Инструменты поддержки нефтегазового комплекса России в условиях санкционных ограничений Запада

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются возможности содействия развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации (НГК РФ) в современных нестабильных политических и экономических условиях. Проведен анализ инструментов и механизмов поддержки нефтяной и газовой промышленностей для обеспечения энергонезависимости и повышения энергобезопасности топливно-энергетического комплекса РФ путем импортозамещения критически важных технологий, проработки законодательных и налоговых мер стимулирования развития НГК РФ. Авторы исследования осуществляют оценку эффективности государственных и корпоративных планов импортозамещения, внешних торговых контрактов и рынков сбыта, а также представляют прогноз возможных путей развития нефтегазового комплекса России с учетом санкционных ограничений, цен на топливные ресурсы и в перспективе конкуренции с альтернативными источниками энергии. Реализация эффективной государственной поддержки нефтегазовой промышленности России может способствовать развитию научно-технологического потенциала компаний для исполнения программы импортозамещения, а также для укрепления позиций РФ в мировой системе обеспечения энергетическими ресурсами.

Полный текст

Введение Нефтегазовый комплекс (НГК) России представляет собой сложную структуру взаимосвязанных систем, включающую этапы разведки, добычи, переработки, хранения, транспортировки и реализации конечному потребителю. НГК стратегически важен для развития внутристранового хозяйства, так как поддерживает национальное благосостояние за счет крупных экспортных доходов, привлечения иностранных инвестиций и обеспечивает занятость населения. Значимость нефтегазового комплекса России на мировом рынке очевидна: в 2016 г. Российская Федерация занимала 1-е места по добыче природного газа и нефти, а успешность крупных международных проектов, таких как «Северный поток - 2», «Турецкий поток», продолжает укреплять позиции отечественных топливных компаний[16]. С 2014 г. по отношению к России западными странами осуществляется политика санкционных ограничений. Был сокращен приток инвестиций, лимитировано право российских компаний на закупку высокотехнологичных решений. В совокупности со снизившимися ценами на топливные ресурсы компании НГК РФ столкнулись с рядом проблем, не имеющих однозначного решения. Обзор литературы В работе над статьей были использованы материалы российских и зарубежных государственных и частных источников. Прямые и косвенные инструменты поддержки НГК России подробно рассматриваются в программах развития Министерства энергетики РФ. Механизмы реализации поддержки также применяются в корпоративных планах импортозамещения и стратегии реализации инновационной деятельности группы компаний «Газпром»[17]. Стоит отметить, что интерес к вопросам стимулирования развития нефтегазовой промышленности России проявляют зарубежные партнеры, выступающие инвесторами в НГК РФ и совместных проектах НИОКР - OMV (Австрия), CNPC (Китай), Statoil (Норвегия) и пр.[18] Результаты и обсуждение Правительство Российской Федерации при поддержке Министерства энергетики провело ряд протекционных мероприятий, позволивших снизить санкционное давление на всю топливно-энергетическую отрасль России. Одним из инструментов поддержки служит, разработанная Минэнерго РФ «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года»[19]. В качестве перспективных задач развития НГК России с 2014 г. в стратегии отмечены: 1) обеспечение стабильного предложения энергоносителей НГК на мировом рынке; 2) ввод в эксплуатацию и обслуживание отечественного оборудования в нефтяной и газовой промышленностях; 3) совершенствование законодательных актов; 4) повышение энергонезависимости и энергодостаточности отечественного комплекса[20]. Для эффективного развития внешнеэкономических связей НГК России предложены направления, способствующие выполнению государственных программ в ТЭК: - укрепление сотрудничества со странами - экспортерами нефти и газа в целях стабилизации ценовой политики на топливо на долгосрочной основе; - усиление технологической кооперации - создание международных инно- вационных разработок, локализация иностранных производств в России; - расширение сети российских научных центров для повышения конкурен- тоспособности российских товаров и услуг; - использование международных площадок для решения вопросов делового сотрудничества между российским и западным бизнесом в условиях турбулентности мировой экономики; - продвижение крупных инфраструктурных проектов («Турецкий поток», «Северный поток - 2»); - привлечение высококвалифицированных рабочих кадров из российских высших учебных заведений и зарубежных институтов. На основе оценки доступных материалов по нефтегазовому комплексу России можно говорить не только о повышении реализации топливных ресурсов на экспорт, но и об увеличении стоимости единицы топлива до 2030 г. По базовому прогнозу в 2035 г. себестоимость альтернативных источников энергии снизится, что позволит заместить традиционные виды топлива, употребляемые в промышленности и домашнем хозяйстве (рис. 1). Базовый Пессим. Оптим. Рис. 1. Прогноз экспорта топливных ресурсов НГК России [Figure 1. Forecast of export of fuel resources of oil and gas complex of Russia] Источник: составлено авторами по данным ФСГС России. В нынешних условиях нефтегазовая продукция России обладает существенными преимуществами по доступности, цене и возможности реализации крупных объемов. Газовая промышленность. Продукция газового комплекса России активно закупается большинством стран Восточной и Центральной Европы. Доля российского газа, закупаемого европейскими партнерами в последние годы, увеличилась, характерным примером выступает Германия, где доля голубого топлива из РФ в потреблении страны составляет 60 %, а в некоторых странах - 99 %: Финляндия, Латвия, Эстония, Молдавия, Болгария и Босния и Герцеговина[21]. Большинство европейских партнеров даже в нестабильных политических условиях отдают предпочтение трубопроводному методу поставок газа из России, который обходится дешевле, чем закупка сжиженного природного газа (СПГ) из США, и может обеспечить стабильные поставки при любых погодных условиях в больших объемах. Нефтяная промышленность. Продажи российской нефти марки Urals на мировом рынке в 2016 г. были самыми низкими за последние 7 лет, тем не менее в 2017 г. рынок начал постепенно расти, и выручка увеличилась с 73 712 млн долл. США в 2016 г. до 93 306 млн долл. США. Рис. 2. Отгрузка нефти марки Urals из России в 2016 г. [Figure 2. Shipment of “Urals” oil from Russia in 2016] Источник: составлено авторами по данным Министерства энергетики России Основные отгрузки происходят через порт в Приморске и т/п «Дружба», в перспективе будут налажены поставки нефти танкерами через Северный морской путь, марки Urals и ARCO - сорт российской нефти, добываемый на месторождении «Приразломное». Цена на Urals ниже, чем у Brent и Texas oil, однако имеет схожие характеристики, что гарантирует стабильный спрос. Нефть ARCO о бладает высокой себестоимостью добычи и низкими характеристиками для преобразования в машинное топливо, но содержит примеси полезные для нефтехимии. К введенным с 2014 г. инструментам государственной поддержки можно отнести политику импортозамещения, активно внедряемую для замены ключевых технологий НГК на всех этапах цикла «добыча - доставка»[22]. В дополнение к внешнеэкономической программе и глобальной стратегии развития ТЭК осуществляются комплексные механизмы поддержки НГК России, направленные на отдельные «участки» систем. К наиболее действенным механизмам можно отнести: налоговую политику, субсидирование НИОКР, реализацию «Дорожной карты», законодательное регулирование, решение конфликта «государство - недропользователь». В целом же Россия смогла не только сохранить приобретенные до 2014 г. рынки и контрактные обязательства, но и расширить сбытовую базу. Для стимулирования развития нефтегазового комплекса с 2015 г. осуществляется поэтапное сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат. Также введенные дополнения и поправки в законодательную базу направлены на стимулирование развития высокотехнологичных проектов в единой системе газоснабжения России, включая магистральные газопотоки в другие страны и проекты сжижения природного газа[23]. Помимо роста поступлений в консолидированный бюджет от новой налоговой политики, дополнительные доходы от внешних операций позволят России в краткосрочном периоде осуществить механизмы финансовой поддержки НИОКР, проводимых с целями импортозамещения и повышения энергоэффективности добычи и производства. В табл. 1 приведены примеры реализованных проектов российских компаний в рамках стратегии инновационного развития НГК и импортозамещения. Таблица 1 Проекты импортозамещения ключевых технологий и товаров в нефтяной промышленности России [Import substitution projects for key technologies and goods in the Russian oil industry] Кампания Освоенные технологии/производство оборудования «Транснефть» - магистральные и подпорные насосы; - задвижки шиберные листовые; - регуляторы давления и расхода шарового типа; - системы измерения количества и показателей качества нефти; - присадки противотурбулентные «Газпром нефть» - роторная управляемая система бурения; - выпуск новых катализаторов каталитического крекинга серии «Авангард»; - увеличение выпуска компонентов высокооктановых бензинов стандарта «Евро-5» за счет улучшенных характеристик катализаторов серии «Авангард» ПАО «НК «Роснефть» - катализатор гидроочистки дизельного топлива (произведенного); - уникальная формула огнестойкого масла Источник: составлено авторами по данным открытых источников сети. С 2014 г. ведутся работы по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, технологий и материалов. В рамках реализации плана по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности Российской Федерации, по которому Минэнерго России выступает основным исполнителем, в 2017 г. доля отечественных катализаторов в нефтепереработке составила 61,6 % (31,8 % в 2014 г.), нефтехимии - 73,5 % (34,2 % в 2014 г.) (табл. 1). С целью защиты интересов отечественных производителей газовой промышленности в новых экономических условиях учреждена ассоциация «Новые технологии в газовой отрасли». В данную организацию вошли 108 заводов - изготовителей газового оборудования. В табл. 2 приведены проекты, реализованные в 2017 г.[24]. Таблица 2 Проекты импортозамещения ключевых технологий и товаров в газовой промышленности России [The projects of import substitution of key technologies and products in the gas industry of Russia] Компания Освоенные технологии/ производство оборудования АО «РЭП Холдинг» Компрессор и привод смешанного хладагента ООО «Линде Силовые машины» (совместное предприятие Linde AG и ПАО «Силовые машины») ПАО «Силовые машины» (г. Санкт-Петербург) Спиральновитое теплообменное оборудование ПАО «Ижорские заводы» (г. Санкт-Петербург) ОАО «Салаватнефтемаш» (г. Салават) ОАО «Альфа Лаваль Поток» (г. Королев) ООО ИВЦ «Инжехим» (г. Казань) Емкостное, колонное и теплообменное оборудование АО «ГРУППА ГМС» (г. Москва) АО «ОКБМ Африкантов» (г. Нижний Новгород) ООО «ЗДТ «Ареопаг» (г. Санкт-Петербург) Насосно-компрессорное оборудование ПАО «Северсталь» (г. Череповец) АО «Теплохиммонтаж» (г. Старый Оскол) ООО «СТС» (г. Москва) ОАО «ЛГМ» (г. Москва) Система хранения СПГ АО «ОМК» (г. Москва) ЗАО «ДС Контролз» (г. Великий Новгород) ООО ПНФ «ЛГ автоматика» (г. Москва) Запорно-регулирующая арматура АО ПГ «Метран» (г. Челябинск) ГК «Текон» (г. Москва) Автоматизация, метрология и связь ПАО «ЧТПЗ» (г. Челябинск) ПАО «ТМК» (г. Москва) Трубная продукция ПАО «Газпром» Освоено производство спиральновитых теплообменников - ключевых элементов установок криогенного разделения газа, что позволит обеспечить отечественным оборудованием проекты по сжижению и переработке газа Источник: составлено авторами по данным открытых источников сети. Благодаря вышеперечисленным проектам в сфере локализации производства и импортозамещения оборудования в НГК России в 2017 г. достигнуты следующие результаты: - повышение уровня рентабельности разработки участков недр; - стимулирование притока инвестиций в разработку истощенных и нетради- ционных запасов; - продвижение методов увеличения нефтеотдачи; - ежегодное увеличение добычи нефти и газа; - рост отраслевых налоговых поступлений; - рост трудноизвлекаемых запасов нефти в общей доли добычи [25]. Заключение Несмотря на достигнутые результаты импортозависимость остается одной из значительных проблем, даже принимая во внимание все механизмы поддержки, реализуемые Министерством энергетики и Правительством РФ. Основные направления работ в НГК России в 2018-2020 гг.: в газовой промышленности: - разработка отечественных аналогов более 250 импортных продуктов, наи- более важных для газового комплекса; - модернизация действующих участков единой системы газоснабжения России; - снижение политического давления западных стран в сфере реализации про- ектов международных газовых магистралей; в нефтяной промышленности: - решение проблемы реализации проектов Арктического шельфа в текущих условиях санкционных ограничений; - увеличение нефтеотдачи разрабатываемых скважин; - увеличение проектной мощности нефтеперерабатывающих предприятий. В кратко- и среднесрочной перспективе ориентация на увеличение добычи нефти и газа с последующим сбытом в иностранные государства обеспечит дополнительные доходы, позволяющие осуществлять финансирование долгосрочных проектов НИОКР и реализации мегапроектов (например, комплекса «Ямал СПГ» ПАО «Газпром»)[26]. В долгосрочной перспективе стоит задача обеспечения устойчивого развития энергетики страны на основе инновационных технологий, конкурентоспособных товаров нефтехимии, имеющих экспортный потенциал. Подводя итоги, важно отметить перспективы развития НГК России при введении контролирующих и стимулирующих инструментов государственной поддержки. В совокупности с привлечением прямых иностранных инвестиций и расширением сферы научно-технологического сотрудничества российских компаний с зарубежными агентами можно существенно повысить конкурентоспособность топливного комплекса и обеспечить поступление доходов в консолидированный бюджет для развития народного хозяйства России.

×

Об авторах

Максим Васильевич Черняев

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.chernyaev@mail.ru

кандидат экономических наук, PhD (Economics and National Economy Management), доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Анна Вадимовна Кореневская

Российский университет дружбы народов

Email: korenevskaya_av@pfur.ru

старший преподаватель кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Агеев Н.П., Черняев М.В. Инновации в нефтегазовой отрасли - ключ к рациональному и эффективному недропользованию // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012.№ 5. С. 115-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 18418948
  2. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_343/
  3. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.12.2016) «О таможенном тарифе». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/
  4. Международный газовый форум в г. Санкт-Петербург. URL: http://gas-forum.ru/ importozameschenie-v-gazovoyi-otrasli
  5. Министерство энергетики России. URL: https://minenergo.gov.ru/
  6. Новостное агентство. URL: https://ria.ru
  7. ПАО Газпром. URL: http://www.gazprom.ru/
  8. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению». URL: http://base.garant.ru/71152492/
  9. «Прогноз научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года». URL: https://minenergo.gov.ru/node/6365
  10. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа». URL: http://base.garant.ru/12148416/
  11. Федеральная налоговая служба России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/
  12. Федеральная служба государственной статистики России. URL: http://www.gks.ru/
  13. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
  14. Центральное диспетчерское управление ТЭК России. URL: http://www.cdu.ru/

© Черняев М.В., Кореневская А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах