India’s strategic interests in South Asia and its aid to Bangladesh

Cover Page

Abstract


Providing foreign aid to developing countries is one of the most important aspects of contemporary foreign politics. The article studies relations between India and Bangladesh from the perspective of foreign aid flows and discovers conditions, forms, mechanisms, and trends of India’s aid to Bangladesh from 1971 until today. The research uses the approach of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) towards foreign aid and understands it as financial assistance, technical assistance, as well as aid in goods in the form of grants and soft loans with the aim to provide economic development and well-being. The author analyzes factors of the geopolitical significance of Bangladesh for India and studies India’s aid to Bangladesh in the context of the history of bilateral relations between the two countries. As a result, a certain correlation is discovered between aid flows and the state of bilateral relations. China’s growing interest is seen as one of additional factors, which cause India to increase volumes of its aid to the neighboring countries, including Bangladesh. China and India are understood as emerging donors who are competing to increase their influence in the world. The two Asian giants have recently taken considerable aid commitments to Bangladesh which indicates that Bangladesh starts to play a more important role in the regional geopolitics. In this context, the article predicts a further growth in the volumes of Indian aid to Bangladesh in the future and concludes that India uses its foreign aid programs as a tool to promote its own economic, political, and strategic interests. Foreign aid, including official development assistance (ODA), is becoming a means of India’s economic diplomacy although some researchers point to the fact that the country’s policymakers still lack coordination to make aid efficient in terms of political gains.


Индия, третья экономика мира[100] с темпами роста ВВП более 7 % в год и с населением более 1,3 млрд человек[101], играет все более активную роль на международной арене. Оказание помощи развивающимся странам не является принципиально новым направлением ее внешней политики. Однако с недавнего времени Индия все активнее использует этот инструмент для достижения своих стратегических интересов. Иностранная помощь - это добровольная передача ресурсов на льготных условиях или в виде дара / пожертвования субъектами одной страны субъектам другой [Капица 2011: 71]. С 1972 г. используется термин «официальная помощь развитию» (ОПР), введенный в оборот Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Согласно формальному определению, официальная помощь развитию - это финансовые ресурсы, предоставляемые странам и территориям, включенным в список получателей помощи КСР, а также многосторонним институтам развития с целью содействия экономическому развитию и улучшению благосостояния развивающихся стран» [Иностранная помощь 2013: 10]. Во внешней политике иностранная помощь является одним из инструментов налаживания отношений, проявления поддержки, методом борьбы с политическими и экономическими конкурентами и т.д. Также оказание иностранной помощи - это реализация «мягкой силы»[102] и способ продемонстрировать свое экономическое превосходство [Дегтерев 2013]. Впервые о намерении превратить Индию из страны-реципиента иностранной помощи в страну-донора заявило правительство Бхаратия Джаната Парти в 2003 г.[103] Предполагалось, что это усилит влияние Индии как в Южной Азии, так и в мире в целом. По некоторым данным, с 2004 г. по 2010 г. ежегодный рост объемов иностранной помощи, предоставляемой Индией, составлял 6,9 %[104], что сопоставимо с темпами роста ее ВВП. Среди получателей индийской помощи особое место занимает 160-миллионная Бангладеш с уровнем бедности 31,5 %[105]. Она имеет для Индии важное стратегическое значение, что объясняется целым рядом геополитических и экономических факторов. Прежде всего, Индии выгодна стабильная Бангладеш. Превращение последней в так называемое несостоявшееся государство (failed state) стало бы серьезной угрозой безопасности Индии и Южной Азии в целом. Индийско-бангладешская граница является пятой по протяженности в мире (4096 км)[106]. Через нее постоянно идет нелегальная миграция и контрабанда наркотиков и оружия. В случае обострения социально-экономических проблем в Бангладеш - бедность, как известно, является питательной средой для разного рода незаконной деятельности - масштабы миграции и контрабанды в Индию непременно возрастут. Между тем с Бангладеш непосредственно граничат пять из семи проблемных северо-восточных штатов Индии («семь сестер»[107]), в которых сильны сепаратистские движения и которые связаны с основной территорией Индии лишь узким коридором Силигури[108]. В связи с этим Индия заинтересована как в использовании бангладешской территории для транзита товаров и энергии в эти штаты, так и в том, чтобы сепаратисты не получали оружие из Бангладеш и не могли укрываться в этой стране. Таким образом, залогом безопасности и развития северо-восточных индийских штатов является стабильная в социально-экономическом и политическом плане Бангладеш. Опасна для Индии и всей Южной Азии радикальная исламизация Бангладеш и ее превращение в оплот терроризма. Данная угроза является весьма актуальной в свете террористического нападения 1 июля 2016 г. на кафе «Холи» в Дакке, а также угроз запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» о создании в Бангладеш базы для терактов в Индии и Мьянме. Кроме того, Индия не может допустить превращения Бангладеш в сферу влияния других стран - Японии, США, Республики Корея и главное - Китая, который по прогнозам станет крупнейшим инвестором Бангладеш в 2016 г. и который претендует на большую часть территории одного из северо-восточных индийских штатов - Аруначал Прадеш. При этом Китай является крупнейшим поставщиком вооружения для бангладешской армии. В ответ на усиление позиций Китая в Бангладеш и соседней Мьянме Индия вынуждена предпринимать активные меры по развитию политических и торгово-экономических отношений с Бангладеш с целью создания рычагов влияния на последнюю. С экономической точки зрения, Бангладеш является связующим транспортным коридором между Индией и Юго-Восточной Азией, а также между СААРК и АСЕАН. Для Индии Бангладеш представляет собой еще и большой рынок сбыта и перспективное поле для коммерческой деятельности индийских компаний. В результате совокупности геополитических и экономических факторов оказание Индией экономической помощи Бангладеш является одним из основных направлений ее взаимодействия со своим малым соседом. При этом необходимо отметить, что успешно развивающаяся Индия занимает первое место в мире по количеству бедных (более 200 млн человек или 22 % населения, проживающего за национальной чертой бедности - 0,5 долларов в день - по данным 2011 г. [Лунев 2015: 199]), а Бангладеш с ее менее развитой экономикой обгоняет Индию по многим социальным показателям, включая продолжительность жизни, уровень иммунизации детей, детскую смертность, недоедание среди детей и т.п. [Dreze, Sen 2013: 8]. Начиная с 1971 г., Индия предоставляла Бангладеш на межгосударственной основе все типы помощи: экономическую (содействие социально-экономическому развитию стран-реципиентов в форме льготных займов, экспортных кредитов, субсидий, денежных выплат и различных товаров), техническую (нацеленную на формирование технико-экономических знаний и навыков в определенных сферах деятельности страны-реципиента), гуманитарную (с целью облегчения страданий и спасения человеческих жизней в периоды катастроф и бедствий) и даже военную. Однако помощь оказывалась не на постоянной основе, и ее объемы существенно колебались [Шикин, Дегтерева 2014]. Впервые Бангладеш приняла индийскую помощь в денежной и товарной форме после войны с Пакистаном 1971 г., в результате которой Восточный Пакистан и получил независимость. В тот период оказание помощи иностранным государствам было для Индии экстраординарным, поскольку она сама стояла перед лицом множества острых социально-экономических проблем. Тем не менее, Индия была первой страной, направившей помощь Бангладеш после разрушительной войны за независимость. В первые месяцы после ее окончания Индия выделила Бангладеш 232 млн долларов (преимущественно в форме товаров потребления) и поставила 900 тыс. тонн зерновых [Chowdhury 2004: 52]. Позже помощь предоставили СССР, США, Всемирный банк и Группа помощи Бангладеш, объединившая 26 финансовых институтов и государств. Помимо этого, Индия выделила Бангладеш 5 млн долларов США для пополнения валютных резервов молодого государства, оказала помощь в форме товаров стоимостью около 300 млн рупий (около 39,5 млн долларов по курсу 1972 г.[109]) [Bammi 2010: 85], выделила 100 млн рупий (около 13,7 млн долларов) на восстановление транспортной системы, предоставила грант на приобретение двух кораблей и нескольких самолетов (на сумму около 13,7 млн долларов), поставила в Бангладеш 276 тыс. тонн угля и т.д. [Nair 2008: 119-120]. К 1974 г. Индия превратилась во второго после США основного донора Бангладеш [Nair 2008: 121]. Таблица 1 Официальная помощь развитию Бангладеш со стороны Индии в 1971-1976 гг. Финансовый год Помощь в форме грантов (млн рупий) Помощь в форме кредитов (млн рупий) Общий объем млн рупий млн долларов США 1971/72 250,00 190,00 440,00 57,94 1972/73 1651,70 348,30 2000,00 273,97 1973/74 124,70 400,00 524,70 67,18 1974/75 34,10 - 34,10 4,06 1975/76 92,20 - 92,20 10,23 Источник: [Nair 2008] Причин предоставления помощи Бангладеш было несколько. Во-первых, Индия на международной арене несла определенную ответственность за молодое государство, на стороне которого она выступила в войне с Пакистаном. Во-вторых, ситуацию в Бангладеш необходимо было нормализовать, чтобы остановить поток беженцев из Бангладеш и репатриировать тех, кто прибыл на территорию Индии за время конфликта в Восточном Пакистане. Уже в первые месяцы после начала вооруженного конфликта индийское правительство потратило около 100 млн рупий на еду, одежду и строительство временного жилья для беженцев из Восточного Пакистана [Price 2005: 9]. Всего из Восточного Пакистана в северо-восточные штаты Индии за 1971 г. перебралось более 9 млн человек [Oberoi 2006: 104]. Большинство из них пополнили ряды бедноты Западной Бенгалии, в первую очередь Калькутты. В результате там создавалась крайне взрывоопасная ситуация. В-третьих, Индии была необходима стабильная с политической и социально-экономической точек зрения Бангладеш у своих границ. В-четвертых, оказание помощи Бангладеш должно было превратить ее в верного союзника. После убийства в 1975 г. основателя Бангладеш Шейха Муджибура Рахмана, популярность которого резко упала (в том числе из-за распространения в народе опасений в росте вмешательства Индии в дела страны) [Lewis 2011: 81], индийско-бангладешские отношения ухудшились. Правительство Зиаура Рахмана переориентировалось на США, КНР и исламский мир (более подробно см. [Лунев 2016: 286-291]). На передний план в индийско-бангладешских отношениях вышли пограничные споры, вопросы раздела водных ресурсов и нелегальной миграции из Бангладеш. Соответственно, сократилось индийско-бангладешское экономическое сотрудничество. Охлаждение было обоюдным. Индию раздражал военный режим З. Рахмана, и она хотела, «чтобы Бангладеш на международной арене выглядела изгоем» [Rashid 2015: 102]. В свою очередь, в 1988 г. правительство Бангладеш даже отвергло индийскую помощь в ликвидации последствий наводнения, так как считало своего соседа виновным в нем и полагало, что с точки зрения безопасности страны опасно допускать на свою территорию индийские поисковые вертолеты [Price 2005: 9]. Как бы то ни было, Индия не прекращала оказывать помощь Бангладеш в этот период. В 1990-е гг., несмотря на обострение нелегальной иммиграции из Бангладеш в Индию, произошло некоторое улучшение индийско-бангладешских отношений, что было связано с процессом внутриполитической демократизации в Бангладеш. Наибольшую помощь индийское правительство оказало Бангладеш после циклона 1991 г., в результате которого погибло 135 тыс. человек. В пострадавшие районы была направлена гуманитарная помощь (одежда, вода, продукты питания, водяные фильтры и т.п.) общей стоимостью 230 млн така (около 6,3 млн долларов). В 1990-е гг. и в первом десятилетии 2000-х гг. объемы индийской помощи Бангладеш колебались примерно на одном уровне (рис. 1). Рис. 1. Индийская помощь Бангладеш в 1997-2010 гг. (млн долларов США) Источник: Agrawal S. Emerging Donors in International Development Assistance: The India Case. Ottawa: International Development Research Center, 2007; Annual Report 2007/08. Ministry of External Affairs, New Delhi; Annual Report 2008/09. Ministry of External Affairs, New Delhi; Annual Report 2009/10. Ministry of External Affairs, New Delhi; Price G. Diversity in Donorship: the Changing Landscape of Official Humanitarian Aid: India’s Official Aid Programme. London: Overseas Development Institute, 2005 Размеры экономической помощи, оказываемой Индией другим государствам, возросли после мирового экономического кризиса 2008 г., когда развитые страны Запада снизили свою активность на этом направлении. Одновременно такие восходящие державы, как Индия и Китай, напротив, усилили свою экономическую экспансию в целях обеспечения благоприятных условий для зарубежной деятельности своих компаний и создания задела для расширения торгово-экономических и политических связей в будущем. И хотя Индия остается крупным реципиентом помощи (17-е место в мире по итогам 2012 г.[110]), объемы получаемой ею помощи почти в 2 раза меньше помощи, которую она оказывает другим развивающимся странам (655 млн долларов против 1,3 млрд долларов в 2014/15 фин. г.)[111]. Превращение Индии в крупного донора совпало со сменой правительства в Бангладеш - к власти в январе 2009 г. пришел альянс во главе с партией Народная лига, традиционно выступающей за развитие бангладешско-индийских отношений. Однако рост индийской помощи Бангладеш наблюдался и в период поддерживавшегося военными временного правительства (2007-2008 гг.). Уже тогда наметилось потепление в отношениях между странами, и Индия оказала значительную помощь Бангладеш во время ликвидации последствий разрушительного циклона «Сидр» в ноябре 2007 г. В Бангладеш была направлена гуманитарная помощь на сумму около 37 млн долларов. В нее входили поставки медикаментов, палаток, одеял, продуктовых наборов и т.д. Всего пострадавшие районы Бангладеш получили 1 тыс. тонн сухого молока, 40 тыс. тонн риса и т.д.[112] При помощи Индии были организованы временные жилища для 2,8 млн человек на юге страны. В апреле 2011 г. Индия вновь оказала гуманитарную помощь Бангладеш в виде 300 тыс. тонн риса [Галищева 2011: 124]. Помимо помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий и природных катастроф, которая традиционно используется в международной политике как способ демонстрации доброй воли, Индия стала оказывать Бангладеш техническую помощь. Бангладеш участвует в индийской программе Индийского технико-экономического сотрудничества (The Indian Technical and Economic Cooperation - ITEC) и целом ряде других программ по подготовке технических кадров. Только в 2006-2010 гг. в Индии прошли обучение 414 бангладешцев. В 2010/11 фин. г. Индия выделила 175 мест для обучения граждан Бангладеш на курсах ITEC [Галищева 2011: 124]. В 2012/13 фин. г. техническая помощь Бангладеш со стороны Индии составила 2,8 млрд рупий (около 51 млн долларов или 8,66 % всей помощи, оказываемой Индией)[113], в 2013/14 фин. г. - 5,8 млрд рупий (около 92,6 млн долларов или 10,72 % помощи, оказываемой Индией)[114], в 2014/15 фин. г. - 3,5 млрд рупий (около 56 млн долларов)[115], в 2015/16 фин. г. - 2,5 млрд рупий (около 37 млн долларов)[116]. В январе 2010 г. состоялся четырехдневный визит премьер-министра Бангладеш Шейх Хасины в Дели, в ходе которого индийская сторона обещала многомиллиардные инвестиции в бангладешскую инфраструктуру, снятие ограничений на 50 наименований бангладешского экспорта и т.д. в обмен на то, что Дакка решит проблему с индийскими повстанческими группировками, использующими территорию Бангладеш для трансграничных нападений. По итогам визита в Дакку министра финансов Пранаба Мукерджи в августе того же года было подписано соглашение с индийским «Эксимбанком» о выделении Бангладеш кредитной линии в 1 млрд долларов преимущественно на строительство инфраструктурных объектов и закупку в Индии железнодорожных вагонов, локомотивов и других транспортных средств. Основной целью выделения Бангладеш данной кредитной линии было содействие созданию транспортной инфраструктуры для обеспечения связи с северо-восточными индийскими штатами. 200 млн долларов, т.е. 20 % от этой суммы, индийское правительство предоставило в виде гранта, что приближает данную кредитную линию к ОПР, отличительной чертой которой является наличие грант-элемента в размере не менее 25 %. Необходимо отметить, что кредитные линии являются основной формой помощи, которую Индия оказывает другим развивающимся странам. Выделением кредитных линий Бангладеш, Непалу и Бутану занимается Министерство иностранных дел Индии. Департамент экономических дел Министерства финансов Индии выделяет кредитные линии остальным странам. В стране имеется четкое понимание того, что такая форма оказания помощи направлена на достижение конкретного результата - продвижение индийского экспорта и улучшение политических отношений с реципиентом [Price 2005: 11]. В апреле 2013 г. Индия и Бангладеш подписали Меморандум о взаимопонимании по осуществлению небольших проектов развития. Индия выразила готовность предоставлять гранты на осуществление в Бангладеш небольших проектов в сфере образования, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д. стоимостью не более 250 млн така (около 3,1 млн долларов) каждый. В июне 2015 г. во время визита в Дакку премьер-министра Индии Нарендры Моди был подписан меморандум о взаимопонимании по выделению Бангладеш еще одной кредитной линии на льготных условиях объемом 2 млрд долларов, при том что до конца не была реализована предыдущая кредитная линия для Бангладеш (к июню 2015 г. Бангладеш получила от Индии 862 млн долларов). Ранее Индия не предоставляла такого крупного кредита ни одной стране. Как сообщается, кредит носит связанный характер (как минимум 75 % товаров и услуг, на приобретение которых будет потрачен кредит, должны быть индийского происхождения) и будет использован в целях финансирования проектов в сфере энергетики и информационных технологий, здравоохранения и образования, развития транспортной инфраструктуры, включая строительство железных дорог и т.д. Однако главной целью кредитной линии опять же является содействие развитию транспортной инфраструктуры Бангладеш, что по замыслу индийской стороны должно обеспечить устойчивые связи с ее северо-востоком. Выделение 2 млрд долларов заметно усилило переговорные позиции Н. Моди в ходе визита в Бангладеш. В результате Н. Моди удалось завершить споры с Бангладеш о границе (стороны обменялись грамотами о ратификации соответствующего соглашения), а также подписать 22 других соглашения по развитию торгово-экономических связей с Даккой и продолжить диалог по безопасности и борьбе с терроризмом. Безусловно, среди причин беспрецедентной щедрости Индии - конкуренция с Китаем за влияние на Бангладеш и за бангладешский рынок. Предоставление 2-миллиардной кредитной линии также должно было послать сигнал и другим соседям Индии, включая Непал, Мальдивы и Мьянму, о том, что сотрудничать с Индией выгодно, а возможно, и более выгодно, чем с КНР. Сопоставление объемов реально предоставляемой Индией помощи Бангладеш и другим странам показывает, что Бангладеш не является крупнейшим получателем индийской помощи (табл. 2). Первое место среди ее реципиентов на протяжении многих лет занимает Бутан, что обусловлено экономическими причинами. Индия вкладывает огромные средства в развитие гидроэнергетики Бутана, по сути, инвестируя в собственную экономику, поскольку сама потребляет почти всю электроэнергию, произведенную бутанскими электростанциями. Примечательно, что сама Индия воспринимает и классифицирует вложения в экономику Бутана, по форме являющиеся помощью, как экономическое сотрудничество [Price 2005: 6]. В случае с Бангладеш, небогатой с точки зрения наличия природных ресурсов, у Индии нет столь же серьезных экономических стимулов. По-видимому, именно этим обусловлено то, что в 2014/15 фин. г. Дакка получила от Дели лишь 56 млн долларов. Для сопоставления - общий объем иностранной помощи Бангладеш, включая кредиты и гранты от международных финансовых институтов, в том же году составил около 2,78 млрд долларов. Тем не менее, геополитические интересы заставляют Индию обещать предоставление помощи и кредитов Бангладеш. Таблица 2 Основные получатели индийской помощи (млн долларов США) Страны-реципиенты 2008/09 фин. г. 2009/10 фин. г. 2014/15 фин. г. Бутан 249,01 280,66 813 Афганистан 86,42 61,87 97 Шри-Ланка 6,19 17,25 80 Непал 23,33 32,33 72 Бангладеш 1,24 0,81 56 Африканские страны 19,62 26,95 56 Мьянма 7,23 11,86 53 Мальдивы 104,22 0,75 29 Источник: Annual Report 2008/09. Ministry of External Affairs, New Delhi; Annual Report 2009/10. Ministry of External Affairs, New Delhi; Piccio L. In latest Indian budget, aid spending dwarfs aid receipts[117] Несмотря на ежегодные колебания в объемах предоставляемой Индией помощи Бангладеш[118], прослеживается тенденция к ее росту. В будущем весьма вероятно выделение новых кредитных линий Бангладеш со стороны Индии, так как объемы своих финансовых вливаний в бангладешскую экономику наращивает Китай. Во время визита в Бангладеш председателя КНР Си Цзиньпина 14-15 октября 2016 г. было подписано 27 соглашений, в соответствии с которыми, по сообщениям прессы, Пекин вложит в развитие бангладешской экономики более 24 млрд долларов как в форме инвестиций, так и в форме льготных кредитов. В Дакке утверждают, что это никак не отразится на бангладешско-индийских отношениях. Однако многомиллиардные китайские вливания в Бангладеш, безусловно, означают усиление Китая в традиционной сфере влияния Индии. Представляется, что в этой ситуации Дели попытается активизировать экономическое сотрудничество с Бангладеш и увеличить объемы помощи своему соседу. Донорские амбиции Индии соответствуют ее геополитическим интересам, хотя, как считают специалисты, в рамках Министерства иностранных дел страны все еще недостаточно координации между департаментами, отвечающими за предоставление помощи и формулирующими политический курс [The Oxford Handbook... 2015: 184]. Как бы то ни было, можно прогнозировать дальнейший рост объемов индийской помощи соседям по региону, а также Мьянме и африканским странам. Пребывание у власти в Индии правительства Бхаратия Джаната Парти (БДП), по всей видимости, будет этому только способствовать, так как именно БДП в 2003 г. впервые заявила о необходимости превратить Индию из получателя помощи в донора. Что же касается Бангладеш, то Индия, безусловно, заинтересована в усилении своих позиций в этой стране и будет продолжать использовать для достижения этой цели инструмент оказания помощи. Нельзя исключать, тем не менее, возможности прихода к власти в Бангладеш политических сил, настроенных по отношению к своему большому соседу негативно (среди них Националистическая партия Бангладеш и «Джамаат-и-Ислами»), что может привести к сворачиванию двустороннего сотрудничества и сокращению объемов индийской помощи.

Anastasiya Alexandrovna Nemova

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO)

Author for correspondence.
Email: nastiya-nemo@ya.ru
Moscow, Russia

  • Agrawal, S. (2007). Emerging Donors in International Development Assistance: The India Case. Ottawa: International Development Research Center.
  • Bammi, Y.M. (2010). India-Bangladesh Relations: The Way Ahead. New Delhi: Vij Books India Pvt Ltd.
  • Chowdhury, M.R. (2004). Economic Exploitation of Bangladesh. Lincoln: Universe.
  • Dreze, J., Sen, A. (2013). An Uncertain Glory. India and its Contradictions. New Delhi: Penguin Books.
  • Galishcheva, N.V. (2011). Indiiskaya pomoshch' stranam Yuzhnoi i Yugo-Vostochnoi Azii [Indian Aid to the Countries of South and South-East Asia]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 4, pp.119-128.
  • Inostrannaya pomoshch' [Foreign Aid]. (2013). Ed. Kapitsa L.M. Moscow: MGIMO-University.
  • Kapitsa, L.M. (2011). Mezhdunarodnyi institut inostrannoi pomoshchi [International Institute of Foreign Aid]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 4, pp. 70-98.
  • Lewis, D. (2011). Bangladesh. Politics, Economy and Civil Society. New Delhi: Cambridge University Press.
  • Lunyov, S.I. (2015). Sotsial'nye protesty v Indii [Social Protests in India]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 4, pp. 198-207.
  • Lunyov, S.I. Bangladesh. Istoriya stran Azii i Afriki posle Vtoroy mirovoy voiny [History of Asian and African Countries After World War II], 1, pp. 282-301.
  • Malone, D.M., Mohan, C.R., Raghavan, S., eds. (2015). The Oxford Handbook of Indian Foreign Policy. Oxford: Oxford University Press.
  • Nair, P. S. (2008). Indo-Bangladesh Relations. New Delhi: APH Publishing.
  • Oberoi, P. (2006). Exile and Belonging. Refugees and State Policy in South Asia. New Delhi: Oxford University Press.
  • Price, G. (2005). Diversity in Donorship: the Changing Landscape of Official Humanitarian Aid: India’s Official Aid Programme. London: Overseas Development Institute.
  • Rashid, H. (2015). Bangladesh Foreign Policy. Realities, Priorities and Challenges. Dhaka: Academic Press and Publishers Library.

Views

Abstract - 2112

PDF (Russian) - 437

PlumX


Copyright (c) 2016 Немова А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.