The current state of Belarusian-Israeli relations: basic trends

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the cooperation between the Republic of Belarus and the State of Israel at the present stage. This article describes the main factors that influence to the foreign policy of the two states, priority directions of the foreign policy of Belarus and Israel, and tools for its implementation. The basic cooperation forms between two countries are stated in the article. The author points out the lack of comprehensive studies of this issue by Israeli authors and considers that it demands further research. This article discusses the main areas of the Belarusian-Israeli cooperation at the new stage as well as its challenges and prospects. The author systematizes information related to the interaction between the two countries in various fields. He talks about the forms and types of activity of the two States. The article gives a brief description of the present stage of political dialogue and economic relations between the two countries. The article not only discusses current trends and features of political dialogue between Belarus and Israel, but also researches the regulatory framework that ensures effective regulation of economic relations between these States. The direct participation of Belarus and Israel in the cooperation is analyzed by examples of networking. Separate attention is paid to the analysis of the closure of the Israeli embassy in Minsk. The article sumps up some results of studying of this problem within recent years.


Full Text

Белорусско-израильские отношения - тема, потенциал которой раскрыт не в полной мере и которая практически не освещена в Израиле. В связи с недавними событиями в двусторонних отношениях (отмена виз, закрытие и последующее открытие посольства Израиля в Минске), взгляд из Беларуси, кажется, будет оправдан и даже необходим. Цель данной статьи - проанализировать состояние двусторонних отношений за последние годы и выявить тенденции и указать на проблемы, существующие между этими государствами. Объектом данного исследования являются двусторонние отношения Республики Беларусь с Государством Израиль. Научная новизна заключается в том, что впервые в историографии комплексно исследуются белорусско-израильские двусторонние отношения. Для изучения заявленной темы были использованы источники из архива Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Государства Израиль, белорусского посольства в Тель-Авиве, израильского посольства в Минске, израильского культурного центра в Минске. ОБЗОР ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 26 мая 1992 г. во время визита главы правительства и министра иностранных дел Беларуси в Иерусалим [Кирилюк 2014: 390]. Посольство Израиля в Минске действует с августа 1993 г., а посольство Беларуси в Тель-Авиве открылось в 1992 г.[138] Белорусские евреи оставили значимый след в истории Государства Израиль [Ермоленко 2008: 250]. Из 10 президентов трое (Х. Вейцман, З. Шазар и Ш. Перес) родились в Беларуси, а у Эзера Вейцмана - седьмого президента Израиля - родители родом из Пинска [Avi-Yonah, Peres 2001]. Среди израильских премьер-министров белорусское происхождение было у троих (М. Бегин, И. Шамир - дважды, Ш. Перес), тогда как у пяти других премьер-министров (Моше Шарета, Игаля Алона, Голды Меир, Ицхака Рабина и Ариэля Шарона) имеются корни на территории современной Беларуси [Ших 2014: 314]. Помимо этого, с момента основания современного Израиля белорусские евреи занимали самые высокие государственные посты: министры финансов, транспорта, сельского хозяйства, абсорбции и здравоохранения, десятки депутатов кнессета, два начальника Генерального штаба, основатели и лидеры ведущих политических партий, известные дипломаты, редакторы газет и руководители радиостанций [Иоффе 2000]. В 2013 г. в Бресте появился памятник лауреату Нобелевской премии мира Менахему Бегину. В церемонии открытия приняли участие представители местной власти, дипломатических миссий в Бресте, посольства Израиля в Беларуси, Центра наследия Менахема Бегина, Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, брестской еврейской общины и жители города[139]. В свою очередь, в 2015 г. в Израиле был установлен памятный знак Янке Купале на городской площади Ашдода, названной в честь поэта в 2012 г. - в год 130-летия со дня его рождения [Ших 2016a: 148]. Это мероприятие стало совместной инициативой посольства Беларуси в Израиле и местного отделения Всеизраильского объединения выходцев из Беларуси. По словам В. Скворцова, посла Республики Беларусь в Израиле, нынешнее событие является весьма знаковым для белорусско-израильского взаимодействия: «2015 год для наших двусторонних отношений можно в целом назвать годом дружбы. Мы вместе торжественно отмечали 70-летие Великой Победы, продемонстрировав единство в оценках этого грандиозного события»[140]. Также дипломатом было отмечено, что в конце ноября 2015 г. начал действовать безвизовый режим, который перевел белорусско-израильские отношения в качественно новый формат, открыл новые горизонты сотрудничества. В. Скворцов добавил, что площадь Янки Купалы и памятный знак в Ашдоде станут еще одним связующим звеном между культурами обеих стран и ярким подтверждением прочности белорусско-израильской дружбы. Беларусь и Израиль выстраивают свои отношения на основе равноправия и взаимоуважения. За последние годы Беларусь и Израиль вышли на новый уровень сотрудничества в политической сфере. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ Обе стороны обменялись рядом официальных визитов. В 2000 г. с официальным визитом Израиль посетили президент Беларуси А. Лукашенко и министр иностранных дел Беларуси У. Латыпов. Также Израиль посещали министр спорта и туризма (2010 и 2012 гг.), премьер-министр Республики Беларусь М.В. Мясникович (2011 г.), заместитель премьер-министра М.И. Русый (2012 г.), председатель Брестского областного исполнительного комитета (2012 г.), помощник президента Республики Беларусь В.В. Янчевский, заместитель министра иностранных дел В.Б. Рыбаков (2015 г.). В первое десятилетие после установления дипломатических отношений Беларусь посещали делегации различных уровней [Шарапо 2006: 21]. В период с 2009 по 2014 гг. состоялся ряд визитов в Беларусь на уровне министров, в том числе заместителя премьер-министра, министра иностранных дел Авигдора Либермана (2009 г.), министра туризма Стаса Мисежникова (2009, 2011 и 2012 гг.), министра сельского хозяйства и развития сельских территорий Яира Шамира (2013 г.), министра алии и абсорбции Софы Ландвер (2014 г.)[141]. К сожалению, следует констатировать, что высшие должностные лица Израиля, в отличие от белорусского руководства, еще не посещали с официальным визитом Беларусь. Хотя с неофициальными визитами в Беларуси находились в 1993 г. премьер-министр Израиля И. Шамир и в 1998 г. - министр иностранных дел Ш. Перес (в 2007-2014 гг. президент Израиля). Подтверждением того, что оба государства нацелены на дальнейшее укрепление отношений, является посещение Беларуси в 2009 г. бывшим министром иностранных дел Израиля А. Либерманом. Данный визит проходил на фоне введенных санкций ЕС и США в отношении Республики Беларусь. На вопрос журналиста о цели поездки в Беларусь, А. Либерман ответил: «С мая 2008 г. Беларусь сделала очень много важных для нас жестов. Это было единственное государство СНГ, которое прислало мощную делегацию на празднование 60-летия Израиля. Кроме того, меня лично приятно удивило отношение официального Минска к еврейскому вопросу. Такие вещи нужно отмечать. У нас очень мало друзей, мы очень ценим хорошее отношение»[142]. Политик добавил, что основной электорат партии - выходцы из постсоветских стран и что в Израиле очень мощная и хорошо организованная община выходцев из Беларуси численностью 130-140 тыс. человек, которая в основной массе голосовала за партию «Наш дом Израиль». А. Либерман также подчеркнул, что белорусская община настолько естественно влилась в жизнь государства, что может служить примером для всех. Кроме этого, лидер партии отметил, что в Беларуси успешно функционирует отдел гебраистики на факультете международных отношений БГУ, где он не раз встречался с руководством. На фоне конструктивного политического диалога приходит осознание того, что подкреплять сотрудничество необходимо уже и с помощью налаживания экономических контактов. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДЕЛОВЫЕ СВЯЗИ С одной стороны, между двумя странами прослеживается динамика роста взаимной торговли. Если в 2008 г. товарооборот составлял 68 млн долларов США, из которых экспорт составлял 5,8 млн долларов США, то в 2014 г. - 127 млн долларов США[143]. С другой стороны, такие показатели не в полной мере соответствуют уровню двусторонних взаимоотношений [Янчук 2015: 472]. Тем не менее, экономические связи развиваются достаточно высокими темпами [Аветисян 2012: 15]. Как государственные структуры, так и представители делового сектора обеих стран проявляют большое желание углублять это сотрудничество, в особенности в таких сферах, как сельское хозяйство, здравоохранение, туризм и высокие технологии [Снапковский 2014: 231]. Растущий интерес израильского бизнеса к Беларуси подтверждается целым рядом крупных проектов, находящихся на стадии планирования и реализации. О заинтересованности Беларуси в такого рода сотрудничестве свидетельствуют визиты главы парка высоких технологий Минска в 2008 г. и 2010 г., посещение министром сельского хозяйства израильской выставки-ярмарки «Агритек» в мае 2009 г. Израильская государственная компания по страхованию рисков внешней торговли «Ашрай» приступила к страхованию сделок с Беларусью на сумму до 50 млн долларов США, что вызвало повышение интереса израильских бизнесменов к белорусскому рынку, в особенности среди экспортеров сельскохозяйственных технологий. В конце 2009 г. в Израиле состоялось заседание совместной экономической комиссии, возглавляемой с белорусской стороны министром сельского хозяйства С. Шапиро, а с израильской - министром туризма С. Мисежниковым [Якимова 2015: 12]. Стороны обсудили состояние торгово-экономических отношений, а также перспективы сотрудничества в сферах инвестиций, финансов, малого и среднего бизнеса, транспорта, стандартизации, метрологии, сельского хозяйства, туризма, науки и техники, телекоммуникаций, защиты окружающей среды, здравоохранения, образования и культуры[144]. В качестве одного из перспективных направлений в сотрудничестве можно назвать сельское хозяйство [Дик 2013: 38-39]. Беларусь и Израиль не страдают от нехватки продовольствия, соответственно, продовольственная безопасность обеспечивается в полной мере. Оба государства поставляют продовольствие на экспорт. В связи с этим бывший министр сельского хозяйства Израиля Я. Шамир, посещая Беларусь в 2013 г., заявил, что: «Израиль рассматривает Беларусь в качестве партнера, сотрудничество с которым поможет выйти на рынки от Польши до Китая, что будет способствовать развитию израильского бизнеса»[145]. Он также отметил, что договоры о сотрудничестве между Беларусью и Израилем касаются различных сфер - высоких технологий, промышленности, но наиболее активно отношения двух стран развиваются в сфере сельского хозяйства. «Мощь Израиля заключается в развитии передовых технологий, Беларусь в свою очередь богата природными ресурсами. Соединение этих двух аспектов может привести к отличным результатам» [Ших 2016b: 217]. Во время визита в Беларусь министр встретился с израильскими предпринимателями, которые уже работают на белорусском рынке. Я. Шамир отметил, что атмосфера, которую создает белорусское правительство, очень благоприятна для развития бизнеса. Активизация отношений в экономическом плане связана с интересом израильских производителей в выходе на рынки стран Евразийского экономического союза, а для белорусских производителей - поиском новых рынков сбыта на территории Израиля. По этому поводу генеральный директор министерства сельского хозяйства и развития села Израиля И. Бен-Давид отметил, что сотрудничество с Беларусью как полноправным членом Таможенного союза открывает перед Израилем широкие экономические возможности. Это отразится на товарообороте между двумя странами и развитии долгосрочных программ сотрудничества[146]. Более предметный разговор на тему активизации экономического сотрудничества состоялся в феврале 2016 г. в Израиле между белорусскими и израильскими представителями финансовых структур. Й. Ротенберг, заместитель главного аудитора министерства финансов Израиля и М. Ермолович, заместитель министра финансов Республики Беларусь, подписали финансовый протокол, который позволит израильским предпринимателям финансировать реализацию бизнес-проектов в Беларуси за счет выгодных кредитов из израильских банков[147]. Данное соглашение было подписано в присутствии министра алии и абсорбции З. Элькина, а также депутата кнессета от партии НДИ С. Ландвер. После подписания, депутат кнессета заявила, что соглашение открывает новые возможности для развития торгово-экономических отношений между двумя странами и широкие двери как для израильских, так и белорусских бизнесменов. Для дальнейшего укрепления двусторонних отношений 19 сентября 2014 г. в Минске был подписан договор об отмене визового режима между Израилем и Беларусью [Дубовец 2015: 101]. Свои подписи под этим историческим документом поставили министр алии и абсорбции Израиля С. Ландвер и министр иностранных дел Беларуси В. Макей. Соглашение вступило в силу 26 ноября 2015 г.[148] Визы отменены для граждан, которые путешествуют в качестве туристов. Они смогут пребывать на территории двух стран без виз 90 дней в течение 180 дней с даты первого приезда в страну. Переговоры об отмене виз между Беларусью и Израилем велись несколько лет. Подписанный договор стал итогом плодотворной работы министерств иностранных дел и министерств туризма обеих стран, министерства алии и абсорбции Израиля, служб социального страхования и представительств пенсионных служб Израиля и Беларуси. ВЫХОДЦЫ ИЗ БЕЛАРУСИ В ИЗРАИЛЕ Отмена виз между двумя странами также будет способствовать укреплению связей с географической родиной по линии выходцев из Беларуси в Израиле. Объединение евреев из Беларуси в Израиле первоначально было создано в 1946 г. под названием «Организация выходцев из Минска и его окрестностей». Первым ее председателем был избран минчанин И. Гордон. В 1955 г. организация получила официальный статус и была переименована в «Объединение выходцев из Беларуси в Израиле». Объединение поставило своей целью сохранение культурного и исторического наследия еврейской общины Беларуси и увековечивание памяти евреев - жертв нацистского геноцида, а также выдающихся представителей еврейской общины Беларуси[149]. По данным руководства Объединения выходцев из Беларуси, сегодня в Израиле проживают около 130 тыс. выходцев из нашей страны. Объединение насчитывает в своих рядах 12 тыс. членов, являясь одной из наиболее сплоченных и активных организаций выходцев из стран СНГ. Далеко не всегда выходцы из конкретного государства выделяются своей численностью и влиянием. Белорусская община - одна из самых влиятельных[150]. Как упоминалось выше, большинство президентов и премьеров Израиля имеют белорусские корни[151]. Сегодня отделения объединения открыты в 33 городах Израиля[152]. Значительная часть уроженцев Беларуси, репатриировавшихся в Израиль в начале 1990-х, - люди далеко не молодые и уже не занимаются активной трудовой деятельностью. Те же, кто на сегодняшний день являются успешными израильскими бизнесменами, реализуют проекты на территории Беларуси, главным образом в агропромышленном секторе. После развала СССР и образования СНГ в Израиле было открыто посольство Беларуси, с которым Объединение поддерживает деловые и дружественные связи, что сказывается на уровне консульских услуг, предоставляемых выходцам из Беларуси, в частности инвалидам войны и труда, ветеранам ВОВ и лицам, желающим посетить могилы близких. Объединение также установило контакты с еврейской общиной Республики Беларусь в деле увековечения памяти погибших в катастрофе. Партнерство находит свое выражение в открытии памятников в различных городах и селах Беларуси, на местах массовых расстрелов и захоронений. Массовая алия - исход евреев из СССР - в начале 1990 г., масштабы которой превзошли все прежние волны алии, резко увеличила количество членов объединения. Оно продолжает расти с каждым годом. В связи с этим руководство объединения приняло решение устраивать регулярные встречи с новыми репатриантами[153]. Кроме того, и это уже стало традицией, ежегодно проводится встреча памяти жертв фашистского геноцида и сталинских репрессий. Ежегодно в лесу Бен-Шемен организуются встречи выходцев из Беларуси, где собираются около 10 тыс. человек[154]. После нескольких десятилетий, проведенных на белорусской земле, процесс интеграции в израильское общество заставил репатриантов столкнуться с новыми реалиями и особенностями другого государства [Boehm 2007: 137, 142]. Тем не менее, если сравнивать ситуацию с другими странами, в Израиле пик нехватки профессиональных кадров приходился на период 1990-х гг. Тем самым те, кто был трудоспособным, смог занять достойную нишу на рынке труда. Тем не менее прошло уже более двадцати лет и на смену старому поколению пришло новое. Несмотря на это многочисленные инженеры, преподаватели, врачи, ученые и деятели искусств, получившие качественное высшее образование в СССР, в том числе в Советской Беларуси, явились тем профессиональным человеческим капиталом, который стал залогом успешного развития израильской экономики, науки и культуры. ИЗРАИЛЬ ОТМЕНЯЕТ СВОЕ РЕШЕНИЕ О ЗАКРЫТИИ ПОСОЛЬСТВА В МИНСКЕ Казалось, обе страны делают все для того, чтобы придать сотрудничеству более четкие очертания. Укрепление экономических связей позволило найти новые точки соприкосновения для углубления двустороннего сотрудничества. Тем неожиданней было решение израильского правительства закрыть свою дипмиссию в Беларуси в 2016 г. В истории с закрытием посольства был, как ни странно, и положительный момент. Оживленное обсуждение этой темы в СМИ, упоминание о Беларуси способствовало большей узнаваемости страны в Израиле, пробуждению у израильтян интереса к Беларуси. Аргумент в обоснование закрытия посольства в связи с тем, что стороны установили безвизовый режим, не выдерживает критики. Ведь совершенно очевидно, что выдача виз хотя и важна, но не является основным назначением дипломатических миссий. Важнее функции содействия полноформатному двустороннему сотрудничеству между странами. Сам факт наличия в них диппредставительства партнера свидетельствует о взаимной заинтересованности и взаимной выгодности сотрудничества. Аналогичная ситуация произошла в 2003 г., когда посольство Израиля в Минске официально было закрыто в результате финансовых сокращений в бюджете Министерства иностранных дел [Шадурский 2013: 41]. В свою очередь, МИД Республики Беларусь предупредил о возможности «ответных действий» и через некоторое время предпринял ответный шаг: белорусское посольство в Тель-Авиве приостановило оказание консульских услуг гражданам Израиля. В Иерусалиме прошла демонстрация выходцев из Беларуси против закрытия израильского посольства в Минске. И 12 лет спустя ситуация повторилась. Официальным Минском данный шаг был воспринят с сожалением. В связи с решением закрыть израильское посольство в Минске из-за нехватки финансирования МИД Беларуси заявил, что белорусская сторона оставляет за собой право принять ответные шаги в порядке взаимности[155]. Несмотря на сложившуюся ситуацию, белорусская дипмиссия продолжала работать в полном составе. Однако, уже 16 марта 2016 г. канцелярия премьер-министра распространила заявление об отмене решения о закрытии посольства Израиля в Минске[156]. Необходимо отметить целенаправленную работу посольства Беларуси по урегулированию данного вопроса. Стоит отметить, что к ситуации вокруг закрытия израильской дипмиссии в Беларуси подключился Совет раввинов Европы. В своем письме, адресованном руководству правительства Израиля, говорится, что совет считает решение о закрытии посольства Израиля в Беларуси ошибкой, которая может привести к нарушению взаимоотношений между еврейской общиной и правительством Беларуси. «В Беларуси есть синагоги, религиозные учреждения, среди которых и Воложинская иешива. В Беларуси есть могилы великих еврейских религиозных деятелей, есть братские могилы. В интересах Израиля оберегать евреев, живущих в Беларуси»[157]. Совет также добавил, что ни для кого не секрет, что Беларусь оказывает политическую и экономическую поддержку Государству Израиль. «В то время как Европа накладывает экономические санкции, а также санкции в области науки на Израиль, Беларусь оказывает Израилю поддержку. Дружественная позиция правительства Беларуси по отношению к Израилю всегда чувствовалась и оказывала моральную поддержку еврейской общине Беларуси. Позиция совета связана с чувством ответственности за судьбу евреев, живущих в Беларуси. Посольство Израиля всегда принимало активное участие в жизни еврейской общины, служило связующим звеном между общиной и государством»[158]. Столь пристальное внимание к данному вопросу говорит о том, что несмотря ни на что существует заинтересованность в сохранении тех дружеских отношений, которые связывают оба народа. *** Беларусь и Израиль являются стратегическими партнерами. Отношения двух стран построены на взаимодоверии и взаимоуважении. В 2017 г. исполняется 25 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя государствами. Традиционно доверительный диалог между странами позволяет строить планы на будущее с уверенностью. Можно полагать, что отмена виз, а также решение руководства Израиля об отмене закрытия израильского дипломатического представительства в Беларуси будет способствовать этому.

About the authors

Konstantin Viktorovich Shykh

Belarus State University

Author for correspondence.
Email: kostishykh@tut.by
Minsk, Belarus

References

  1. Avetisjan, R. G. (2012). Features of the state policy of Israel in the post-Soviet space: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Nizhegor. gos. un-t. (In Russ.).
  2. Avi-Yonah, M., & Peres, S. (2001). A history of Israel and the Holy Land. NY: Continuum.
  3. Boehm, A. (2007). Immigrant participation in decision-making processes at the local level: a comparison of immigrants and veterans in Israel. Intern. Migration, 45 (4), 135—173.
  4. Dik, P. V. (2013). Experience of economic development of Israel. Nauka i innovacii, 5, 38—39. (In Russ.).
  5. Dubovec, V. (2015). Topical issues of media coverage of Belarus' cooperation with the Middle East. Mezhdunarodnaya zhurnalistika: Formirovanie informatsionnogo prostranstva partnerstva ot Vladivostoka do Lissabona i media. Minsk: Belorus. gos. un-t, In-t zhurnalistiki. p. 100—106. (In Russ.).
  6. Ermolenko, V. A. (2008). Israel on the international tourism market of Belarus. Predprinimatel'stvo v Belarusi: opyt stanovlenija i perspektivy razvitija. Minsk: In-t predprinim. dejatelnosti. p. 249—252. (In Russ.).
  7. Ioffe, E. G. (2000). Belarusian Jews in Israel. Minsk: Ark. (In Russ.)
  8. Kiriljuk, I. P. (2014). Basics of development of Belarusian-Jewish intercultural dialogue. Evropeiskii Soyuz i Respublika Belarus': perspektivy sotrudnichestva: Mezhdunar. konf.: Sb. materialov. Minsk. p. 390—394. (In Russ.).
  9. Shadurskij, V. G. (2013). The Arab states in the foreign policy of the Republic of Belarus (1992—2013). Tr. fak. mezhdunar. otnoshenij: nauch. sb., (4), 38—47. (In Russ.).
  10. Sharapo, A. V. (2006). The foreign policy of the Republic of Belarus at the present stage. Vesn. BDU. Gіstoryja. Jekanomіka. Prava, 3 (3), 15—22. (In Russ.).
  11. Shykh, K. V. (2014). The contribution of immigrants from Belarus to the establishment of the State of Israel. Topical problems of international relations and modern world: collection of scientific articles, (3), 308—316. (In Russ.).
  12. Shykh, K. V. (2016a). The role of the individual in a cross-cultural dialogue between the Republic of Belarus and the State of Israel in a globalizing world. Dialog kul'tur v epokhu global'nykh riskov. Minsk: Belorus. gos. un-t, In-t zhurnalistiki. p. 147—150. (In Russ.).
  13. Shykh, K. V. (2016b). The current state of the Belarusian-Israeli trade and economic relations. Belarus' v sovremennom mire. Minsk: Belorus. gos. un-t. p. 216—217. (In Russ.).
  14. Snapkovskij, V. E. (2014). Foreign politicy of the Republic of Belarus. Mіzhnar. zv’jazki Ukraїni: nauk. poshuki і znahіdki, (23), 210—239. (In Russ.).
  15. Yakimova, E. A. (2015). Israeli diplomacy activities in the CIS countries and the Baltic States with Foreign Minister Tzipi Libya and Avigdor Lieberman: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Nizhegor. gos. un-t. (In Russ.).
  16. Yanchuk, A. L. (2015). Analysis of the structure of foreign trade relations of the Republic of Belarus in modern conditions. Nauch. tr. Belorus. gos. jekon. un-ta, (8), 467—473. (In Russ.).

Statistics

Views

Abstract - 1247

PDF (Russian) - 323

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2017 Shykh K.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies