Оценка влияния факторов макроокружения на стратегическое планирование развития рекреационного туризма Крыма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основной целью является рассмотрение центральных положений стратегического планирования развития рекреационного туризма Крыма, опираясь на оценки влияния факторов макроокружения, что позволяет разработать укрупненные показатели на среднесрочный период для повышения конкурентной позиции рекреационного бизнеса республики, усиления роли рынка рекреационных и оздоровительных услуг, улучшения качественных параметров предоставляемых рекреационных услуг. В ходе исследования изучаются ключевые позиции STEEP-анализа внешней макросреды развития рекреационного туризма Крыма, имеющие высокую вероятность реализации. Оценено соотношение организованного и самодеятельного рекреационного туризма, влияющего на уровень загрузки номерного фонда коллективных средств размещения, изменение их доходности на основе индикаторов Государственной программы развития курортов и туризма Республики Крым в 2015-2022 гг. В качестве одного из подходов стратегического планирования рассматривается применение количественного метода сценарного прогнозирования, позволившего определить динамику таких прогнозных показателей, как потенциальный объем предоставляемых рекреационных услуг, количество прибывших и размещенных туристов и рекреантов, объем доходов рекреационного туризма, выводимого из теневого оборота, и рассчитать прирост объема рекреационных услуг Республики Крым в размере 409,3 млн руб. на период 2020-2026 гг.

Полный текст

Введение Конъюнктура рынка рекреационных услуг как открытая система формируется под воздействием факторов макроокружения, позволяющих рассматривать влияние экономической политики государства (Bolognese, Nachrat, 2019), социального статуса и платежеспособности потребителей, а также технологических возможностей и ресурсов поставщиков рекреационных услуг. Данные составляющие макроокружения (внешней среды) оказывают наибольшее воздействие на состояние рынка рекреационных услуг, который в свою очередь определяет тенденции развития рекреационного туризма (Мишурова, Воловик, 2016). В связи с этим возникает настоятельная необходимость анализировать факторы макроокружения с точки зрения как потенциальных, перспективных возможностей, так и существенных, реальных угроз или рисков макроокружения. Перспективные возможности связаны с положительным влиянием факторов макроокружения и заключаются в увеличении объема привлекаемых инвестиций, субсидий, уменьшении налогового прессинга, льготное кредитование, расширении современных природоохранных технологий и состояния экосистем (Чатырко, Ильина, Бурмистров, 2015), что приводит к росту объема продаж рекреационных услуг, прибыли и увеличению доли рекреационного туризма в валовом региональном продукте. Риски факторов макроокружения связаны с негативным влиянием ухудшения политической и экономической стабильности, изменением платежеспособности потребителей, инвестиционной активности, высокими темпами инфляции и другими отрицательными факторами, которые замедляют развитие рекреационного туризма (Чебаненко, Столяренко, 2016). Следовательно, состояние и тенденции развития рекреационного туризма Республики Крым во многом зависят от влияния факторов макроокружения и определяют главные направления стратегического планирования развития рекреационного туризма Крыма, одной из задач которого является разработка стратегического плана развития рекреационного туризма для того, чтобы использовать возможность выбора более адаптивного варианта (проекта) использования факторов внешней среды, влияющих на рыночную конъюнктуру сферы рекреационных услуг. Обзор литературы Вопросы анализа логики и взаимосвязи положений стратегического планирования развития туристско-рекреационной сферы, а также компоненты целевого сценария социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу рассматривались в работах В.М. Ходачека, М.Ю. Елсукова (Ходачек, Елсуков, 2017), В.Д. Марковой, С.А. Кузнецовой (Маркова, Кузнецова, 2015). Проблематика стратегического планирования на макроэкономическом уровне, а также вопросы преобразования внешней макросреды исследовалась в работах Б.С. Жихаревича (Жихаревич, 2018), Е.Н. Бандуриной, М.Г. Быченко (Бандурина, Быченко 2013), Е.В. Чмышенко (Чмышенко, 2010), С.В. Жеуровой (Жеурова, 2010), К. Фляйшера, Б. Бенсуссана (Фляйшер, Бенсуссан, 2009) и др. Стратегическому анализу функциональных возможностей внешней, в том числе институциональной, среды посвящены работы зарубежных авторов - А. Ланфранки (Lanfranchi, 2020), П. де Резенде Мело (De Resende Melo, 2020), Ш. Кеничи (Kenichi, 2016), Е. Чирмаз (Csirmaz, 2015). Обсуждение основных внешних воздействий, поведения и опыта взаимодействующих сторон в сфере экономики туризма и регионального развития проводится в работах М. Сигала (Sigala, 2020), Т.Ю. Синюк (Синюк, 2013), А.А. Селезнева (Селезнев, 2010), но при этом остаются не изученными результаты ключевых позиций STEEP-анализа внешней макросреды, влияющие на динамику основных показателей стратегического плана развития регионального рекреационного туризма. Методология исследования STEEP-анализ: факторы макроокружения Целью стратегического планирования является достижение долгосрочного развития рекреационного туризма Крыма по основным укрупненным показателям с учетом влияния факторов макроокружения стратегического значения. Данные факторы включают политико-правовые, экономические, технологические, социально-культурные, демографические аспекты состояния окружающей среды. Для проведения стратегического планирования развития рекреационного туризма важно знать происходящие изменения в демографической структуре населения, что позволит определить перспективную потребность отдельных групп потребителей в восстановлении и реабилитации (Мишурова, Воловик, 2016). Учет факторов социально-культурного характера имеет важное стратегическое значение и заключается в определении среднего уровня дохода на потребительскую группу, а также системы ценностей, предпочтений, потребностей и культурных интересов рекреантов (Елсуков и др., 2017). Мероприятия и показатели стратегического планирования, учитывая влияние стратегических факторов макроокружения, рассматривают перспективу развития рекреационного туризма на 5-7 лет (среднесрочный период) и 8-15 лет (долгосрочный период). Укрупненные показатели стратегического планирования регионального развития рекреационного туризма коррелируют со значимыми факторами макросреды и отражаются как индикаторы выполнения цели и главных задач стратегического развития рекреационного туризма Крыма, среди которых следует выделить повышение конкурентной позиции рекреационного бизнеса республики, расширение рынка рекреационных, оздоровительных услуг, повышение качественных параметров предоставляемых рекреационных услуг, применение современных технологий обслуживания и возможностей выхода на международный рынок рекреационных услуг. Таким образом, при определении стратегической цели и задач изучается влияние факторов макросреды для устранения негативного влияния угроз и рисков развития профильных организаций, компаний рекреационного бизнеса в рамках долгосрочного периода. Стратегические цели и задачи комплексного развития рекреационного туризма Крыма обозначены в рамках целевой федеральной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790[2], и Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р[3]. Данная Федеральная целевая программа (ФЦП) выступает средством государственного прогнозирования и регулирования, способствующему соблюдению общегосударственных интересов в области рекреационного туризма. Формирование современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, что является главной целью ФЦП развития рекреационного туризма Крыма, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, развитию социокультурной среды, повышению качественного уровня жизни населения, увеличения доходной части бюджетной системы Республики Крым и Российской Федерации. Рис. Компоненты стратегического планирования регионального развития рекреационного туризма Республики Крым [Figure. Components of strategic planning for regional development of recreational tourism in the Republic of Crimea] Источник: составлено автором. Программные мероприятия ФЦП финансируются из государственного и республиканского бюджетов с учетом их приоритетного статуса, а используемый программно-целевой подход позволяет определить достаточные финансовые ресурсы для реализации четко намеченных задач федеральной программы. При этом выполнение программы должно осуществляться под руководством исполнительного органа государственной власти, имеющего полномочия перераспределения ресурсов между мероприятиями и внесения коррективов, связанных с изменением порядка финансирования, софинансирования и других условий, учитываемых в программе (Чмышенко, 2010). Взаимообусловленное действие компонентов стратегического планирования регионального развития рекреационного туризма Республики Крым представлено на рисунке. Оценка результатов стратегического плана имеет корректирующее влияние на цели и задачи стратегического планирования регионального развития рекреационного туризма Крыма. Рассмотрение внешней среды развития рекреационного туризма можно провести на основе STEEP-анализа, который оценивает реализацию факторов макроокружения, имеющих высокую степень вероятности влияния. По мнению К. Фляйшера и Б. Бенсуссана данный «метод требует глубокого понимания и изучения широкого спектра количественных и качественных элементов, которые часто взаимодействуют друг с другом. Большая часть информации может быть получена из вторичных источников. Направленность метода на тенденции, движущие силы и их эволюционное развитие подтверждает, что анализ является предупреждающим методом» (Фляйшер, Бенсуссан, 2009). Таблица 1 STEEP-анализ: факторы макроокружения рекреационного туризма Крыма Факторы Влияние Политика Государственная поддержка предпринимательства, содействие малому бизнесу (субсидирование, займы гранты, льготное налогообложение и др.) Значительное Политическая стабильность Значительное Экономика Неравномерная дифференциация доходов (коэффициент Джини): 2017 г.- 0,363, 2018г. - 0,366* Низкое Бюджетообразующая роль туризма: 2018 г.- 7,2 %* Среднее Социум Уровень безработицы: 2017 г. - 6,1 %, 2018г. - 6,0 %. Численность рабочей силы - 893,7 тыс. чел. Уровень занятости населения - 52,9 %* Значительное Снижение платежеспособности населения. Рост инфляции: в 2018 г. - 104,3 %. Рост цен на услуги и товары: 2018 г. - 103,9 %* Среднее Технологии Тенденции использования новых технологий (природных, материальных, коммуникационных) в рекреационной сфере Крыма Значительное Применение прогрессивных технологических процессов обслуживания. Технологическая цепочка «цель - процесс - услуга - качество» Среднее Экология Использование современных природоохранных систем, регулирование состояния экосистем под влиянием антропогенного воздействия Значительное Проблемы антропогенного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и почвы Среднее Законодательство Налоговое законодательство: повышение ставки НДС, введение курортного сбора в 2019 г. (Крым и Севастополь), продление единого налога на вмененный доход (ЕНВД) до 2022 г.** Значительное Антимонопольное регулирование, контроллинг и финансовый мониторинг Среднее Примечания. * - рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) по состоянию на 2017-2018 гг. ** - Министерство курортов и туризма Республики Крым // Официальный портал правительства Республики Крым. URL: http://mtur.rk.gov.ru/ (дата обращения: 20.06.2020). Источник: собственные расчеты. Table 1 STEEP-analysis: factors of macroenvironment of recreational tourism in Crimea Factors Influence Policy State support for entrepreneurship; assistance to small business (subsidies, loans, grants, preferential taxation, etc.) Significant Political stability Significant Economy Uneven income differentiation (Gini coefficient): Y2017- 0,363m, Y2018 - 0,366* Low Budgetary role of tourism: Y2018 - 7,2%* Medium Society Unemployment rate: Y2017 - 6,1%; Y2018 - 6,0%. Labor force - 893,7 thousand people. Employment rate - 52,9%* Significant Decrease in the population's solvency. Inflation rate: Y2018 - 104,3%. Rising prices for services and goods: Y2018 - 103,9%* Medium Technology Trends in the use of new technologies (natural, material, communication) in the recreational sphere of Crimea Significant Application of progressive technological processes of service. Technological chain “goal - process - service - quality” Medium Ecology Use of modern nature conservation systems, regulation of the state of ecosystems under the influence of anthropogenic impact Significant Problems of anthropogenic pollution of atmospheric air, surface and ground waters and soil Medium Legislation Tax legislation: an increase in the VAT rate, the introduction of a resort tax in 2019 (Crimea and Sevastopol), an extension of the unified imputed income tax (UTII) until 2022** Significant Antimonopoly regulation, controlling and financial monitoring Medium Notes. * - calculated according to the Federal State Statistics Service (Rosstat) as of 2017-2018. ** - Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea // Official portal of the Government of the Republic of Crimea. Retrieved June 20, 2020, from http: //mtur.rk.gov.ru/ Source: own calculations. Основные секторы STEEP-анализа (политический, экономический, социальный, технологический, экологический, юридический) могут рассматривать наиболее значимые факторы макроокружения регионального развития рекреационного туризма Крыма. Наиболее значимые факторы макроокружения сферы рекреационного туризма Крыма в период 2017-2019 гг. приведены в табл. 1. Приведенные факторы макроокружения STEEP-анализа рекреационного туризма Крыма обусловливают характер тенденций изменения макроэкономических явлений (уровень безработицы, снижение платежеспособности населения, конъюнктурные изменения рынка, налоговое законодательство и т.д.), определяющих содержательное наполнение стратегического планирования. Повышение среднего дохода на одного жителя республики в 2018 г. на 21,8 % значительно не отразилась на повышении платежеспособности населения, которая понизилась в связи с ростом инфляции (104,3 %) и ростом цен на услуги и группу потребительских товаров (103,9 %). С учетом этого стратегическое планирование может рассматривать многовариантную схему разработки стратегического плана развития рекреационного туризма для того, чтобы была потенциальная возможность выбора более адаптационного варианта (проекта) использования факторов внешней среды, влияющих на рыночную конъюнктуру сферы рекреационных услуг (Чебаненко, Столяренко, 2016). Принятый стратегический план развития представляет систему мероприятий, которая призвана реализовать миссию и цель стратегии развития рекреационного туризма, согласованных с утвержденной федеральной целевой программой развития рекреационного туризма по ресурсам, источникам финансирования, исполнителям и срокам. Высокая степень ответственности реализации показателей стратегического плана возлагается на рекреационные предприятия Республики Крым. Работа по реализации стратегического плана первоначально относится к сфере администрирования, включая следующие основные вопросы: - определение «точек роста», развитие которых принесет наибольший эффект при стратегическом планировании; - регулирование бюджета для оптимального использования ресурсной базы; - концентрирование инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития (Селезнев, 2010); - усиление компетенции и полномочий региональных органов власти и управления (Жихаревич, 2018); - осуществление системы региональных контрактов по использованию выделенных ресурсов региону. Приоритетное действие реализации стратегического плана заключается в определении оценки уровня соответствия между факторами макроокружения и возможными результатами развития, что позволяет оценить эффективность выполнения стратегического плана с учетом намеченных цели и задач (Ходачек, Елсуков, 2017). Количественный метод сценарного прогнозирования В соответствии с Государственной программой развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2022 гг.[4] рассмотрим базовые показатели (индикаторы) стратегического плана развития рекреационного туризма республики (табл. 2). Прогнозное соотношение числа лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР), и количества прибывших в республику достаточно низкое в 2020 г. и составляет 0,24, в 2022 г. это соотношение планируется на уровне 0,23, что характеризует слабое воздействие организационных мер по расширению сферы организованного туризма и сокращению самодеятельного туризма. При этом среднее число коллективных средств размещения по прогнозу будет увеличиваться на 0,4 %. Проблема соотношения организованного и самодеятельного туризма будет отражаться на низкой загрузке номерного фонда коллективных средств размещения, снижении их доходности (Богомолова, Персиянов, 2019). В соответствии с Государственной программой развития курортов и туризма Республики Крым прогнозные налоговые поступления от рекреационного и туристского комплекса должны ежегодно возрастать в среднем на 9,1 %, что невозможно при запланированном уровне организованного туризма. Данные прогнозные показатели свидетельствуют о снижающемся плановом уровне организованного туризма, который тем не менее должен обеспечить прирост налоговых поступлений в республиканский бюджет. Данное несоответствие может быть устранено на основе выбора метода сценарного прогнозирования, учитывающего качественную структуру потребительских предпочтений, платежеспособность рекреантов, государственную поддержку предпринимательства и другие факторы, что будет способствовать наиболее вероятностному значению прогнозных показателей данной программы. Осуществление предметных задач концептуальных положений стратегии развития может происходить на основе составления стратегического плана развития рекреационного туризма республики путем использования количественного метода сценарного прогнозирования на среднесрочный период до 7 лет с 2020 по 2026 г. Количественный метод сценарного прогнозирования предполагает применение средних темпов роста (или экспертных баллов) динамики развития выбираемых показателей, характеризующих тенденции их изменения в среднесрочной перспективе с учетом проведенной оценки влияния факторов макроокружения (табл. 3). Отбор сценария осуществлялся с учетом реальных возможностей республики по принципу реальной достижимости и максимального приближения к поставленной цели (Белецкая, 2011). Таблица 2 Показатели (индикаторы) Государственной программы развития курортов и туризма Республики Крым в 2015-2022 гг. Показатели Годы Средний темп роста, %* 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Численность прибывших, млн чел. 4,6 5,5 5,5 6,7 7,0 7,35 7,75 8,15 110,3 Количество лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР), тыс. чел. 956,9 1251 1261,6 1540 1640 1760 1850 1945 110,4 Количество коллективных средств размещения, в том числе круглогодичных, ед. 770 298 767 298 770 298 898 343 903 353 908 358 913 363 918 368 100,4 102,6 Количество мест в круглогодичных КСР, тыс. ед. 63,5 63,5 63,5 66,8 67,6 68,0 68,4 68,8 104,2 Налоговые поступления от деятельности рекреационного и туристского комплекса, млн руб. 2055,1 2362,9 2538,4 3080 3220 3380 3560 3750 109,1 Частное финансирование (инвестиции), млн руб. - - 341,0 3275 3684,0 7007,4 5934,1 11723,8 193,0 Примечание. * - средний темп роста определяется по средней геометрической из темпов роста, исчисленных с переменной базой сравнения, исходя из данных динамического ряда. Источник: собственные расчеты. Table 2 Indicators of the State Program for the Development of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea in 2015-2022 Indicators Period Average growth rate, %* 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Number of arrivals, million people 4,6 5,5 5,5 6,7 7,0 7,35 7,75 8,15 110,3 Number of persons accommodated in collective accommodation facilities (CAF), thousand people 956,9 1251 1261,6 1540 1640 1760 1850 945 110,4 Number of collective accommodation facilities, including year-round ones, units 770 298 767 298 770 298 898 343 903 353 908 358 913 363 918 368 100,4 102,6 Number of places in year-round CAF, thousand units 63,5 63,5 63,5 66,8 67,6 68,0 68,4 68,8 104,2 Tax receipts from the activities of the recreational and tourist complex, mln rubles 2055,1 2362,9 2538,4 3080 3220 3380 3560 3750 109,1 Private financing (investments), mln rubles - - 341,0 3275 3684,0 7007,4 5934,1 11723,8 193,0 Note. * - the average growth rate is determined by the geometric mean of the growth rates calculated with a variable comparison base, based on the data of the time series. Source: own calculations. Динамика таких прогнозных показателей, как потенциальный объем предоставляемых рекреационных услуг, количество прибывших и размещенных туристов и рекреантов, объем доходов рекреационного туризма, выводимого из теневого оборота, позволит получить к 2026 г. прирост объема рекреационных услуг до 409,3 млн руб. (в ценах 2020 г.). Темп прироста количества прибывших и размещенных рекреантов, туристов необходимо рассчитывать, учитывая средний темп роста показателей Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым в 2015-2022 гг. Таблица 3 Прогнозные показатели развития рекреационного туризма Республики Крым* Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. Прогнозный объем рекреационных услуг, млн руб. 487,1 539,2 596,9 667,0 731,5 809,7 896,4 Численность организованных рекреантов, тыс. чел. 2380 2633 2906 3209 3542 3910 4490 Количество прибывших туристов, тыс. чел. 5233 5798 6424 7118 7886 8738 9650 Удельный вес теневого оборота, % 54,4 50,5 46,3 42,8 38,2 33,5 28,7 Примечание. * - средний темп роста определяется по средней геометрической из темпов роста, исчисленных с переменной базой сравнения, исходя из данных динамического ряда. Источник: собственные расчеты. Table 3 Forecast indicators of the development of recreational tourism in the Republic of Crimea* Indicators 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 Forecasted volume of recreational services, mln. rub. 487,1 539,2 596,9 667,0 731,5 809,7 896,4 Number of organized recreants, thous. 2380 2633 2906 3209 3542 3910 4490 Number of tourists arriving, thous. 5233 5798 6424 7118 7886 8738 9650 Share of shadow turnover, % 54,4 50,5 46,3 42,8 38,2 33,5 28,7 Note. * - the average growth rate is determined by the geometric mean of the growth rates calculated with a variable comparison base, based on the data of the time series. Source: own calculations. Заключение Оценка влияния факторов макроокружения в ходе составления стратегического плана развития рекреационного туризма Республики Крым путем использования количественного метода сценарного прогнозирования позволяет определять динамику прогнозных показателей с учетом внешних факторов, в том числе социально-экономических. Соотношение количества размещенных туристов и прибывших туристов, рекреантов в комплексных средствах размещения, согласно данному стратегическому плану развития, составит 0,46 в 2026 г., что отражает повышение уровня организованного туризма и существенный рост данного показателя по отношению к его значению в рамках государственной программы. Величина теневого оборота должна снижаться по мере изменения соотношения между размещенными и прибывшими рекреантами, туристами, а также возрастания налоговых поступлений в республиканский бюджет от рекреационного туризма. Прогнозируемый рост объема рекреационных услуг должен основываться на таких предпочтительных индикаторах, как прирост численности потенциальных потребителей, динамики расширения доли рекреационного рынка с учетом его географического расположения, степени совершенствования рекреационных услуг и их технологий, неблагоприятных факторов риска для роста объема услуг. Признание и оценка влияния факторов макроокружения на стратегическое планирование развития рекреационного туризма Крыма позволяет разработать укрупненные показатели на среднесрочный период с целью повышения конкурентной позиции рекреационного бизнеса республики, усиления роли рынка рекреационных, оздоровительных услуг, прогнозирования усиления роли качественных параметров предоставляемых рекреационных услуг и определить прогнозный прирост объема рекреационных услуг Республики Крым в объеме 409,3 млн руб. на период 2020-2026 гг.

×

Об авторах

Елена Сергеевна Богомолова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: bogomolova-es@rudn.ru

доктор экономических наук, профессор кафедры туризма и гостиничного дела Института гостиничного бизнеса и туризма

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Бандурина Е.Н., Быченко М.Г. Векторы и инструменты достижения стратегических приоритетов развития туризма на региональном рынке туристических услуг Ростовской области // Инновационные стратегии и механизмы управления экономикой: сборник материалов конференции. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2013. С. 163-169.
  2. Белецкая И.Ю. Методика сценарного прогнозирования при принятии решений о стратегии развития региона // Региональная и муниципальная экономика. 2011. № 1 (96). Вып. 17/1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-stsenarnogo-prognozirovaniya-pri-prinyatii (дата обращения: 12.06.2020).
  3. Богомолова Е.С., Персиянов П.А. Оценка состояния и тенденций развития рекреационного туризма Крыма // Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 2 (50). С. 57-59.
  4. Елсуков М.Ю., Запорожан А.Я., Ходачек В.М. Стратегическое планирование социально-экономического развития в регионах туристско-рекреационной специализации // Управленческое консультирование. 2017. № 8. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2017-8-55-70
  5. Жеурова С.В. Управление туристско-рекреационной деятельностью по результатам как основа формирования стратегического планирования предпринимательства по целям. Владивосток: Интеграл, 2010.
  6. Жихаревич Б.С. О результативности стратегического планирования // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 1 (19) С. 16-22. URL: http://re.volsu.ru/2_Ghiharevich.pmd.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
  7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Формирование стратегии в условиях новых вызовов внешней среды // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Шестнадцатый Всерос. Симпозиум (Москва, 14-15 апреля 2015 г.). Секция 1. Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне: материалы симпозиума / под ред. Г.Б. Клейнера; Центр. экон.-матем. ин-т РАН. М.: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 94-96.
  8. Мишурова И.В., Воловик М.Е. Оценка влияния макроокружения на развитие индустрии гостеприимства в регионе // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 22. С. 3149-3158. https://doi.org: 10.18334/rp.17.22.37068
  9. Селезнев А.А. Факторы внешней среды, оказываемые прямое влияние на деятельность предприятия сферы услуг // Российское предпринимательство. 2010. № 12-2. С. 146-150.
  10. Синюк Т.Ю. Обоснование выбора конфигураций диагностики социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 168-171.
  11. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: Бином. Лабораторий знаний, 2009. С. 323-339.
  12. Ходачек В.М., Елсуков М.Ю. Туристско-рекреационная сфера в системе стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации. http:// doi.org 10.22394/1726-1139-2017-9-29-41
  13. Чатырко Е.В., Ильина О.Ю., Бурмистров А.Н. Сравнительная характеристика моделей оценки внешней среды, используемых в стратегическом планировании // Неделя науки СПбПУ: сборник материалов конференции. СПб.: СПбПУ, 2015. С. 356-358.
  14. Чебаненко А.С., Столяренко А.В. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятия туристско-рекреационной сферы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258 (дата обращения: 12.06.2020).
  15. Чмышенко Е.В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник ОГУ. 2010. № 1 (107). С. 77-81.
  16. Bolognese T., Nachrat S. The dynamics of environmental management: some micro-foundations of macro disruptions // Ecological Economics. 2019. Vol. 170. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2019.106555
  17. Csirmaz Е. International Trends in Recreational and Wellness Tourism // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 32. Pp. 755-762. https://doi.org:10.1016/S2212-5671(15)01458-6
  18. Kenichi Shimamoto. The Factors that Influence the Boundary Between the Markets of Competing Tourist Destinations // Tourism and Hospitality Management. 2018. Vol. 24. No. 1. Pp. 1-12. https://doi.org: 10.20867/thm.24.1.9
  19. Lanfranchi A., Melo P.L.d.R., Borini F.M., Telles R. Institutional environment and internationalization of franchise chains: a regional and global analysis // International Journal of Emerging Markets. 2020. https://doi.org/10.1108/IJOEM-03-2019-0188
  20. Sigala M. Tourism and COVID-19: Impacts and implications for advancing and resetting industry and research // Journal of Business Research. 2020. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.06.015

© Богомолова Е.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах