Рецензия на книгу Кузнецова В.А. «Потаенные тропы Туниса: жить и рассказывать революцию». М.: ИВ РАН, ГАУГН-ПРЕСС, 2018
- Авторы: Зуева Е.Г.1, Куделин А.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 11, № 4 (2019)
- Страницы: 370-374
- Раздел: Рецензии
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/23440
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2019-11-4-370-374
Цитировать
Полный текст
Аннотация
-
Полный текст
На страницах данного журнала неоднократно звучала тема Туниса, в том числе в форме рецензий на книги, посвященные теме «Арабской весны» в целом [2] и «Жасминовой революции» в Тунисе в частности [3]. Однако сейчас перед нами очень необычная книга. Это не классическое академическое исследование исторических событий, не политологический анализ, не научно-популярное повествование, не журналистское расследование. Данная книга представляет собой, в первую очередь, личное восприятие автором событий, окружающих Тунисскую революцию, через призму его личного опыта и бесед с непосредственными участниками событий. Вместе с тем, данная книга является в полной мере научным междисциплинарным исследованием, которое основано на методологии исторической антропологии и «устной истории». Эти методы позволяют автору книги «дать слово» самим участникам событий, сделать свое повествование живым, интересным и наполненным личными впечатлениями самых различных людей. В тоже время подобный подход в книге сочетается с вдумчивым анализом источников самого разнообразного характера и опорой на ведущие исследования современных ученых о Тунисе. Следует отметить, что книга не была написана «одним духом», она является результатом многолетней работы автора над выбранной темой (скорее даже над несколькими смежными темами), и это позволяет глубоко разобраться в такой сложной теме, как причины, последствия Тунисской революции для тунисского общества и особенности ее восприятия самим этим обществом. Первая часть книги - «Поэтика политики» - была написана автором в 2013 г. и издана как отдельная брошюра. Это была первая попытка осмысления трансформации тунисской политической реальности после 2011 г. Как пишет сам автор, «…хотя базовые его [текста] положения мне и сейчас, четыре года спустя, кажутся верными, появившаяся историческая дистанция позволяет дополнить их новыми выводами» [2. C. 58]. Данная часть, если рассматривать ее отдельно, представляет собой научное эссе, размышление на бумаге об эволюции политической жизни Туниса в революционный и постреволюционный период. В контексте книги данная часть играет роль вступления, которое позволяет нам погрузиться в проблему, и в тоже время показывает первый шаг автора на пути раскрытия выбранной темы. Очень ценно, что автор не скрывает от читателя, а наоборот достаточно детально раскрывает ход своих мыслей. Таким образом, в первой части книги автор отталкивается от наличия трех-четырех этапов эволюции: кризис «постмодернистского нарратива» режима Бен Али (для которого были характерны «типа многопартийность», «как бы выборы» и т.д.), революционная деконструкция и попытка построения «новой искренности», а затем поражение, усиление противостояния в тунисском обществе и «укрепление реалистического нарратива» [2. C. 58]. Таким образом, в этой части книги перед нами предстают, по выражению автора книги, «два типа акторов - старые постмодернисты и новые романтики» [2. C. 59]. Однако углубление автора в тему исследования приводит его к мысли о том, что нельзя концентрироваться только на этих двух группах, и во второй части книги перед нами разворачивается галерея других акторов политической реальности Туниса. Вторая часть книги - «Литературная критика» - состоит из пролога и трех глав. Пролог посвящен событиям 2008 г., антиправительственным выступлениям в шахтерском городке Редейефе в регионе Гафсы. Это были первые события подобного рода за двадцатилетнее правление Бен Али, которые привели к кровопролитию. Регион Гафсы, прилегающий к границе Туниса с Алжиром, неоднократно становился местом антиправительственных выступлений. Сами жители региона считают, что временной отсчет событий тунисской революции нужно начинать именно с этих событий, а не с трагедии 17 декабря 2010 г. в Сиди-Бу-Зида [2. C. 65]. Рассказ о событиях в Редейефе 2008 г. позволяет автору книги вычленить три наиболее значимых, с его точки зрения, нарратива оппозиционной социально-политической мысли в Тунисе - ультралевый (марксистский), племенной и исламистский. При этом особенность подхода автора заключается в том, что каждый рассказ о событиях в Редейефе сравнивается с определенным литературным жанром или приемом. В рассказе с акцентом на левую, марксистскую идеологию автор книги видит классическую драму: «С драматургией классицизма этот нарратив роднит пафос произведения, соблюдение принципов единства места и действия (понятно, что единства времени достичь тут нельзя), характер персонажей, его стиль и композиция» [2. C. 81]. В событиях в Редейефе левомарксистский нарратив видит, в первую очередь, классовый конфликт. Далее в данной части автор раскрывает взгляд на события тунисской революции и ближайшего постреволюционного периода (2011-2014 гг.) с позиций тунисских левых радикалов, которые видели в этом историческом феномене аналог революции 1917 г. в России [2. C. 80]. Второй рассказ о событиях в Редейефе делает акцент на племенную составляющую жизни современного Туниса, в которой автор видит отголоски средневекового магрибинского эпоса. «Так возникает еще одно прочтение событий 2008 г. - как проявление модерна и архаики» [2. C. 143]. Кстати, автор подчеркивает, что данный нарратив чужд интеллектуальным и политическим кругам столицы Туниса или региона Сахель (побережья), но зато очень активно обсуждается на юге страны. Таким образом, читатель узнает о том, что в Тунисе, который считается одной из самых европеизированных и модернизированных стран, все еще сохраняется регионализм и племенное самосознание. Третий нарратив - исламистский - отсутствует в рассказах о событиях в Редейефе 2008 г., и автор книги сравнивает его еще с одним литературным приемом - фигурой умолчания [2. C. 231]. Автор книги пытается разобраться в причинах этого, и поясняет позицию многих тунисцев, которые доказывали, что «на самом деле» революция началась в 2008 г. и ан-Нахды партии исламистского толка в Тунисе там не было» [2. C. 235]. В этом разделе книги автор рассматривает соотношение исламизма и светскости в политической жизни Туниса и описывает эволюцию отношений между ан-Нахдой (партия исламистского толка в современном Тунисе) и светскими политическими партиями. Третья часть книги - «Основная тема» - посвящена проблеме радикализации тунисской молодежи, в рамках данной части автор пытается вскрыть причины перехода Туниса к насилию как инструменту решения политических проблем (это и есть та «основная тема», которая вынесена в заглавие). В финале главы автор раскрывает процесс возвращения Туниса от насилия к политическому диалогу и показывает, почему политические партии Туниса, несмотря на различия в идеологии, в итоге начинают придерживаться единых правил игры. «Испытание революцией, которое перенесла эта страна, привело к укреплению национальной тунисской государственности и формированию национального политического метанарратива, разделяемого постепенно всеми политическими элитами» - резюмирует автор [2. C. 383]. Отдельно необходимо сказать о том, что книга содержит небольшое, но весьма показательное иллюстративное приложение, позволяющее погрузиться в атмосферу революционного Туниса. Подводя итоги, хочется отметить, что книга является по-настоящему новаторским исследованием, сочетающим в себе новейшие тенденции развития исторической науки («устная история») с высоким уровнем востоко- ведческой подготовки автора, которая выражается в использовании оригинальных текстов на арабском языке, в том числе весьма сложных для восприятия (например, тунисский рэп на политические темы). Автору удалось удачно сочетать инновационный подход с традициями отечественной научной школы, что закономерно привело к появлению интересной во всех отношениях книги, которая полезна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Об авторах
Елена Геннадьевна Зуева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: zueva_eg@rudn.university
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Андрей Александрович Куделин
Российский университет дружбы народов
Email: kudelin_aa@rudn.university
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Кузнецов В.А. Потаенные тропы Туниса: жить и рассказывать революцию. М.: Институт востоковедения Российской академии наук; ГАУГН-Пресс, 2018.
- Куделин А.А. Рецензия на книгу «Ближний Восток, арабское пробуждение и Россия: что дальше?» (Сборник статей / Отв. редакторы: В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012. 593 с.) // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2014. № 2. С. 110-114.
- Куделин А.А. Умеренный исламизм в Тунисе и Египте после «Арабской весны» 2011 г. Рецензия на книгу: М.Ф. Видясова, Т.И. Гасанбекова. Двуликий Янус умеренного исламизма. Послереволюционная борьба в Тунисе и Египте. М., 2013. 140 с. // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2014. № 3. С. 125-129.