Становление ведущих ВУЗов США и Ассоциации внешней политики как элементов публичной дипломатии США
- Авторы: Данилов А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 12, № 3 (2020)
- Страницы: 286-291
- Раздел: Современный мир
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/24734
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2020-12-3-286-291
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье автор рассматривает период становления ведущих высших учебных заведений США и Ассоциации внешней политики в качестве элементов экономического, политического и культурного влияния на всемирные политические процессы. Автор данной работы методично и последовательно приводит аналитические, исторические факты, доказывающие косвенное и непосредственное воздействие на внешнюю политику стран. Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью и влиянием негосударственных акторов на мировую политику. По мнению автора, политический курс руководства Соединенных Штатов в первой четверти XX века, ориентированный на более активное включение страны в международную политику и отказ от изоляционизма, что в первую очередь выражалось в отходе от постулатов доктрины Монро и вступлении США в Первую мировую войну, оказали большое влияние на развитие публичной дипломатии США как инструмента, способствующего продвижению интересов страны. Все это потребовало активное вовлечение высших учебных заведений в процесс публичной дипломатии, а также создание новых негосудартсвенных институтов.
Полный текст
Важными компонентами публичной дипломатии в Соединенных Штатах являются так называемые «фабрики мысли», которые активно продвигают американские идеи и ценности за рубежом, проводят комплексный анализ происходящих в мире событий и дают свои рекомендации для государственных органов США, которые ответственны за принятие решений в данной сфере. Масштаб воздействия этого комплекса научно-исследовательских заведений на внутреннюю и внешнюю политику, а также формирование общественного мнения с целью легитимации внешнеполитических действий правительства США и финансовых структур огромен. Стратегия создания фабрик мысли, финансирование и проекты сочетают в себе многогранность и многоуровневость. С одной стороны, они работают в единой связке с правительством и реализует программы, увеличивающие роль присутствия США в мире. С другой стороны, деятельность фабрик мысли по большей части финансируется за счет «филантропических» фондов, поэтому проводимая ими политика учитывает интересы инвесторов. Согласно статистике, в 1913 году средства из федерального бюджета США на образование составили пять миллионов долларов. В этом же году суммы, выделенные Корпорацией Карнеги, превысили 5,6 миллионов. В 20-х годах ХХ века Г. Притчет подготовил список колледжей и университетов, на которые фонд Карнеги должен был обратить особе внимание. Финансовые институты через фонды стали доминирующими инвесторами в высшее образование. Гранты выделялись далеко не во все ВУЗы. «Благотворительность» ограничивалась узким кругом высших учебных заведений. По статистике С.В. Воронина, с 1965 по 1971 годы 49,7% общих «благотворительных» средств выделенных фондами Форда и Рокфеллера приходилась лишь на три ВУЗа - Колумбийский, Гарвардский и Чикагский университеты [1. С. 109]. Основные цели финансовых институтов заключались в поиске талантливых кадров, использовании их идей, стремлении оказывать непосредственное идеологическое влияние на молодежь. Самой главной задачей являлись человеческие ресурсы - «умы», наиболее пассионарная часть молодежи, которая обеспечивала функционирование системы за счет свежих идей. Финансовые институты отдают себе отчет в том, что университеты и колледжи - это кузницы кадров специалистов, от социальной позиции которых во многом зависит эффективность капиталистической системы [2]. Кадры, идеологически подготовленные в ВУЗах, становятся во главе политической власти, обеспечивая интересы финансовых институтов. Исторически одной из первых «фабрик мысли» в США являлся Чикагский университет. ВУЗ основан на средства Джона Д. Рокфеллера, а земля выделена Маршаллом Фильдом. Данное учреждение охватывало различные сферы деятельности [3. Р. 137]. В 1898 году была открыта кафедра бизнеса, в 1902-м - юридическая кафедра. При поддержке Джона Д. Рокфеллера с 1891 по 1893 годы университет выходит на лидирующие позиции в стране. Более того, финансовая поддержка семьи помогает университету преодолеть «Великую депрессию» [4]. Наблюдается активное участие университета в программе «Манхэттенский проект». Ученому из этого университета - Энрико Ферми - удается сделать прорыв в разработке ядерного оружия. Корпорация Карнеги финансировала Колумбийский университет в Нью-Йорке, Стэндфордский университет в Калифорнии, Гарвардский университет в Бостоне. Фонд Форда принял участие в финансировании Калифорнийского Гарвардского, Колумбийского, Мичиганского и Стэндфордского университетов. Следует отметить, что Фонд Форда являлся инвестором в русский научно-исследовательский центр в Гарварде. Примечательным по своему содержанию является исследование Дж. Лайона и Л. Мортона 1965 года «Школы стратегии. Образование и научные исследования в вопросах национальной безопасности» [5. Р. 305]. Автор полагал, что было «две волны» появления научных центров при высших учебных заведениях в США. Первая волна характеризуется периодом с 1950 по 1952 гг. В это время создается «Центр по изучению внешней политики США» при Чикагском университете. В 1951 году «Центр международных исследований» появляется при Принстонском университете. Похожий исследовательский международный центр был также основан в крупнейшем ВУЗе США - Массачусетском технологическом институте, а в Колумбийском университете образован Институт исследований проблем войны и мира. Говоря о второй волне открытия научно-исследовательских центров, подразумевается период с 1957 по 1960 гг. В частности, в 1957 году был образован «Вашингтонский центр научных исследований в области внешней политики». В 1959 году основан «Центр по исследованию проблем разрешения конфликтов» в Мичиганском университете, Центр по международным проблемам при Гарвардском университете, а также запускается программа исследований в области оборы и безопасности. Дж. Лайонс и Л. Мортон отмечали: Крупным источником поддержки для центров п институтов, базировавшихся при университетах, были частные фонды... Зависимость от внешних средств, будь то средства фондов или правительства, вызывает у колледжей и университетов острое соперничество по поводу даров и передает контроль над общими направлениями научных исследований в руки небольшой группы фондов или правительственных чиновников... Они консультируют друг друга, чтобы избежать путаницы и дублирования [5. P. 305]. Финансовые институты через фонды брали под контроль образовательные учреждения США, проводили мониторинг общественного мнения и направляли его. Университеты, возвысившиеся за счет массовых денежных вливаний со стороны фондов, испытывали постоянную необходимость в поддержке со стороны последних. Дары фондов стали настолько важным источником поддержки, что президенты колледжей и университетов зачастую не могут позволить себе игнорировать мнение и пожелания чиновников, распределяющих блага фондов. Они обычно не осмеливаются отказаться от дара, насколько бы несовместимым он ни был с их политикой [6. Р. 42]. Другой исследователь Ф. Ландберг также указывает на зависимость высших учебных заведений от фондов и на невозможность высказывания альтернативного мнения, противоречащего общему курсу фондов. При такой постановке дела организации-получатели едва ли будут высказывать нежелательные социально-экономические или политико-экономические идеи. Более вероятно, что они будут достаточно осторожны и ограничатся высказыванием только безупречно разумных идей, какие можно услышать в высших клубах. Зачастую люди, назначаемые на верховные должности в фондах и финансовых организациях, имели опыт работы в ВУЗах. Например, Макс Мэйсон в 1929 году стад главой фонда Рокфеллера, являясь ранее ректором Чикагского университета. С 1929 по 1951 годы Чикагский университет возглавлял Роберт Хатчинз, который затем продолжил работу в фонде Форда. В 1951 году во главе фонда Форда встал Поль Гофман, который до этого курировал работу в Чикагском университете и владел компанией «Студебеккер». Другой яркий пример - это Макджордж Банди, декан Гарвардского университета, который в 1966 году стал президентом фонда Форда. Таких примеров множество. Все они говорят о тесной взаимозависимости профессорско-преподавательской элиты с элитой финансовой. Отдельного рассмотрения требует история возникновения Института Брукингса. В 1927 году три ВУЗа: Институт правительственных исследований, Институт экономики и Институт для подготовки аспирантов по экономическим проблемам и вопросам правительственной политики объединились в один аналитический центр. Брукингс был сторонником совершенствования управления государства и недопустимости пересмотра доходов между отдельными слоями общества [7. Р. 117]. Фактически Институт выполнял идеологическую функцию в США. В состав Совета попечителей института входили такие видные представители финансовых кругов, как Д. Диллон, Р. Макнамара и т.д. О влиянии института на формирование внешнеполитических акций говорит факт того, что главой Экономического совета при Трумэне был вице-президент Института Брукингса Э. Нурс, в то время как возглавлявшие институт К. Гордон и Ч. Шульце также руководили Бюджетным бюро при Джонсоне и Кеннеди. Также в контексте реализации публичной дипломатии США за рубежом необходимо остановиться на Ассоциации внешней политики (АВП). Основной задачей данного института были осуществление научно-исследовательской деятельности и активного участия в образовании и воспитании. Под руководством журналиста Пола Андервуда Келлога она осуществляла поддержку проекта Лиги Наций. В связи с провалом осуществления данного проекта она была закрыта. Однако уже в 1923 году вновь начала свою работу. Деятельность ассоциации высоко оценивалась со стороны политического руководства страны. Известны высказывания американских президентов, в частности, Джона Ф. Кеннеди: «Сложность и многообразие внешних политических вопросов, стоящих перед США сегодня, делает ставку на грамотном понимании вопросов среди масс граждан ... Я особенно впечатлен подходом, который предпринимает Ассоциация внешней политики» [8]. Фактически ассоциация занималась «просвещением» масс людей и «разъяснением» политической ситуации в мире. «В демократическом государстве правительство функционирует с согласия всего народа. Последнее должно руководствоваться фактами. Ассоциация внешней политики выполняет высокую обязанность в содействии четкого представления фактов мировых проблем и их воздействия на США» [9]. Таким образом, помимо цели влиять на аудиторию функция Ассоциации Внешней политики состояла также в своевременном информировании политической элиты США. Однако информирование касалось не только политической элиты, как мы сможем убедиться, но и экономической. Сразу после образования АВП, как и ВУЗы и научные центры, начала финансироваться фондами. В отечественной историографии упоминаются, в частности, фонд Карнеги и Фонд Форда как наиболее активно участвовавшие в его финансовой поддержке (сама Ассоциация находится в здании фонда Карнеги) [10]. Кроме того, секретарем при ассоциации был также Джон Рокфеллер, а в директорат ассоциации входили представители от фонда Карнеги, «Standard Oil of New Jersey», «Sullivan & Cromwell». Активизация деятельности АВП на мировой арене с целью противодействия «коммунизму» имела место и внутри самих США. В 1954 году началась программа информирования граждан по внешнеполитическим вопросам, которая вошла в историю как «Великие решения» [11]. В наши дни рассматриваются злободневные проблемы современных международных отношений, «просвещение» происходит через Интернет, печать, телевидение. Источником материалов выступает сама АВП, а также некоторые институты и издания, такие как Foreign Affairs, Foreign Policy и Институт Брукингса.
Об авторах
Алексей Витальевич Данилов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: danalessio@ya.ru
студент 1 курса аспирантуры
117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Воронин С.В. «Благотворительные» фонды США. Л.: издательство ЛГУ - 1973.
- Очков М.С., Журихин Э.А., Муромцев В.М., «Филантропические» фонды США в системе власти монополий. М.: Наука, 1978.
- Goodspeed Thomas Wakefield (1916). A History of the University of Chicago. Chicago: The University of Chicago Press.
- “History of the Office”. The University of Chicago Office of the President. November 6, 2008.
- Lyons G. M. and Morton L. Schools for Strategy. N. Y., 1965.
- Wormser R. A. Foundations: Their Power and Influence. N. Y., 1958.
- Guttman D. and Willner B. The Shadow Government. N. Y., 1976.
- Davis Joan C. Foreign Policy, Association 15 Cath. Law. 374 (1969) https://scholarship.law.stjohns.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1723&context=tcl.
- The Brooklyn Daily Eagle from Brooklyn, New York October 17, 1943.
- Овинников Р.С. Уолл-стрит и внешняя политика / Р.С. Овинников. М.: Международные отношения, 1980.
- URL: http://www.fpa.org/info-url_nocat4705/info-url_nocat.html [Электронный ресурс].