Эволюция пространственной структуры городской системы расселения приморских зон Европейской России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование развития систем расселения традиционно входит в сферу внимания общественной географии и региональной экономики. Опираясь на статистический материал, автор характеризует городскую систему расселения в приморских зонах европейской части России. Определяются структурные различия северной и южной приморских макрозон, анализируются особенности размещения городов и их функциональная специализация. Подчеркивается роль «фактора моря» в истории возникновения и развития, динамики численности населения приморских городов. Показано доминирующее влияние демографического, социальноэкономического и административного факторов на эволюцию пространственной структуры городской системы расселения в приморских зонах Европейской России в последние десятилетия. Сделаны выводы о поляризации городской системы расселения в направлении концентрации населения в городских агломерациях и усилении их роли в социально-экономическом развитии.

Полный текст

Введение Городская система расселения в приморских зонах европейской части России представляет собой комплекс городов, имеющих приаквальное положение и функционально взаимосвязанных между собой и с близлежащими сельскими населенными пунктами. Поскольку 14 приморских регионов европейской части России (см. таблицу) пространственно обособлены друг от друга, то, на наш взгляд, можно говорить о двух макрозонах системы городского расселения - северной и южной. В состав северной макрозоны входят субъекты РФ, выходящие к Балтийскому, Белому и Баренцеву морям; южная макрозона объединяет приморские регионы Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов (см. таблицу). Эволюция городской системы расселения базируется на механизмах территориальной концентрации производства и населения в определенных местах и определяется направленностью социально-экономического и демографического развития регионов северной и южной приморских макрозон европейской части России. В ходе эволюции происходит усложнение форм городского расселения, которое проходит путь от отдельного города к агломерации, а затем и к урбанизированной зоне, возникающей под действием субурбанизации и концентрации населения и производства. На эволюцию городской системы расселения исследуемых приморских зон оказывают влияние множество факторов, но все они преломляются через близость к морю как ведущую предпосылку развития. В связи с этим городская система расселения приморских макрозон рассматривается нами как комплекс функционально взаимосвязанных населенных пунктов с приаквальной локализацией, обладающий пространственно-временными особенностями, обусловленными эволюционными процессами. Обзор литературы Исследование развития систем расселения традиционно входит в сферу внимания общественной географии. В мировой географии более распространены идеи влияния моря на жизнь людей (включая систему расселения), впервые отразившиеся в работах французского ученого Э.Реклю и его последователя Л.И. Мечникова (1995). Усиление внимания к исследованию фактора моря в размещении населения и хозяйства происходит во второй половине ХХ в., что связано с осмыслением сложившейся тенденции талассоатракативности прежде всего в развитых странах мира. Применительно к изучению приморских систем расселения отечественными экономгеографами в первую очередь следует отметить работы В.В. Покшишевского (1979). В целом, научные исследования, касающиеся систем расселения в приморских зонах нашей страны, можно разделить на две группы. Теоретические исследования связаны обоснованием влияния морского фактора на развитие населенных пунктов и их сетей (В.В. Покшишевский и Г.М. Федоров (1988), Г.М. Лаппо (1997), Л.А. Безруков (Bezrukov, 2013), Г.Г. Гогоберидзе (2007)), а прикладные работы посвящены изучению особенностей развития приморских систем расселения в отдельных регионах страны (Г.Н. Федоров, Т.Ю. Кузнецова и В.М. Разумовский (Fedorov, 2017), П.Я. Бакланов (Baklanov, 2016), А.Г. Дружинин (2016, 2017), В.И. Чистяков и А.А. Филобок (2008) и др.). При этом близость к морю не абсолютизируется в своем значении и рассматривается как одна из предпосылок в развитии систем расселения. Методы и подходы Цель работы заключается в выявлении пространственно-временной специфики развития городской системы расселения в приморских зонах Европейской России. Данное исследование основано на системном подходе, который заключается в рассмотрении городов в приморских зонах в их связях с окружающей территорией как части опорного каркаса расселения населения страны. В ходе исследования использован комплекс методов, главными из которых являлись статистический метод, картографический, сравнительно-географический, исторический метод, метод прогнозирования. Результаты Основой городской системы расселения в приморской зоне являются портовые города как высокоспециализированные или универсальные по профилю портово-промышленные центры, выполняющие важную градообразующую функцию. При этом система расселения в приморской зоне является частью общенациональной (единой) системы расселения страны и значительно дифференцирована в отдельных приморских регионах ее европейской части. Для северных приморских регионов в силу природно-климатических особенностей характерны слабая общая заселенность территории при преобладании городского населения и городских поселений в структуре расселения и, как следствие, высокий уровень урбанизации (см. таблицу). Южные приморские регионы отличаются более низким уровнем урбанизации (см. таблицу), что связано с благоприятными природно-климатическими условиями, потенциально пригодными для аграрного производства. Наряду с невысокой долей городского населения для них характерна и более дисперсная система расселения. Таблица Параметры городской системы расселения приморских регионов Европейской России, 2016 г. [Parameters of the urban settlement system in the coastal regions of European Russia, 2016] Регион Уровень урбанизации, % Число городских поселений, ед. Агломерации Численность населения агломерации, тыс. чел. Баренцево-Беломорско-Балтийская макрозона Республика Карелия 79,6 22 - - Ненецкий автономный округ 71,7 1 - - Архангельская область 77,2 20 Архангельская 580-600 Калининградская область 77,7 17 Калининградская 720 Мурманская область 92,6 61 Мурманская 535-550 Ленинградская область 64,6 13 Санкт-Петербургская 5900-6200 г. Санкт-Петербург 100,0 - Черноморско-Каспийская макрозона Краснодарский край 54,1 30 Сочинская 500 Анапа-Геленджикская 600 Калмыкия 45,2 3 - - Астраханская область 66,5 11 - - Ростовская область 67,9 18 Ростовская 1800 Республика Дагестан 45,1 8 Махачкалинская свыше 1 000 Республика Крым 50,7 4 Симферопольская 380 Южнобережная 200 г. Севастополь 92,4 - Севастопольская 400 Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru (дата доступа: 10.03.2018). Эволюция городской системы расселения в северной макрозоне имеет более длительную хронологию. Приморские города здесь отличаются давней историей, а их возникновение связано либо с российской колонизацией (Кандалакша, Кола и Островной в Мурманской области; Вельск, Каргополь, Онега, Шенкурск, Архангельск, Коряжма, Мезень в Архангельской области), либо с советской индустриализацией (Мончегорск, Кировск, Ковдор, Апатиты, Новодвинск). Последние расположены в непосредственной близости от месторождений полезных ископаемых, лесозаготовок и лесообрабатывающих комбинатов, в центрах судостроения. Эффективность производственной деятельности в них напрямую влияет на развитие городской системы расселения. Экономические реформы 1990-х гг. сопровождались в северных приморских городах более негативными последствиями, чем в сельской местности. Существенный спад промышленного производства (особенно в рыбной промышленности и судостроении, которые традиционно являются отраслями специализации этой макрозоны), прекращение деятельности и закрытие ряда производств в приморских поселках и городах, рост безработицы и разбалансировка рынка труда, отток экономически активного населения стали компонентами негативного снижения социально-экономической устойчивости городов северной макрозоны (Миронова, Холина, 2011). Особое место в системе расселения приморских регионов северной макрозоны принадлежит городам с важным военно-стратегическим положением, многие из которых являлись закрытыми административнотерриториальными образованиями (ЗАТО). Они получили статус городских поселений только в 1990-е гг., сохраняя при этом функцию военно-морских баз страны. Таковыми являются в Мурманской области Александровск, Видяево, Заозерск, Островной, Североморск, а в Архангельской области - Северодвинск. В структуре городской системы расселения южной макрозоны преобладают малые города, многие из которых приобретали статус городов сравнительно недавно, будучи до этого крупными сельскими поселениями (станицами на Кубани и Дону, поселками, селами). Города юга также несут в себе отпечаток российской колонизации, хотя период их образования более диверсифицирован в сравнении с северной макрозоной. Динамику городской системы расселения в приморских регионах Европейской России в постсоветский период определяет прежде всего демографический фактор. Проявляющаяся до настоящего времени естественная убыль населения является главным компонентом снижения численности населения в исследуемых регионах. В то же время на фоне общего демографического спада население приморских городов отличается не столь существенной депопуляцией (Регионы России, 2016, 2017). Так, наиболее стабильной сохранялась численность жителей либо промышленных городов с экономически сильными и востребованными производствами, формирующими их индустриальные градообразующие функции (Коряжма и Котлас в Архангельской области), либо бывшие ЗАТО как военноморские базы России, где прирост населения связан с притоком военнослужащих и их семей вследствие улучшения условий службы, предоставления жилья в военных гарнизонах и повышения престижа военной службы, в том числе и посредством роста денежного довольствия и льгот (Миронова, 2011). В ряде регионов южной приморской макрозоны Европейской России (Ростовская область, Крым, Астраханская область) имеет место иная специфика - в их городах депопуляция имела и имеет до настоящего времени большую интенсивность в сравнении с сельскими муниципалитетами. К примеру, в Ростовской области наиболее существенно от депопуляции, установившейся здесь с начала 1990-х гг., пострадали Таганрог (сокращение численности населения за 1989- 2015 гг. на 13 %) и Новочеркасск (сокращение на 14 %), в то время как областной центр и его города-спутники, входящие в состав Ростовской агломерации, смогли сохранить положительную динамику населения (за счет миграционной привлекательности) (Регионы России, 2016). В Крыму за период 1989-2015 гг. в наибольшей степени сократилась численность жителей приморских городов (особенно в восточной периферии полуострова - в городе Саки - на 35 %, в Керчи - на 15 %, в Феодосии - на 17 %, в Щепкино - на 27 %) в сравнении с увеличением численности жителей других курортных городов и поселков (особенно южнобережья) (Druzhinin A.G., 2017). Наиболее крупные города с развитой диверсифицированной промышленностью и сферой услуг выступают ядрами агломерирования (см. таблицу). В северной макрозоне, помимо крупнейшей Санкт-Петербургской агломерации, также выделяются моноцентрическая Мурманская и двухполюсная Архангельская (в составе Архангельска и Северодвинска) агломерации. На северо-западе страны специфичной является Калинградская агломерация, объединяющая Калининград с прилежащими населенными пунктами, концентрирующими 3/4 населения области (Fedorov G.M., 2017). Активное развитие агломерационных процессов на юге России привели к формированию здесь Ростовской (Большой Ростов), Сочинской (Большой Сочи) и Анапа-Геленджикской (в которую входит и город-порт Новороссийск) агломераций. Формирующейся является Махачкалинская агломерация в Дагестане, объединяющая помимо столицы республики близлежащие многочисленные поселки городского типа и города вдоль Каспийского побережья от Махачкалы до Дербента. В Крыму имеют место три агломерации - Севастопольская, Симферопольская и Южнобережная (от Ялты до Алушты) (Дружинин, 2017). Для эволюции исследуемых городских систем расселения характерно влияние институционально-административного фактора, выражающегося в преобразовании статуса населенных пунктов. Такие административные преобразования были связаны как с увеличением, так и сокращением числа городских поселений. Например, перевод поселков городского типа в сельские поселения происходил в Калининградской области в 1989-2007 гг., в Архангельской области в две «волны» - в 2000-e гг. и 2015-2016 гг. (Druzhinin A.G., 2017). На эволюцию городской системы расселения исследуемых приморских макрозон существенное влияние оказывает транспортный фактор. Наличие транспортных магистралей способствует межпоселенческому взаимодействию и устойчивости социально-экономического развития населенных пунктов. Так, в Краснодарском крае автомобильная дорога Анапа - Адлер является главной осью каркаса системы расселения вдоль Черноморского побережья Кавказа. Аналогичным образом в Мурманской области опорный каркас расселения формируют дублирующие друг друга автомобильная и железнодорожная магистрали в направлении Санкт-Петербург - Мурманск. Развитию городской системы расселения в приморской зоне Краснодарского края способствовала реализация ряда крупномасштабных инвестиционных проектов, затрагивающих интересы не только края, но и всей страны, и имеющих геополитическое, экономическое и представительское значение. Важнейшим из них стали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. Они усилили инфраструктурную базу населенных пунктов приморской зоны, активизировали градообразующие функции, придали новый импульс развитию поселений. Следствием этого стал заметный рост численности населения городов-курортов Краснодарского края: за 1989-2015 гг. население Анапы возросло на 17 %, (причем преимущественно за счет роста после 2010 года), Геленджика - на 11 %, Сочи - более чем на 20 % (Регионы России, 2016). Перспективы развития рассматриваемых систем городского расселения напрямую связаны с дальнейшим развитием морехозяйственной дельности, а именно новых портов - Усть-Луга в Ленинградской области и Оля в Астраханской области, а также расширением имеющихся портов (Высоцк и Приморск в Выборгском районе Ленинградской области, Лагань в Калмыкии). Создание мостового перехода из Кубани в Крым активизирует развитие системы расселения Приазовья, усилит роль Темрюка и порта Кавказ с прилежащими территориями, будет способствовать модернизации градостроительной базы городов как одной из перспективных точек роста. Заключение Городская система расселения в приморских зонах Европейской России имеет ряд пространственных особенностей. В северных регионах она отличается значительной дискретностью, что выражается в малочисленности городов и их малолюдностью, несмотря на более высокий уровень урбанизации. Города располагаются здесь либо на самом побережье, являясь портами, либо на реках или транспортных магистралях. При этом портово-промышленное хозяйство служит одним из драйверов позитивного развития городской системы расселения, что отражается в понижении уровня естественной убыли населения в приморских городах, их большей привлекательностью для иммигрантов и, как следствие, более замедленном и слабом демографическом спаде в них. Приморская система расселения северо-запада Европейской России (Ленинградская область с СанктПетербургом и Калинградская область) характеризуются большим количеством малых городов и их рассредоточенной локализацией. Выгодное географическое положение приморских городов в этой части страны вызывает приток мигрантов, что способствует динамичному росту населения. В южной приморской макрозоне (кроме Калмыкии) приморская система расселения опирается на относительно широкий и устойчивый каркас городов, а доминирующее положение при этом занимают административные центры регионов. Во всех рассмотренных регионах Европейской России происходит «сжатие» социально-экономического и демографического пространства в приморской зоне, что выражается в концентрации населения в крупнейших и наиболее экономически развитых городах, которые формируют групповые формы поселений. В северных приморских регионах такие локальные группировки поселений складываются вокруг промышленно-транспортных центров (Печенга, Мончегорск, Хибины, Ковдор, Котласс) и региональных столиц. За счет притока внутренних мигрантов и более позитивных экономических процессов они сохраняют свой потенциал для дальнейшего развития. В северо-западных (балтийских) и южных приморских регионах каркасом групповых приморских локальных систем поселений выступают города-порты или города-курорты, непосредственно расположенные на побережье, связанные с остальной частью региона системой транспортных коммуникаций.

×

Об авторах

Сергей Александрович Сухинин

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: suhmax@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической теории и предпринимательства, Академия строительства и архитектуры, Донской государственный технический университет (ДГТУ).

Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Список литературы

  1. Гогоберидзе Г.Г. Комплексное районирование приморских территорий Мирового океана. СПб.:Изд-во РГГМУ, 2007. 396 с.
  2. Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997. 480 с.
  3. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Пангея, 1995. 461 с.
  4. Миронова М.Н. Управление региональным развитием России: основные направления современной региональной политики // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2011. № S5. С. 185- 195.
  5. Миронова М.Н., Холина В.Н. Диспропорции регионального развития России: динамика в постсоветский период // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 23-34.
  6. Покшишевский В.В. География расселения на берегах Мирового океана. Л.: Наука, 1979. 342 с.
  7. Покшишевский В.В., Федоров Г.М. Основы географии населения и расселения в пределах Мирового океана // География океана: теория, практика, проблемы / под ред. С.Б. Слевича. Л.: Наука, 1988. С. 148-161.
  8. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов: Стат. сб. М.: Росстат, 2016. 442 с.
  9. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1402 с.
  10. Социально-экономическое развитие приморских территорий Европейской части России:факторы, тренды, модели / под ред. А.Г. Дружинина; Южный федеральный университет. Ростов-н/Д: Изд-во Южн. фед. ун-та, 2016. 236 с.
  11. Трансграничное кластерообразование в приморских зонах Европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты / под ред. А.Г. Дружинина. Ростовн/Д: Изд-во Южн. фед. ун-та, 2017. 421 с.
  12. Чистяков В.И., Филобок А.А. Устойчивое развитие городов Азово-Черноморского побережья России в новых геоэкономических условиях. Краснодар: Просвещение-Юг, 2008. 308 с.
  13. Baklanov P.Y., Novikov A.N., Ptitsyn A.B. Structural and geographical analysis of cross-border threemember areas // Doklady Earth Sciences. 2016. Vol. 468. No. 1. Pp. 493-495.
  14. Bezrukov L.A. Role of the continental-oceanic dichotomy in the territorial price and income differentiation // Geography and Natural Resources. 2008. Vol. 29. No. 4. Pp. 321-329.
  15. Druzhinin A.G. “Maritime” component in the Russian human geography: traditions and novations // Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2016. No. 6. Pp. 7-16.
  16. Fedorov G.M., Kuznetsova T.Y., Razumovskii V.M. How the proximity of the sea affects development of economy and the settlement pattern in Kaliningrad oblast // Regional Research of Russia. 2017. Vol. 7. No. 4. Pp. 352-362.

© Сухинин С.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах