№ 4 (2016)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

РЕЖИМ «НАПРАВЛЯЕМОЙ ДЕМОКРАТИИ» КАК РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ О СОЦИОДЕМОКРАТИИ. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ «ТРЕТЬЕГО ПУТИ» В ИНДОНЕЗИИ

Воронин С.А.

Аннотация

Автор статьи раскрывает основные положения идеологии «третьего пути» в рамках индонезийской модели политического лидерства. К концу 50-х г. Сукарно завершил формирование доктрины «третьего пути». Анализируя действующие политические модели, Сукарно апеллировал к самобытности, отвергая капитализм, который порождает колониализм и фашизм. Он отвергал саму психологическую основу либерального капитализма - индивидуализм, ведущий к конкуренции и борьбе и поэтому неприемлемый для Индонезии. Концепция «третьего пути» Сукарно подразумевала построение социально-экономической модели традиционного, патриархально-эгалитарного общества, в основе которого лежали принципы общинной солидарности и взаимопомощи. Основным элементом социальной модели, согласно мысли Сукарно, являлась семья как центр солидаризма, возглавляемая патриархом, главой семьи. Принцип семьи был перенесен Сукарно на все индонезийское общество. Сам Сукарно становился отцом нации, принимающим решения за всех, во имя всех.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):5-19
pages 5-19 views

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖЕНСТВЕННОСТИ В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ (1945-1957)

Ким Н.Н.

Аннотация

С началом складывания северокорейской государственности политика национального строительства формировалась в строгом соответствии с теорией развития Корейской революции. Изначально концепция Корейской революции базировалась на основных постулатах марксистско-ленинской теории о революции, предполагавшей наличие двух этапов в ее развитии: буржуазно-демократическом и социалистическом. Применительно к Северной Корее после освобождения от японского колониализма речь шла о постепенном перерастании антиимпериалистической, антифеодальной демократической революции в социалистическую. С целью реализации задач первого этапа Корейской революции еще в 1946 г. в Северной Корее был принят ряд законов, заложивших основу для дальнейших социалистических преобразований. Антифеодальная демократическая революция формально завершилась созданием Народного комитета Северной Кореи в 1947 г., после чего начался переходный этап в ее развитии, длившийся до 1957 г. Идея Корейской революции по сей день является структурной основой политического дискурса Северной Кореи, исходя из которой формируются текущие задачи национального строительства. На начальном и переходных этапах развития Корейской революции ликвидация социально-экономического и политического неравноправия в обществе, включая гендерное неравенство, являлась одной из важных задач государственного строительства. Освобождение женщин понималось в терминах теории классовой борьбы и эксплуатации, и, как следствие, сводилось к предоставлению женщинам в первую очередь равных с мужчинами гражданских прав и свобод. Корейские женщины рассматривались в качестве важного трудового ресурса, мобилизация которого имела огромное значение для строительства социалистического общества. В силу существующего подхода гендерная политика в 1945-1957 гг. была направлена, главным образом, на пробуждение политического сознания женщин и активное вовлечение в промышленное производство. В условиях новой социально-политической реальности и проводимой гендерной политики неизбежно должны были меняться представления о женственности и маскулинности, определявшиеся в традиционном корейском обществе неоконфуцианской идеологией. Автор настоящей статьи поставил себе задачу ответить на вопросы, как теория развития Корейской революции повлияла на формирование задач гендерной политики и в какой степени Северной Корее удалось порвать с традиционными представлениями о женственности, сформировать новый взгляд на женщину.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):20-36
pages 20-36 views

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА ПОД ВЛАСТЬЮ АРАГОНСКИХ КОРОЛЕЙ

Варьяш И.И.

Аннотация

Статья посвящена истории шариата в условиях христианской политической власти. Речь идет об особенностях бытования мусульманского права и религиозных обычаев мусульман в эпоху Реконкисты на Пиренейском полуострове (Арагонская Корона XIV в.). Автор ставит вопросы о трансформации права в новых для него политических и социальных обстоятельствах, об адаптивных способностях мусульманского права в средние века, о степени деформации правовой системы и культуры сарацин под давлением христианских властей и повседневным влиянием христианского общества. История шариата вписана в контекст правового пространства христианского королевства. Автор основывает изучение мусульманского права на источниках по происхождению христианских, что требует специальной методики и придает дополнительную оптику исследованию. Автор раскрывает характерные черты мусульманского права, подчинившегося христианскому политическому порядку: высокие адаптивные способности, охранительность, сосредоточенность на внутриобщинных задачах, усиление частного и персонального права. Арагонский материал свидетельствует о том, что на протяжении XIV в. мусульманское право сарацин сохраняло аутентичность во внутренних делах, что было основой идентичности всего сообщества мусульман. Трансформация права, неизбежная в новых условиях, коснулась прежде всего той сферы, где право побежденных пересекалось с правом победителей: судебные дела смешанного типа, управление общинами, уголовные дела. Тем не менее, мусульманское право в рамках христианского королевства существовало в многомерном правовом пространстве и вынуждено было признавать источником права королевское право. Статья носит сугубо теоретический и обобщающий характер.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):37-48
pages 37-48 views

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ В ТРАКТАТЕ НИСИКАВА ДЗЕКЭН (1648-1724) «ДОПОЛНЕННЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОРГОВЛЕ С КИТАЕМ И ВАРВАРАМИ»

Симонова-Гудзенко Е.К., Новикова А.А.

Аннотация

Статья посвящена представлениям о западных странах в Японии в эпоху Эдо (1603-1867). В качестве основного источника использовано сочинение Нисикава Дзекэн (1648-1724) «Дзо:хо каи цу:се: ко:», которое сравнительно редко использовалось до этого исследователями, несмотря на свою ценность. Автор XVIII-го в. стремился дать рациональное описание западного мира, но, несмотря на это, оно часто граничит с гротескным. В то же время необходимо признать, что в условиях ограничения внешних контактов информированность японцев в эту эпоху была знаительной. Основными информаторами служили голландцы, проживавшие в Нагасаки.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):49-58
pages 49-58 views

ОЛИМПИОНИКИ ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ - «ВТОРЫЕ ПОСЛЕ ГЕРАКЛА»

Гвоздева Т.Б.

Аннотация

Победа на Олимпийских играх являлась главной целью любого атлета. Получив олимпийский венок, олимпионик становился национальным героем своего полиса. Слава и уважение, которое сопровождали его всю жизнь, являлись результатом тяжелого ежедневного труда, но также милостью богов. Победа олимпионика носила сакральный характер, так как являлась особым покровительством Зевса. Олимпийские игры, также как и другие панэллинские игры, являлись особой формой почитания богов и героев. Совершая спортивные подвиги, атлеты являлись как бы воплощением великих героев, в первую очередь Геракла. Геракл часто почитали как основателя Олимпийских игр и первого олимпионика. С его именем связано введение обычая священного перемирия и награждение олимпионика венком из маслины. Культ Геракла имел важное значение для художественного оформления Олимпии, где он окончательно приобрел черты панэллинского героя. Геракл являлся примером подражания для многих великих олимпиоников. Более того, для атлетов, победивших на одной Олимпиаде в борьбе и в панкратионе, ввели особый титул «второй после Геракла».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):59-72
pages 59-72 views

НОВЫЕ НАХОДКИ ИЗ ПАМЯТНИКОВ ПРЕДГОРНО-РАВНИННОЙ ЧАСТИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ КАК МАРКЕРЫ КОНТАКТОВ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПЛЕМЕН КИММЕРИЙСКО-СКИФСКОГО КУЛЬТУРНОГО КРУГА

Чшиев В.Т.

Аннотация

В статье рассматриваются контакты кавказских племен - носителей кобанской археологической культуры и населения Северного Причерноморья и Предкавказья в эпоху раннего железа, отразившиеся в ряде элементов материальной культуры. На примере материалов кобанских памятников предгорно-равнинной части Северной Осетии, преимущественно полученных из могильников, раскопанных и исследованных автором статьи (узда, массивные бляхи, овальные застежки степного типа, втульчатые наконечники стрел, орнаментация бронзовых бляшек четырехлучевой «киммерийской» звездой, керамический кубок и др.), прослеживаются определенные связи между древними автохтонами региона и племенами киммерийско-скифского культурного круга, а также населением Поднепровья. Такие категории материальной культуры древних «кобанцев», как комплекты бронзовой конской узды местного типа (двукольчатые удила с разнообразными литыми псалиями, однокольчатые удила снабженные S-видными псалиями), бронзовые кованные ситулы и кружки, украшенные зооморфными ручками, керамические сосуды (некоторые типы корчаг и кружек), на раннем этапе этого взаимодействия в достаточно массовом количестве проникают в скифо-киммерийскую среду. Вероятно, этим объясняются близкие формы, а в некоторых случаях и полные аналогии кобанской керамике из Змейского, Среднеурухского, Комсомольского поселений, Эльхотовского, Николаевского, Заманкульского, Комаровского, Моздокского могильников, найденные в скифских памятниках днепровского правобережья и Побужья, Бельского городища, киммерийских и савроматских захоронениях. На втором этапе наблюдается в определенной степени обратный процесс, когда племена - носители кобанской культуры начинают изготавливать и пользоваться стрелами степного типа, оформляют узду и оружие в скифском стиле.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):73-84
pages 73-84 views

РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1991-2010 ГГ.

Ходунов А.С.

Аннотация

Статья посвящена развитию российско-турецких отношений в 1990-е и 2000-е гг. в экономической, политической, военно-технической и культурной сферах. Особое внимание уделяется экономике, прежде всего нефтегазовому сектору, который стал основным двигателем двухсторонних отношений. Отмечается, что 1990-е гг. стали временем расцвета двухсторонней торговли. Рассматриваются основные договоры и декларации, заключенные между Россией и Турцией. Показано, что в 2000-е гг. отношения развивались гораздо успешнее, чем в 1990-е гг. Обозначены основные причины роста российско-турецких взаимосвязей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):85-110
pages 85-110 views

РОССИЙСКО-ЛИВИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.

Высочина Е.С.

Аннотация

В данной статье рассмотрены историографические проблемы, связанные с литературой о российско-ливийских отношениях. Проанализированы характерные особенности отечественной литературы в освещении данного вопроса. Выявлены наиболее перспективные направления дальнейшего изучения российско-ливийских отношений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):111-123
pages 111-123 views

НАШИ АВТОРЫ

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2016;(4):124-125
pages 124-125 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах