Академическая мобильность российских ученых: от модели «утечки умов» к модели «циркуляции мозгов»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Академическая мобильность является одним из ключевых направлений развития интеллектуального потенциала и реализации профессиональных возможностей как молодежи, так и высококвалифицированных специалистов, ученых и преподавателей. Данная категория населения является интеллектуальным потенциалом страны, способным осуществить «инновационный прорыв» экономики, выступать механизмом укрепления интеграционных процессов в евразийском пространстве (в рамках ЕАЭС и ШОС), а также стать определенным резервом демографического развития некоторых российских регионов. В ходе исследования определен термин «циркуляция умов», все более активно применяемый в отношении эмиграции специалистов из России. Циркуляция умов подразумевает, что миграция высококвалифицированных специалистов и ученых происходит вслед за движением капитала и проектов, носит временный и возвратный характер. Уточнено понятие «академическая мобильность» и даны ее ключевые характеристики. Произведена оценка реализации международных программ содействия академической мобильности, включая такие, как Erasmus Mundus, DAAD, Tempus, Fulbright Program и т.д., которые позволяют странам-участникам получать положительные социально-экономические, научные и демографические эффекты. К сожалению, данный потенциал образовательной миграции недостаточно полно реализован в России. Кроме того, в российской науке отсутствует необходимый объем научных исследований проблем академической мобильности, что во многом связано с негативным «окрасом» образовательной миграции в стране, обусловленным значительным вниманием к проблеме «утечки умов». Тем не менее, на наш взгляд, Россия обладает колоссальным нереализованным потенциалом и наличием уникальных возможностей развития академической мобильности. В заключение даются предложения по формированию политики России в отношении развития академической мобильности, поддержанию положительной тенденции по привлечению высококвалифицированных мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, дальнейшему развитию форм академической мобильности.

Об авторах

Тамара Керимовна Ростовская

Институт социально-политических исследований Российской академии наук

Email: rostovskaya.tamara@mail.ru
доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИСПИ РАН Российская Федерация, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1

Елена Евгеньевна Письменная

Институт социально-политических исследований Российской академии наук

Email: nikitaR@list.ru
доктор социологических наук, доцент, главный научный сотрудник ИСПИ РАН Российская Федерация, 119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1

Вера Игоревна Скоробогатова

ФГБНУ «Главэкспертцентр» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Email: skorobogatova_ve@mail.ru
кандидат юридических наук, директор ФГБНУ «Главэкспертцентр» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский пр-т, д. 6, стр. 3

Список литературы

  1. Brinov N.S. (2017). Akademicheskaya mobil’nost’ studentov kak faktor razvitiya protsessa internatsionalizatsii obrazovaniya. Saint Petersburg: GUEF Publ. (In Russ.)
  2. Galichin V.A. (2014). Akademicheskaya mobil’nost’: v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovaniya. Moscow: Universitetskaya kniga Publ. (In Russ.)
  3. Gafurova N.V. (2015). Vozmozhnosti realizatsii Bolonskogo protsessa. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. No. 8. Pp. 25-32. (In Russ.)
  4. Gromov A.D. (2016). Academica mobilitatem aliena alumni in Russia. Educationem Factis. No. 7. Pp. 1-15. (In Russ.)
  5. Klementovichus Y.Y. (2015). Academica mobilitatem in Bologna processus: artem. Saint Petersburg: GWEF. 85 p. (In Russ.)
  6. Lukyanets A.S., Maksimovа A.S. (2016). Discrimen in emigrationis intentiones Russian iuvenis. Scientifica review. Series 2: Humanitatis. No. 5. Pp. 17-23. (In Russ.)
  7. Ryazantsev S.V., Pismennaya E.E. (2013). Emigrationis ex blandit a Russia: “circulationem” vel “cerebrum exhauriunt”. Inquisitiones augue. No. 4. Pp. 24-35 (In Russ.)
  8. Ryazantsev S.V., Pismennaya E.E., Khramova M.N. (2015). Reditum abscedentes iuvenes ad Russia: est migratio potentia? Numerus incolarum. No. 2 (68). Pp. 64-73.
  9. Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Lukyanets A.S. (2017). Russian iuvenis emigrationis. Oeconomia et administratione: quaestiones, decisiones. No. 1. Pp. 39-45.
  10. Skorobogatova V.I., Rostovskaya T.K., Zhuravleva M.V. (2017). Strategic priorities for the recognition of foreign education and the quality of education in the European region. No. 4 (13). Pp. 14.
  11. Skorobogatova V.I. (2015). Confirmation of educational documents: legal regimes, national peculiarities, current trends. Yearbook of the Russian educational legislation. Vol. 10. Pp. 143-154.
  12. Education at a Glance 2016: OECD Indicators, OECD Publishing. https://www.oecd.org/edu/ Education-at-a-Glance-2016.pdf (дата обращения: 15.07.2018).
  13. Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing. https://www.oecd.org/edu/ Education-at-a-Glance-2017.pdf (дата обращения: 15.07.2018).

© Ростовская Т.К., Письменная Е.Е., Скоробогатова В.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах