Продовольственная безопасность в ССАГПЗ: специфические особенности и пути ее решения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для стран ССАГПЗ обеспечение продовольственной безопасности имеет важнейшее значение. Доля собственного сельскохозяйственного производства остается невысокой, так как запасы воды и объем пахотных земель являются чрезвычайно дефицитным ресурсом в регионе. В настоящее время эти страны импортируют большую часть того, что они потребляют, и будут продолжать это делать, поскольку национальное производство продуктов питания не является жизнеспособным вариантом. Исследование раскрывает специфические особенности продовольственной проблемы стран ССАГПЗ и пути ее решения, которые могут быть использованы для обеспечения более оптимального импорта продовольствия. Отдельное внимание уделяется инвестиционным проектам в продовольственный сектор стран ССАГПЗ.

Полный текст

Введение Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) представляет собой группу из шести арабских стран Ближнего Востока, граничащих с Персидским заливом, занимающую площадь 2 672 700 км2 с общей численностью населения около 56,65 млн чел. и совокупным ВВП в размере 3,594 трлн долл. США в 2019 году. Огромные запасы углеводородов (30 % разведанных запасов нефти и 22,2 % разведанных запасов природного газа в мире) по сравнению со скромной численностью населения сделали этот регион одним из самых богатых в мире. Доходы от добычи нефти, природного газа и нефтехимической промышленности по-прежнему составляют основную часть национального дохода в странах ССАГПЗ. Страны Совета сталкиваются с многочисленными экологическими проблемами и должны будут согласовать многие противоречивые вопросы связанные с диверсификацией экономики, нехваткой воды, продовольственной безопасностью, опустыниванием, защитой окружающей среды и последствиями изменения климата. Экономический рост стран Залива демонстрирует удивительную устойчивость даже после того, как эти страны стали подвержены таким переменам, как международный финансовый кризис и снижение мировых цен на нефть. Политика ССАГПЗ по сокращению нефтяной зависимости оказала положительное влияние для пищевой промышленности этих стран. Продовольственный сектор стран Залива продолжает демонстрировать устойчивую динамику роста на фоне увеличения численности населения, высокого уровня дохода на душу населения и возросшего числа туристов. Несмотря на замедление экономического роста в последние годы и введение налога на добавленную стоимость (НДС), пищевой сектор ССАГПЗ продемонстрировал высокую устойчивость и поддерживал стабильный рост, опираясь на поддержку правительства в продвижении ненефтяного сектора экономики, в том числе благодаря региональным программам реализации различных инициатив в области продовольственной безопасности для уменьшения зависимости от импорта продовольствия. Обзор литературы Первым, кто заговорил о важности продовольственной проблемы в мире, был Томас Мальтус. Еще в 1798 году в своей книге «Опыт о законе народонаселения» он поднял вопрос о взаимосвязи роста населения с экономикой. Основной смысл его теории состоял в том, что население увеличивается в геометрической прогрессии, а производство продовольствия - в арифметической, поэтому всякий раз, когда запасы продуктов питания увеличиваются, население будет продолжать расти, чтобы устранить изобилие. В конце концов, в будущем производство продовольствия не сможет угнаться за ростом населения, что приведет к болезням, голоду, войнам и бедствиям. Аграрный сектор играет стратегическую роль в процессе экономического развития и жизненно важное значение для продовольственной безопасности страны. Изучением этого вопроса занимаются такие экономисты, как А.В. Гордеев, А.И. Алтухов, В.С. Балабанов, Е.Н. Борисенко, А.А. Анфиногенова, А.Г. Зельднер (Гордеев, 2008; Алтухов, 2014; Балабанов, Борисенко, 2002; Анфиногенова, 2010; Зельднер, 2008) и ряд других ученых. Российские экономисты Е.Д. Кормишкин и О.С. Саушева (Кормишкин, Саушева, 2007) в своих работах пришли к выводу, что проблема продовольственной безопасности является важнейшей составляющей национальной безопасности. По их мнению, государству необходимо максимально использовать свой экономический и политический потенциал для создания стабильной социально-экономической системы, которая позволит обеспечить население соответствующим уровнем потребления продуктов питания. Вопросами продовольственной системы и положением в странах Ближнего Востока занимаются многие ученые, среди них можно выделить Е.С. Бирюкова, Н.С. Глебову, А.М. Вартанян (Бирюков, 2015; Глебова, 2008; Вартанян, 2019) и др. Труды В.А. Исаева, И.А.З. Айдрус, Л.В. Шквари, В.И. Русаковича, М.М. Курбанова, Е.С. Мелкумян (Исаев, Филоник, 2019; Айдрус, 2017; Гусаков, Шкваря, 2008; Русакович, 2017; Курбанов, 2011; Мелкумян, 2019) посвящены анализу современного состояния экономической структуры стран ССАГПЗ. Огромную работу в области продовольственной безопасности проводит Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Теоритические основы продовольственной безопасности и ее специфические особенности в странах ССАГПЗ ФАО предлагает общепринятое определение продовольственной безопасности: «Продовольственная безопасность существует, когда все люди всегда имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному, безопасному и питательному продовольствию, которое отвечает их диетическим потребностям и предпочтениям в еде для активной и здоровой жизни»[22]. Продовольственная безопасность - это концепция, которая используется для системного мышления о том, как и почему возникает недоедание, и о том, что можно сделать для его предотвращения и устранения. В его основе лежит моральная идеология, которая может быть связана с реализацией международной цели обеспечением продовольствием как одного из прав человека. Вплоть до середины 1970-х годов в ходе дискуссий по продовольственной безопасности основное внимание уделялось необходимости производства большего количества продовольствия и его более эффективного распределения. Во время переговоров приоритетное внимание было уделено общему запасу продовольствия на национальном и глобальном уровнях в качестве основного средства решения проблемы недоедания. Со временем концепция продовольственной безопасности была значительно расширена и охватывает широкий круг факторов, которые могут оказывать влияние на все формы недоедания в рамках продовольственной системы, в том числе признание важной социальной и культурной роли, которую играет пища. Сегодня концепция продовольственной безопасности, как правило, включает четыре основных компонента: наличие, доступ, использование и стабильность[23]. Для обеспечения продовольственной безопасности страны все эти компоненты должны присутствовать в достаточной степени. Также серьезной задачей на предстоящие десятилетия будет увеличение производства продуктов питания с целью обеспечения продовольственной безопасности для населения мира, которое насчитывает 7,6 млрд чел. и, как ожидается, возрастет к 2050 году до 9 млрд чел. Достижение мира без голода и недоедания является одной из целей программы устойчивого развития на период до 2030 года. Проблема отсутствия продовольственной безопасности и недоедания по-прежнему актуальна в регионах Ближнего Востока и Северной Африки. Хотя отсутствие продовольственной безопасности снижается с экономическим развитием, богатые страны региона, такие как ССАГПЗ, также сталкиваются с проблемами для достижения долгосрочной и устойчивой продовольственной безопасности. Фактически государства ССАГПЗ богаты капиталом и не имеют финансовых ограничений на импорт продуктов питания. Следовательно, благодаря их надежному финансовому положению, которое приводит к высокой покупательной способности, эти страны менее уязвимы к ценовому риску (то есть риск того, что продовольствие будет доступно для импорта, но импортирующая страна может быть не в состоянии купить достаточное количество для своих жителей), чем другие импортеры продовольствия, и способны преодолеть дефицит внутреннего производства. Обзор продовольственной промышленности стран ССАГПЗ Для стран ССАГПЗ продовольственная безопасность имеет решающее значение. Они находятся в сравнительно невыгодном положении в части сельскохозяйственного производства в связи с тем, что природные запасы воды и объем пахотных земель в регионе одни из самых низких в мире. Исследователи также склонны классифицировать страны Совета как регион с благоприятной продовольственной безопасностью и отсутствием голода среди населения, хотя эти страны в большей степени зависят от импорта продовольствия, чем другие арабские государства. Это подтверждает одно из основных положений Концепции ФАО - продовольственная безопасность не предполагает продовольственное самообеспечение[24]. В настоящее время страны региона импортируют большую часть того, что они потребляют, и будут продолжать это делать, поскольку местное производство необходимого продовольствия не является экономически приемлемым решением и также в значительной степени зависит от импорта[25]. К примеру, в куриные наггетсы, изготовленные в ОАЭ, добавлены ингредиенты из одиннадцати разных стран. В частности, курица - из Бразилии, панировочные сухари из Великобритании и пшеница, привезенная из Канады, Австралии, Пакистана и Парагвая. Растительный жир обрабатывается в ОАЭ из семян канолы, импортируемой из Канады. Испания поставляет эмульгаторы, Германия - соль и стабилизаторы, а декстрин, который усиливает хрусткость, - китайский. Конечно, специи из Индии, как и усилитель вкуса и текстурированный растительный белок. В итоге: 14 ингредиентов и 11 стран. Так, на примере простой коробки куриных наггетсов можно во всей красе увидеть продовольственную обеспеченность страны - глобальная сеть поставщиков, производителей и фермеров, заполняющих полки супермаркетов и маленьких магазинов на пустынной земле людей, которые когда-то практически выживали за счет фиников, рыбы и молока верблюдов. Потребление продовольствия в регионе на довольно высоком уровне. По последним данным из всех стран Совета в 2015 году Кувейт имел один из самых высоких показателей потребления продовольствия в размере 3471 ккал/сут. на душу населения, что очень близко к соответствующему значению для Соединенных Штатов - 3639 ккал/сут. на одного человека[26]. (Рекомендуемые ФАО и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) рациональные нормы питания на одного человека - 2300-2400 ккал/сут.) Зерновые культуры были наиболее потребляемой категорией продуктов питания (47,2 % от общего объема потребления) в странах ССАГПЗ в 2016 году, поскольку они остаются основным продуктом питания для арабов и азиатских экспатриантов[27]. Люди в Саудовской Аравии потребляют больше пшеничного хлеба, чем люди в других странах мира. В то же время поэтапное прекращение выращивания пшеницы, связанное с правительственными мерами по сокращению национального производства с высоким уровнем водопотребления во избежание водного кризиса, привело к снижению объемов производства продовольствия в Саудовской Аравии. По последним данным, общий объем производства продовольствия в королевстве увеличился до 9 млн т в 2016 году, к примеру, в 2014 году этот показатель составлял 7,7 млн т. За аналогичный период более чем в два раза сократилось производство пшеницы и муки, что составило 14,7 % от общего объема производства зерновых. Тем не менее ежегодный прирост более чем на 5 % по производству мяса и молочных продуктов за тот же период помог снизить общие потери от снижения производства пшеницы. Страна более чем самодостаточна в производстве яиц и фиников, а также сможет удовлетворить большую часть спроса на овощи. Для сравнения: ОАЭ смогли удовлетворить 38 % своего внутреннего спроса на молочную продукцию через местное производство за аналогичный период. Хотя самообеспеченность молочными продуктами и крупами увеличилась за последние пять лет, это соотношение снизилось в других сегментах продовольствия. В 2014 году ОАЭ произвели более 886 тыс. т продовольствия, достаточного для удовлетворения только 10,8 % общей потребности в стране. Финики, помидоры, огурцы и дыни являются основными продуктами питания, производимыми в ОАЭ. Кроме того, существует несколько местных фирм, занимающихся производством мяса, молока и рыбы. Общая самообеспеченность в стране снизилась за этот отчетный период и является самой низкой в регионе ССАГПЗ. В Кувейте совсем небольшая территория, пригодная для сельского хозяйства, поэтому культуры выращиваются искусственными методами. Государственная поддержка в виде субсидируемого корма для животных, очистки воды и финансирования привела к увеличению местного производства. Несмотря на все попытки государства, национальная продовольственная продукция Кувейта смогла удовлетворить только около 22,3 % потребления в 2016 году. Страна покрыла приблизительно 49,5 % спроса на овощи и 38,7 % на мясо в течение года, однако осталась в значительной степени зависимой от импорта зерновых. Производство продуктов питания в Омане увеличилось со среднегодовым темпом 9,8 % в период с 2011 по 2016 годы, чему способствовали правительственные меры по повышению производительности сельского хозяйства с использованием современных методов орошения. Производство овощей, молочных продуктов и мяса росло более чем на 15 % ежегодно в течение последних пяти лет. По сравнению с другими странами Залива Оман имеет самую высокую продовольственную самообеспеченность на уровне 46,5 % в 2016 году и посредством национального производства смог удовлетворить более 80 % спроса на овощи и почти 70 % спроса на фрукты. За последние годы наметилось увеличение самообеспеченности овощами и мясом, даже когда общая самообеспеченность снизилась из-за дефицита внутреннего производства зерновых. В Катаре немного иная ситуация в продовольственном обеспечении. За последнее десятилетие земля под культивирование увеличилась благодаря расширению площади под выращивание зеленого корма и овощей. Несмотря на увеличение урожая фиников, огурцов и зеленого перца в течение этого периода, самый высокий рост сбора урожая наблюдался в кормах для домашнего скота. Соответственно, производство молочной продукции в стране выросло в среднем за отчетный период на 26,8 %. В целом в 2016 году продовольствие, произведенное в стране, составило 0,2 млн т, удовлетворив 9,5 % внутреннего спроса на продукты питания, обозначив незначительное снижение с 10,1 % в 2011 году. Правительство Бахрейна, в свою очередь, уделяет особое внимание повышению внутренней производительности за счет предоставления кредитов и субсидий национальным производителям. Власти выделяют субсидии на оплату услуг по техническому обслуживанию оборудования, современной оросительной техники и пестицидов. Тем не менее земли, доступные для выращивания сельскохозяйственных продуктов, сокращаются уже на протяжении многих лет из-за растущего уровня урбанизации, заболоченности и засоления почв. В период с 2011 по 2016 год производство продовольствия в Бахрейне в целом не изменилось и составило 0,1 млн т. Зерновые и овощи оставались наиболее потребляемыми категориями продуктов питания, при этом потребление овощей и молочных продуктов увеличивалось быстрыми темпами, около 14 % ежегодно в течение 2011-2016 годов. В 2016 году страна удовлетворила только 11 % спроса на продовольственные товары и оставалась полностью зависимой от импорта зерновых[28]. С точки зрения прогнозируемых темпов роста мирового населения конкуренция на продовольственном рынке может только увеличиться. В результате крайне важно, чтобы страны ССАГПЗ, которые уже сталкивались с проблемами в области продовольственной безопасности, уделяли большое внимание этому вопросу. Но есть обратная сторона этого изобилия. К сожалению, немалая часть продовольствия, доступного в регионе, превращается в отходы, что также играет весомую роль в анализе продовольственной безопасности этих стран. По оценке экспертов, рассматривая ОАЭ в качестве примера стран Совета, продовольствие, не использованное по назначению, ежегодно оценивается более чем в 3,54 млрд долл. США. Сюда относятся продукты питания как национального производства, так и импортируемые. Еще один важный аспект - это влияние текущих цен на нефть на ситуацию с продовольственной безопасностью ССАГПЗ. С одной стороны, продовольственная безопасность региона подвержена влиянию колебаний цен на нефть, поскольку, по мнению экспертов, доходы от продажи нефти являются для стран Персидского залива основным защитным буфером на случай дефицита продовольствия, но в долгосрочной перспективе продовольственная безопасность может быть достигнута лишь за счет таких мер, как диверсификация экономики. Стоит также отметить, что по сравнению с другими странами регион ССАГПЗ использует лишь небольшую часть своих валютных резервов для импорта продовольствия. Инвестиционные проекты в продовольственный сектор стран ССАГПЗ В регионе, помимо прочего, существует сложная проблема транспортировки продовольствия в страны Залива (часть продовольствия, поступающего в регион, проходит через традиционные торговые коридоры, такие как Суэцкий канал и Ормузский пролив, где в последнее время наблюдается геополитическая напряженность). Стремясь улучшить ситуацию, компании инвестируют средства в продовольственный сектор стран ССАГПЗ и создают предприятия по производству продуктов питания в самом регионе или близлежащих странах. Расположенная в Саудовской Аравии компания Aujan Coca-Cola Beverages Company (ACCBC), выпускающая такие напитки, как Rani и Barbican, недавно объявила о своих планах инвестировать около 500 млн долл. в регионы Ближнего Востока и Северной Африки в течение следующих трех лет. Растущее потребление продовольствия подтолкнуло международные предприятия к созданию производственных объектов в ССАГПЗ. В апреле 2018 года американский продовольственный гигант Mondelez International открыл свою «фабрику будущего» в Королевстве Бахрейн. Компания инвестировала 90 млн долл. США на создание современного завода по производству известных всему миру бисквитов Barni и печенья Oreo. Завод ориентирован не только на местных потребителей, но также будет служить для экспорта в страны Персидского залива, региона Левант[29] и Африку. Ранее компания уже инвестировала более 75 млн долл. США в завод по производству сыра Kraft Cheese и напитков Tang в Бахрейне. Несмотря на это из-за ограниченного объема производства страны Залива удовлетворяют спрос населения на продовольствие в основном за счет импорта. Чистый объем импорта продовольственных товаров в регионе в среднем увеличился на 8,9 % в период между 2009 и 2016 годами и достиг 35,3 млн т, что составляет более 3/4 потребления продовольствия в регионе. За отчетный период стоимость чистого импорта увеличилась в годовом исчислении на 11,2 %, что составляет 23,6 млрд долл. США. Сильная зависимость от импорта представляет серьезную проблему для стран Залива. Государства Персидского залива постоянно разрабатывают новые стратегии и предпринимают шаги по улучшению национального производства для поддержания устойчивого снабжения продовольствием своих стран. Наиболее важными направлениями оценки продовольственной безопасности стран Персидского залива являются экспортные ограничения продуктов питания и сбои в логистике поставок импорта продовольствия. Страны Совета заинтересованы в развитии экономических отношений с иностранными партнерами для удовлетворения возрастающих потребностей своих граждан. Заключение Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что одной из важнейших составляющих национальной экономики любой страны является обеспечение продовольственной безопасности. И, несмотря на значительные успехи в экономической сфере, страны ССАГПЗ не могут преодолеть свой главный недостаток - географический: регион характеризуется высокими температурами, плохим качеством почвы и низким годовым количеством осадков, наиболее уязвим к нехватке воды, засолению и изменению климата. Но это не мешает странам Залива внедрять и использовать новейшие сельскохозяйственные технологии для преодоления недостатков своей пустынной экосистемы и увеличения внутренних поставок продовольствия. Ожидается, что спрос на продукты питания в странах ССАГПЗ вырастет в среднем на 3,5 % с примерно 52 млн т в 2019 году до 60,7 млн т в 2023 году. Прежде всего, увеличение продовольственного сектора в регионе будет стимулироваться ростом численности населения, развитием индустрии гостеприимства, высоким доходом на душу населения и восстановлением экономики. Ожидается, что зерновые будут по-прежнему основной и наиболее потребляемой категорией продуктов питания в регионе. Потребление продовольствия в Аравийской Аравии прогнозируется на уровне 39,0 млн т в 2023 году, что означает ежегодный рост в среднем на 3,2 % с 2018 года. По прогнозам, в течение отчетного периода потребление продуктов питания в Омане и ОАЭ будет самым высоким в странах ССАГПЗ при средних показателях в 4,6 и 3,5 % соответственно. Как уже было отмечено, высокая зависимость от импорта делает страны ССАГПЗ чувствительными к колебаниям мировых цен на продовольствие и подверженными логистическим рискам. Руководство региона предпринимает различные инициативы в этой области для постепенного уменьшения импорта и наращивания логистического потенциала и цепочек поставок продовольственных товаров. И эти меры дают свои плоды. В 2014 году ОАЭ и Кувейт впервые вошли в рейтинг стран мира по уровню продовольственной безопасности (The Global Food Security Index), который выпускает британская исследовательская компания The Economist Intelligence Unit[30]. Глобальный индекс продовольственной безопасности изучает основные вопросы государственной политики и эффективность процессов работы их учреждений в сфере продовольственной безопасности[31]. По последним данным рейтинга, страны ССАГПЗ вошли в ТОП-50, в частности Катар занял 13 место, что говорит о высоком уровне продовольственной безопасности по расчетам международных организаций и национальных институтов, непосредственно участвующих в исследовании. Однако такой прогресс в некоторой степени является предварительным. Регион по-прежнему подвержен геополитическому риску, который может привести к логистическим сбоям и поставить под угрозу продовольственную безопасность стран Залива. ССАГПЗ зависит от доступа к Суэцкому каналу и Ормузскому проливу для получения подавляющего большинства его продовольствия. В общей сложности 81 % зерна, импортируемого в страны ССАГПЗ, проходит через Суэцкий канал. В 2021 году планируется запустить железнодорожную сеть, связывающую ОАЭ и Саудовскую Аравию, которая в дальнейшем должна связать все страны, входящие в ССАГПЗ, что также позволит улучшить логистическую диверсификацию в странах Залива. В среднесрочной и долгосрочной перспективе этот вид транспортировки может стать преобладающим для удовлетворения потребностей в продовольствии. Таким образом, несмотря на то что складирование и строительство новых хранилищ помогли ситуации, в регионе все еще требуется работа по повышению безопасности поставок. Должны помочь крупномасштабные планы инфраструктуры в регионе, включая расширение многочисленных портов на Красном море, Индийском океане и Персидском заливе. В статье предпринята попытка показать, что импортная составляющая продовольственного сектора стран ССАГПЗ будет продолжать расти. Тем не менее улучшить состояние продовольственной проблемы можно путем развития собственного потенциала, переориентации рынков импорта продовольствия, сосредоточив внимание на странах с более выгодным географическим положением, а также наладив совместное производство сельскохозяйственного сектора. Продвижение идеи свободной торговли между странами ССАГПЗ является необходимым элементом стратегии диверсификации экономики, особенно учитывая расхождения в коэффициенте самодостаточности стран Совета. Кроме того, инвестиции в сельскохозяйственный сектор более развитых стран могут способствовать обеспечению продовольственной безопасности.

×

Об авторах

Зарема Рамазановна Коджакова

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: kodzhakova@gmail.com

помощник депутата

Российская Федерация, 103265, Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1

Список литературы

  1. Айдрус И.А. Развитие нефтехимической промышленности Королевства Бахрейн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 368-381.
  2. Алтухов А.И. Обеспечение страны продовольствием в условиях зарубежных санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 3-7.
  3. Анфиногенова А.А. Инновационная агропродовольственная политика как фактор обеспечения глобальной продовольственной безопасности // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 10. С. 3-7.
  4. Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность: международные и внутренние аспекты. М.: Экономика, 2002. 549 с.
  5. Бирюков Е.С. Форум стран - экспортеров газа - амбициозный проект с нераскрытым потенциалом // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 10. С. 12-21.
  6. Вартанян А.М. Об успехах Катара в обеспечении продовольственной безопасности / Институт Ближнего Востока. 2019. URL: http://www.iimes.ru/?p=60644 (дата обращения: 12.11.2020).
  7. Глебова Н.С. Продовольственный кризис и положение в странах Ближнего Востока и Северной Африки / Институт Ближнего Востока. 2008. URL: http://www.iimes.ru/?p=7522 (дата обращения: 12.11.2020).
  8. Гордеев А.В. О реализации Госпрограммы по обеспечению продовольственной стабильности и безопасности страны // Вестник ОрелГАУ. 2008. № 5. C. 2-4.
  9. Гусаков Н.П., Шкваря Л.В. Социально-экономическое развитие стран Северной Африки и Ближнего Востока на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2008. № 1. С. 12-22.
  10. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Продовольственная безопасность регионов в системе национальной и экономической безопасности государства // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 6 (381). С. 2-9.
  11. Зельднер А.Г. Обеспечение продовольственной безопасности - важнейшее условие социально-экономического развития стран СНГ // РППЭ. 2008. № 1. С. 236-242.
  12. Исаев В.А., Филоник А.О. Новая роль суверенных фондов в экономическом развитии арабских монархий Персидского залива // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 4. С. 109-126.
  13. Кормишкин Е.Д., Саушева О.С. Формирование системы продовольственной безопасности: национальный и региональный уровень // Вестник МГУ. 2007. № 1. С. 36-40.
  14. Курбанов М.М. Торгово-экономическое сотрудничество России и стран Персидского залива // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 7. С. 119-121.
  15. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения: в 4 т. Т. 4. Петрозаводск: Петроком, 1993. (Шедевры мировой экономической мысли).
  16. Мелкумян Е.С. Совет сотрудничества арабских государств Залива: история, ключевые достижения и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2019. № 1. С. 108-137.
  17. Русакович В.И. Экономическое развитие и диверсификация в странах Персидского залива: современные тенденции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 393-404.
  18. Divecha D. Over $3.54bn worth of food wasted annually in UAE. 2015. URL: http://www.hoteliermiddleeast.com/23734-over-354bn-worth-of-food-wasted-annually-in-uae/ (accessed: 12.11.2020).
  19. Pirani S.I., Arafat H.A. Interplay of food security, agriculture and tourism within GCC countries. Global Food Security. 2016. Vol. 9. Pp. 1-9. http://dx.doi.org/10.1016/j.gfs.2016.05.002
  20. Yaqoob T. Imports raise food security flag in UAE. 2011. URL: http://www.thenational.ae/news/uae-news/imports-raise-food-security-flag-in-uae (accessed: 12.11.2020).

© Коджакова З.Р., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах