Предпосылки и начало развития торговых отношений на пространстве Шелкового Пути

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к «возрождению» Шелкового пути. Китай стремится развивать концепцию «Один пояс - один путь», а именно «Экономический пояс Шелкового пути», целью которой является разработка новой транспортной системы, позволяющей улучшить торговые отношения между странами и ускорить поставки товаров через Среднюю Азию. Данную инициативу поддерживают многие государства СНГ и страны, история которых непосредственно связана с историей Шелкового пути. Изучение предпосылок формирования и начального этапа становления торговых отношений вдоль «Пути» позволит оценить опыт и потенциал связанных с этим вопросом регионов для построения новых эффективных моделей сотрудничества.

Полный текст

Шелковый путь оказал колоссальное влияние на все сферы жизни государств древнего мира. Результаты культурного, экономического обмена можно наблюдать и сейчас. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), университет Альянс нового Шелкового пути являются крупнейшими межрегиональным объединениями, созданными в ответ на фундаментальные геополитические изменения и являющимися своего рода продолжением контактов и сотрудничества стран на пространстве Шелкового Пути. История Великого шелкового пути (далее - ВШП, ШП, «Путь») и его значение для экономического развития стран в целом изучены, историографический материал позволяет дифференцированно подойти к изучению предпосылок и начального этапа становления и развития торговых отношений, а также конкретизировать некоторые проблемы, связанные с характером и направлением этих отношений. Основные сведения о начале формирования ШП содержатся в таких источниках, как «Исторические записки» Сыма Цяня и «Хань шу» Бань Гу [1-3]. Теоретическую базу исследования составляют работы зарубежных и российских авторов. Дж. Кей и Рахимов Н.Т. в своих книгах подробно описали китайскую сторону развития и зарождения межгосударственных отношений на пространстве Пути [4; 5]. Отношения китайцев и народов Западного края затронули Роланд Флетчер и Эмма Хэферингтон [6]. Археологические исследования показывают древнейшие свидетельства зарождения торговых отношений, здесь нужно выделить таких авторов, как Валери Хансен [7], Мамлеева Л.А. [8], Дэвид Кристиан [9], Ф. Худоёрова и Ф. Юлдошова [10]. Более детально описали древние торговые пути китайские исследователи, уделив особое внимание распространению шелка [11-13]. Новизна данной статьи обусловлена не только привлечением нового материала, в том числе на китайском языке, но и систематизацией имеющихся сведений, выделением предпосылок и отдельных этапов зарождения торговли на Шелковом Пути. Прежде всего стоит отметить, что Шелковый путь - это не одна крупная магистраль, которая существовала в определенный период времени, а широкомасштабная сеть караванных и морских торговых путей, то бурно развивавшихся, то периодически угасавших из-за различных факторов, таких как войны, природные катаклизмы, многочисленные набеги на торговые караваны и т.д. «Путь» не был изолированным историко-культурным элементом, он стал фундаментом экономических и культурных отношений того времени [14. С. 28]. Данный термин охватывает не только большую географическую территорию с центрами в Бухаре, Самарканде, Кашгаре, Хотане, рядом с нынешними китайскими провинциями Ганьсу и Синьцзян, но и долгую историю развития культуры и религии древних народов (согдийцы, тангуты) [15. С. 10]. Сам же термин «Шелковый путь» был введен в 1877 году немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном для обозначения одного из маршрутов Рим - Китай. В настоящее время данное определение используется для описания всех направлений «Пути» [10. С. 188]. Древние торговые маршруты Археологические находки могут предоставить сведения о происхождении торговых маршрутов. Подвижный скотоводческий образ жизни народов среднеазиатского региона создал благоприятные условия для контактов между народами и распространения товаров. Самые ранние свидетельства верховой езды были обнаружены в Северном Казахстане и на юге России и датируются IV тыс. до н.э., именно тогда лошади стали использоваться как «транспортное средство». Народы с раннего времени обменивались такими продуктами, как скот, кожа животных, мясо, шерсть и т.д. [9. P. 5-6]. С III тыс. до н.э. известны маршруты бадахшанского лазурита (Памир, долина Инда, Месопотамия, Ближний Восток) [8. С. 53]. В Китай камень поступал через Прибайкальский и Монгольский регионы. Примерно в то же время развивался и Нефритовый путь. Хотя нефрит согласно археологическим раскопкам был известен в Китае еще в неолите, первые упоминания о маршрутах из Западного края 西域 (нынешней территории Синьцзяна) относятся к 1200 гг. до н.э. Нефрит был необычайно важным камнем для китайского высшего сословия, так как из него изготавливали погребальные урны, им украшали захоронения, его использовали в различных церемониях [10. С. 187]. Согласно китайским историкам, Нефритовый путь 玉石之路, проходивший с Запада на Восток 西玉东输, послужил основой для формирования ШП [16]. Существовал также «Бронзовый» торговый путь 青铜之路, соединявший Восточную Азию с Европой. Он, соответственно, предназначался для перевозки бронзы с западных районов на восток, активно использовался во время правления династии Шан и Чжоу (2070 до. н.э. - 256 н.э.) [17. С. 75]. Примерно с 1800 гг. до н.э. появились «металлургические провинции» в регионах Средней Азии (большая часть Казахстана) и Монголии. Сама технология лития бронзы возникла и в северном Китае, есть свидетельства, что она развивалась независимо от других стран [9. С. 12]. Указанные маршруты условно называют «Протошелковый путь» и относят к первому этапу зарождения и раннего развития торговых отношений. С течением времени кочевники начали перевозить такие товары, как медь, олово, бирюза (Иран), золото из Монголии, лазурит, рубины с Афганистана, сибирские меха, индийский хлопок и арабский ладан [9. С. 14]. В середине I тыс. до н. э. зародился «Степной путь», по которому распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов [18. С. 24]. Среднеазиатские торговцы по этому пути отправляли товары в Персию, а оттуда уже в европейские страны [19. С. 10]. Считается, что этот путь был самым протяженным. Сухопутный маршрут «Пути» брал начало в городе Чанъань (современном Сиане) - в провинции Шэньси. Далее шел в Ганьсу через Дуньхуан, через перевалы Юймэнь и Янгуань, оказываясь в нынешнем Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В пустыне Такла-Макан было два наиболее известных маршрута - северный и южный, рядом с Памиром. Проходя через Среднюю Азию, дороги выходили к Средиземному морю. Через перевал Юймэнь шли северные пути, далее через Хами, уезд Джимсара (ранее известный как княжество Юйлиши), проходя через Аральское и Каспийское моря, доходили до Константинополя. Средний и Южный пути появились при династии Хань, когда существовала необходимость избежать притеснений от кочевников хунну. Торговым караванам было намного удобнее пересечь Памир и через него следовать на запад [20. С. 2]. Таким образом, в китайской историографии выделяют две главные магистрали - «северный» путь 北方陆上丝路 и «южный» 南方陆上丝路. Северный (лесо-степной и пустынный маршруты, периоды Чуньцю-Чжаньго и Хань-Тан соответственно) был наиболее протяженным - более 7 тысяч километров и делился на три отрезка (восточный, средний и западный), каждый из которых еще имел ответвления. Южный (горный) путь из Сычуани в Индию начал формироваться с IV в. до н.э. и также состоял из отрезков [12]. Зарождение материальных потоков было тесно связано с географическими особенностями и ресурсной спецификой стран и народов на пространстве ШП. Чем больше народов вовлекалось в международный обмен, тем активнее развивались культурные, экономические отношения. Далее по ШП распространялись великие изобретения народов, предметы искусства, происходило знакомство с основными философскими и религиозными трудами. Предпосылки и этапы развития Зарождение и развитие торгово-обменных процессов на пространстве будущего ШП происходило в двух основных направлениях - с Запада и с Востока. К предпосылкам развития Шелкового пути с западной (европейской) стороны относят походы Александра Македонского, но, по мнению А.М. Петрова, попытки начать продвижение в Азию были и раньше. В 401 г. до н.э. тринадцать тысяч греков отправились за троном персидского царя, но потерпели неудачу. В этом сражении участвовал Ксенофонт (430-354 до н.э.) - греческий историк - он оставил описание похода, в котором высказал свои впечатления от Персии [21. С. 10]. Исократ (пр. 436 - 338 гг. до н.э) также активно выдвигал идеи о продвижении в восточные земли, объясняя это тем, что у Греции недостаточно пахотных земель. Обращаясь к Филиппу II, он говорил о большой угрозе Персии. Эти идеи дошли до его сына, Александра Македонского, и в 334 г. до н.э. он объявил о намерении завоевать весь Восток [Там же. С. 11]. Западные страны не казались ему интересными, так как там, в отличие от Персии, не было великих городов и развитой культуры. Географические познания людей того времени о восточных землях были весьма ограничены: были известны Средняя Азия, Северо-Западная и Западная Индия, крайней точкой на востоке Азии считалась гора Парнас. Далее, как предполагал Аристотель, суша заканчивалась и начинался бескрайний океан [22. С. 25]. Вероятно, этот факт, а также то, что армия Македонского была истощена, привело к прекращению походов. В целом нужно отметить, что эти походы открыли Западу Восток. В ходе многочисленных завоеваний Александру Македонскому удалось значительно расширить границы своих владений, а контролировать такие обширные территории ему помогали местные чиновники. Появились новые для того времени перевалочные пункты и укрепления к северу до Ферганы. Они являлись защитой для местного населения от степных племен. В то же время с аналогичной проблемой набегов столкнулась и китайская цивилизация. Одними из первых, кто наладил связи с древним Китаем, стали согдийцы. Хотя они находились под влиянием кушан, тюрков и т.д., но при этом обладали собственной развитой культурой. Именно согдийский язык использовался в то время при ведении торговли на востоке рядом с Китаем. С помощью этих купцов в Поднебесную попали такие новые религии, как буддизм из Индии, персидский манихеизм [19. С. 10]. Археологические исследования доказывают, что их торговые взаимоотношения с китайцами начались со II века до н.э. Из-за грандиозных завоеваний Александра Македонского многие согдийцы покинули свои прежние места обитания и образовали поселения рядом с границами Китая. Само возникновение китайского пути обычно связывают с именем императора У-ди. Во время династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) китайцы часто подвергались нападениями кочевых племен, одними из них были «хунну», или «сюнну», которые, несмотря на набеги, также являлись важными поставщиками скота, особенно лошадей - основой армии и залогом мобильности. Сами китайцы считали это племя варварским и описывали его как «склонное к употреблению сырого мяса и крови» и, чтобы обезопасить границы, считали более выгодным «откупиться» (рис, вино, ткани и шелк), чем вести с ними войну [1]. В середине II века до н.э., китайский правитель получил известие о кочевых племенах, воюющих с хунну. Они назвались «юэчжи» (кушаны), и «изначально проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном». В 138 году до н.э. было принято решение отправить отряд из 100 человек во главе с чиновником Чжан Цянем (张骞) на северо-запад с целью сформировать военную коалицию против сюнну [2; 3]. Перед дипломатом стояла цель вступить в контакты с вождями юэчжи, находившихся в частых военных конфликтах. Он должен был отыскать племя, убедить их вернуться на восток, чтобы совместными усилиями бороться против сюнну. Во время путешествия Чжан Цянь попал в плен к сюнну, где оставался на протяжении десяти лет, далее он совершил побег, прошел через Синьцзян и достиг поселений юэчжи. Но, выяснилось, что другие кочевые племена вытеснили потенциальных союзников, и Чжан Цянь принял решение идти дальше на запад. В конце концов он достиг Ферганы, расположенной на окраине Парфяны (север современного Афганистана). Здесь дипломат собрал подробные свидетельства о торговле, ресурсах, культуре узнал о существовании Индии (Шэньду) и Аршакидской Парфии (Анси) [18. С. 15]. Уже в Бактрии, где обитали юэчжи, он предложил заключить союз, на что получил отказ. Далее он снова попал в хуннский плен, уже в 126 году до н. э. ему удалось бежать и вернуться в Чанъань, где его повысили в должности [2]. В докладе, который Чжан Цянь предоставил императору, были описаны места, ранее не известные Китаю, как пример, земли Парфии, Месопотамии, Аральское море. Доклад заставил У-ди задуматься над необходимостью установления торговых отношений с западными странами, но это осложнялось набегами кочевых племен. Чжан Цянь считал, что западные государства высоко ценили китайские товары и могли бы стать подданными императора. Ферганское царство могло бы объединиться с Хань в противостоянии сюнну, тогда как Бактрия, Парфия и Шэньду (Индия) были больше нацелены на торговлю и согласны платить дань. Поэтому одним из следующих задач Чжан Цяня (122 г. до н.э.) было разведать путь из Сычуани в Индию 蜀 身毒道 [12. С. 186]. Однако в тот момент развитие торговли не было приоритетным направлением для Китая. Император ставил перед собой цель стабилизировать ситуацию на границах, поэтому движение китайских товаров в эти регионы имело политико-дипломатическое значение. В 121 г. до н.э. генерал Хо Цюй-бин изгнал «варваров» из провинции Ганьсу. На отвоеванных территориях - от Цзиньчэна до Дуньхуана - были построены военные поселения и линия оборонительных сооружений. Благодаря военным походам к 115-114 годам до н.э. были установлены отношения с среднеазиатскими странами [4. С. 197]. Во время следующего путешествия Чжан Цянь в 106 году до н.э. захватил с собой много шелка, золота, но это уже не был дипломатический визит, а скорее торговая миссия, целью которой было обменять шелк на лошадей. С этого момента считается, что Китай начинает торговлю на Шелковом пути [23. С. 3]. Миссия Чжан Цяня в китайской историографии получила название 张骞凿空, что означает “Чжан Цянь проложил путь” (на Запад). Для превосходства на международной арене Китай применял не только военную мощь. Заселяя промежуточные зоны своими союзниками, в основном кочевниками, династия учреждала свои поселения под управлением «духуфу» 都护府, военных наместничеств, с целью сохранить более-менее стабильную обстановку на границе [5. С. 23]. Здесь нужно упомянуть о понятии «граница» для Поднебесной. Как пишет Е.Н. Грачиков в своей книге «Геополитика Китая», для китайцев в древние времена отсутствовало понятие границы как определенной и точно отмеченной на картах. Это скорее относилось к понятию пространства между территорией собственного государства и промежуточной зоны между всем остальным и отражало стремление к подчинению племен [24. С. 109]. В 108 году до н.э. Западной Хань удалось завоевать земли Турфана и Черчен (на тот период времени они были стратегически важными остановками торговых путей), а в 101 г. до н.э. - Фергану. В 59 году до н.э. династия фактически установила протекторат и контролировала эти земли долгие годы [6. С. 308]. Таким образом, Китай начал контролировать значительный промежуток Великого шелкового пути. Примерно с этого времени можно говорить о более-менее цельном маршруте китайского Шелкового пути. Он проходил через Синьцзян (тремя путями), захватывал среднеазиатские страны, далее проходил в Афганистан, в Кашмир и попадал в северную часть Индии, или в Средиземное море. Далее товары попадали в Иран (Персию) [9. С. 72]. Роль шелка в торговых отношениях на Великом Шелковом Пути Главным товаром, который Китай экспортировал на запад, был шелк, с ним и ассоциировалась Поднебесная. Этот материал обладал такой ценностью, что его ставили наряду с золотом и даже использовали как международную валюту. «Страна шелка» - именно по такому названию Китай был известен в Римской империи. Китайские исследователи выделяют два основных этапа появления шелка на Западе. Первый берет начало со времен Чуньцю (770-476 до н.э.) и Чжаньго (475-221 до н.э.), второй относится к периоду Западной Хань (206 до н. э. - 24 н. э.). Сначала шелк появился у кочевых народов на окраинах Китая в виде даров и наград. Затем началась меновая торговля шелком и лошадьми. В Синьцзяне и Дуньхуане сохранились записи периода Западной Цзинь (265-316 гг.) о существовании развитой “согдийской торговой артели” 粟特商团, которая вела торговлю не только в Синьцзяне, но и в Чанъане, Лояне, используя серебряные монеты, изделия из шерсти и джута [11; 13]. Существует предание о шелковых знаменах парфян в битве при Каррах 53 г. до н.э., которые впечатлили и напугали римских солдат [25]. По другой легенде, Цезарь однажды появился в римском театре в шелковом одеянии, это привлекло такое внимание, что цены на данный товар сразу возросли. В Риме говорили так: «Жители шелковой страны производят изысканные шелка, тончайшие как паутинка с цветочными узорами в буйстве красок» [20. С. 10]. Во время правления Хань он использовался как выплата в армии, так как в некоторых отдаленных землях Китая не были введены деньги [22. С. 33]. Кроме шелка, китайские купцы вывозили на продажу железо, никель, лаковые изделия, драгоценные камни. Импортировала же Поднебесная золото, рабов, стекло, пряности, косметику. По Шелковому пути в Китай попали такие растительные культуры, как гранатовые и ореховые деревья, люцерна, фасоль, шафран. Но стоит отметить, что на ранних маршрутах торговля между Китаем и остальным миром развивалась крайне медленно. Это было связано с географическим фактором, труднодоступностью и низкой проходимостью дорог из-за гор (Гималаи, Тянь-Шань и Памир) и пустынь (Такла-Макан). В равной степени представление китайцев о других народах как «варварских» осложняло процесс сближения и развития контактов. Заключение На основе проведенного исследования раннего периода истории Шелкового Пути можно выделить следующие этапы. К наиболее ранним т.н. «протошелковым» маршрутам относят Нефритовый и «Лазуритовый» пути, начало зарождения которых восходит к V-IV тыс. л. до н.э. Позже формировались «Бронзовый» и «Степной» пути. Они представляли собой разрозненные отрезки, на основе которых впоследствии развивались торговые маршруты ВШП. После путешествия Чжан Цяня в Западный край 西域 начал формироваться Шелковый путь, соединивший Европу и Азию. К предпосылкам становления и начала развития Шелкового пути относятся походы Александра Македонского в IV в. до н.э. и путешествия Чжан Цяня в период династии Хань во II в. до н.э. Значимость функционирования маршрутов подчеркивается торговыми процессами на данных участках и культурным обменом. Благодаря Шелковому пути начали контактировать азиатские и европейские государства, экономика получила новый толчок к развитию. Шелковый путь на протяжении многих веков способствовал сближению народов, обмену культур, распространению религии, взаимному обогащению языков. Несмотря на многие военные столкновения, экономические или политические трудности, «Путь» продолжал существовать. Необходимость развития торговли понимали многие государства, что способствовало улучшению качества дорог. Экономический подъем, культурное обогащение, переход от Древней эпохи к Средним векам - все это произошло благодаря функционированию этой масштабной ветви путей, соединившей не одно государство.
×

Об авторах

Анастасия Геннадьевна Люлина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: alyulina88@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0634-8844

кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы; научный сотрудник отдела истории и культуры Древнего Востока, Институт востоковедения РАН

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Екатерина Александровна Маликова

Российский университет дружбы народов

Email: eamalik@yandex.ru
студент бакалавриата, специальность «зарубежное регионоведение», факультет гуманитарных и социальных наук 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Сыма Цянь. Исторические записки. Том IX. Гл. 123. M.: Восточная литература. 2010. Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_IX/frametext123.htm Дата обращения 18.03.2023
  2. Сыма Цянь. Исторические записки. Том VIII. Гл. 110. M.: Восточная литература. 2002. Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_IX/frametext123.htm Дата обращения 18.03.2023
  3. Бань Гу. Цянь Хань шу. Гл. 61, 69. М.: Восточная литература, 1978. Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Ban_Gu/text.htm Дата обращения 20.03.2023
  4. Кей Дж. Китай. От Конфуция до Мао Цзэдуна / пер. с англ. В.В. Степановой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020.
  5. Рахимов Н.Т. Феномен шелкового пути. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова // Гуманитарные науки. 2016. № 1 (46). 226-236.
  6. Fletcher R., Hetherington E. The China TimeMap project: China and the Silk Roads / Realms of the Silk Roads: Ancient and Modern (issue 4). Macquarie University; 1998, р. 307-320.
  7. Хансен В. Великий Шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай-Согдиана-Персия-Левант / пер. с англ. С.А. Белоусова. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014.
  8. Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua, 1999. № 2. С. 53-61. Режим доступа: http://archaeology.kiev.ua/pub/mamleyeva.htm Дата обращения 12.03.2023
  9. Christian D. Silk Roads or Steppe Roads? The Silk Roads in World history // Journal of World history. 2000. Vol. 11. Is. 1. P. 1-26.
  10. Худоёрова Ф., Юлдошова Ф. Образование, культура, язык и история стран Великого Шелкового Пути // Scientific progress. 2021. № 7. С. 187-195. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kultura-yazyk-i-istoriya-stran-velikogo-shelkovogoputi Дата обращения 16.02.2023
  11. Sun Zhan’ao. Sichou zhi lu de lishi yanbian (История развития Шелкового пути) // Longyuan chunqiu, 2017. Is. 4. Р. 39-43.
  12. Li Mengwei. Sichou zhi lu maoyishi (История торговли на Шелковом пути). Lanzhou: Gansu renmin chubanshe, 1997.
  13. Meng Fanren. Sichou zhi lu yu silu kaoguxue (Великий шелковый путь и археология) // Zhongguo zhongyang dianshitai. 2016-12-24. Режим доступа: http://www.cctv.com/lm/131/61/82900.html Дата обращения 03.02.2023
  14. Beckwith Ch.I. Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present. Princeton University Press, 2011.
  15. Wood F. The Silk Road: Two Thousand Years in the Heart of Asia. University of California Press, 2002.
  16. Xu Ruizhe. Gu sichou zhi lu. Xiyu dongshu (Древний шелковый путь. Путь нефрита на Восток) // Wujiangtong. 25.01.2023 Режим доступа: http://www.wujiangtong.com/webPages/DetailNews.aspx?id=16408 Дата обращения 20.02.2023
  17. Хань Ф., Ван Ц. Ритуал и церемониальная музыка в Китае: бронзовые изделия эпох Шан и Чжоу из провинции Хубэй и уникальность китайской культуры // Общество и государство в Китае. 2014. № 44-1. С. 74-95.
  18. Радкевич В.А. Великий Шелковый путь. М.: Агропромиздат, 1990.
  19. Reid S. The Silk and Spice Routes. Culture and civilizations. Belitha Press UNESCO Publishing, 1994.
  20. Che Muqi. The Silk Road. Past and Present. Beijing: Foreign Languages Press, 1989.
  21. Петров А.М. Великий шелковый путь (о самом простом, но малоизвестном). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.
  22. Франкопан П. Шелковый путь. Дорога тканей, рабов, идей и религий [пер. с англ. В.Ю. Шаршуковой]. М.: Эксмо, 2019.
  23. Elisseeff V. The Silk Roads. Highways of Culture and Commerce. New York : Berghahn books; London: UNESCO, 2000.
  24. Грачиков Е.Н. Геополитика Китая: эгоцентризм и пространство сетей. М.: Издательство «Русайнс», 2015.
  25. Хенниг Р. Неведомые земли. Москва: издательство иностранной литературы. Том 1. Гл. 30. 1961. С. 264-270.

© Люлина А.Г., Маликова Е.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах