Россия и Турция: новые тенденции и перспективы на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено современному состоянию двусторонних отношений России и Турции, основным направлениям сотрудничества и перспективам взаимодействия. На данный момент, помимо всеобъемлющих и глубоких отношений между двумя странами, Россию и Турцию связывает торговое, энергетическое, инвестиционное, военное сотрудничество. Турция стала пятым крупнейшим торговым партнером России за последние два года, чему поспособствовало подписание совместной декларации об отмене торговых ограничений и нормализации экономических отношений. В статье проанализированы объемы товарооборота с Турцией, рассмотрены перспективные инвестиционные проекты, роль взаимных инвестиций, а также введены формулы для расчета показателей комплиментарности и сроков окупаемости инвестиционного атомного проекта «Аккую».

Полный текст

Введение Двухсторонние отношения России и Турецкой Республики насчитывают более пяти столетий, учитывая, что дипломатия двух стран возникла лишь в XVII веке, и характеризуются разными событиями: от разрыва сотрудничества и всевозможных ограничений до возобновления кооперации и заключения глобальных контрактов во всех отраслях экономики. Турция является стратегически важным партнером ввиду как геополитического положения, связывающего Европу и Ближний Восток, так и наличия долгосрочных проектов, реализация которых уже запущена. Обзор литературы Изучению и анализу торгово-экономических, военных, дипломатических, инвестиционных отношений посвящен ряд научных работ как российских, так и турецких авторов. В частности, В.А. Аваткова (Аватков, Дружиловский, Федорченко, 2013), М.К. Зиганшина (Зигнашин, 2007), Д.В. Тренина (Тренин, 2016), Ш. Актюрка (Aktürk, 2006), И. Соысал (Soysal, 1989), Н.Р. Аллахвердиева Оглы (Аллахвердиев, 2016). © Бударина Н.А., Ибрагимов И.Р., 2020 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ Методы и подходы Целью представленного исследования является рассмотрение текущего состояния российско-турецких отношений, выявление проблем в торговом сотрудничестве, а также определение перспективных направлений развития. Из общенаучных методов изучения макроэкономических явлений при формировании результатов исследования применялись исторический, математический и статистические подходы. При историческом подходе были выявлены первопричины установления и дальнейшее развитие отношений России и Турции. Математический метод был применен для расчетов рентабельности инвестиций в турецкий атомный проект. Статистический метод выявил динамику торговли двух стран. Результаты Современное состояние. За два пройденных десятилетия торгово-эконо- мическое сотрудничество двух стран развивается по восходящей траектории вследствие все большего наращивания товарооборота и укрепления сотрудничества Москвы и Анкары (табл. 1 и 2). Для выявления наиболее актуальных направлений и проблем взаимодействия стран, необходимо определить и проанализировать приоритетные сферы внешнеторгового сотрудничества. Таблица 1 Внешняя торговля Российской Федерации с Турецкой Республикой (млн долл.) [Table 1. Foreign trade of the Russian Federation with the Republic of Turkey (mln doll.)] Торговый оборот Экспорт Импорт 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018 Всего 343,5 285,7 357,3 449,6 182,9 182,3 227,9 238,5 Турция 19,3 13,6 18,4 21,3 4,1 2,2 3,4 4,2 Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.gks.ru; http://www.eurasiancommission.org Таблица 2 Внешняя торговля Российской Федерации с 2013 по 2017 г. (млн долл.)[1] [Table 2. Foreign trade of the Russian Federation from 2013 to 2017 (mln doll.)] Торговый оборот 2013 2014 2015 2016 2017 Экспорт Всего 452 902 433 173 298 420 247 687 309 687 Турция 25 500 24 937 19 287 13 536 18 698 Импорт Всего 276 496 242 044 161 693 162 658 202 608 Турция 7256 6644 4059 2165 3388 Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.gks.ru; http://www.eurasiancommission.org Российская Федерация и Турецкая Республика достаточно длительное время занимают лидирующие позиции во взаимном товарообороте (рис. 1, 2, 3). Россия является третьим рынком по экспорту для Турецкой Республики после Германии и Китая. В свою очередь Турция занимает 7-е место в числе основных внешнеэкономических партнеров России (Аллахвердиев, 2016). По темпам роста Турция во внешнеторговом обороте занимает 4-е место. По темпам роста импорта относительно 2017 года - 1-е место. Рис.1. Внешнеторговый оборот России с Турцией[2] [Figure 1. Russia's foreign trade turnover with Turkey] Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной ста( тистики. URL: http://www.gks.ru Рис. 2. Внешняя торговля Российской Федерации с Турцией (импорт) [Figure 2. Foreign trade of the Russian Federation with Turkey (import)] Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru Рис. 3. Внешняя торговля Российской Федерации с Турцией (экспорт) [Figure 3. Foreign trade of the Russian Federation with Turkey (export)] Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной ста( тистики. URL: http://www.gks.ru Экспорт в 2018 году по сравнению с 2015 годом вырос на 2,01 млн долл. США, или на 5,5 %. Импорт вырос на 172 422 долл. США, или на 2,08 %. Столь незначительное увеличение экспорта и импорта за последние четыре года обусловлено инцидентом с российским летчиком, который оказал негативное влияние на отношения двух стран в целом. После инцидента в 2015 году и введения взаимных торговых ограничений Турция потеряла 12 млрд долл., или 1,6 % своего ВВП, что привело к падению курса лиры к доллару на 3,3 %. Потребительская корзина россиян подорожала, так как закупка продуктов из Азербайджана и Израиля существенно влияет на резкое повышение цен. Доля фруктов из Турции составляет 11 %, овощей - 5 %, что повлекло рост цен на 7-8 %. Однако после признания вины турецкой стороной динамика внешнеторгового оборота вновь стала набирать обороты. Торговый оборот двух стран за 2018 год вырос по сравнению с 2017 годом на 31 %, что составило 22 млрд долл. США. Лидерами двух стран поставлена цель довести внешнеторговый оборот до 100 млрд долл. США. Мировой финансовый кризис, возникший в 2008 году, негативно повлиял на взаимный торговый оборот стран, незначительно сократив российский импорт при последующем росте в 2010-2013 годах (рис. 1 и 3). Рост в 2010-2012 годах, как и рост после инцидента с российским летчиком, объясняется комплиментарностью национальных экономик. Данный показатель, или индекс взаимодополняемости (комплиментарности), отражает степень взаимодополняемости экономик сотрудничающих или интегрирующихся стран. То есть рассчитанный индекс позволяет оценить, прежде всего, интенсивность конкуренции между странами по интеграционному блоку или договору, а также выявляет отраслевую и товарную разницу производителей этих стран для последующего установления технологических или производственных связей. Чем выше показатель, тем более выгодной является страна-партнер для установления преференциального режима за счет покрытия потребностей на основе торговой специализации.  Eij  Mik Se mj k  1 i , 2 где j - экспортер; k - импортер; i - товары до трех цифр в третьей версии Международной торговой классификации; Eij - доля товаров i в общем экспорте страны j на мировой рынок; Mik - доля товаров i в общем импорте страны k с мирового рынка. Показатель демонстрирует высокую степень взаимодополняемости России и Турции по ряду торговых групп и отраслям экономики. Так, с середины прошлого года Россия начала экспорт мяса, рыбы и молока в Турецкую Республику, в связи с чем было принято решение о допуске российской мясомолочной и рыбной продукции на турецкий рынок. В свою очередь Россия нарастила закупки товаров агропромышленного комплекса из Турции. После двухлетнего спада разрешен ввоз гранатов, баклажанов, перца, тыкв, кабачков и других овощей. Долгое время прорабатывался вопрос расчетов в национальных валютах России Турции. Это позволит производить расчеты компаний и организаций без лишней стадии конвертации валюты. Однако нужно учесть, что, например, расчеты и все валютные операции в таких отраслях, как нефтегазовая, необходимо производить в долларах США, так как практика продажи и покупки нефти (при устойчивости курса доллара) базируется именно на американской валюте. По опыту с Китаем данная возможность прорабатывается и с Ираном. Данное направление должно устранить различные законодательные, административные и финансово-экономические барьеры, которые не в полной мере позволяют работать на финансовых рынках национальных участников внешнеэкономической деятельности, а также создать благоприятную основу со стороны национальных финансовых институтов. В рамках либерализации экономик российская сторона попросила Турцию снизить ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию химической отрасли, в частности полиэтилен и пропилен, что подчеркивает улучшение торгово-экономических отношений. Перспективы. По мнению представителя торгово-промышленной палаты России Ильи Корнилова, турецкие компании на данный момент недостаточно активно интересуются возможностью инвестировать в Россию, а просто зондируют почву. Это может быть обусловлено экономическими проблемами внутри Турции, связанными с резким падением курса национальной валюты летом 2018 года. Энергетическое сотрудничество является одним из ключевых факторов развития двусторонних отношений. Так, Россия обеспечивает 55 % потребности рынка Турции в газе, 33 % - в угле, 18 % - в нефти. Ввод в эксплуатацию «Турецкого потока» имеет большое значение для развития Черноморского региона. К тому же, проект уже показал эффективность взаимодействия с Турцией в решении самых сложных проблем. Две ветки газопровода проходят по важным энергетическим магистралям страны: первая - на запад Турецкой Республики, вторая - транзитом на южную и юго-восточную части Европы, что, безусловно, отразится на важности Турции в геополитическом положении. После последней встречи на высшем уровне и встречи 8 апреля текущего года руководителями двух стран была отмечена важность поддержания тесных контактов для решения ряда ключевых вопросов двусторонних отношений. Прежде всего, особой точкой взаимодействия по-прежнему является торгово-инвестиционные связи, которые в последнее время заметно прибавили в темпах и объеме. В 2018 году товарооборот увеличился в динамике на 16 процентных пункта, что составило 26 млрд долл. Также необходимо подчеркнуть тот факт, что встречные инвестиции также показали высокую долю - более 20 млрд долл. Непосредственную роль в организации и заключении двусторонних соглашений играет смешанная межправительственная комиссия. В рамках данного сотрудничества свою значимость показал Российско-турецкий деловой совет, который устанавливает прямые контакты между бизнесом двух государств. Реализации перспективных проектов помогают Российский фонд прямых инвестиций и Турецкий суверенный фонд, которые в начале апреля этого года на высшем уровне подписали соглашение о создании инвестиционной платформы с капиталом в объеме 1 млрд долл. Ожидается привлечение дополнительных средств в размере более 5 млрд долл. Атомный проект. Ключевыми направлениями развития двухсторонних отношений являются крупнейшие проекты: АЭС «Аккую», «Турецкий поток», реализация контракта на поставку Турции комплексов С-400, являющегося одним из приоритетов в области военного сотрудничества двух стран. Необходимо поддерживать конструктивные взаимоотношения, отличные от нестабильных с соседями по европейскому блоку. В то время как проект «Северный поток - 2» с европейскими партнерами продвигается достаточно тяжело, аналогичный по масштабу «Турецкий поток» уже введен в эксплуатацию. Стратегический характер в рамках перспективных направлений сотрудничества нацелен прежде всего на энергетическое взаимодействие. Госкорпорация атомной энергии «Росатом» возводит в Турции первую в своей истории атомную электростанцию «Аккую» с четырьмя энергоблоками общей мощностью 4800 мегаватт. Как ожидается 2023 году начнет свое функционирование первый энергоблок. Затраты на строительство и реализацию данного проекта достигли 20 млрд долл. США. В совокупности объем российских инвестиций достигнет 22 млрд долл. США. Для анализа инвестиционной целесообразности проекта достаточно рассчитать срок окупаемости инвестиций. Потребление электроэнергии в стране к 2023 году составит порядка 450 млрд кВт/ч в год. Первая АЭС покроет 10-15 % потребления электроэнергии. Цена за 1 кВт/ч составляет 0,45 лир. Курс лиры - 11 руб. Потребление составит 35 млрд кВт/ч в год. Срок окупаемости инвестиций составит[3]:  7,8 (лет). Срок окупаемости инвестиций представляет собой частное количества вложенных инвестиций на чистую прибыль без амортизационных издержек. Турция, реализуя электроэнергию, вырабатываемую АЭС «Аккую», при средней цене электроэнергии за 1 кВт/ч, окупит российские инвестиции по истечении 7,8 лет. Заключение Двустороннее сотрудничество России и Турции определяет следующие ключевые положения. Во-первых, это обоюдное наращивание товарооборота и последующая обоюдная либерализация внутренних рынков. Во-вторых, это заключение и реализации новых инвестиционных проектов. Реальная картина российско-турецкой внешнеэкономической деятельности выглядит так: более 80 % российского экспорта возвращаются назад турецкими товарами широкого потребления и машиностроительной отрасли. По сути, такое сотрудничество представляет собой схему «источник сырья - поставщик готовой продукции». Представляется, что и отказ от использования в качестве единицы взаимо- расчетов доллара США вряд ли будет иметь серьезный характер для развития экономических отношений на основе равноправного партнерства. Для понимания российско-турецкого партнерства необходимо сформу- лировать следующие выводы: - для Турции экономические отношения с Россией не являются страте-гическим приоритетом; - для Турции РФ не является полноценным и равноправным экономи-ческим партнером, а в перспективе за счет развития наметившегося индустриального превосходства Турция планирует обеспечить себе полное доминирование в двусторонних экономических отношениях; - стратегия Турции, планирующей укрепить зависимость России от сырьевого экспорта и, соответственно, ослабить ее статус как производителя высокотехнологичной продукции, полностью совпадает с интересами политических и экономических элит.

×

Об авторах

Наталья Александровна Бударина

Российская таможенная академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.budarina@customs-academy.ru

доктор экономических наук, доцент кафедры меж- дународных экономических отношений экономического факультета

Российская Федерация, 140015, Люберцы, Комсомольский пр-кт, 4

Ильяс Рушанович Ибрагимов

Российская таможенная академия

Email: i.ibragimov@customs-academy.ru

аспирант кафедры международных экономических отношений экономического факультета

Российская Федерация, 140015, Люберцы, Комсомольский пр-кт, 4

Список литературы

  1. Аватков В.А., Дружиловский С.Б. Россия и Турция в новом тысячелетии // Российскотурецкие отношения на Ближнем Востоке: 2002-2012 годы: материалы круглого стола (Москва, 4 апреля 2013 г.) / под ред. В.А. Аваткова, С.Б. Дружиловского, А.В. Федорченко. М.: МГИМО-Университет, 2013. 150 с. (Серия «Книги и брошюры ИМИ». Т. 25)
  2. Аватков В.А., Дружиловский С.Б., Федорченко А.В. Российско-турецкие политические отношения в начале XXI века // Российско-турецкие отношения на Ближнем Востоке: 2002-2012 годы: материалы круглого стола (Москва, 4 апреля 2013 г.). Т. 25. М.: МГИМО-Университет, 2013. 150 с
  3. Аллахвердиев. Н. Р. оглы. Экономизация внешней политики между Россией и Турцией // Международная экономика. 2016. № 4. С. 28-32.
  4. Зиганшин М.К. Россия - Турция: от двустороннего сотрудничества к многоплановому партнерству. Бишкек, 2007. 175 с
  5. Киреев Н.Г. История Турции. XX век. М.: Крафт+ ИВ РАН, 2007. 605 с.
  6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasian commission.org/
  7. Официальный сайт министерства иностранных дел Турции. URL: http://www.mfa.gov.tr/ default.en.mfa
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
  9. Свистунова И.А. Ближний Восток во внешней политике Турции в XXI в.: региональная стратегия // Международная политика. Проблемы национальной стратегии. 2012. № 4 (13). С. 39-55.
  10. Тренин Д.В. Россия на Ближнем Востоке: задачи, приоритеты, политические стимулы: доклад. 21.04.2016. URL: http://carnegie.ru/2016/04/21/ru-pub-63388 (дата обращения: 18.04.2020)
  11. Aktürk Ş. Turkish-Russian Relations after the Cold War (1992-2002) // Turkish Studies. 2006, September. Vol. 7. No. 3. Pp. 337-364
  12. Soysal I. Tarihçeleri ve açıklamaları ile birlikte Türkiye'nin siyasal andlaşmaları: 1920-1945. I Türk tarih kurumu basıme i, 1989. 704 s. [Сойсал И. История заявления и политические соглашения Турции: 1920-1945. Типография Турецкого исторического общества, 1989. 704 с.]

© Бударина Н.А., Ибрагимов И.Р., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах