«Эдикт Фонтенбло» и его историческое значение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается эдикт Фонтенбло, подписанный Людовиком XIV 17 октября 1685 г. Этот государственный акт подвел черту под политикой веротерпимости во Франции той эпохи. Благодаря Генриху IV и его Нантскому эдикту (1598 г.), Франция стала страной, юридически признавшей конфессиональную разобщенность, что позволило завершить религиозную войну, которая истощала государство. Нантский эдикт, признававший права гугенотов, был назван «вечным» и «безотзывным». Однако, с усилением королевской власти, подчинение протестантизма казалось гарантией порядка и стабильности во французском королевстве, обеспечивая религиозную унификацию страны. Текст эдикта публикуется на русском языке впервые (см. приложение № 1) в переводе Н.А. Новодержкина.

Полный текст

Эдикт, подписанный Людовиком XIV 17 октября 1685 г. и зарегистрированный спустя пять дней парижским парламентом, подвел черту под политикой веротерпимости во Франции. Официальное название документа «Эдикт об отзыве Нантского эдикта» передает смысл этого законодательного акта. Во французскую историю это событие так и вошло под названием «отзыв» (revocation), а в российской исторической литературе именуется «Эдикт Фонтенбло» [1; 2; 3]. Несмотря на известность этого исторического документа, до сих пор не было перевода полного текста эдикта на русский язык. За образец перевода с французского языка был взят опубликованный на русском языке текст Нантского Эдикта, чтобы подчеркнуть преемственность этих документов. В статье и переводе «Религия, называющая себя Реформаторской» (Religion Pretendue Reformee) сохраняет аббревиатуру «R.P.R.», т.к. таким образом она чаще всего обозначается в современной исторической литературе при переводе с французского языка [4]. Сам «Эдикт Фонтенбло» является довольно коротким документом и состоит из преамбулы и двенадцати статей. В преамбуле Людовик XIV объясняет, что преждевременная смерть Генриха IV помешала ему осуществить свое намерение воссоединить Церковь и объясняет свое решение вернуться к этому вопросу: «Мы, с благодарностью Богу, видим, что наши усилия закончились поскольку, лучшая и большая часть наших подданных указанной религии, именующей себя реформированной (R.P.R.), стали католиками» и однозначно выражает свое желание «…полностью стереть память о волнениях, путаницей и злом связанных с развитием этой ложной Религии…» [8. С. 531-532]. В первой статье эдикта Людовик XIV обобщает содержание «Эдикта Фонтенбло» и подчеркивает отзыв не только «Нантского Эдикта», но и всех других принятых законов и деклараций: «…Эдикт нашего деда-короля, подписанный им в Нанте в апреле 1598 года, со всеми его статьями и их частями, выданными письмами, а также Эдикт, подписанный в Ниме в июле 1629 года… ликвидируем все уступки, сделанные как этим, так и другими эдиктами, декларациями…». Еще раз формулирует главную цель эдикта: «…чтобы все храмы R.P.R…. были бы немедленно снесены» [8. С. 532]. Статьи вторая и третья запрещают протестантское богослужение: гугенотам «...более не собираться для отправления cлужбы вышеуказанной религии»; особо запрещается дворянам проводить богослужение «…в их домах и землях…». Обозначено наказание «…в виде лишения свободы и конфискации имущества» [8. С. 532]. Пасторам Реформаторской церкви посвящено три статьи: статья четвертая предписывала им прекратить свои проповеди и признать Римскую католическую церковь либо в течение пятнадцати дней покинуть королевство. Эта же статья определяет и наказание для ослушавшихся - ссылка на галеры. Эдикт предусматривает льготы для обратившихся пасторов, а также их вдовам. Статья пятая сохраняет за обратившимися пасторами налоговые льготы и освобождение от драгонад (1), введенных в практику государственным секретарем по военным делам Франсуа Мишелем Летелье, маркизом де Лувуа [3. С. 157]: «…освобождены от тальи (2) и от проживания военных». Статья шестая предусматривает льготы на тот случай, если они захотят стать юристами или получить степень доктора права: «…освобождены на три года от экзаменов… будут утверждены в докторской степени, заплатив только половину от положенного» [8. С. 532-533]. Детям в протестантских семьях посвящены седьмая и восьмая статьи «Эдикта Фонтенбло». Запрещая школы для детей и всякое влияние на детей в духе Реформаторской религии, закон приказывает родителямпротестантам отвести детей в церковь и заплатить штраф, а также обязывает приходских католических священников крестить всех детей протестантов и воспитывать их в католической вере. Судьям на местах предписывается следить за этим [8. С. 533]. Статья девятая прописывала порядок возвращения тех протестантов, которые оказались за пределами королевства «…в течение четырех месяцев, со дня оглашения, они могут вернуться домой и владеть своим имуществом… те, кто в течение четырех месяцев не вернется… будут покинуты, и все оставленное ими будет конфисковано…» [8. С. 533]. Далее, в десятой статье эдикта, предписывалось протестантам покинуть королевство и «…сделать это быстро под страхом наказания отправления на галеры мужчин и конфискации, и лишения свободы для женщин» [8 С. 533]. В статье одиннадцатой Людовик XIV еще раз подтверждает свое желание строго соблюдать подписанный им эдикт. Компромиссная двенадцатая статья разрешала протестантам сохранять свою веру при полном запрете отправлении культа, «ожидая, что Бог просветит их» [8. С. 534]. Как указывает американская исследовательница Маргарет Максвелл, по мнению властей, религиозное верование без публичного богослужения было бы настолько пустым и бессмысленным, что оно не могло бы поддерживаться и передаваться следующему поколению, а превратилось бы не более чем в дело чести или личного мнения [12]. В 1985 г. историческое сообщество в память о трехсотлетней истории этого документа подчеркнуло его значение для изучения истории религиозной терпимости [12. С. 24]. Истинная терпимость в смысле разделения церкви и государства была невозможна во Франции XVII в. [7. C. 25]. Терпимость как позитивный термин, как принцип, который допускает существование различных практик и верований без вмешательства извне, возникла только в XVIII в., в эпоху Просвещения. Аугсбургский религиозный мир 1555 г. утвердил принцип, согласно которому подданные того или иного государя должны были исповедовать его религию: чья власть, того и вера (cuius regio, eius religio). Однако данная доктрина не применялась за пределами Священной Римской империи Германской нации [2]. Благодаря Генриху IV Франция стала исключением, образовав «симфонию двух религий». Нантский Эдикт 1598 г. стал самым известным примером юридического признания конфессиональной разобщенности и завершил религиозную войну, истощавшую государство. Этот компромисс, по существу, означал признание веротерпимости [1. С. 203; 6. С. 219]. После Тридцатилетней войны многие страны Европы принимают положения Аугсбурского религиозного мира, и следовать принципу cuius regio, eius religio стремятся все европейские государства. Эдикт, подписанный в 1598 г. Генрихом IV в Нанте, названный «вечным» и «безотзывным», отменяется эдиктом, подписанным в Фонтенбло в 1685 г. Являясь обычным государственным документом того времени, «Эдикт Фонтенбло» имел и некоторые новые черты: он охватывал «поколение в поколении» [10. С. 439], т.к. позже ни Декларации 1715 г. и 1724 г., ни Эдикт 1787 г., которые усиливали светский характер государства, не вернули в страну протестантов. Принятие Версальского эдикта о веротерпимости 1787 г. (за два года до Французской революции) восстановило равные гражданские права протестантов и католиков во французском обществе [5]. Как отметил американский историк Ричард Голден, «Эдикт Фонтенбло» является примером религиозной нетерпимости, нормальной для европейской цивилизации того времени [9. С. 2]. Общественное мнение, государственные органы, Парламенты, провинциальные штаты (особенно провинциальные штаты Лангедока), духовенство, - все эти общественные силы желали подавления кальвинизма, и каждая из них с удивительным упорством и неистовством добивались поставленной цели [3. С. 196]. Знаменитый английский философ, один из теоретиков Просвещения и либерализма, Джон Локк в работе о судьбе протестантов во Франции - «Письма о веротерпимости», написанное через несколько месяцев после появления «Эдикта Фонтенбло», подтверждает это [11]. Во Франции XVII в. сложился парадокс: Нантский Эдикт - это первая победа абсолютизма, благодаря которой Генрих IV смог навязать католикам представление о реформированной религии (R.P.R.), а протестанты стали безусловными сторонниками абсолютизма. Этот же абсолютизм приводит веком позже к гибели двухрелигиозной системы, но не в качестве мести католицизма, а как триумф религии короля. Однако этот триумф ослабил политическую модель. Сомнения возникли в отношении функционирования такой модели абсолютной монархии, и критика зачастую исходила уже от гугенотов, когда-то убежденных сторонников этого абсолютизма. За пределами Франции эта дата - 1685 год - имела глобальное значение. Она символично инициирует передачу превосходства, которое постепенно перейдет от Франции к Великобритании и, в более широком смысле, к англо-саксонскому миру. Этот переход лидерства сопровождался изменением модели управления: упадком абсолютной монархии, на смену которой приходили другие политические модели. Примечания 1. Драгонады (фр. dragonnades) - принудительный постой войск, в основном драгунских полков, в домах гугенотов, применявшийся французским правительством с 1681 по 1685 год, в целях принуждения протестантов к переходу в католичество. Следствием размещения войск становилось массовое разорение хозяйств, принадлежащих гугенотам, и террор против населения. 2. Талья (фр. taille) - с XVII в. прямой налог французского королевства, обеспечивающий до 50 % доходной части государственного бюджета. Изначально талья возникла из феодального права сеньора требовать денежной «помощи» от вассалов и подвластных крестьян.

×

Об авторах

Николай Алексеевич Новодержкин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novoderzhkin1993@gmail.com

аспирант кафедры Всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Елена Анатольевна Попова

Российский университет дружбы народов

Email: e-popova@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т. 3. От Средних веков к Новому времени (XVI-XVIII вв.). М.: КДУ, 2015. 606 с.
  2. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Развитие культурных и социальных отношений. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2015. 560 с.
  3. Лысяков В.Б. Людовик XIV и церковь // Французский ежегодник 2004. Формы религиозности в XV - начале XIX вв. М., 2004. С. 135-161.
  4. Птифис Ж.-К. Людовик XIV. Слава и испытания. СПб.: АСТ, 2008. 382 с.
  5. Ферро М. История Франции / Пер.: Г. Беляева, В. Ковалев, В. Ковалева, Е. Морозова, Екатерина Пичугина, Т. Пошерстник, Н. Силкина, П. Тимофеев. М.: Весь мир, 2015. 832 с.
  6. Bonheur G. Henri Quatre. Paris. Edions Ramsay. 1977. 222 p.
  7. Dompnier B. Le venin de l'hérésie: image du protestantisme et combat catholique au XVIIe siècle. Paris: Le Centurion, 1985. 277 p.
  8. Edit portant révocation de l’édit de Nantes. Fontainebleau, octobre 1685 // Recueil Général des Anciennes Lois Françaises depuis l’an 420 jusqu’a la révolution de 1789. Tome XIX. 1672-1686. Paris: Librairie de Plon Frères. P. 530-534. Текст воспроизведен в авторском переводе Новодержкина Н.А.
  9. Golden R.M., Introduction. In: The Huguenot connection, the Edict of Nantes. its revocation. And early French migration to South Carolina / Ed. by R.M. Golden. Kluwer Academic Publishers. Dordrecht - Boston - Lancaster, 1988. P. 1-27.
  10. Joutard Ph. La révocation de l’édit de Nantes ou les faiblesses d’un Etat. Paris, Gallimard. 2018. 555 p.
  11. Locke J. A Letter Concerning Toleration. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikisource.org/wiki/A_Letter_Concerning_Toleration (дата обращения: 11.10.2018).
  12. Maxwell M. The Division in the Ranks of the Protestants in Eighteenth Century France // Church History. Cambridge University Press on behalf of the American Society of Church History. Vol. 27, № 2 (Jun., 1958). P. 107-123.
  13. Sutherland N. M. The Crown, the Huguenots, and the Edict of Nantes // In: The Huguenot connection, the Edict of Nantes. its revocation. And early French migration to South Carolina / edited by Richard M. Golden. Kluwer academic publishers Dordrecht / Boston / Lancaster. 1988. P. 28-48.

© Новодержкин Н.А., Попова Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах