционных основ, ох- ватывающих минерально-сырьевую базу страны. Экономические нагрузки в нефтегазовой сфере Венесуэлы В начале XXI века в Венесуэле произошли значительные изменения в нефтяном законодательстве. Эти изменения радикально отличаются от неф- тяной реформы, за которой следовали многие страны Латинской Америки в 1990-х годах, направленной на открытие, либерализацию и дерегулирование углеводородного сектора с целью привлечения иностранных инвестиций путем предоставления более значительных стимулов (Rodríguez, 2006). В январе 2002 года вступил в силу новый основной закон об углеводородах Ley Orgánica de Hidrocarburos (LOH, декрет 1510), который отменяет и заменяет все предыдущие юридические положения. Основные изменения, внесенные новым LOH, заключаются в следующем: LOH меняет участие государства в деятельности, называемой первичной (первоначальные разведка, добыча, сбор, транспортировка и хранение). Ранее доля составляла максимум 35 %. Теперь государство оставляет за собой долю более 50 % в совместных предприятиях, занимающихся разведкой, добычей, транспортировкой и хранением сырой нефти[16]. В 2005 году правительство Венесуэлы объявило 32 оперативных соглашения, подписанных в период с 1990 по 1997 г., незаконными и предложило новое законодательство. В мае 2006 года Национальное Собрание приняло закон «О частичной реформе декрета № 1510 с применением LOH», регулирующего функционирование совместных предприятий. В результате LOH устанавливает увеличение нефтяных роялти[17]. Раньше он составлял 16,66 %, теперь роялти увеличился до 30 %. Однако, если доказывается, что месторождения истощенны в Поясе Ориноко (одно из двух крупнейших месторождений нетрадиционной нефти в мире, в нефтяных песках Венесуэлы имеются большие запасы битума), и являются экономически не эксплуатируемыми, то роялти может упасть до 20 %. В случае битума (в настоящее время нетрадиционная добыча нефти зачастую является более дорогостоящей и энергоемкой, а некоторые виды имеют более серьезные экологические последствия, чем традиционная добыча нефти) в Поясе Ориноко, роялти может быть уменьшена до 16,66 %. Кроме того, был создан налог на добычу, равный 33,33 % от стоимости углеводородов, извлеченных из месторождения[18] . В LOH квалифицировались следующие налоги: 1) поверхностный; 2) на собственное потребление; 3) общий налог на потребление4. Также был создан налог на экспорт, который составил 0,1 % от стоимости всех экспортируемых углеводородов по цене, продаваемой покупателю углеводородов5. В любом случае экономические нагрузки, связанные с углеводородным сектором в Венесуэле, явно отличаются друг от друга в зависимости от вида деятельности, осуществляемой так называемыми совместными предприятиями, или частными компаниями по контрактам на услуги. Налоговый режим совместных предприятий определяются основными законами об углеводородах LOH и LOHG (Ley Orgánica de Hidrocarburos Gaseosos) и включает роялти, налоги на эксплуатацию и добычу, налоги на потребление, землепользование и другие налоги, относящиеся к деятельности нефтяной компании; в то время как в соответствии с действующим режимом любой компании в целом применяется тот же подход, который в конечном счете основывается на подоходном налоге и других специальных налогах, применимых к любой общей экономической деятельности. Это приводит к тому, что экономические издержки (т. е. налоги) являются взаимозаменяемыми. Исключительный налоговый режим совместных предприятий - относится к первичным продуктам углеводородов. В соответствии с LOH6 первичная деятельность может быть непосредственно передана государству или так называемым совместным компаниям или операторам, где государство имеет акционерную долю более 50 % через государственную компанию PDVSA или ее филиалы. Данный режим охватывает следующие виды деятельности: - первичную (разведка, добыча, сбор, транспортировка и первоначаль-ное хранение всех видов углеводородов); - вторичную (переработка, дистилляция и очистка, осуществляемые вместе с первичными видами деятельности); - в сфере маркетинга всех видов углеводородов; - в секторе upstream (поиск и добыча) попутного газа. Режим контрактов на обслуживание - режим контрактов на услуги неконкурентной деятельности. Деятельность может осуществляться как част- ными, так и государственными компаниями по контрактам на предоставление услуг, в которых действия связаны с участием независимых операторов углеводородов, где государство не предоставляет лицензии или соглашения, а также не участвует в акционерном капитале оператора. Данный режим охватывает следующие виды деятельности: - по переработке всех видов углеводородов (не вертикально интегри-рованная); - улучшению тяжелого и экстратяжелого сырья (не вертикально инте-грированная); - в секторе upstream (поиск и добыча) несвязанного газа; - в секторах midstream (транспортировка нефти и продуктов ее перера-ботки) и downstream (переработка нефти, распределение и продажа конечных нефтепродуктов) любого вида природного газа и его компонентов. Совместные предприятия и осуществляемые ими виды деятельности подвержены обязательным экономическим нагрузкам, таким как роялти, поверхностный налог, налог на собственное потребление, налог на добычу, 5 Ley Orgánica de Hidrocarburos. Artículo 48. URL: http://www.pdvsa.com/images/pdf/ marcolegal/LEY_ORGANICA_DE_HIDROCARBUROS.pdf (accessed: 18.02.2021). 6 Ibid. Artículos 2, 33 y siguientes de la LOH. общий налог на потребление, экспортный налог, взнос по чрезвычайным ценам, взнос по непомерным ценам. Роялти. LOH и LOHG устанавливают роялти за добычу нефти из любого месторождения на территории страны, а также за разведку и эксплуатацию газообразных углеводородов. Роялти составляет 30 % для вертикально интегрированных видов деятельности по добыче углеводородов и их сбыту. Роялти может быть сокращен до 20 %, по мнению Национальной исполнительной власти, в целях обеспечения экономической жизнеспособности проектов в нефтеперерабатывающем секторе Ориноко; или же восстановлен обратно с 20 до 30 %, когда будет доказано обратное[19]. Эта норма применяется в отношении извлеченных объемов нефти или связанного с ней газа, при этом для ее оценки будет учитываться рыночная или согласованная цена, в противном случае налоговая стоимость устанавливается Национальной исполнительной властью. Роялти должна выплачиваться ежемесячно. Поверхностный налог. В дополнение к роялти LOH предусматривает налоги для развития отраслевой деятельности. Первый из них - это поверхностный налог, который применяется в отношении протяженности предоставленной и не эксплуатируемой поверхности совместными компаниями[20]. Налог представляет собой выплату фиксированной суммы в размере 100 на- логовых единиц на каждый кв. км в отношении выданного (лицензионного) участка, не находящегося в эксплуатации. Такой налог увеличивается ежегодно: на 2 % в первые годы, а в последующие годы - на 5 %. Налог на собственное потребление. Второй из таких налогов - это налог на использование углеводородов совместными предприятиями для собственного потребления в деятельности по исследованию, сбору, транспортировке, хранению, переработке и т. д.[21] Деятельность в секторе upstream попутного газа также регулируется этим режимом. Налог составляет 10 % и применяется к стоимости каждого кубического метра продуктов, рассчитанных по цене продажи конечному потребителю. В случае если такой продукт не продается на внутреннем рынке, Министерство энергетики и сельского хозяйства устанавливает свою цену. Общий налог на потребление. Это налог на потребление углеводородных производных конечными потребителями. Налог применяется исключительно в отношении деятельности совместных предприятий. Его ставка фиксируется на 30 % и применяется по цене, уплаченной конечным потребителем за каждый литр продукта, полученного из углеводородов, проданных на внутреннем рынке. Национальная исполнительная власть может полностью или частично освободить от уплаты налога на общее потребление в течение времени, для инициирования определенных видов деятельности, представляющих интерес. Налог на добычу. Данный налог применяется также исключительно к деятельности совместных предприятий. Ставка составляет 33,3 %. В исклю- чительных случаях (например, рыночные условия, конкретные инвестиционные проекты) Национальная исполнительная власть может сократить его на определенное время до минимума, то есть 20 %. Базой расчета является стоимость всех жидких углеводородов, извлеченных из месторождения. Для оценки объемов углеводородов учитывается предварительно согласованный рынок или, в противном случае, налоговая стоимость устанавливается исполнительной властью. Налог оплачивается ежемесячно. Экспортный налог. Данный налог относится ко всем экспортируемым углеводородам из любого порта с территории страны; рассчитывается по цене, по которой они продаются покупателю. Ставка - 0,1 %. Взнос по чрезвычайным ценам. Это налоговое бремя характеризуется как особый вклад, и создано LOH для налогообложения так называемых необыкновенных цен на экспорт нефти, в виде резерва экономического бремени, присущего углеводородному сектору, этот взнос применяется только к совместным предприятиям, его ставка составляет 20 %. Основой расчета является превышение цены на нефть, указанное в законе «О национальном бюджете» (составляет 60 долл. США), а среднемесячная рыночная стоимость не должна превышать 80 долл. США. Взнос ежемесячно выплачивается совместными предприятиями и рассчитывается на основе объемов нефти и производных, проданных PDVSA или ее филиалам. Взнос по непомерным ценам. Как и в случае взноса по чрезвычайным ценам, это налоговое бремя характеризуется как особый вклад, созданный для налогообложения так называемых «непомерных цен» на экспортную сырую нефть. Ставки для расчета вклада обусловлены следующей переменной шкалой (ослабление участия государства): 1) 80 % от разницы между месячным средним показателем котировок нефти, превышающим 80 долл. США и равным или менее 100 долл. США; 2) 90 % разницы между месячным средним показателем котировок нефти, превышающим 100 долл. США; 3) 95 % от излишка, когда ежемесячный доход от котировок нефти превысил 110 долл. США. Взнос выплачивается ежемесячно совместными предприятиями и рассчитывается на основе объемов жидких углеводородов и производных продуктов, продаваемых PDVSA или ее филиалам. Далее представлены налоги, которые применяются и к совместным предприятиям, и к операторам услуг. Подоходный налог. Изначально закон о подоходном налоге Венесуэлы Ley de Impuesto sobre la Renta Venezolana[22] (LISLR) устанавливал прогрессивное налогообложение. Деятельность совместных предприятий регулировалась пропорциональным налогообложением, ставка налога составляет 50 %; а деятельность операторов и подрядчиков по обслуживанию зависела от ставки, которая являлась прогрессивной и колебалась от 15 до 34 %, но из-за объема доходов у операторов углеводородов тариф составлял в среднем 34 %. Однако в результате реформы нефтяного подоходного налога Национальная ассамблея в августе 2006 года утвердила стандартизацию подоходного налога по ставке (тарифу) в размере 50 %. Также в связи с реформой LISLR не допускаются скидки на новые инвестиции в этот сектор. Налог на добавленную стоимость. В законе «О налоге на добавленную стоимость» (LIVA)[23] устанавливается косвенный налог в размере 12 % (ранее был 11 %), которым облагаются товары, услуги и импорт товаров и услуг. Экспорт также подлежит налогообложению, но со ставкой, равной 0 %. Таможенные пошлины. Основной таможенный закон La Ley Orgánica de Aduanas (LOA)[24] предусматривает, что импорт товаров любым из субъектов нефтедобычи также порождает обязательство по уплате таможенных пошлин в размере от 5 до 40 % в зависимости от вида импортируемой продукции и ее происхождения. Муниципальный налог на экономическую деятельность. Этим налогом облагается осуществление промышленной коммерческой деятельности, находящейся под юрисдикцией муниципалитета. В соответствии с основным законом о муниципальной государственной власти Ley Orgánica del Poder Público Municipal (LOPPM), для государственных компаний (совместных предприятий) данный налог не применяется. Процентная ставка варьируется в зависимости от местного законодательства (постановления), и обычно составляет от 0,75 до 5 % от валового дохода[25]. Налог на городскую недвижимость. Ставка может составлять от 0,05 до 0,15 % от стоимости кадастра или рыночной стоимости городской недвижимости, в которую включаются объекты или активы нефтяных операторов. Налог обычно выплачивается ежегодно. Специальные взносы. В Венесуэльском законодательстве действует ряд специальных взносов, которые применяются к крупным компаниям или компаниям, которые выполняют определенные условия независимо от характера их экономической деятельности. Основными специальными взносами являются: - вклад в науку, технику и инновации La Contribución Ciencia, Tecno- logía e Innovación (LOCTI), применим к крупным фирмам, предназначен для Национального фонда науки, техники и инноваций Fondo Nacional de Ciencia, Tecnología e Innovación (FONACIT). Ставка составляет 1 % для нефтегазовых компаний. Налоговой базой являются доходы за предыдущий период; - взнос в Национальное управление по борьбе с наркотиками La Con- tribución a la Oficina Nacional Antidrogas, который применяется к государственным и частным предприятиям, численность работников в которых составляет 50 или более человек. Ставка составляет 1 %, а налоговая база - прибыль[26]; - вклад в спорт, который применяется к государственным и частным организациям с минимальной финансовой прибылью в определенном размере за год. Ставка составляет 1 %, а налоговой базой - годовая прибыль. Вклад может быть произведен в виде денежных средств или проектов, при условии, что его стоимость проекта не превышает 50 % от общего взноса; - вклад в социальное обеспечение Contribución al Seguro Socia, который состоит, с одной стороны, в удержании из заработной платы работника в качестве вклада в венесуэльское социальное страхование в размере 4 % и, с другой стороны, в выплате взноса работодателя в размере от 11 до 13 % от заработной платы, выплачиваемой каждому работнику. Плата зависит от минимального, среднего или максимального риска деятельности, которой занимается компания; - вклады и взносы в Национальный Банк жилищного строительства и обу-стройства BANAVIH, который занимается поощрением, надзором и финансированием национальной системы жилищного строительства и обустройства, удерживаются из заработной платы работника в качестве вклада в фонд обязательных сбережений на жилье в размере 1 % от ежемесячного дохода; и вклад работодателя в размере 2 % от общего ежемесячного дохода каждого работника. Вывод из вышеописанного: максимизация государственного дохода против привлечения инвестиций. Несколько иностранных компаний, таких как Exxon Mobil и Conoco Phillips расторгли договоры на ведение деятельности на территории страны, считая в дальнейшем данные проекты на новых условиях - не перспективными. Несмотря на это, многие иностранные компании остались в Венесуэле, согласились с данными требованиями, чтобы вернуть хотя бы вложенными инвестиции, но новые контракты уже не подписывали. Таким образом, изменение правовой базы в пользу государства повлекло бесперспективное нахождение иностранных нефтегазовых компаний в Венесуэле с экономической точки зрения. Такие обстоятельства, как рост цен на нефть, усиление власти У. Чавеса (ориентация на социальные преобразования) стали причиной ухода вышеперечисленных компаний из Венесуэлы, поскольку дальнейшая работа иностранных компаний в данной стране стала крайне неэффективной с экономической точки зрения. Заключение Венесуэла - страна, в которой государственный сектор имеет самое широкое участие в углеводородном секторе стране среди стран латиноамериканского региона (государственные отчисления в нефтегазовой сфере оценивается примерно в 95 %). Этот высокий уровень участия стоит наряду с важными политическими, экономическими и социальными факторами. Проблемы ограничения производства, низкой цены на сырую нефть, политических и социальных факторов, а также непомерные международные долги, возникшие в результате международного финансирования, даже побудили правительство Венесуэлы принять участие в деятельности совместных компаний, занимающихся нефтяной деятельностью, в поисках большей гибкости. Так, в феврале 2016 года Венесуэла предложила российской компании «Роснефть» увеличить свою долю с 16,67 до 40 % в стратегическом партнерстве PetroMonagas, расположенном в Поясе Ориноко. С другой стороны, этому партнерству было разрешено осуществлять прямые маркетинговые программы, которые подлежали утверждению со стороны государственных органов. Предполагается, что аналогичные переговоры будут проводиться в отношении других совместных компаний. Эта ситуация свидетельствует о том, что венесуэльское государство отчуждает себя от деятельности, несмотря на высокую топливную мощь и относительно стабильную налоговую систему. Государство должно адаптировать свою налоговую систему, но на этот раз, используя свой опыт, оценивая стоимость государственных инвестиций и передавая риск по исследованиям частным инвесторам. Также должны быть схемы распределения и рентабельности, достаточные для адаптации к нынешней волатильности международного рынка углеводородов. Хоть такая адаптация может и привести к жертве нефтяного дохода в короткие сроки, это может стать единственным путем поддержания нефтяного бизнеса в долгосрочной перспективе.

×

Об авторах

Эльмира Айдаровна Чадаева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ak-4763@yandex.ru

аспирант, кафедра ибероамериканских исследований, экономический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Элвис Охеда Кальюни

Российский университет дружбы народов

Email: eojeda@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, кафедра ибероамериканских исследований, экономический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Айдрус И.А.З. Развитие нефтехимической промышленности Королевства Бахрейн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 367-380. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2017-25-3-367-380
  2. Виноградова А.В. Зарубежный опыт регулирования рентных отношений в нефтегазовом комплексе и возможности его использования в российской экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 46 (253). С. 57-67
  3. Лукьянчиков Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ, 2004. 176 с
  4. Львов Д.С. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. 792 с
  5. Охеда Кальюни Э., Чадаева Э.А. Энергетическая реформа в Мексике: опыт и уроки для преобразования энергетического сектора стран Южной Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2018. Т. 26. № 4. С. 53-76. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2018-26-4-609-619
  6. Чадаева Э.А. Нормативно-правовая база для привлечения внешних инвестиций в нефтегазовый сектор Венесуэлы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 2. С. 402-413. https://doi.org/10.22363/2313-23292020-28-2-402-413
  7. Яковлев П.П. Мировой рынок нефти: роль стран Латинской Америки // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 110-124.
  8. Alekséenko O.A. Venezuela: prueba por la crisis // Iberoamerica. 2019. No. 2. Pp. 57-83.
  9. Astákhov E.M. Lecciones de la crisis venezolana // Iberoamerica. 2019. No. 2. Pp. 84-103.
  10. Brewer Carías A.R. La Constitucion de 1999, Derecho Constitucional Venezolano. Caracas: Editorial Juridica Venezolana, 2004. P. 1192.
  11. Kholodkov N.N. América Latina: problemas de recuperación económica // Iberoamerica. 2018. No. 3. Pp. 33-56.
  12. Monaldi F. Latin America’s oil and gas. After the boom, a new liberalization cycle? // Harvard Review of Latin America. Energy Oil, Gas and Beyond. Cambridge, 2015. Pp. 2-7.
  13. Mortimore M. Arbitraje internacional basado en clausulas de solucion de controversias entre los inversionistas y el Estado en acuerdos internacionales de inversion: desafios para America Latina y el Caribe. Santiago de Chile: CEPAL, 2009. P. 86
  14. Rodríguez P. Petróleo en Venezuela, ayer, hoy y mañana: cinco décadas de historia. Caracas: Libros de El Nacional, 2006. P. 238

© Чадаева Э.А., Охеда Кальюни Э., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах