«Вопросы Милинды» в контексте истории индийской цивилизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье восстанавливается исторический контекст «Вопросов Милинды». Текст уникален тем, что принадлежит к числу очень немногих документов Древней Индии, в которых один из авторов считается греком ( yavana ) как участник диалога. Для восстановления контекста книги суммируются базовые археологические данные об индо-греческом царстве, включая эпиграфику, а также упоминания об этом царстве в «Махавамсе» - самой ранней хроники Шри-Ланки. Упоминания в «Махавамсе» сопоставляются с нумизматикой Цейлона. Из этого анализа делается вывод, что документ, скорее всего, был создан на гандхари в интервале: начало I в. до н.э. - конец I в. н.э., т.е. в период господства синкретичной культуры Севера Индии, совмещающей буддизм с отдельными элементами эллинизма. Затем трактат был сохранен в традиции Шри Ланки благодаря продолжению хороших политических контактов с Римской империей после 400 г. н.э., т.е. после гибели кушан и западных кшатрапов - последних династий, сохранявших до этого отдельные элементы эллинизма на Индийском субконтиненте. Затем рассматривается философское значение трактата и делается вывод, что в тексте мы можем обнаружить прямые ссылки на прото-ньяю с требованием обязательной верификации посылок через примеры. Однако логическое учение «Вопросов Милинды» намного более архаично, чем учение «Ньяя Сутры», поскольку неявно используется только два источника ( pramāṇa ) подлинного знания: paccakkha («очевидность») и anumāna («вывод»), а вместо двух способы проверки, называемых udāhārana и upamā , предлагается только один способ проверки, называемый opamma .

Об авторах

Андрей Николаевич Шуман

Университет информационных технологий и менеджмента в Жешуве

Автор, ответственный за переписку.
Email: andrei.shumann@gmail.com

кандидат философских наук, доцент; заведующий кафедрой когнитивистики и математического моделирования

Poland, Rzeszow, 35-225, Sucharskiego Str., 2

Список литературы

  1. Trenckner V. (Ed.). The Milindapanho, being Dialogues between King Milinda and the Buddhist Sage Nagasena. London: Williams and Norgate, 1880.
  2. Rhys Davids T.W. (Tr.). Questions of King Milinda, Sacred Books of the East. Vols. XXXV & XXXVI. Clarendon/Oxford, 1890-1894.
  3. Horner I.B. (Tr.). Milinda's Questions, 2 volumes, Bristol: Pali Text Society, 1963-1964.
  4. Парибок А.В. (Пер.). Вопросы Милинды. Серия: Памятники письменности Востока. Bibliotheca Buddhica. М.: Наука, 1989.
  5. Pingree D. The Yavanajātaka of Sphujidhvaja. 2 vols. Harvard Oriental Series 48. 1978.
  6. Śrī Caitanya-caritāmṛta. Published by Sri Chaitanya Matha. Kolkata, 1992.
  7. Tarn W.W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge: Cambridge University Press, 1951.
  8. Sharma G.R. Reh Inscription of Menander and The Indo-Greek Invasion of the Ganga Valley, Abinash Prakashan. Allahabad University, 1980.
  9. Quintanilla S.R. History of Early Stone Sculpture at Mathura: Ca. 150 BCE - 100 CE. Brill, 2007.
  10. Hultzsch E. (Ed.). Epigraphia Indica. Vol. 8. Calcutta, 1905-1906.
  11. Thomas F.W. (Ed.). Epigraphia Indica. 1920. Vol. 15.
  12. Bopearachchi O. Indo-Greek, Indo-Scythian and Indo-Parthian Coins in the Smithsonian Institution. Washington D.C., 1993.
  13. Sear D. Greek Coins and Their Values. Vol. 2. Asia and Africa. London, 1979.
  14. Rapin C. La Trésorerie du palais hellénistique d'Aï Khanoum. L'apogée et la chute du royaume grec de Bactriane (Fouilles d'Aï Khanoum VIII, Mémoires de la Délégation archéologique française en Afghanistan 33), Paris, De Boccard. Chapitre XII sur les textes littéraires, 1992. p. 115-130. Sur le papyrus philosophique: p. 115-121, dessins pl. 52, photographie couleur pl. 125. Bibliographie sur les textes littéraires d’Aï Khanoum: p. 387.
  15. Salomon R. The Macedonian Month Xandikos in Gandhāran Inscriptions // Studia Orientalia. 2011. Vol. 110. P. 165-170.
  16. Sims-Williams N., Cribb J. A New Bactrian Inscription of Kanishka the Great // Silk Road Art and Archaeology. 1996. Vol. 4. P. 75-142.
  17. Sims-Williams N. Bactrian Documents from Northern Afghanistan I: Legal and Economic Documents. Oxford: Oxford University Press, 2001.
  18. Levman B.G. Cultural Remnants of the Indigenous Peoples in the Buddhist Scriptures // Buddhist Studies Review. 2013. Vol. 30. No. 2. P. 145-180.
  19. Senart É. The Inscriptions in the caves at Nasik // Epigraphia Indica and Record of the Archaeological Survey of India. 1905-1906. Vol. 8. P. 59-96.
  20. Vats M.S. Unpublished votive inscriptions in the Chaitya Cave at Karle // Epigraphia Indica and Record of the Archaeological Survey of India. 1925-1926. Vol. 18. P. 325-329.
  21. Walburg R. Coins and Token from Ancient Ceylon: Ancient Ruhuna. Sri Lanka-German Archaeological Project in the Southern Province. Vol. 2 (Forschungen zur Archaologie Aussereuropaischer Kulturen). Reichert Verlag, 2008.
  22. Schumann A. On a Logical Reconstruction of the Kathavatthu // 3rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2018). 2018. P. 1509-1512.
  23. Schumann A. On the Origin of Indian Logic from the Viewpoint of the Pāli Canon // Logica Universalis. 2019. Vol. 13. P. 347-393.

© Шуман А.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах