Развитие межмуниципального сотрудничества как фактор активизации инвестиционных процессов в регионе (на примере Вологодской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Неоднородность экономического пространства, сравнительно низкие темпы и негативные тенденции социально-экономического развития отдельных территорий, ограниченность ресурсных возможностей (в том числе инвестиционных) на сегодняшний день являются значимыми проблемами муниципальных образований. В качестве одного из механизмов их решения на уровне полномочий органов местного самоуправления выступает институт межмуниципального сотрудничества. Цель - изучить возможности территориального и отраслевого межмуниципального сотрудничества для преодоления негативных диспропорций инвестиционного развития региона (на примере Вологодской области). В исследовании применялись методы кластерного анализа, анализа временных рядов, а также табличные и графические методы визуального представления результатов исследования, пакеты прикладных программ MS Excel и STATISTICA. Рассмотрены основные тенденции развития процессов межмуниципального сотрудничества в российской экономике, выявлены особенности взаимодействия муниципальных образований в Вологодской области, изучены территориальный и отраслевой подходы к формированию различных форм сотрудничества на материалах Вологодской области. Полученные результаты могут быть использованы региональными и местными органами власти при разработке инвестиционной политики, формировании системы организационно-экономических механизмов активизации инвестиционных процессов в регионе, а материалы исследования будут интересны для обсуждения в научной дискуссии, использования в научной и учебной деятельности.

Полный текст

Введение Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики, оказывая воздействие на структурные сдвиги в ней, повышение качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, мезо- и макроуровнях (Кормишкина, Колосков, 2017). Развитие инвестиционных процессов в 2008-2018 гг. имело разнонаправленный характер и было сопряжено в первую очередь с вли- © Москвина О.С., Неспанова И.В., 2020 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ янием экономических кризисов 2008-2009 и 2014-2015 гг. (Семенова, 2017). Это наглядно подтверждают данные табл. 1. Таблица 1 Динамика инвестирования в основной капитал в РФ, СЗФО и Вологодской области [Table 1. The dynamics of investment in fixed assets in the Russian Federation, NWFD and the Vologda region] Регионы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году) Российская Федерация 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,8 104,4 104,3 Северо$Западный федеральный округ 106,0 84,5 115,5 110,0 104,0 90,6 95,7 90,8 113,4 104,5 104,4 Вологодская область 85,9 71,5 116,1 149,4 120,7 49,3 99,0 93,3 121,6 114,5 102,3 Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в процентах к 2008 году) Российская Федерация 100,0 86,5 91,9 101,9 108,8 109,7 108,0 97,1 96,9 101,2 105,6 Северо$Западный 100,0 84,5 федеральный округ 97,6 107,4 111,7 101,2 96,8 87,9 99,7 104,2 108,8 Вологодская область 100,0 71,5 83,0 124,0 149,7 73,8 73,1 68,2 82,9 94,9 97,1 Источник: составлено авторами на основе: Формирование местного самоуправления в Россий$ ской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019). Как видно из представленных данных, за анализируемый период четко прослеживаются периоды спада и роста инвестиционной активности как в целом по РФ, так и в разрезе регионов. Условно можно выделить несколько периодов развития инвестиционных процессов. 1. Кризисный период 2008-2009 гг. Экономический кризис 2008 г. в России сопровождался снижением ВВП и, соответственно, инвестиционной активности в российской экономике. Для Вологодской области также был характерен спад объемов инвестирования, причем он оказался боле глубоким, по сравнению с РФ и регионами СЗФО, что было связано с сокращением собственных источников инвестирования (ростом убыточных организаций и сокращением прибыльности деятельности), а также снижением бюджетного финансирования и падением уровня банковского кредитования. 2. Период оживления инвестиционного процесса (2010-2013 гг.). Именно этот период является переломным для развития экономики РФ и регионов, так как после него началось расширение инвестиционных процессов. Причем в Вологодской области темпы роста инвестиций в экономику оказались более высокими, чем в среднем по РФ и СЗФО. Однако в 2013 г., несмотря на продолжающий рост инвестирования в РФ, в области произошло сокращение уровня инвестиций почти в два раза, вызванное прежде всего завершением крупных инвестиционных проектов и инвестиционных программ энергетических компаний и «Газпрома». 3. Кризисный период 2014-2015 гг. Характеризуется повышением инфляции, напряжением геополитической обстановки, введением различных санкций в отношении России. Все это привело к ухудшению макроэкономической ситуации, что значительно повлияло на развитие инвестиционных процессов страны и ее регионов. Коснулся этот кризис и Вологодской области, где темпы снижения инвестирования оказались более высокими, чем в среднем по РФ и СЗФО. 4. Период повышения инвестиционной активности (2016-2018 гг.). С 2016 г. в российской экономике наметился рост инвестиций. Тем не менее в Вологодской области так и не удалось довести уровень инвестирования до показателей 2008 г. Последнее обстоятельство особенно заметно отразилось в рейтинге области среди регионов СЗФО: в период 2016-2018 гг. регион занимал 6-8 места. Рассмотренные тенденции развития процессов инвестирования в эконо- мике Вологодской области вызвали глубокие кризисные явления, проявившиеся в резких диспропорциях инвестиционного развития: 1) отсутствии устойчивости и разнонаправленности инвестиционной динамики как на уровне экономики Вологодской области в целом, так и на уровне отдельных территорий и отраслей; 2) непропорциональности в источниках привлечения инвестиций, которая выражается в низкой доле привлеченных средств за счет банковских кредитов, частных российских и иностранных инвесторов, сбережений населения; 3) отраслевых несоразмерностях, связанных с недостаточным инвестированием обрабатывающих отраслей экономики, наукоемких производств и инновационно-активных предприятий Вологодской области, способных изменить экономическую структуру региона; 4) неравномерности территориального развития инвестиционных процессов, которая проявляется в привлечении значительной части инвестиций в крупные промышленные центры области - Вологду и Череповец. При этом в большинстве муниципальных районов уровень инвестирования крайне низкий. Преодоление негативных диспропорций и формирование эффективной инвестиционной политики в рамках общегосударственной стратегии социально-экономического развития страны создаст предпосылки для активизации инвестиционных процессов и позволит преодолеть критические значения показателей инвестиционного развития в экономике России и ее регионов (Березинская, 2016). Обзор литературы Одним из эффективных механизмов решения проблем повышения инвестиционной активности на региональном уровне выступает институт межмуни- ципального сотрудничества (Козлова, Макарова, 2018). Обзор публикаций по исследуемой проблематике показал, что большинство исследователей дискутирует относительно трактовки рассматриваемого понятия (Власова, Джек 2010; Ямалаева, 2016), форм и методов реализации процессов взаимодействия (Гафаров, 2017; Петроградская, 2010), анализирует сложившуюся ситуацию и тенденции межмуниципального сотрудничества (Бутова, 2013; Гутникова, 2012), рассматривает организационно-экономические механизмы их активизации (Виль- чинская, 2016; Рагозина, 2010), оценивает эффективность межмуниципального сотрудничества в экономической и социальной сферах регионов (Serrano, De- maziere, 2016; Rus et al., 2018). Учитывая значимость развития межмуниципального сотрудничества, считаем, что трактовка данного понятия должна быть сопряжена со всеми сферами деятельности муниципальных образований и отражать их совместную деятельность, осуществляемую в ассоциативной, договорной или организационно-правовой форме в целях взаимодействия, защиты общих интересов, для повышения эффективности принимаемых управленческих решений местного значения. Методы и подходы Анализ развития межмуниципального сотрудничества и возможностей его развития на региональном уровне базировался на методах кластерного анализа, анализа временных рядов, а также табличных и графических методах визуального представления результатов исследования. В российской экономике достаточно широко распространены ассоциативные и договорные формы, организационно-правовые формы используются в межмуниципальном сотрудничестве гораздо реже. Данный тезис подтверждает количественная оценка и сравнительный анализ развития форм и интенсивности взаимодействия муниципальных образований (МО) как на общенациональном, так и на региональном уровне (табл. 2). За период 2014-2018 гг. анализ форм межмуниципального сотрудничества в РФ показал, что по степени распространения превалируют межмуниципальные объединения и некоммерческие организации. Наименее привлекательной формой сотрудничества остается участие муниципальных образований в коммерческих организациях, муниципальных банках и иных финансовых организациях. На уровне Северо-Западного федерльного округа и Вологодской области складывается ситуация, для которой характерно значительное снижение рассмотренных выше форм сотрудничества (табл. 3). Таблица 2 Сравнительный анализ развития форм межмуниципального сотрудничества в РФ за 2014-2018 гг., единиц [Table 2. A comparative analysis of the development of forms of inter+municipal cooperation in the Russian Federation for 2014-2018, units] Годы Число МО Число МО, участвующих на добровольной основе в объединениях муниципальных образований, в межмуници+ пальных некоммерческих организациях Число МО, участвующих в межмуници+ пальных коммерческих организациях Муници+ пальные унитарные предприятия Муници+ пальные банки и иные финансовые организации 1 2 3 4 5 6 Российская Федерация 2014 22923 20805 521 14663 127 2015 22406 20436 573 13780 99 2016 22327 20901 548 13271 89 2017 21945 20387 607 11849 114 2018 21501 20461 620 10953 448 Абс. изм. 2018 г. к 2014 г. -1431 -344 +99 -3710 +321 Окончание табл. 2 [Table 2, ending] Северо$Западный федеральный округ 2014 1639 1550 93 1222 5 2015 1467 1414 91 1172 2 2016 1433 1268 49 1141 1 2017 1419 1392 44 1036 2 2018 1406 1386 61 973 4 Абс. изм. 2018 г. к 2014 г. -233 -164 -32 -249 -1 Вологодская область 2014 282 281 40 121 - 2015 224 224 40 11 - 2016 218 218 6 92 - 2017 209 209 2 90 - 2018 208 208 17 95 - Абс. изм. 2018 г. к 2014 г. -74 -73 -23 -26 - Источник: составлено авторами на основе: Формирование местного самоуправления в Россий$ ской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019). Таблица 3 Анализ развития форм межмуниципального сотрудничества в Вологодской области в 2018 г. [Table 3. Analysis of the development of forms of inter+municipal cooperation in the Vologda region in 2018] Показатели Муниципальные образования Всего Муниципальные районы Городские округа Городские поселения Сельские поселения ед. % ед. % ед. % ед. % ед. % Наличие МО 208 100,0 26 12,4 2 1,0 22 10,6 158 76,0 Число МО, участвующих на добровольной основе в объединениях муници$ пальных образований, в межмуниципальных не$ коммерческих организа$ циях 208 100,0 26 12,4 2 1,0 22 10,6 158 76,0 Число МО, участвующих в межмуниципальных ком$ мерческих организациях 17 100,0 4 23,5 - 0,0 1 5,9 12 70,6 Муниципальные унитар$ ные предприятия 95 100,0 52 54,8 16 16,8 13 13,7 14 14,7 Источник: составлена авторами на основе: Формирование местного самоуправления в Рос$ сийской Федерации. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019). Количественная оценка развития форм межмуниципального сотрудничества в Вологодской области выявила преобладание некоммерческих организаций и объединений. Значительная доля в разрезе форм сотрудничества приходится на муниципальные унитарные предприятия. Наиболее представлена данная форма взаимодействия в городских округах и муниципальных районах. Наименее распространено в Вологодской области сотрудничество на основе межмуниципальных коммерческих организаций. Результаты исследования По нашему мнению, активизация процессов межмуниципального сотруд- ничества должна базироваться на сочетании территориального и отраслевого походов. Реализация территориального подхода предполагает применение результатов зонирования региона, в основе которого лежит типология муниципальных образований по уровню социально-экономического развития. Информационной базой послужили официальные данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. Период наблюдения 2008-2018 гг., число муниципальных районов - 26. Перечень показателей включал: производственный блок (объем промышленной продукции на душу населения, тыс. руб.; объем продукции сельского хозяйства на душу населения; тыс. руб.; ввод в действие жилых домов, м2 на душу населения); финансовый блок (сумма сальдированного финансового результата на душу населения, тыс. руб.; собственные доходы бюджета на душу населения, тыс. руб.; инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.;); социальный блок (коэффициент естественного прироста/убыли населения на душу населения, чел.; среднегодовая численность работающих в организациях муниципального района, в % к итогу по региону; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, тыс. руб.); потребительский блок (розничный товарооборот на душу населения, тыс. руб.; услуги общественного питания на душу населения, тыс. руб.; платные услуги на душу населения, тыс. руб.). Таблица 4 Типология муниципальных образований Вологодский области по уровню социально+экономического развития (на основе кластерного анализа) [Table 4. Typology of municipalities of the Vologda region in terms of socio+economic development (based on cluster analysis)] Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 2008 год Вологодский, Кадуйский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский Вытегорский, Великоустюгский, Грязовецкий, Кирилловский, Сокольский, Тотемский, Усть$Кубинский, Череповецкий Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Верховажский, Вожегодский, Кичменгско$Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сямженский, Тарногский, Устюженский, Харовский 2018 год Великоустюгский, Вологодский, Грязовецкий, Кирилловский, Тотемский, Шекснинский Белозерский, Вытегорский, Кадуйский, Нюксенский, Сокольский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий Бабаевский, Бабушкинский, Вашкинский, Верховажский, Вожегодский, Кичменгско$Городецкий, Междуреченский, Никольский, Сямженский, Тарногский, Устюженский, Усть$Кубинский Источник: составлено авторами. В табл. 4 представлена типология муниципальных образований Вологодской области на основе кластерного анализа территорий. Она показала наличие территорий - «точек роста» в экономике региона, которые сохраняют лидирующие позиции (высокий уровень) на протяжении десяти лет - Вологодский и Шекснинский муниципальные районы. В 2018 г. к ним присоединились Великоустюгский, Грязовецкий, Кирилловский и Тотемский районы. Значительными возможностями для развития в перспективе обладают Белозерский, Вытегорский, Кадуйский, Нюксенский, Сокольский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий районы. Зонирование Вологодской области для межмуниципального сотрудничества на основе взаимодействия территориально смежных, но различных по уровню социально-экономического развития, муниципальных районов продемонстрировано на рисунке. Особенностью представленного зонирования является возможность повышения уровня социально-экономического развития территорий за счет взаимодействия «точек роста» (муниципальные образования с высоким и средним уровнем) с менее развитыми муниципалитетами, которые будут получать импульсы для привлечения новых инвесторов, формирования новых производств и инфраструктурных объектов, решения социальных проблем. Рисунок. Зонирование территорий Вологодский области для межмуниципального сотрудничества: 1 - западная зона; 2 - центральная зона; 3 - северная зона; 4 - восточная зона [Figure. Zoning of territories of the Vologda region for inter$municipal cooperation: 1 - Western region; 2 - Central region; 3 - Northern region; 4 - Eastern region] Источник: составлено авторами. Что касается отраслевого подхода, то анализ социально-экономического положения муниципальных районов, инвестиционного и инновационного по- тенциала территорий позволяет выделить перспективные направления межмуниципального сотрудничества в Вологодской области. К ним относятся: 1. Развитие отраслей специализации муниципальных образований Вологодской области - предприятий лесопромышленного комплекса, аграрного сектора и строительной сферы. Анализ инвестиционных паспортов муниципальных районов показал, что именно эти отрасли экономики являются ключевыми при привлечении внешних инвесторов и выступаю приоритетами экономического развития территорий региона. В этом направлении может быть рассмотрено создание межмуниципальных хозяйственных обществ, а также межмуниципальных некоммерческих организаций. На основе перечисленных форм могут формироваться вертикально-интегрированные и горизонтальноинтегрированные объединения. Актуальным для развития данного направления также является совместное использование и развитие имеющейся инфраструктуры (дорог, связи, сферы обслуживания и др.). 2. Развитие туристского сектора на основе уже используемых ресурсных возможностей (культурно-познавательного и событийного видов туризма), а также с учетом природной специфики региона (спортивной, охотничье-рыболовной, сельской, экологической и др.). В этом направлении перспективны все формы межмуниципального сотрудничества: ассоциативные, договорные, организационно-правовые. 3. Развитие сферы культуры, физической культуры и спорта, которые тесно связаны с туристским сектором (Андреевна, 2017). Практически во всех образованиях регулярно проводятся фестивали, ярмарки, спортивные мероприятия, развитие которых в перспективе может быть связано с активизацией межмуниципального сотрудничества на основе ассоциативных и договорных форм взаимодействия. Заключение Сравнительный анализ развития процессов межмуниципального сотрудничества в РФ и ее регионах показал, что в российской экономике достаточно широко распространены ассоциативные и договорные формы, организационноправовые формы используются в межмуниципальном сотрудничестве гораздо реже. По степени распространения превалируют межмуниципальные объединения и некоммерческие организации. Наименее привлекательной формой сотрудничества остается участие муниципальных образований в коммерческих организациях, муниципальных банках и иных финансовых организациях. Количественная оценка развития форм межмуниципального сотрудничества в Вологодской области выявила преобладание некоммерческих организаций и объединений. Значительная доля в разрезе форм сотрудничества приходится на муниципальные унитарные предприятия. Наиболее представлена данная форма взаимодействия в городских округах и муниципальных районах. Наименее распространено в Вологодской области сотрудничество на основе межмуниципальных коммерческих организаций. Активизация процессов межмуниципального сотрудничества должна базироваться на сочетании территориального и отраслевого походов. Реализация территориального подхода предполагает применение результатов зонирования региона, в основе которого лежит типология муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, а затем их объединение по принципу взаимодействия территориально смежных, но различных по уровню развития, муниципальных районов. Особенностью продемонстрированного зонирования является возможность повышения уровня социально-экономического развития территорий за счет взаимодействия «точек роста» (муниципальные образования с высоким и средним уровнем) с менее развитыми муниципалитетами, которые будут получать импульсы для привлечения новых инвесторов, формирования новых производств и инфраструктурных объектов, решения социальных проблем. Таким образом, активизация процессов межмуниципального сотрудничества создаст предпосылки для повышения эффективности использования ресурсных возможностей территорий Вологодской области, повышения инвестиционной и инновационной активности, развития инфраструктурных объектов и преодоления социальных проблем в экономике Вологодской области.

×

Об авторах

Ольга Серапионовна Москвина

Вологодский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: osm250606@yandex.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит».

Российская Федерация, 160000, Вологда, ул. Ленина, 15

Ирина Викторовна Неспанова

Вологодский государственный университет

Email: inespanova@yandex.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит».

Российская Федерация, 160000, Вологда, ул. Ленина, 15

Список литературы

  1. Андреева М.В. Перспективные направления межмуниципального сотрудничества с целью эффективного использования инвестиционного потенциала районов Вологодской области // Вестник университета. 2017. № 5. С. 74-78
  2. Березинская О. Инвестиционная пауза в экономике России: структурные характеристики и перспективы преодоления // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 30-45.
  3. Бутова Т.В., Пухова М.М., Щукин И.А. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России // Управленческие науки. 2013. № 3. С. 4-15.
  4. Вильчинская О.В. Межмуниципальное сотрудничество: теория и практика // Муниципальная академия. 2016. № 1. С. 101-106.
  5. Власова Н.Ю., Джек Л.Н. Теория и практика межмуниципального сотрудничества в контексте региональной политики Европейского Союза // Известия УрГЭУ. 2010. № 2 (28). С. 26-31.
  6. Гафаров М.Р. Межмуниципальное сотрудничество как направление стратегического управления развитием территорий // Казанский экономический вестник. 2013. № 5 (7). С. 54-57.
  7. Гутникова Е.А. Межмуниципальное сотрудничество как фактор активизации экономического и социального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6 (24). С. 218-230
  8. Козлова О.А., Макарова М.Н. Межмуниципальное сотрудничество как инструмент стратегического развития территории // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы. 2018. Т. 11. № 3. С. 132-144
  9. Кормишкина Л.А., Колосков Д.А. Инновационные подходы к формированию инструментов инвестиционной политики с позиции парадигмы неоиндустриального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 6. С. 218-230
  10. Петроградская А.А. Виды и формы межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2010. № 5 (79). С. 256-262
  11. Рагозина Л.Г. Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом // Вопросы местного самоуправления. 2010. № 1 (29). С. 22-32
  12. Семёнова Н.Н. Развитие инвестиционных процессов в регионе в условиях новых вызовов // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 12. С. 2347-2360
  13. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения: 02.10.2019)
  14. Ямалаева А.Р. Межмуниципальное сотрудничество: содержание понятия и принципы реализации // Марийский юридический вестник. 2016. № 2. С. 31-33
  15. Rus P., Nared J., Bojnec S. Forms, areas, and spatial characteristics of intermunicipal cooperation in the Ljubljana urban region // Acta Geographica Slovenica. 2018. Vol. 58. Issue 2. Pp. 47-61. doi: 10.3986/AGS.4830
  16. Serrano J., Demazière C. Le foncier des espaces périurbains dans la planification spatiale: une construction intercommunale et interterritoriale // Revue d’Économie Régionale & Urbaine. 2016. No. 4. Pp. 737-766. doi: 10.3917/reru.164.0737

© Москвина О.С., Неспанова И.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах