Военно-техническое сотрудничество двух региональных держав: новые вызовы для России и Индии
- Авторы: Валуева И.А.1, Коновалова Ю.А.2
-
Учреждения:
- ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» им. Академика А.А. Расплетина»
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 1 (2018)
- Страницы: 28-37
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/18508
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2018-26-1-28-37
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проведен обзор состояния и перспектив российско-индийского военно-технического сотрудничества, которое является знаковым и важным для стран-партнеров, что подтверждается доминирующим положение России в качестве ведущего поставщика вооружений на рынок Индии (более 50%), и наличием фактически эксклюзивной в своем роде с Индией «Программы военно-технического сотрудничества до 2020 года». Установлено, что факторы, способствующие дальнейшему сокращению доли России на индийском рынке вооружений, следующие: либерализация инвестиционной политики Индии, увеличившая порог присутствия иностранных инвесторов в военно-промышленном комплексе (ВПК) Индии до 49%; неспособность России удовлетворить спрос Индии во всех сферах вооружений; проводимая Индией политика диверсификации поставщиков продукции военного назначения (ПВН); ряд тендеров, которые не смогла выиграть Россия по поставке вооружений в Республику. Активизация поиска прорывных технологий, офсетные соглашения, а также более глубокая проработка и развитие текущих проектов позволят России не только удержать, но и нарастить свои позиции на рынке вооружений Индии.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Начало российско-индийского военно-технического сотрудничества было положено в 1994 году, основанием стало подписание межправительственного «Соглашения о реализации долгосрочной Программы военно-технического сотрудничества на период до 2000 года». Логическое продолжение данное соглашение получило в 2009 году, когда на межправительственном уровне было подписано «Соглашение о Программе военно-технического сотрудничества с 2011 по 2020 год» (Коновалова Ю.А., 2017). Главным органом, ответственным за военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией, является Российско-Индийская межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству (РИМПК по ВТС), учреж- денная в 2000 году и обеспечивающая контроль за всеми направлениями военнотехнического сотрудничества России1. Сегодня Индия, фактически, служит ареной столкновения интересов крупнейших мировых экспортеров вооружений. Эксперты объясняют это тем, что, во-первых, из-за высокой конфликтности в регионе и претензиях Индии на региональную сверхдержаву, правительство взяло курс на масштабную реализацию крупных программ модернизации вооруженных сил. Во-вторых, Индия последовательно проводит курс на диверсификацию поставщиков вооружений. Поэтому на тот или иной сегмент рынка вооружений Индии приблизительно с равными шансами претендуют как минимум несколько поставщиков. С учетом того, что большая часть программ имеет долгосрочный характер, борьба за индийские заказы приобретает очень жесткий характер. Знаковым событием, значительно привлекшим интерес к ВПК Индии, стало повышение уровня доступа иностранных инвесторов в оборонную отрасль до 49%. Обзор литературы На дипломатическом уровне российско-индийское торгово-экономической сотрудничество определено как стратегическое и привилегированное, однако доли стран во взаимном товарообороте и инвестициях очень незначительны. Несмотря на это, Индия остается, пожалуй, одной из немногих стран, хотя и имеющих 70-летнюю историю сотрудничества с Россией/СССР, все еще остается недооцененной с научной точки зрения, и, не столько с историко-культурной, сколько с точки зрения социальных, политических и экономических аспектов. Развитие российско-индийских экономических отношений является сферой интересов таких научных институтов и организаций, как Институт Востоковедения РАН, Российская академия внешней торговли, Институт мировой экономики и международных отношений РАН и др. Российско-индийским торгово-экономическим отношениям и современному положению экономики Индии посвящены работы Е.А. Брагиной (Брагина Е.А., 2015), Н.В. Галищевой (Галищева Н.В., 2015), Ю.А. Коноваловой (Коновалова Ю.А., 2017) Б.Н. Кузык (Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л., 2009), О.В. Малярова (Маляров О.В., 2007) и др. Методы и подходы Объемы экспорта, импорта, объем военных расходов, объем заказов и фактической поставки ПВН - характеризующие показатели торговли вооружением и военной техникой между субъектами мирового хозяйства. Для выявления особенностей российско-индийского военно-технического сотрудничества были применены методы анализа, синтеза и индукции. Военно-техническое сотрудничество России и Индии Достаточно длительный период эксклюзивным поставщиком вооружений на индийский рынок была Россия. Теперь России во всех сегментах рынках приходится вести жесткую борьбу с конкурентами. В последние годы существенно усилили свои позиции на рынке Индии Израиль, США, Великобритания, Франция и ряд других стран1. С 2009 по 2016 годы Россия занимала перовое место среди крупнейших экспортеров оружия в Индию - 21,6 млрд долл. США. Доля России на индийском рынке вооружений исходя из фактического объема поставок за указанный период составила 51,8%. При этом объем портфеля заказов, сформированный в то же время, составил 17,3 млрд долл. США. Второе место среди крупнейших экспортеров вооружений в Индию занимают США - 8,2 млрд долл. США (19,8%), третье закрепил за собой Израиль - 4,5 млрд долл. США (6,05%). За 8 предыдущих лет Индия импортировала вооружение из 18 стран мира. При этом, стоит отметить, что доля России на индийском рынке вооружений постепенно сокращается, при одновременном сокращении доли Израиля и улучшении позиций США. Позиции и прогнозы позиции России в качестве основного поставщика вооружений в Индию весьма пессимистично оцениваются экспертами в силу индийской политики диверсификации поставщиков вооружений, инвестиционной политики Индии, и неспособности России конкурировать во всех сегментах вооружений. По оценкам экспертов в ближайшие 3 года на индийском рынке вооружений могут произойти значительные изменения в структуре импорта вооружений и военной техники Индии. В краткосрочном периоде объем портфеля заказов Индии может составить 41,8 млрд долл. США, что в 1,6 раза больше, чем за ранее прошедший 3-летний период (с 2013 по 2016 гг.), когда объем портфеля заказов составил 26,1 млрд долл. США. Прогнозные показатели относительно доли России на индийском рынке вооружений мало утешительны - доля России может сократиться с 51,8 до 33,9% в ближайшие пару-тройку лет. Помимо обозначенных причин, эксперты отмечают, что значительный вклад в данное поражение внесли неудачи России в тендерах на поставку многофункциональных истребителей, ударных и тяжелых вертолетов, даже несмотря на конкурентоспособность России по данным видам вооружений2. На протяжении последнего десятилетия Индия пытается развить собственную национальную военную промышленность. С этой целью в начале 2011 года правительство страны обнародовало свою первую официальную политику в области оборонного производства. Столь затянувшийся процесс был обусловлен пересмотром политики в области национальной экономики, связанный с Каргильским конфликтом 1999 года с Пакистаном. Индо-Пакистанские конфликты и внешние угрозы со стороны Пакистана и Китая стали некоторым катализатором в стимулировании наращивания объемов закупок вооружений Индией. Кроме того, Индия придерживается весьма серьезных амбиций в становлении региональной державой, и соперничает в этом с Китаем. Согласно оценкам экспертов, Индия намеревается потратить около 150 млрд долл. США на модернизацию, обновление и поддержание военной техники своих вооруженных сил. При этом данная тенденция может сохраниться до 2040 года. Однако столь масштабные цели не свободны от критики, поскольку Индия самостоятельно не сможет удовлетворить спрос только за счет национального производства. Кроме этого, индийская политика в области оборонной промышленности требует масштабных реформ в сфере НИОКР и закупок1. Среди индийских специалистов широко распространено мнение, что государственные предприятия окажутся не в состоянии удовлетворить потребности Индии в военной технике, поскольку 50% производимой в стране техники - устаревшая, и только 15% современной. Поэтому наиболее вероятное развитие событий будет проходить в русле наращивания импортных поставок вооружений с параллельной диверсификацией импортеров, и одновременным развитием совместных проектов с зарубежными партнерами. По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Индия входит в ТОР-3 мировых импортеров ПВН по пакету заказов за период с 2009 по 2016 годы, занимая второе место посте Саудовской Аравии, которая вырвалась в лидеры, увеличив в 2011 году объем импорта вооружений по пакету заказов более чем в 19 раз с 1385,0 млн долл. США в 2010 году до 26347,8 млн долл. США в 2011 году. Это позволило королевству занять первое место. За период с 2009 по 2016 годы объем импорта вооружений по пакету заказов Индии увеличился с 5282,7 млн долл. США до 14 062,2 млн долл. США. Несмотря на доминирование королевства в среднесрочном периоде с 2009 по 2016 годы, по данным 2016 года Индия является лидеров по объему импорта заказов ПВН. На Республику приходится 15,2% от общемирового объема пакета заказов на импорт ПВН в 2016 году (14 062,2 млн долл. США). Саудовская Аравия, Индия и ОАЭ за период с 2009 по 2016 годы стали крупнейшими мировыми импортерами ПВН по фактическому объему. За указанный период на Индию приходится 41 675,9 млн долл. США2. С мая 2001 года правительство страны разрешило частному сектору участвовать в военной промышленности при условии, что компании получают лицензию, выдаваемую совместно департаментом промышленной политики и продвижения товаров и министерством обороны. Политика производства вооружений правительства Индии 2011 года объединила политики, которые ранее были сформулированы в ряде заявлений и процедур, и в общих чертах наметила программу ра- боты правительства по развитию и поддержанию национальной военной промышленности. В частности, ее целями стали: достижение высокого уровня самообеспеченности за как можно более короткое время; создание условий, необходимых для участия частной промышленности; повышение роли малых и средних предприятий в процессе национального производства оружия; расширение отраслевой научно-исследовательской базы1. Как видно из ранее представленных данных, военные расходы Индии с 2006 по 2016 годы увеличились более чем в 1,7 раз. При этом доля военных расходов в ВВП страны за тот же период сократилась с 2,29 до 1,6% (таблица). Военные расходы Индии с 2006 по 2016 годы [Military expenditures of India from 2006 to 2016] Таблица 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Военные расходы, млрд долл. США 21,7 23,1 24,4 29,3 32,2 35,2 33,4 34,7 37,9 34,7 37,9 Доля от ВВП, % 2,3 1,9 1,9 2,1 1,9 1,9 1,8 1,8 1,9 1,8 1,6 ВВП Индии, млрд долл. США 949,1 1238,4 1223,2 1365,3 1708,5 1880,1 1858,7 1870,6 1991,9 2095,3 2256,4 Источник: Официальный сайт Центра анализа мировой торговли оружием. «Ежегодник ЦАМТО-2016»: статистика и анализ мировой торговли оружием. URL: http://www.armstrade.org/ files/yearly_2016_1_1.pdf (дата обращения: 10.01.2018); Официальный сайт Центра анализа мировой торговли оружием. «Ежегодник ЦАМТО-2017»: статистика и анализ мировой торговли оружием. URL: http://www.armstrade.org/files/yearly_2017_2_1.pdf (дата обращения: 10.01.2018). Основные конкуренты России на индийском рынке вооружений - США, Франция и Израиль. В 2019 и 2020 годах США планирует поставить в Индию самолеты БПА «P-8I Poseidon» (4 единицы), вертолеты ударные в 2018-2020 годах «AH-64E Apache Guardian» (22 единицы), вертолеты транспортные «CH-47F Chinook» (15 единиц), двигатели «GE-F414-INS6» (99 единиц) для легких истребителей «Tejas». До 2020 года Французская Республика планирует поставить в Индию истребители «Mirage-2000H» (51 единица), пусковые установки и зенитно управляемые ракеты (ПУ ЗУР) «Maitri» - 9 единиц до 2021 года, ракеты воздух-воздух «MICA» - до 2019 года (490 единиц), подводные лодки «Scorpene» - 6 единиц до 2019 года. Активным поставщиком вооружений в Индию выступает Израиль: до 2025 года страна планирует поставить в Индию 54 единицы ПУ ЗУР «MR-SAM», 300 единиц ЗУР «Barak-8»2. Несмотря на постепенное сокращение финальных образцов вооружений и военной техники российского производства, акцент двустороннего военно-технического сотрудничества постепенно перемещается в область передачи лицензий на производство в Индии российского оружия и техники, а также проведения совместных и заказных НИОКР, создания совместных предприятий для разра- ботки, производства, модернизации и ремонта ПВН. Если рассматривать конъюнктуру российского импорта отдельных видов вооружений в Индию, то основные виды вооружений следующие: боевые бронированные машины (ББМ); ударные вертолеты; катера; орудия и минометы; военно-транспортные самолеты; многоцелевые вертолеты; бронеавтомобили; противоракетные комплексы; боевые надводные корабли основных классов; учебно-тренировочные самолеты/ учебно-боевые самолеты (УТС/УБС). К числу наиболее масштабных проектов, связанных с передачей лицензий на производство в Индии российской военной техники и оружия относятся лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ, ОБТ Т-90С, а также авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» для индийских учебно-тренировочных самолетов УТС HJT-36 и HJT-39 и РД-33 серии 3 для МиГ-29. Столь масштабная передача технологий потребовала подписания в 2005 году Соглашения о взаимной охране прав на интеллектуальную собственность. Индия единственная страна, с которой Россия имеет долгосрочную программу по военно-техническому сотрудничеству на период 2011-2020 гг. Соответствующее межправительственное соглашение было подписано в декабре 2009 года. Предыдущая программа по военно-техническому сотрудничеству на период 2001-2010 годы предусматривала поставку техники и вооружения для всех видов вооруженных сил Индии, передачу лицензий и оказание содействия в производстве на индийских предприятиях отдельных видов военной продукции, модернизацию ранее поставленной в Индию российской военной техники. Эта программа на общую сумму около 18 млрд долл. США практически по всем позициям была выполнена. Сегодня российская сторона может предложить Индии практически весь спектр вооружения и военной техники, за исключением тех позиций, по которым у России есть отставание в технологическом плане от западных аналогов. В первую очередь, речь идет о беспилотных летательных аппаратах, системах управления, командирования и связи, радиостанциях различного назначения, экипировке военнослужащих, ряде артиллерийских систем. Единственным примером российско-индийского сотрудничества в области военных технологий, приведшим к появлению продукта, который по своим характеристикам намного превосходит подобного рода продукты, производимые в развитых странах, стал проект создания сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос». Российско-индийское совместное предприятие «БраМос Аэроспейс»1 возникло на базе индийской «Организации оборонных исследований и разработок» (ООИР) и российской акционерной компании «Военно-промышленный консорциум “НПО машиностроения”». Межправительственное соглашение о создании СП было подписано в 1998 году. В задачи компании входит проектирование, разработка, производство и продажа сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос». Ракета уникальна в своем роде, поскольку имеет ряд абсолютных преимуществ перед другими видами вооружений подобного типа. Дальность ее полета составляет до 290 км, в течение всего полета ракета сохраняет сверхзвуковую скорость. Высота полета может достигать 15 км, а предельно низкая высота - 10 м. Кроме того, ее скорость в 3 раза больше скорости других ракет; дальность ее полета больше в 2,5-3 раза дальности полета других ракет; и кинетическая энергия поражающего удара больше в 9 раз, чем у других ракет. Кроме того, ракета унифицирована для любых типов носителей. После успешного пуска сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос-А» к 2019 году Индийская Республика планирует завершить разработку более легкого варианта КРВБ «БраМос-NG» к 2019 году1. Российско-индийское сотрудничество по линии РСК «МиГ» является еще одним успешным примером сотрудничества. Соглашение о создании СП «INDORUSSIAN AVIATION LIMITED» (IRAL) было подписано в 1994 году на межправительственном уровне. Одним из наиболее масштабных проектов по поставке истребителей в Индию был контракт на поставку корабельных истребителей МиГ29К/КУБ. Сегодня, по данным российской стороны, в Индии эксплуатируется более 900 российских военных самолетов, среди которых МиГ-21 и МиГ-29, МиГ29К/КУБ, Су-30МКИ, Ил-76, Ил-78 и другие2. Одновременно с этим, интерес к российской авиационной технике развивается не только по прямой линии «Россия-Индия», но и с участием других азиатских государств. В частности, Индия в значительной степени заинтересована в приобретении и модернизации МиГ-29, находящихся на вооружении в Малайзии и приобретенных еще в 1995 году3. По линии военно-морского сотрудничества в числе поставляемого в Индию вооружения присутствуют подводные лодки, фрегаты, другие надводные корабли, а также различные корабельные системы вооружения. В частности, фрегаты проекта 11356 более 10 лет успешно несут службу в индийских ВМС. В 2013 году ВМС Индии был передан очередной корабль «Триканд» («Лук»). Ранее в 2012 году Индии были переданы первые два корабля этой партии - «Тег» («Сабля») и «Таркаш» («Колчан»). Главное отличие данной партии кораблей заключается в наличие пусковых установок для ракеты «БраМос»4. Новое правительство, пришедшее в Индии в 2014 году, в отношении российско-индийского военного сотрудничества практически неограниченные возможности для его наращивания, которое все больше опирается на совместные НИОКР, производство, обмен технологиями и кооперацию в освоении технологий буду- щего1. В этих целях Индия увеличила степень проникновения прямых иностранных инвестиций в оборонный сектор до 49% (Брагина Е.А., 2015). Военно-техническое сотрудничество России и Индии не только важно для стран, но и оказывает весьма благоприятное воздействие на промышленную структуру их экономик. В первую очередь это связано с длительными программами сотрудничества и стабильными поставками ПВН. Однако, как было отмечено ранее, Россия может потерять свои позиции на индийском рынке вооружений, если не предпримет активных и кардинальных действие по его форсированию. Сегодня в условиях жесткой конкуренции за рынки сбыта своей продукции, и военной в том числе, Россия сталкивается с необходимостью расширения сотрудничества с Индией в новых областях, пока не занятых конкурентами - стратегических вооружений и технологий. В современных условиях такое сотрудничество отвечало бы интересам России в связи со сложной геополитической обстановкой. Еще один вариант развития плодотворного сотрудничества - выход на индийский рынок с новыми уникальными решениями и технологиями оперативного и субстратегического уровня (в сегменте противоракетной обороны, ракетных технологий, систем предупреждения о ракетном нападении, атомных подводных лодок) и расширение поставок обычных вооружений. Кроме того, перспективным является сотрудничество по созданию ядерных подводных лодок «INS Арихант». Выводы Российская сторона сегодня находится в активном поиске прорывных направлений в ВТС с Индией, не только с учетом 70-летней истории сотрудничества, но и в целях сохранения позиций на индийском рынке вооружений. Учитывая индийскую политику диверсификации поставщиков вооружений на национальный рынок и инвестиционную доступность сектора, задача по сохранению российских позиций представляется достаточно затруднительной. Технологии оперативного и субстратегического уровня могли бы, по мнению экспертов, обеспечить России достижение данной цели.
Об авторах
Инна Александровна Валуева
ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» им. Академика А.А. Расплетина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: innik83@yandex.ru
ведущий экономист
Ленинградский пр-кт, 80, корп. 16, Москва, Россия, 125190Юлия Александровна Коновалова
Российский университет дружбы народов
Email: konovalova_yua@pfur.ru
кандидат экономических наук, ассистент кафедры международных экономических отношений
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Брагина Е.А. Индия: новые черты экономической политики. Год планеты // Ежегодник. 2015. С. 331-341. URL: https://ww w.imemo.ru/jour/god_planety/index.php?page_ id=666&id=7308&at=a&pid= (дата обращения: 10.12.2017)
- Галищева Н.В. Союз, проверенный временем. Российско-индийское сотрудничество: основные проблемы и перспективы // Азия и Африка сегодня. 2015. № 3. С. 2-8
- Ежегодник СИПРИ-2012. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2013. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=645&id=907 (дата обращения: 25.12.2017)
- Коновалова Ю.А. Россия-Индия: сотрудничество в XXI веке. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. 251 с
- Коновалова Ю.А. Россия-Индия: особенности взаимной торговли на современном этапе // Вестник «Российского университета дружбы народов». Серия «Экономика». 2017. № 3. С. 295-308
- Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. Индия-Россия: стратегия партнерства в XXI веке. М.: Институт экономических стратегий. 2009. 1224 с
- Маляров О.В. Экономическая реформа в Индии. М., 2007. 76 с