Особенности инвестиционного сотрудничества Индии со странами АСЕАН на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Связи со странами АСЕАН рассматриваются Индией как один из приоритетных векторов современной внешнеэкономической стратегии по направлению «Юг - Юг». Целью исследования является анализ одного из важнейших аспектов экономических отношений Индии со странами ЮВА - инвестиционного сотрудничества. При написании статьи использовался широкий спектр аналитических методов: статистический анализ, прогнозирование, сравнение, теоретическое обобщение, статистическая обработка данных, а также абстрактно-логический анализ (для систематизации и обобщения основных направлений инвестиционного взаимодействия). Детально проанализированы показатели индийских прямых зарубежных инвестиций в АСЕАН, в том числе в страновом разрезе, и прямых иностранных инвестиций республики из ассоциации. Подробно рассматриваются различные аспекты инвестиционного межстранового взаимодействия. Ассоциация является главным направлением для индийских инвестиций за рубежом и значимым инвестором республики, что демонстрируют устойчивые двусторонние экономические отношения. В целом же инвестиционное сотрудничество активно способствует развитию отношений между Индией и АСЕАН.

Полный текст

Введение В инвестиционной сфере Республика Индия и страны АСЕАН осуществляют взаимодействие на основе Соглашения об инвестициях (The ASEAN - India Investment Agreement, AIIA), которое вступило в силу 1 июля 2015 г. для БрунеяДаруссалама, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда, Вьетнама и Индии, а в 2016 г. к нему присоединились Филиппины. Примечательно, что АСЕАН является не только одним из главных направлений для индийских прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), но и основным источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в республику. Около 22 % индийских инвестиций приходится на ассоциацию, при этом данный показатель намного больше, чем доли ПЗИ Японии, США, Китая и ЕС в группировку (13, 5, 6 и 2 % соответственно)[31]. Обзор литературы Исследуемая проблематика активно обсуждается в научных кругах, поскольку является неотъемлемой частью экономических отношений между Индией и странами АСЕАН. Взаимодействие Индии с ассоциацией по линии «Юг - Юг» рассматривают российские и зарубежные ученые, например Е.А. Брагина (Брагина, 2017) и С. Чатурведи (Chaturvedi, 2016). Геополитические аспекты сотрудничества Индия - АСЕАН отражены в трудах А.Г. Володина (Володин, 2018), Н.Б. Лебедевой (Лебедева, 2017, 2018), П. Кумар (Kumar, 2019), С. Састра и М. Прасопчоке (Sastra, Prasopchoke, 2007), П. Чако (Chako, 2016). Внешнеполитические курсы Индии «Взгляд на Восток» и «Движение на Восток» затрагивают в своих работах индийские ученые Г. Дас (Das, 2016), А. Сундарам (Sundaram, 2013), С. Сундарараман (Sundararaman, 2016). Особенности формирования зоны свободной торговли Индия - АСЕАН анализируют Г.М. Костюнина (Костюнина, 2017), П. Де и С. Чиратхиват (Celebrating the Third Decade and Beyond, 2016), Ф. Де Веуле и К. Нараянан (Globalization of Indian Industries, 2016), П. Гупта (Gupta, 2019), Д. Мукхерэе (Economic Integration in Asia, 2019) и В. Сарин (Sarin, 2018). Проблематикой Индии и АСЕАН также занимаются Ю.А. Коновалова (Коновалова, 2017), И.А. Родионова, А.Р. Массарова, А.С. Епифанцева (Родионова, Массарова, Епифанцева, 2015), К.Д. Мишра (Mishra, 2017) и Х.С. Ринавати (Ринавати, 2019). Методы и подходы При написании статьи был использован широкий спектр аналитических методов: статистический анализ, прогнозирование, сравнение, теоретическое обобщение, статистическая обработка данных, а также абстрактно-логический анализ (для систематизации и обобщения основных направлений инвестиционного сотрудничества). Результаты исследования Индийская политика «Движение на Восток» (Act - East Policy), пришедшая на смену в 2014 г. политике «Взгляд на Восток» (Look - East Policy), направлена на укрепление экономических связей с регионами Восточной и Юго-Восточной Азии и расширение зоны влияния в азиатском регионе в целом (Галищева, 2016). АСЕАН является важным направлением для индийских инвестиций, которые зачастую распределяются в третичном секторе, прежде всего в банковской и финансовой сферах, сфере информационных технологий (ИТ) и ИТ-сервисов, а также в металлургической и автомобильной промышленностях. В настоящее время свыше 1950 различных индийских компаний осуществляют свою деятельность в странах ассоциации. В то же время некоторые компании республики работают в нескольких государствах - членах группировки, например, Info-Drive Software, Cranes Software International (CSI), Tata Group и Frost International (Ильичева, 2019). Потоки индийских ПЗИ в АСЕАН сильно колебались в период между 2005 и 2017 гг., причем в 2012 г. был зафиксирован их наибольший приток - (7,3 млрд долл.) (табл. 1). В 2017 г. данный показатель составил 1,7 млрд долл., или 1,3 % всех инвестиций в ассоциацию. При этом в период с 2010 по 2017 г. Индия стабильно являлась 11-м крупнейшим инвестором группировки. Хотя потоки индийских ПЗИ относительно невелики по сравнению с потоками из Японии, США и Китая, многие индийские фирмы продолжают расширять свое присутствие за счет небольших проектов, особенно в третичном секторе. Таблица 1 Потоки прямых зарубежных инвестиций Индии в АСЕАН с 2005 по 2017 г. (млн долл.) [Table 1. Indian Foreign Direct Investment Flows from India to ASEAN from 2005 to 2017 (mln doll.)] Годы 2005 2010 2015 2017 ПЗИ Индии в АСЕАН 471,40 3801,20 1476,20 1730,90 Всего ПЗИ в АСЕАН 42 556,40 108 174,20 121 711,90 135 620,50 Доля индийских ПЗИ в АСЕАН (%) 1,11 3,51 1,21 1,28 Источник: Statistics of Foreign Direct Investment in ASEAN // ASEANstats Database. 2018. Pp. 143-144. URL: https://www.asean.org/uploads/archive/51876.pdf (accessed: 29.05.2019). Основными направлениями индийских инвестиций являются услуги в области финансов и страхования (60 %), оптовая и розничная торговля (9 %), а также операции с недвижимостью (8 %)[32]. На эти три группы приходится значительная часть (77 %) совокупных индийских ПЗИ в АСЕАН в период 2012-2017 гг. При вложении в ассоциацию индийские производственные и сервисные компании делают ставку на доступ к растущему рынку региона ЮВА, а также на локальные преимущества ассоциации, рынки сбыта и доступ к полезным ископаемым (нефти и минералам). Примечательно, что зачастую инвестиции направляются в те страны, которые активно импортируют из республики, обладают относительно емкими внутренними рынками, либеральной внутренней политикой в области движения капитала, имеют двусторонние инвестиционные договоры с Индией и специфические черты оффшорных финансовых центров. При этом различные потоки индийских ПЗИ в АСЕАН мотивированы разными причинами. Например, компания Tata Power инвестирует в добычу угля в Индонезии с целью обеспечения доступа к природным ресурсам для поддержки интеграции в цепочку создания стоимости по производству электроэнергии. Другие индийские компании, такие как Reliance и GMR Energy, осуществляют трансграничные слияния и поглощения в угледобывающей промышленности Индонезии, обеспечивая более быстрый доступ к природным ресурсам. Необходимо отметить, что в целом трансграничные слияния остаются немногочисленными. Для многих индийских консалтинговых и ИТ-компаний при ведении бизнеса в государствах - членах АСЕАН решающее значение имеет доступ к местным рынкам (включая присутствие потенциальных клиентов - транснациональных корпораций (ТНК)), а также возможность перенять определенный набор навыков принимающих стран (например, языковые навыки) и реализовать часть их стратегии оффшорного обслуживания ИТ-аутсорсинга бизнес-процессов. Кроме того, на инвестиционные потоки оказывают влияние такие факторы, как деловая среда, более низкие операционные издержки и более легкий доступ к финансам. Быстрое развитие аутсорсинга некоторых функций бизнес-услуг другими ТНК, действующими как за пределами, так и в рамках АСЕАН, также побудило индийские ИТ-компании прийти на рынок стран ЮВА (например, Wipro Ltd и Teledata Informatics). Индийские банки также расширяют свое присутствие в странах АСЕАН, например, свои региональные отделения для лучшего обслуживания клиентов открыли Bank of Baroda, Andhra Bank и Indian Overseas Bank. Частные и государственные компании Индии активно инвестируют в область разведки нефти и газа в АСЕАН, особенно это касается тех компаний, которые выиграли контракты в Мьянме. Кроме того, Punj Lloyd и Quest Global осуществляют региональные операции в Сингапуре, чтобы задействовать потенциал роста в регионе в области инфраструктуры, в том числе в сферах проектирования, закупок и строительства. Таблица 2 Географическое распределение индийских инвестиций в страны - члены АСЕАН с 2005 по 2017 г. (млн долл.) [Table 2. Country6wise distribution of Indian investments to ASEAN member countries from 2005 to 2017 (mln doll.)] Страна 2005 2010 2015 2017 Совокупные ПЗИ (2010-2017) Бруней 3,80 1,38 0,00 0,01 1,70 Вьетнам 0,00 4,05 72,08 73,67 42,69 Индонезия 1,20 5,69 36,74 42,21 158,01 Камбоджа 0,00 1,02 0,48 8,98 13,77 Лаос 0,00 0,00 2,46 6,20 -185,25 Малайзия 5,00 40,53 -11,52 -54,93 -65,36 Мьянма 0,00 13,60 8,07 -98,14 -1,04 Сингапур 458,90 3642,50 1370,90 1704,60 15 829,80 Тайланд 2,50 92,43 -3,93 39,49 248,89 Филиппины 0,00 0,00 0,94 8,81 243,20 Источник: Statistics of Foreign Direct Investment in ASEAN // ASEANstats Database. 2018. Pp. 143-144. URL: https://www.asean.org/uploads/archive/51876.pdf (accessed: 29.05.2019). Индийские малые и средние предприятия (МСП) укрепляют свои позиции в государствах АСЕАН с целью повышения имиджа, получения финансирования и поддержки крупных партнеров при инвестировании в ассоциацию. Индийские стартапы заинтересованы в доступе к более развитой системе привлечения средств и более привлекательной деловой среде, в том числе в возможности получить более высокую стоимость первичного публичного размещения. В 2005-2017 гг. значительная часть индийских инвестиций в АСЕАН направлялась в Сингапур (табл. 2). На Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Таиланд приходилось в совокупности около 12 %. Сингапур традиционно привлекает существенную часть инвестиций за счет таких факторов, как надежная воздушная связь с Индией, благоприятная деловая среда, более стабильная сингапурская система налогообложения и характеристики экономики как оффшорного центра, логистика и финансовая инфраструктура, а также присутствие большого сообщества индийской диаспоры. В настоящее время свыше 1295 индийских фирм осуществляют свою деятельность в Сингапуре. Малайзия является вторым направлением для индийских инвестиций в ассоциацию. В 1980-2017 гг. здесь было реализовано 13 проектов в области текстильной и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и химической промышленности на сумму около 2,31 млрд долл.[33] В Малайзии работают более 115 индийско-малазийских совместных предприятий. Крупные сообщества индийской диаспоры, тесные социокультурные контакты и регулярные двусторонние визиты политиков и предпринимателей стимулируют потоки индийских ПЗИ в Индонезию, Таиланд и Вьетнам. Так, в Индонезии индийские компании инвестируют значительные средства в такие области, как инфраструктура, сталелитейная промышленность, производство потребительских товаров и финансовая сфера. Индия занимает 28 место из 126 стран - инвесторов во Вьетнам. При этом доля ее капитала в этой стране меньше Китая из-за существующих опасений среди индийских общественных и частных компаний, связанных с вызовами и рисками при инвестировании. С 1980 г. республика реализовала 168 проектов в 24 вьетнамских провинциях на сумму 756 млн долл. в таких областях, как энергетическая и горнодобывающая промышленности, производство продуктов питания, удобрений, компонентов автомобилей, текстиля, косметики, информационные технологии[34]. Одним из наиболее крупных являются проект по исследованию нефтяных блоков № 127 и 128 недалеко от Парасельских островов и проект по добыче природного газа из вьетнамского бассейна Нам Кон Сон индийской нефтегазовой корпорацией ONGC Videsh Ltd (238 млн долл.)[35]. Индийские ИТ-компании активно создают филиалы и инициируют новые фирмы на Филиппинах, а предприниматели из Индии инвестируют в текстильную, сталелитейную и химическую промышленности. В Камбодже республика предпочитает инвестировать в энергетическую и пищевую промышленности (производство сахара). Индия является 8-м крупнейшим инвестором Лаоса на 2017 г. (совокупные инвестиции - 950 млн долл.), реализовано 33 проекта в области добычи древесины и железной руды, производства целлюлозы. Примечательно, что инвестиционное сотрудничество между АСЕАН и Индией наращивается, при этом ассоциация является важным источником ПИИ в Индию. Компании стран группировки инвестировали в республику порядка 70,46 млрд долл. в течение 2010-2018 гг. (16 % потоков ПИИ в Индию) в проекты в области инфраструктуры и другие компоненты сферы услуг[36]. В 2000-2018 гг. АСЕАН инвестировала 82,05 млрд долл., или 20 % от общего притока ПИИ в Индию за этот период (табл. 3). Значительная часть вложений группировки в Индию приходится на Сингапур (97,2 %), за ним следуют Малайзия (1,13 %), Индонезия (0,77 %) и Таиланд (0,56 %). Таблица 3 Потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из стран -членов АСЕАН в Индию с апреля 2000 по апрель 2018 г. (млн долл.) [Table 3. Foreign direct investment (FDI) flows from ASEAN member countries to India from April 2000 to April 2018 (mln doll.)] Страна ПИИ (млн долл.) Доля страны от общих инвестиций АСЕАН (%) Бруней 0,43 0,00 Вьетнам 4,95 0,01 Индонезия 629,11 0,77 Камбоджа 36,36 0,04 Малайзия 923,14 1,13 Мьянма 8,97 0,01 Сингапур 79 746,67 97,20 Тайланд 456,54 0,56 Филиппины 241,86 0,29 Всего из региона ЮВА 82 048,03 100,00 Источник: рассчитано авторами на основе Fact Sheet on Foreign Direct Investment (FDI) from April, 2000 to December, 2018 / Government of India, Ministry of Commerce and Industry. 2018. Pp. 8-9. URL: https://www.ibef.org/download/fdifactsheet27february2019.pdf (accessed: 29.05.2019). Кроме того, Сингапур с показателем 79,75 млрд долл. занимает 2-е место по объему инвестиций в Индию, опережая Японию с показателем в 29,56 млрд долл.[37] В республике зарегистрировано более 440 сингапурских компаний, в частности International Enterprise Singapore и Singapore Tourism Board. Индия также привлекательна для сингапурских ТНК и правительственных компаний, таких как Singapore Telecom, Port of Singapore Authority и Singapore Technologies. Частный сектор предпочитает вкладывать небольшие инвестиции в здравоохранение, недвижимость и туризм (Ильичева, 2020). Интенсивно развиваются и индийско-малазийские отношения. Только в 2017 г. по итогам визита премьера Малайзии Д. Разака в Нью-Дели был подписан 31 деловой меморандум на сумму в 36 млрд долл. в различных областях, начиная от строительства объединенного морского города-порта Пулау Карей до разработки программ по расширению туризма, а также по вопросам сотрудничества в сфере безопасности и обороны в силу активизации Китая в Индийским океане и Южно-Китайском море, необходимости совместной борьбы с экстремизмом и терроризмом, охраны Малаккского пролива и другим вызовам[38]. Малайзия активно инвестирует в такие области, как телекоммуникации, подготовка кадров, транспорт, нефтеи газодобыча, туризм. Так, компания «Малайзийские аэропорты» приобрела часть акций международного аэропорта Нью-Дели (Галищева, 2013). Кроме того, малазийская компания Naza намерена создать подразделение по производству автомобилей в штате Тамилнад. Заключение Потоки ПИИ являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих интеграцию экономик, связывая их с региональными и глобальными цепочками создания стоимости. Индийские предприятия инвестируют в АСЕАН с 1940-х гг. В настоящее время в регионе работают около 1950 индийских компаний различных форм собственности. Ассоциация является главным направлением для индийских инвестиций за рубежом и значимым инвестором республики, что демонстрируют устойчивые двусторонние инвестиционные отношения. Индия является 11-м крупнейшим инвестором группировки в период с 2010 по 2017 г. Большая часть ПЗИ Индии сконцентрирована в Сингапуре, но индийские компании постепенно уделяют все больше внимания инвестициям в другие государства - члены АСЕАН. Среди инвесторов превалируют индийские ТНК. На рынках ЮВА Индия в большей степени инвестирует в финансовые и страховые сектора (60 %), в оптовую и розничную торговлю (9 %) и операции с недвижимостью (8 %). На потоки индийских ПЗИ в значительной степени оказывают влияние доступ к природным ресурсам, к страновому и региональному рынку, возможность привлечения финансов, формирование имиджа бренда (стартапы), а также стратегические факторы. Значительная часть вложений АСЕАН в Индию приходится на Сингапур, за ним следуют Малайзия, Индонезия и Таиланд. Именно Сингапур и Малайзия активно инвестируют в такие области, как телекоммуникации, подготовка кадров, транспорт, нефтеи газодобыча, туризм. Связи со странами АСЕАН рассматриваются Индией как один из приоритетных векторов современной внешнеэкономической стратегии по направлению «Юг - Юг». Инвестиционное сотрудничество получит дополнительный импульс, когда индийский бизнес станет понимать возможности, которые открывает ему разносторонний размер рынка при инвестировании в страны ассоциации. Вложения в какую-либо страну АСЕАН открывают доступ к процветающему рынку среднего класса, представляющий огромный потенциал со стороны предложения, особенно для компаний, ориентированных на потребление. Инвесторы также получают доступ к другим наиболее развитым странам, с которыми ассоциация подписала ЗСТ, а именно Австралии, Новой Зеландии, Китаю, Японии и Республике Корея. Более того, индийские компании, инвестирующие в Камбоджу, Лаос, Мьянму и Вьетнам, в силу того, что эти страны имеют статус «наименее развитой страны» могут извлечь выгоду из наиболее благоприятного режима, доступного в рамках схемы Европейского союза «Все, кроме оружия».

×

Об авторах

Наталья Валерьевна Галищева

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: galistcheva@yandex.ru

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики

Российская Федерация, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Юлия Александровна Ильичева

Российский университет дружбы народов

Email: juliai575@gmail.com

кандидат экономических наук, ассистент кафедры теории и истории международных отношений

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Брагина Е.А. Индия в контексте взаимоотношений Юг - Юг // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 2. C. 113-118
  2. Володин А.Г. Индия: диспаритеты развития и геоэкономический потенциал // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 5. C. 97-109
  3. Галищева Н.В. Восточноазиатский вектор внешнеэкономической политики Индии: приоритеты в ЮВА // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 4. C. 643-653. http://dx.doi.org/10.22363/23130660-2016-16-4-643-653
  4. Галищева Н.В. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика. М.: Буки-Веди, 2013. 502 с.
  5. Ильичева Ю.А. Индийский экономический фактор в АСЕАН: основные тренды, достижения и перспективы. М.: Перспектива, 2020. 172 с.
  6. Ильичева Ю.А. Особенности научно-технического сотрудничества Индии со странами АСЕАН // Азия и Африка сегодня. 2019. № 9. С. 66-71. doi: 10.10.31857/S032150 750006277-6.
  7. Коновалова Ю.А. Россия - Индия: особенности взаимной торговли на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 3. С. 295-308. doi: 10.22363/ 2313-2329-2017-25-3-295-308
  8. Костюнина Г.М. Интеграционная модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 7. № 3. С. 441-457. http://dx.doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-3-441-457
  9. Лебедева Н.Б. Индийский океан: вызовы XXI в. и Индия. Очерки международных отношений. М.: ИДВ РАН, 2018. 576 с
  10. Лебедева Н.Б. Индия - АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 35. C. 78-101
  11. Ринавати Х.С. Government policy in developing social capital of small industry in facing ASEAN Economy Community era (Государственная политика развития социального капитала малого бизнеса в странах АСЕАН) // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 2. С. 249-258. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-2-249-258
  12. Родионова И.А., Массарова А.Р., Епифанцева А.С. Страны БРИКС в международных инновационных рейтингах // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2015. № 3. С. 45-52.
  13. Celebrating the Third Decade and Beyond. New Challenges to ASEAN - India Economic Partnership. 1st ed. / ed. by P. De, S. Chirathivat. New York: Routledge, 2018. 318 p.
  14. Chako P. New Regional Geopolitics in the Indo-Pacific: Drivers, dynamics and consequences. New York: Routledge, 2016. 132 p.
  15. Chaturvedi S. The Logic of Sharing. Indian Approach to South-South Cooperation. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 220 p.
  16. Das G. Look East to Act East Policy: Implications for India's. London: Routledge Indian Series, 2016. 252 p.
  17. Economic Integration in Asia: Key Prospects and Challenges with the Regional Comprehensive Economic Partnership / ed. by D. Mukherjee. New York: Routledge Studies in the Modern World Economy, 2019. 220 p
  18. Globalization of Indian Industries. Productivity, Exports and Investments / ed. by F. De Веulе, K. Narayanan. New Delhi: Indian Studies in Business and Economics, 2016. 210 p.
  19. Gupta P. India’s Economic Integration in Services with ASEAN: From Bilateral FTAs to RCEP // Journal of Asian Economic Integration. 2019. No. 1 (2). Pp. 207-223. doi: 10.1177/2631684619885778
  20. Kumar P. India - ASEAN Relations in Post-Cold War Era // Political Discourse. 2019. No. 5 (1). Pp. 59-86.
  21. Mishra K.D. Rethinking Economic Development in Northeast India: The Emerging Dynamics. New Delhi: Routledge India, 2017. 456 p.
  22. Sarin V. Understanding India - ASEAN trading ties using gravity model approach // International Journal of Agricultural and Statistics Sciences. 2018. No. 14 (1). Pp. 223-229.
  23. Sastra S., Prasopchoke M. Go with the Gang, ASEAN! // ASEAN Economic Bulletin. 2007. No. 24 (3). Pp. 339-356.
  24. Sundaram A. Look East Policy // International Journal of Advancements in Research & Technology. 2013. No. 2 (5). Pp. 169-185.
  25. Sundararaman S. India - ASEAN Relations: ‘Acting’ East in the Indo-Pacific // International Studies. 2018. No. 54 (1-4). Pp. 62-81. doi: 10.1177/0020881718787575

© Галищева Н.В., Ильичева Ю.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах