Проблемы современного общества и этнический сепаратизм в Северо-Восточной Индии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Речь в данной статье идет о Северо-Восточной Индии, о современных проблемах ее социально-экономического развития в условиях, связанных с многолетними проявлениеми этнического сепаратизма. Основная цель работы - системный анализ и выявление ключевых факторов и причин, способствующих сохранению сепаратизма в СВИ, а также поиск ресурсов, определяющих стратегию Индии в решении проблемы. Первая часть статьи посвящена особенностям сепаратизма в регионе, который во многих отношениях остается закрытым и мало изученным. Кроме того, весьма подробно анализируются негативные умонастроения определенной части населения СВИ, которое не без оснований упрекает Дели в «дискриминации» и неспособности решить многочисленные проблемы региона. В дальнейшем автор уделил подробное внимание этим проблемам современного общества СВИ (этнические, демографические, экономические, транспортные, социальные и так далее) и мерам, которые предпринимает индийское правительство по их решению.

Полный текст

Введение Когда говорят об Индии, упоминают ее цивилизационный потенциал, успехи экономического развития, культурные, географические особенности, значительный человеческий потенциал. Путь становления Индии как единого государства имеет свои особенности и связан с определенными трудностями в связи с мультиэтническим разнообразием. Возможно, эта проблема и дает, с одной стороны, эффект мощного рывка в развитии, с другой стороны, не позволяет полноценно раскрыться потенциалу индийского государства. © Михайлов С.А., 2019. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ Индия - это страна с неурегулированными национальными проблемами, сепаратистскими движениями, тем не менее, сохраняющая свою национальную идентичность в условиях глобализации и проблем мирового сообщества. Государство, не позволяющее «растащить страну по национальным квартирам», и в этом вопросе занимающее отнюдь не либеральнодемократическую позицию. В течение десятилетий она проводит последовательно однозначную и жесткую политику по отношению ко всем сепаратистки настроенным регионам, в том числе и СВИ. Этнополитический конфликт в Индии следует рассматривать как классический, связанный с процессами национального строительства в условиях вынужденного этнического объединения в единое государство различных народов и народностей. Исследование проблемы Проблемы этнического сепаратизма в СВИ, болезненная адаптация многочисленных «малых» народов в общее единое государственное пространство кроются в форсированных методах слияния разрозненных по национальному, языковому и культурному признаку регионов. Было бы не совсем верным объяснять ситуацию всего лишь одной исторической «несправедливостью» присоединения СВИ к Индии, как считают немало жителей региона [1]. Декларация БДП о создании «хинду раштра» (государства индусов) стала точкой отсчета неповиновения и сепаратизма по всей Индии, вызвав мощный всплеск националистических настроений. Культивирование национальной исключительности в таком многонациональном государстве, как Индия, чревато ростом сепаратизма. Тем не менее, со временем конфликт трансформировался в стадию «медленного горения», но обнажил ряд объективных причин, которые до сих пор формируют сепаратистские настроения в Ассаме и Бодоленде, Манипуре, Нагаленде, Аруначал-Прадеш, Мегхалае. Одной из важнейших причин является социально-экономическое отставание этих регионов от других территорий Индии. Казалось бы, что сепаратизм как явление имеет общие причины и законы вне зависимости от национальных особенностей, степени развития общества, экономического или социального положения. Тем не менее, сепаратизм в СВИ имеет свой рисунок и отличается от, скажем, европейского, ближневосточного или какого-либо иного его проявления. Хотя бы потому, что развивается в условиях уникального мультиэтнического общества, в довольно замкнутом пространстве, не выплескиваясь за внутренние рамки своего сообщества. Безусловно, многообразие общества несет определенный дополнительный бонус развитию культуры, искусства и других сфер жизнедеятельности. Однако путь к консенсусу слишком сложен, когда затронуты жизненно важные сферы жизнедеятельности, и связано это с различными видами ограничений для многих народов, населяющих Индию. Проблема страны - в ее невероятной перенаселенности, многонациональности и конфессиональной структуре. Население Индии насчитывает более 1 млрд 340 млн человек, и рост этот продолжится еще не одно десятилетие [2]. В стране проживают десятки тысяч каст и подкаст, говорящих как минимум на 1562 языках, относящихся к разным лингвистическим группам. Число признанных государственных языков выросло до 25 [3]. Сложный конфессиональный состав только ухудшает ситуацию [4]. Таблица 1 Религия Количество последователей (2019) % от общей численности населения 2019 2008 Индуизм 1 099 933 480 80,5(+) 79.5 % Ислам 199233234 14,4 (+) 13,4 Христианство 34 589 103 2,5 (+) 2,3 Буддизм 11 068 513 0,8 Другие 31 821 975 2,3 Народные верования 6 917 821 0,5 (+) 0,1 Неудивительно, что в таких условиях интересы малочисленных национальных общин вступают в противоречие с государственными структурами, стремящимися унифицировать национальное пространство. В таких условиях поиск возможностей объединения людей, живущих на территории современной Индии, представляется довольно сложной задачей. К сожалению, народы этого региона оказались заложниками межэтнических, межрелигиозных, межгосударственных противоречий, и следует признать, что оптимально взвешенное решение этой проблемы неоправданно затянулось на многие десятилетия. Мировой опыт других стран, столкнувшихся с проблемами сепаратизма, предполагает длительный этап противостояний, с возможными отступлениями в ту или иную сторону. СВИ - взрывоопасный район, способный поставить под сомнение национальную безопасность Индии и ее территориальную целостность. Так или иначе, сепаратизм в СВИ на сегодняшний момент имеет внутреннюю природу. Недовольство положением «изгоев» провоцирует радикально настроенное население на беспорядки и протесты. В условиях информационного общества, доступности социальных сетей сложно оставаться в неведении относительно собственного уровня развития. В СВИ же фактор исторических предпосылок и претензий доминирует в сознании населения и служит питательной средой для возбуждения национальных амбиций в ущерб экономическому, социальному, культурному и развитию. На протяжении долгих лет в сознании местного населения укреплялось мнение о том, что жители этих территорий подвергнуты длительной и несправедливой дискриминации со стороны властей [5]. Численность коренных жителей СВИ составляет около 46 млн человек (2019), они делятся более чем на 100 национальных групп. В их число входят народности с численностью менее чем 20 тыс. человек [6]. В расовом, культурном языковом отношении СВИ представляет крайне разнородное сообщество, не случайно рядом официальных постановлений он признан особой территорией. Культурно-лингвистические, а также исторические атрибуты идентичности не позволяют этим народам «раствориться» в Индии и в то же время препятствуют интеграции в единое государственное пространство. Ассимиляция еще со времен английской колонизации не дала существенных результатов, но и притязания этих народов на государственное самоопределение не имели ровно никакого положительного успеха. Состав населения достаточно разнороден и не имеет этнического большинства в региональном масштабе. Наиболее многочисленными являются ассамцы и бенгальцы, менее - нага, мизо, кхаси и другие. Конфессиональный состав не менее сложен, поскольку представляет последователей разнообразных религиозных течений. Религиозное большинство - индуисты Ассама и Трипура. Христиане по большей степени проживают в штатах Мегхалая - 64% населения, Мизорам - 85%, Нагаленд - 87%. Мусульмане представлены в штатах Ассам, Нагаленд [7]. Отправной точкой проблем региона, по мнению определенной части населения СВИ, принято считать 1947 год, когда в момент получения независимости и завершения британского правления территориальные противоречия решались силовыми методами, без учета интересов многочисленных народов, населяющих эти территории. Трудно не согласиться с лидерами сепаратистов, что игнорирование интересов коренного населения, экономическое развитие региона по остаточному принципу, жесткое подавление инакомыслия на долгие годы исключило позитивное взаимодействие. Основной целью Дели являлось сохранение единого государственного пространства любой ценой. Как правило, власть любой страны редко признает ошибочность своей деятельности, некоторые исследователи считают, что правящая элита сознательно проводила политику, исключающую любые проявления либерализма в отношении СВИ с целью подавления протестных настроений. Такая стратегия при отсутствии программ экономического возрождения представлялась ошибочной по отношению к региону. Очевидно, что метод кнута и пряника - не путь решения проблем сепаратизма в Индии. Дели в некотором смысле шел по пути небрежения социальными интересами населения региона СВИ. Стоит ли удивляться, что путь компромисса растянулся на десятилетия и привел к затяжному обострению межэтнических и межконфессиональных проблем, разрушению привычного уклада жизни и присущей народам СВИ модели идентичности. Тем не менее, время «закрытых глаз» уходит в прошлое, и упрекнуть нынешнее правительство Нарендры Моди в бездействии было бы неверным. Но накопилось слишком много проблем, и даже постоянная и планомерная работа не способна решить застарелые проблемы в одночасье. Анализируя программные заявления руководителей всех ветвей федеральной власти об экономическом положении в СВИ, следует признать требования населения обоснованными. Нет ни одного направления, в котором бы не существовало системных проблем. Очевидно, что они не решались десятилетиями. Показателен факт приезда Н. Моди в Манипур и Мегхалаю в 2016 году впервые за 30 лет [8]. Этот пример как нельзя лучше иллюстрирует сложившееся отношение к СВИ. Наследие прошлых лет, отставание по всем параметрам жизни существенное. Это во многом объясняет причину народного недовольства и поддержку сепаратистских устремлений в штатах Ассам, Нагаленд и т.д. Говоря об уровне жизни ассамцев, бодо, мизо и других народов СВИ, следует признать, что здесь важен и фактор географии. Кажется, что сама природа испытывает их на прочность. Территория региона - это по большей части труднодоступные горные территории, оторванные от основной страны, что само по себе является фактором, усложняющим жизнь местного населения. Природные катаклизмы здесь нередки, что подвергает жизнь местного населения серьезным испытаниям, нарушая привычный уклад жизни. Так, например, известное разрушительное землетрясение 1950 года в Ассаме (8,5 баллов по шкале Рихтера) до сих пор отзывается последствиями. В результате речной эрозии, продолжающейся и поныне, было утрачено около 6 тысяч кв. км земли. Под ударом стихии оказались тысячи семей, ставших безземельными и бездомными. Печальной участи подвергся уникальный речной остров, паломнический Центр вишнуитского культурного наследия в Ассаме. Площадь острова в результате наводнений и эрозий сократилась с 709 (1949 год) до 524 кв. км (2011 год) [9]. Сложный географический рельеф не позволяет иметь качественную транспортную систему, по сути лишая местное население естественного права на передвижения. Дороги в условиях крайне влажного климата СВИ размываются и неспособны полноценно функционировать. Население долгие годы ждет разрешения транспортной проблемы, и трудно отказать им в желании иметь современную транспортную систему (автомобильную, ж/д, водную и воздушную). Решение этой проблемы поможет в преодолении не только транспортной, но и психологической «оторванности» региона от основной Индии. Наблюдаемое в последние годы быстрое развитие транспортного сообщения пока не решает ее на 100%. Серьезнейшей проблемой, нивелирующей усилия правительства Моди, является сложная демографическая ситуация в СВИ, впрочем, как и повсеместно в Индии. С 1901 по 2019 годы население региона увеличилось более чем в десять раз [10]. Причиной столь значительного увеличения численности населения является естественный прирост населения за счет высокой рождаемости, в том числе внутренняя миграция людей из соседствующих со СВИ районов, а также соседних государств (Бангладеш, Мьянма). Сложная ситуация наблюдается в штатах Ассам и Трипура. Скученность населения вызывает радикализацию и маргинализацию населения, дискриминацию незащищенных слоев общества. Так, например, в Трипуре, где плотность населения высока, фиксируется рост преступности, растет уровень дискриминации и насилия в отношении женщин [11]. Таблица 2 Штат Население (оценка, 2019) Площадь (кв.км) Плотность (чел / кв.км) Аруначал-Прадеш 1,383,727 (0,11%)* 83,743 (2,55%)* 17 Ассам 31,205,576 (2,58%) 78,438 (2,39%)* 398 Манипур 2,570,390 (0,21%) 22,327 (0,68%)* 115 Мегхалая 2,966,889 (0,25%) 22,429 (0,68%)* 132 Мизорам 1,097,206 (0,09%) 21,081 (0,64%)* 52 Нагаленд 1,978,502 (0,16%) 16,579 (0,5%)* 119 Сикким 610,577 (0,05%) 7,096 (0,22%)* 86 Трипура 3,673,917 (0,3%) 10,486 (0,32%)* 350 Вся СВИ 45,486,784 (3,76%) 262,179 (7,98%)* 173 Вся Индия 1,210,569,573 3,287,263 382 Протестные настроения в виде уличных беспорядков, забастовок, блокад дорог стали обыденным явлением во многих штатах. Отсутствие должной безопасности в СВИ связано, прежде всего, с сохраняющейся террористической угрозой со стороны повстанческих группировок. И хотя за последнее десятилетие прогресс очевиден, количество инцидентов остается угрожающим в штатах Манипур, Ассам, Нагаленд [12]. Таблица 3 МВ Д И нди и о ситу а ци и с безопа сно ст ью в СВИ Штаты Инциденты Погибшие граждане 2009 2018 2009 2018 Аруначал-Прадеш 53 37 3 1 Ассам 424 28 152 7 Манипур 659 127 81 8 Мегхалая 12 15 3 4 Мизорам 1 3 1 0 Нагаленд 129 42 16 3 Трипура 19 0 8 0 Требования населения к власти связаны с обеспечением гражданской защиты, снижению уровня криминогенной опасности и реализации права на мирное существование и деятельность. Успехи Дели в решении данной проблемы очевидны. Практически в десять раз уменьшилось количество инцидентов, погибших гражданских лиц, сотрудников МВД Индии. Однако полностью остановить насилие индийские власти пока не в состоянии [13]. Таблица 4 Год Инциденты Погибшие радикалы Задержанные радикалы Погибшие военные Погибшие граждане Добровольно сдавшиеся радикалы Радикалы, захваченные с оружием радикалы 2009 1297 571 2162 42 264 1109 420 2017 308 57 995 12 37 130 27 2018 252 34 804 14 23 161 58 2019* 136 6 556 4 16 45 14 * на момент 31.07.2019 Развитие экономики, трудовая занятость, отсутствие безработицы, - то, чего исторически не хватает в СВИ. Потенциал экономического развития здесь низок. Географические особенности ограничивают возможности развития, тем не менее, когда-то тот же Ассам достаточно динамично развивался, по праву гордясь своими знаменитыми чайными плантациями. Ссылки на природные и антропогенные (миграционные) причины не могут быть убедительными, поскольку СВИ знал времена соразмерного экономического развития относительно других регионов страны (вплоть до 1947 года). Длительное экономическое отставание в период независимой Индии служит дополнительным фактором раздражения, ностальгии по временам Британской Индии, когда ряд территорий (ввиду близости к тогдашней столице Калькутте) считались довольно развитым регионом (по меркам Британской Индии). Последовавшие далее исторические и политические события предопределили отставание СВИ и препятствовали развитию региона. К ряду объективных причин для этого можно отнести: (1) раздел страны, ставший причиной разрыва экономических связей в условиях распада единой транспортной системы, связывающих СВИ с остальной частью страны, только частично преодоленной в наше время; (2) Китайское вторжение 1962 года - НОАК оккупировала Аруначал-Прадеш, обострив политическую и экономическую ситуацию. Как следствие, наблюдался отток инвестиций ввиду нестабильной политической ситуации; (3) Война в пограничной Бангладеш (1971) - приток мигрантов и беженцев захлестнул штаты СВИ, вызвав необратимые демографические изменения. Усилился рост повстанческих движений в штатах Ассам, Мегхалая, Трипура и Манипур. Нагаленд и Мизорам еще с 1950-х были затронуты экстремизмом [14]. Когда заходит речь об экономике региона, приводится много доводов и факторов, как будто бы объясняющих причину недостаточного развития промышленности региона: бедность природного потенциала; отсутствие необходимых руд промышленно полезных металлов (железо, алюминий, медь, цинк, олово, свинец и никель и др.); малые запасы угля и его низкое качество, не позволяющее его применение в промышленном масштабе. Наблюдается низкий уровень энергетического обеспечения как промышленных, так и бытовых объектов. Для жителей многих штатов непрерывное энергоснабжение в течение 18 часов уже является серьезным достижением. В свою очередь, низкий уровень энергообеспечения предопределяет отсутствие возможностей для функционирования крупных промышленных предприятий. В восьми штатах есть только четыре НПЗ и два нефтехимических комплекса (при 46-миллионном населении) [15]. Экономика при практически полном отсутствии промышленных производств представлена по большей степени сельским хозяйством [16]. Таблица 5 Шта т Эко но м ик а Аруначал-Прадеш 35% населения штата заняты с/х, доля обрабатываемых ирригацией земель - 17%; доля земель, занятых лесом - 62%. Основная с/х культура - рис. Ассам 63% работающего населения штата заняты с/х и смежными отраслями; доля лесных угодий - 23%. Основная с/х культура - рис. Манипур 88% «горного» и 60% «равнинного» населения штата заняты в с/х и смежных отраслях, животноводство, рыболовство и лесоводство. Мизорам 60% населения штата заняты в с/х. Мегхалая 80% населения штата заняты в с/х. Основная с/х культура - рис, фрукты. Нагаленд 85% населения штата заняты в с/х. Трипура Основные с/х культуры - рис, джут, хлопок и чай, сахарный тростник, горчица и картофель. Развитие сельского хозяйства СВИ на уровне личных подсобных хозяйств отражает современные тенденции правительства Индии в данном вопросе. Однако при отсутствии современных агропредприятий регион испытывает определенное напряжение, поскольку вряд ли способен обеспечить продовольствием свое население. Повсеместно наблюдается сокращение пахотных земель в результате перенаселенности, при этом новые земли не осваиваются, отсутствует система ирригационных сооружений. Довольно низка продуктивность основной сельскохозяйственной культуры - риса. Слабо используются химические удобрения, сертифицированные семена и хороший посадочный материал. Неотработана логистическая система, отсутствуют современные системы хранения и переработки, оборудованные современные рынки. Местная власть не в состоянии справиться с этими проблемами, и при этом требует государственного регулирования и поддержки. Сопутствующим и усугубляющим проблемы региона фактором является слаборазвитая финансовая база. Соотношение займов и депозитов составляет менее 50%. Отсутствие банковских кредитных средств и инвестиций в условиях нестабильности - явление обыденное, поскольку инвестировать в политически нестабильные регионы рискованно [17]. Экономическая либерализация, проводимая правительством Индии в разные годы, не оказала какого-либо заметного влияния на экономическое положение в СВИ даже относительно других регионов страны. Недостаточная положительная динамика экономического развития оказывает негативное влияние и на социальные показатели. В частности, система здравоохранения в СВИ находится на низком уровне. Реализация новых инициатив и проектов в этой сфере на современном этапе уже не является достаточной. Несмотря на позитивные тенденции, у населения штатов отсутствует возможность в полной мере получать квалифицированную медицинскую помощь на местах. Однако в рамках политики Н. Моди по строительству «Центров здравоохранения общин» (Community Health Centers, CHC) открываются новые медцентры, выравнивается соотношение пациентов и врачей [18]. Таблица 6 Данные Министерства информации Индии CHC 308 PHC 687 FRU (First Referral Unit - «Центр медицинской справочной информации») 141 Проект “Национальная медицинская миссия” (National Healh Mission, NHM) 215 экспертов 1358 медработника 3653 фельдшера, 6275 медсестер « Мо б ил ьные м едици нски е цент ры » (в сист ем е FRU) 187 Амбулаторные центры 703 Если говорить об образовании, как ни странно, уровень грамотности в СВИ достаточно высок и не выпадает за нижнюю черту в среднем по стране, а в таких штатах, как Мизорам и Трипура, он рекордно высок. Мизорам находится в числе лидеров, занимая третье место в стране. Уровень грамотности неуклонно растет, например, в Трипуре был зафиксирован рекордный рост показателей - 14% (с 73,2 до 87,2%) [19]. Уровень грамотности (данные всеиндийской переписи 2011 г.) Аруначал-Прадеш 65,38% Таблица 7 Асса м : 72,09% Манипур 68,87% Мизорам 91,33% Мегхалая 75,48% Нагаленд 74,43% Трипура 87,22% Вся Индия (в среднем) 72,14% (2016) Однако образовательный потенциал мало востребован в условиях отсутствия промышленной базы, и 60% населения заняты в низкотехнологичных отраслях. В ситуации откровенной бедности протестное движение будет сохранять актуальность. Стоит также отметить, что претензии населения региона связаны с недостаточными возможностями изучения родных языков. Как и в других сферах, сфера педагогики испытывает нехватку кадров, в том числе и национальных. Этот вопрос ставится во главу угла местными националистическими и общественными организациями. Недостаточен выпуск местной литературы, периодической печати, отсутствует система телеи радиовещания. Как считают общественные деятели СВИ, только используя образовательные и культурные возможности, «племена штата могут быть возвращены к истокам, праву национальных меньшинств и племен в изучении истории своего народа, что послужило бы возрождению культуры, чувству идентичности и гордости» (Индира Ойнам, организация «Женщины Манипура за мир» [20]. Чувство гордости, о которой ратуют лидеры национальных движений, не возникает, если их гражданские права ущемляются. Национальные меньшинства подвергаются дискриминации и на уровне коренного большинства. Эта проблема не решается десятилетиями. В качестве примера - ситуация с народом чакма в штате Аруначал-Прадеш. В течение 50 лет им не предоставляют индийское гражданство, сохраняя статус мигрантов [21]. И таких примеров в регионе множество. Безусловно, проблемы гражданской дискриминации остаются острыми, вызывая социальную напряженность. Тем не менее, в последнее время заметна тенденция роста самоуважения, правовой грамотности, использования конституционных прав. Заключение То, что сепаратизм в СВИ продолжает оставаться проблемой, вызванной прежними серьезными просчетами внутренней политики Дели, вполне очевидно. Высокий уровень социальной напряженности, слабая экономическая база предполагает наличие протестного электората с мощным конфликтным потенциалом. Так или иначе, Индия всегда выступала в роли жесткого регулятора всех происходящих в СВИ процессов, следовательно, в ее возможностях искоренять перегибы в отношении населения региона. Отставание в развитии СВИ предопределено рядом объективных причин и факторов. Высокий прирост населения, слабая экономическая база объективно не позволяет быстрыми темпами снижать уровень бедности. Современное состояние дел требует значительных усилий со стороны правительства Индии в области наращивания экономического потенциала СВИ, повышения уровня качества жизни местного населения с целью снижения градуса радикальных настроений в обществе. Сепаратизм в СВИ, по крайней мере, на современном этапе, следует рассматривать в большей степени как ответ на социальные и экономические проблемы и жесткое регулирование этих процессов со стороны Центра и силовых структур. Поэтому сценарии разрешения этого этнополитического конфликта лежат в плоскости решения проблем развития региона. Важной составляющей для Дели является коррекция ментального восприятия истории, поиск идеи и общей платформы, объединяющей нацию. Очевидно, что прошлые обиды, стремление к радикальному изменению статуса СВИ искажают восприятие населением существующих проблем. Главным является понимание важности будущего, нежели приоритет прошлого. Этнический изоляционизм СВИ вне Индии вряд ли приведет к реальному развитию региона, о котором так мечтают местные жители.

×

Об авторах

Сергей Александрович Михайлов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: wetter248@mail.ru

аспирант кафедры всеобщей истории

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10-2

Список литературы

  1. Phir ubhara Manipur ke vilay ka mudha («Вновь возник вопрос о правомерности вхождения Манипура в состав Индии») // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/hi (дата обращения 27.10.2019).
  2. Численность населения Индии. URL: http://www.statdata.ru/naselenie-indiichislennost (дата обращения 11.10.2019).
  3. Горохов С.А. Религиозный фактор в политической жизни современной Индии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 2 (80), 2011. С. 95-100.
  4. Население Индии (Pew Research Center. The Global Religious Landscape). URL: https://countrymeters.info/ru/India (дата обращения 17.10.2019).
  5. Phir ubhara Manipur ke vilay ka mudha // Deutsche Welle (дата обращения 27.10.2019).
  6. Das С.К. Purvattara me samabeshi vikas (India Water Portal) («Дас С.К. Инклюзивное развитие СВИ (Водный портал Индии»)). URL: https://hindi.indiawaterportal.org/ sustainable-development-and-eastern-india (дата обращения 20.10.2019).
  7. Царство, разделенное в себе // Независимая газета (17.10.2007)http://www.ng.ru/ ng_religii/2007-10-17/7_kingdom.html (дата обращения 27.10.2019).
  8. Ministry for Development of North-East Region (26.05.2016). https://pib.gov.in/ newsite/mbErel.aspx?relid=145709 (дата обращения 30.09.2019).
  9. Ministry for Development of North-East Region (26.12.2016). https://pib.gov.in/ newsite/PrintRelease.aspx?relid=155853 (дата обращения 02.10.2019).
  10. Das С.К. Purvattara me samabeshi vikas (India Water Portal) (дата обращения 20.10.2019).
  11. Pure Purvattara me kamal khilane me BJP («БДП начала предвыборную кампанию в СВИ») // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/hi/bjp-now-focusing-onnorth-east-india/a-41821527 (дата обращения 17.10.2019).
  12. Официальный сайт МВД Индии (раздел, посвященный СВИ). https://mha.gov.in/ sites/default/files/Major_Initiatives.PDF (дата обращения 27.10.2019).
  13. Официальный сайт МВД Индии (раздел, посвященный СВИ) (дата обращения 27.10.2019).
  14. Das С.К. Purvattara me samabeshi vikas (India Water Portal) (дата обращения 20.10.2019).
  15. Das С.К. Purvattara me samabeshi vikas (India Water Portal) (дата обращения 20.10.2019).
  16. Hemant Singh: Bharat ke sat Uttar-Purvi rajya (Seven sisters): ek nazar me («Хемант Сингх. Семь сестер СВИ: обзор»). URL: https://www.jagranjosh.com/generalknowledge (дата обращения 10.11.2019).
  17. Das С.К. Purvattara me samabeshi vikas (India Water Portal) (дата обращения 20.10.2019).
  18. Purvattara kshetr me gatividhiya (adyayay 22). («Меры правительства Индии по развитию СВИ (глава 22)). URL: https://mohfw.gov.in/sites/default/files/ 22%20Chapter_HAN2018-19.pdf (дата обращения 01.12.2019).
  19. Bharat me sanrakshata («Грамотность в Индии») // Vivace Panorama. URL: http://www.vivacepanorama.com/literacy-in-india/ (дата обращения 01.12.2019).
  20. Ministry for Development of North-East Region (6.05.2016). https://pib.gov.in/ newsite/printrelease.aspx?relid=145050 (дата обращения 30.09.2019).
  21. Ministry for Development of North-East Region (11.10.2016). https://pib.gov.in/ newsite/PrintRelease.aspx?relid=151588 (дата обращения 02.10.2019).

© Михайлов С.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах