Социально-экономическая ситуация в ЮАР в начале 2000-х годов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье охарактеризованы политические изменения, неустойчивое экономическое развитие и сложная социальная ситуация в стране после падения режима апартеида. Показаны место и сырьевая направленность ЮАР в международном разделении труда, а также слабое развитие отраслей обрабатывающей промышленности вследствие узости внутреннего рынка и отсутствия инвестиций. Установлены факторы снижающие темпы экономического роста - низкая инвестиционная активность внутри страны, снижение объемов поступления иностранных инвестиций, отсталая структура промышленного производства, в которой доминирующие позиции занимают отрасли добывающей промышленности, растущая безработица, низкий уровень образования и здравоохранения. Дана характеристика катастрофического расслоения южноафриканского общества, положения белого меньшинства. Рассмотрены основные секторы экономики ЮАР, среди которых отрасли промышленности, сельского хозяйства, финансовая сфера и транспортная сеть. После отмены режима апартеида ЮАР в своей внешней торговле сохранила акцент на экспорт минерального сырья, каменного угля и продукции металлургии. Сегодня ЮАР сталкивается с рядом серьезных социальноэкономических проблем, порожденных как наследием апартеида, так и влиянием современных факторов (внутренних и внешних), которые напрямую воздействуют на экономику страны и взаимно усугубляют друг друга. Крупной социально-экономической проблемой ЮАР является низкий уровень образования. Она берет отсчет со времен апартеида, когда широкие массы неполноправного населения либо вовсе были неграмотными, либо получали образование плохого качества. Другая серьезная проблема - вопиющий уровень социального расслоения и нищеты, сохранившийся со времен апартеида.

Полный текст

Введение После изменения политического режима и отказа по существу от англо-саксонской системы экономическое и социальное положение в ЮАР резко ухудшилось. Снизилось участие страны в мировом хозяйстве, сократились инвестиции в отрасли хозяйства и уровень их кредитования. Резко упали производительность труда и объемы производства в промышленности и сельском хозяйстве (Емельянов, 2012). Узость внутреннего рынка, невысокие доходы населения, наличие избыточной, но низкоквалифицированной рабочей силы, сырьевая направленность отраслей хозяйства, отказ от англосаксонского правового законодательства не создают предпосылок экономического роста и возврата страны в ранг «точки роста» на африканском континенте. Обзор литературы С начала 2000-х годов страны Африки, в том числе и ЮАР, обладая значительными природными ресурсами и прежде всего минеральными, представляют все больший экономический интерес для нашей страны. Экономика, политика, социальные проблемы стран региона являются сферой исследования научных институтов и организаций, таких как Институт Африки РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, МГИМО МИД России и др. Разработке африканской проблематики посвящены работы А.А. Архангельской (Архангельская, 2012), А.Л. Емельянова (Емельянов, 2012), В.Н. Шитова (Шитов, 2010, 2017 ), В.Г. Шубина (Шубин, 2013 ) и др. Методы и подходы Внутриэкономическое и социальное положение в ЮАР, отношения страны с другими странами в начале XXI века существенно изменились. Для выявления и характеристики происшедших изменений использованы методы анализа и синтеза междисциплинарных показателей, а также методы дедукции и теоретический анализ. Основная часть К концу 1990-х годов правящая элита ЮАР взяла курс на отмену апартеида в стане. Этому послужило сдерживание интеграции ЮАР в мировое сообщество как в политической, так и в экономической сферах. Страна вышла из Британского Содружества, с 1974 г. перестала принимать участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН. Антирасистские общественные движения в странах мира устраивали бойкоты южноафриканским товарам, введение экономических санкций со стороны США привело к запрету предоставления кредитов и инвестиций в ЮАР, экспорта высокотехнологичной продукции, отказу от закупок южноафриканского сырья (урановых руд, золота, каменного угля). Обострились социальные проблемы. За период 1980- 1994 гг. выросла безработица с 9,2 до 23 %, а по неофициальным данным, этот показатель составил более 45 %, росла преступность, отмечалось падение производительности труда. Нарастала волна национально-освободительного движения чернокожего населения, часто принимавшая формы террора. Все это дестабилизировало внутриполитическую и экономическую обстановку в стране. Поэтому правительство белого меньшинства взяло курс на отмену режима апартеида и демократизацию южноафриканского общества, что, по мнению правящей элиты, позволило бы добиться отмены экономических санкций, больше интегрировать страну в мировое хозяйство, активизировать участие чернокожего и цветного населения в экономической жизни страны. Предполагалось, что отмена ограничительных барьеров в быту, передвижении, бизнесе, образовании, занятости снизит протестные настроения чернокожего населения (Емельянов, 2015). При этом белое меньшинство полагало, что, занимая командные высоты в экономике и политике страны, даже после свертывания режима апартеида и передачи значительной политической власти чернокожему населению, оно не утратит своего доминирования. В 1994 году в результате свободных выборов к власти в ЮАР пришел Африканский национальный конгресс (АНК), была принята новая конституция, что ознаменовало конец апартеида. В первые годы после смены режима страна сохранила диверсифицированную экономику. Так, в 2015 году ВВП составил 315 млрд долл. (3-е место в Африке), что почти в 3 раза больше аналогичного показателя в 1974 году1. Структура экономики страны соответствовала структуре развитых стран. Например, доля сферы услуг составила 69 %, доля сельского хозяйства - 2 %, доля промышленности - 29 %. Ведущей материальной отраслью хозяйства оставалась промышленность, в структуре которой на долю добывающих отраслей приходилось 8 % ВВП (в 1980-е годы в среднем около 14 % ВВП), на отрасли обрабатывающей промышленности - 13 % ВВП. Основными отраслями промышленности являлись горнодобывающая, металлургия, тяжелое машиностроение, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, текстильная и пищевая. В соответствии с государственной программой была создана автомобильная промышленность, ориентированная на экспорт, при участии иностранных инвесторов Ford, Toyota, Nissan, General Motors, Fiat, MAN, Volkswagen. Вместе с тем наметились кризисные явления в электроэнергетике. Если в 1994 году ее мощности были избыточны на 20 %, то к началу 2000-х годов с ростом потребления электроэнергии как в промышленности, так и в коммунальном хозяйстве ее мощности увеличились недостаточно, что привело к падению производства на 2 % в этот период. Производство электроэнергии в ЮАР составляет 4,5 млрд. кВт·ч, а по ее потреблению страна находится на 15-м месте в мире. Основой электроэнергетики являются тепловые станции, которые генерируют 84 % всей электроэнергии, в том числе 7 % атомной. Государственная компания Eskom производит 95 % электроэнергии страны. В топливно-энергетическом балансе доминирует уголь, поэтому компания уделяет внимание развитию альтернативной электроэнергетики. Планируется строительство генерирующих мощностей с использованием солнечной и ветровой энергии, энергии приливов и отливов, а также строительство 6 ядерных реакторов. Интерес к этому атомному проекту проявил «Росатом». 1 Statistics by the CIA. URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-worldfactbook/geos/sf.html (дата обращения: 12.02.2019). Что касается продукции электротехнической, электронной, авиационной промышленности, производства удобрений, то они ориентированы на экспорт в страны африканского региона, так как качество продукции не отвечает уровню рынков развитых стран. В конце 1990-х годов были сделаны попытки развить экспортно ориентированные производства в текстильной и швейной промышленности, куда было вложено около 900 млн долл. Но эти попытки не оправдались. Получила успешное развитие целлюлозно-бумажная промышленность, которая в 2015 году вышла на внешние рынки. Удерживают свои позиции в производстве и экспорте винодельческая, сахарная и плодоконсервная отрасли. Развитие сельского хозяйства ЮАР шло преимущественно по «европейскому» пути. Именно европейцы заложили основу аграрного сектора вследствие собственного уровня развития и отсутствия «конкуренции» со стороны местных племен. Сложилась фермерская система хозяйства. В отрасли занято 4 % населения, немногим более 10 % территории страны пригодны для возделывания сельхозкультур. Особенностями агроклиматических ресурсов являются малое количество осадков, ограниченность поверхностных вод, обилие соли в почве. В стране всего 12 млн га плодородных земель. Республика - лидер африканского региона по производству сельскохозяйственной продукции, полностью обеспечивает себя продовольствием и является одним из ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. ЮАР - лидер в производстве главной зерновой культуры Африки - кукурузы (23,5 % регионального производства), занимает 2-е место по производству пшеницы - 21 % регионального производства, единственный в регионе производитель ржи, а также производит 12 % редкого для Африки ячменя. При этом достаточно слабо развито производство традиционных для Африки зерновых культур - сорго, просо, не распространено производство клубнеплодовых - ямса, батата, маниоки. Абсолютным лидером ЮАР является по производству фруктов (яблок, груш, персиков, нектаринов) и винограда. Ведущие позиции страна занимает по производству цитрусовых - грейпфрутов, лимонов, а также травяного чая (rooibos tea). Страна является лидером в производстве продукции животноводства. По производству мяса говядины на долю ЮАР приходится 20 %, свинины - 25 %, бройлеров - 53 %. Страна занимает 4-е место в мире по настригу шерсти и производит 50 % мирового мохера. Республика занимает лидирующие позиции в регионе в морском рыболовстве. Крушение апартеида и приход к власти черного большинства сделали фермеров почти беззащитными. Несправедливо лишенные политических прав и возможностей, чернокожие жители ЮАР искренне считают, что белые украли у них землю, и теперь пытаются «вернуть свое». Работать эти люди на белых фермеров все чаще отказываются, учащаются случаи насилия, убийства фермеров, поджога их имущества и разграбления самих ферм (в первом десятилетии ХХI века число подобных случаев увеличивалось почти трехкратно каждый год). При этом правительство негласно поддерживает эти преступления. В итоге число фермеров уменьшилось с 1994 года в 9 раз, что немедленно привело к падению производства, замене многих сельскохозяйственных продуктов иностранными аналогами. Сфера услуг представляет собой динамично развивающийся сектор экономики ЮАР. Особо выделяются финансовая сфера (крупная биржа в Йоханнесбурге, четыре крупных банка) и туризм (с 2010-х годов стабильно занимает 1-е место в Африке южнее Сахары). В 2015 году в страну прибыло 8,9 млн туристов. Для повышения привлекательности страны для бизнеса и туризма были проведены такие крупные мероприятия, как Чемпионат мира по футболу (2010 г.), V Саммит БРИКС в Дурбане (2013), саммиты Африканского союза в 2002 (Дурбан) и 2015 (Йоханнесбург) годах. Сохранилась и развивается в ЮАР транспортная сеть. По протяженности железных дорог страна занимает 13-е место в мире и 1-е в Африке (около 21 тыс. км, из них электрифицировано 45 %), по протяженности автомобильных дорог - 10-е место в мире и 1-е в Африке (747 тыс. км, из них с твердым покрытием - 21 %). Крупнейшие морские порты - Кейптаун, Дурбан, Порт-Элизабет. В ЮАР 566 аэропортов (11-е место в мире и 1-е место в Африке), из них 144 с забетонированными взлетными полосами. ЮАР в мировой экономике После запуска процесса отмены апартеида в начале 1990-х годов ЮАР восстановила нормальные политические и экономические отношения со странами мира. Число торговых партнеров ЮАР с 1992 по 2015 год выросло с 163 до 225. Их география существенно расширилась: если в начале 1990-х годов основными торговыми партнерами были США, страны Западной Европы и Япония, то в последнее время в их число вошли такие крупные страны, как Китай и Индия. ЮАР вступила во всемирные организации - ВТО (1995 г.), G20 (1999 г.), БРИКС (2011 г.). Расширились контакты с африканскими странами: в 1994 г. ЮАР вступила в региональные интеграционные группировки - Африканский Союз и Сообщество развития юга Африки; в 2015 г. Нигерия заняла 4-е место среди партнеров ЮАР по импорту, поставляя в страну нефть и природный газ. После отмены режима апартеида ЮАР в своей внешней торговле сохранила акцент на экспорт минерального сырья, каменного угля и продукции металлургии: в 2015 г. в структуре южноафриканского экспорта главное место занимали сталь и железо (7,1 %), каменный уголь (5,7 %) и необработанная платина (4,3 %), а всего доля сырья в экспорте составляла 25,9 %, полуфабрикатов - 33,9 %. На первый взгляд, это выглядит логично, учитывая собственную богатую сырьевую базу. Ведь страна занимает 9-е место в мире по запасам каменного угля, 2-е место по запасам хромовых руд, 3-е место по запасам золота, 1-е место по запасам платины и марганцевых руд, 5-е место по запасам алмазов и урановых руд. Кроме того, в стране избыток низкоквалифицированной и дешевой рабочей силы. Однако в современном мире этот путь сопряжен с большим риском. Во-первых, мировые цены на сырье и металлы, начав падать во второй половине ХХ века, вероятно, сохранят эту тенденцию и в ХХI веке, несмотря на кратковременные их подъемы, как было в 2002-2007 годах. Именно к этому периоду относится стремительный рост ВВП ЮАР с 115,5 до 300 млрд долл. Падение цен на сырьевые товары связано с уменьшением материалои энергоемкости промышленного производства в странах мира. В целом экспорт ЮАР упал с 107,9 до 69,6 млрд. долл.2 Поскольку внутренний рынок сырья в ЮАР невелик, по мере снижения спроса падают и объемы производства в добывающей промышленности. Например, в 2015 году добыча угля и золота снижались. Во-вторых, недостаточное развитие высокотехнологичного машиностроения и химической промышленности приводит ЮАР к зависимости от импорта этих товаров. В 2015 году машины и оборудование составили 37 % импорта. Высокотехнологичные товары имеют существенно большую добавленную стоимость, чем сырье, поэтому в условиях снижения цен на сырье торговый баланс ЮАР после отмены апартеида был отрицательным. В условиях узости внутреннего рынка вследствие невысоких доходов населения и сырьевой экспортной ориентации отраслей хозяйства экономический рост был весьма нестабилен. ВВП в период 1995-2002 годов снизился с 155 до 115,5 млрд долл. В период 2011-2015 годов также отмечалось падение ВВП с 416,4 до 314,5 млрд долл., а в национальной валюте годовой прирост ВВП в эти годы упал с 3,3 до 1,63 %3. Одной из важнейших причин отмены апартеида была нехватка поступлений прямых иностранных инвестиций в южноафриканскую экономику изза санкций. К началу 2000-х годов их объем возрос в силу богатых сырьевых ресурсов ЮАР, дешевой рабочей силы и невысоких налогов, сниженных правительством, и в 2015 году составил 125 млрд долл., то есть около 40 % ВВП страны. Это отразилось прежде всего на таких отраслях производства, как автомобилестроение и добывающая промышленность. В то же время их не хватает для проведения геологоразведки и разработки новых месторождений, например, разведка марганцевых руд ведется не в полную силу именно из-за недостатка инвестиций в этой отрасли. Электроэнергетика ЮАР не может обеспечить потребности страны из-за недостатка средств для расширения производства. Слабое развитие высокотехнологичных отраслей промышленности сдерживается недостатком инвестиций в них. В целом в реальный сектор экономики поступает лишь около половины всех инвестиций, так как инвестиции в основной капитал составляют 20,1 % ВВП ЮАР, а остальное уходит в сферу финансов. Причин, по которым инвесторы не рискуют вкладывать свои средства в реальный сектор экономики ЮАР, несколько. Например, по сравнению с Пакистаном, Индонезией, Нигерией и некоторыми другими развивающимися странами здесь выше доля малоквалифицированной рабочей силы, относительно небольшой объем внутреннего рынка и большие риски на рынках стран Африки, куда идет значительная часть южноафриканской продукции. Стоит отметить, что после отмены апартеида южноафриканский капитал начал активную экспансию на мировые рынки и в первую очередь в страны тропической Африки. Инвестиции ЮАР в экономики зарубежных стран в 2016 г. оцениваются в 168,2 млрд долл. Чаще всего южноафриканские инве- 2 Statistics by the CIA. URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-worldfactbook/geos/sf.html (дата обращения 12.02.2019). 3 Там же. сторы вкладываются в добывающую промышленность Ганы, Мали, Намибии, Танзании и в инфраструктуру Зимбабве и Мозамбика. Социально-экономические проблемы ЮАР В период своего демократического развития ЮАР столкнулась с рядом серьезных социально-экономических проблем, порожденных как наследием апартеида, так и влиянием современных факторов (внутренних и внешних.) Эти проблемы напрямую воздействуют на экономику страны и, более того, взаимно усугубляют друг друга. Основной социально-экономической проблемой ЮАР, безусловно, является ставшая хронической безработица, особенно среди чернокожего населения (в 2009 г. при общей доле безработных в 24 % доля безработных среди черных составила около 30 %, а в целом черные составляют порядка 90 % безработных). С 1985 года по настоящее время она никогда не опускалась ниже 15 %, а в 2015 году этот показатель составил 25,4 %4. Демократизация и включение ЮАР в мировой рынок сначала улучшили положение на рынке труда, благодаря притоку иностранных инвестиций и отмене ограничений для черных и цветных, но затем безработица снова начала расти и ныне составляет порядка 30 %. В ходе демократизации южноафриканского общества развилось мощное профсоюзное движение среди черных и цветных, которое способствовало повышению оплаты труда членам профсоюзов, а бизнес был вынужден уменьшить количество рабочих мест (Шитов, 2016). Ведущие отрасли южноафриканской экономики, в прошлом требовавшие большого количества малоквалифицированной рабочей силы, в настоящее время, благодаря автоматизации, нуждаются в меньшем количестве рабочих, а такие трудоемкие отрасли, как текстильная и швейная не получают развития из-за конкуренции с развивающимися странами Азии, где рабочая сила дешевле и квалифицированнее. Спады производства в вышеуказанных отраслях еще больше усугубляют безработицу. Кроме того, низкий уровень образования большинства населения ЮАР мешает им в трудоустройстве. Хроническая безработица отстраняет от участия в экономике миллионы трудоспособных людей, ведет к нищете, высокому уровню преступности и огромным расходам государства на социальное обеспечение, Другой крупной социально-экономической проблемой ЮАР является низкий уровень образования. Она берет отсчет со времен апартеида, когда широкие массы неполноправного населения либо вовсе были неграмотными, либо получали образование плохого качества. Благодаря развернутой в начале 1990-х годах реформе образования, направленной на распространение грамотности и образованности среди темнокожего населения, в 2015 году грамотными были уже 94 % населения, но качество образования по-прежнему остается низким. Так, лишь 15 % выпускников школ поступают в вузы. В период 1994 - начала 2000-х годов около 2 млн квалифицированных рабочих покинули страну и уехали работать преимущественно в развитые англоязычные страны. Следует отметить и значительную эмиграцию белых юж- 4 2015 World Development Indicators. Table 2.5. Washington: The World Bank, 2015. ноафриканцев в этот период - более 1 млн человек покинули страну, а именно они составляли основную часть высококвалифицированных специалистов5. Следующая серьезная проблема - вопиющий уровень социального расслоения и нищеты, сохранившийся со времен апартеида. Коэффициент Джини в этой стране составляет 0,625, что является одним из самых высоких показателей имущественного расслоения в мире. За чертой бедности проживает 36 % населения ЮАР. Надо признать, что расширение экономических и социальных возможностей для черных и цветных привело к вхождению представителей этих расовых групп в средний класс. Но после отмены апартеида появились белые, живущие за чертой бедности, их численность составляет 500 тыс. человек. Ситуация усугубляется тем, что в государственные организации белым дорога напрочь закрыта, за исключением очень востребованных специальностей, например, инженеров, электриков, медиков. Статус дискриминируемых по цвету кожи белые получили постепенно с отменой апартеида и проведением политики «экономической реабилитации» чернокожего населения, которая заключалась в намеренном увеличении чернокожего населения в любой сфере занятости и в сокращении сотрудников с белым цветом кожи. Это - закрепленная законом практика. Пока что белое меньшинство по-прежнему удерживает мощные позиции в контроле над экономикой ЮАР. Особенно ярко это проявляется в земельном вопросе: 70 % земли в стране принадлежит белым, несмотря на земельную реформу по перераспределению земли, провозглашенную АНК в начале 1990-х годов. Но и здесь проявляются негативные явления. Фермерство в ЮАР создает порядка 60 тыс. рабочих мест и обеспечивает страну продовольствием. Но именно фермеры в настоящее время подвергаются наиболее частым грабежам и физическому насилию вплоть до убийства. Причина - «промывание мозгов» правительством. Если фермерство в стране будет уничтожено (как в Зимбабве), то экономика ЮАР придет в упадок. Нищета и безработица - благодатная почва для социальной напряженности. Наиболее ярко она проявляется в высоком уровне преступности в ЮАР. Число убийств на 10 тыс. населения в 2015 году составило 32 человека (в среднем около 50 человек в день). Некоторые виды преступлений носят социально-расовый подтекст, например, нападения на сельскохозяйственные фермы и убийства их белых хозяев. Социальная напряженность проявляется также и в забастовочной активности профсоюзов. Однако нынешняя социальная напряженность не идет ни в какое сравнение с ситуацией конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда в ЮАР имели место вооруженные столкновения между властями и различными экстремистскими группировками, а число убийств на 10 тыс. населения превышало 75 человек. Неблагоприятна для экономики ЮАР и ситуация со здравоохранением. Его низкий уровень для неполноправного населения в годы апартеида привел в 1990-е годы к вспышке эпидемии ВИЧ-инфекции, которая длится и по сей день. Это повлекло за собой падение средней ожидаемой продолжительности жизни с 62 лет в 1992 году до 51 года в 2005 году. В 2015 году этот 5 Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2017. С. 625. показатель составил 63 года, однако около 7 млн южноафриканцев (в основном черных) по-прежнему ВИЧ-инфицированы. Также в ЮАР высок риск заболевания кишечными инфекциями, тифом, гепатитом. Правительство реализует государственные программы по обеспечению сельской местности, заселенной в основном темнокожими, санитарными удобствами и электричеством. Хотя до успеха далеко - в 2015 году санитарными удобствами были обеспечены 66,4 % населения. В целом расходы на здравоохранение составляют 9 % ВВП, но здравоохранение ЮАР сталкивается с острой нехваткой врачей (в 2015 году 0,78 на 1000 населения), что во многом вызвано эмиграцией белых специалистов. В заключение следует сказать, что демократизация южноафриканского общества позволила ЮАР глубже интегрироваться в мировой рынок, получить иностранные инвестиции и самой вести экономическую экспансию в странах тропической Африки, став региональной державой как в военнополитическом, так и в экономическом смысле. Однако объективная конъюнктура мирового рынка оставляет за ЮАР положение сырьевого придатка развитых и ведущих развивающихся стран. Гораздо труднее обстоят дела со внутренней социально-экономической ситуацией. Прогресс в этой области, несомненно, есть. Например, формирование среднего класса выходцами из ранее неполноправных слоев населения, но он весьма ограничен. Недостаточны пока успехи в образовании, здравоохранении, создании новых рабочих мест, борьбе с преступностью. Как итог, социальная напряженность хотя и не доходит до точки взрыва, но сохраняет высокий уровень. Заключение В заключение следует отметить следующее. Проведение политики правящим режимом, направленной на сдерживание интеграции страны в мировое сообщество, привело к сокращению предоставления кредитов и инвестиций, запрету ввоза в страну высокотехнологичной продукции и вывоза из страны значительной части сырьевой продукции. Темпы экономического развития упали до 2 %. Резко ухудшилось положение белых фермеров. Правительство негласно поддерживает тенденцию вытеснения их с земли, что привело к уменьшению их числа в 9 раз с конца 1990-х годов и в результате - к падению сельскохозяйственного производства. Обострились социальные проблемы. Так, уровень безработицы приближается к 25 %, растет преступность. В стране низкий уровень образования и, как следствие, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов.

×

Об авторах

Ирина Борисовна Митрофанова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: mitrofanovaib@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики

Российская Федерация, 119454, Москва, проспект Вернадского, 76

Владимир Львович Лиознер

Школа № 1948 «Лингвист-М»

Email: liozner@mail.ru

учитель географии школы № 1948 «Лингвист-М».

Российская Федерация, 117420, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 64, корп. 2

Список литературы

  1. Архангельская А.А. Внешняя политика демократической ЮАР. М.: Института Африки РАН, 2012. 264 с.
  2. Емельянов А.Л. Имитационная демократия: африканский вариант // Новая и новейшая история. 2015. № 5. С. 104-124.
  3. Емельянов А.Л. Постколониальная история Африки южнее Сахары. М.: МГИМО-Университет, 2012. 492 с.
  4. Емельянов А.Л. Социалистическая ориентация в странах Африки: исторический опыт // Новая и новейшая история. 2017. № 1. С. 100-108.
  5. Косухин Н.Д. Политология развития африканских стран М.: РУДН, 2009. 394 с.
  6. Робинсон Д., Аджемоглу Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М.: АСТ, 2016. 693 с.
  7. Статистический справочник ЦРУ. URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/ the-world-factbook/geos/sf.html (дата обращения: 12.02.2019).
  8. Шитов В.Н. Факторы и тенденции развития Африки южнее Сахары. М.: МГИМО-Университет, 2010. 148 с.
  9. Шитов В.Н. Экономические пространства экваториальной Африки. М.: МГИМО-Университет, 2017. 127 с.
  10. Шубин В.Г. Горячая «холодная война»: юг Африки (1960-1990). М.: Институт Африки РАН, 2013. 368 с.

© Митрофанова И.Б., Лиознер В.Л., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах