Современные тенденции развития, внешнеэкономические стратегии и конкурентный потенциал ТНК Японии, Китая и стран Юго-Восточной Азии: сравнительный анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью исследования является сравнительный анализ современных стратегий внешнеэкономического развития и транснационализации крупного бизнеса в Японии, Китае и странах Юго-Восточной Азии. В статье изучаются современные инвестиционные стратегии и основные тенденции деятельности транснациональных корпораций этих стран. Актуальность темы обусловлена важной ролью ТНК в осуществлении международного обмена прямыми иностранными инвестициями, их весомым вкладом как в повышение социально-экономического уровня своих стран базирования, так и в укрепление и расширение торгово-экономических связей между государствами Восточной Азии. При подготовке работы использованы количественные методы исследования, а именно: статистический анализ, ранжирование, сопоставление. Используются теоретические (контентанализ) и эмпирические (работа с официальной документацией) методики сбора информации. Весомый вклад в теоретическую и фактологическую базу исследования внесли официальные публикации и материалы Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также работы отечественных ученых и исследователей. В статье сопоставляются такие экономические показатели, как располагаемые корпорациями суммарные объемы активов и объемы зарубежных активов. Анализируются сферы, в которых заняты ТНК рассматриваемых стран, обозначается их международная специализация. Сингапур и Малайзия определяются как страны ЮВА, которые наиболее успешно развивают процесс транснационализации крупного бизнеса, однако делается вывод о неравномерности этого процесса в субрегионе. Выделяются различные мотивы транснационализации крупного бизнеса сопоставляемых стран, а также приводятся современные примеры их инвестиционного взаимодействия, реализуемые ТНК Восточной Азии сделки слияния и поглощения.

Полный текст

Введение В эпоху экономической глобализации предпринимательство во многих странах мира выходит за пределы границ государств, повсеместно происходит процесс транснационализации бизнеса. Первоначально основными местами © Мищенко Я.В., 2020 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ базирования ТНК были страны, наиболее успешные в своем экономическом развитии. Это, прежде всего, США, развитые страны Западной Европы и Япония - так называемые центра силы глобальной экономики. В последнее время Китай, ставший второй экономикой мира, тоже превратился в страну базирования большого количества ТНК. Среди государств Юго-Восточной Азии есть экономически развитые и динамично развивающиеся страны, активно участвующие в международном обмене товарами, услугами, капиталами и технологиями, в качестве каналов и основных механизмов передачи которых также выступают транснациональные корпорации. Обзор литературы Ввиду важности и активной деятельности ТНК Восточной Азии, различные аспекты исследуемой темы уже длительное время вызывают интерес российских и зарубежных ученых и исследователей. Так, С.М. Ребрей в монографии «Транснационализация японского бизнеса» рассматривает особенности, основные факторы и тенденции этого процесса применительно к Японии (Ребрей, 2015); китайский исследователь Сюй Люмэй в работе «Транснационализация бизнеса китайских компаний в условиях глобализации» - в контексте КНР (Сюй, 2016). А.Л. Сапунцов в статье «Транснациональные корпорации развивающихся стран в мировой экономике» изучает важность ТНК как инструмента экономической экспансии государств и отмечает, что с 1990-х гг. в мире наметилась тенденция к вывозу прямых иностранных инвестиций из развивающихся стран, а наиболее заметного прогресса в сфере транснационализации предприятий добились азиатские страны (Сапунцов, 2006). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - авторитетный источник материалов по прямым иностранным инвестициям и ТНК - регулярно публикует материалы по данным темам. Методы В рамках настоящего исследования применялись общенаучные и специальные, качественные и количественные методы (статистический анализ, ранжирование, сопоставление, анализ временных рядов). Использовались теоретические (контент-анализ) и эмпирические (работа с официальной документацией и международными базами данных) методики сбора информации, а также графический метод - построение диаграмм и таблиц. Результаты Страны Восточной Азии различаются по уровню экономического развития, однако общая тенденция XXI в. такова, что это динамично развивающийся регион, в котором сосредоточены крупные экономические, финансовые, производственные, технологические и другие ресурсы. Транснациональные корпорации активно способствуют наращиванию и распределению ресурсов и играют важную роль в расширении участия стран региона в широком спектре мирохозяйственных связей, являясь одним из важных двигателей как экономического развития своих стран базирования и стран, где они работают, так и активизации и углубления широкого спектра их экономического сотрудничества. ЮНКТАД регулярно публикует рейтинги 100 крупнейших в мире нефи- нансовых корпораций (проранжированы по убывающей - по объему их зарубежных активов). В рейтинг 2018 г. включено десять японских ТНК, шесть корпораций из Китая, по одной - из Гонконга, Тайваня и Южной Кореи. Таблица 1 ТНК стран Восточной Азии, 2018 г. [Table 1. TNCs of East Asian countries, 2018] № в рейтинге Объем зарубежных активов (млн долл.) Суммарный объем активов (млн долл.) Сфера ТНК Япония 2 300 384 468 872 Toyota Motor Corporation (автомобили) 4 240 305 325 869 Softbank Group Corp. (телекоммуникации) 14 143 280 184 338 Honda Motor Co., Ltd (автомобили) 20 122 276 171 097 Nissan Motor Co., Ltd (автомобили) 33 105 448 125 235 Takeda Pharmaceutical Company Limited (фармацевтика) 38 87 357 107 843 Mitsui & Co., Ltd (оптовая торговля металлами и минералами) 42 82 633 201 274 Nippon Telegraph & Telephone Corporation (телекоммуникации) 55 68 378 149 254 Mitsubishi Corporation (торговля нефтью и топливом) 82 48 367 61 470 Marubeni Corporation (торговля товарами длительного пользования) 89 45 051 189 416 Sony Corporation (бытовая электроника) Гонконг (Китай) 13 144 891 CK Hutchison Holdings Limited 157 337 (розничная торговля) Тайвань (Китай) 31 106 644 Hon Hai Precision Industries 110 609 (электронные комплектующие) Китай 40 84 419 China COSCO Shipping Corp., Ltd 109 044 (доставка и логистика) 45 77 594 Tencent Holdings Limited 119 824 (компьютеры и обработка данных) 56 67 282 China National Offshore Oil Corp. (CNOOC) 173 408 (добыча полезных ископаемых и нефти) 62 60 000 State Grid Corporation of China 585 299 (электричество, газо и водоснабжение) 67 56 241 China National Chemical Corporation (ChemChina) 121 444 (продукция химической промышленности) 98 42 790 131 338 China Minmetals Corp. (CMC) (металлы) Республика Корея[12] 39 84 717 Samsung Electronics Co., Ltd. 304 057 (коммуникационное оборудование) Источник: составлено автором по The World's top 100 nonfinancial MNEs, ranked by foreign as sets, 2018 // UNCTAD. URL: https://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=The%20world’s%20 top%20100%20nonfinancial%20MNEs,%20ranked%20by%20foreign%20assets (accessed: 25.05.2020). Страны Азии добились впечатляющих успехов в XXI в. в транснационализации своих предприятий. Так, в начале 1990-х гг. в развитых странах базировалось 92 % всех ТНК. Примерно к 2005 г. 25,8 % всех ТНК базировались в развивающихся странах, причем более 21 % - в Азии (Сапунцов, 2006). Если японские корпорации в рейтингах ЮНКТАД представлены уже давно и их довольно много, то китайские корпорации стали фигурировать в них значительно позднее. Их меньше, чем японских, однако уровень транснационализации китайского бизнеса значительно возрос к концу второй декады XXI в. Последовательно прослеживается тенденция наращивания присутствия китайских корпораций в рейтинге ЮНКТАД: в 2010 г. в нем была только CITIC Group, в 2015 г. - CNOOC и China Ocean Shipping Company, а в 2017 г. - China COSCO Shipping Corp. Ltd, China National Offshore Oil Corp. (CNOOC), Tencent Holdings Limited, HNA Group Co. Ltd.[13] Кроме сингапурской корпорации Broadcom Limited (электронные компоненты, 2017 г.), других корпораций из стран ЮВА в соответствующие рейтинги ЮНКТАД 2017-2018 гг. не включались. В 2016 и 2010 гг. в рейтинге значилась малазийская корпорация Petronas (добыча полезных ископаемых и нефти), в 2003 г. - сингапурская Singtel Ltd (область телекоммуникаций)[14]. Можно сделать вывод, что, несмотря на отдельные упоминания крупных корпораций Сингапура и Малайзии в рейтингах ЮНКТАД, они появляются там скорее эпизодически и не так стабильно и регулярно, как корпорации Японии, а в последнее время и некоторые китайские корпорации. Японский крупный бизнес продолжает стабильно удерживать передовые позиции в глобальных процессах транснационализации бизнеса, китайские корпорации стремительно и последовательно покоряют эти вершины, а что касается корпораций из стран ЮВА - они тоже развивают свою международную деятельности, однако не настолько преуспели и им до сих пор проблематично и весьма непросто конкурировать на мировых рынках на равных с японскими ТНК, тогда как корпорациям КНР эта конкуренция удается и в рейтингах ЮНКТАД последних лет они представлены все обширнее (Мищенко, 2020). Тем не менее корпорации государств Юго-Восточной Азии тоже охвачены процессом транснационализации, хотя он, возможно, развивается и не так динамично, как в Японии. Это можно видеть при анализе рейтинга 100 самых крупных в мире мультинациональных предприятий из развивающихся стран и стран с переходной экономикой ЮНКТАД (проранжированы по убывающей по объему зарубежных активов). В рейтинге 2017 г. представлены четырнадцать корпораций из данного субрегиона (из них семь сингапурских и пять малазийских, что определяет эти страны ЮВА как лидеров региона по уровню транснационализации бизнеса). Данные табл. 2 позволяют сделать два важных вывода. Во-первых, в Юго- Восточной Азии, на пространстве интеграционного блока АСЕАН, сохраняется весьма заметная неравномерность развития процессов транснационализации бизнеса. Во-вторых, существеннее и успешнее других стран - соседей по региону в этом направлении продвинулись Сингапур и Малайзия. Таблица 2 Корпорации стран ЮВА в рейтинге ЮНКТАД 100 крупнейших нефинансовых корпораций из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, 2017 г. [Table 2. South East Asian corporations in the UNCTAD ranking of the world's top 100 non&financial multinational enterprises from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2017] № в рейтинге Cфера деятельности ТНК Страна Объем зарубежных активов (млн долл.) Суммарный объем активов (млн долл.) 14 Petronas (добыча полезных ископаемых и нефти) Малайзия 37 213 148 209 18 Singapore Telecommunications, Ltd (телекоммуникации) Сингапур 28 733 36 796 23 CapitaLand, Ltd (строительство) Сингапур 24 485 45 989 24 Wilmar International Limited (продукты питания и напитки) Сингапур 24 409 40 933 37 Genting Bhd (отели и рестораны) Малайзия 17 287 23 130 50 YTL Corporation Bhd (строительство) Малайзия 14 309 17 398 52 Flex, Ltd (электронное оборудование) Сингапур 13 641 13 716 55 Axiata Group Bhd (телекоммуникации) Малайзия 12 851 17 275 63 Sime Darby Bhd (оптовая торговля товарами длительного пользования) Малайзия 11 491 15 767 71 Keppel Corp., Ltd (транспортное оборудование) Сингапур 11 588 21 041 72 San Miguel Corp. (еда и напитки) Филиппины 10 322 27 671 77 Sembcorp Industries Limited (электричество, газо и водоснабжение) Сингапур 9704 17 374 89 Banpu Public Company Limited (добыча полезных ископаемых и нефти) Таиланд 8154 8206 93 Golden AgriResources, Ltd (еда и напитки) Сингапур 7857 8138 96 City Developments, Ltd (недвижимость) Сингапур 7613 14 597 Источник: составлено автором по The top 100 nonfinancial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2017 // UNCTAD. URL: https://unctad.org/SearchCenter/Pages/ Results.aspx?k=The%20world’s%20top%20100%20nonfinancial%20MNEs,%20ranked%20by%20foreign %20assets (accessed: 16.12.2019). Двадцать пять китайских корпораций также представлены в данном рейтинге ЮНКТАД. Таким образом, китайские ТНК в настоящее время характеризуются широким диапазоном объемов зарубежных активов, сопоставимым как с японскими гигантами, так и с корпорациями стран ЮВА. Корпорации Японии и стран Юго-Восточной Азии существенно различаются объемами активов - как суммарных, так и зарубежных. У японских ТНК они достигают сотен миллиардов долларов, а у корпораций ЮВА исчисляются десятками миллиардов долларов. Несколько различается территориальный и географический охват деятельности ТНК из Японии, Китая и стран ЮВА. Среди японских и китайских корпораций много глобальных, тогда как странам ЮВА, отчасти ввиду меньшего объема располагаемых активов, не всегда удается полномасштабно выводить свою деятельность за пределы региона. Это успешно получилось у корпорации City Developments Ltd из Сингапура (пятьсот отделений в почти тридцати странах по всему земному шару[15]), тогда как малазийская корпорация Axiata Group Bhd имеет крупные филиалы вне стран региона только в Великобритании и Маврикии[16]. Рисунок показывает, что крупнейшие китайские корпорации сегодня на мировом рынке являются, если судить по объему активов, некой «прослойкой», своего рода промежуточным звеном между японскими ТНК с их весьма крупными активами и корпорациями стран Юго-Восточной Азии с более скромными объемами активов (пожалуй, за исключением малазийской Petronas). Обращает на себя внимание китайская корпорация State Grid Corporation of China внушительным объемом своих суммарных активов, превышающих показатели японских лидеров рейтинга, в частности Toyota Motor Corporation. Различаются сферы, в которых корпорации региона действуют на мировом рынке. Так, японские автомобильные ТНК успешны по всему миру. Китайский бизнес в этой нише не вышел на успешные конкурентные позиции с Японией. Японские фармацевтические и электротехнические ТНК также получили широкое распространение. Таким образом, японские корпорации активно действуют в отраслях обрабатывающей, в том числе тяжелой, промышленности. Корпорации стран Юго-Восточной Азии обозначили свое присутствие в таких сегментах рынка, как ресторанный и строительный бизнес, недвижимость, производство напитков и продуктов питания (инфраструктура и обрабатывающая легкая промышленность). Разработка полезных ископаемых и телекоммуникации - сегменты, в которых активно действуют корпорации и Японии, и стран Юго-Восточной Азии (добывающая промышленность и третичный сектор экономики). Китайские корпорации на мировых рынках представлены в разных сегментах. Это добыча полезных ископаемых, нефть и нефтепереработка, металлы и смежные отрасли, газо- и водоснабжение и электричество, логистика и перевозки, строительный бизнес, электронное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, еда и напитки и т. д. Такая обширная и разноплановая международная специализация китайских корпораций становится фактором, определяющим трудности конкуренции с ними на мировых рынках. Рисунок. Суммарные и зарубежные активы ТНК Японии, Китая и стран ЮВА[17], млн долл., 2017-2018 гг. [Figure. Total and foreign assets of TNCs of Japan, China and the South East Asian countries, millions of dollars, 2017-2018] Источник: составлено по UNCTAD. URL: https://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k= The%20world’s%20top%20100%20nonfinancial%20MNEs,%20ranked%20by%20foreign%20assets (acces sed: 15.12.2019). Мотивы транснационализации. Активная транснационализация современного китайского бизнеса стала следствием удачного сочетания официальной государственной политики в этой области и объективных экономических факторов. Основы были заложены государственной стратегией «выхода за границу» в условиях глобализации. Власти принимают меры по упрощению процедур вывоза капитала. ТНК в этом контексте рассматриваются как важный субъект зарубежной деловой активности. Помимо официальной государственной стратегии в этой сфере, есть объективные факторы заинтересованности китайского бизнеса в транснационализации. Это поиск новых рынков сбыта некоторыми компаниями, занимающимися перерабатывающим производством, ввиду чрезмерного насыщения внутреннего рынка. Это также возможности получения опыта управления проектами за рубежом, использования передовых иностранных технологий (Сюй, 2016). Отличаются факторы транснационализации корпораций Японии и стран Юго-Восточной Азии, что в некоторой степени повлияло на территориальный охват их деятельности. С 1980-х гг. начинается экспансия японских ТНК в развивающиеся страны (63 % зарубежных отделений), так как эти страны позволяли переносить к ним экологически «грязные» производства и характеризовались относительно дешевой стоимостью труда и обилием сырьевых источников (Ребрей, 2015). Поэтому, чтобы минимизировать производственные издержки, японские ТНК охотно вели бизнес в таких странах, в том числе в Восточной Азии (43 % филиалов ТНК). Размещение производства в развитых странах (США, ЕС) служило в основном задаче преодоления протекционистских барьеров в торговле, которые эти страны иногда применяли (Hollerman, Myers, 1996). Международные альянсы и сделки слияния и поглощения как способ транснационализации японского бизнеса получили широкое применение начиная с 1990-х гг. Это стимулировало большой поток японских инвестиций в развитые страны. 2000-е гг. отмечены динамичной транснационализацией корпораций, занятых в третичном секторе экономики, на- пример в области телекоммуникаций. За процессами транснационализации компаний развивающихся стран стояли иные мотивы и предпосылки. Корпорации стран Юго-Восточной Азии работают в тех сферах, продукцию которых выгоднее всего реализовывать в государствах с высоким уровнем жизни (рестораны, еда, напитки, недвижимость). Достичь максимизации прибыли в этой нише легче в странах с высокими доходами населения и устойчивым платежеспособным спросом. Бедные страны с низким уровнем экономического развития не смогут обеспечить для такой продукции и услуг максимальную доходность. Фактор экономии производственных издержек, разумеется, все равно важен, однако они, как правило относительно невысоки во всех развивающихся странах (с учетом специфики наличия тех или иных ресурсов). Присутствие на рынках более развитых стран также повышает качество менеджмента, модернизирует технологически и совершенствует в самых разных направлениях корпорации развивающихся государств. Поэтому корпорации развивающихся стран нацеливаются на глобальный охват своего бизнеса, однако такая ситуация может привести к возникновению эффекта отклонения инвестиционных потоков из региона и, как следствие, - «риску недостаточного внутрирегионального инвестирования», в частности в Юго-Восточной Азии (Мищенко, 2020). Утрачивают возможности привлекать капиталовложения в виде инвестиций наи- менее экономические развитые страны региона, такие как Камбоджа, Лаос, Мьянма, чьи финансовые поступления извне до сих пор отчасти состоят из офи- циальной помощи развитию, например японской (Лебедева, 2014), в то время как корпорации своего региона в инвестиционных стратегиях оставляют их без внимания. Так, Лаос, Камбоджа, Мьянма суммарно получают не более 0,5 % сингапурских прямых исходящих инвестиций. Анализ инвестиционной активности Сингапура указывает на проблему недостаточного инвестирования корпорациями государств ЮВА самых бедных стран региона. В 2017 г. в Китай было направлено 17,3 % сингапурских ПИИ, в страны ЕС - 14,6 %. Среди стран субрегиона наибольшие инвестиции Сингапура привлекли более развитые и благоприятно развивающиеся государства: в Индонезию было на- правлено 7,7 % ПИИ, в Малайзию - 5,5 %, в Таиланд - 3,2 %[18]. Это осложняет и замедляет процесс «подтягивания» и выравнивания уровней экономического развития стран ЮВА. Сотрудничество корпораций региона. Японские компании традиционно рассматривают приобретение иностранных бизнес-единиц в качестве одного из основных компонентов своих стратегий развития. Они надеются извлечь выгоду из экономического роста в развивающихся странах, в частности ЮВА, и расширить свой бизнес за счет покупки их компаний. В последние годы особое внимание слияниям и поглощениям компаний Юго-Восточ- ной Азии уделяют японские финансовые корпорации (табл. 3). Таблица 3 Японские инвестиции в компании Китая и ЮВА [Table 3. Japanese investment in the enterprises of China and South East Asia] Компания&покупатель (Япония) Приобретаемая компания Сумма сделки, иены Год Itochu, CP Group (Япония - Таиланд) Подразделение CITIC (КНР) 1,2 трлн 2015 Bank of TokyoMitsubishi UFJ Bank of Ayudhya (Таиланд) 560 млрд 2013 Sumitomo Mitsui Banking Bank BTPN (Индонезия, доля 40 %) 150 млрд 2013 Kintetsu World Express APL Logistics (Сингапур) 140 млрд 2015 Sumitomo Mitsui Banking Bank of East Asia (Гонконг) 100 млрд 2014 Bank of TokyoMitsubishi UFJ Security Bank (Филиппины) 90 млрд 2016 Bank of TokyoMitsubishi UFJ Vietinbank (Вьетнам) 60 млрд 2012 Sumitomo Corp. Bank BTPN (Индонезия, доля 17,5 %) 56 млрд 2015 Mizuho Corporated Bank Vietcombank (Вьетнам) 43 млрд 2011 Sumitomo Mitsui Banking Eximbank (Вьетнам) 25 млрд 2007 Источник: Japanese Firms Accelerate Outbond Mergers and Acquisitions // Nippon.com. 14.09.2016. URL: https://www.nippon.com/en/features/h00148/japanesefirmsaccelerateoutboundmergersand acquisitions.html (accessed: 18.12.2019) Китайский бизнес также проявляет известную инвестиционную активность. В 2016 г. примерно за 770 млрд иен китайская корпорация Tencent приобрела долю Supercell в размере 84,3 %, финского разработчика мобильных игр, у японской корпорации Softbank[19]. В 2016 г. тайваньская технологическая компания Foxconn (известная также как Hon Hai Precision Industry) приобрела японский Sharp за 389 млрд иен (примерно 6,25 млрд долл.). На данное приобретение претендовал и японский инвестиционный фонд Innovation Network Corp. of Japan (INCJ), в число акционеров которого входит правительство Японии и некоторые местные компании, предложивший за сделку 300 млрд иен (около 2,6 млрд долл.)[20]. Однако ценовую рыночную конкуренцию выиграла тайваньская компания. Не только ТНК Японии присутствуют на рынках стран ЮВА, но и не- которые корпорации из субрегиона работают на японском рынке. Например, Petronas вышла на японский рынок в 1975 г., организовав поставки малазийской сырой нефти в Японию. В 2017 г. Petronas получила контракт на десять лет на поставку СПГ от японской компании Hokkaido Electric Power через свой филиал Malaysia LNG. В это же время корпорация стала завоевывать японский рынок смазочных материалов через экспорт автомобильных моторных масел премиум-класса. Интересы сторон взаимодополняемы и комплементарны, вследствие чего установилось многолетнее взаимовыгодное сотрудничество. В 2019 г. стало известно, что консорциум японских компаний во главе с JXTG Holdings и Petronas интересуются долевым участием в проекте нефтеперерабатывающего завода в Индии. Это мог быть интересный пример партнерства или же, наоборот, конкуренции ТНК, однако вскоре в Petronas заявили, что корпорация не намерена приобретать долю в НПЗ в Бине[21]. Практика консолидации японских компаний для участия в зарубежных проектах и в контексте конкурентной борьбы на мировых рынках также распространена: так, в 2016 г. крупнейшая японская корпорация, занимающаяся производством стали, Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp. приобрела другую крупную компанию в этой области Nisshin Steel (четвертое по объемам производства стали предприятие в стране)[22], чтобы консолидировать отрасль и укрепить свой конкурентный потенциал перед лицом соперничества с китайскими производителями. Заключение В XXI веке по мере развития и подъема экономик стран Восточной Азии усиливаются процессы транснационализации их крупного бизнеса. Уже не только Япония среди азиатских стран является основной страной базирования крупнейших в мире ТНК, но также Китай, Сингапур, Малайзия и некоторые другие страны региона. Однако разница между ними все же сохраняется. Китайских компаний в ежегодных рейтингах ЮНКТАД 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира пока меньше, чем японских, однако их присутствие в рейтингах последних лет не только стабильно, но и показывает тенденцию к расширению. В отличие от китайских корпораций, корпорациям стран ЮВА сложнее конкурировать на равных с японскими ТНК - они характеризуются, как правило, заметно меньшими объемами суммарных и зарубежных активов (у ТНК Японии они исчисляются сотнями миллиардов долларов, тогда как у ТНК из ЮВА - десятками миллиардов долларов). Различаются мотивы транснационализации ТНК рассматриваемых стран: если японский бизнес изначально становился трансграничным, чтобы иметь доступ к более дешевой рабочей силе и производственным ресурсам (то есть подразумевая экономию издержек дорогостоящего производства), и потому охватывал страны менее развитые, то бизнес развивающихся стран часто оказывается нацелен на максимизацию прибыли, а следовательно, стремится выходить на рынки экономически развитых и богатых государств, где на их продукцию и услуги предъявляется более платежеспособный спрос. Крупнейшие ТНК Японии, Китая и стран ЮВА (особенно Малайзии и Сингапура, которые больше других стран субрегиона преуспели в процессах транснационализации) сегодня являются глобальными корпорациями. Они представлены в разных сегментах бизнеса и производства, при этом Япония прочно удерживает лидерство в автомобильной сфере. ТНК рассматриваемых азиатских стран активно взаимодействуют и между собой, на рынках друг друга. Развиваются их сотрудничество и конкуренция, они активно участвуют в процессах приобретения долей компаний друг друга, процессах слияний и поглощений, осуществляют капиталовложения в широкий спектр проектов. Пример приобретения японской компании Sharp тайваньской корпорацией Foxconn, обошедшей в этой сделке японский инвестиционный фонд, показывает, что крупный бизнес в Азии сегодня руководствуется в принятии инвестиционных решений факторами экономической выгоды и целесообразности, и феномен транснациональности даже в Японии - стране с традиционно трепетным и чувствительным отношением к идее национальной общности - прочно укоренился в менталитете предпринимательства, став такой же нормой и реалиями современной действительности, как и приверженность корпоративному патриотизму.

×

Об авторах

Яна Вадимовна Мищенко

Институт Дальнего Востока РАН; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: yanamischenko@gmail.com

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, старший преподаватель кафедры глобалистики факультета глобальных процессов

Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр-кт, 32; Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Лебедева И.П. Роль Японии в экономическом развитии стран АСЕАН // Япония в Азии: состояние и перспективы региональных связей. М.: Институт востоковедения РАН, 2014. С. 56-66
  2. Мищенко Я.В. ТНК Японии и АСЕАН: актуальные тенденции развития, сотрудничество и конкурентный потенциал в XXI веке // Международная экономика. 2020. № 1. С. 43-54
  3. Ребрей С.М. Транснационализация японского бизнеса. М., 2015, 133 с. URL: https://mgimo.ru/ upload/iblock/905/RebreiSM_Transnacializaciya_yaponskogo_biznesa_A5.pdf (дата обращения: 24.04.2020)
  4. Сапунцов А.Л. Транснациональные корпорации развивающихся стран в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2006, май. С. 16-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transnatsionalnye-korporatsii-razvivayuschihsya-stranv-mirovoy-ekonomike/viewer (дата обращения: 24.04.2020)
  5. Сюй Люмэй. Транснационализация бизнеса китайских компаний в условиях глобализации // Банковский вестник. 2016, май. С. 32-39. URL: https://www.nbrb.by/bv/articles/10265.pdf (дата обращения: 28.01.2020)
  6. Corporate Structure / Axiata Group. URL: https://www.axiata.com/our-business/corporate-structure (accessed: 22.05.2020).
  7. Foxconn покупает Sharp за $6,25 млрд // Коммерсант. 25.02.2016. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2923696 (дата обращения: 28.01.2020).
  8. Global Presence / City Developments Limited. URL: https://www.cdl.com.sg/index.php/thecompany/global-presence (accessed: 01.03.2020).
  9. Japanese Firms Accelerate Outbond Mergers and Acquisitions // Nippon.com. 14.09.2016. URL: https://www.nippon.com/en/features/h00148/japanese-firms-accelerate-outbound- mergers-and-acquisitions.html (accessed: 18.12.2019)
  10. Hollerman L., Myers R.H. The effect of Japanese investment on the world economy. A sixcountry study, 1970-1991. The USA: Stanford University, 1996. 240 p
  11. Petronas: No intention to acquire stake in India's Bina oil refinery // O & G Links. 05.08.2019. URL: https://oglinks.news/petronas/news/no-intention-acquire-stake-indias-bina-oil-refinery (accessed: 24.05.2020)
  12. The world’s top 100 non-financial MNEs, ranked by foreign assets, 2018 / UNCTAD. URL: https://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=The%20world’s%20top%20100 %20non-financial%20MNEs,%20ranked%20by%20foreign%20assets (accessed: 25.05.2020)
  13. The world’s top 100 non-financial TNCs, ranked by foreign assets, 2010 / UNCTAD. URL: https://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR11_web%20tab%2029.pdf (accessed: 24.01.2020)
  14. The world’s top 100 non-financial TNCs, ranked by foreign assets, 2003 / UNCTAD. URL: https://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/wir2005top100_en.pdf (accessed: 24.05.2020)
  15. The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2017 / UNCTAD. URL: https://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k= The%20world’s%20top%20100%20non-financial%20MNEs,%20ranked%20by%20 foreign%20assets (accessed: 16.12.2019)

© Мищенко Я.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах