История раскопок памятника Чжанцзяпо (1955-1992 гг.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье говорится о необходимости изучения истории раскопок на наиболее значимых археологических памятниках древнего Китая, в частности на крупнейшем могильнике эпохи Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) - Чжанцзяпо, который расположен в среднем течении реки Вэйхэ (уезд Чанъань, пров. Шэньси). Археологические материалы расширяют представления о самых разных сторонах жизни изучаемого общества. По ним можно судить не только о его материальной и духовной культуре, но и о процессах развития социальных и хозяйственных отношений, а также о многих других вопросах, которые не описаны в письменных источниках. А их систематизация и анализ позволяют дополнять сообщения письменных источников о политической и социальной истории. Далее дадим краткую характеристику памятника Чжанцзяпо, выявим этапы в истории его раскопок, опишем важнейшие обстоятельства, которые сопровождали их проведение. Это позволит ответить на вопрос о причинах фрагментарной раскопанности уникального и крайне ценного для изучения истории важнейшего в китайской истории периода Западного Чжоу археологического памятника. В статье рассматриваются все раскопки памятника до 1992 г. После 1992 г., насколько мы можем судить, раскопок на памятнике не проводилось.

Полный текст

Введение История государства Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) восстанавливается на основании нескольких видов источников. Наиболее близкими по времени являются эпиграфические источники - надписи на бронзовых сосудах. Они содержат различные по размерам и тематике сообщения. Следующими по значению и информативности являются сведения письменных источников. Все они изучаются в совокупности, поскольку каждый из видов источников несет определенный, отличный от других, набор исторической информации. Наиболее полное описание истории чжоу сохранилось в «Исторических записках» (Шицзи)[24] [1]. За ними по степени важности сообщений следуют «Бамбуковые анналы. Древний текст» (Губэнь Чжушу цзинянь)[25] [2]. В древнем тексте «Бамбуковых анналов» имеются указания на политическую историю государства Западное Чжоу. В «Книге песен» (Шицзин) государству Западное Чжоу посвящено несколько од, в которых содержатся сведения о ранней истории Чжоу [3]. В более поздних письменных источниках (Шицзи) имеются повторения некоторых текстов более ранних источников (Шицзин). В частности, ранняя история Чжоу в Шицзи соответствует пересказу содержания некоторых од Шицзина (раздел 3 «Великие оды»: «Ода Вэнь-вану», «Ода о царях Вэнь-ване и У-ване и о покорении царства Инь-Шан», «Ода о переселении племени чжоу», «Славословие царю просвещенному», «Вышнего неба державен верховный владыка», «Ода У-вану», «Ода царю просвещенному (Вэнь-вану) и царю воинственному (Вэнь-вану)», «Ода князю Лю», «Слово Вэнь-вана последнему государю Шан» и др.)[26] [3]. Несмотря на то, что на базе вышеперечисленных источников историки восстановили сравнительно полную картину политической истории государства Западное Чжоу, но ни синхронная эпиграфика, ни письменные источники более позднего времени не в силах ответить на многие вопросы, стоящие перед исследователями данного периода[27]. Сообщения письменных источников и информация, полученная археологами, исследуется в рамках историко-археологического подхода, который на основе анализа археологических материалов позволяет дополнить сообщения письменных источников. В письменных источниках отражены лишь наиболее общие представления о государстве Западное Чжоу, прежде всего о политической истории государства Западное Чжоу. В них практически нет сведений о многих сторонах социальных и этнических особенностей населения, о структуре управления (от общины до владения членов чжоуской династии Цзи), не описаны и ранние города, включая столичные центры. Отчасти эти недостатки удается компенсировать благодаря данным археологии при рассмотрении поселенческих и погребальных комплексов. Подробное рассмотрение и классификация археологического материала не только позволяет выявлять особенности материальной культуры и чжоусцев, и других этнических групп Восточной и прото-Юго-Восточной Азии, но и реконструировать важные особенности социальной и экономической истории государства[28]. Итак, большинство раскопок этого памятника, которым суждено было состояться, проведены в результате обнаружения крестьянами археологических материалов во время сельскохозяйственных работ и последующем уведомлении местного Отдела по надзору за памятниками материальной культуры о находке. Также археологические раскопки проводятся при строительстве новых заводов и фабрик, или перестройках на территории старых. В такой ситуации археологи вынуждены спешить, ведь их деятельность задерживает строительство. Вышеперечисленные обстоятельства создают заметные сложности при исследовании ценнейших памятников материальной культуры древности, которые, как правило, содержат бесценный материал о прошлом страны, значимость которого далеко не всегда осознается обывателем, и не только простым крестьянином, но и занимающим высокий пост местным чиновником. Поэтому изучение истории раскопок позволяет ответить на вопрос об обстоятельствах обнаружения и раскопок, объяснить степень сохранности и полноты материала, а также предоставляет возможность узнать о том, какая часть памятника еще осталась нераскопанной или была навсегда утрачена. В качестве примера рассмотрим ход раскопок в 1955-1992 гг. на крупнейшем могильнике эпохи Западное Чжоу - Чжанцзяпо, где были обнаружены погребения представителей различных слоев чжоуского населения. Но сначала рассмотрим упоминание памятника в историографии. Историография В отечественном востоковедении описание археологических памятников встречается среди работ по истории древнего Китая. Сами же раскопки (их ход и обстоятельства проведения работ) предметом исследования являются редко. О специфике историко-археологического исследования было сказано в первом томе 10-томной академической «Истории Китая», в котором подробно разбиралась историко-археологическая характеристика столичного города Шан (Аньян), написанная Д.В. Деопиком, М.Ю. Ульяновым при участии Е.С. Аникушиной [5. С. 547-602]. Авторами были рассмотрены различные районы столичного комплекса и выявлены особенности каждого из районов. Были выделены дворцово-храмовая зона (Иньсюй), ров, окружавший ее, округа за пределами рва, состоявшая из ближайших памятников, храмовая ритуальная зона. Авторы описали историю раскопок шанской столицы и ее памятников, выделили несколько наиболее значимых сезонов, описали их основные достижения. Ими было указано на некоторые проблемы, возникавшие во время раскопок. Прежде всего это проведение нелегальных раскопок местным населением, грабежи, а также неполнота раскопок: некоторые участки шанской столицы располагаются под современной застройкой и до сих пор не исследованы. Примечательна статья Д.Е. Куликова «Дун Цзобинь и история открытия иньских гадательных надписей (обзор сведений из двух изданий Цзягу няньбяо и их источников)», опубликованная в 2016 г. В ней автор восстановил историю обнаружения и изучения гадательных надписей в КНР и воспользовался несоотвествиями в свидетельствах об открытии гадательных костей в различных изданиях Цзягу няньбяо («Хронологические таблицы»), написанных Дун Цзобинем, очевидцем происходивших событий, для выяснения реальной истории их обнаружения [6][29]. Статья затронула проблему обнаружения надписей на панцирях черепах. Переходя к публикациям, касающимся эпохи Западное Чжоу в российской и зарубежной историографии, следует отметить, что памятник упоминается достаточно часто. Но за исключением кратких его упоминаний и в контексте исследований культуры раннего чжоу, и в контексте исследования самого государства Западное Чжоу его всестороннее исследование до сих пор не было реализовано. С.А. Комиссаров использовал отчеты о раскопках крупнейшего для своей эпохи могильника - Чжанцзяпо - на китайском языке. Его статья «Археология Западного Чжоу - 1027-771 гг. до н.э. (по материалам исследований 70-х гг.)» опубликована в 1985 г. В ней он описал некоторые этапы раскопок на памятниках эпохи Чжоу до 1027 г. до н.э. и привел основные результаты этих раскопок с выводами авторов [7]. Затем на основе этой статьи была опубликована монография «Комплекс вооружения Древнего Китая. Эпоха поздней бронзы» того же автора [8]. В монографии он описал основные типы вооружения изучаемого периода и вновь кратко коснулся истории раскопок пам. Чжанцзяпо. Монография К.В. Васильева «Истоки китайской цивилизации» была издана в 1998 г. Автор широко использовал археологические и эпиграфические материалы эпох Шан-Инь и Западной и Восточной Чжоу для иллюстрации своих тезисов, а также составил единую концепцию древнекитайской цивилизации. Могильник Чжанцзяпо был кратко упомянут при рассмотрении памятников раннего Чжоу [9]. П.М. Кожин в статье «Иньские и чжоуские колесницы как палеокультурологическая проблема» также упомянул Чжанцзяпо в контексте сравнения двух видов псалий. Однако какой-либо информации о самом памятнике в статье нет [10]. О памятнике Чжанцзяпо сказано в разделах о Западном Чжоу до образования и государства первого тома 10-томной академической «Истории Китая» (написанных С.А. Комиссаровым, С.И. Блюмхеном) [5. С. 633-639]. Авторы писали о выделении в Чжанцзяпо в 1950-е гг. крупного могильника и поселения, об обнаружении значительного числа могил в 1961-1962 гг. Несмотря на то, что данный раздел касается памятников района столиц Фэн и Хао, однако, за исключением Кэшенчжуана и Чжанцзяпо, других памятников приведено не было. Также от внимания исследователей ускользнули масштабные раскопки 1983-1986 гг. в Чжанцзяпо, которые позволили выявить и исследовать 314 новых погребений представителей различных слоев населения пристоличного района. Впервые в отечественном востоковедении уникальность и значимость данного памятника была отмечена в нашей статье «О социальном и региональном разнообразии западночжоуского общества (на основе выделения керамических комплексов могильника Чжанцзяпо)». Мы рассмотрели все погребения могильника Чжанцзяпо, известные на конец 2018 г. Нами были выделены три типа керамических комплексов, обнаруженных в погребениях могильника: «шанский», «чжоуский» и «иноэтничный» [11]. Указанные комплексы позволили сделать вывод о разнообразии социального и этнического состава погребенных, что подтвердило наличие здесь неподалеку крупного поселенческого памятника. Мы также пришли к выводу о том, что представители шанской субэтнической группы исчезают с кладбища в среднем Западном Чжоу (965-857 гг. до н.э.), а иноэтничные группы - в позднем Западном Чжоу (857-771 гг. до н.э.). Чжоуская субэтническая группа представлена на протяжении всего Западного Чжоу. Это представители средней и низшей знати, служившие при дворе, а также высшей знати. Единственным специальным трудом о раскопках на могилнике Чжанцзяпо в 1983-1986 гг. является монография китайских специалистов «Западночжоуское кладбище Чжанцзяпо» в двух томах, опубликованная в 1999 г. [12]. В первом томе представлены археологические материалы раскопок (разбор типов погребений, особенностей погребального обряда, керамического комплекса, бронзового комплекса, украшений и изделий из камня и нефрита) и его периодизация, основанная на датировке керамических сосудов из стратиграфических слоев памятника, а также анализ впускных погребений с датировками, типов жертвенных ям с лошадьми и колесницами, результаты датировки органических остатков по С14. Во втором томе собраны цветные и черно-белые фотографии с места раскопок, самого материала. В основном это описание материала. Его всестороннее изучение и историческая интерпретация лежит за рамками монографии. О памятнике Памятник Чжанцзяпо 张家坡 расположен в провинции Шэньси, уезде Чанъань, в 20 км к юго-западу от города Сиань, на западном берегу реки Фэн, в среднем ее течении, в 500 м к западу от деревни Маванчжэн 马旺镇, на территории чжоуского столичного двоеградья Фэн-Хао на Средней Вэйхэ[30]. Чжанцзяпо - крупнейший могильник в районе столичного двоеградья Западного Чжоу Фэн-Хао. Уже само это обстоятельство делает его уникальным культурным объектом. Но это так и не было осознанно, археологам приходилось бороться за право раскопок на каждом квадратном метре. Памятник расположен на территории двух деревень: Чжанцзяпо 张家坡 и Хайцзяпо海家坡. Его чаще всего называют Чжанцзяпо, однако, можно встретить совмещенное название Чжанхайпо 张海坡. Памятник Чжанцзяпо исследовался совместно с другими ближайшими памятниками: Маванцунь 马王村, Кэшэнчжуан 客省庄 и др. При написании отчетов о раскопках археологи указывали такие места, как территория к югу от деревни Маванчжэн и к северу от деревни Чжанцзяпо без разграничения памятников по административным границам, причисляя материал то к первому, то ко второму памятнику. Могильник стал известен с середины 1950-х гг., когда на территории деревни Чжанцзяпо началось строительство кирпичного завода. Во время расчистки грунта под фундамент рабочими были обнаружены некие древние объекты. По прибытии на место археологов выяснилось, что это были могилы эпохи Западное Чжоу. После этого раскопки велись вслед за перестройкой некоторых стен заводских сооружений, а также хозяйственных сооружений к югу от деревни. Все это время археологам приходилось терпеливо выжидать возможности продолжить раскопки. Исследованная часть памятника расположена за пределами фабричной территории. Однако поскольку памятник плотно прилегает к ее стенам, то становится очевидным, что очень много материала осталось на территории завода, куда доступ археологам закрыт [12]. Значительное число погребений и материала в них позволило китайским специалистам выстроить четкую периодизацию памятника. В его истории выделяются пять периодов, привязанных к периодам правления чжоуских царей. Соотнесение периодов в истории памятника с периодами правления ванов позволяет выявить происходившие в эти периоды политические и социально-экономические процессы. Особенности данных процессов нашли отражение в материальных предметах и толщине стратиграфического слоя. Всего выделено пять периодов: 1. Правления У-вана (1046-1043 гг. до н.э.), Чэн-вана (1042-1021 гг. до н.э.) и Кан-вана (1020-996 гг. до н.э.) - ранний период установления государства, строительства основных политических центров и утверждение власти царя на огромной территории; 2. Правления Чжао-вана (995-977 гг. до н.э.) и Му-вана (976-922 гг. до н.э.) - первый кризис власти правителя и период реформ; 3. Правления Гун-вана (922-900 гг. до н.э.), И-вана (I) (899-892 гг. до н.э.) и Сяо-вана (891-886 гг. до н.э.) - расцвет государства и появление первых тенденций к децентрализации; 4. Правления И-вана (II) (885-878 гг. до н.э.) и Ли-вана (877-841 гг. до н.э.) - период децентрализации государства и окончательная потеря власти царем; 5. Правления Сюань-вана (827-782 гг. до н.э.) и Ю-вана (781-771 гг. до н.э.) - крах чжоуской государственности, потеря власти и необходимость перемещения ставки царя на восток для сохранения его безопасности [12]. Первые раскопки начались здесь в 1955 г., а последние известные по отчетам раскопки были проведены в 1992 г.[31] На могильнике обнаружено 514 погребений, среди которых пять погребений представителей высшей знати [11]. Поскольку до сих пор не известно расположение погребений чжоуских царей, то можно предположить, что они, по примеру шанских, могли быть захоронены неподалеку от дворцового комплекса на берегу реки. Это может свидетельствовать, что их погребения расположены вблизи столичного центра Фэн-Хао. До сих пор этот уникальный памятник не исследован полностью из-за своего расположения на территории завода, поэтому историческая реконструкция особенностей населения политического центра Фэн возможна лишь частично. Чтобы понять полноту материала и степень раскопанности памятника, рассмотрим историю его раскопок, выделим этапы раскопок и их основных участников. Ситуация, когда археологи вынуждены ждать несколько десятилетий, чтобы получить возможность проводить раскопки, не уникальна, она также характерна для раскопок на территории Шанской столицы в Аньяне[32]. С началом вторжения японских войск в Китай (1937 г.) раскопки в различных частях шанского нома прекратились, а продолжились лишь в после войны и образования КНР в 1949 г. Кроме того, после создания КНР некоторые из тех, кто стоял у истоков исследования шанских памятников в Аньяне, были вынуждены покинуть материковую часть Китая и переселиться на Тайвань по политическим соображениям. Так, почти 15-летний перерыв в раскопках затормозил исследования Шанской столицы на несколько десятилетий [4]. *** Далее опишем историю раскопок на ценнейшем могильнике эпохи Западное Чжоу, Чжанцзяпо, и скажем об основных публикациях. История раскопок Раскопки памятника в основном велись сотрудниками Института археологии Китайской академии наук на востоке, юго-востоке и на западе деревни Чжанцзяпо (см. Приложение). В целом историю раскопок памятника можно разделить на несколько этапов в зависимости от регулярности проведения раскопок, их масштаба и проведения исследований, на основе опубликованных отчетов: 1. начало 1930-х гг. - 1967 гг. - начало раскопок и изучения, нерегулярное исследование всего района к западу от реки Фэн, частичные раскопки в Чжанцзяпо по мере обнаружения могил; 2. 1970-1981 гг. - привлечение внимания к проблеме разрушения памятников в районе и их спасение; 3. 1983-1986 гг. - планомерные раскопки сплошной площади памятника, исследования полученного в ходе раскопок этих лет материала; 4. 1987-1990-е гг. - раскопки по мере случайного обнаружения материала крестьянами и планомерное исследование материала предыдущих лет, в основном публикации на узкие темы, несколько знаковых публикаций исследования района к западу от реки Фэн в целом. В Приложении расположена сводная таблица с указанием этапов раскопок, дат раскопок, организатора, конкретного места раскопок (если указано) и публикаций по результатам раскопок. 1 этап. Начало изучения (1930-е гг. - 1967 г.) Первый этап характеризуется проведением разведок и нерегулярных раскопок, связанных со строительством кирпичного и бумажно-целлюлозного завода. Некоторые публикации отчетов о раскопках этого периода вышли значительно позже в связи с Культурной революцией и смертью одного из руководителей раскопок Чжао Юнфу (ум. 1979). Разведка на территории дер. Чжанцзяпо впервые была проведена Сю Фаньчаном и Чан Хуэй в 1933 г. [12]. В апреле они посетили шесть объектов на территории города Сиань и его округи, это объекты могли быть связаны с эпохой Чжоу. Отчет об этой поездке представлен в виде записок Сю Фанчана. Автор не ставил целью исследовать и описать археологический материал. Он посещал храмы и деревни, имеющие в своем названии имена правителей Чжоу, расспрашивал местных жителей о происхождении названия места. Он также провел частичную разведку в районе волости Доумэн (район политического центра Хао) и храма Чжоугун (у подножья гор Цишань, в 15 км к северо- западу от сакрального центра Цичжоу). Им были обнаружены несколько разрытых зольников, фрагменты битой черепицы и керамических сосудов. В 1948 г. Ши Чжанжу была проведена первая археологическая разведка района чжоуских столиц Цичжоу и Фэн-Хао [12]. В самом начале статьи Ши Чжанжу рассмотрел аргументы за и против существования шести разновременных столичных центра народа чжоу: Ин 郢, Тай 斄, Бинь 豳, Ци 岐, Фэн 丰 и Хао 镐. Он собрал фрагменты битой керамики, обнаруженные в шурфах пяти столичных центров, и выявил степень разграбления их памятников. Наиболее значимым представляется его классификация керамических сосудов. Он обнаружил, что керамика со шнуровым орнаментом присутствует на всех изученных им памятниках, гладкая керамика присутствует на всех крупнейших памятниках, а разноцветная керамика в большом количестве встречается на памятниках района Бинь. Он также классифицировал столичные центры по длительности строительства на основании их размеров, глубине и толщине хозяйственных ям. Затем после перерыва разведка возобновилась лишь в 1951 г. и продолжилась в 1953 г. В 1951 г. археологам удалось за два месяца с апреля по июнь заложить 39 шурфов, из которых в 13 были обнаружены могилы различных периодов. В Чжанцзяпо было заложено семь шурфов, в двух из которых выявлены погребения, а в пяти - хозяйственные ямы. В 1953 г. была исследована территория ок. 500 кв. км на обоих берегах реки Фэн в уезде Чанъань пров. Шэньси. В Чжанцзяпо были расчищены две могилы. Результаты этих разведок были представлены во второй части 9 выпуска журнала «Кэсюэ тунбао» за 1951 г., в первом выпуске за 1955 г. и во втором выпуске за 1956 г. журнала «Каогу тунсюнь» [13]. Таким образом, публикация материалов затянулась на шесть лет. Отдельная заметка была посвящена разведке 1955-1956 гг. в Чжанцзяпо, где был обнаружен богатейший материал, включающий изделия из камня, кости, металла, раковины. Особенное внимание исследователей привлекли гадательные надписи на лопаточных костях быков. Это первые обнаруженные здесь гадательные надписи. В середине 1950-х гг. по программе государственного инвестирования на юго-востоке дер. Чжанцзяпо началось строительство кирпичного завода, что оживило деятельность археологов и дало возможность полного обследования памятника. В 1955 г. проводили археологические работы, связанные со строительством этого завода на юго-востоке дер. Чжанцзяпо [13. С. 516]. Уже в результате первых пробных раскопок был обнаружен богатый материал Западного Чжоу, в том числе кости с гадательными надписями. После публикации результатов было решено начать на территории завода полноценные археологические раскопки. В то же время кирпичный завод был включен в объединенный производственный комплекс, состоящий из этого кирпичного завода, тракторно-экскаваторного завода и текстильной фабрики. Территория комплекса претерпела большие изменения, однако, кирпичный завод остался на своем месте. На освободившихся территориях археологам удалось провести раскопки. Раскопки 1955-1957 гг. проводились на территории деревни Чжанцзяпо и деревни Кэшэнчжуан на двух участках. Раскопки в Кэшэнчжуан дали исключительно важный результат: были обнаружены хозяйственные ямы позднего неолита (3500-2500 гг. до н.э.), материал культуры Кэшэнчжуан-2 (2300-2000 гг. до н.э.), слой культуры Западного Чжоу раннего (1027-966 гг. до н.э.) и позднего (857-771 гг. до н.э.) периодов, эпохи Чжаньго (456-221 гг. до н.э.) и Западной Хань (правление У-ди, 141-87 гг. до н.э.), самый поздний материал - могилы эпохи Тан (618-907 гг.) [4. С. 516]. Оба участка представлены поселенческими памятниками и могилами, среди которых 182 могилы - Западного Чжоу и 72 могилы - Восточного Чжоу (771-221 гг. до н.э.) [4. С. 521]. С ноября 1955 по февраль 1956 гг. на памятнике было расчищено 14 хозяйственных ям, обнаружены следы одной постройки, колодца и канавы-рва, 5 могил Западного Чжоу и 5 могил эпохи Тан (618-907 гг.) [4. С. 522]. Жилища раннего периода в основном прямоугольные неглубокие. В этом же слое были обнаружены хозяйственные ямы. Над ранним слоем располагается поздний слой. Жилища позднего периода Западного Чжоу - овальные полуземлянки. Также в слое обнаружены печи, зольники, колодцы. В жилищах обнаружены заготовки изделий из рога и кости, каменные орудия, костяные орудия, а также изделия из раковины [14]. Это первые жилища, обнаруженные на западном берегу реки Фэн столичного района. В 1961-1962 гг. к востоку и юго-востоку от дер. Чжанцзяпо была расчищена 31 могила эпохи Западного Чжоу [15. С. 784]. Результаты раскопок 1961-1962 гг. были опубликованы от имени Чжао Юнфу посмертно в 1984 г. в статье «Отчет о раскопках в районе Фэнси в 1961-1962 гг.» [15]. В публикации описаны наиболее примечательные могилы и их инвентарь, приведены некоторые планы погребений. Затем в 1961 г. к востоку от завода был обнаружен клад бронзовых изделий (преимущественно бронзовых сосудов) отдельно от могильников, в его составе 53 изделия, 32 из которых имеют надписи [16]. Исследование особенностей сосудов и надписей на них показало, что все они относятся к Западному Чжоу. В 1967 г. к северу от кирпичного завода и к западу от дер. Чжанцзяпо началось строительство завода по производству бумаги в рамках большой сети строительства таких заводов в Сиани и округе. На место прибыли археологи. Им удалось расчистить 124 могилы, пять ям с лошадьми и колесницами, три ямы с лошадьми и др. [17]. Статья «Раскопки 1967 г. западночжоуских могил в Чжанцзяпо уезде Чанъань» вышла в свет лишь в 1980 г. [17]. В ней рассмотрены материалы керамического комплекса из погребений, описаны конструкции и инвентарь нескольких могил раскопок 1967 г., выявлены особенности группы схожих могил в зависимости от их ориентации, места их расположения на могильнике, количества и разнообразия сопровождающего инвентаря. Сводная таблица всех раскопов с размерами, указанием датировки, ориентации и количеством сопровождающего инвентаря в конце статьи представляет несомненную ценность для исследователей периода. Авторы датируют эту часть кладбища периодом Западного Чжоу. Так прошел первый этап в истории раскопок памятника. На территории вдоль стен завода были проведены раскопки погребений. Все это позволило археологам сделать вывод о том, что на территории завода также может располагаться ценный для изучения Западного Чжоу материал. Но он оставался недоступным для изучения. 2 этап. Новые условия (1970-1981 гг.) В 70-е гг. XX в. после Культурной революции ситуация в районе Фэнси изменилась. К западу от реки Фэн появилось большое число новых маленьких предприятий по производству кирпича. В районе деревни Кэшэнчжуан при строительстве двух небольших предприятий был почти полностью разрушен фундамент из трамбованной земли эпохи Западного Чжоу [12. С. 2]. Позднее восстановить его не удалось. На юго-западе деревни Чжанцзяпо сотрудниками еще одного кирпичного завода при заборе почвы было разрушено несколько западночжоуских могил, некоторые предметы из них потом были обнаружены на поверхности земли. В этой ситуации появилась необходимость защиты памятника и проведения раскопок в этом районе. Лишь призывы множества лиц и вмешательство Отдела по надзору за памятниками материальной культуры города Сиань смогли вынудить руководство предприятий приостановить свою деятельность хотя бы в одной в юго-западной части деревни Чжанцзяпо. Для того, чтобы провести срочные раскопки в этом районе, они нашли сочувствующего историкам влиятельного сотрудника соседней текстильной фабрики Сю Фэнвэя, благодаря связям которого было оказано давление на руководителей этих предприятий, и археологам удалось получить доступ на их территорию и провести там раскопки. Это дало свои результаты. В 1973 г. был обнаружен еще один клад с более чем 20-ю предметами [18]. В 1976-1978 гг. на территории нескольких деревень (включая Чжанцзяпо) обнаружены три фундамента и остатки керамических труб древнего водопровода, также 11 могил Западного Чжоу и одна яма с лошадьми и колесницами [19]. Все могилы датируются исследователями ранним Западным Чжоу. В 1979-1981 гг. раскопки продолжались на всей территории района к западу от реки Фэн. В Чжанцзяпо в 1979 г. обнаружили семь могил и одну яму с лошадьми и колесницами, а в 1981 г. еще одну могилу [18]. Археолог Дай Иньсинь пришел к выводу о том, что эти могилы следует датировать ранним и поздним периодами Западного Чжоу, а яму с лошадьми и колесницами - поздним периодом [18. С. 208]. Одновременно с этим публиковались работы об истории раскопок в районе столиц Фэн и Хао [14, 20, 21, 22]. Второй этап характеризуется частыми окказиональными раскопками в местах, где деятельность предприятий угрожала полным или частичным разрушением памятника. Именно в этот период потребовалось привлечение властей к охране культурного наследия, что в дальнейшем привело к организации регулярных охранных работ. 3 этап. Пик изучения (1983-1986 гг.) На третий этап приходятся наиболее масштабные и последовательные раскопки памятника. Начиная с весны 1983 г. археологи работали в Чжанцзяпо регулярно: расчистили более 60 уже вскрытых могил эпохи Западное Чжоу [12. С. 2]. Осенью 1983 г. для сокращения разрушений в районе дер. Кэшэнчжуан туда были направлены археологи, им удалось обнаружить большой фундамент из утрамбованной глины № 4 [23]. Однако это стало причиной замедления работ на могильнике в Чжанцзяпо. Зимой 1983-1984 гг. в районе кирпичной фабрики (к востоку от дер. Чжанцзяпо) в Чжанцзяпо была проведена разведка и обнаружено четыре могилы с дромосами членов влиятельной чжоуской семьи Цзин. После этого на протяжении нескольких лет зимой проводилась разведка, в результате которой на территории между дер. Чжанцзяпо и дер. Даюаньцунь было разведано свыше 1500 могил Западного Чжоу, что позволило очертить границы и подробнее разобраться в могильнике [12. С. 2]. Кроме того, зимой 1983 г. на юго-востоке дер. Чжанцзяпо начали строить текстильную фабрику. При беглом осмотре территории археологи обнаружили еще четыре могилы Западного Чжоу [24]. Весной 1984 г. все еще продолжались работы в Кэшэнчжуане, поэтому все силы были задействованы там. В Чжанцзяпо на территории кирпичных предприятий было раскопано несколько могил [12. С. 2; 24]. Осенью 1984 г. начались раскопки могил с дромосами, которые затем были названы «могилами семьи Цзин-шу». Начали с могилы М157 (могила самого Цзин-шу), которая является самой большой могилой Западного Чжоу на территории столиц Фэн-Хао, ее расчистка заняла два с половиной месяца [12. С. 3]. Благодаря ей удалось узнать, что на памятнике, кроме могил низшей и средней знати, также расположены погребения высшей знати. Обнаружение погребений семьи Цзин-шу позволило предположить, что на могильнике могут располагаться погребения других представителей высшей знати. Сам могильник получил статус крупнейшего публичного кладбища эпохи Западного Чжоу в районе столиц Фэн-Хао. Весной 1985 г. раскопки обычных могил и могил с дромосами продолжались, были раскопаны М152, М168, М170 [12. С. 3, 10]. Начиная с осени 1985 г. до осени 1986 г. команда увеличивала площадь раскопок вокруг могил с дромосами и дошла до севера дер. Чжанцзяпо. Поскольку там ничего не было обнаружено, то разведка была остановлена. За 1983-1986 гг. всего было раскопано 390 могил Западного Чжоу, включая «одну могилу с двумя дромосами, три могилы с одним дромосом, 340 грунтовых могил, 21 катакомбную могилу, 22 ямы с лошадьми и три ямы с лошадьми и колесницами» [12. С. 3]. В 1999 г. вышла монография в 2-х томах «Западночжоуское кладбище Чжанцзяпо» [12]. Авторы затронули вопросы культурных слоев памятника, их классификации и датировки полученных материалов, они описали погребения культуры чжоу и привели классификацию погребений, основанную на их размерах и форме погребальной камеры. Они также не обошли стороной жертвенные ямы с лошадьми и жертвенные ямы с лошадьми и колесницами и привели подробное описание их материала. После этого они описали сопроводительный инвентарь погребений: керамические и бронзовые, нефритовые и каменные изделия и изделия из слоновой кости, рога, черепаховых панцирей, лака и т.д. Это ценнейший труд по крупномасштабным раскопкам данного памятника в 1983-1986 гг. Вслед за раскопками и публикацией материалов раскопок 1983-1986 гг. последовала серия статей об исследовании памятника и анализе групп могил, погребального ритуала, могил и бронзовых сосудов семьи Цзин и др. [14, 21, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37]. 4 этап. Спад раскопок (1987 г. - 1990-ее гг.) После 1986 г. в проведении раскопок наметился спад. В 1987 г. здесь вновь были проведены работы, было выявлено 16 хозяйственных ям, одна печь для обжига керамики и 20 могил [38]. В 1991 г. было раскопано еще 3 могилы [38. С. 895]. После 1991 г. началось активное всестороннее изучение могильника, раскопки же велись нерегулярно. В 1992 г. в Чжанцзяпо расчистили еще 9 могил и четыре печи по обжигу керамики эпохи Западного Чжоу [39]. 1997 годом датируются последние официальные раскопки в районе столицы Фэн-Хао. Проводились ли раскопки после этого, неизвестно. Публикации с материалами и результатами раскопок отсутствуют. С середины 2000-х гг. среди археологических статей снова стали появляться статьи с анализом археологического материала пам. Чжанцзяпо. Среди авторов выделяется Чжан Лиянь, которая занимается исследованием погребального обряда эпохи Западного Чжоу на примере могильников района к западу от реки Фэн [40, 41]. Заключение Памятник Чжанцзяпо представляет собой крупнейший могильник эпохи Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) сакрально-политического центра Фэн-Хао. Частично на нем расположены утрамбованные фундаменты, которые относятся археологами к памятнику Кэшэнчжуан эпохи Западного Чжоу. В работах по истории и культуре Западного Чжоу археологический материал этого памятника Чжанцзяпо освещается довольно скудно. Китайские же археологи, несмотря на доступность материала на китайском языке в многочисленных отчетах о раскопках, исследуют узкие вопросы[33]. В отечественной китаистике памятник Чжанцзяпо также исследован недостаточно. В данной статье был восстановлен ход раскопок на этом уникальном памятнике, выявлена степень его исследованности, определены основные этапы раскопок. На территории памятника расположено четыре погребения представителей высшей знати, остальные погребения принадлежат представителям средней и низшей знати чжоуской, шанской субэтнической группы и иноэтничной группы населения. Но история раскопок этого памятника связана с постройкой новых заводов и текстильной фабрики вокруг деревни Чжанцзяпо, а также с перестройкой технических строений на территории крупного кирпичного завода. Поэтому могильник раскопан лишь частично. Нельзя исключить и то, что именно на территории заводов могут располагаться могилы представителей высшей знати или даже ванов, чьи могилы до сих пор не обнаружены. Приложение Таблица 1 / Table 1 Сводный перечень раскопок пам. Чжанцзяпо по этапам с указанием мест раскопок, организатора, публикаций / Summary table of excavations of Zhangjiapo monument by stage, indicating the site of the excavation, the organizer, and publications № Год раскопок Кем организованы Место проведения раскопок Публикация Этап 1 (Начало 1930-х гг. - 1967 гг.) 1 1955-1957 Сначала сотрудники Комитета по надзору за памятниками культуры провинции Шэньси, потом сотрудники Отдела археологических исследований Китайской Академии Наук Строительство завода на юго-востоке дер. Чжанцзяпо Ван Бохун, Чжун Шаолинь, Чжан Чаншоу. 1955-1957 нянь Шэнси Чанъань Фэнси фацзюэ цзяньбао (Отчет о раскопках 1955-1957 гг. в пров. Шэньси, уезде Чанъань, районе Фэнси) // Каогу, 1959, № 10, с. 516-530. 2 1961-1962 Сотрудники Комитета по надзору за памятниками культуры провинции Шэньси за Чжао Юнфу К востоку от дер. Чжанцзяпо Чжао Юнфу. 1961-62 нянь Фэнси фацзюэ цзяньбао (Отчет о раскопках 1961-1962 гг. в районе Фэнси) // Каогу. 1984, № 9, с. 784-789. 3 1961 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К востоку от кирпичного завода Го Можо, Чжао Юнфу. Чанъань Чжанцзяпо сичжоу тунцицюнь (Западночжоуские бронзы из местности Чжанцзяпо в уезде Чанъань). Пекин, 1965. 4 1967 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К северу от кирпичного завода и к западу от дер. Чжанцзяпо Чжунго шэхуйкэсюэюань каогуяньцзюсо Фэнси фацзюэдуй. 1967 нянь Чанъань Чжанцзяпо сичжоу муцзандэ фацзюэ (Раскопки 1967 г. западночжоуских могил в Чжанцзяпо уезде Чанъань) // Каогу сюэбао. 1980, № 4, с. 457- 502. Продолжение табл. 1 / Continuation table 1 № Год раскопок Кем организованы Место проведения раскопок Публикация Этап 2 (1970-1981 гг.) 5 1970 Сотрудники Отдела по контролю за памятниками материальной культуры г. Сиань К северу от дер. Чжанцзяпо Сианьши вэньгуаньхуй. Сичжоу дучэн Фэн Хао ичжи (Памятники восточных столиц Фэн-Хао Западного Чжоу) // Вэньу, 1979, № 10, с. 68-70. 6 1976-1978 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К юго-западу и к востоку от дер. Чжанцзяпо Чжунго шэхуйкэсюэюань каогуяньцзюсо Фэнси фацзюэдуй. 1976-1978 нянь Чанъань Фэнси фацзюэ цзяньбао (Отчет о раскопках 1976-1978 гг. в районе Фэнси уезда Чанъань) // Каогу. 1981, № 1, с. 13-18, 76. 7 1979-1981 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К юго-востоку от дер. Чжанцзяпо Дай Инсинь. 1979-1981 нянь Чанъань Фэнси, Фэндун фацзюэ цзяньбао (отчет о раскопках 1979-1981 гг. в уезде Чанъань, районах Фэнси, Фэндун) // Каогу. 1986, № 3, с. 197-209. Этап 3 (1983-1986 гг.) 8 1983-1986 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К юго-востоку от дер. Чжанцзяпо 1. Чжанцзяпо сичжоу муди (Западночжоуское кладбище Чжанцзяпо). Т. 1. Т. 2. Пекин, 1999. 2. Чжунго шэхуйкэсюэюань каогуяньцзюсо Фэн Хао гунцзодуй. 1984-1985 нянь Фэнси Сичжоу ичжи, муцзан фацзюэ баогао (Отчет о раскопках могил и поселенческого памятника эпохи Западного Чжоу в районе Фэнси в 1984-1985 гг.) // Каогу, 1987, № 1. 3. Лу Ляньчэн, Чэнь Чан. Чанъань Фэнси цзао Чжоу муцзан фацзюэ цзилюэ (Краткие записки о раскопках могил раннего Чжоу в уезде Чанъань, районе Фэнси) // Каогу. 1984, № 9, с. 779-783. 9 1983 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К востоку от дер. Чжанцзяпо, к западу от дер. Кэшэнчжуан Чжунго шэхуйкэсюэюань каогуяньцзюсо Фэнси фацзюэдуй. Шэньси Чанъань Фэнси Кэшэнчжуан ханту цзичжи фацзюэ цзяньбао (Отчет о раскопках трамбованных фундаментов пам. Кэшэнчжуан, уезда Чанъань, пров. Шэньси) // Каогу, 1987, № 8. Окончание табл. 1 / End of the table 1 № Год раскопок Кем организованы Место проведения раскопок Публикация Этап 4 (1987 г. - 1990-е гг.) 10 1987 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К юго-востоку от дер. Чжанцзяпо Чжэн Вэньлань. 1987, 1991 нянь Шэньси Чанъань Чжанцзяпо дэ фацзюэ (Раскопки 1987, 1991 гг. в дер. Чжанцзяпо уезда Чанъань) // Каогу. 1994, № 10, с. 895-947. 11 1991 Сотрудники рабочей группы района Фэнси, Института Археологии КАН К юго-востоку от дер. Чжанцзяпо Чжэн Вэньлань. 1987, 1991 нянь Шэньси Чанъань Чжанцзяпо дэ фацзюэ (Раскопки 1987, 1991 гг. в дер. Чжанцзяпо уезда Чанъань) // Каогу. 1994, № 10, с. 895-947. 12 1992 Сотрудники рабочей группы района Фэн-Хао, Института Археологии КАН К востоку от дер. Чжанцзяпо Сю Лянгао, Чжан Лянжэнь. 1992 нянь Фэнси фацзюэ цзяньбао (Отчет о раскопках 1992 г. в районе Фэнси) // Каогу, 1994, № 11, с. 964, 974-983.

×

Об авторах

Мария Владимировна Ефименко

Отдел Китая Института востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН)

Автор, ответственный за переписку.
Email: efimenko.masha2012@yandex.ru

лаборант-исследователь Отдела Китая

107031, Россия, Москва, ул. Рождественка, д. 12

Список литературы

  1. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Перевод с китайского и комментарий Р.В. Вяткина и В.С. Таскина, под общей редакцией Р.В. Вяткина. Вступительная статья М.В. Крюкова. М., 1972. 440 с. Изд. 2-е, испр. и доп. M., 2001. C. 415.
  2. Бамбуковые анналы (Губэнь Чжушу цзинянь) / Издание текста, перевод с китайского, вступительная статья, комментарии и приложения Ульянова М.Ю. (при участии Деопика Д.В. и Таркиной А.И.). М., 2005. C. 311.
  3. Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. с кит. и коммент. А.А. Штукина. М., 1987. Режим доступа: http://www.burdonov.ru/SHI_ZIN/ShiJing/RUS/index. html#shijing4 Дата обращения: 18.09.2019
  4. Li Feng. Bureaucracy and the state in early China: governing the Western Zhou. Cambridge - New York : Cambridge University Press, 2008. P. 381.
  5. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. 1. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): от палеолита до V в. до н.э. М., 2016. C. 482.
  6. Куликов Д.Е. Дун Цзобинь и история открытия иньских гадательных надписей (обзор сведений из двух изданий Цзягу няньбяо и их источников) // Общество и государство в Китае. М. 2016. № 21-2. С. 25-58. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dun-tszobin-i-istoriya-otkrytiya-inskih-gadatelnyh-nadpisey-obzor-svedeniy-iz-dvuh-izdaniy-tszyagu-nyanbyao-i-ih-istochnikov. Дата обращения: 17.09.2019
  7. Комиссаров С.А. Археология Западного Чжоу - 1027-770 гг. до н.э. (по материалам исследований 70-х гг.) // Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние. 1985. С. 86-111.
  8. Комиссаров С.А. Комплекс вооружения Древнего Китая. Эпоха поздней бронзы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. 119 с.
  9. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Вост. лит., 1998. 320 с.
  10. Кожин П.М. Иньские и чжоуские колесницы как палеокультурологическая проблема // Общество и государство в Китае: XXXV научная конференция. Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. М.: Вост. лит. 2005. № 35. С. 5-15.
  11. Ефименко М.В. О социальном и региональном разнообразии западночжоуского общества (на основе выделения керамических комплексов могильника Чжанцзяпо) // 48-я научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. Выпуск 28. Т. XLVIII. ч. 2. М. 2018. № 28-2. С. 9-36.
  12. Zhangjiapo Xizhou mudi (Западночжоуское кладбище Чжанцзяпо). Т. 1. Т. 2. Пекин, 1999. 457 с. + 320 с. м
  13. Zhongguo kexueyuan kaogusuo Fengxifajuedui. 1955-1957 nian Shaanxi Chang’an Fengxi fajue jianbao (Отчет о раскопках 1955-1957 гг. в пров. Шэньси, уезде Чанъань, районе Фэнси) // Kaogu. Beijing. 1959. № 10. С. 516-530.
  14. Hu Qianying. Feng Hao kaogugongzuo sanshinian (1951-1981) de huigu (Ретроспектива 30-ти лет археологических работ (1951-1981 гг.) в районе Фэн-Хао) // Wenwu. Beijing. 1982. № 10. С. 57-67.
  15. Zhao Yongfu. 1961-1962 nian Fengxi fajue jianbao (Отчет о раскопках 1961-1962 гг. в районе Фэнси) // Kaogu. Beijing. 1984. № 9. С. 784-789.
  16. Guo Moruo, Zhao Yongfu. Chang’an Zhangjiapo Xi Zhou tongqiqun (Западночжоуские бронзы из местности Чжанцзяпо в уезде Чанъань). Beijing, 1965. 115 с.
  17. Zhongguo kexueyuan kaogusuo Fengxifajuedui. 1967 nian Chang’an Zhangjiapo Xi Zhou muzang de fajue (Раскопки 1967 г. западночжоуских могил в Чжанцзяпо уезде Чанъань) // Kaogu xuebao. Beijing. 1980. № 4. С. 457-502.
  18. Dai Yingxin. 1979-1981 nian Chang’an Fengxi,Fengdongfajue jianbao (отчет о раскопках 1979-1981 гг. в уезде Чанъань, районах Фэнси, Фэндун) // Kaogu. Beijing. 1986. № 3. С. 197-209.
  19. Zhongguo kexueyuan kaogusuo Fengxifajuedui. 1976-1978 nian Chang’an Fengxi, Fengdongfajue jianbao (Отчет о раскопках 1976-1978 гг. в районе Фэнси уезда Чанъань) // Kaogu. Beijing. 1981. № 1. С. 13-18, 76.
  20. Lu Liancheng. 1984-85 nian Fengxi Xi Zhou yizhi, muzang fajue jianbao (Отчет о раскопках памятников и могил Западного Чжоу в районе Фэнси) // Kaogu. Beijing. 1987. № 1. С. 15-32.
  21. Han Rubin. Zhangjiapo M152 chutu XI Zhou ge de jianding (Характеристика клевцев, обнаруженных в могиле М152 эпохи западное Чжоу, пам. Чжанцзяпо) // Kaogu. Beijing. 1995. № 7. С. 640-642.
  22. Guanli weiyuanhui. Shanxi Chang’an Fengxi Zhangjiapo yizhi de fajue (Раскопки западночжоуского памятника Чжанцзяпо в районе Фэнси, уезде Чанъань, провинции Шэньси) // Kaogu. Beijing. 1964 № 9. С. 441-474.
  23. Zhongguo kexueyuan kaogusuo Fengxifajuedui. Shanxi Chang’an Fengxi Keshengzhuang hangtu jizhi fa ue jianbao (Отчет о раскопках трамбованных фундаментов пам. Кэшэнчжуан, уезда Чанъань, пров. Шэньси) // Kaogu. Beijing. 1987. № 8. С. 34-78.
  24. Lu Liancheng, Chen Chang. Chang’an Fengxi zao Zhou muzang fajue jianbao (Краткие записки о раскопках могил раннего Чжоу в уезде Чанъань, районе Фэнси) // Kaogu. Beijing. 1984. № 9. С. 779-783.
  25. Lu Liancheng, Zheng Wenlan. Chang’an Zhangjiapo M183 XI Zhou dongshimu fajue jianbao (Отчет о раскопках катакомбного погребения М183 Западного Чжоу в уезде Чанъань, дер. Чжанцзяпо) // Kaogu. Beijing. 1989. № 6. С. 524-529.
  26. Liang Xingpeng. Qizhou,Fenghao zhouwenhua yiji, muzang fenqi yanjiu (Исследование памятников и могил Чжоуской культуры из района Цичжоу, Фэн-Хао по периодам ) // Kaogu xuebao. Beijing. 2002. № 4. С. 381-420.
  27. Xi’anshi wenguanhui. Xi Zhou ducheng Fenghao yizhi (Памятники восточных столиц Фэн-Хао Западного Чжоу) // Wenwu. Beijing. 1979. № 10. С. 68-70.
  28. Zhang Genghai. Fengxi chemakeng de huaxue baohu (Химическая защита ям с лошадьми и колесницами района Фэнси) // Wenbo. Beijing. 1992. № 8. С. 94-95.
  29. Zhang Changshou. Lun Jingshu tongqi - 1983-1986 nian Fengxi fajue ziliao zhier (К вопросу о бронзовых сосудах рода Цзин-шу - по материалам раскопок в районе Фэнси 1983-1986 гг. Часть 2) // Wenwu. Beijing. 1990. № 7. С. 32-35.
  30. Zhang Changshou. Shuo “wangjun xue” - 1983-1986 nian Fengxi fajue ziliao zhisi (Обсуждение фразы «ван цзюнь сюэ» - по материалам раскопок в районе Фэнси 1983-1986 гг. Часть 4) // Wenwu. Beijing. 1991. № 12. С. 75, 87-89.
  31. Zhang Changshou. Qiangliu yu guangwei - 1983-1986 nian Fengxi fajue ziliao zhiwu (Украшения цянлю и мешочки с травами - по материалам раскопок в районе Фэнси 1983-1986 гг. Часть 5) // Wenwu. Beijing. 1992. № 4. С. 49-52.
  32. Zhang Changshou. Xi Zhou shiqi de tongqi muqiju - 1983-1986 nian Fengxi fajue ziliao zhiliu (Утварь из бронзы, лака, дерева эпохи Западное Чжоу - по материалам раскопок в районе Фэнси 1983-1986 гг. Часть 6) // Kaogu. Beijing. 1992. № 6. С. 550-558.
  33. Zhang Changshou. Xi Zhou de zangyu - 1983-1986 nian Fengxi fajue ziliao zhiba (Погребальные нефриты эпохи Западное Чжоу - по материалам раскопок в районе Фэнси 1983-1986 гг. Часть 8) // Wenwu. Beijing. 1993. № 9. С. 55-59, 103-104.
  34. Zhang Changshou. XI Zhou de yubing xingqi- 1983-1986 nian Fengxi fajue ziliao zhijiu (Нефритовые изделия в форме ручки эпохи западное Чжоу - по материалам раскопок в районе Фэнси 1983-1986 гг. Часть 9) // Kaogu. Beijing. 1994. № 6. С. 551-555.
  35. Zhang Changshou. Fengxi de xianzhou wenhua yicun (Следы до-чжоуской культуры в районе Фэнси) // Kaogu yu wenwu. Beijing. 2002. № 2. С. 22-27, 34.
  36. Zhang Changshou, Lu Liancheng. Chnag’an Zhangjiapo Xi Zhou Jingshumu fajue jianbao (Отчет о раскопках могилы Цзин-шу эпохи Западное Чжоу в уезде Чанъань, дер. Чжанцзяпо) // Kaogu. Beijing. 1986. № 1. С. 22-27.
  37. Zhang Changshou, Zhnag Xiaoguang. Jingshu mudi suojian Xi Zhou lunyu (Экипажи Западного Чжоу из могилы Цзин-шу) // Kaogu xuebao. Beijing. 1994. № 2. С. 155-172.
  38. Zheng Wenlan. 1987, 1991 nian Shanxi Chang’an Zhangjiapo de fajue (Раскопки 1987, 1991 гг. в дер. Чжанцзяпо уезда Чанъань) // Kaogu. Beijing. 1994. № 10. С. 895-947.
  39. Xu Lianggao, Zhang Liangren. 1992 nian Fengxi fajue jianbao (Отчет о раскопках 1992 г. в районе Фэнси) // Kaogu. Beijing. 1994. № 11. С. 964, 974-983.
  40. Zhang Liyan. Fanghao diqu Xi Zhou muzang fenqi yanjiu (Исследование могил Западного Чжоу района Фэн-Хао по периодам) // Kaogu xuebao. Beijing. 2012. № 1. С. 23-62.
  41. Zhang Liyan. Cong muzang cailiao kan Fenghaodiqu Xi Zhou shiqi de renqun goucheng (Структура населения западного Чжоу по материалам могил памятников района Фэн-Хао) // Huaxia kaogu. Beijing. 2015. № 2. С. 67, 89-98.

© Ефименко М.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах