Франция - государства Африки: о некоторых аспектах децентрализованного сотрудничества
- Авторы: Пахоруков К.И.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2023)
- Страницы: 463-477
- Раздел: Современный мир
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/37203
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2023-15-4-463-477
- EDN: https://elibrary.ru/JMQTDD
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается новое явление в истории взаимоотношений между Францией и ее бывшими колониями - осуществление в последние годы программ децентрализованного сотрудничества с государствами Африки, в частности, взаимодействие французских регионов, как административно-территориальных единиц, с африканскими партнерами. Дается краткий обзор истории Французской колониальной империи, позволяющий выделить несколько этапов в ее управлении и функционировании. Изучен процесс принятия решений в реализации внешнеполитических приоритетов с целью поддержания влияния Франции на африканском континенте. В фокусе исследования - изучение программ сотрудничества в различных сферах, инициированных по линии МИД Франции, государственных агентств, региональных советов, международных ассоциаций территориальных образований, а также были рассмотрены конкретные примеры сотрудничества, в частности, подписание соглашений напрямую между французскими регионами и центральными властями африканских государств. Автор приходит к выводу, что опыт децентрализации внешнеполитической деятельности Франции может быть отчасти использован в отечественной внешнеполитической практике.
Ключевые слова
Полный текст
Введение На протяжении многих столетий африканское направление традиционно для французской политики, которая прошла долгий путь от Французской колониальной империи до сегодняшнего восприятия Африки в качестве союзника в создании нового баланса сил завтрашнего дня. В частности, интерес представляет как история данного вопроса, так и анализ реализуемых франко-африканских инициатив сотрудничества в условиях децентрализации. Следует подчеркнуть, что эти аспекты сотрудничества не являются предметом широкого обсуждения ввиду многочисленности акторов и многообразия их деятельности. Исходя из этого, в статье анализируются отдельные примеры, наглядно показывающие, каким образом происходит данное взаимодействие. Кроме того, представленные французскими властями сведения по различным программам не всегда оперативно актуализируются, поэтому используются наиболее релевантные данные ко времени подготовки настоящей публикации. Административное управление французскими колониями Первоначально концепция колонизации была предложена первым министром короля Людовика XIII герцогом де Ришелье (1585-1642) и первым министром Людовика XIV Жан-Батистом Кольбером (1619-1683) для обоснования территориальной экспансии Франции, осуществленной в результате великих географических открытий и соперничества с Великобританией в XVI-XVII вв. Если Ришелье отстаивал необходимость существования колоний для развития Франции как морской державы, то Ж.-Б.Кольбер отмечал чисто коммерческую выгоду существования колоний с целью обогащения Франции [1. P. 76-77]. Однако с конца XVI в. и до Великой Французской революции 1789 г. всесторонняя концепция управления колониями так и не была разработана. Тем не менее, первые попытки создания центрального органа управления колониями относятся к 1669 г., когда управление колониями было передано Морскому министерству. В 1710 г. в его составе был создан Отдел (Bureau) по делам колоний, что позволило постепенно сформировать штат сотрудников с целью применения в колониях опыта Морского министерства Франции и свойственных ему административных традиций. В самих колониях местное управление было возложено непосредственно на представителей короля, либо на представителей государственных торговых компаний (compagnie à charte), пользовавшихся монополиями или привилегиями, предоставляемыми королем [2. Р. 33-47]. Таким образом, руководство колонией осуществляла торговая компания, а королевская власть, назначая руководителя компании, оставляла за собой функции контроля. Состав французских колоний менялся в зависимости от воли правителей, начиная с Великой Французской революции и до провозглашения Третьей республики. Так, при Наполеоне I Франция отказалась от Луизианы в Северной Америке, а для завоевания Алжира при Луи-Филиппе I понадобилось 17 лет - с 1830 г. по 1847 г. Следующей попыткой обретения новых территорий стала закончившаяся неудачей Мексиканская экспедиция Наполеона III в 1861-1867 гг. Первые десятилетия Третьей республики (1870-1940) ознаменовали новый решающий этап колониальной экспансии, получивший политическую поддержку республиканской, монархической и консервативной фракций французского парламента. В эти годы наиболее влиятельным теоретиком французского колониализма был представитель либеральной экономики Поль Леруа-Болье (1870-1916), предлагавший установить в колониях такую административную систему, которая позволила бы реализовать «колониальный замысел». По мнению П. Леруа-Болье, колонии представляют интерес лишь в той мере, в какой они могут стать источником социального, экономического, политического и стратегического возрождения Франции после поражения во Франко-прусской войне 1870 г. [3. С. 120]. В свою очередь, политики Третьей республики часто подчеркивали «колониальную выгоду», в частности Председатель Совета министров Франции Жюль Ферри [4. С. 201]. В целом в годы Третьей республики была создана общая структура руководства, определяющая принципы работы колониальных администраций по образцу Франции. Решения законодательно оформлялись и принимались центральной властью в Париже, получившей название метрополии[78], а их реализация возлагалась на местную колониальную администрацию. Однако, начиная с середины XIX в., метрополия с присущей ей централизацией все больше подменяла местные власти в колониях. Сама колониальная администрация строилась на основе максимально упрощенной централизованной вертикальной системы управления. При этом основной задачей колониальных властей было не только управление, но и легитимизация господства Франции над колонизируемыми обществами. К началу Первой мировой войны Франция была крупнейшей империей. Участие колониальных войск в Первой мировой войне ознаменовало поворотный момент в отношениях между Францией и ее африканскими колониями [5. Р. 130-131]. Лишь в середине ХХ в. отмечаются первые признаки изменения централизованного управления колониями, все еще входившими в состав Французской империи, в частности, Тропической Африки. В соответствии с законом, принятым в 1956 г. по инициативе Гастона Деферра[79], права территориальных ассамблей колоний были расширены, отныне вопросы местного значения относились исключительно к их компетенции. Вскоре распад Французской колониальной империи привел к образованию новых государств. Несмотря на потерю колоний в начале 1960-х гг., позиции Франции в Тропической Африке оставались в определенной степени прочными благодаря умелой передаче власти новым независимым странам. Как и в прошлом, Франция играла важную роль в этом регионе, обеспечивая валютное сотрудничество в зоне франка, пребывание специалистов и советников из бывшей метрополии и сохраняя постоянное военное присутствие Франции. Децентрализация и изменение статуса французских регионов В 1980-е гг. парламент Франции одобрил так называемые «законы Деферра» о децентрализации страны, которые предоставили большие полномочия французским регионам. В частности, в законе от 2 марта 1982 г. были закреплены права регионов Франции как субъектов местного самоуправления с правом проведения выборов прямым всеобщим голосованием. Кроме того, регионам была предоставлена возможность реализовывать проекты за пределами страны благодаря децентрализации структур управления внешними связями. В эти годы во Франции насчитывалось 27 регионов, включая 5 регионов заморских территорий. С тех пор в статусе французских регионов произошли серьезные перемены, означавшие изменение административных, географических, экономических и других параметров с целью повышения их конкурентоспособности по сравнению с регионами других европейских государств, а также с целью расширения их участия во внешней деятельности. Так, после реформы 2015 г. численность регионов сократилась с 22 до 13 регионов на территории континентальной Франции. Кроме того, в регионах были учреждены ставки дипломатических советников префектов, а во французских зарубежных дипломатических представительствах повсеместно были введены должности дипломатов, курирующих вопросы децентрализованного сотрудничества. Также активизировалось содействие международной деятельности французских регионов со стороны МИД Франции и различных государственных агентств. Безусловно, реформа отразилась и на одном из традиционно ключевых направлений французской внешней политики - африканском. Неслучайно к тройке стран, с которыми у Франции наиболее развито децентрализованное сотрудничество, относятся Сенегал, Буркина-Фасо и лишь затем идет Германия [6]. О роли французского внешнеполитического ведомства В настоящее время вопросами сотрудничества французских регионов с зарубежными территориями в системе МИД Франции занимается Управление по внешней деятельности территориальных коллективов[80], являющихся по сути органами местного самоуправления. Управление подчиняется Генеральному департаменту глобализации, культуры, образования и международного развития. В его структуре африканские государства распределены между тремя заместителями руководителя Управления со следующим разделением: Западная и Центральная Африка, Средиземноморское побережье, Южная и Восточная Африка. При этом каждый из заместителей отвечает за другие области мира, за все направления сотрудничества нескольких французских регионов, а также за продвижение конкретных функциональных проектов. Так, например, куратор Южной и Восточной Африки координирует вопросы взаимодействия в Индийском океане, Карибском бассейне; внешнюю деятельность французских заморских территорий, Нормандии, Бретани; проекты в области молодежной политики, сельского хозяйства, климата, устойчивого развития, инновационного финансирования [7]. Совершенно очевидно, что подобное смешение региональных компетенций приводит к снижению эффективности работы по страновым направлениям [8. С. 12]. Вероятно, подобное смешение региональных компетенций связано с весьма распространенной точкой зрения о том, что дипломаты призваны быть универсальными специалистами, иначе узкая специализация существенно ограничит их поле деятельности и не позволит использовать лучшие практики из разных сфер. Между тем объем стоящих перед Управлением задач велик. Так, оно призвано способствовать активизации внешних контактов регионов, выделяя субсидии на реализацию программ международного сотрудничества. При этом в Париже исходят из того, что помощь такого рода предоставляется, прежде всего, когда орган местного самоуправления следует в фарватере приоритетов Центра. В частности, в опубликованной в 2017 г. МИД Франции совместно с Национальной комиссией по децентрализованному сотрудничеству «белой книге» «Дипломатия и территория. За увеличение ресурсов внешнеполитических действий» было указано, что следует активнее вовлекать регионы Франции к осуществлению программ содействия африканскому континенту. В частности, речь идет о предупреждении природных рисков, оказании гуманитарной помощи, посткризисном регулировании [9. С. 46]. В 2020 г. в условиях продолжающейся коронавирусной пандемии Управление выступило инициатором обсуждения проектов помощи в сфере здравоохранения африканским государствам. Как следствие, проекты с традиционными партнерами были переориентированы на санитарные цели [10. С. 34]. Что касается французских дипломатических представительств за рубежом, то по состоянию на 2022 г. в большинстве африканских государств вопросы межрегионального взаимодействия находились в ведении советников по сотрудничеству и культурной деятельности или подчиненных им атташе по сотрудничеству. Между тем в некоторых африканских государствах (Замбия, Сейшельские острова, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Южный Судан) эти функции были возложены на посла или его заместителя ввиду немногочисленности штата дипломатических миссий [11]. Как показывает практика, упомянутые сотрудники занимаются не только и не столько культурной деятельностью, сколько широким кругом вопросов сотрудничества между органами местного самоуправления африканских государств и их французскими партнерами, в частности, обменами визитами руководителей этих структур. Рассмотрим, к примеру, основные векторы наиболее развитого, как было указано выше, децентрализованного сотрудничества Франции с Сенегалом, представленного 126 партнерствами разного уровня. Французское посольство в Дакаре выделяет три основных направления по линии сотрудничества и культурной деятельности. Прежде всего, Посольство осуществляет консультирование и техническое сопровождение деятельности представителей французских органов местного самоуправления. Далее в функции Посольства входит руководство совокупностью имеющегося инструментария, применяемого для осуществления децентрализованного сотрудничества по линии центральных властей Франции и Сенегала, а также сбор заявок по точечным проектам с французскими органами местного самоуправления. Кроме того, Посольство осуществляет политическое и институциональное наблюдение за внедрением в Сенегале децентрализации в рамках плана по экономическому и политическому развитию страны до 2035 г., получившего поддержку Франции [12]. Таким образом, Посольство выступает не только координатором взаимодействия между различными ступенями власти Франции и Сенегала, но и неким контролером за внутриполитическими процессами в этой западноафриканской стране. При этом именно модель децентрализации, осуществляемая на территории Франции, распространяется на другое государство. Деятельность французских государственных агентств Особая роль в развитии децентрализованного сотрудничества отведена французским государственным агентствам, имеющим межминистерский характер. Рассмотрим основные сферы деятельности агентств в Африке. Ключевое место среди агентств отводится группе Французского агентства развития (Le groupe Agence française de développement, AFD). Оно реализует стратегию, направленную на реализацию целей устойчивого развития через поддержку деятельности французских регионов на международной арене, в частности, в Африке. Финансирование проектов осуществляется после рассмотрения заявок Фондом финансирования органов местного самоуправления (Facilité de financement des collectivités territoriales, FICOL). Этот финансовый инструмент, созданный Французским агентством развития в 2014 г., предоставляет финансирование для проектов развития, определенных и реализуемых французскими местными властями в рамках их международного партнерства. Так, по линии данного Фонда финансировался проект «Регионы 2021», инициатором которого выступил французский регион Окситания совместно с ассоциацией «Регионы Франции». Этот проект был направлен на повышение уровня квалификации членов марокканских региональных советов и их административного аппарата. Другой французский регион Гранд-Эст получил по линии Фонда финансирование для реализации совместно с малагасийскими властями проекта по утилизации твердых отходов, а также на развитие сотрудничества между университетами [13. P. 63, 120]. В состав группы Французского агентства развития также входит агентство «Франция-Экспертиза» (France Expertise), призванное, среди прочих задач, непосредственно способствовать децентрализации как фактору развития территорий. Анализ публикаций данного агентства позволяет сделать выводы о том, что передача полномочий региональным и местным властям способствует взаимодействию гражданского общества и государственной власти [9. С. 157]. Свою работу агентство осуществляет в рамках национальных и общеевропейских проектов. Так, агентство «Франция-Экспертиза» проводило консультации с властями Мали по вопросу административного управления территорий, что было одним из условий мирных соглашений 2015 г., касающихся ситуации в этой стране [14]. В 2021-2022 гг. агентство сыграло большую роль в Камеруне при создании региональных советов и обеспечении функционирования местных органов власти в целом. Кроме того, оно финансирует в Джибути 2020-2024 гг. Проект поддержки децентрализации и местных инициатив (Appui à la décentralisation et aux initiatives locales, ADIL), целью которого является искоренение бедности, обеспечение равноправия мужчин и женщин и борьба с климатическими изменениями. Одновременно выделены средства на проект поддержки городского управления города Джибути (Projet d’appui à la gouvernance de la ville de Djibouti, PROGOUV). В Тунисе Франция также поддерживает децентрализацию и открытость местных властей для создания атмосферы сотрудничества и взаимного доверия. С этой целью в 2017 г. был запущен проект по поддержке «открытых франкофонных правительств». Вслед за этим в 2016-2019 гг. был осуществлен отдельный проект по децентрализации в стране. В 2022-2025 гг. реализуется инициатива по развитию муниципального уровня власти в этой североафриканской стране [15]. Агентство «Франция-Экспертиза» запустило в 2012 г. проект Африка для Климата (Africa4Climate), который был направлен на наращивание потенциала четырех африканских стран - Бенина, Габона, Кении и Уганды - в области разработки и реализации государственной политики по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. По линии данного проекта в 2012-2017 гг. было оказано содействие этим странам в борьбе с климатическими изменениями как на национальном, так и на региональном уровнях. Так, в рамках децентрализованного сотрудничества осуществлялась целенаправленная поддержка местных органов власти в осуществлении энергетического аудита и выработке плана по использованию возобновляемых источников энергии [16]. Весомую роль среди агентств также играет агентство «Бизнес-Франция» (Business France), способствующее продвижению французских предприятий за рубеж. Так, например, в регионе О-де-Франс существует отдельная программа, носящая название «Направление-Африка» (Destination Afrique). На ее основе агентство занимается сопровождением французских компаний в их выходе и закреплении на африканских рынках, при этом региональные власти также частично покрывают расходы компаний [17]. Стоит отметить, что за рубежом деятельность вышеперечисленных агентств координируется французскими дипломатическими миссиями. Если за границей отсутствуют представительства агентств, то их функции выполняют непосредственно сотрудники посольств. Региональные советы Благодаря осуществленной во Франции политике централизации регионы заключают двусторонние соглашения с органами местного самоуправления африканских государств, в рамках которых осуществляется сотрудничество преимущественно по следующим направлениям: устойчивое развитие, здравоохранение, социальная защита и образование, продовольствие, борьба с бедностью, гендерное равенство, сохранение культурного наследия и биоразнообразия. Среди основных партнеров французских регионов отмечаются не только региональные органы африканских территорий, ранее связанных с Францией. Так, партнером Бургундии-Франш-Комте является Западнокапская провинция (ЮАР), а регион Центр-Долина Луары реализует три проекта по реновации сельских школ, обеспечению населения водой и продвижению культуры толерантности в регионах Эфиопии [18]. Больше всего проектов на африканском континенте среди регионов осуществляют французский регион Гранд-Эст (127 проектов), регион Окситания (81 проект) и регион О-де-Франс (76 проектов). Отсутствие в тройке лидеров столичного региона Иль-де-Франс объясняется реализацией большей части проектов по линии мэрии города Парижа (104 проекта). Однако количество реализуемых инициатив вовсе не свидетельствует о реальном масштабе сотрудничества. Следует отметить, что в десятку африканских стран с наибольшим количеством проектов в сфере децентрализованного сотрудничества входят Сенегал, Буркина-Фасо, Мали, Марокко, Мадагаскар, Бенин, Того, Тунис, Камерун, Алжир (от 495 до 113 реализуемых инициатив) [6]. При этом Сенегал, Буркина-Фасо, Мали и Марокко по числу проектов (349) имеют большой отрыв от следующего за североафриканскими государствами Мадагаскара (282). Тем не менее, резко обострившиеся в последнее время антифранцузские настроения в Буркина-Фасо и Мали ставят под сомнение реализацию инициатив французских регионов. Наиболее характерной чертой децентрализации является предоставленная французским регионам возможность заключать соглашения напрямую с центральной властью иностранного государства. Свод законов органов местного самоуправления (Code général des collectivités territoriales) предусматривает это в статье L1115-5 [19]. Прежде всего, если подписываемое соглашение позволяет претворить в жизнь международный договор, ранее одобренный государством. Кроме того, если соглашение имеет целью осуществление программы регионального сотрудничества под эгидой международной организации, в деятельность которой в той или иной форме вовлечена Франция. Регион также имеет право подписать соглашение с центральной властью иностранного государства в случае, если подобное соглашение учреждает структуру трансграничного, регионального или международного сотрудничества, присоединение к которой предварительно одобрено представителем государства. Так, в феврале 2021 г. президент регионального совета Прованс-АльпыЛазурный берег подписал меморандум о намерениях в вопросах сотрудничества с властями Джибути в сфере охраны окружающей среды и борьбы с изменениями климата. В октябре 2022 г. в ходе визита в Джибути президент регионального совета одобрил ряд рамочных договоров по данной проблематике между региональными структурами и властями этой африканской страны, что стало свидетельством реализации Парижского соглашения по климату [20; 21]. Стоит подчеркнуть, что органы местного самоуправления все чаще привлекаются для содействия зарубежным партнерам в осуществлении целей устойчивого развития на период до 2030 г. Французское государство проводит курс на увеличение объема выделяемых средств на поддержку программ в этой области по линии децентрализованного сотрудничества во Франции и на поддержку проектов международных организаций [22. С. 8]. В соответствии с официальным распределением финансирования в 2021 г. по линии французских органов самоуправления более половины (54 %) средств выделяется на Африку. Это составляет примерно 29,3 млн евро, из которых 19,3 млн предназначается государствам, расположенным южнее Сахары. На зону Восточной Африки и зону Индийского океана приходится около 5,8 млн евро, на Северную Африку - 3 млн евро. На региональные проекты выделено 1,2 млн евро. Для сравнения на идущий следом регион Ближнего Востока - лишь 9 % [22. P. 40-41]. По данным доклада за 2021 г. о выделении средств французских органов самоуправления на помощь развитию (исключая помощь беженцам), лидерами среди регионов были регион Овернь-Рона-Альпы - 3,7 млн евро, вслед за ним регион Новая Аквитания - 2,7 млн евро, а затем регион Иль-де-Франс - 2 млн евро [22. С. 32]. Следует отметить, что финансовое участие отдельного региона является необходимым условием для получения финансирования проектов по линии Управления по внешней деятельности территориальных коллективов МИД Франции. Рассмотренные примеры подтверждают усиление роли французских органов местного самоуправления на африканском направлении. Однако они, безусловно, действуют строго в рамках, отведенных им центральной властью. Международные ассоциации Французские регионы вовлечены в различные международные программы с целью оказания содействия африканским государствам по линии ООН или Евросоюза, при этом большая роль отводится международным ассоциациям. Ежегодно начиная с 2009 г. ассоциация «Объединенные города Франции» при поддержке французских региональных властей организует в Париже Форум органов местного самоуправления. До 2015 г. он был сконцентрирован вокруг франкоговорящей Африки и государств африканского средиземноморского побережья. Впоследствии его география расширилась, однако в программе мероприятий всегда значится региональная встреча представителей органов местного самоуправления африканских государств [9. С. 140]. На площадке международной ассоциации «Объединенные города и местные власти» ассоциация «Регионы Франции» продвигает повестку с упором на продовольственную политику определенного региона, привлекая к участию в мероприятиях по данной теме мэров и руководителей французских и африканских регионов. В 2016 г. ассоциацией было инициировано создание международного сообщества представителей различных регионов мира по теме «Территориальное управление, безопасность и продовольственный переход» [23], что получило воплощение в пилотном проекте «10 регионов, 1000 инициатив по ответственному и устойчивому продовольствию». В рамках этого проекта, в частности, стали разрабатываться продовольственные «дорожные карты» для стран Африки [24]. Тесное взаимодействие с африканскими партнерами осуществляется также на площадке Международной ассоциации франкоговорящих регионов (Association internationale des Régions Francophones, AIRF). Целью данной международной ассоциации является продвижение «франкофонии» как в образовательной и культурной сферах, так и через развитие экономических связей между схожими по различным параметрам территориями. Международная ассоциация франкоговорящих регионов (МАФР) была создана в 2002 г. по инициативе властей региона Рона-Альпы со штаб-квартирой в Лионе. В состав ассоциации также вошли представители Марокко и Мали. В настоящее время в состав МАФР входят почти все французские регионы за исключением регионов О-де-Франс и Окситании. Африка представлена структурами региональной и местной власти 18 стран. В настоящее время представители именно африканских регионов Марокко и Нигера осуществляют функции генерального секретаря и казначея ассоциации, а председательство обеспечивается регионом Рона-Альпы. К числу приоритетов ассоциации на 2020-2025 гг. отнесено оказание содействия Сахельскому региону. Следует подчеркнуть, что ассоциация работает за счет членских взносов органов местного самоуправления, существенно различающихся в зависимости от степени экономического благосостояния территории [25]. Кроме того, финансовую помощь оказывает непосредственно МИД Франции. Так, французское внешнеполитическое ведомство софинансирует программу ассоциации COOP’R, выступающей за межрегиональное сотрудничество за экономическое и социальное развитие франкоговорящих территорий, заботящихся о биоразнообразии. В ее рамках в 2023-2025 гг. предполагается выделение около 165 тыс. евро, что составляет порядка 50 % общей суммы проекта. Программа рассчитана на взаимодействие регионов Франции с территориями Бенина, Камеруна, Кот д’Ивуара, Марокко и Сенегала [26]. Также МИД Франции задействовано в реализации проекта 2023-2024 гг., нацеленного на обмен практиками по трудоустройству молодежи, в который включены 30 франкоговорящих органов местного самоуправления и шести ассоциаций таких структур из девяти африканских стран и Франции, которая представлена тремя региональными советами [27]. Что касается непосредственно мероприятий с участием представителей африканских органов местного самоуправления, то стоит отметить, что 8-10 сентября 2022 г. МАФР стала одним из организаторов Форума регионов Африки в Марокко [28]. Тогда же в сентябре 2022 г. во французском городе Экс-ле-Бен по инициативе ассоциации и Франкофонного делового форума прошла первая конференция горных регионов, собравшая представителей 20 франкоговорящих территорий, в том числе из Камеруна и Марокко. Основной упор на мероприятии был сделан на развитии горного туризма перед лицом климатических изменений [29]. В июне 2023 г. в Камеруне, при поддержке МИД Франции, состоялась Неделя МАФР, на полях которой прошли многочисленные встречи предпринимателей и представителей НКО Франции и стран Африки, состоялось обсуждение планов по расширению межрегионального сотрудничества между членами ассоциации [30]. Есть и другие примеры взаимодействия французских и африканских регионов по линии международных ассоциаций. Так, два французских и два марокканских региона принимают участие в работе Межсредиземноморской комиссии Конференции морских периферийных регионов Европы, являющейся экспертной структурой, продвигающей интересы прибрежных регионов при формировании региональной политики ЕС [31]. Заключение В настоящей статье представлен краткий обзор становления и функционирования французских органов государственной власти в Африке в рамках истории Французской колониальной империи. Распад колониальной системы, образование новых африканских государств и децентрализация государственной власти во Франции постепенно привели к новым формам международных связей, когда традиционные межгосударственные отношения между странами дополняются отношениями на уровне регионов и органов местного управления африканских государств. В результате предпринятого анализа истории различных форм отношений французских регионов с органами местного самоуправления различного уровня стран африканского континента сделаны выводы об активизации децентрализованного сотрудничества. Французское государство использует различные механизмы поддержки расширяющихся контактов между органами местного самоуправления Франции и африканских стран. Особым элементом отношений между Францией и странами Африки становится развитие связей между регионом и африканским государством, о чем свидетельствует рассмотренный пример сотрудничества французского региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег и Джибути. В настоящее время французские регионы также находятся в авангарде инициатив в отношении африканского континента на площадках международных ассоциаций регионов. Вовлекая региональные власти в двусторонние проекты сотрудничества, Париж пытается переосмыслить свои методы работы в Африке, продемонстрировать принятие во внимание интересов местного населения, однако, как представляется, на практике за этим зачастую скрывается потребительский подход. Выстроенная подобным образом разветвленная система децентрализованного сотрудничества, тем не менее, дает свои плоды, являясь одним из способов поддержания французского влияния на африканском континенте. В контексте поступательного развития взаимосвязей нашей страны с государствами Африки и проведения второго саммита «Россия - Африка» французский опыт работы с органами местного самоуправления на африканском континенте представляет определенный интерес. Изучение аспектов франко-африканского сотрудничества в условиях децентрализации открывает возможные пути взаимодействия российских местных органов власти различных уровней с аналогичными органами местного самоуправления африканских государств, и этот опыт может быть востребован Россией.Об авторах
Константин Игоревич Пахоруков
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: k.pakhorukov@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-5304-8104
экстерн
199034, Санкт-Петербург, Россия, Университетская наб., д. 7-9Список литературы
- Harmand J. Domination et colonisation. Paris: Flammarion; 1910. 370 р.
- Lopez O. Les hommes de la Compagnie royale d’Afrique au XVIIIe siècle. Une intégration illusoire. Cahiers de la Méditerranée. 2012; (84): 33-47. https://doi.org/10.4000/cdlm.6364
- Daumalin X. La doctrine coloniale africaine de Paul Leroy-Beaulieu (1870-1916): essai d’analyse thématique. L’esprit économique impérial (1830-1970). Groupes de pression & réseaux du patronat colonial en France & dans l’empire. In: Ed. by Bonin H., Hodeir C., Klein J.-Fr., editors. Paris: Société française d’histoire d’outre-mer; 2008, p. 103-120.
- Manchuelle Fr. Origines républicaines de la politique d’expansion coloniale de Jules Ferry (1838-1865). Revue française d’histoire d’outre-mer. 1988;75 (279):185-206.
- Saletes J.-L. Les tirailleurs sénégalais dans la Grande guerre et la codification d’un racisme ordinaire. Guerres mondiales et conflits contemporains. 2011;4(244):129-140. doi: 10.3917/gmcc.244.0129
- Atlas français de la coopération décentralisée et des autres actions extérieures, et Bourse partenariats de la coopération décentralisée. Available from: https://pastel.diplomatie.gouv.fr/cncdext/dyn/public/atlas/rechercheAtlasMonde.html [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).
- L’équipe de la Délégation pour l’Action Extérieure des Collectivités Territoriales (DAECT). Available from: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/organigramme_daect_cle8587f2. pdf [Accessed: 22 May 2023]. (In Fr).
- Ledoux V. Ouvrir nos territoires à la priorité africaine de la France du citoyen au Chef de l’État. Rapport au Premier-Ministre et Ministère de l’Europe et des Affaires Étrangères. Paris : s.l.; 2019, 78 р.
- MAEDI. Diplomatie et territoires, pour une action extérieure démultipliée. 21 propositions pour un nouveau partenariat MAEDI/Collectivités territoriales [Livre blanc]. Paris: La Documentation française; 2017, 222 р.
- Viola A. De quoi la Commission nationale de la coopération décentralisée est-elle le nom? Pouvoirs locaux. 2022; (120):34. Available from: https://www.revuepouvoirslocaux.fr/fr/article/de-quoi-la-commission-nationale-de-la-cooperation-decentralisee-est-elle-le-nom3832#no6 [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Liste des correspondants pour la coopération non-gouvernementale dans les postes diplomatiques. Version 2022. Available from: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/mise_a_jour_2022_-_correspondants_pour_la_cooperation_non_gouvernementale_cle884d8f.pdf [Accessed: 19 July 2023]. (In Fr).
- La Coopération décentralisée. Ambassade de France au Sénégal. Available from: https://sn.ambafrance.org/XXX-3194 [Accessed: 18 July 2023]. (In Fr).
- Guide opérationnel de la coopération décentralisée. Paris: Commission nationale de la coopération centralisée, 2020. 128 p. Available from: https://www.diplomatie.gouv. fr/IMG/pdf/cncd-guide_operationnel_v4g_interactive_cle87d351.pdf [Accessed: 19 July 2023]. (In Fr).
- Réforme de l’État, État de droit et démocratie. 31.12.2020. Available from: https://www.expertisefrance.fr/actualite?id=224425 [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Expertise France. Nos projets dans le monde. Available from: https://www.expertisefrance.fr/web/guest/tous-nos-projets [Accessed: 19 July 2023]. (In Fr).
- Africa4Climate. (10.03.2017). Available from: https://www.expertisefrance.fr/ficheprojet?id=228289 [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Programme Destination Afrique. Hauts-de-France. Available from: https://www.teamfrance-export.fr/hautsdefrance/solutions/programme-destination-afrique [Accessed: 20.07.2023]. (In Fr).
- Pays de la Loire. Panorama des projets. Available from: https://www.paysdelaloire-cooperationinternationale.org/projet/?pt=projet&b= ((11.825780984256674,%2037.93756613994142),%20 (11.954452335045206,%2038.15729270244142))&z=12&c=(11.890124264884678,%20 38.04742942119142)&pg=&pol=1&loa=0 [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).
- Code général des collectivités territoriales. Art. L1115-5. Available from: https://www. legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000006070633/LEGISCTA000006164470/ [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Le président du Conseil Régional de la Région Sud, Renaud Muselier, en déplacement à Djibouti. (09.11.2022). Available from: https://dj.ambafrance.org/Le-president-du-ConseilRegional-de-la-Region-Sud-Renaud-Muselier-en [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Liogier R. La Région Sud signe un accord de coopération avec Djibouti. (16.02.2021). Available from: https://gomet.net/accord-region-sud-djibouti/ [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- L’aide publique au développement des collectivités territoriales. Rapport annuel 2021. Paris : Ministère de l’Europe et des affaires étrangères. 2021: 56 p. https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/rapport_apd_2022_sur_montants_2021__cle0c93af-1.pdf [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Africities 2018: Gouvernance territoriale, sécurité et transition alimentaires. (26.11.2018). Available from: https://www.old.uclg.org/fr/media/nouvelles/africities-2018-gouvernance-territoriale-securite-et-transition-alimentaires [Accessed: 21 July 2023]. (In Fr).
- Un projet pilote «10 régions, 1000 initiatives locales d’alimentation responsable et durable». (10 décembre 2019). Available from: https://regions-france.org/les-commissions-thematiques/lesstrategies-internationales/communaute-pratiques-gouvernance-territoriale-securite-transitionalimentaire/ [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).
- AIRF. Nos priorités. Available from: https://www/regions-francophones/org/5611-commentadherer/htm [Accessed: 20.07. 2023]. (In Fr).
- Deux nouveaux projets de coopération inter-regionale cofinancés par le MEAE en perspective. Available from: http://www.regions-francophones.org/actualite/14616/5606deux-nouveaux-projets-de-cooperation-inter-regionale-cofinances-par-le-meae-enperspective.htm [Accessed: 18 July 2023]. (In Fr).
- Projet PPEPEJ «Plateforme francophone de Partage et d’Emergence de Politiques publiques territoriales favorisant l’Employabilité des Jeunes».Available from: http://www.regionsfrancophones.org/5650-les-projets.htm [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).
- Première rencontre du Forum des Régions d’Afrique. Available from: http://www.regionsfrancophones.org/actualite/8028/5606-1ere-rencontre-du-forum-des-regions-d-afrique.htm [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).
- Retour sur la première conférence des Régions francophones de montagne, à Aix-lesBains (France). (27.09.2022). Available from: http://www.regions-francophones.org/ actualite/8199/5606-retour-sur-la-premiere-conference-des-regions-francophones-demontagne-a-aix-les-bains-france.htm [Accessed: 18 July 2023]. (In Fr).
- Retour sur la semaine de l’AIRF à Yaoundé. Available from: http://www.regionsfrancophones.org/actualite/14592/5606-retour-sur-la-semaine-de-l-airf-a-yaoundecameroun.htm#:~:text=Les%20membres%20de%20l’AIRF,au%20mercredi%2014 %20 juin%202023 [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).
- Membres et carte. CPMR. Intermediterranean Commission. Available from: https://cpmrintermed.org/fr/qui-sommes-nous/membres-carte/ [Accessed: 20 July 2023]. (In Fr).