Разработка трехфазной методологии оценки управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития первого уровня образовательного процесса
- Авторы: Фокина О.В.1, Чиркова Е.В.1
-
Учреждения:
- Вятский государственный университет
- Выпуск: Том 27, № 1 (2019)
- Страницы: 180-189
- Раздел: ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/21312
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-1-180-189
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Согласно принятому Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образовательного процесса. Именно у детей дошкольного возраста впервые формируются представления об окружающем мире, складывается система ценностей, а также знаний, умений и навыков, которые впоследствии можно только скорректировать, но не изменить коренным образом. Многочисленные исследования доказали, что благодаря инвестициям в раннее развитие человека можно получить колоссальные результаты в будущем за счет формирования национального человеческого капитала, являющегося основой инновационного развития страны. Однако в современной теории и практике управления в области образования нет универсального механизма, отвечающего за оценку эффективности и результативности управления. Вопросы о критериях, методах, показателях данной оценки и в итоге проблемы совершенствования методологии управления человеческим капиталом не решены. В статье приведен анализ положения дел в управлении деятельностью дошкольных образовательных учреждений и даны рекомендации по совершенствованию инновационной управленческой деятельности в области дошкольного образования, а также разработана трехфазная методология оценки эффективности и результативности управления дошкольным образованием в интересах инновационного развития России с соответствующей апробацией полученных результатов.
Полный текст
Введение В последние десятилетия инновационная управленческая деятельность в системе органов и институтов публичного управления выступает как ключевая потребность современного общества. Совершенствование управления дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) как некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на формирование национального человеческого капитала, неразрывно связано с внедрением инноваций. Под инновационным менеджментом в данном случае понимается совокупность приемов и способов управления инновационными процессами, без которых в современных условиях невозможно представить сферу образования. Инновации в управлении дошкольным образованием характеризуются, с одной стороны, достаточной слож- Fokina O.V., Chirkova E.V. RUDN Journal of Economics, 2019, 27 (1), 180-189 ностью реализации, а с другой стороны, неизбежностью их осуществления для обеспечения конкурентоспособности как самих дошкольных образовательных учреждений, так и экономики страны в целом. Отсутствие в современной теории и практике управления дошкольными образовательными учреждениями универсального механизма, отвечающего за оценку эффективности и результативности действий в данной сфере, предопределили необходимость проведения исследований и разработки комплексной методологии оценки. Обзор литературы В интересах инновационного развития общества и с целью совершенствования управления дошкольным образованием на российском рынке услуг, а также для формирования человеческого капитала в настоящем исследовании представлены рекомендации по внедрению трехфазной методологии оценки эффективности и результативности управления, являющейся авторской разработкой. Данная методология построена на основании анализа учебной литературы в области педагогики и менеджмента образования, исследований отечественных и зарубежных авторов, работ, связанных с изучением теории и практики проблем дошкольного образования и возможных направлений их решения в периодической печати, а также материалов научно-практических конференций. Особое внимание при анализе положения дел в сфере управления дошкольным образованием уделено исследованиям таких авторов, как В.А. Абчук, Т.А. Анисовец, С.В. Бабий, Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, Н.А. Гончарова, М.П. Логинов, Т.А. Дедушкина, Л.П. Зеленова, О.Е. Лебедев, А.М. Новиков, М.Б. Поляков, С.А. Репин, Р.А. Циринг, Н.В. Рябинина, Г.Н. Сериков, Л.И. Фалюшина, Peter Ferdinand Drucker, которые рассматривали управление образованием, образовательными системами и образовательными услугами, в том числе в контексте специфики деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы и методы Разработка методологии и апробация полученных результатов требуют использования разнообразных научных методов. В зависимости от этапа разработки методологии применены научные методы теоретического и эмпирического исследования. В работе использованы: анализ, синтез, наблюдение, описание, сравнение, абстрагирование, аналогия, идеализация, обобщение и другие методы. Разработка методологии стала возможной ввиду накопленного нами опыта в области управления дошкольным образованием и благодаря исследованиям, ведущимся в течение нескольких лет. Результаты и их обсуждение В соответствии с методическими указаниями разработка методологии связана с последовательным выполнением трех этапов, или так называемых фаз (Новиков, 2010). 1. Фаза проектирования, результатом которой является разработанная концепция управления дошкольным образованием, основанная на выдвигаемой гипотезе, а также ее реализации. В основе предлагаемой концепции управления дошкольным образованием на российском рынке услуг лежит два связанных между собой блока: I «Эффективность» и II «Результативность» (фаза проектирования). Соотношение этих понятий представлено на рис. 1. Цель, задачи Действия, мероприятия Полученный результат Оценка результата Результативность Цель, задачи Действия, мероприятия Полученный результат Затраты Оценка результата Эффективность Рис. 1. Соотношение понятий «результативность» и «эффективность» [Figure 1. Correlation of the concepts of “effectiveness” and “efficiency”] Под эффективностью понимается уровень или степень результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Эффективной может быть только результативная управленческая деятельность, поэтому результативность - это базовое условие эффективности. Графически разработанная методология представлена на рис. 2. Она состоит из пяти взаимосвязанных частей, образующих два рассматриваемых блока - I «Эффективность» и II «Результативность». Основная проблема, которая лежит в ее основе и которую необходимо разрешить с ее помощью, заключается в неспособности управленческого аппарата качественно управлять образовательным процессом, а также в недостаточной компетентности педагогических работников. 2. Технологическая фаза, результатом которой является реализация разработанной концепции управления дошкольным образованием путем практического применения двух взаимосвязанных блоков: I «Эффективность» и II «Результативность». Возможность реализации концепции доказана с помощью методов научного исследования и путем апробации полученных результатов. Технологическая фаза методологии реализована путем участия авторов в научно-практических конференциях и конкурсах: Всероссийский (с международным участием) конкурс научно-исследовательских работ «Творчество в науке, искусстве, профессии» (г. Белгород, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры, май 2017 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные научные исследования: экономика, управление, образование и финансы» (г. Киров, ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, май 2017 г.), X Международная научнопрактическая конференция «Инновационное развитие российской экономики» (г. Москва, РЭУ имени Г.В. Плеханова, октябрь 2017 г.)), а также путем опубликования статей в журналах и сборниках материалов конференций: журналы «Успехи современной науки и образования», «Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки», «Экономика и управление: Цель дошкольного образования Предъявление не просто требований к знаниям в образовательных областях (по типу знать - уметь - владеть). Воспитание людей, способных приспособиться к существующим отношениям в обществе; создание условий для усвоения поведенческих моделей Действия → Повышение квалификации управленческого аппарата и педагогических работников по плану (*авторская разработка). Методика обучения (по видам интересов Гербарта, по методике Реджио Эмилии), являющаяся уточнением применения компетентностного подхода (*авторская разработка). Новый способ управления: переход от традиционного к маркетинговому управлению (*авторская разработка). Новое качество образования как проявление эмерджентности в условиях реализации синергетических принципов Результат Предоставление качественных образовательных услуг за счет мотивации педагога и новых, полученных при повышении квалификации знаний ← Затраты Перераспределение бюджета (рост заработной платы педагогов) (*авторская разработка). Затраты на создание развивающей среды, необходимой для реализации компетентностного подхода Оценка Педагогами по методам оценки сформированности компетентности, то есть по мотивационному и поведенческому критериям. Родителями (законными представителями) по опросам об удовлетворенности услугами I «Эффективность» (бюджетная, экономическая, социальная) II «Результативность» Fokina O.V., Chirkova E.V. RUDN Journal of Economics, 2019, 27 (1), 180-189 183 INNOVATIONS IN THE MODERN ECONOMY Рис. 2. Разработка концепции управления - фаза проектирования методологии [Figure 2. Development of concept of management - design phase of the methodology] проблемы, решения», сборник статей Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Общество. Наука. Инновации (НПК-2017)» (Киров); сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева (Иваново); сборник «Современное образовательное пространство: новые методы и технологии» (Чебоксары). Графически этапы апробации показаны на рис. 3 и 4. Результат Предоставление качественных образовательных услуг за счет мотивации педагога и новых, полученных при повышении квалификации знаний ← Затраты Перераспределение бюджета (рост заработной платы педагогов) (*авторская разработка). Затраты на создание развивающей среды, необходимой для реализации компетентностного подхода Блок I «Эффективность»: § бюджетная эффективность (расширенная методика оценки бюджетной эффективности инвестиций в дошкольное образование с позиции трансформации средств бюджета, апробирована путем опубликования статей и монографии, выдвижения законопроекта в конкурсе Законодательного собрания Кировской области 2016 г.); § экономическая эффективность (обоснована с использованием методов аналогии и идеализации); § социальная эффективность (определена путем проведения опроса, участия в конкурсе «Творчество в науке, искусстве, профессии» с соответствующим выдвижением проекта по созданию развивающей среды для реализации компетентностного подхода) Рис. 3. Апробация части I «Эффективность». Практическое применение механизма концепции - технологическая фаза [Figure 3. Testing part I “Effectiveness”. Practical application of the concept mechanism - technological phase] Цель дошкольного образования Предъявление не просто требований к знаниям в образовательных областях (по типу знать - уметь - владеть). Воспитание людей, способных приспособиться к существующим отношениям в обществе; создание условий для усвоения поведенческих моделей Действия → Повышение квалификации управленческого аппарата и педагогических работников по плану (*авторская разработка). Методика обучения (по видам интересов Гербарта, по методике Реджио Эмилии), являющаяся уточнением применения компетентностного подхода (*авторская разработка). Новый способ управления: переход от традиционного к маркетинговому управлению (*авторская разработка). Новое качество образования как проявление эмерджентности в условиях реализации синергетических принципов Результат Предоставление качественных образовательных услуг за счет мотивации педагога и новых, полученных при повышении квалификации знаний Рис. 4. Апробация части II «Результативность». Практическое применение механизма концепции - технологическая фаза [Figure 4. Testing part II “Efficiency”. Practical application of the concept mechanism - technological phase] ! Цель дошкольного образования Предъявление не просто требований к знаниям в образовательных областях (по типу знать - уметь - владеть). Воспитание людей, способных приспособиться к существующим отношениям в обществе; создание условий для усвоения поведенческих моделей Действия Повышение квалификации управленческого аппарата и педагогических работников по плану (*авторская разработка). Методика обучения (по видам интересов Гербарта, по методике Реджио Эмилии), являющаяся уточнением применения компетентностного подхода (*авторская разработка). Новый способ управления: переход от традиционного к маркетинговому управлению (*авторская разработка). Новое качество образования как проявление эмерджентности в условиях реализации синергетических принципов Результат Предоставление качественных образовательных услуг за счет мотивации педагога и новых, полученных при повышении квалификации знаний Затраты Перераспределение бюджета (рост заработной платы педагогов) (*авторская разработка). Затраты на создание развивающей среды, необходимой для реализации компетентностного подхода ! Оценка Педагогами по методам оценки сформированности компетентности, то есть по мотивационному и поведенческому критериям. Родителями, законными представителями по опросам об удовлетворенности услугами Fokina O.V., Chirkova E.V. RUDN Journal of Economics, 2019, 27 (1), 180-189 185 INNOVATIONS IN THE MODERN ECONOMY Рис. 5. Ожидаемый и фактический результат реализации концепции - рефлексивная фаза [Figure 5. Expected and actual result of the concept implementation - reflexive phase] 3. Рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной концепции управления дошкольным образованием (ожидаемый и фактический результаты практического применения двух взаимосвязанных блоков концепции). Графически этап оценки представлен на рис. 5. Таким образом, особую роль в трехфазной методологии оценки эффективности и результативности управления дошкольными образовательными учреждениями играют критерии оценки и те объекты, которые осуществляют управление, применяя вышеназванные критерии. Оценить достигнутый результат представляется возможным путем определения сформированности компетентности у воспитанников дошкольных образовательных учреждений за счет разработки мотивационного и поведенческого критериев (Андрющенко, 2013). Данные критерии апробированы путем участия авторов в конференции «Актуальные вопросы развития науки» (Екатеринбург). Заключение Представленная трехфазная методология оценки позволяет решить проблемы, препятствующие совершенствованию управления дошкольным образованием, и является авторской комплексной разработкой, составленной на основании исследований. Ключевые положения методологии, нашедшие отражение в материалах данной статьи, позволили сформировать представление о возможном инновационном пути развития первого уровня образовательного процесса в Российской Федерации в целях формирования, обеспечения и развития национального человеческого капитала.
Об авторах
Ольга Васильевна Фокина
Вятский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: fokina@vyatsu.ru
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга
Российская Федерация, 610002, Киров, ул. Ленина, 111Елена Владимировна Чиркова
Вятский государственный университет
Email: elen43@mail.ru
аспирант
Российская Федерация, 610002, Киров, ул. Ленина, 111Список литературы
- Андрющенко Т.К. Методика диагностики сформированнности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 5-8.
- Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 52-63.
- Зеленова Л.П. Формирование системы оценки качества образования: региональный, муниципальный уровень и уровень образовательного учреждения: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. 84 с.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. 108 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с. Педагогические измерения и мониторинг эффективности обучения (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». М., 2014.
- Репин С.А., Циринг Р.А. Системный подход как методологическое основание управления образовательной системой // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 1. С. 34-42.
- Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография. Челябинск: ЧГПУ, 1998. 664 с.
- Управление системой образования в Российской Федерации: справочно-методическое пособие/ сост. М.Б. Поляков. М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. 36 с.
- Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. Великий Новгород: НовГУ, 2010. 114 с.