Инвестиционные проекты в крупнейших городах Самарской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению отраслевой и территориальной структуры инвестиционных промышленных проектов с целью выявления потенциального развития Самарской области в 30-летней перспективе. Основной информацией исследования послужили данные о разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектах 2008-2048 гг. фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области». Выявлено, что более 80 % общего объема инвестиций связаны со стратегическими проектами, призванными обеспечить комплексное развитие региона. Это предполагает осуществление изменений в отраслях экономики региона и его пространственном развитии в будущем. Рассмотрены все 144 инвестиционных региональных проекта, 79 из которых - промышленные и концентрируют при этом 2/3 всех инвестиций. Проведенный анализ показал, что число инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности традиционных областей преобладает, однако 75 % финансовых средств направляется на развитие топливной промышленности (создание нефтеперерабатывающих заводов). Значительная часть проектов локализована в крупнейших городах: около 90 % всех инвестиций направлено в четыре города - Самару, Новокуйбышевск, Сызрань и Тольятти. Для этих городов описаны важнейшие инвестиционные промышленные проекты, которые вносят коррективы в их градообразующие функции. Информационно-статистической базой также являются материалы Федеральной службы государственной статистики и сайты городов Самарской области. На этой основе охарактеризована специфика ее современного социально-экономического положения и определен индустриальный профиль. Описаны важнейшие города - центры региона, их местоположение, основные отрасли промышленности и ведущие предприятия. Сопоставление существующих отраслевых и территориальных особенностей экономики области и ее инвестиционных проектов позволило сделать следующие выводы. Так как большинство промышленных проектов реализуются в тех же отраслях, которые являются базовыми в экономике региона, в будущем они сохранятся. Но роль и значение нефтепереработки в экономике значительно возрастет, а обрабатывающей промышленности - уменьшится. Что касается пространственной картины экономики, то диспропорции развития будут увеличиваться за счет развития в крупных городах Самарской области масштабных нефтеперерабатывающих проектов. Процессы диверсификации промышленного производства в большей степени коснутся развития Тольятти и Самары.

Полный текст

Введение Под инвестиционным проектом понимается план или программа мероприятий, которые напрямую связаны с осуществлением капитальных вложений. Поэтому реализация инвестиционных проектов, в том числе промышленных, оказывает существенное воздействие на социально-экономическую ситуацию в отдельных городах и регионе в целом, создает предпосылки для обеспечения его конкурентоспособности и экспортного потенциала. Строительство новых или модернизация уже существующих промышленных предприятий способствуют увеличению общего уровня занятости и оздоровлению инвестиционного климата. Так как большая часть рассматриваемых инвестиционных проектов являются стратегическими, то предусмотренные финансовые средства пойдут на будущие положительные изменения в структуре экономики области и определят города - точки роста. В настоящее время Самарская область является одним из развитых промышленных регионов России с узкой специализацией. Поэтому интерес представляет изучение структурной специфики современных реализуемых и перспективных инвестпроектов региона с точки зрения потенциального развития его экономики и промышленности. Целью данной работы является выявление структурной специфики инвестиционных проектов Самарской области для оценки перспектив ее развития. Поставлены следующие задачи: дать краткую характеристику современной экономической ситуации в регионе, проанализировать особенности инвестиционных проектов, определить их отраслевые и территориальные приоритеты и оценить возможности развития городов области. Обзор литературы Изучаемая проблематика в целом актуальна в отечественной специальной экономической литературе. Основные труды посвящены анализу инвестиционной активности в регионах России (например, Kuznetsova, 2016; Kra- silnikova et al. 2017) и проблемам управления инвестиционными проектами в регионе (Tatarkin, Bimatov, 2010; Nikitin, 2016; Никулин, Левченко, 2017; Холодкова, 2017; Пилясов, 2018). Важное место занимают научные исследования, связанные и с оценкой их эффективности (Nikitin, 2016; Колосова, Турковский, 2017; Лившиц и др., 2019). Теоретико-методологической базой статьи послужили также труды ученых, которые внесли значительный вклад в изучение воздействия инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие территорий (Do- mański, Gwosdz, 2010; Belov, 2018), в том числе отдельных регионов (Chme- líková, Redlichová, 2012; Горячко, 2014; Комарова, Мищук, 2018). Методы и подходы Статистической базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики России[4]. Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Самарской области в течение 30 лет, размещен на сайте фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области»[5]. Он дает возможность оценить приоритеты развития отраслей экономики и промышленности региона, принадлежность к населенным пунктам территории на основе количества проектов и объемов их капиталовложений. Сравнительная оценка отраслевой и территориальной структуры данных проектов с современными особенностями региона способствует выявлению его будущего развития. Результаты Социально-экономическая характеристика Самарской области. Регион расположен в Приволжском федеральном округе, на юго-востоке Европейской России, в среднем течении Волги. В 2018 г. общая площадь территории - 53,6 тыс. км2, численность населения - 3,2 млн чел., плотность населения - 59,4 чел./км2, уровень урбанизации высокий - 80,3 %, в регионе десять городов областного подчинения. Административный центр - Самара, город-милли- онер (1156,6 тыс. чел.), наиболее крупные города: Тольятти (702,8 тыс. чел.), Сызрань (177,3 тыс. чел.) и Новокуйбышевск (102,9 тыс. чел.)[6]. Основными полезными ископаемыми являются нефть, природный газ, горючие сланцы и минерально-строительное сырье. Область обладает запасами гидроэнергетических ресурсов, самородной серы и цементного сырья. Более 56 % жителей находятся в трудоспособном возрасте, из них более 21 % занято в обрабатывающей промышленности и 13,4 % - в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств (Региональная экономика, 2019). Валовой региональный продукт (ВРП) Самарской области в 2017 г. - 1496,1 млрд руб. (1,8 % в совокупном объеме ВРП субъектов России), ВРП на душу населения - 470 тыс. руб. (10-е место среди регионов страны). В валовой добавленной стоимости экономики региона наибольшая доля (30 %) приходится на обрабатывающие производства, 15 % - на торговлю и ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 12 % - на транспорт и связь, 11 % - на добычу полезных ископаемых (рис. 1). Базовыми отраслями промышленности и экономики области являются машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, хими- ческая и нефтехимическая, цветная металлургия. Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный, составляет 10-12 %[7]. Важное место занимают производства с высокой глубиной переработки, относящиеся к нефтехимическому комплексу и металлургии[8]. Это позволяет говорить в целом о диверсификации производства и наличии отраслей с высокой добавленной стоимостью. Рис. 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости Самарской области в 2016 г. [Figure 1. Sectoral structure of the gross value added of the Samara region, 2016] Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной ста тистики. URL: http://www.gks.ru Рис. 2. Отраслевая структура обрабатывающей промышленности Самарской области в 2017 г. [Figure 2. Sectoral structure of the processing industry of the Samara region, 2017] Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной ста тистики. URL: http://www.gks.ru Все вышеперечисленное определяет промышленный профиль области, которая исторически позиционируется как лидер среди регионов России. По объему отгруженных товаров промышленности она занимает 4-е место в округе, в том числе 4-е - по добыче полезных ископаемых и электроэнергетике, 5-е - по обрабатывающим производствам. В структуре обрабатывающей промышленности в 2018 г. лидирующее место принадлежит производству машин и оборудования (41 %) и химическим продуктам (16 %). Но пищевая продукция (11 %), нефтепереработка и нефтехимические изделия (11 %), металлургия (10 %), а также электроника и электротехника (6 %) занимают важное место (рис. 2). В регионе расположено более 600 средних и крупных, а также примерно 6 тыс. малых промышленных предприятий. В автомобилестроении лидирующие позиции принадлежат ОАО «АвтоВАЗ», который выпускает около 70 % всех легковых автомобилей РФ и расположен в Тольятти. Химическая и нефтехимическая промышленность представлена такими крупными предприятиями, как «ТольяттиАзот», «Куйбышевазот», «Куйбышевфосфор», «Синтез- каучук», «Синтезспирт» и др. Производство наибольшего объема нефтепродуктов приходится на Самарский, Сызранский и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ); в общероссийском масштабе их доля составляет около 10-12 %[9]. Предприятия автомобилестроения, химии и нефтехимии размещены практически во всех городах области, являются важнейшими градообразующими секторами в них и основными системообразующими отраслями промышленности региона. Базовый сектор четырех крупнейших городов области различен. Самара носит неофициальное название «космической столицы» России: на территории области сосредоточены крупнейшие предприятия отрасли, такие как РКЦ «Прогресс», ПАО «Кузнецов» и др. По данным информационной системы «Волга-Инфо», в городе производится 1/4 всех российских подшипников и 2/3 всех выпускаемых в России кабелей связи. Одно из крупнейших предприятий по производству железобетонных изделий ООО «ЖБИ-Поволжье». Градообразующим предприятием Тольятти является «АвтоВАЗ», в городе на- ходятся и другие автозаводы по производству отдельных агрегатов и автокомпонентов. В промышленной зоне близ города организована особая экономическая зона «Тольятти», на территории которой расположены в основном различные предприятия по производству автокомпонентов. В 2019 г. Правительством Самарской области принято решение о создании индустриального парка в границах данной зоны. Также в городе есть и другие предприятия машиностроения, промышленности, стройматериалов, химические, нефтехимические и пищевые производства. Основу экономики Сызрани составляют тяжелая промышленность (завод «Тяжмаш» - предприятие тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения), нефтепереработка, химический и нефтехимический комплексы. Новокуйбышевск - город нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: в этих отраслях наиболее крупные предприятия, но также развиты пищевая и легкая промышленность. Инвестиционные проекты Самарской области. Исследуемые 144 проекта (общий объем инвестиций около 1175,7 млрд руб.) рассчитаны на период с 2008 по 2048 г. и по большей части являются проектами регионального и городского масштаба[10]. В статье рассмотрены инвестиционные проекты без учета проектов общероссийского масштаба, так как региональные инвестиции в долгосрочном плане стимулируют рост экономики территории намного лучше, чем реализация крупных проектов за счет федерального бюджета (Belov, 2018). Хотя только 39 из указанных инвестиционных проектов входят в Перечень стратегических, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 09.04.2014 № 221-р, на них приходится львиная доля инвестируемых денежных средств - 81,1 % от общего объема. Кроме этого, в регионе есть 22 проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) на общую сумму 33,32 млрд руб. Финансовое участие области в проектах ГЧП, реализуется путем предоставления средств областного бюджета в форме бюджетных инвестиций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Также в регионе реализуются различные спецпроекты, например проекты резидентов территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» (30 проектов) и др. Почти 44 % от всех проектов - краткосрочные (со сроками реализации менее 5 лет), они относятся в основном к строительству и сельскому хозяйству. Долгосрочными считаются 46 проектов (со сроком реализации более 10 лет), они связаны, как правило, с развитием промышленности. Только 31 проект из 144 заявленных уже завершен, но всего 9 из них относятся к развитию промышленности. Из всех проектов области более половины (55 % от общего количества) относятся к промышленным, а остальные 65 затрагивают строительство, развитие технологий и инноваций, сельское хозяйство и пр. При этом объем инвестиций, приходящийся на инвестиционные промышленные проекты, составляет 71 % от общего объема (830,84 млрд руб.), поэтому именно они окажут наибольшее влияние на базовые секторы экономики региона (рис. 3). Инвестиционные проекты определяют перспективы развития регионов главным образом через обновление их экономической базы, связанной с созданием инфраструктурных объектов и повышением занятости (Chmelíková, Redlichová, 2012; Комарова, Мищук, 2018). Ведущими инвесторами промышленных инвестиционных проектов являются наиболее крупные компании области: «Тольяттиазот», «КуйбышевАзот», «НК «Роснефть», что обусловило их отраслевую специализацию, то есть будущую инерционную траекторию развития региона - характерная черта региональной политики страны (Пилясов, 2018). Наибольший объем денежных средств связан с проектами топливной отрасли промышленности: на их реализацию приходится примерно 3/4 общего объема инвестиций (623,59 млрд руб.). Из 6 «топливных» проектов самыми дорогостоящими являются 3 - по мо- дернизации действующих и возведению новых технологических установок на предприятиях нефтепереработки - АО «Новокуйбышевский НПЗ», АО «Куйбы- шевский НПЗ», АО «Сызранский НПЗ» и ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» в городских округах Самара, Новокуйбышевск и Сызрань; в общей сложности в эти проекты инвестировано около 590,8 млрд руб. Автомобилестроение на втором месте по объему инвестиций (13 % инвестирования отрасли - 112,51 млрд руб.). Самые значимые проекты отрасли инициированы и инвестируются ПАО «АВТОВАЗ»; чаще они направлены на организацию новых автозаводов. Затем следует химическая промышленность - 7 % (57,19 млрд руб.), ориентированная на производство минеральных удобрений. Прочие промышленные инвестиционные проекты (в сфере электроэнергетики, черной металлургии, промышленности строительных материалов, приборостроения, точного машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности) имеют лишь по 1 % от общего объема денежных средств. Рис. 3. Доля промышленных инвестиционных проектов Самарской области, в % от всех [Figure 3. The share of industrial investment projects of the Samara region, in % of all] Источник: составлено авторами на основе материалов Фонда «Агентство по привлечению ин вестиций Самарской области». URL: http://www.investinsamara.ru Другая картина складывается при рассмотрении отраслевой структуры по количеству инвестиционных промышленных проектов (рис. 4): первенство принадлежит нефтехимической отрасли (15 проектов), хотя общий объем инвестиций в эти проекты составляет всего 0,58 % от всех (4,81 млрд руб.), второе место у автомобилестроения (13 проектов), третье занимает химическая отрасль (9 проектов). Кроме упомянутых выше проектов ПАО «АВТОВАЗ», данные проекты малозатратны, так как рассчитаны на сравнительно небольшие сроки реализации (от 2 до 10 лет) и связаны в основном с увеличением мощности производства или его техническим перевооружением. Например, предусмотрено 2 проекта по реконструкции агрегатов различных химических соединений и 4 - установок для их получения. К пищевой промышленности относятся 8 проектов, что составляет 10 % от общего количества. Все они - строительство новых предприятий и цехов, например, проект завода по переработке молока, который является самым крупным из всех. Самый значимый из 6 проектов в промышленности строительных материалов предполагает возведение завода по производству сухих строительных смесей на основе гипса KNAUF на территории индустриального (промышленного) парка. В остальных отраслях предусмотрено небольшое количество промышлен- ных проектов, составляющих в общей сложности примерно 19 % от общего количества. Так, в регионе предусмотрено 7 проектов других подотраслей машиностроения, например, производство запорной трубопроводной арматуры, электродвигателей, светодиодного оборудования, технических жидкостей и т. д. В целом наиболее дорогостоящие проекты связаны со строительством новых предприятий, цехов и технологических установок, а наименее затратные предполагают модернизацию или реконструкцию уже существующих производств. Рис. 4. Отраслевая структура промышленных инвестиционных проектов Самарской области (по количеству проектов) [Figure 4. Sectoral structure of industrial investment projects (by the number of projects)] Источник: составлено авторами на основании материалов Фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области». URL: http://www.investinsamara.ru Территориальная структура промышленных инвестиционных проектов. Многие исследователи воздействия инвестпроектов на социальноэкономическое развитие в пространственном отношении отмечают, что мульти- пликативный эффект развития локальной и региональной экономики от инвестиционных проектов тем выше, чем выше объемы инвестирования, доля в структуре отрасли, специфика пространственного распределения (Domański, Gwosdz, 2010; Goryachko, 2014; Колосова, Турковский, 2017; Холодкова, 2018). В этой связи рассмотрим, как размещены проекты по территории Самарской области. Большинство из них приурочены к четырем наиболее крупным городам по объему инвестиций и количеству. Эти города являются основными промышленными центрами региона и расположены по берегам Волги - главной водной артерии европейской части страны. При этом Самара, Сызрань, Новокуйбышевск и Тольятти - транспортно-логистические узлы, отличающиеся высокой концентрацией населения, наличием квалифицированных рабочих кадров и высокообразованных специалистов, а также развитой социальной инфраструктурой, что определяет высокий инвестиционный потенциал всей области в целом (Kuznetsova, 2016; Krasilnikova et al., 2017). На эти четыре города приходится 67 % от всех проектов региона и около 94 % всего объема инвестиций в промышленные проекты региона (рис. 5). Это объясняется тем, что именно в них предусмотрен один общий крупный проект по модернизации действующих и строительству новых технологических установок на предприятиях АО «Новокуйбышевский НПЗ», АО «Куйбышевский НПЗ», АО «Сызранский НПЗ» и ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок». Рис. 5. Территориальная структура промышленных инвестиционных проектов (по количеству проектов) [Figure 5. Territorial structure of industrial investment projects (by the number of projects)] Источник: составлено авторами на основании материалов Фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области». URL: http://www.investinsamara.ru Объем инвестиций в промышленные проекты этих городов примерно соразмерен и составляет в Новокуйбышевске - 25 % от общего объема, Самаре - 24 %, Сызрани - 24 % и Тольятти - 21 % (рис. 6). Однако в Новокуйбышевске - всего 3 проекта, в Самаре - 5, а в Сызрани - 1. Помимо проекта по нефтепереработке в Новокуйбышевске и Самаре предусмотрен проект по расширению сети АЗС ПАО «Татнефть». В Новокуйбышевске в 2018 г. был завершен проект по строительству солнечной электростанции. В Самаре на- блюдается разнообразие проектов и отраслей: 1 проект топливной промышленности, 1 - нефтехимической и 2 - по разработке и освоению новых технологий в машиностроении. Но более широкий перечень проектов предусмотрен в Тольятти - бесспорным лидере по количеству инвестиционных промышленных проектов области (44 проекта, или 56 % от общего их количества в области). Первенство по количеству проектов и общему объему инвестирования принадлежит автомобилестроению, химии и нефтехимии, на которые приходится почти 93 % всего объема инвестиций в проекты города. На химическую отрасль приходится 9 инвестиционных проектов, на автомобилестроение и нефтехимию - 7 и 6 соответственно. При этом объем инвестиций в проекты, связанные с автомобилестроением, составляет около 60 % от общего объема денежных инвестируемых средств (примерно 104,38 млрд руб.). Рис. 6. Территориальное распределение общего объема инвестиций в инвестиционные промышленные проекты Самарской области, млрд руб. [Figure 6. Territorial distribution of total investment in investment industrial projects of the Samara region] Источник: cоставлено авторами на основании материалов Фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области». URL: http://www.investinsamara.ru Наиболее затратные и значимые проекты Тольятти - это: - «Организация производства новых автомобилей на платформе В/С проектной мощностью 180 тыс. авт./год» и «Организация производства новых автомобилей на платформе В0 проектной мощностью 280 тыс. авт./год» (автомобилестроение); - «Реконструкция агрегатов аммиака с увеличением мощности аммиа-ка до 12 200 т/сут» и «Реконструкция агрегатов карбамида с увеличением мощности до 5200 т/сут» (химическая промышленность); - «Строительство и эксплуатация комплекса изомеризации по техноло-гии IC7. Проектная мощность - 30 тыс. т в год» (нефтехимическая промышленность). Из других отраслей достаточно крупный проект предусмотрен в черной металлургии: на реконструкцию электросталеплавильного цеха было выделено 8,21 млрд руб., что составляет примерно 5 % от общего объема инвестиций в проекты города[11]. Заключение Основная часть инвестиционных проектов (80 %) лишь будет реализована, поэтому их анализ и сравнение с современной структурой экономики и промышленности Самарской области позволяют сделать следующие выводы. Промышленные инвестиционные проекты являются основными, так как обеспечены более 70 % предусмотренных инвестиционных средств. В их отраслевой структуре наблюдается доминирование топливной промышленности, на которую приходится 3/4 от общего объема инвестирования. Наиболее затратным является мощный проект по созданию НПЗ сразу в трех крупных городах области. В отраслевой структуре промышленных инвестиционных проектов по количеству и объему инвестиций также важное место занимают проекты, связанные с автомобилестроением и производством минеральных удобрений. Несмотря на то что около 80 % инвестиционных проектов являются стратегическими и призваны улучшить структуру экономики региона, перспективное развитие Самарской области в целом сохранит ее отраслевую специализацию и базовые отрасли. Однако усилении роли нефтепереработки при низком уровне инвестирования в наукоемкие отрасли (например, точное машиностроение - производство космической и авиационной техники, электроники и пр.) будет способствовать упрощению отраслевой структуры ее промышленности. Территориальная структура инвестиционных промышленных проектов неравномерна: почти все средства распределены между четырьмя крупнейшими городами. Такие особенности пространственного развития будут способствовать преимущественному созданию рабочих мест в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани и Тольятти, что усилит внутреннюю территориальную дифференциацию социально-экономического развития области. Более половины всего количества инвестпроектов концентрируется в Тольятти - автомобильной столице региона, при этом более половины денежных средств пре- дусмотрено для развития автомобилестроения, что усилит узкий профиль экономики города и риски его социально-экономического положения.

×

Об авторах

Марина Николаевна Миронова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: mironova-mn@rudn.ru

кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Мария Евгеньевна Родина

Российский университет дружбы народов

Email: rodina030598@gmail.com

бакалавр кафедры региональной экономики и географии экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Горячко М.Д. Оценка влияния крупных инвестиционных проектов России на социальноэкономическое развитие регионов // Региональные исследования. 2014. Т. 46. № 4. С. 88-100
  2. Колосова Т.В., Турковский С.Р. Ключевые аспекты эффективного управления инвестиционным проектом // Вестник института экономики и управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2017. Т. 25. № 3. С. 13-20
  3. Комарова Т.М., Мищук С.Н. Социально-демографическая безопасность регионов Дальнего Востока России и влияние инвестиционных проектов на ее улучшение (на примере Еврейской АО) // Поляризация российского пространства: экономико-, социально- и культурно-географические аспекты. М., 2018. С. 222-229
  4. Лившиц В.Н., Миронова И.А., Швецов А.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов в различных условиях // Экономика в промышленности. 2019. Т. 12. № 1. С. 29-43.
  5. Никулин А.Н., Левченкова М.Р. Управление инвестиционным проектом // Экономика и социум. 2017. Т. 42. № 11. С. 645-648.
  6. Пилясов A.Н. Региональная инвестиционная политика: как преодолеть «зависимость от пути»? // Регион: экономика и социология. 2018. Т. 100. № 4. С. 134-167.
  7. Региональная экономика / под ред. Е.Л. Плисецкого, В.Г. Глушковой. М.: Юрайт, 2019. 583 с.
  8. Холодкова В.В. Управление инвестиционным проектом: учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 302 с.
  9. Belov A.V. Tax Revenues, Public Investments and Economic Grows: Evidence from Russia // Journal of Tax Reform. 2018. Vol. 4. No. 1. Pp. 45-56. doi: 10.15826/jtr.2018.4.1.044.
  10. Chmelíková G., Redlichová R. Effects of direct investments on the regional development // Acta Universitatis Agriculturae et Silviculturae Mendelianae Brunensis. 2012. Vol. 60. No. 7. Pp. 119-126. doi: 10.11118/actaun201260070119
  11. Domański B., Gwosdz K. Multiplier Effects in Local and Regional Development // Quaestiones Geographicae. 2010. Vol. 29. No. 2. Pp. 27-37.
  12. Krasilnikova E.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. Investment Activity in Russian Regions // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. No. 4. Pp. 509-521.
  13. Kuznetsova O. Differences in Russian regions attractiveness for foreign and domestic investors // Voprosy Ekonomiki. 2016. No. 4. Pp. 86-102.
  14. Nikitin A.S. Investment Rating as an Instrument of Effective Govern Management Stimulation in Russian Regions // Economic Policy. 2016. No. 6. Pp. 192-221.
  15. Tatarkin A., Bimatov M. Assessment of investment demand with regard to regional socio-economic development // Economy of region. 2010. Vol. 1. No. 2. Pp. 29-33.

© Миронова М.Н., Родина М.Е., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах