Достижения Дании и Германии в области перевода своих экономик с ископаемых на альтернативные источники энергии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В Европе наблюдается трансформация энергетического баланса в пользу увеличения использования местных возобновляемых источников энергии. Для России экспорт ископаемых (невозобновляемых) энергоресурсов имеет большое экономическое значение. Около половины добываемых в стране энергоресурсов вывозится, прежде всего в страны Европы. Изменение в топливно-энергетическом балансе стран Европы как основного потребителя российских энергоресурсов скажется на экономике России. Поэтому России крайне необходимо знание состояния альтернативной энергетики в Европе. Цель данной статьи - оценить современный вклад инновационных альтернативных источников энергии в энергетический баланс Германии и Дании как стран-лидеров. Условия стран, в которых стало возможным бурное развитие альтернативной энергетики, специфичны. В первую очередь это - страны с развитой экономикой, нуждающиеся в надежном, бесперебойном обеспечении источниками энергии. Правительство Дании первым среди европейских стран оценило потенциал альтернативной энергетики и начало его развивать. Дания - первая страна в Европе, которая использует энергию ветра для производства электроэнергии. В 1991 г. в Дании появилась первая в Европе морская ветроэнергетическая установка. Германия начала строительство ветроэнергетических парков только в 2008 г. Тем не менее сегодня Германия, наряду с Китаем и США, входит в тройку мировых лидеров по мощности ветроэнергетики, а также стала одним из мировых лидеров по показателям от общей установленной мощности солнечных батарей. По абсолютным показателям, характеризующим развитие альтернативной энергетики, Германия является одним из мировых лидеров, по относительным - Дания. Германия ввиду больших размеров своей экономики не может перестроить структуру топливно-энергетического баланса так же быстро, как и Дания. Датское руководство поставило амбициозные цели по развитию альтернативной энергетики. В 2050 г. 100 % энергии, поставляемой конечным потребителям, будет производиться из возобновляемых источников. Германия не может восстановить свою экономику такими быстрыми темпами. В Германии в 2050 г. доля возобновляемых источников энергии в конечном энергопотреблении составит 60 %. Германия не была инноватором в области развития альтернативной энергетики, изначально делая ставку на развитие ядерной энергетики. Однако благодаря проведению последовательной энергетической политики выбилась в мировые лидеры. При реализации этой политики Германия сначала ориентировалась на опыт Дании, но затем, как показало исследование, выбрала свой путь. В настоящее время в альтернативной энергетике большую роль играет международное сотрудничество. Успешный пример совместной работы Германии и Дании - создание острова в Северном море North Sea Wind Power Hub с соответствующей инфраструктурой для обмена электроэнергией, выработанной на офшорных ветроэлектростанциях. Пример Германии и Дании продемонстрировал, что программы развития альтернативной энергетики сами по себе не существуют. Они реализуются в комплексе с другими мероприятиями - отказом от использования ядерной энергии (применительно к Германии), увеличением энергоэффективности экономик, строительством инфраструктуры, изменением организационной структуры энергетики и т. д. В настоящее время многие страны мира проводят энергетическую политику в области возобновляемых источников энергии. Являясь лидером в этой области, Дания реализует международные проекты в области ветроэнергетики в разных частях мира. В 2009 г. Россия также взяла на себя обязательство увеличить долю альтернативных источников энергии до 4,5 % к 2020 г. При реализации этой политики необходимо учитывать опыт западных стран. Сложности, с которыми столкнулись страны при создании фактически новой сферы энергетического хозяйства, не позволяют говорить о снижении их зависимости от импорта энергоресурсов.

Полный текст

Введение Предприятия топливно-энергетического комплекса наносят наибольший вред окружающей среде, поэтому мировым сообществом был принят ряд мер по сокращению этих выбросов. Так, в 1992 г. вышла Рамочная конвенция ООН об изменении климата. В протоколах к этой конвенции - Киотском протоколе 1997 г. и Парижском протоколе 2015 г. - для каждой страны предусмотрены свои показатели сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. Значительных успехов в области охраны окружающей среды достигли страны Запада, в том числе Европейского союза. Одной из мер экологической политики являются программы развития возобновляемой энергетики. Возобновляемая энергетика включает альтернативную энергетику, а также использование гидроэнергетического потенциала рек. В данной статье рассматривается только альтернативная энергетика, поскольку крупный гидроэнергетический потенциал рек в ФРГ уже давно освоен, а в Дании рек, пригодных для размещения крупных гидроэлектростанций, попросту нет. В Европе наблюдается трансформация энергетического баланса в пользу увеличения использования местных возобновляемых источников энергии. Меняются и другие показатели. Так, благодаря развитию альтернативной энергетики в Германии образовались значительные излишки электроэнергии. В настоящее время Германия - крупнейший экспортер электроэнергии в Европе. В последние годы она смогла обогнать Францию - непререкаемого лидера по экспорту электроэнергии последних лет. Другим характерным примером системного характера процессов трансформации может служить опыт Дании. Одним из главных источников альтернативной энергетики в стране является биомасса. Поскольку местных ресурсов для удовлетворения спроса уже не хватает, такая небольшая страна как Дания (и одновременно - крупный производитель сельскохозяйственной продукции) стала лидером в странах ЕС по импорту биомассы[55]. Как известно, для России экспорт ископаемых (невозобновляемых) энергоресурсов имеет большое экономическое значение. Около половины добываемых в стране энергоресурсов вывозится, прежде всего, в Европу[56]. В 2017 г. доля российского угля в импорте стран ЕС составляла 7 %, нефти - 25 %, природного газа - 27 %. Зависимость Германии от импорта природного газа из России еще выше - 52 %[57]. Изменение в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) стран Европы, потребляющих значительную часть российских энергоресурсов, повлечет за собой ухудшение экономического положения России. Потребуется выработка новой энергетической политики, поэтому России крайне необходимо знание о состоянии альтернативной энергетики в Европе. Выбор Германии и Дании в этой статье - не случаен. Они одними из первых стали реализовывать энергетическую политику в сфере развития альтернативных источников энергии и в настоящее время показывают пример другим странам в этой области. Датским руководством ставятся амбициозные цели развития альтернативной энергетики. Так, к 2050 г. 100 % энергии, поступающей конечным потребителям в Дании, будет произведено на базе использования возобновляемых источников, в Германии по прогнозам этот показатель составит 60 %[58] (Родионова, 2013) Германия и Дания как страны, добившиеся выдающихся результатов в области энергетической политики и одновременно имеющие разные финансовые возможности, представляют несомненный интерес для научного анализа и сравнения. В силу разного масштаба экономики, разной самообеспеченности энергоресурсами и других факторов их инновационная энергетическая политика различалась, что привело к различиям в структуре топливно-энергетического баланса. Цель данной статьи - оценить современный вклад инновационных альтернативных источников энергии в энергетический баланс Германии и Дании. В работе исследованы предпосылки для проведения активной энергетической политики в области возобновляемой энергетики, сложившиеся в Германии и Дании. Также изучена трансформация структуры топливно-энергетического баланса, определены несколько типов структуры ТЭБ, характерных и для Германии, и для Дании на разных этапах послевоенной истории, на базе исследования ТЭБ выделены исторические этапы реализации государственной энергетической политики, обозначена специфика развития альтернативной энергетики (в электроэнергетике) в каждой стране. Обзор литературы Внедрение альтернативных источников энергии требует государственного вмешательства. Этому посвящен ряд работ отечественных и зарубежных ученых. Так, А. Сумин считает, что субсидирование производства электроэнергии на базе альтернативных источников энергии, а также инвестиции в создание новой электроэнергетической инфраструктуры приводит к увеличению государственного регулирования (Сумин, 2017). Н.В. Супян еще в 2011 г. писала о противоречивости энергетической политики Правительства Германии (Супян, 2011). Необходимость сохранения конкурентоспособности экономики страны на мировой арене ограничивает темпы развития альтернативных источников энергии, а необходимость выполнения обязательств по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу наоборот способствует замене ископаемых источников энергии на альтернативные. Н.К. Меден продолжила исследования Н.В. Супян и заявила о том, что стимулирование Правительством Германии развития альтернативной энергетики привело к перекосам в электроэнергетике в целом, которые пришлось учитывать в новом законе «О поддержке возобновляемых источников энергии». Прежде всего, речь идет об асинхронности строительства новых электроэнергетических мощностей в альтернативной энергетике и создания новой электроэнергетической инфраструктуры. Без строительства новых ЛЭП выход новых поставщиков электроэнергии на рынок невозможен (Меден, 2018). В своем исследовании А.В. Зимаков приходит к выводу, что перевод экономики Германии на «зеленую энергетику» осуществляется административными мерами (Зимаков, 2017). Периодизации энергетической политики Правительства Германии посвящена монография С.В. Седых и С.Е. Зарицкого (Седых, Зарицкий, 2012). Авторы утверждают, что современная энергетическая политика Германии сфокусирована в первую очередь на обеспечении энергетической безопасности страны. В исследованиях О.В. Шуваловой, И.А. Родионовой и Н.В. Тогановой звучит мысль о том, что развитие альтернативной энергетики тесно связано с процессами либерализации электроэнергетического рынка Германии. И если сначала либерализация вылилась в дальнейшую монополизацию рынка, то быстрое развитие альтернативной энергетики послужило драйвером для перестройки закостенелой структуры электроэнергетического рынка. Если раньше на нем господствовали вертикально-интегрированные компании (ВИК), то теперь на рынке появились новые игроки, а самим ВИК пришлось начинать работу по новым направлениям (Тоганова, 2013; Шувалова, Родионова, 2018). Как видно, в России образовался пул ученых из разных институтов, занимающихся изучением проблем формирования энергетической политики Германии. Однако энергетическая политика руководства Дании отечественными учеными почти не изучается. Тем не менее этот вопрос освещается в серии аналитических работ зарубежных ученых. Наибольший интерес для решения задач настоящего исследования представляет работа M. Rüdiger (Rüdiger, 2014) Он пишет о том, что энергетический кризис 1973 г. среди всех европейских стран больнее ударил именно по экономике Дании, поскольку в стране проходила индустриализация и энергопотребление все время повышалось. Также M. Rüdiger отмечает, что Правительство Дании, придерживавшееся до этого принципа невмешательства в рыночные механизмы, было вынуждено срочно принимать какие-то меры. Было предложено несколько путей выхода из энергетического кризиса, и развитие альтернативной энергетики стало одним из решений в этом направлении. J.K. Kaldellis и D. Zafirakis показали, что за 20 лет на рубеже XX и XXI вв. произошло смещение центра производства электроэнергии на базе ветряных электростанций из Северной Америки в Европу. Этому процессу способствовали разработка и установка более мощных турбин в Дании и других европейских странах. В США до 1990 г. широкое распространение получили небольшие маломощные электростанции, но конкуренции со стороны более мощных ветроэнергопарков они не выдержали (Kaldellis, Zafirakis, 2011). Помимо работ отечественных и зарубежных ученых информационной базой исследования стали отчеты профессиональных сообществ и международных организаций, а также статистические источники. Степень самообеспеченности Германии и Дании энергоносителями Германская энергетика - одна из крупнейших в мире. Германия потребляет в 20 раз больше возобновляемых источников энергии, чем Дания. Так, в 2016 г. суммарное потребление энергоносителей в Германии составило 317,3 млн т нефтяного эквивалента, а в Дании - всего 17,4 млн т[59]. Германский сектор Северного моря в отличие от датского сектора оказался беден энергетическими ресурсами. Однако на территории страны издревле эксплуатируются месторождения каменного и бурого угля - в XX в. Германия была мировым лидером по их добыче, но в настоящее время многие месторождения каменного и бурого угля закрыты. Это связано с высокими экологическими требованиями, принятыми в стране, и высокой стоимостью рабочей силы (Зимаков, 2017; Shuvalova, 2018). В XXI в. более 60 % потребностей экономики в энергоносителях приходилось покрывать за счет импорта6. Таким образом, в настоящее время вопрос энергетической безопасности Германии стоит достаточно остро. Дания - страна, богатая углеводородными энергоносителями - нефтью и природным газом. С учетом того, что страна небольшая и ее экономика требует немного энергоресурсов, Дания способна полностью покрыть свои потребности за счет добычи энергоносителей на собственной территории. В 1970-х гг. в результате раздела Северного моря Дании достались богатые месторождения нефти и природного газа. Правда, они постепенно истощаются. На протяжении последних десятков лет самообеспеченность страны собственными энергоресурсами превышала 100 %. Лишь в 2015 г. Дания начала импортировать энергоносители, но в незначительном количестве - не более 15 % от суммарного потребления всей страны7. Следовательно, в настоящее время перед руководством Дании проблема обеспечения энергетической безопасности, в том числе путем развития альтернативной энергетики, не стоит. Но исторически - эта проблема существовала. Энергетический кризис 1973 г. заставил как руководство Дании, так и Германии оперативно реагировать на конъюнктуру мирового рынка и искать новые источники энергии. Сложность задачи состояла в том, что адекватные меры необходимо было предпринимать в условиях индустриализации этих стран и роста энергопотребления. Трансформация структуры топливно(энергетического баланса Германии и Дании В процессе исследования прежде всего была изучена структура топливноэнергетического баланса (ТЭБ) Германии и Дании за разные годы. В результате выяснилось, что для послевоенной истории развития энергетической отрасли характерны три типа структуры ТЭБ (рис. 1): - 1 тип характеризуется доминированием в структуре ТЭБ одного энерго-ресурса; - 2 тип - появляются два основных ископаемых энергоресурса, наблю-дается экспериментальное использование новых источников энергии; - 3 тип - происходит диверсификация топливно-энергетического баланса, используется несколько энергоресурсов, доминирования какого-либо энергоресурса в структуре ТЭБ не наблюдается. Точные временные рамки, для которых характерен тот или иной тип структуры ТЭБ не устанавливались. Были выбраны годы, в которых указанная тенденция, конкретный тип проявляется больше всего. Однако стоит заметить, что достижение этих рубежных значений - доминирования одного или появления равнозначного второго энергоносителя в структуре ТЭБ страны - в Дании происходило с опозданием от Германии примерно на 20 лет. Интересна и обратная закономерность. Если в Германии доля альтернативных источников энергии в потреблении первичных источников энергии впервые «перешагнула» 1 % примерно в 1990 г., то в Дании это произошло на 20 лет раньше - в 1970 г.[60] Дания «взяла» в два раза больший темп развития альтернативных источников энергии, чем Германия, и к 2016 г. доля альтернативных источников энергии в потреблении первичных источников энергии в Германии составила 12 %, а в Дании - 29 %. Отставание Германии от Дании в области развития альтернативной энергетики можно объяснить тем, что после мирового энергетического кризиса 1973 г. Германия в поисках нового источника энергии изначально сделала ставку на ядерное топливо, а Дания - от использования ядерного топлива полностью отказалась. Благодаря этому Дания стала первой страной в Европе, начавшей использовать энергию ветра для выработки электроэнергии. Рис. 1. Доля различных первичных источников энергии в структуре топливно!энергетического баланса Германии и Дании (расчет по потреблению) с 1950 по 2016 г., % [Figure 1. Changes in the structure of primary energy consumption in Germany and Denmark from 1950 to 2016, %] Источник: составлено авторами по данным Энергетического агентства Дании Danish Energy Agency. URL: https://ens.dk/en/our!services/statistics!data!key!figures!and!energy!maps/annual!and!monthly!statistics/ и Cтатистической службы Европейского Союза European Commission Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/ eurostat/data/database/ (дата обращения: 12.12.2019). Периодизация энергетической политики Германии после Второй мировой войны Рассмотрим энергетическую политику Правительства Германии и Дании более подробно. На основании исследования энергетической политики руководства Германии после Второй мировой войны были выделены следующие этапы (Шувалова, Родионова, 2018). Первый этап - послевоенный. После Второй мировой войны страна была разделена на два государства - ФРГ и ГДР (где действовала централизованная плановая экономика). Поэтому энергетическая политика этих стран отличалась. В ФРГ период c 1949 до начала 1970-х гг. специалисты выделяют как период «немецкого экономического чуда». Экономическому росту способствовала дешевизна и доступность энергоносителей в мире (в том числе нефти). Следующий этап - диверсификации энергоносителей и стран их поставщиков - продлился с начала 1970-х до конца 1980-х гг. и формировался под влиянием мирового энергетического кризиса. Германия взяла курс на всемерную экономию энергоресурсов и в первую очередь пересмотрела список поставщиков нефти в страну. В 1973 г. был принят «Закон о надежном энергоснабжении». На данном этапе вследствие изменения энергетической политики Правительства Германии в топливно-энергетическом балансе увеличивается доля природного газа (поставки из СССР) и ядерной энергии (строятся новые АЭС), то есть структура топливно-энергетического баланса диверсифицируется (рис. 1). В 1990 г. произошло воссоединение Германии, ознаменовавшее начало нового этапа в ее энергетической политике. В связи со сменой общественнополитического строя экономика Восточной Германии оказалась в кризисном состоянии. На Восток потянулся западный капитал, и экономика Восточной Германии перестраивалась по западному образцу, где наступала эра природного газа. Большинство предприятий по добыче бурого угля на территории Восточной Германии были закрыты. Результатом общественных протестов, а также прихода к власти коалиции Социал-демократической партии Германии и Партии зеленых стало принятие в 2001 г. «Закона об упорядоченном прекращении использования ядерной энергии для коммерческого производства электроэнергии». Эта программа с некоторыми изменениями реализуется до сих пор, но в целом достаточно успешно - более половины ядерных реакторов в Германии выведены из эксплуатации. Одновременно Германия взяла на себя международные обязательства по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. Достичь поставленных целей было не так-то просто. Закрытие атомных электростанций не способствовало достижению поставленных целей. Тем не менее с начала 1990-х гг. в энергетическом хозяйстве Германии все большую роль начинает играть новый для Германии вид топлива - альтернативные источники энергии. Появляются новые меры поддержки производителей энергии на базе альтернативных источников. В 1989 г. была принята экспериментальная программа «Энергия ветра в размере 100 МВт», в 1991 г. - «Закон о приоритетной передаче в энергосистему тока, выработанного на основе использования возобновляемых источников энергии», в 1990 г. - программа развития солнечной энергетики «Тысяча крыш», трансформировавшаяся в 2000 г. в программу «100 тысяч крыш» (Шувалова, Родионова, 2018; Antipova et al., 2018). В 1999 г. на все энергетические производства, кроме производства энергии на базе возобновляемых источников, а также совместного производства тепла и энергии, введен экологический налог. Развитие альтернативной энергетики требовало обновления сетевой инфраструктуры, поэтому в 2005 г. в структуре цены на электроэнергию для конечного потребителя появляется сетевой налог (Зимаков, 2017). Развитие альтернативной энергетики оказало мультипликационный эффект на многие сферы энергетического хозяйства. Развитие альтернативной энергетики - дорогостоящее предприятие. Так, Дания и Германия выделяются высочайшими ценами на электроэнергию для конечных потребителей на фоне других европейских стран. Финансовое бремя развития альтернативной энергетики во многом переложено на население. В 2017 г. стоимость электроэнергии для среднестатистического домохозяйства в странах Европейского союза в среднем составила 0,2041 евро за кВт∙ч. Домохозяйства Дании платили 0,3049 евро за кВт∙ч, а Германии - 0,3048 евро за кВт∙ч[61] (Меден, 2018). С 2000 г. в Германии действует «Закон о возобновляемых источниках энергии». Его целью является увеличение доли электроэнергии, вырабатываемой на основе возобновляемых источников энергии в Германии (Шувалова, Родионова, 2018). Закон обязывает операторов энергосистемы ФРГ «запитывать» в передающие сети весь объем электроэнергии, вырабатываемый на базе ВИЭ. Кроме того, производителям «зеленой» электроэнергии выплачивается субсидия из государственного бюджета в течение гарантированного периода времени. В 2002 г. Германия ратифицировала «Киотский протокол о мерах по защите окружающей среды и сокращению вредных выбросов в атмосферу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата». Для выполнения взятых на себя обязательств Германия приняла «Закон о торговле квотами на выбросы парниковых газов» 2003 г., «Закон о совместном производстве тепла и энергии» 2002 г., «Распоряжение об энергосбережении» 2002 г. и др. (Шувалова, Родионова, 2018). Периодизация энергетической политики Дании с 1973 г. Основные изменения в энергетической политике Дании произошли вследствие мирового энергетического кризиса 1973 г. На тот момент 90 % энергопотребления Дании приходилось на нефть, главным образом импортную, поскольку месторождения Северного моря начали разрабатывать позже[62]. Страны Ближнего Востока и Северной Африки ввели эмбарго на экспорт нефти, и правительства западных стран, в том числе Дании, были вынуждены принять меры для сокращения зависимости своих экономик от импорта нефти. По мнению специалистов, после мирового энергетического кризиса 1973 г. в Дании рассматривались несколько вариантов обеспечения надежного снабжения своей экономики энергоресурсами (Rüdiger, 2014), и руководство страны в разное время реализовало практически все возможные направления новой энергетической политики. Остановимся на них подробнее. Первый путь для выхода датской экономики из мирового энергетического кризиса состоял в том, чтобы начать использование местного и импортного угольного топлива. Дания воспользовалась возможностью наращивания его использования. После 1973 г. доля угля в структуре потребления энергоносителей Дании действительно росла вплоть до 1990 г. (рис. 1). Поскольку с 1970 г. уголь в Дании уже практически не добывался - пик добычи местного угля пришелся на 1960 г. (2 273 000 английских т) - потребность в нем покрывалась за счет импорта. Благо, рядом Германия - страна, богатая собственными месторождениями каменного и бурого угля. На 1995 г. пришелся пик импорта угля - 12 901 607 т.[63] После мирового энергетического кризиса для Дании открывался и второй путь - начать использовать новые источники энергии, такие как природный газ и ядерная энергия. Роль природного газа в энергопотреблении страны на рубеже тысячелетий действительно выросла (рис. 1), а от использования ядерной энергии Дания отказалась. Вначале для такой небольшой страны это было слишком дорогостоящее «предприятие». Однако, события, связанные с серией аварий на атомных электростанциях по всему миру, изменили отношение европейского общества к развитию атомной энергетики и закрыли вопрос строительства ядерных реакторов в Дании. Существовал и третий вариант - развивать собственную добычу нефти. С 1972 г. Дания начала добывать нефть на шельфе Северного моря, пик добычи нефти пришелся на 2004 г., а объем добычи составил 19 446 000 т.12 Благодаря богатым месторождениям, открытым на шельфе Северного моря, Дания могла бы использовать нефть в большем объеме. Но с каждым годом нефтяное топливо внутри страны использовалось все меньше. Добываемая в стране нефть шла на экспорт. С 1972 по 1990 г. внутреннее потребление нефти упало более чем в два раза - с 749 164 до 354 849 ТДж, и падение продолжается до сих пор. Официальная хроника свидетельствует, что решение о переходе датской экономики на возобновляемые источники энергии было принято вслед за серией аварий на ядерных реакторах по всему миру. С этого момента государство начало субсидировать энергопроизводства, связанные с использованием возобновляемых источников энергии (Kaldellis, Zafirakis, 2011). Дания стала одним из первых государств, руководство которого осознало важность развития энергетики на базе использования возобновляемых источников энергии. В 1976 г. после энергетического кризиса в Дании принимается первая «Энергетическая стратегия страны». Новая энергетическая стратегия «Energy 2000» 1990 г. была рассчитана на 10 лет - до 2000 г. Целями энергетической политики Правительства Дании выступали сокращение энергопотребления в стране путем повышения энергоэффективности экономики и сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу[64] (Kaldellis, Zafirakis, 2011). В 2011 г. Правительство Дании приняло решение о полном отказе от использования ископаемых энергоносителей в стране к 2050 г.[65] Результаты инновационной энергетической политики в электроэнергетике Дании и Германии На основе проведенного анализа энергетической политики государств в области развития альтернативной энергетики определим ее последствия для каждой страны, поскольку ими были установлены свои приоритеты и выбраны разные пути развития. По абсолютным показателям Германия - непререкаемый лидер, по относительным - Дания выбивается в мировые лидеры. Так, в 2016 г. доля возобновляемых источников энергии в суммарном потреблении энергии Дании составила 29 %, в Германии - 12 %[66]. Для выработки электроэнергии датская экономика использует альтернативные источники энергии более интенсивно, чем германская. В 2016 г. в Дании за счет использования возобновляемых источников энергии было выработано 19 168 ГВт∙ч электроэнергии, или 54 % от ее общей выработки. В Германии эта величина составила 201 261 ГВт∙ч электроэнергии и 32 % соответственно[67]. Альтернативные источники энергии используются в различных технологических процессах - для выработки электроэнергии, тепла, в качестве топлива и т. д. В рамках данного исследования не представляется возможным проанализировать последствия реализации энергетической политики во всех сферах применения альтернативных источников энергии, поэтому остановимся на результатах инновационной энергетической политики в электроэнергетике. Дания стала первой европейской страной, которая начала использовать энергию ветра для выработки электроэнергии[68]. В 1976 г. были установлены первые ветроэнерготурбины, а уже в 1979 г. датская компания Vestas организовала их промышленное производство (Rüdiger, 2014). До 2000 г. Дания была непререкаемым лидером в Европе по суммарной мощности ветроэнергоустановок. С 2000 по 2008 гг. Дания наряду с Германией и Испанией была в тройке лидеров по этому показателю (Kaldellis, Zafirakis, 2011). Сегодня непререкаемым европейским лидером в области ветрогенерации является Германия. По мощности ветроэнергоустановок Германия наряду с Китаем и США входит и в тройку мировых лидеров[69]. Благодаря поддержке государства энергия ветра стала главным возобновляемым источником энергии в электроэнергетике страны. Ветроэнерготурбины в Дании строят как компании, так и домохозяйства, получающие субсидии от государства. В 2014 г. три четверти ветроэнергоустановок в Дании принадлежали домохозяйствам[70]. Ветроустановки появляются как на суше, так и в прибрежной полосе. Деятельность, связанная со строительством ветроэнергоустановок в прибрежных офшорных зонах, - особая и требует инновационных технологических решений, существенных инвестиций. Первая офшорная ветроэнергоустановка в Европе появилась в Дании в 1991 г. Германия не была первопроходцем. Строительство офшорных ветроэнергопарков в стране началось только в 2008 г., то есть спустя 17 лет. К этому времени офшорные ветроэнергопарки уже работали в Дании, Швеции, Великобритании, Нидерландах и Ирландии[71]. В настоящее время Германия и Дания реализуют масштабные проекты по созданию ветроэнергопарков в акватории Северного и Балтийского морей[72] (Kaldellis, Zafirakis, 2011). В 2019 г. шведская компания Vattenfall построила третью очередь ветроэнергопарка Horns Rev в Северном море. Суммарная мощность трех энергопарков составила порядка 800 МВт. На 2021 г. компанией Vattenfall запланировано открытие ветроэнергопарка Kriegers Flak мощностью 700 МВт в Балтийском море. В 2027 г. Дания планирует открыть еще один ветроэнергопарк Thor мощностью 800 МВт в Балтийском море[73]. Энергия, вырабатываемая офшорными электростанциями, будет распределяться среди стран данного региона по подводным кабелям. Для целей нашего исследования важно, что развитие альтернативной энергетики в рамках Европы невозможно без международной кооперации. Как известно, выработка энергии на солнечных и ветровых энергоустановках непостоянна. Наиболее эффективно распределять излишки электроэнергии в энергодефицитные районы. Результатом взаимодействия европейских стран в области ветроэнергетики стала реализация проекта создания энергетического хаба в Северном море. В 2017 г. между Германией, Данией и Голландией было подписано соглашение о реализации проекта North Sea Wind Power Hub. По проекту в Северном море будет построен искусственный остров, связывающий все оффшорные ветроэнергоустановки, расположенные в Северном море, суммарной мощностью до 100 000 МВт и помогать перераспределять электроэнергию по линиям электропередачи между Данией, Великобританией, Германией, Норвегией, Нидерландами и Бельгией[74]. То, что Дания одной из первых начала реализовывать проекты в области ветроэнергогенерации, обеспечило технологическое превосходство страны во всем мире. В настоящее время Дания активно участвует в международных проектах, связанных с использованием энергии ветра. В качестве примера можно привести проект строительства датскими компаниями 365 ветроэнергоустановок в Кении у озера Рудольф (Туркана). Кроме того, Дания реализует проекты и на Дальнем Востоке. Так, пенсионный фонд Дании Pensionskassernes Administration (PKA) инвестировал сотни миллионов евро в строительство солнечных электростанций в Японии[75]. Рис. 2. Изменение суммарной электроэнергетической мощности солнечных фотогальванических установок и ветроэнергоустановок в Германии с 1990 по 2016 г., ГВт [Figure 2. Change in total electric power capacity of wind and solar photovoltaic power plants in Germany from 1990 to 2016, MW] Источник: составлено авторами по данным статистической службы Европейского Союза Europe! an Commission Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data/database/ (дата обращения: 08.02.2019). В отличие от Дании Германия обладает большими экономическими возможностями для развития всех видов альтернативной энергии. С 2000 г. в Германии развитие получила солнечная энергетика. В настоящее время мощность солнечных фотогальванических электростанций в Германии практически сравнялась с мощностью ветроэнергоустановок (рис. 2). По этому показателю Германия выбилась в мировые лидеры[76]. Интересно, что таких высоких результатов удалось добиться несмотря на то, что Германия не самая солнечная страна в мире. С 2010 г. руководство Дании также приняло решение о стимулировании строительства солнечных электростанций. Инвестиционный процесс - долгий, и пока солнечная энергетика в Дании не претендует на лидерство среди альтернативных источников энергии. В последнее время в политике Германии наблюдается крен в сторону субсидирования использования энергии биомассы для производства электроэнергии. В отличие от энергии ветра и солнца энергию биомассы можно накапливать. В случае дефицита электроэнергии установки, использующие для выработки электроэнергии энергию биомассы, можно использовать как резервные. Некоторые авторы отмечают, что государственная политика, направленная на рост использования биомассы в качестве источника энергии, вступает в противоречие с целями обеспечения продовольственной безопасности страны, поскольку часть пахотных земель отдается под производство нового источника энергии, а не продовольствия (Супян, 2011). Развитие альтернативной энергетики нельзя рассматривать опосредованно от других направлений энергетической политики страны. Так, в 1998 г. Германия включилась в объявленный Европейским союзом процесс либерализации рынков сетевых энергоносителей. В 1998 г. был принят новый «Энергохозяйственный закон» - предыдущий закон - 1935 г. - действовал еще со времен фашисткой Германии. Германское руководство сменило приоритеты в пользу либерализации электроэнергетического и газового рынков, и начался новый этап. Либерализация проходила по всей Европы и была оформлена соответствующими директивами ЕС. В те годы в Германии наблюдались одни из самых высоких цен на электроэнергию не только в Европе, но и во всем мире. Стимулирование конкуренции должно было привести к появлению новых игроков на рынке и снижению цены на электроэнергию. Целям либерализации служила и политика руководства Германии по развитию альтернативной энергетики, ведь политика субсидирования альтернативных источников энергии способствовала появлению на энергетическом рынке новых поставщиков электроэнергии и первоначально - либерализации рынка, то есть развитию конкуренции. Сейчас ситуация меняется. Крупные электроэнергетические монополии смогли перестроить свою структуру, и в настоящее время в части из них более половины выработки электроэнергии приходится на использование альтернативных источников энергии, а не угля, природного газа или нефти (мазута), как это было ранее. Крупные компании располагают значительными финансовыми средствами не только для строительства электроэнергетических агрегатов по новым технологиям, но и для приобретения компаний, работающих в сфере альтернативной энергетики. Заключение Энергетическая политика Германии и Дании, в том числе ее инновационная составляющая - альтернативная энергетика, формировалась под влиянием различных факторов. Энергетический кризис 1973 г. заставил руководство как Дании, так и Германии оперативно реагировать на конъюнктуру мирового рынка, искать новые источники энергии. Руководство Дании, отказавшись от использования ядерного топлива, одним из первых в мире осознало перспективы развития альтернативной энергетики. Дания стала первой европейской страной, которая начала использовать энергию ветра для выработки электроэнергии. В 1976 г. были установлены первые ветроэнерготурбины, а уже в 1979 г. датская компания Vestas организовала их промышленное производство, обеспечив технологическое превосходство своей стране. Первая офшорная ветроэнергоустановка в Европе появилась в 1991 г. также в Дании. Германия не была инноватором в области развития альтернативной энергетики, изначально делая ставку на развитие ядерной энергетики. Однако благодаря проведению последовательной энергетической политики выбилась в мировые лидеры по установленной мощности ветроэнергоустановок (3-е место) и по мощности солнечных фотогальванических электростанций (1-е место). Опыт Германии и Дании показал, что программы развития альтернативной энергетики сами по себе не существуют. Они реализуются в комплексе с другими мероприятиями - отказом от использования ядерной энергии (применительно к Германии), мероприятиями по увеличению энергоэффективности экономик, строительством инфраструктуры, изменением организационной структуры энергетики и т. д. Россия является поставщиком ископаемых энергоресурсов в Европу и для нее важно понимать процессы, происходящие в энергетическом хозяйстве Германии и Дании как потребителей российских энергоресурсов. В случае перехода экономик Германии и Дании на новые энергоресурсы эти страны откажутся от импорта из России. Доход России от экспорта сократиться. Но, как показало исследование, до этого еще далеко. Слишком много проблем связано с созданием новой сферы энергетического хозяйства. Руководство России также проводит энергетическую политику в области развития возобновляемой энергетики. Но цели пока менее амбициозные. Постановление об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности в электроэнергетике на основе использования возобновляемых источников энергии, принятое в 2009 г., устанавливает, что доля альтернативных источников энергии в энергобалансе страны к 2020 г. должна вырасти до 4,5 %. Вероятно, в ближайшее время будут сформулированы новые цели развития альтернативной энергетики. В ходе реализации этой политики необходимо учитывать опыт западных стран. Изучив опыт Германии и Дании, стоит помнить, что реализация инновационной энергетической политики происходит в разных, специфических для каждой страны, условиях, и для каждой страны унифицированного образца развития альтернативной энергетики - нет. Энергетическая политика зависит от природных, исторических, экономических, социальных и политических предпосылок. Кроме того, необходимо помнить, что развитие альтернативной энергетики повлечет увеличение налоговой нагрузки. Решающим фактором, необходимым для развития инновационной, затратной альтернативной энергетики, является выработка грамотной приемлемой обществом энергетической политики.

×

Об авторах

Ольга Владимировна Шувалова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: shuvalova-ov@rudn.ru

кандидат географических наук, доцент

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Мария-Йоана Стоянова

Российский университет дружбы народов

Email: mystoyanova97@gmail.com

бакалавр

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Зимаков А.В. Есть ли будущее для угольных ТЭС в Европе? // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 5 (56). С. 130-150
  2. Меден Н.К. Энергетическая трансформация в Германии: quo vadis // Энергия: экономика, техника, экология. 2018. № 12. С. 16-22
  3. Родионова И.А., Шувалова О.В., Бесчастная И.С. Особенности энергетической политики некоторых государств в области развития альтернативной энергетики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2013. № 3. С. 28-37
  4. Седых С., Зарицкий Б. Энергетическая политика ФРГ. М.: Магистр, 2012
  5. Сумин А.М. Энергетическая политика современной Германии: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Газойл пресс, 2017
  6. Супян Н.В. Сужающийся мост: проблемы энергетической политики ФРГ // Современная Европа. 2011. № 3. С. 67-79
  7. Тоганова Н.В. Развитие зеленой энергетики в ФРГ (2011-2013) // Энергетическая безопасность: национальные, региональные и международные аспекты. Мировое развитие. Вып.11 / отв. ред. Ю.Д. Квашнин, К.Р. Вода. М.: ИМЭМО РАН, 2013. С. 63-78
  8. Шувалова О.В., Родионова И.А. Трансформация организационной структуры вертикальноинтегрированных компаний вследствие либерализации электроэнергетического рынка в Германии // Мировая энергетика: основные тенденции, динамика, перспективы / под ред. С.В. Жукова. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 103-109. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=645&id=4249 (дата обращения: 08.02.2019)
  9. Antipova E.A., Zhigalskaya L.O., Rodionova I.A., Chernyaev M.V. Spatio-Temporal Dynamics of the Electric Power Industry Development in European Countries // Journal of Environmental Management and Tourism [S.l.]. 2018. Vol. 8. No. 5. Pp. 1101-1114. https://doi.org/10.14505//jemt.v8.5(21).14
  10. Kaldellis J.K., Zafirakis D. The wind energy (r)evolution: A short review of a long history // Renewable Energy. 2011. Vol. 36. No. 7. Pp. 1887-1901. https://doi.org/10.1016/ j.renene.2011.01.002
  11. Rüdiger M. The 1973 oil crisis and the designing of a Danish energy policy // Historical Social Research. 2014. Vol. 39. No. 4. Pp. 94-112. https://doi.org/10.12759/hsr.39. 2014.4.94-112
  12. Shuvalova O.V., Chernyaev M.V., Rodionova I.A., Korenevskaya F.V. Peculiarities of the Russian and German energy policies in the field of alternative energy development // International Journal of Energy Economics and Policy. 2018. Vol. 8. No. 4. Pp. 199-206. URL: http://www.econjournals.com/index.php/ijeep/article/view/6711 (accessed: 08.02.2019)

© Шувалова О.В., Стоянова М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах