Военно-экономическое сотрудничество государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами: вызовы и угрозы для России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) была основана в 1992 году для военно-экономического сотрудничества стран-членов и во многом отражает стремление России сохранить свою зону влияния на территории бывшего СССР. В продолжение этой политики был заключен договор об основании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал свое действие в 2015 году и обеспечивает определенную свободу передвижения товаров (услуг), капитала и рабочей силы. В двух данных организациях Россия стремиться обеспечивать лидирующие позиции, для обеспечения которых необходимо постоянно проводить анализ возможностей военнопромышленной кооперации государств - членов ОДКБ (как политического контура) и ЕАЭС (как экономического контура) с третьими странами. Целью настоящей статьи стало исследование вызовов и угроз для России военно-экономического сотрудничества государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами. Для достижения поставленной цели было рассмотрено военно-экономическое сотрудничество Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Армении с третьими странами и даны предложения по замещению закупок на рынке вооружения российскими аналогами. Некоторые страны ОДКБ и ЕАЭС стремятся диверсифицировать свои закупки на рынке вооружения, обеспечивая программу самостоятельного развития военно-промышленной кооперации с третьими странами. Такое положение вынуждает Россию обеспечивать разработку и развитие планов импортозамещения военной продукции российскими аналогами на рынке стран ОДКБ и ЕАЭС. Для проверки данной гипотезы были рассмотрены и проанализированы статистические данные и документы, находящиеся в открытом доступе, в том числе данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира. В ходе анализа данных было доказано, что Беларусь, Казахстан и частично Армения диверсифицируют свои закупки военной техники и вооружения, обеспечивая и активно развивая военно-экономическое сотрудничество с третьими странами, в том числе и с Китаем.

Полный текст

Введение Организация Договора коллективной безопасности на текущий момент включает в себя Армению, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Россию и Таджикистан. Данная организация является региональной международной, призвана обеспечивать мир, безопасность и стабильность на коллективной основе, и вслед- ствие действия синергетического эффекта выступает значительным игроком на международной арене. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в силу в 2015 году и включил в свой состав участников ОДКБ, кроме Таджикистана. Между участниками ОДКБ И ЕАЭС активно развивается военно-промыш- ленная кооперация, в рамках которой Россия использует такие финансовые механизмы, как экспортный кредит, предоставление безвозмездной помощи за определенные преференции, покупка по льготным ценам, предоставление безвозмездной помощи в рамках формирования единой системы ПВО-ПРО, производственная кооперация. Лидирующие позиции в обеих организациях занимает Россия, которая стремится обеспечить повышение уровня своего экономического, политического и военного влияния как на региональной, так и на международной арене, противодействует созданию и функционированию военных баз и военного кон- тингента зарубежных стран, повышает уровень развития интеграционных про- цессов в рамках СНГ, противодействует возникновению и развитию военных конфликтов на территории стран - участников ОДКБ и ЕАЭС. Для эффективной военно-промышленной кооперации и военно-эконо- мического сотрудничества работает Межгосударственная комиссия по военноэкономическому сотрудничеству ОДКБ, которая обеспечивает развитие обо- ронных кооперационных связей РФ с другими странами - членами ОДКБ, в том числе и создает ремонтные и сервисные центры для обеспечения обороноспособности поставленного российского вооружения. В процессе выполнения своих функций ОДКБ влияет на: - формирование единой позиции стран-участников на международной арене по вопросам безопасности как собственной, так и третьих стран; - усиление интеграционных процессов, связанных с борьбой против экс- тремизма, терроризма, организованной преступности; - усиление взаимодействия всех родов войск стран - членов ОДКБ. ЕАЭС в процессе осуществления своих функций влияет на: - уменьшение цены за счет снижения издержек логистики между стра-нами - членами организации; - развитие конкуренции на рынке ЕАЭС; - усиление экономических позиций стран-членов на международном рынке; - рост доходов на душу населения стран-участниц; - рост НИОКР и внедрение инновационных технологий; - увеличение объема ВВП и т. д. Постоянный мониторинг России уровня военно-экономического сотрудничества государств - членов ОДКБ и ЕАЭС с третьими странами позволит обеспечить своевременное реагирование на угрозы со стороны их военнопромышленной кооперации с третьими странами. Обзор литературы При написании статьи были проанализированы публикации зарубежных и иностранных авторов, размещенные в открытом доступе в специализированных журналах и на специализированных порталах военной и международной тематики, а также статистические данные, размещенные в открытых источниках. В научных трудах авторов анализируются текущие проблемы и вопросы военно-промышленной кооперации и военно-экономического сотрудничества стран - членов ОДКБ и ЕАЭС, перспектив их развития, в том числе финансовые механизмы взаимодействия по военно-техническому сотрудничеству участников ОДКБ и ЕАЭС, причины и последствия отказа от закупки вооружения у России, причины и тенденции закупок вооружения у третьих стран членами ОДКБ и ЕАЭС, изменение положения России и ее влияния на страны - члены ОДКБ и ЕАЭС и т. д. Исследованию в области торговли продукцией военного назначения посвя- щены работы И.А. Абдуразакова, И.В. Волкова, Н. Исингарина, У. Касенова. Изучение тематик двустороннего оборонного сотрудничества можно найти в трудах как отечественных, так и иностранных ученых, среди которых О.Н. Малиновский, И.Ю. Пащенко (Россия, 2016), А.С. Айрапетян, А.А. Балаян (Армения, 2014), И.А. Баскакова (Россия, 2015), И.Н. Панарин (Россия, 2015), М. Лаумулин (Казахстан, 2015), Е.Ф. Троицкий, В.П. Зиновьев (Россия, 2018), Х.Х. Ходжаев, И.И. Шарипов (Таджикистан, 2016). Методы и подходы Военно-промышленная кооперация имеет важное стратегическое значение для всех стран - членов ОДКБ и ЕАЭС. Для обеспечения лидирующих позиций Россия должна анализировать место своего присутствия на рынках стран - участниц ЕАЭС и ОДКБ, а также исследовать объемы и механизмы закупок Армении, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана у третьих стран. На основе такого анализа возможна разработка плана последовательных шагов, обеспечивающих активное развитие военно-экономического сотрудничества России со странами - членами ОДКБ и ЕАЭС. При проведении исследования использовались такие методы, как системный подход, сравнительные и статистические методы исследования среды и факторов, оказывающих влияние на военно-промышленную кооперацию и военно-экономического сотрудничества стран - членов ОДКБ и ЕАЭС. Главенствующими методами исследования стали поиск, систематизация, оценка и анализ полученных данных по поставкам в рамках военно-экономического сотрудничества и последующие выводы о степени диверсификации закупок странами - членам ОДКБ и ЕАЭС у третьих стран. Результаты Все страны - члены ОДКБ и ЕАЭС осуществляют свое военно-техни- ческое и военно-экономическое сотрудничество довольно часто в рамках военнопромышленной кооперации. При этом основным поставщиком венной продукции и военной техники является Россия, которая тем самым обеспечивает сохранение и развитие своих лидирующих позиций в ОДКБ и ЕАЭС. Именно поэтому остальные страны - члены ОДЕБ и ЕАЭС стремятся снизить степень влияния России, диверсифицировав свои закупки в военной сфере и осуществляя военно-промышленную кооперацию с третьими странами. Таджикистан практически полностью обеспечивает свои потребности в военной сфере, осуществляя закупки в рамках военно-промышленной коопе- рации у России. Тем не менее были осуществлены разовые закупки у Болгарии и Китая (табл. 1 и 2). Таблица 1 Военнотехническое сотрудничество Таджикистана (импорт) по странам, млн долл. США [Table 1. Militarytechnical cooperation Tajikistan (import) by country, mln USD] Годы Болгария Китай Россия Σ 1994 - - 27 27 2006 - - 13 13 2007 - - 7 7 2009 - - 34 34 2013 3 - - 3 2016 - - 8 8 2017 - - 19 19 2018 - 3 - 3 Σ 3 3 108 114 Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Таблица 2 Военнотехническое сотрудничество Таджикистана (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 2. Tajikistan militarytechnical cooperation (import) by type of weapon, mln USD] Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Ракеты Σ 1994 27 - - - - 27 2006 13 - - - - 13 2007 7 - - - - 7 2009 - 30 - - 4 34 2013 - - - 3 - 3 2016 - - 8 - - 8 2017 12 - 7 - - 19 2018 - - 3 - - 3 Σ 59 30 18 3 4 114 Примечание: цифры могут отклоняться от суммы изза округления. Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Поставки военной техники из Болгарии были разовыми в 2013 году и представляли собой РЗСО БМ-21 ГРАД 122 МММ еще советского производства. Соответственно, такая закупка не является военно-промышленной кооперацией и не представляет угрозу сужению рынка сбыта для России. Иная ситуация складывается при военно-экономическом сотрудничестве Таджикистана и Китая. Китай стал выходить на рынок вооружения в 2018 году, поставляя свои бронированные машины MRAP VP-11 (Norinco) и бронеавтомобили Tiger (Shaanxi Baoji Special Vehicles Company), а также оборудование для вещания на коротких и ультракоротких волнах, которое может способствовать созданию закрытого канала для обмена информацией. Такие поставки уже представляют определенную угрозу для России. Аналоги поставляемых Китаем бронемашин в России существуют и имеют высокие функциональные характеристики, в том числе бронезащиту пятого класса и возможность эффективного функционирования в температурном коридоре от -45 до +50 °С. Для выхода и обеспечения военных закупок у России необходимо налаживать военно-промышленную кооперацию с корпорацией «Защита» (производитель БТР «Скорпион») с таджикской стороной. Кыргызстан осуществляет военные закупки только в рамках ОДКБ (табл. 3 и 4). Таблица 3 Военнотехническое сотрудничество Кыргызстана (импорт) по странам, млн долл. США [Table 3. Kyrgyzstan militarytechnical cooperation (import) by country, mln USD] Годы Россия Казахстан Σ 2003 9 - 9 2004 - 5 5 2005 3 - 3 2015 4 - 4 2016 9 - 9 2017 13 - 13 Σ 38 5 43 Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Таблица 4 Военнотехническое сотрудничество Кыргызстана (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 4. Kyrgyzstan militarytechnical cooperation (import) by type of weapon, mln USD] Годы Самолеты/вертолеты БТР Артиллерия Σ 2003 9 - - 9 2004 5 - - 5 2005 3 - - 3 2015 - 3 1 4 2016 - 9 - 9 2017 7 6 - 13 Σ 24 18 1 43 Примечание: цифры могут отклоняться от суммы изза округления. Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Кыргызстан осуществляет военно-промышленную кооперацию только совместно с Россией. Разовая закупка состоялась в 2004 году и заключалась в приобретении у Казахстана подержанных транспортных вертолетов МИ-8 МТ и МИ-17, аналоги которых производятся Россией. Таким образом, на рынке вооружения Кыргызстана отсутствуют риски для России. Казахстан является лидирующей страной из стран - участниц ОДКБ и ЕАЭС в диверсификации своих закупок на рынке вооружений (табл. 5 и 6). Канада начала военно-промышленную кооперацию с Казахстаном в 2013 году в отношении производства турбовинтовых региональных самолетов Q-400, однако поставки планируются осуществлять не только в Казахстан, но и в Россию. При этом компания Bombardier передало казахской стороне лицензию на производство двухмоторных самолетов линий малой и средней протяженности, имеющих возможности приземляться на грунтовые аэропорты. Таким образом, Казахстан открывает собственное производство на своей территории, восстанавливая и развивая оборонные предприятия. Стоит отметить, что Россия не производит аналогов, однако ПАО ВАСО и корпорация МиГ разработали ИЛ-114, который запустят в производство в 2020-2021 годах. Таблица 5 Военнотехническое сотрудничество Казахстана (импорт) по странам, млн долл. США [Table 5. Kazakhstan militarytechnical cooperation (import) by country, mln USD] Годы Канада Китай Фран Герма Изра ция ния иль Рос сия ЮАР Южная Испа Индия Укра США Корея ния ина Σ 1995 - - - - - 99 - - - - - - 99 1996 - - - - - 2 - - - - - - 2 1997 - - - - - 64 - - - - - - 64 1998 - - - - - 68 - - - 3 1 - 72 1999 - - - - - 121 - - - - - - 121 2000 - - - - - 136 - - - 3 - - 139 2001 - - - - - 20 - - - - - - 20 2004 - - - - - 29 - - - - - 19 47 2005 - - - - - 38 - - - - 4 - 42 2006 - - - - - 27 - 14 - - 2 - 44 2007 - - - - - 71 - - - - 5 6 82 2008 - - - - 15 8 - - - - - 3 25 2009 - - - - 17 19 - - - - - 3 39 2010 - - - - 8 50 - - - - - - 58 2011 - - - 7 - 45 - - - - 10 - 62 2012 - - - 3 - 75 - - - 1 11 3 94 2013 4 - - 3 - 54 - - 24 - 56 - 141 2014 4 - 26 3 - 28 - - 24 6 1 3 95 2015 - - - 3 - 441 - - - - - - 444 2016 4 9 - 1 - 198 4 - 24 - - 3 248 2017 4 - - 13 - 163 8 - 24 - - 3 214 2018 - 23 13 - 1 266 6 - - - - - 309 Σ 16 32 39 33 41 1857 18 14 96 13 90 43 2461 Примечание: цифры могут отклоняться от суммы изза округления. Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Таблица 6 Военнотехническое сотрудничество Казахстана (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 6. Kazakhstan militarytechnical cooperation (import) by type of weapon, mln USD] Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Двигатели Ракеты Датчики Суда Σ 1995 99 - - - - - - - 99 1996 2 - - - - - - - 2 1997 64 - - - - - - - 64 1998 68 - - - - 1 - 3 72 1999 90 15 - - - 16 - - 121 2000 136 - - - - - - 3 139 2001 20 - - - - - - - 20 2004 46 - 2 - - - - - 47 2005 27 - 13 - - 2 - - 42 2006 27 - - - 2 - 14 44 2007 20 - 58 - - 5 - - 82 2008 3 - 8 11 - 4 - - 25 2009 19 - 3 11 - 4 2 - 39 2010 20 - 12 - - - 12 14 58 2011 37 - 20 4 - 2 - - 62 2012 43 - 48 - - 3 - - 94 2013 106 - 10 - 4 7 - 14 141 2014 44 - 6 - 4 2 26 14 95 2015 250 85 29 - - 80 - - 444 2016 212 - 32 - 4 - - - 248 2017 157 - 36 - 4 - - 18 214 2018 289 - 7 - - - 13 - 309 Σ 1779 100 282 26 16 126 53 81 2463 Примечание: цифры могут отклоняться от суммы изза округления. Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Китай начал свою экспансию на рынок вооружения Казахстана в 2016 году, передав боевые вертолеты, а в 2018 году - военно-транспортный самолет Y-8F200W. Производством данного вида самолетов занимается китайская компания Shaanxi Aircraft Corporation. Самолет Y-8F200W перевозит военное оборудование и военных, а также может использоваться для взлета и посадки на неподготовленные полосы. Как и в случае с военно-промышленной кооперацией Казахстана и Канады Россия не производит аналогов. Однако Россией разработан и внедряется в производство ИЛ-276, который отвечает необходимым требованиям. Таким образом, осуществление совместной кооперации позволит России вытеснить Китай с рынка вооружений. Военно-промышленная кооперация Казахстана с Францией и Германией является достаточно эффективной, поскольку осуществляется с помощью совместного предприятия Eurocopter Kazakhstan, которое образовалось в результате работы германо-французской компании Eurocopter и казахской компании «Казахстан Инжиниринг». Совместное предприятие занимается сборкой вертолета ЕС145 для внутренних нужд Казахстана, а также легких ударных вертолетов ЕС645Т2 и средних транспортных ЕС725. Вертолет ЕС145 может работать при температурах до -45 °С, что является актуальным для климатических условий Казахстана. При этом вертолет предназначен для разведывательных и специальных операций, в том числе для поддержки огнем с воздуха. Вмещает до десяти человек, а в случае отказа одного двигателя может лететь только на втором, при этом дальность полета составляет 700 км без дозаправки. ОАО «Вертолеты России» на базе АО «Авиаремотный завод № 405» Казахстана производит легкий вертолет К-226Т, который является всепогодным и совершает полет в сложных погодных условиях. Однако в ходе проведения военно-промышленной кооперации возникли сложности с кадрами и технологиями, а также процессом передачи их Казахстану. Таким образом, можно отметить снижение уровня и качества военно-промышленной кооперации Казахстана и России. Военно-промышленная кооперация Казахстана и Израиля выделяется из общего стандартного ряда, поскольку заключение контракта в 2008 году затем сопровождалось следственным и судебным разбирательством как с казахской, так и с израильской стороны. Комитет национальной безопасности начал расследование сделки по приобретению РСЗО «Найз» (Israel Military Industries) и модернизации шести гаубиц Semser и 18 минометов Cardom, вследствие неблагоприятного заключения казахского конструкторского бюро, которое обнаружило деформированное днище РСЗО и другие дефекты, влияющие на выполнение боевых задач. Также были проведены неудачные испытания беспилотных летательных аппаратов (Aeronautics). Стоит отметить, что модернизацию, проведенную израильской компанией, можно было осуществить и силами казахских предприятий, таким образом, Казахстану был нанесен значительный ущерб. Также компания Soltam Systems LTD (Израиль) должна была модернизировать линию Петропавловского завода, тем не менее израильские инженеры допустили определенные просчеты в модернизации, а сама сборка лицензионных систем оказалась некачественной. Соответственно, в данном направлении России не имеет смысла разрабатывать политику импортозамещения. Военно-промышленная кооперация Казахстана и ЮАР началась в 2015 году с открытия завода по производству бронированных колесных машин и гражданской техники (инкассаторские машины) «Казахстан Парамаунт Инжинириг». Данное предприятие на текущий момент производит бронемашины «Барыс», «Арлан», «Номад», которые имеют усиленную противоминную защиту, а их конструкция позволяет устанавливать различные типы вооружения, в том числе и российское. Аналогичные бронетранспортеры, соответствующие всем необходимым стандартам, производит и Россия (БТР «Патруль»). Сотрудничество Казахстана и Южной Кореи ограничилась разовой поставкой патрульных катеров в 2006 году, которые на данный момент уже списаны. В случае необходимости на уральском заводе «Зенит» налажено производство быстроходных сторожевых катеров «Караганда», которые предназначены в том числе для погодных условий Казахстана. Военно-промышленная кооперация Казахстана, Испании и Индонезии началась в 2013 году с поставки легких турбовинтовых транспортных самолетов С-295, которые были разработаны компанией CASA (Испания) и Industri Pesawat Terbang Nusantara компанией (Индонезия). При этом Airbus Military передала необходимую информацию для дальнейшего обслуживания и ремонта казахским специалистам в Астане. Стоит отметить, что данный тип самолета должен заменить устаревшие модели Ан-26. Россия на данный момент не производит аналогов, тем не менее Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина налаживается производство транспортного самолета Ил-112В, который может использоваться на малооборудованных аэродромах с разным типом покрытия. Данное направление видится эффективным для военно-промышленной кооперации Казахстана и России. У Индии Казахстан закупил подержанные патрульные корабли типа АВ-25. Поставки были разовые и закончились в 2016 году. В случае необходимости они могут быть замещены патрульными кораблями проекта 22160, производимыми Зеленодольским заводом имени А.М. Горького. Военно-промышленная кооперация Казахстана и Украины продолжалась с 1999 по 2014 год. Украина поставляла БТР-4К, в которых были обнаружены дефекты, и на текущий момент сделка является замороженной. Данный тип БТР предназначен для транспортировки военных, участия в специальных операциях в составе сил быстрого реагирования и морской пехоты. БТР-4К работает в режиме от -40 до +55 °С на дорогах с разным покрытием как днем, так и ночью. У Украины были закуплены катера типа «Гриф» и типа «Калкан», которые предназначены для охраны морских границ и обеспечения функционирования морских КПП. Также Украина поставила ракеты «воздух - воздух» и осуществляла ремонт и модернизацию военной техники Казахстана. После обнаружения дефектов, военно-техническое сотрудничество между Казахстаном и Украиной приостановилось. Потребность в бронетранспортных машинах была удовлетворена Россией, поставившей БТР-82, который обладает высокими функциональными характеристиками, в том числе имеет противоосколочную защиту, повышенный ресурс эксплуатации и высокую проходимость. С 2004 года осуществляется военно-промышленная кооперация Казахстана и США. Она заключается, прежде всего, в поставках подержанных вертолетов Bell UH-1H, которые модернизировали до уровня UH-1H-II Huey II. При этом Казахстан оплачивал только две трети стоимости, а одну третью - Министерство обороны США. Данный вертолет осуществляет перевозки десанта, военных грузов, проводит поисково-спасательные операции, эвакуацию, воздушную разведку. Также США поставили бронемашины HMMWV, которыми были укомплектованы КАЗБРИГ, и был построен учебный городок на полигоне «Илийский» (Казахстан). Россия производит аналоги как бронемашин HMMWV - БТР «Тигр», так и вертолетов Bell UH-1H - Вертолет К-226. При этом российские аналоги имеют лучшие функциональные характеристики и являются перспективным направлением развития военно-промышленной кооперации. Беларусь, как и Казахстан, стремится диверсифицировать свои закупки на рынке вооружения, обеспечив одни из лидирующих позиций в рамках ОДКБ и ЕАЭС (табл. 7 и 8). Таблица 7 Военнотехническое сотрудничество Беларуси (импорт) по странам, млн долл. США [Table 7. Belarus militarytechnical cooperation (import) by country, mln USD] Годы Китай Россия Украина Σ 1998 - 41 - 41 1999 - 41 - 41 2005 - - 6 6 2006 - 116 24 140 2009 - - 3 3 2011 - 75 - 75 2012 - 75 - 75 2013 - 75 - 75 2014 - 66 - 66 2015 - 87 10 96 2016 2 112 - 115 2017 1 147 - 148 2018 1 141 - 142 Σ 4 977 43 1023 Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Таблица 8 Военнотехническое сотрудничество Беларуси (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 8. Belarus militarytechnical cooperation (import) by type of weapon, mln USD] Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Двигатели Ракеты Датчики Σ 1998 41 - - - - - - 41 1999 41 - - - - - - 41 2005 6 - - - - - - 6 2006 24 68 - - - 48 - 140 2009 - - - - - 3 - 3 2011 - 50 - - - 25 - 75 2012 - 50 - - - 25 - 75 2013 - 50 - - - 25 - 75 2014 - - - - - 66 - 66 2015 30 56 - - 10 - - 96 2016 81 19 - 2 - - 13 115 2017 41 50 17 2 - 25 13 148 2018 - 50 41 - - 25 26 142 Σ 264 393 57 4 10 242 52 1023 Примечание: цифры могут отклоняться от суммы изза округления. Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Как и в ситуации с ранее рассмотренными странами, основною угрозу для поставок российской техники представляет Китай, сотрудничество с которым началось с 2016 года. Можно отметить, что основной причиной для данного сотрудничества были действия России, отказавшейся поставлять в Беларусь ракетно-зенитные комплексы «Искандер» и вступать в военно-про- мышленную кооперацию по производству РСЗО, согласившись лишь поставлять экспортную версию. Китай же предоставил Беларуси возможность военно-промышленной кооперации по производству РСЗО «Полонез» на основе ракет А-200 (Китай), таким образом, Беларусь выпускает лицензионное РСЗО под собственным названием. Около 15 % оборонного заказа приходится на белорусские предприятия, в том числе и прицельные комплексы и тепловизионные танковые прицелы для «Сосны-У». Главной особенностью РСЗО стало применение гидравлической подвески Volat, обеспечивающей высокую проходимость, скорость на бездорожье и плавность хода. Частью РЗСО являются ракеты дальнобойного типа А200 производства China Academy of Launch Vehicle Technology (Китай), которая входит в корпорацию China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC), при этом доля белорусских компонентов составляет 75 %. По сути, Беларусь организовала производство РЗСО по лицензии Китая, заплатив за нее. При многих достоинствах РСЗО обладает существенным недостатком - ее коррекция происходит по GPS, в которую в случае конфликта западные страны могут привнести сбои. В перспективе Беларусь может приобрести ракеты с дальностью 400 км, а также истребители J-10. На выставке MILEX 2017 (Минск) Беларусь продемонстрировала новые ракеты, дальность которых составила до 300 км, при этом они сочетали характеристики ракет А200 и М20 (Китай). Также идут переговоры о возможных поставках китайских истребителей J-10, которые постепенно вытесняют МиГ-29, поскольку Россия на данный момент не производит однодвигательных легких истребителей. Таким образом, Китай завоевывает рынок вооружения Беларуси, при этом используя еще советские и российские разработки. Тем самым России необходимо задуматься о корректировке своей политики в отношении стран - членов ОДКБ и ЕАЭС. Военно-экономическое сотрудничество с Украиной, как и в предыдущих случаях, носит разовый характер. Оно началось в 2005 и закончилось в 2015 году. Беларусь закупила первые учебно-тренировочные самолеты Aero L-39C Albatros (чехословацкого производства), которые переданы 206-му центру в Лиде, подготавливающему летный состав. Учебно-боевые самолеты Aero L-39C Albatro можно заменить новым учебным самолетом Як-152, который постепенно замещает чехословацкий Aero L-39C в российской армии. Военно-промышленная кооперация Армении и России находится на достаточно высоком уровне. Тем не менее Армения, как Беларусь и Казахстан, стремится диверсифицировать свои военные закупки (табл. 9 и 10). Анализируя военно-техническое сотрудничество Армении по странам можно отметить разовость дифференциации за исключением военных закупок у Украины. В 1999 году Китай поставил системы залпового огня WM-80 и AR1A (дальность стрельбы 130 км). Стоит отметить, что данная техника была продемонстрирована Арменией только в 2006 году на параде. Система залпового огня AR1A является продолжением такого оружия, как РСЗО «А-100» (Китай) и РСЗО «Смерч» (Россия), которые прослужили прототипом, его основным преимуществом является оперативность перезаряда. Стоит отметить, что Россия обладает необходимыми аналогами, такими как уже упомянутая РСЗО «Смерч» и ракетный комплекс «Точка-У». Однако не все их характеристики соответствуют китайским аналогам. Поэтому в случае повторной экспансии Китая на рынок Армении необходимо наладить военно-промышленную кооперацию в этом направлении. Таблица 9 Военнотехническое сотрудничество Армении (импорт) по странам, млн долл. США [Table 9. Armenia militarytechnical cooperation (import) by country, mln USD] Годы Беларусь Китай Черногория Россия Словакия Украина Σ 1993 - - - 2 - - 2 1994 - - - 181 - - 181 1995 - - - 47 - - 47 1996 - - - 70 - - 70 1999 - 2 - - - - 2 2004 - - - 68 46 4 118 2007 1 - - - - - 1 2009 - - - 46 - - 46 2010 - - 2 46 - 4 52 2011 - - - 2 - 4 6 2013 - - - 16 - - 16 2016 - - - 110 - - 110 2017 - - - 18 - - 18 Σ 1 2 2 605 46 11 667 Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). Таблица 10 Военнотехническое сотрудничество Армении (импорт) по видам оружия, млн долл. США [Table 10. Armenia militarytechnical cooperation (import) by type of weapon, mln USD] Годы Самолеты/вертолеты ПВО БТР Артиллерия Ракеты Σ 1993 - - - - 2 2 1994 126 - 26 - 30 181 1995 - - 30 8 9 47 1996 - - 36 11 23 70 1999 - - - 2 - 2 2004 118 - - - - 118 2007 - - - 1 - 1 2009 - 17 - - 29 46 2010 4 17 - 2 29 52 2011 4 - 2 - - 6 2013 - - - - 16 16 2016 - - 4 6 100 110 2017 - - - 5 13 18 Σ 252 34 98 35 251 667 Примечание: цифры могут отклоняться от суммы изза округления. Источник: составлено авторами по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 28.10.2019). В 2010 году была осуществлена разовая поставка из Черногории вооружения на сумму 2 млн долл. США, в рамках которой была приобретена гаубица 122-мм Д-30, разработанная и произведенная еще в советское время Мотовилихинским заводом, обладающая низкой кучностью стрельбы и отсутствием возможности кругового обстрела. Таким образом, Армения пополнила парк советского вооружения. Взамен Россия оснащает свою армию буксируемыми гаубицами «Мста-Б» или самоходными артустановками «Акация» калибра 152 мм, которые также может поставлять на экспорт. Так же разово Армения приобрела у Словакии в 2004 году штурмовики СУ-25К и ракеты Х-25МЛ и Х-29, которые оборудованы лазерной системой наведения, на сумму 46 млн долл. США. Данная военная продукция, как в случае закупок у Черногории, относится к советскому периоду. В России налажено производство аналогов СУ-39, которые не впадают в штопор, обнаруживают цель на расстоянии до 75 км и имеют значительный запас времени для преследования. Несмотря на относительную периодичность закупок Арменией у Украины, все они касались приобретения шести учебно-боевых самолетов Aero L-39C Albatro. Россия может заместить их новым учебным самолетом Як-152, производства Иркутского авиационного завода, который постепенно вытесняет чехословацкий Aero L-39C в российской армии. Хотя закупки имеют дифференцированный характер, стоит отметить их разовость. Именно поэтому можно утверждать, что военно-промышленной кооперации с Россией нет реальных угроз на этом направлении. Промышленная кооперация стран ОДКБ и ЕАЭС находится на достаточно высоком уровне, несмотря на отдельные действия Беларуси и Казахстана по диверсификации военных закупок. Особую угрозу представляют собой действия Китая, который поставил своей целью выйти и закрепится на рынке вооружения стран ОДКБ и ЕАЭС. Заключение Военно-промышленная кооперация стран ОДКБ и ЕАЭС находится на высоком уровне. При этом наблюдается стремления отдельных стран диверсифицировать военно-техническое сотрудничество и осуществлять военнопромышленную кооперацию с третьими странами. Тем самым прослеживается определенная угроза в отношении ослабления лидирующих позиций России. Особенно активную политику на рынке вооружения стран - членов ОДКБ и ЕАЭС проводит Китай, который расширяет свое влияние не только в странах Центральной Азии, но и в странах Европы. При этом военные разработки Китая базируются на советских и российских разработках, которые определенным образом модифицируются. Для выхода и закрепления своих позиций в третьих странах Китай продает свою военную технику и военные технологии по более низким ценам или с помощью экспортного кредита. Также Китай интенсивно использует военно-промышленную кооперацию с третьими странами, открывая совместные производства либо предоставляя лицензии на изготовление военной техники и вооружения. Одним из методов укрепления и сохранения лидирующих позиций на рынке вооружения стран ЕАЭС и ОДКБ для России является создание совместного оборонного фонда данных стран (по аналогии с опытом Европейского союза). Такой фонд позволит осуществлять инвестиции в развитие со- вместной военно-промышленной кооперации. Военно-промышленная кооперация стран ОДКБ и ЕАЭС стимулирует развитие инновационных технологий и их распространение среди стран-членов, что, в свою очередь, активно стимулирует развитие национальных НИОКР. Кроме того, совместная военно-промышленная кооперация позволяет влиять на развитие национальных экономик, создавая дополнительные рабочие места и увеличивая выпуск собственной военной техники и вооружений.

×

Об авторах

Екатерина Андреевна Дегтерева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: degtereva-ea@rudn.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Анна Михайловна Чернышева

Российский университет дружбы народов

Email: chernysheva-am@rudn.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга экономического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Айрапетян А.С., Балаян А.А. ОДКБ как фактор национальной безопасности Республики Армения // Современные евразийские исследования. 2014. № 1. С. 52-57.
  2. Баскакова И.А. Опыт экономической интеграции с участием России и Казахстана в 1990-е гг. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. № 2. С. 56-66.
  3. Валуева И.А., Коновалова Ю.А. Военно-техническое сотрудничество двух региональных держав: новые вызовы для России и Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2018. Т. 26 № 1. С. 28-37. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2329-2018-26-1-28-37
  4. Лаумулин М. Беларусь в системе евразийской безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2015. Т. 18. Вып. 1. С. 26-42.
  5. Малиновский О.Н., Пащенко И.Ю. Проблемы развития ОДКБ и повышение ее роли в обеспечении коллективной безопасности Евразии // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 17-21.
  6. Панарин И.Н. ОДКБ и безопасность Евразии // Обзор НЦПТИ. 2015. № 7. С. 20-31.
  7. Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Славянский мир в условиях современных вызовов. 2018. № 54. С. 335-351.
  8. Ходжаев Х.Х., Шарипов И.И. Деятельность Республики Таджикистан в рамках международных и региональных организаций в период 25 лет государственной независимости // Таджикистан и современный мир. 2016. № 53. С. 35-41.
  9. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). 2019. URL: https://sipri.org/ (дата обращения: 28.10.2019).

© Дегтерева Е.А., Чернышева А.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах