РОССИЙСКО-ИРАНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье предоставляется информация о снятых с Исламской Республики Иран (далее - ИРИ) санкциях, а также приводятся сведения об основных направлениях торговых отношений, развитие которых создадут экономические выгоды для Российской Федерации (далее - РФ) в рамках двусторонних экономических отношений. Предметом данной статьи является торгово-экономические отношения после снятия санкций с Исламской Республикой Иран. Цель данной статьи заключается в выявлении наиболее потенциально выгодных отраслей Ирана, где требуется расширение российского экономического присутствия. Результат данной статьи - сформированное автором предложение по расширению отдельных направлений торговых отношений между РФ и ИРИ с предоставлением статистических данных их развития с момента отмены санкций против Ирана. Результаты научного исследования могут применяться участниками внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в расширении своих торгово-экономических отношений

Полный текст

Введение Для современного мира, представляющего собой арену для столкновений экономико-политических интересов различных государств, и порождающему собой дестабилизацию международных отношений между различными странами требуется налаживание и дальнейшее укрепление международных экономических отношений (далее - МЭО), в том числе и двусторонних. Основу современных МЭО составляют мирохозяйственные связи на микроуровне как между фирмами и компаниями разных стран, так и между отдельными предпринимателями. В условиях рыночной экономики подобные связи предполагают широкое применение договорной формы, когда субъекты хозяйствования внешнеэкономической деятельности несут всю полноту ответственности за выполнение принимаемых обязательств, обладая при этом достаточными правами и ресурсами (Рыбалкин, Мансуров, 2015). Однако в реальности, мировое сообщество создает барьеры для ведения внешнеэкономической деятельности, в том числе на договорной основе, определенным странам в виде экономических и/или политических санкций. Ядерная программа Ирана создала множество дискуссий в мире по поводу последствий развития данного направления, ввиду чего Соединенными Штатами Америки (США) и европейскими государствами были установлены политические и экономические санкции по отношению к ИРИ. Разумеется, российско-иранские деловые отношения сталкивались с множеством проблем впоследствии такого решения, однако, спустя 36 лет после их введения, ситуация сильно изменилась, поскольку с Ирана было снято подавляющее большинство санкций (Козичев, 2015). Обзор литературы Исследованиями в рамках данной темы занимаются как российские исследователи, научные сотрудники и институты, так и зарубежные. Развитие российскоиранских экономических отношений является сферой интересов таких научных институтов и организаций, как Институт актуальных международных проблем, Институт Востоковедения РАН, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, АНО «Центр востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии» и др. Стоит отметить, что интерес к Ирану проявляется не только со стороны российских обозревателей и исследователей, но и зарубежных. Существует множество научных статей и упоминаний в средствах массовой информации относительно как отдельно взятой Исламской республики, так и в рамках российско-иранских экономико-политических отношений. Методы и подходы Методологией данного исследования стал общенаучный метод анализа наряду с гипотико-дедуктивным методом. Также особое значение в данной работе имеет вероятностно-статистический подход, поскольку статистические данные - значительный фактор, повлиявший на заключительное мнение автора о потенциале развития и перспективах отдельно взятых сегментов рынка Ирана. При обработке и систематизации данных применялись методы группировок и классификации. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных экономистов, политологов, материалы и отчеты бизнес структур и министерств, а также научные публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет. Отмена санкций и новые перспективы Подписание 16 января 2016 г. Совместного всеобъемлющего плана действий стало причиной для снятия ряда санкций Соединенными Штатами Америки с Исламской Республики Иран 1 в отношении неамериканских граждан и компаний. В этом же году наблюдается мгновенное увеличение объема российско-иранского товарооборота на 80% 2 . Такому увеличению поспособствовало улучшение финансового и инвестиционного климата в Иране, а также снятие ограничений на поставку оборудования и техники, поскольку санкции делали невозможным проведение подобных сделок. Данный документ отменял такие ключевые санкции для ведения экономических отношений с данной страной: - финансовые и банковские; - на предоставление услуг по страховым гарантиям, страхованию и перестрахованию; - в отношении нефтяного и нефтехимического секторов; - на транзакции с судовыми и судостроительными компаниями, а также портовыми операторами; - на торговлю золотом и другими драгоценными металлами; - на торговлю графитом, сырьем и полуфабрикатами из металлов, например, алюминия и стали, а также на торговлю углем и программным обеспечением для интегрированных промышленных процессов; - на продажу, поставку и перевозку товаров и услуг, необходимых для автомобильной промышленности; - на сопутствующие услуги, связанные с упомянутыми пунктами 1 . В частности, санкции были сняты с Центрального банка Исламской Республики Иран, Иранской национальной нефтяной компании (NIOC), Национальной нефтехимической компании (NPC), а также нефтехимических компаний Bandar Imam Petrochemical, Jam Petrochemical, Pars Petrochemical, Tabriz Petrochemical и авиакомпании Iran Air. Следует отдельно отметить, что США также сняли ограничения с зарегистрированного в России банка ЗАО «Мир Бизнес Банк» (МБ Банк / МББ). Тем не менее, в отношении Ирана продолжает действовать ряд ограничений. Так, отмена санкций не коснулась американского торгового эмбарго: по-прежнему действует запрет на совершение сделок и осуществление транзакций американскими компаниями, зарегистрированными на территории США, за их пределами и действующими в рамках американского правового поля, зарубежными компаниями, действующими на территории США, американскими гражданами, лицами, постоянно проживающими на территории США, и лицами, находящимися на территории США. Отмена указанных санкций существенно повлияла на рост российского экспорта в Иран средств наземного транспорта, электрических машин и оборудования, резины и изделий из нее, а также органических химических соединений. Стало возможным более широкое применение договорной формы в торговых отношениях между РФ и ИРИ. По мнению автора, потенциал российско-иранского сотрудничества может проявится в таких отраслях промышленности, как авиастроение, металлургическая промышленность, промышленность строительных материалов, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, тяжелое и нефтегазовое машиностроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, химическая и лесоперерабатывающая, а также в фармацевтической промышленности Российская Федерация и Исламская Республика Иран разделяют видение перспектив значительного роста объема торгового оборота, прямых иностранных инвестиций и количества реализуемых совместных проектов. Основными целями сторон являются расширение сотрудничества в различных отраслях промышленности, в том числе, добыча полезных ископаемых, укрепление торговых и инвестиционных связей, развитие транспортной инфраструктуры, услуг в сфере банковской и страховой деятельности, а также переход к торговле продукцией с высокой добавленной стоимостью. Однако, по мнению автора, на пути к увеличению экономического присутствия Российской Федерации в Иране особое внимание стоит уделить к таким направлениям, как транспортное и тяжелое машиностроение, авиационная промышленность, лесная промышленность и на нефтегазовый сектор, поскольку именно в данных направлениях Российская Федерация имеет больше возможностей к раскрытию потенциала на иранском рынке. Ввиду этого, возникает необходимость в предоставлении более подробной информации по указанным направлениям развития. Тяжелое машиностроение Снятие санкций благоприятно способствует развитию торгово-экономических отношений между Россией и Ираном. Однако наибольшее количество проектов российско-иранского сотрудничества затрагивают сферу тяжелого машиностроения. Так, персидские партнеры заинтересованы в усовершенствовании своей нефтедобывающей отрасли, в связи с чем возник спрос на поставку и сервисное обслуживание российской стороной электроцентробежных насосов для нефтедобычи, наземных буровых установок, компрессорного и прочего оборудования. Не менее важна заинтересованность иранской стороны в оборудовании для действующих и потенциальных электростанций, как тепловых, так и атомных. Не обходит стороной и модернизация газодобывающей области, развитию которого, в том числе, требуется большой спектр техники, которую российские компании могут и готовы поставить, в том числе энергетические газотурбинные и газоперекачивающие агрегаты, комплектующие для газоперерабатывающих заводов. Экспорт оборудования и агрегатов тяжелого машиностроения заметно вырос в 2015 г., стоимость которых достигала около 90 млн долл. США. Примерно столько же было затрачено иранскими партнерами в 2016 г. 1 Однако российские товары данной группы находятся в конкурентной среде с аналогичными изделиями из ряда других стран, таких как Китай, Южная Корея и Япония. В этой связи отмены санкций недостаточно, для продвижения на иранский рынок подобных товарных позиций, ввиду чего существует необходимость в усовершенствовании технологической базы, ценовой политики, условий обслуживания и логистических каналов, как того и требует рыночная экономика и практика мировой торговли. Транспортное машиностроение В рамках российско-иранского сотрудничества в области развития транспортного машиностроения существует заинтересованность иранской стороны в создании производства автомобильной техники коммерческого и специального назначения на территории Ирана, сборки сельскохозяйственной техники, таких как зерноуборочные комбайны, а также организации совместного предприятия по сборке вагонов. Также существует потенциал поставок российской стороной сельскохозяйственной техники, автомобилей таких производителей, как УАЗ и КАМАЗ, а также автобусов российского производства. Вслед за отменой санкций произошел резкий скачек поставок средств наземного транспорта в 2016 г. Согласно данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в 2016 г. стоимость импортированных в Иран наземных транспортных средств увеличилась на 130,7 млн долл. США по сравнению с предыдущим годом и составила 135,4 млн долл. Стоит отметить, что основными странами импортерами транспорта в Исламскую Республику являются Китай, Южная Корея и Япония. Существенный рост также произошел в поставках грузовых вагонов и тележек российской стороной, и на конец 2016 г. стоимость импортированных товаров данной группы составил 25,2 млн долл. США, что на 22,1 млн долл. больше, чем в 2015 г. 1 Основные поставщики грузовых вагонов на иранский рынок, также как легкового и грузового, - Южная Корея и Китай 2 . Авиационная промышленность Потенциал развития данного направления взаимоотношений очень велик, однако существуют ряд проблем, влияющих на продвижение российских воздушных судов на рынок ИРИ. К таковым относится зависимость технологического оснащения самолетов России от западных партнеров. Так, например, остается необходимость в получении по каждой сделке с заказчиком лицензии OFAC (Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США) в случае, если поставляемое воздушное судно в своем составе содержит более 10% комплектующих американского производства (требование касается и самолета “SSJ-100”). В 2016 г. российская и иранская сторона вели переговоры о приобретении более чем 100 воздушных судов класса «Сухой Суперджет 100» 3 , однако вскоре персидские партнеры отказались в приобретении, поскольку технологическая составляющая и безопасность полетов более важна для организаторов авиаперевозок, чем стоимостные условия, которые, как известно, более выгодные, чем у американских, французских и бразильских поставщиков воздушных транспортных средств 4 . В рамках продвижения вертолетной техники российская сторона имеет больше потенциала по наращиванию торговых отношений, чем в поставках воздушных судов. «Вертолеты России» и Иранская организация промышленного развития и реконструкции подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий создание совместного предприятия по сборке легких вертолетов Ка-226 или «Ансат» 1 . По информации в открытых источниках, у иранской стороны уже имеется более 50 единиц вертолетной техники из России 2 . Лесная промышленность Основное направление в рамках данного вектора развития является поставки российской стороной не только целлюлозы, офсетной и газетной бумаги, круглого леса и пиломатериалов. Помимо перечисленного, по мнению автора, имеет смысл увеличить предложение материалов и готовых изделий из дерева. Ярко выраженная заинтересованность в данных товарных позициях логически обоснована, однако существуют потенциальные страны-поставщики леса и пиломатериалов, которые наряду с Россией поставляют в ИРИ данную категорию товаров, такие как Турция, Китай, Таиланд, Малайзия. Тем не менее, после отмены санкций наблюдается сокращение импорта леса из России, и по данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации c 2015 по 2016 гг. импорт древесины и изделий из нее снизился на 19% 3 . Такое падение импорта российского сырья и товаров данной отрасли объясняется тем, что иранский рынок стал более привлекательным не только для Российской Федерации, но и для других конкурентоспособных экспортеров. Такие страны, как Китай и Турция воспользовались возможностью и соответственно увеличили экспорт своей продукции, тем самым изменив структуру импорта леса Исламской Республики. Тем не менее, по мнению автора, потенциал нарастания экспорта российской лесной продукции, в частности деревоизделий, очень велик, поэтому имеет смысл увеличивать торговые отношения в данном направлении, предоставляя не только сырье, но и готовую продукцию из дерева на взаимовыгодных условиях. С учетом отсутствия достаточного лесного ресурса в Иране, а также недостатка информации в понимании текущей и перспективной потребности в структуре и объемах потребления, в качестве первоочередных шагов иранские импортеры видят развитие торговых отношений в области поставок следующих продуктов: пиломатериалов, бумажной упаковки, фанеры и плиты, деревянного домостроение и др. Сотрудничество в нефтегазовой отрасли Отмена санкций существенно повлияла и на нефтегазовый сектор Ирана, позволив государственной нефтегазовой компании сталкиваться с меньшим количеством барьеров для международной торговли такого рода сырьем. Однако для российской стороны подобное состояние дел противоречиво, поскольку, с одной стороны, отмена санкций с иранского нефтяного и нефтехимического сектора означает укрепление конкурентных позиций поставщика энергоресурсов в данном сегменте, а, с другой стороны, российские компании могут удовлетворить необходимость иранской стороны в модернизации своих геологоразведочных технологий, развитии нефтяных районов, создании нефтегазовых и нефтехимических предприятий. По данным статистики Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки запасы нефти в Иране составляют 21,7 млрд т, что на 7 млрд т превышают показатели России 1 . Время пагубного влияния санкций закончилось, поэтому привлечение инвестиций и совершенствование данной отрасли Национальной иранской нефтяной компанией неизбежно. По мнению автора, в данном случае российским компаниям имеет смысл сотрудничать с персидскими партнерами, предлагая взаимовыгодные проекты по разведке, добыче и переработке нефти на территории республики. Китай располагает значительно более мощным арсеналом финансовых и экономических инструментов для инвестиций в Иран и углубления связей с этой страной, однако российская компания Лукойл стала первой нефтегазовой компанией, подписавшей договор с Ираном после введения специально разработанного нефтяного контракта (Iran Petroleum Contract, IPC) 2 . Снятие ограничений также положительно отражается на газовом сегменте Ирана, дав тем самым импульс для развития данного сектора. Запасы газа в Исламской Республике по состоянию на 2016 г. составляют 16% от мировых 3 , однако технологическая база республики недостаточно развита для добычи углеводородов из месторождений. В 2016 г. представитель Национальной иранской газовой компании (NIGC) по международным делам заявил, что до 2021 г. Иран намерен поставлять в Европу до 30 млрд м 3 газа и еще 50 млрд м 3 - своим странам-соседям. Малоразвитая трубопроводная инфраструктура, в частности по направлению в Европу, служит существенным недостатком для экспорта иранского газа. На сегодняшний день, самый распространенный способ экспорта иранского сжиженного газа - морская перевозка. Перечисленные факты - это предпосылки, стимулирующие улучшение инфраструктурных и геологоразведочных условий в ИРИ. Ввиду этого, российские компании имеют огромный потенциал для продвижения своих интересов в данном контексте. В соответствии с информацией в СМИ, обсуждалось участие российских компаний в освоении 11 иранских месторождений углеводородов. Подобные переговоры вели «Газпром», «Роснефть», «Газпром нефть», «Татнефть» 1 . Заключение Отмена американских и европейских санкций сделала рынок Ирана более привлекательным не только для России, но и для подавляющего большинства развитых и развивающихся стран. Принужденная изоляция экономики ИРИ от мира в виде барьеров, установленных на пути к процветанию экономической составляющей республики, длительное время сдерживала персидских партнеров в скачке развития международных экономических отношений. У иранского правительства существует необходимость в нахождении новых партнеров и точек укрепления своих позиций на мировой арене, поскольку снятые ограничения дают импульс для продвижения интересов государства в мировой экономике. Теократический строй Ирана и вытекающий из него субъективизм Высшего руководителя благоприятно влияет на продвижение российских позиций в экономике ИРИ, ввиду чего, по мнению автора, необходимо российскому бизнесу акцентировать свое внимание на столь привлекательный рынок.

×

Об авторах

К А Омаров

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: omarov.k.a@yandex.ru

Омаров Камал Ахмедович, аспирант кафедры «Мировая экономика» Дипломатической академии МИД РФ.

ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, Москва, Россия, 119034

Список литературы

  1. «Вертолеты России» и Иранская организация промышленного развития и реконструкции подписали меморандум о взаимопонимании // Вертолеты России. URL: http://www. russianhelicopters.aero/ru/press/news/vr_idro_memorandum/ (дата обращения: 28.03.2017).
  2. «Вертолеты России» подписали соглашение о взаимопонимании с иранской IHSRC // Центр анализа мировой торговли оружием. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/ news/2017/0526/162041232/detail.shtml (дата обращения: 26.05.2017).
  3. Козичев Е. Какие санкции вводились против Ирана // Газета Коммерсантъ. URL: https://www. kommersant.ru/doc/2767157 (дата обращения: 13.07.2015).
  4. Россия поставит в Иран до 100 самолетов SSJ-100 // Информационное агентство Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/business/494827- (дата обращения: 16.02.2016).
  5. Рыбалкин В.Е., Мантусов В.Б. Международные экономические отношения: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
  6. Cостоялся рабочий визит Александра Новака в Иран // Министерство энергетики. URL: https:// minenergo.gov.ru/node/6734 (дата обращения: 13.12.2016).
  7. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации // Федеральная таможенная служба. URL: stat.customs.ru/ (дата обращения: 24.05.2017).
  8. Топалов А. Россия замахнулась на иранские недра // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2017/03/13/10574165.shtml (дата обращения: 14.03.2017).
  9. Annual Statistical Bulletin 2016 // Organization of the Petroleum Exporting Countries. URL: http:// www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/ASB2016.pdf (accessed: 20.05.2017).
  10. Executive Order 13716 of January 16, 2016 // The White House. URL: https://www.treasury.gov/ resource-center/sanctions/Programs/Documents/jcpoa_eo.pdf (accessed: 21.01.2016).
  11. New Twist in SSJ-100 Talks: Russians Reluctant to Sell! // Financial tribune. URL: https:// financialtribune.com/articles/economy-business-and-markets/56993/new-twist-in-ssj-100-talksrussians-reluctant-to-sell (accessed: 07.01.2017).
  12. The world factbook // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/rankorder/2244rank.html (accessed: 01.01.2016).
  13. Trickett N., Thomas M. China, Russia, Iran: Ports and Power Along the Belt and Road // The Diplomat. URL: http://thediplomat.com/2017/03/china-russia-iran-ports-and-power-along-the-belt-androad/ (accessed: 23.03.2017).
  14. UN Comtrade Database // United Nations. URL: https://comtrade.un.org/data/ (accessed: 19.05.2017).

© Омаров К.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах