Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества
- Авторы: Черников С.Ю.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 1 (2021)
- Страницы: 76-87
- Раздел: ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/26015
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-29-1-76-87
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуются перспективы усиления доли обучения и охвата образовательного сотрудничества в инновационной сфере в Сетевом университете БРИКС - одной из важных современных форм сотрудничества в сфере образования на международном уровне. Рассматриваются понятия сетевой структуры и сетевого университета. Раскрыты эффекты от сетевого взаимодействия и принципы функционирования сетевых университетов, дан обзор подхода к классификации сетевых структур по целевому признаку формирования. Целью является поиск возможностей организации инновационной направленности образовательного процесса Сетевого университета БРИКС как платформы для широкой стимуляции общего инновационного сотрудничества стран-участниц. Для этого был изучен опыт участия российских вузов в других сетевых университетах (СНГ и ШОС), а также предложены возможные форматы сотрудничества инновационных команд и заинтересованных студентов в странах БРИКС для стимулирования как традиционной мобильности студентов, преподавателей и сотрудников, так и общего инновационного обмена через посредничество Сетевого университета БРИКС.
Полный текст
Введение В последние десятилетия компании в различных отраслях стремились объединиться в стратегические альянсы для получения взаимной выгоды, так и организации высшего образования ищут возможности для сотрудничества в надежде получить выгоды от эффекта синергии. Длительный период глобализации предоставлял серьезные стимулы и выгоды для образования союзов, рынок образовательных услуг не стал исключением. Деятельность университетов на протяжении длительного времени приобретала все более международный характер, что выразилось в появлении большого числа новых форматов взаимодействия. На данный момент одной из самых передовых форм сотрудничества среди университетов является сетевое взаимодействие, в рамках которого создаются сетевые университеты. Помимо глобализации рынка образовательных услуг, среди предпосылок появления такой формы сотрудничества можно назвать также стремление университетов усилить свои позиции на международном рынке посредством объединения опыта и ресурсов участников, взаимопомощи и повышения устойчивости к изменениям внешней среды. Международное сотрудничество повышает шансы университета подняться в международных рейтингах, что в свою очередь повышает инвестиционный потенциал для развития науки и инновационных проектов. Также эксперты отмечают рост потребности работодателей в специалистах, которые отвечают требованиям новой цифровой и инновационной экономики. Одной из целей сетевых университетов как раз является обучение высококвалифицированных специалистов на базе новейшего международного опыта (Меликян, 2014). Методы исследования В работе использовался контент-анализ открытых источников информации: академические публикации по теме сетевого образовательного сотрудничества, официальные сайты сетевых университетов Шанхайской организации сотрудничества, Сетевого университета (СУ) БРИКС, официальные документы о создании и поддержании деятельности БРИКС и сетевого образовательного процесса. Результаты исследования Под сетевой структурой понимается совокупность однородных и неоднородных самостоятельных хозяйствующих субъектов, связанных определенными интеграционными отношениями с целью максимально эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала, руководствующихся общими долгосрочными целями и действующих по единым согласованным правилам в условиях ситуационного лидерства и прямых коммуникационных каналов (Маковеева, 2012). Таким образом, сетевой университет - это объединение образовательных учреждений, которые руководствуются общими долгосрочными целями и имеют задачу максимизировать эффект от использования совместного ресурсного потенциала. Как правило, сетевое взаимодействие вузов позволяет получить выгоды от ряда выявленных эффектов: - информационных: непрерывность обмена информацией, улучшается качество передачи знаний и опыта; - ресурсных: доступ к мировым ресурсам (технологии, знания, финансы, специалисты); - инфраструктурных: возможность использования инфраструктуры участников сети; - временных: ускорение коммуникации, обмена информацией и процесса принятия решений; - управленческих: создание распределительных структур, интегрированность в принятии решений, создание наиболее компетентных межвузовских команд; - экономических: снижение совокупных затрат и снижение рисков, рост доходов от коммерческой деятельности; - социальных: расширение возможности мобильности студентов, повышение известности и улучшение имиджа вузов, мотивация к самосовершенствованию вуза и сотрудников (Неретина, 2013). Наиболее распространенными типами сетевого взаимодействия являются сети, консорциумы, ассоциации, кластеры, а также филиальные сети. В университетских сетях распространена форма консорциума, так как она не ограничивает автономию участников и не налагает имущественных и финансовых обязательств (Оганесян, 2017). При этом специалисты подразделяют существующие сегодня в мире сетевые структуры по целевому признаку, то есть по основному направлению деятельности, с целью более глубокого понимания сути взаимодействия и фокусировки на сильных сторонах сотрудничества для достижения максимального эффекта (см. таблицу). В большинстве случаев инициаторами создания сетевых университетов являются сами университеты как наиболее заинтересованные в сотрудничестве стороны. По оценкам специалистов, по инициативе необразовательных институциональных структур создано около 27 % сетевых университетов, в том числе территориальные интеграционные объединения. Участие последних играет большую роль в сетевых формах организации образовательных структур вследствие одного важного фактора их успешности - географической сопряженности. Так, согласно анализу, проведенному А.А. Оганесян, 61 % сетевых университетов структурированы по признаку географической близости, в то время как асимметрия территориального распределения свойственна только 5 из 33 изученных структур. К последним исследователь относит Партнерскую сеть университетов Австрии и Юго-Восточной Азии, Международный стратегический технологический альянс, сеть университетов Матарики, Ассоциацию американских международных колледжей и университетов и СУ БРИКС. Таблица Вид сетевых структур [Table. Type of network structures] Вид сетевых структур [Type of network structures] Ключевой вид деятельности [Key activity] Образовательная [Educative] Позволяет реализовывать совместные образовательные программы для повышения качества обучения, программы непрерывного многоуровневого образования и осуществить мобильность учащихся и преподавателей, что обеспечит интеграцию в единое образовательное пространство и подготовку кадров, востребованных на рынке труда [Implementing joint educational programs to improve the quality of education, continuing multi-level education programs, and mobility of students and teachers, which will ensure integration into a single educational space and training of personnel in demand in the labor market] Инновационная [Innovation] Является базой для проведения научных исследований, а также связывает процесс создания, распространения и внедрения инноваций посредством ускорения цикла «наука - внедрение - производство». Определяет позиционирование вуза как конкурентоспособного научно-технического субъекта [A base for scientific research, and also connects the process of creating, distributing and implementing innovations by accelerating the cycle of “science - implementation - production”. Defines the positioning of the university as a competitive scientific and technical subject] Инфраструктурная [Infrastructure] Обеспечивает условия для развития экономики и улучшения результатов субъектов инновационной системы, включает центры коллективного пользования инновационным оборудованиям, центры прогнозирования [Provides conditions for economic development and improvement of the results of subjects of the innovation system, includes centers for collective use of innovative equipment, forecasting centers] Интеграционная научно-образовательнопроизводственная [Integration research, education and production] Представляет собой объединение образовательных, исследовательских, проектно-конструктивных и промышленных организаций, позволяющее совместно проводить научные исследования, готовить кадры и внедрять разработки в производство [Association of educational, research, design and industrial organizations that allows to jointly conduct research, train personnel and implement developments in production] Источник: составлено автором по: Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163-166. Source: compiled by the author on: Makoveeva, V.V. (2012). Setevoe vzaimodejstvie kak klyuchevoj faktor razvitiya integracii obrazovaniya, nauki i biznesa [Networking is a key factor in the development of inte-gration of education, science and business]. Tomsk State University Journal, (354), 163-166. Также важно отметить, что существуют различные формы взаимодействия внутри сетевых университетов, наиболее распространенными из которых являются: - совместные мероприятия (конференции, семинары, встречи, форумы); - летние и зимние школы; - мобильность студентов, преподавателей и сотрудников - участников сети; - совместные научные проекты (совместные лаборатории, исследовательские центры и проекты, совместные публикации); - онлайн-проекты (в том числе веб-конференции, технологии дистанционного обучения); - совместные образовательные программы (Оганесян, 2017). Обращаясь к предмету нашего исследования, можно обратить внимание, что Сетевой университет БРИКС был создан вследствие нацеленности стран-участниц на широкое и всестороннее развитие всех форм международного взаимодействия, особенно в сфере образования и науки. Стратегические планы стран БРИКС включали все более тесные взаимные контакты и, как следствие, подразумевали растущие потребности в высококлассных специалистах, которые обладали бы не только современными знаниями и умениями, но также и пониманием особенностей каждого государства для реализации многосторонних проектов в рамках сотрудничества. В 2015 году был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, который стал нормативной базой для дальнейших мероприятий, направленных на реализацию внутренних проектов, а также создание Сетевого университета стран БРИКС, нацеленного на повышение конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке образовательных услуг через интеграцию в сфере высшего образования. В вышеуказанном меморандуме Сетевой университет БРИКС, определенный как сеть высших учебных заведений стран-участниц, изначально позиционировался в качестве преимущественно образовательного проекта, направленного на двустороннее/многостороннее краткосрочное совместное обучение, программы магистратуры и докторантуры, а также совместные исследовательские проекты в различных областях знаний в соответствии с общими стандартами и критериями качества и необходимостью признания результатов обучения всеми участниками согласно национальным стандартам. Так как системы образования стран отличаются, было необходимо разработать общие подходы к оцениванию выпускников для унификации результатов обучения, что позволило бы на равном уровне признавать ценность диплома об окончании обучения во всех пяти странах БРИКС (Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University, 2015). В настоящее время в Сетевой университет БРИКС входят 56 ведущих вузов стран по выделенным приоритетным направлениям: водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, информатика и информационная безопасность, исследование стран БРИКС, экономика, экология и изменение климата, энергетика (Сетевой университет БРИКС: достигнуты договоренности по Концепции функционирования и Дорожной карте на 2020-2021 годы, 2020). При этом важно отметить, что помимо Сетевого университета БРИКС Россия также участвует в СУ СНГ и СУ ШОС. Сеть университетов стран БРИКС является самой молодой, так как Университет Шанхайской организации сотрудничества и Сетевой университет СНГ были основаны еще в 2008 году. СУ СНГ в широком смысле представляет собой аналог европейской программы «Эразмус Мундус», направленный на формирование единого образовательного пространства на территории СНГ. Участниками консорциума являются 28 вузов из девяти стран: Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, России, Таджикистана и Украины. Основная цель проекта - реализация совместных магистерских программ, подготовка высококвалифицированных специалистов и организация мобильности (обучение, по крайней мере, в двух учебных заведениях). Также проект содействует обмену аспирантами и двойному международному руководству диссертационными исследованиями (Концепция Сетевого университета СНГ, 2020). В рамках Университета ШОС происходит подготовка специалистов по приоритетным направлениям: регионоведению, энергетике, нанотехнологиям, IT-технологиям, экологии, педагогике, экономике. В данную сеть университетов входят 79 вузов из таких стран, как Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, Беларусь; государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Основными задачами проекта являются расширение мобильности студентов, аспирантов, преподавателей, увеличение научно-академического сотрудничества и создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами - членами ШОС и мировым образовательным сообществом (Университет Шанхайской организации сотрудничества: цели и задачи, 2020). Принципы моделей работы сетевых университетов БРИКС и ШОС можно назвать аналогичными и в целом соответствующими образовательному типу сетевых структур из вышеуказанной классификации. В обеих сетях приоритетными являются направления подготовки кадров для структур объединения государств, основными направлениями деятельности - мобильность студентов и профессоров, а в качестве вторичного приоритета выделено осуществление совместной научно-исследовательской деятельности. Однако реализация проекта СУ ШОС происходила более быстрыми темпами. Уже через два года после основания состоялся пилотный запуск университета, который показал перспективность сотрудничества вузов разных стран для совместной подготовки кадров. В 2010-2011 учебном году в межуниверситетской мобильности участвовали 182 студента, 81 из которых были приняты в российские вузы, а 101 - в вузы Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Китая. В следующем учебном году в студенческом обмене участвовали 233 студента, в российские вузы было принято 122 человека, а в вузы Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Китая - 111 (Университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств - членов ШОС, 2020). В случае Сетевого университета БРИКС по формальным показателям прогресс был не настолько стремительным. Несмотря на инициацию в 2015 году, первые студенты по совместным программам начали обучение как раз в предпандемийном 2019 году. Одной из ключевых причин стала разница в подходе. Проблемы, связанные с затруднением функционирования полноформатного Университета ШОС, привлекли к себе внимание только после запуска первых образовательных программ. Они включали в себя отсутствие нормативной базы для признания результатов обучения всеми участниками сетевого университета, разницу в образовательных стандартах и расхождения в вопросах совместного финансирования (Университет Шанхайской организации сотрудничества: цели и задачи, 2020). Подготовка к началу полноценного сотрудничества в рамках СУ БРИКС проводится более осторожно, в ходе нее участники стараются прийти к общим решениям заранее. С этой целью регулярно организуются встречи в рамках МТГ (международных тематических групп, то есть приоритетных направлений) с целью поступательной оценки опыта сетевого взаимодействия и внедрения их в организационный процесс. Изначально запуск первой программы СУ БРИКС планировался в 2017 году («Первая программа Сетевого университета БРИКС стартует в 2017 году», 2016), однако для отладки процессов планы были пересмотрены. В октябре 2020 года на встрече Международного управляющего совета СУ БРИКС были окончательно определены основные этапы функционирования: подготовительный этап (2015-2020 годы), этап становления (2020-2022 годы), этап апробации и внедрения (2023-2025 годы) и этап полноценного формата работы (с 2026 года) (Сетевой университет БРИКС…, 2020). Тем не менее существуют и другие сложности реализации концепции данной сетевой структуры, требующие поиска новых, инновационных форм сотрудничества. СУ БРИКС является одной из сетей с асимметрией территориального распределения, включающей государства пяти континентов, с серьезными различиями в структурах экономик и системах образования (Сетевые университеты 2019, 2020). Одной из причин важности географической сопряженности является вопрос мотивации студентов для участия в совместных программах, ключевым элементом которой является карьерная перспектива. Студенты надеются стать более конкурентоспособными на рынке труда родной страны (преимущественно в сфере межгосударственного взаимодействия) или остаться для построения карьеры в стране обучения. При этом с точки зрения логистических преимуществ близость стран стоит на первом месте из-за облегченного экономического взаимодействия между ними. С позиции рыночных ниш можно сказать, что СУ ШОС раньше объединил три крупные страны из числа БРИКС с несколькими меньшими сопряженными государствами и в некотором роде закрепил за собой соответствующие образовательные потоки. Кроме того, в двусторонних отношениях России и Индии и России и Китая существует много возможностей для прямого образовательного взаимодействия помимо сетевых форм обучения. В паре же Китай - Индия объем мобильностей никогда не показывал существенных величин, что только усложнилось при текущих политических разногласиях между двумя странами. Бразилия и ЮАР при этом существенно удалены от данного триумвирата, что накладывает ограничения как по финансам, так и по дальнейшим деловым перспективам выпускников (Yampolskaya et al., 2019). C позиций второй мотивации - оформления пребывания в стране обучения - в текущих условиях предложение государств БРИКС уступает предложению давно зарекомендовавших себя в плане эмиграции и построения международной карьеры стран, таких как США, Великобритания, Канада, Германия и другие страны Европы. Следовательно, для дальнейшего развития основополагающей концепции и привлечения студентов к участию в программах обмена и двойного диплома СУ БРИКС необходимо дополнять традиционные форматы взаимодействия новыми, предлагающими дополнительную ценность. Одним из общих приоритетных направлений деятельности стран БРИКС является сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций, таким образом, подписанный в 2015 году меморандум придал дополнительный стимул уже начавшемуся сотрудничеству БРИКС в инновационной сфере (Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций, 2015). В текущем же году данное сотрудничество получило дополнительное развитие в процессе совместной работы Рабочей группы стран БРИКС по развитию предпринимательства и инновационного партнерства в научно-технологической сфере, в ходе которой обсуждались возможности взаимодействия национальных инновационных платформ, а также трендов в практике поддержания сотрудничества национальных инновационных кластеров. В рамках развития данной концепции сотрудничества на уровне взаимодействия национальных инновационных кластеров и сетей СУ БРИКС имеет серьезный потенциал стать эффективной образовательной платформой для стимуляции инновационного сотрудничества между странами-участницами. Иными словами, необходимо расширение функций СУ БРИКС с целью организации сетевых образовательных событий, предполагающих проведение мероприятий усилиями членов сетевого взаимодействия и позволяющих решить как образовательные, так и производственные задачи участников. При помощи новых форматов инновационного сотрудничества образовательная компонента СУ БРИКС приобретет дополнительную специализацию, имеющую потенциал стать аттрактором для студентов и преподавателей с точки зрения расширения возможностей для их мобильности. Можно предложить следующие форматы мероприятий и взаимодействий. В первую очередь необходимо сместить фокус позиционирования СУ БРИКС с позиции образовательной сетевой структуры на инфраструктурно-образовательную, стимулирующую интеграционное взаимодействие в формате «образовательное учреждение - исследовательская площадка». Современное инновационное взаимодействие БРИКС развивается в направлении сотрудничества между элементами инновационной инфраструктуры участников - как физической, так и цифровой. Такими элементами являются технопарки, инкубаторы, акселераторы, университеты, платформы технологического трансфера и пр. Задачами СУ БРИКС в данном контексте будут сбор информации об актуальных образовательных запросах в рамках элементов инфраструктуры и проведение тематических международных соревнований инновационных команд - например, в виде хакатонов, конкурсов решений задач и кейс-чемпионатов на лучшую идею/решение. Образовательные и исследовательские учреждения участников СУ БРИКС могут выполнять функцию физического базиса платформы, а предприятия-партнеры будут являться источниками задач (кейсов) для участников мероприятий (а также, возможно, и призового фонда). При этом образовательные учреждения смогут предоставлять возможность своим инновационным студенческим командам нарабатывать практические навыки, исследовательские и проектно-конструктивные организации приобретут опыт участия в международном сотрудничестве, инвесторы и бизнес-ангелы из стран БРИКС увидят интересные возможности для сотрудничества, а предприятия - способы с минимальными затратами усовершенствовать свой продукт или процесс производства. Безусловно, СУ БРИКС в данном контексте будет действовать в конкурентной среде уже существующих мероприятий такого рода, однако при информационной поддержке Рабочей группы по инновациям имеется реальная возможность предложить конкурентоспособные мероприятия и даже стать наиболее полным агрегатором таких событий в странах БРИКС. Еще одним направлением могут являться очные и онлайн-курсы и программы по сопровождению молодых предпринимателей в сфере инноваций, а также долгосрочной выработки у них необходимых навыков через институт наставничества. Так, курсы или программы для технологических предпринимателей с международной командой преподавателей из университетов - участников СУ БРИКС, нацеленные на раскрытие экспортного потенциала компании для выхода на рынки стран БРИКС. Также можно предлагать долгосрочную поддержку в формате коучинга для развития бизнес-идей в определенных отраслях и привлечения инвестиций. Данный образовательный формат может проводиться с использованием дистанционного обучения. Налаживание сотрудничества с элементами инновационной инфраструктуры (технопарками, акселераторами, инкубаторами и т. д.) является важным вопросом, так как они основные коммуникаторы, имеющие наработанные базы заинтересованных сторон, молодых предпринимателей, которым будет интересна возможность выхода на международные рынки. Ключевым же элементом данных курсов представляется именно международный состав тренеров и преподавателей, позволяющий учащимся получить многостороннюю подготовку. Безусловно, в данном формате могут проходить и мастер-классы успешных команд, и лекции представителей компаний из стран БРИКС, касающиеся трендов, текущих проблем, роли технологий и инноваций в их отрасли/компании и стране. Темы лекций могут затрагивать и отдельные международные тематические группы СУ БРИКС, их обзоры, трудности и цели. К примеру, представитель энергетического агентства Индии сможет рассказать о различных аспектах индийской энергетической политики, о существующем регулировании и долгосрочных планах. Отдельным видом совместных образовательных мероприятий, нацеленных в первую очередь на международное инновационное взаимодействие, предположительно, будут являться мастермайнд-группы (формат обучения через поиск коллективного решения для разных команд-участников, имеющих общую цель). Главная ценность таких курсов - стимуляция работы в международной группе, где каждая команда решает задачи и работает над своим проектом, а также в процессе дает обратную связь другим проектам, анализируя их как потребитель или сторонний наблюдатель. Организация совместного решения технологических задач или обучения различным аспектам вывода стартапа на рынки стран БРИКС позволит прежде всего обеспечить участников возможностью позитивно общаться и нарабатывать неофициальные международные связи, крайне необходимые для дальнейшего сотрудничества и имеющие потенциал для дальнейшего развития со стороны СУ БРИКС в формате «клуба выпускников». Не отменяются и более традиционные курсы, например для потенциальных инвесторов в формате венчурных инвестиций в стартапы стран БРИКС, с реальными кейсами и обмен опытом с лидерами индустрии. Данный формат может в дальнейшем развиться до создания международных совместных программ MBA и EMBA для бизнес-ангелов и инвесторов с целью ознакомления с местной инновационной средой на базе обучения в СУ БРИКС в различных странах. Наконец, в качестве офлайн-элемента необходимы как традиционные летние и зимние школы с посещением инновационных площадок и компаний, так и более активные версии с целью выработки неформальных связей международных команд. Главной особенностью данного формата является соприкосновение с практической стороной инноваций в виде реальной работы технопарков, инкубаторов и других элементов инновационной инфраструктуры. Заключение Сетевая форма взаимодействия университетов дает ряд преимуществ, среди которых повышение конкурентоспособности на мировом уровне и подготовка высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворить спрос работодателей. Российские вузы являются участниками нескольких международных сетевых университетов: СУ СНГ, Университета ШОС и СУ БРИКС. Каждая из данных сетей имеет свои особенности и путь становления. СУ БРИКС - самый молодой из них. Данное сетевое объединение имеет ряд потенциальных сложностей, которые могут препятствовать реализации проекта на желаемом уровне. Во-первых, две из пяти стран-участниц удалены друг от друга, мобильность студентов и преподавателей в данных условиях предъявляет дополнительные требования как к финансовому, так и к мотивационному компонентам мобильности. Решением данных сложностей могут быть инновационные форматы сотрудничества, которые позволят Сетевому университету БРИКС раскрыться в качестве образовательной платформы инновационного сотрудничества. Предложены следующие форматы мероприятий в данной сфере: интеграционное взаимодействие в виде образовательно-инфраструктурного сетевого учреждения через агрегацию информации о существующих и проведение собственных чемпионатов и хакатонов по различным тематикам инновационного сотрудничества, курсы от международных команд тренеров, долгосрочное сопровождение, мастер-классы и мастермайнд-группы на базе инновационных площадок (технопарков, бизнес-акселераторов, инкубаторов), традиционные образовательные курсы и программы, а также летние и зимние школы в различных форматах с посещением инновационных площадок. При помощи новых форматов инновационного сотрудничества СУ БРИКС приобретет инновационную специализацию, которая привлечет внимание студентов и преподавателей, расширяя возможности для их мобильности.
Об авторах
Сергей Юрьевич Черников
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: chernikov-syu@rudn.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Коновалова Ю.А. Регионализация инноваций: современные тенденции // Вестник МИРБИС. 2020. № 4 (24). С. 24-33. doi: 10.25634/MIRBIS.2020.4.3
- Концепция Сетевого университета СНГ / СУ СНГ. URL: http://imp.rudn.ru/su_sng/concept_ SU_SNG.html (дата обращения: 06.12.2020)
- Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 354. С. 163-166
- Меликян А.В. Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100-117
- Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций / University of Toronto BRICS Information Centre. 2015. URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/BRICS% 20STI%20MoU%20RUSSIAN.pdf (дата обращения: 06.12.2020)
- Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов // Высшее образование в России. 2013. № 4. C. 128-133
- Оганесян А.А. Новые формы университетского сотрудничества: международные университетские сети // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 354-366
- Первая программа Сетевого университета БРИКС стартует в 2017 году / РИА Новости. 2016. URL: https://ria.ru/20160930/1478224781.html (дата обращения: 06.12.2020)
- Сетевой университет БРИКС: достигнуты договоренности по Концепции функционирования и Дорожной карте на 2020-2021 годы / Министерство науки и высшего образования. 2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=25613 (дата обращения: 06.12.2020)
- Сетевые университеты 2019: дайджест. URL: https://we.hse.ru/data/2020/10/09/1371262632/ Дайджест.%20Сетевые%20университеты%202019.pdf (дата обращения: 06.12.2020)
- Университет Шанхайской организации сотрудничества: цели и задачи / СУ ШОС. URL: http://uni-sco.ru/stat/2/stat_2.html (дата обращения: 06.12.2020)
- Университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств - членов ШОС: аналитический доклад / АГУ. URL: https://www.asu.ru/files/documents/ 00009828.pdf (дата обращения: 06.12.2020)
- Черепанова И.А. Сетевой университет: опыт научно-образовательного сотрудничества БРИКС // The Newman In Foreign Policy. 2018. № 43 (87). С. 59-62
- Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University / СУ БРИКС. 2015. URL: http://nu-brics.ru/media/uploads/filestorage/documents/MoU_SU_BRICS.pdf (дата обращения: 05.12.2020)
- Yampolskaya D., Korneeva A., Cai H., Campolina B. Harmonization problems of the education systems indicators in the BRICS countries // BRICS Law Journal. 2019. Vol. 6. Issue 1. Pp. 5-40